Итальянцы празднуют Николин день шумными процессиями, парадами, иллюминациями, оркестрами, неудержимым южным весельем… Русский народ чтит Угодника Божия задушевным акафистным пением, длительными и торжественными богослужениями. Более 100 лет назад в итальянском портовом городке Бари неподалеку от папской базилики с мощами Святителя Николая началось строительство русского подворья. Ныне гостеприимный русский дом вновь открыт для паломников. 19 декабря – день памяти Святителя Николая. Мы беседуем с настоятелем Патриаршего подворья в Бари отцом Андреем Бойцовым. – Отец Андрей, каков юридический статус храма, в котором хранятся мощи Святителя Николая? – Юридический статус храма – папская базилика, базилика понтифика. У нас, в Православной Церкви, есть термин «ставропигиальный», то есть подчиняющийся непосредственно Патриарху. В данном случае храм подчиняется Папе, его настоятелем является Папа Римский. Когда мощи были перенесены (фактически похищены) из Мир в Бари, а произошло это 9 мая 1087 г., итальянцы решили, что нужен специальный храм. Возник даже небольшой вооруженный конфликт, потасовка, потому что архиепископ Бари настаивал на том, чтобы мощи находились в кафедральном соборе. При виде первых жертв и многочисленных раненых аббат бенедиктинского монастыря Илья, человек духовный, решил вмешаться в ситуацию и смог погасить конфликт, убедив архиепископа в том, что жители Бари правы. Поэтому бенедиктинскому ордену было поручено возведение базилики. Они очень быстро справились с поставленной задачей, и в течение многих лет этот храм окормлял бенедиктинский орден. В 1951 г. произошли кардинальные изменения – Папа принял решение о передаче базилики в ведение доминиканского ордена. На мой взгляд, это связано с неким кризисом древних монашеских орденов в католической Церкви. Сегодня молодежь не любит вступать в ордена, которые своей целью ставят строгое монашеское делание. А бенедиктинский орден как раз и предписывает oraetlabora (лат.), что означает «молись и работай». Там довольно строгий устав, монахи, например, не имеют права выходить из монастыря без благословения игумена. Поэтому более популярны появившиеся с Франциска Ассизского, с XIII в., общины, где молодежь занимается какими-то видами социальной деятельности, помощью больным, бедным, образованием, проповедью. Девиз доминиканского ордена – восхвалять, благословлять, проповедовать. Доминиканцы всегда отличались тем, что были хорошими профессорами в университетах, успешно занимались преподавательской деятельностью. И Папа, возможно, поэтому передал базилику в ведение доминиканского ордена.

http://pravoslavie.ru/99562.html

     Светлой памяти тех, о ком этот рассказ. Две молодые женщины — одна худощавая, высокая и стройная, как сосна, одиноко растущая на горной вершине, другая — приземистая, полненькая, похожая на пушистую лесную елочку, стояли над огородными грядками, в благоговейном молчании глядя на покрывающую их нежно-зеленую поросль. — Ишь, как славно пшеничка взошла! — донесся до них из-за невысокого дощатого заборчика скрипучий голос старухи-соседки, Марфы Акиндиновны. — Благословил вас Господь урожаем! А у меня-то, вот напасть, взошло всего ничего, и у Агеевых то же самое, и у Лушевых тоже, и у Близниных. А у вас — глянь-ка! Чудо, да и только! Женщины (а звали их Варварой и Екатериной, и были они сестрами-погодками) переглянулись. Теперь у них не было сомнений: это чудо, явное чудо! Его сотворил для них дорогой батюшка, отец Иоанн Кронштадтский 1 . Кто, как не он?! Варвара и Екатерина с детских лет почитали отца Иоанна Кронштадтского. Да и кто из нас его не почитает!? Всероссийский батюшка, великий молитвенник и чудотворец! Еще при жизни отца Иоанна едва ли не в каждом доме, в каждой избе, затерянной на просторах необъятной России-матушки, на почетном месте, рядом с иконами, можно было увидеть его фотографию или цветной портрет на жести, украшенный размашистой, узнаваемой с первого взгляда подписью кронштадтского пастыря. Но особенно почитали отца Иоанна на его родине, в пинежском селе Сура, жители которой звали своего знаменитого земляка запросто, как давнего знакомца: Иван Ильич. Из года в год, летней порой, отец Иоанн Кронштадтский навещал родные края, щедро одаривая односельчан, а по пути наведывался в губернский город Михайловск, для жителей которого приезд дорогого батюшки становился подлинным праздником. Сотни горожан, приодевшись и прихватив с собой детей и внуков, спешили на Оперную пристань, встречать пароход отца Иоанна. — Где-ка, где-ка он? — слышалось из задних рядов толпы. — Где батюшка? — Да вон же он, на палубе стоит. Глянь-ка, глянь, ручку поднял…. Благословляет. Слава Тебе, Господи, сподобились от дорогого батюшки благословение принять.

