246. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монастыре Ноября 20-го; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собрании 1861 г.) 1849 год Господне есть царствие, и Той обладает языки ( Nc. XXI. 29 ). Замечали-ль вы, что при начатии церковных молитвословий обыкновенно мы возглашаем: «благословен Бог наш», или: «слава Святей Троице»; а при начатии моления о Благочестивейшем Государе нашем, в день Его воцарения, или царскаго венчания, употребляем особенное славословие: «благословенно царство» Святыя Троицы? И если вы сие замечали: то помышляли-ль о том, что значит сия особенность? Не думает ли, может быть, Церковь представить менее высоким царство земное, нарочно превознося над ним царство небесное, в то самое время, когда верный народ с особенною торжественностию чтит своего Царя молитвою и радостию? Нет. Церковь имеет при сем другую – лучшую мысль и намерение. Она возвышает и утверждает царство человеческое, связуя оное с царством Божиим. Воспоминая начатие благословеннаго царствования, и с сим вместе благословляя Бога именно в качестве Царя, она чрез сие дает нам разуметь, что высшее начало царствования сокрыто в Боге, хотя и открывается посредством земнаго закона престолонаследия, по воле главы царствующаго рода; и что, если доблестями и подвигами Царя, Его мудростию, крепостию, благостию, пользуемся мы для нашего блага: то за сие «благословенно царство» Божие, ниспосылающее нам сии дары. При таком умопредставлении, как высок Царь, когда власть Его есть орудие и проявление власти Царя Небеснаго! Как Он тверд на своем престоле, который поддерживается Вечным и Всемогущим Вседержителем! И какое сильное в сем умопредставлении заключается побуждение для Царя ко всякой добродетели и совершенству, чтобы Ему быть достойным орудием Царя Всесовершеннаго! Какое сильное и чистое побуждение для подданнаго, не только повиноваться Царю, но и благоговеть пред Ним, не только исполнять Его законы и повеления видимыми действиями, но и предаваться Ему верным и любящим сердцем на жизнь и на смерть пред очами Всевидящаго Царя царствующих!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

257. Подвигом поста и покаяния поможем на брани подвизающимся! Господь милует нашу Русь Православную, милуя наказует и наказуя зовет к покаянию и духовному обновлению. В последние полгода мы пережили столько чудес милости Божией, сколько не видели в полсотни лет. Не видели, потому только, что в нерадении своем глаза закрывали, а они, чудеса эти, не прекращались у нас никогда. Гром небесный пробудил нашу дремлющую совесть, и очи наши открылись. Бог положил на сердце Своему избраннику, Царю нашему, великое, воистину спасительное дело – положить конец народному развращению пьянством, и народ, как освобождаемый пленник, когда с него снимают оковы, свободно вздохнул, благословляя Помазанника Божия за это святое дело. А трезвость, видимо, привлекла к народу нашему и Божие благословение. Но великое Божие испытание далеко еще не кончилось. Наш враг собирает все новые и новые силы: объявляя войну, он надеялся, что поможет ему наша внутренняя смута, наш исторический порок – пьянство; милостью Божией этого не случилось. Смута исчезла, пьянства как не бывало, Русь встала за свои святыни как один человек. Но и в духовной жизни бывает то же, что в жизни телесной: болезнь иногда возвращается с удвоенной силой. Есть опасность, после благополучного окончания войны, возвращения и наших недугов духовных; эту опасность надо иметь в виду, надо принимать меры к ее предупреждению. А для этого – не должно успокаиваться на мысли, будто мы стали лучше, будто мы заслуживаем милости Божией, будто мы уже застрахованы от тех искушений, которыми, – скажем откровенно, – позорилась доселе Русская земля. И вот – новая к нам милость Божия: чтобы закрепить в нас благое произволение, Бог так расположил в нынешнем году события современной жизни и дни церковных воспоминаний, что Великий пост , это время духовного обновления по преимуществу, приблизился к началу года на самое краткое расстояние: тотчас же после праздника Крещения Господня, в первое же воскресенье, Церковь уже запела: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

475. Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Успенском Соборе августа 30). 1825 Радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех. ( Лук. Х, 20 ). В радости проводим мы настоящий день: потому что на нем написано возлюбленное имя Александра, верховного для нас на земли виновника победных и мирных радостей общественных, охранителя и распространителя непорочных радостей семейственных и личных, собственную радость и покой приносящего в жертву, «да» мы под Его державою «тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» ( 1Tuм. II, 2 ). Желаем ли сию возвышенную на земле радость еще возвысить некоторым образом в достоинство небесной радости? Мы имеем и для сего твердое основание: ибо нет сомнения, что радостотворное для нас «имя» Александра, благословенное в делах благословенных, «написано ... на небесех» ( Лук. Х, 20 ), откуда благословляется благое, откуда невидимо управляются правительства сего видимого мира, откуда исходят судьбы людей и народов. Радость праведная, радость святая! Сияй как ясное утро, согревай сердца, как летний полдень, услаждай и упояй, как вино зрелого винограда! Пусть раздается «глас радости и спасения в селениих праведных» ( Nc. CXVII, 15 ). Да будет только радость праведная и святая по своему предмету, также праведна и свята по своему образу и действиям. Да будет радость достойна предмета радости. Дайте мне и себе несколько досужных минут радости, чтоб развить сию мысль в некоторое наставление каждому из нас. Есть обычай, по которому каждый из нас некоторою радостию и торжественностию ознаменовывает день своего имени, какое он получил от Церкви. Что за обычай? Когда с радостию воспоминают и празднуют день рождения, сей обычай легко изъясняет себя, хотя бы и не говорило Евангелие о радости, «яко родися человек в мир» ( Uoah. XVI, 21 ). Не трудно вообразить, что бытие лучше ничтожества; что жизнь на земле, под солнцем, превосходнее мертвого сна или темничного заключения младенца в матерней утробе; и потому не удивительно, что мы с торжеством воспоминаем день, которым для нас вечное ничтожество кончилось, и девятимесячный гроб раскрылся 964 . Но когда один назван Криспом, а другой Гаием: что торжествуют они? Не вижу, откуда бы взять на сие ответ, разве из приведенных в начале сего слова слов Христовых: «они радуются, яко имена их написаны суть на небесех».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

68. Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Мариинской церкви Императорскаго Вдовьяго дома, пред торжественным обетом сердобольных вдов, декабря 6 дня; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) «Кто мя устроит по месяцам преждних дней, в нихже мя Бог храняше» ( Uob. XXIX. 2 )? – воскликнул некогда Иов. Без сомнения, при сем помышлял он о детях умерших, и о домашнем благосостоянии разрушенном. Но есть еще предмет его печали, который особенно 365 достоин внимания, и даже удивления. Он тоскует о возможности благотворить, которую имел, и которой лишился. «Спасох бо», говорит, «убогаго от руки сильнаго, и сироте, ему-же не бе помощника, помогох». – «Уста же вдовича благословиша мя». – «Око бех слепым, нога же хромым: аз бых отец немощным» ( Иов. 29:12–16 ). Не тоскуй, благодетельная душа! Бог, верховный благодетель, и покровитель всякаго благотворения, не дает в нарекание Своей добродетели 366 в лице твоем, Он устроит тебя по месяцам преждних дней, в которые Он хранил тебя. И подлинно, говорит наконец книга жития его, «даде Господь сугубая, елика бяху прежде Иову во усугубление», – «Господь благослови последняя Иовля, неже прежняя» ( Иов. 42:10, 12 ). И у Тебя, Матерь благословенных Сынов по естеству, а по благотворению Матерь немощных и сирых 367 , светодательница слепых, благословляемая вдовицами, – и у Тебя, за год пред сим, не было ли таких минут, в которыя все чувство бытия и жизни заключалось в одном воздыхании о утрате, неизреченно великой? 368 «Кто мя устроит по месяцам преждних дней, в нихже мя Бог храняше?» Но Великий Отец сирых и Судия вдовиц, внял молитвам 369 благословляющих Тебя сирот и вдовиц, также как и молитвам осиротевшаго-было народа и царства, и 370 устроил Тебя точно по месяцам прежних дней, в которые Он хранил Тебя. Се и ныне, в том же месяце, в котором прежде священным торжеством одного из разнообразных Твоих благотворений ознаменовывали мы день Твоего Богом благословеннаго Сына, – и ныне, день Твоего другаго Богом избраннаго Сына, тем же торжеством благословляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