http://pravoslavie.ru/100039.html

  Священнику, намеревающемуся совершать божественное таинство, должно, главным образом, быть исповедавшимся (в грехах) и примирившимся со всеми, соблюдающим, насколько есть силы, своё сердце чистым от худых помыслов, воздер­жавшимся (от пищи) вечером и в бодрственности до времени священнодействия. Когда наступило это время, он, по соверше­нии обычного поклона предстоятелю, входит в храм и, в соединение с  диаконом, делают вместе три поклонения к востоку пред образом Спасителя и пресвятой Богородицы, и двум хорам по одному (поклонению). Когда покланяются, тихо говорят такую молитву: " Господи, Боже наш! Простри руку Свою из святого жилища Своего и дай мне силу на предлежащее Твоё служение, чтобы, неосужденно представ пред страшным Твоим алтарём, совершил я безкровное священнодействие, так как Тебе принадлежат сила и слава во веки веков. Истинно " . Войдя в святилище , берут каждый своею рукою свой стихарь, и делают три поклонения на восток, говоря про себя: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " (Лук. 18:13). Потом диакон, наклонив голову, держа также правою рукою стихарь с орарем, подходит к священнику, говоря: " Благослови, владыка, стихарь с  орарем " . Священник, благословляя рукою, говорит: " Благословен Бог наш, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно " . Потом диакон отходить сам по себе на одну сторону святилища и облачается в стихарь, молясь так: " А моя душа будет радоваться о Господе " (Пс. 34:9); " Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством " (Ис. 61:10) . И, поцеловав орарь, возлагает на своё левое плечо. Также сам священник, взяв стихарь , благословляет его, и, поцеловав, облачается (в него), говоря про себя раньше сказан­ный псалом, подобно диакону. И взяв нарукавники, священник, (беря один из них) правою рукою, говорит так: " Десница Твоя, Господи, прославилась в силе: десная Твоя рука, Господи сокрушила врагов, и множеством славы Твоей стер супостатов " (Ис. 15:6): " десница Господня творит силу! " (Пс. 117:15), - левой рукой, говорит так: " Руки Твои сотворили меня и устроили меня " (Пс. 118:73).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А.В. Попов Слово в четвертую неделю Великого Поста Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих ( Пс.140:3 ). Так молится св. Церковь от лица нашего в настоящие дни поста. Но сами мы, братие, как будто не сознаем необходимости просить об этом Господа; напротив: мы желаем и домогаемся не преграждения устом своим, а наибольшей свободы и отсутствия всякого стеснения слову своему. Ведь наше слово, говорят, есть как бы отпечаток Божественного творческого слова; в нем отражение образа Божия; оно – высший дар Божий, которым Господь отличил человека и возвысил его над прочими тварями. Для чего же и дан этот дар, как не для того, чтобы развивать и усовершать его? В нем наша сила и власть; оно – проводник наших мыслей, чувств, нужд, предприятий, усовершенствований; в слове живет и движется знание, наука, закон. Целесообразно ли после этого заграждать уста и налагать узду на слово человеческое?! Наоборот, не следует ли дать ему полную и широкую свободу, как высшему и благороднейшему дару Божию? Однако, и самое достоинство этого дара должно уже располагать нас к тому, чтобы высоко ценить его и свято оберегать, не марать и не грязнить его. Но к осторожному и бережливому пользованию даром слова еще более должно располагать нас то, что грехом своим человек внес глубокую порчу в свою природу, и извращение отразилось и на даре слова. Язык нередко стал служить орудием греха, исполненным смертоносного яда ( Иак.3:8 ). Из уст наших зачастую стали исходить ложь, лесть, лукавство, обман, бранные слова, обиды, оскорбления, речи, полные соблазна и греховного яда. Значит, наряду с благодетельным влиянием и благотворною силою слова человеческого после грехопадения стала обнаруживаться и другая противоположная сторона. Языком мы стали, по словам св. Апост. Иакова, не только благословлять Бога, но им же и проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию, и из тех же уст стали исходить и благословение и проклятие; и не должно, братие мои, сему так быть: течет ли из одного источника сладкая и горькая вода (3,9–11)? Не должно сему быть тем более, что другое противоположное действие языка внесло великий вред и разрушение в жизнь человеческую. Не столько, говорит премудрый сын Сирахов, пало людей от острия меча, сколько от языка; и счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярмо его, и не связан был узами его, ибо ярмо его – ярмо железное, и узы его – узы медные; смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его (28,21–24)! Как же после этого не последовать мудрому совету сына Сирахова: для слов твоих сделай меру и вес, и для уст твоих дверь и запор (28,29), и как не воскликнуть вместе с ним: кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня! Господи, не оставь меня на волю их (22,31; 23,1)!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А. Кордочкин Славословие 1183 Слава в вышних Богу и на земле мир людям благой воли. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой Славы Твоей. Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий. Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе. Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас. Берущий на себя грехи мира, прими молитву нашу. Сидящий одесную Отца, помилуй нас. Ибо Ты один свят, Ты один Господь, Ты один Всевышний. Иисус Христос, со Святым Духом во славе Бога Отца. Аминь. Святый Боже, сидящий на херувимах, единый незримый, Святый Крепкий, в вышних прославляемый ангельскими гласами, Святый Бессмертный, единый непорочный Спаситель, помилуй нас. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих I. Достоин Ты, Господи Боже наш, принять славу, честь и силу. Припев: Святый Бессмертный... Стих II: Ибо все народы придут и склонятся пред лицом Твоим, Господи, говоря. Припев: Помилуй нас... Стих III: Благословение и честь, и слава, и премудрость, и сила Тебе, Господу нашему, во веки веков. Аминь. Припев: Помилуй нас... Молитва 1184 Тебе вовеки слава, Вышний Отче и Господи, Который ныне с небес удостоил ниспослать нам Господа Иисуса Христа Спасителя нашего, о Котором Ты провозгласил некогда в прорицаниях пророков и Которого теперь явил нам рожденным от Девы Марии. Ныне для нас в яслях лежит Хлеб вечной жизни, и Свет великий явился на земле. Ныне мир небесных граждан явился, и нам всем дается дар вечности. Ныне открылась нам божественная сокровищница, и свет явился всем, кого избрал Дух Святой. Теперь истинный Свет явился миру, Врач слепых, Исцеление расслабленных, Сила немощных, Укрепление слабых. Ныне явилось воскресение мертвых, путь, истина и жизнь 1185 живых. И мы просим, истинная Троица, Бог наш, даровавший нам принять радостный дар рождества Твоего, даруй нам по ежегодному обетованию иметь беспорочную жизнь, чтобы после плотских уз мы удостоились соединиться со всеми святыми в славном небесном отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Боголюбивая» Празднование 18 июня/1 июля Кондак 1 Взбранной Воеводе, Боголюбивей Царице, превысшей всякаго создания, Деве и Матери Христа Бога, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице! Ты же, яко Боголюбивая и Всемилостивая Мати, благоизволившая явити пресветлый Свой лик благоверному нашему князю Андрею, от бед и скорбей сохрани ны и храм сей, да зовем Ти: Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше. Икос 1 Ангелов Превысшую вся небесныя силы величают Тя, Богородицу Царицу, мы же грешнии на земли, чудному Божию о Тебе смотрению дивящеся, всею душею, сердцем и усты дерзаем глаголати: Радуйся, Благословенная в женах Дево Благодатная; радуйся, Всевышняго Мати, Духа Святаго пребывание. Радуйся, Царице небесе и земли и всех небесных сил высшая; радуйся, ангелы чтимая, от серафим воспеваемая. Радуйся, благословляемая на Небеси и славимая на земли; радуйся, воистину Присноблаженная и Пренепорочная. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше. Кондак 2 Видящи Премилосердная Матерь Божия земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволи явити чудо, избравши сосуд благодати и милостей Своих к нам – благочестиваго, князя Андрея. Обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумети хотя чудо, явленное милостию Твоего, Пресвятая Богородице, егда кони, везшии святый образ, сташа и людие к шествию подвигнути их не возмогоша, благоверный князь Андрей нача со слезами молитися к Тебе, Владычице, да покажеши, Пречистая, волю святую Свою, Ты же в видении благоволила еси открыти преблагий совет Твой. Темже и мы, чудо сие воспоминающе, преклоньше колена, взываем сице: Радуйся, прославившая место обители Твоея дивным чудодействием и в сем милость преизобильную нам показавшая; радуйся, страну Владимирскую светом Своим озарившая и лучи света на всех нас простирающая. Радуйся, Всеблагая наша Наставнице, любовию нас привлекающая; радуйся, Охранительнице наша от бед и болезней. Радуйся, у Господа спасения нашего Ходатаице, Царице наша