6. О браке. Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковию обещании женихом и невестою всегда хранить супружескую верность, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с Церковью , и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Какие есть постановления о браке? Так как лица, вступающие в брак, получают иногда важные гражданские права, а вообще-то важные обязанности по рождению и христианскому воспитанию детей; то и Церковь и государство вступление в брак предупреждают своими ограничениями и уставами, а именно: Лица, Православного исповедания всех, без различия, состояний могут вступать между собою в брак, не испрашивая 31 на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим оне принадлежат (Т. X. часть 1-я Зак. Гражд. ст. 1). Но при этом запрещено вступать в брак лицам мужеского пола ранее восемнадцати 32 , а женского ранее шестнадцати лет от роду 33 (там же стат. 3). Священник, диакон и причетник за браковенчание таких лиц, кои не достигли ещё возраста, для вступления в брак определённого, если дознано будет, что они не употребили должных мер к дознанию о сем, наказываются без отрешения от мест своих посылкою в монастырь: священник на половину того времени, сколько не доставало брачившимся до гражданского совершеннолетия; а диакон и причетник на половину того времени, на сколько послан священник. Но если до совершеннолетия не доставало более года, то священник отрешается от места и низводится на причетническое по выше означенному расчёту времени. (Уст. Д. Конс. ст. 199). Запрещается вступать в брак мужчине, имеющему более восьмидесяти лет от роду, а женщине, прожившей на белом свете уже шестьдесят лет (там же ст. 4). Запрещается вступать в брак с безумными и с сумасшедшими (Там же ст. 5). Лицам, не имеющим гражданского совершеннолетия (21 года) и гражданской самостоятельности «запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов и попечителей. (Там же ст. 6).»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

76. Слово в день Рождества Пресвятыя Богородицы 422 1828 год И отвеща им глаголя: кто есть мати Моя или братия Моя? ( Mk. III. 33 ) От чего праведная Елисавета, как скоро увидела пришедшую к ней Деву Марию, и услышала из уст Ея обыкновенное приветствие посещающих, тотчас исполнилась такою радостию, что радость сия сообщилась и младенцу во чреве ея 423 , и он взыгрался, и матерь воскликнула и начала благословлять Деву! От того, как объясняет сама Елисавета, что в Марии узнала она Матерь Господа. «Откуду, – говорит, – мне сие да приидет Мати Господа моего ко мне»? ( Лк.1:43 ) От чего и Церковь о Пресвятой Деве Марии так радуется и с таким восторгом ублажает Ее 424 ? Почему самому рождению и младенчеству Ея воздает празднственную честь, безпримерную для прочих святых и праведных? – Кажется, и на сие не нужно искать другаго ответа, кроме того, который нашли мы в пророческом духе Елисаветы: Мария есть Мати Господа нашего. Но посмотрите, какую нечаянность представляет нам Евангелие. Мати Господа, которую так рано нашла и нам указала Елисавета, внезапно скрывается. Се Господь Сам вопрошает: «кто есть Мати Моя?» – Нельзя вообразить, чтобы Он или не знал Своей Матери, или хотел отречься от Нея: однако вопрошать: «кто есть Мати Моя», значит или не знать Ея, или отрицаться от Нея 425 . И что же мы делаем, когда ублажаем благословенную Матерь Господа нашего, думая тем угодить Ему, и к Нему чрез Нее приближиться, если Он некоторым образом устраняет Ее от Себя 426 ? Не смущайтесь, Песнословцы Богородицы, от сего труднаго помышления. Оно поведет нас к размышлениям, которыя не поколеблют, но утвердят нас в уверенности о Ея Божественной славе, также как и в разумении святаго учения Сына Ея и Бога. «Седяше, – повествует Евангелист Марк, – народ окрест Его. Реша же Ему: се Мати твоя и братия твоя и сестры твоя вне ищут тебе. И отвеща им глаголя, кто есть Мати Моя или братия Моя?» ( Мк. 3:32–33 ) Что не хощет Он знать братий Своих, то понять не трудно. В то время они были достойны таковаго отчуждения, потому что, как замечает Евангелист Иоанн, «ни братия Его вероваху в Него» ( Uh. VII. 5 ) 427 . Но и кроме вины неверования их, справедливо сие потому, что это были мнимые только братия Иисуса; ибо это было родство 428 Иосифа, мнимаго отца Иисусова. Таким образом, отрекаясь от братий, по рождению плотскому так называемых, Господь не отрицает никакой истины земной, а утверждает небесную истину Своего Божественнаго рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

7. Свидетельства св. отцов церкви о благодати священства 1 . «Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство священства! – восклицает св. Ефрем Сирин, – оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно, и его-то Христос, снисшедши, даровал недостойным! (Слово 57 «о священстве». В «Твор. св. отц.» твор. Ефрем. Сир., ч. 2 изд. 3, 1881 г., стр. 600). 2 . «Кто, – спрашивает св. Амвросий, – дает благодать епископства?» и на это такой дает ответ: «без сомнения ты ответишь: Бог. Но Бог дает ее через человека. Человек возлагает руки, а Бог изливает благодать: священник возлагает смиренную десницу, а Бог благословляет всемощною десницею; епископ посвящает в сан, а Бог сообщает достоинство» («слово на св. крещение», de dignit. sacerdotali, с. 5). 3 . Св. Иоанн Златоуст в своих беседах на книгу «Деяний Апостольских», касаясь того, как были поставлены первые диаконы в апостольской церкви, вот что по сему поводу говорит: «Смотри, как точен Дееписатель. Не говорит – как, но просто, что рукоположены были (седмь диаконов) с молитвою: ибо это и есть рукоположение (χειροτονα). Возлагает руку человек, а все делает Бог и Его рука касается главы рукополагаемого, если он рукополагается, как должно... Отсюда видно, что не довольно одной благодати (крещения), но требуется и рукоположение, чтобы было приращение Духа. Хотя и прежде они были полны Духа, но имели его от крещения» (In acta aposmol. homil. 14. п. 4 homil. 15 п. 1; сн. «Опыт. прав. догм. богосл.», еп. Сильвестра, Киев. 1884 г. т. IV, стр. 342 – 345). 4 . Св. Григорий Нисский : «Сила слова соделывает и священника важным и досточтимым, отделяя его через новое благословение от сообщества многих. Быв вчера и прежде одним из простого народа, вдруг является он наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных таинств, – и это делает нимало не изменившись по телу или виду. Но, оставаясь по видимому тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе к лучшему невидимою некоторою силою и бдогодатию» (In baptism. Christi, Т. III, р. 370, ed. Morel).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

87. Слово в неделю двадесятую по Пятдесятнице, при воспоминании освобождения Москвы от нашествия Галлов, и при продолжении молитв о избавлении от губительныя болезни (Говорено в Успенском Соборе октября 12 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 г.) 1830 год Еще праздник; и еще слышится мне грозное слово Господне: «превращу праздники ваши в жалость, и вся песни ваша в плач» ( Aмoc. VIII. 10 ). Мы воспоминаем ныне, и хотели бы праздновать освобождение сего града от четыредесятидневнаго одержания жестокими врагами. Хотим торжественными песнями славословить Бога избавителя. «Востани, слава моя.., исповемся Тебе в людех, Господи» ( Ncaл. CVII. 3–4 ). Но что град? Что там люди? Не новое ли трудное поприще времени проходят? Несколько сот болящих страждут; многие здравые состраждут болящим; некоторые оплакивают умерших; малодушные связаны страхом; благоразумные не столько, как