Небесная; радуйся, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Исаак из монастыря Дионисиат «Он был образцом простоты, точности, благочестия, всегда молчаливый и сосредоточенный, пример для всех отцов». Архимандрит Гавриил Дионисиатский Предисловие Святых угодников Божиих можно сравнить с многоцветными, яркими цветами. Краски всеразличные, но нанесены кистью Одного Художника. Как сказал апостол Павел: «Разделения же дарований суть, а тойжде Дух» ( 1Кор.12:4 ). Эта истина подтверждается каждый раз, когда мы узнаем о жизни еще одного праведного монаха Горы Афон. У старца Каллиника Исихаста мы видели яркий Фаворский свет, в старце Иоакиме из скита праведной Анны видели подвижника и мученика, старец Даниил Катонакский изумил нас остротой ума и глубиной мудрости, старец Афанасий Григориатский – величием священника и благоговейным покаянием. Сейчас, в пятой части этой книги, рассказывая о старце Исааке из Дионисиата, мы ощущаем необыкновенное благоухание Божественного. Отец Исаак был одним из тех редких монахов, которыми Господь благословляет монастыри, снискавшие Его особенную любовь. Такие подвижники как столпы Божии укрепляют и поддерживают большие обители. Их жизнь – источник щедрых благословений, река, что «радует град Божий». Счастливы жители тех Божиих градов! Вспоминаю, как юношеские мечты мои привели меня в Дионисиат, через несколько лет после его кончины. Все говорили тогда о своем авве Исааке. Яркие, неизгладимые воспоминания о его жизни произвели на меня глубокое впечатление. Я не переставая говорил о его добродетелях и тогда-то родилось желание составить его жизнеописание. Вершин святости старец Исаак достиг не благодаря богословским трудам: он был не очень образован, не отличался умением красиво говорить. У него не было стремления занять высокое место в монастыре или среди священников. Скорее, он отличался своей простотой, прямотой и чистосердечной преданностью монастырским установлениям. Будучи монахом святой обители, он постоянно выражал любовь ко Христу и был Ему безгранично предан. С тщанием и прилежанием следовал по узкому и тернистому пути аскетизма, не отклоняясь ничуть ни вправо, ни влево. За это и получил свой венец. «Аще же и постраждет(подвизается) кто, не венчается, аще не законно мучен будет(будет подвизатися) » ( 2Тим.2:5 ). И: «Ты убо злопостраждет яко добр воин Иисус Христов» ( 2Тим.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Батюшка, а там, где был храм, но снесли, место святое? 04.09.2023 11:29:38 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/08/22/21-00 Н. Карташева: - Доброго дня, дорогие слушатели! Всем Божьего благословения и милости! Начнем нашу беседу сегодня с апостола Матфия, память которого совершается сразу после Преображения Господня. о. Алексей: - Апостола Матфия Церковь жребием избрала на место отпавшего Иуды. Его иногда путают с апостолом Матфеем. Даже та, Матфиевская церковь, которая стояла в Петербурге, сейчас остался только Матвеевский сад, как его немного неверно называют в народе. Нужно различать и четко помнить разницу между двумя апостолами. Откуда было брать ученика? К апостольству призывает Господь, благословляет священство, дары проповедания, чудотворения, научения, дар жизни, которая не терпит ничего лишнего. Мы же помним, в какие условия ставил Господь своих апостолов. Они из житейских необходимостей вырывались ради проповедания Слова Божия и новой реальности, жизни, которую Господь проводил через живое течение христианской жизни и Церкви во главе с Собой. Это новое особое служение требовало символического числа служителей – 12, ровно столько, сколько было колен Израилевых, сколько апостолов, которые при конце времен будут судить нас. От начала мира, от творения каждый апостол был избран. Случилось необыкновенное – жребием Господь показал, кого поставить на освободившееся место Иуды. Святой Матфий веровал в Господа как в Мессию, неотступно следовал за Ним, в числе 70-ти подвизался. По Вознесении жребий достался достойному. После сошествия Святаго Духа апостол проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Иудее, с прочими апостолами ходил. Многогранна была его апостольская деятельность. Почитание апостола ширилось и имело в разных регионах свои особенности. Рекомендую ознакомиться поподробнее с житием апостола. Матфиевская церковь была изначально деревянной и называлась Петропавловской. В 1712 году произошла закладка великого собора, который совсем рядом, и храм не разобрали, а перенесли на место, где потом храм был освящен как Матфиевский.