обыкновенно, свободны, по причине осторожности; человеколюбивые носят в сердце чувствование общаго бедствия; благоговейные поникли пред грозящим перстом Вышняго. Что же превозможет? «Праздник», или «жалость»? «Песни» торжественныя, или «плачь»? – Ибо трудно согласить и соединить сии противоположности. Почему премудрый Соломон и распределяет оныя на разныя времена. «Время, – говорит, – рыдати, и время ликовати» ( Ekkл. III. 4 ). Видно, не славу пробуждать, и не торжественныя песни воспевать нам ныне. И сие не потому, чтобы позволительно было во время прещения Божия прекратить благодарение Богу за Его прежния благодеяния. Нет! должно и во дни гнева Божия с благодарением воспоминать прежния по гневе милости Божии, как потому, что сего требует справедливость, так и потому, что сие должно подавать нам надежду возобновления милости к нам Божией и по настоящем гневе Его. И не только за прежния благодеяния Божии, но и за настоящее скорбное посещение Божие должно благословлять Бога, по примеру Иова: «яко Господеви изволися, тако бысть; буди имя Господне благословенно во веки» ( Uob. I. 21 ). Но как и праведный Иов, при столь благодатном чувствовании сердца, уступил немощи естества человеческаго, и с самым посещением Божиим, которое было скорбное, а не радостное, сообразовался, тем, что «востав растерза ризы своя, и остриже власы главы своея, и посыпа перстию главу свою» ( Uob. I. 20 ), в знамение печали: то и нам приличнее ныне образ печали, нежели радости, и по духовной немощи нашей, и по смирению пред грозным посещением Божиим, и наипаче по греховности нашей. Ибо как посещает ныне нас Бог, без сомнения, по грехам нашим: то всего паче потребно для нас покаяние: а с покаянием сообразнее печаль, нежели радость, только бы печаль была по Боге, Котораго мы оскорбили грехами нашими. «Печаль бо, – говорит Апостол, – яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает» ( 2Kop. VII. 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

88. Слово в неделю двадесять вторую по Пятдесятнице, при продолжении молитв о избавлении от губительныя болезни (Говорено в Троицкой церкви странноприемнаго графа Шереметева дома, по случаю возобновления оныя, октября 26 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.) 1830 год Читанная ныне из Евангелия притча, или повествование о богатом и Лазаре ( Лк.16:19–31 ) так известно, что, при вступлении в поучение, не нужно вновь читать или пересказывать написанное в Евангелии, а можно прямо приступить к размышлениям, какия оно внушает. Но прежде всего, сие место приводит мне на память «человека богатаго», который не потерял своего имени в делах ничтожных, который не оставил без внимания беднаго и больнаго Лазаря у ворот своего великолепнаго дома, но заботливо искал его по чужим домам, и бедному и больному Лазарю построил сей пространный дом, приготовил неистощимыя пособия для жизни и врачевания, и сие великолепное дело человеколюбия довершил устроением сего величественнаго Храма, чтобы Лазарь имел удобность не одним терпением до конца, но и другими упражнениями благочестия готовиться «к лону Авраамову». «Отче Аврааме», отче верующих и человеколюбивых! обыми, если можно, и за нас в блаженных недрах твоих, вместе с душею, терпением спасавшагося Лазаря, душу человеколюбием спасавшагося раба Божия Болярина Графа Николая; и да почиет она в светлых обителях вечно благословеннаго и благословляющаго твоего семени, Господа нашего Иисуса Христа, Которому ты берег души древния, и Который, для душ древних и новых, Един есть воскрешение и жизнь и покой! Обратимся, братия, к себе. – Кто богат и любит свое богатство; кто склонен к роскоши; кто чувствует в себе порыв возноситься преимуществами своего имени и состояния: тот пусть поставит себя пред Евангельскою притчею, как пред зеркалом, и пусть посмотрится, не походит ли он на богатаго Евангельскаго, и такое сходство нравственнаго лиценачертания не предвещает ли с вероятностию той же участи, какая постигла богатаго Евангельскаго по его смерти?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010