http://radonezh.ru/2023/09/04/batyushka-...

Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси во Псков, собору святой Троицы и собору святой Софии и собору святого Николы, игуменам и попам, и священническому всему и иноческому чину, и посаднику Феодосью Фефиловичу 2115 и старым посадникам, и всему Пскову, христоименитым Господним людям, живущим всем под законом Божьим. Что есте вы, Господни священники и игумены и попы и диаконы, писали ко мне со своим братом священником попом Иевом, и о том слышал есмь, как туто уничижение и поносъ на чин великого Божьего священства, и како судят вас: где вам что взять, или кто поклеплет вас, и велят вам 2116 облещи себя во всю одежду священническую, и таковою ротою судят вас. И таковы убо бесчиния ни в писании обретох, ни слышах где. А убо в том сане священническом ни 2117 к царю временну посылаемы есте, но к Царю царствующим и Господу господствующим. И тамо, идеже предстоите, и тамо и ангелам предстоящим, тех одеяниях ваших священных касающеся. И на сей той священнический сан 2118 устройся. И вы же убо; посадники и все христоименитое Господнее людство смотрите о сем, иже отселе да не будет таковой понос и рота чину великого Божьего священства. Понеже бо неудоб разумеваю, откуда таковое бесчинье введется ту в вас: мирским и рота – целованием крестным на имениях, и чину великого Божьего священства рота – их священным саном. А убо не предана есть христианам православным рота, и не ротой судить повелено есть, но по Христову евангельскому глаголющему слову судяще: «пред двумя или тремя свидетелями, да станет всяк глагол». И тако повсюду священничество судится, и без двух или без трех свидетелей достоверных священников не осуждается. И в вас убо то не вем, како тое и самое евангельское слово оставлено бысть, и ротой судимо есть Божье священство. И имже саном священник одеян всегда предстоит Царю царствующим и Господу господствующим, всегда Христово тело и честную кровь в том сане держаще, ангельскими лики оступлен, и тако тем саном священник одеян изводятся на тризнища и на понос и на бесчестия, и тако судом вашим, той ротой священного своего сана, от вас осуждаемы суть. И сего ради благословляю ваше православие, отселе да не будет таковой суд на великое Божье священство, но суд да будет Божьей правды со свидетелями достоверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Благословите, отец Иоиль. Вы рады новому паломнику? – Господь тебя благословит, отец Иоанникий! Я очень рад, что ты меня не забываешь. Господь воздаст за твою любовь. Пока наши тени касаются земли и Спаситель благословляет нас пребывать в теле, приходи в любое время для духовной беседы! Как сказано в Писании: «Спасение во мнозе совете»; и еще: «Те, у кого нет руководства, падают, как листва». Когда я покину это тело, никто более не отворит дверь моей кельи. – В каком году вы пришли в монастырь, отец Иоиль? – В мае 1932 года. Мне было 24 года. Моя мать была вдовой с четырьмя детьми с 1916 года, потому что отец погиб на Первой мировой. Мама была очень стойкой и благочестивой женщиной. Она много работала, чтобы прокормить и вырастить нас. Нашим утешением был Бог и деревенский священник. Его звали Георге Миронеску. Великой души был священник. Он построил каменную церковь в нашей деревне Кат, недалеко от Петро-Нямца. Я помогал ему в церкви, и он был очень ласков со мной. – Кто повлиял на вас так, что вы пошли в монастырь? – Внутреннее призвание, отец, вот что вело меня. Голос сердца был сильнее чего-либо еще. Мать была счастлива, что ее сын в монастыре. Поэтому она не препятствовала мне стать монахом. – Какой была духовная жизнь в Сихастрии 50 лет назад? – Было очень строго. Тогда настоятелем был отец Иоанникий (Морой), пришедший со Святой Горы. Порядок общежития хранился благоговейно. Благословение начать службу не давалось, если кто-то отсутствовал в храме из тех, если не был болен или не трудился на послушаниях. Тот, кто не приходил на утреню ночью, оставался без еды на следующий день. Трапеза предлагалась постная, в три часа пополудни во все дни, кроме воскресенья и субботы. – Какими добродетелями обладал ваш духовный наставник отец Иоанникий? – Он был строг к себе и любил аскетические труды. Он много постился, много молился, много читал Псалтирь, не пропускал церковные службы. Он имел великую любовь ко всем и во время трапезы всегда произносил поучение. 20 лет он ежедневно служил Божественную литургию, так как был единственным священником. Во время четырех постов он вкушал пищу только в субботние и воскресные дни, но благодать Божия укрепляла его.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010