В 1658 году 10 июля, Никон добровольно оставил патриаршую кафедру и удалился в свой любимый Воскресенский монастырь. Кажется в первое время у Никона действительно было искреннее намерение никогда уже более не возвращаться на покинутую им кафедру, по крайней мере об этом он не раз и решительно заявлял различным лицам, официально посылаемым к нему от государя. 12 июля, т. е. спустя два дня по удалении Никона, государь послал в Воскресенский монастырь боярина Алексея Трубецкого и дьяка Лариона Лопухина , которым Никон говорил: „чтоб великий государь (титул) и государыня царица и прочие пожаловали его простили, а им, великим государям, благословение свое и прощение посылает, а кого Бог изволит и пресвятая Богородица и великий государь укажет быти на его месте патриархом, и он, патриарх, благословляет и великому государю челом бьет, чтоб церковь Божия не вдовствовала и без пастыря не была, а церковь и дом пречистыя Богородицы благословляет, покаместа патриарх будет, Крутицкому митрополиту“.Как навсегда оставивший кафедру, как навсегда расстающийся с своею паствою Никон, с посланными к нему Трубецким и Лопухиным, „приказывал благословение свое и прощение боярам и думным людям и всем православным христианам“ 1 . К государю, государыне и ко всем членам царской семьи Никон посылал особое письмо, в котором он прямо называет себя „многогрешный богомолец ваш, смиренный Никон, бывший патриарх“, и просит у всех со слезами прощения в своих согрешениях. „Второе и третие и многожды и множицею прошу, Господа ради, пишет Никон, простите мя, да и сами от Господа Бога прощения и благословения сподобитеся, и ничтоже напоминайте ми много моего согрешения, вем, о вем, яко много и премного много к вам государем мое согрешение и велико зело, ему же ей-ей воистину несть числа... Вся ми оставите и простите и незабудете мя беднаго и грешнаго во многой своей милости, якоже и прежде, да и вас Господь Бог не забудет» 2 . В этом письме очевидно говорит человек, вовсе и непомышляющий о возвращении на оставленную им кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Митрополит Иларион: Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы 8 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Пресвятая Богородица придет к нам на помощь, даже когда мы Ее не ждем и Ее не призываем. 7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма игумен Филарет (Тамбовский), — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствовавшим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту − как вы знаете, этот праздник установлен по солнечному календарю, поэтому его дата не меняется, тогда как Пасха и Великий пост совершаются по лунному календарю. Если Пасха бывает очень ранней, то Благовещение может даже совпасть с ней или с первыми днями Светлой седмицы, если Пасха позже, то праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на дни Страстной седмицы, а если еще позже – то на Великий пост. Как правило, в силу этого обстоятельства праздник Благовещения в церковном уставе всегда сочетается с еще какими-нибудь литургическими событиями. Если, например, Благовещение приходится на Великую пятницу, то служба 12 Евангелий дополняется тринадцатым – «Благовещенским» − Евангелием. Много есть других и особенностей в церковном уставе, которые всегда придают празднику Благовещения какое-то дополнительное содержание. Вот сегодня на вечерне, с которой началась Литургия святого Иоанна Златоуста, мы слышали рассказ из книги Бытия о том, как престарелый Исаак благословлял двух своих сыновей. Ревекка – жена Исаака − больше любила младшего сына, поэтому, зная о старости, немощи и слабости своего мужа, она подговорила Исаака прикинуться старшим сыном, прийти, накормить, ублажить своего отца и получить его благословение. Хотя отец заподозрил, что это не Исав, которому он хотел преподать благословение, человеческая хитрость возобладала и благословение было преподано младшему сыну. Когда затем пришел старший сын и обман обнаружился, Исав спросил отца: «Неужели у тебя не найдется другого благословения и для меня тоже?» (см. Быт. 27. 36), а Исаак сказал: «То благословение, которое я дал ему, не может перейти на тебя». Он дал этому сыну другое благословение, но именно Иаков оказался над Исавом, из-за чего потом между двумя братьями, как и между их потомками, была долгая вражда. И продолжается она до сих пор.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-mat...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Всенощное бдение (рус) Текст Всенощного бдения на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). Текст Всенощного бдения на русском языке Перевод иером. Амвросия Тимрота http://wertograd.narod.ru Всенощное бдение. Великая вечерня Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3), и читается 9–й час. После него отпуста не бывает, но сразу же произносится начальный возглас вечерни: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Придите, поклонимся: (3) и псалом 103. Если вечерня начинает всенощное бдение, то совершается каждение алтаря при открытых Царских вратах. Затем диакон возглашает: Восстаньте! Хор: Благослови. Священник (изображая кадилом знак креста): Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда: ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Священник с находящимися в алтаре поет: Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Придите, поклонимся и припадем к Нему! Затем совершается полное каждение храма при пении псалма 103 (или избранных стихов из него). [Хор: Благословляй, душа моя, Господа!/Благословен Ты, Господи./Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма./Благословен Ты, Господи./Славословием и благолепием/облекся Ты. Благословен Ты, Господи./На горах встанут воды./Дивны дела Твои, Господи!/Посреди гор пройдут воды,/дивны дела Твои, Господи!/Всё премудростью Ты сотворил./Слава Тебе, Господи, Сотворившему все! ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание Беседа 1 Эта беседа существует только в латинском переводе. Когда по изгнании святителя из столицы произошло страшное землетрясение, то испуганная им императрица Евдоския, видя в этом гнев Божий за причиненную святителю неправду, немедленно отправила гонцов с целью возвращения его в столицу. Когда народ узнал о его возвращении, то весь Босфор был покрыт лодками ликующего народа. Святитель с торжеством был принят в городе, где многочисленный народ, с факелами и песнопением, привел его в храм апостолов, где он и произнес эту беседу. В ней он воздает благодарность Богу за свое возвращение, как он благодарил Его и при своем отправлении, принимая от Его руки с благодарностью и благо, и зло, по примеру Иова. Он радуется любви к себе народа, с которым он оставался единым в сердце и во время своего изгнанничества. Враги оказали ему великую услугу, думая повредить ему: они дали повод обнаружиться тому, насколько народ любил его. Святитель более восхваляет свою паству: под образом девственной супруги, которая, будучи разделена с своим супругом, остается верной ему, он восхваляет народ за сердечную преданность, о которой он свидетельствовал теперь, и молит Господа вознаградить его по заслуге.   1. Что я скажу или о чем буду говорить? «Благословен Бог!» Эти слова говорил я, уходя от вас; это же опять повторяю, или — вернее — и там я не переставал говорить тоже самое. Вы помните, как я представлял вам Иова и говорил: «да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21). Это оставил я вам в напутствие; это же опять предлагаю в благодарность: «да будет имя Господне благословенно!» Различны обстоятельства, но одно славословие. Изгоняемый — я благословлял и, возвращаясь, — благословляю. Различны обстоятельства, но одна цель зимы и лета, одна цель — благосостояние нивы. Благословен Бог, попустивший мне удалиться; благословен Он, повелевший мне опять возвратиться; благословен Бог, попустивший бурю; благословен Бог, прекративший и произведший тишину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3330...

     Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»). Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий. К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души. И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его. Итак, что же такое паремия? Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

http://pravoslavie.ru/98938.html

Виктор Мараховский: «Бог-сервис: когда он дойдет до России» 25.05.2021 18:35:54 В церкви начался тихий бунт, сообщают СМИ. Более ста священников восстали против прямого указания высшего руководства, запрещающего благословлять любовь, и на их стороне большинство верующих. Уточним: речь идет о крупнейшей христианской церкви планеты — католической. Конкретно — дело происходит в ее германских епархиях, где около 120 священнослужителей проигнорировали мартовское определение Конгрегации вероучения Ватикана о том, что " благословения однополых союзов не будет, потому что церковь не может благословлять грех " . И публично это делают, потому что не считают грехом. Масштаб и накал противостояния описывает британская BBC в своем свежем материале: " Церковные колокола затихли, и отец Ян Кордитчке призывает всех встать для благословения. Прихожане — в их числе дюжина однополых пар — встают. Патер идет по рядам, останавливаясь и тихо спрашивая, о чем они молят. Затем он воздевает руки и читает молитвы. Многие плачут: это потому, что многие лесбиянские и гейские католики здесь впервые в своей жизни, проведенной в лоне церкви, наконец чувствуют себя полностью принятыми ею " . " Это очень болезненно, и я заметила, насколько я себя чувствую раненой " , — говорит Сангха, практикующая католичка, которая здесь со своей многолетней партнершей Фридой. — Сорок девять лет я не чувствовала себя желанной здесь, и вот наконец люди начали говорить: то, что вы здесь, нормально " . А вот Матиас, тоже росший католиком и пришедший под благословение со своим партнером Томасом. Он всегда любил ходить к мессе, но мартовские заявления Ватикана заставили его задуматься о том, не покинуть ли церковь. " Я всегда сомневался, смогу ли остаться в церкви, которая меня не хочет. Но настоящая церковь — здесь — восстановила мою веру " . Ну и так далее по тексту: слезы на глазах у всех, сыплются эмоционально бьющие картинки ( " вот прихожанин, он положил рядом с собой розу в память о погибшем в автокатастрофе однополом сожителе, ужели мы не благословим его в его скорби? " ), ссылка на опросы, согласно которым 70 процентов католиков Германии либеральней большинства священников и поддерживают однополые союзы, а 80 процентов — за сожительство вне брака; и наконец — торжествующее заверение одной из теологических женщин, вещающих с кафедры (то есть как бы полусвященниц) о том, что рукоположение дам тоже неизбежно, как признание, что Земля круглая ( " Церковь говорила когда-то, что она плоская, и заставляла нас верить в это, но ей пришлось изменить свою позицию " , — говорит теологиня Ульрика Гекен-Хуисманн " ), и прочие приемы социально-психологического давления. Оптимистично сообщается, что среди священников и монахинь крепнет движение " Любовь побеждает " и проч.

http://radonezh.ru/2021/05/25/viktor-mar...

Л. Анисов IV глава Отец Платон занимал уже наместническую должность в Лавре, когда приехала к нему любимая мать 24 . Радостно и трогательно было свидание почтительного сына с доброй матерью. Он угощал ее всем чем мог, подарил ей сто рублей, шелковую материю на платье. Старушка была в восхищении. – Довольна ли ты, матушка, подарками? – спросил Платон. – Что ты! Как не довольна! Да у меня этого никогда и в жизни не бывало. – Как же, матушка, не благословляла меня идти в монахи? – Ведь я не знала, – простодушно отвечала старушка, –что ты меня будешь дарить такими дорогими подарками. Было такое: когда архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры придворный проповедник Гедеон (Криновский) 25 узнал коротко Петра Левшина и стал убеждать его принять иноческий чин, матушка воспротивилась тому, склоняла сына вступить в супружество, долго не благословляла его на этот подвиг, но наконец по любви своей к нему уступила твердому его желанию и решимости. Здесь же, истины ради, скажем, именно с ее благословения летом 1758 года отправился в Троице-Сергиеву Лавру недавний выпускник и молодой учитель пиитики и греческого языка Славяно-греко-латинской академии Петр Левшин. Отправился, получив от архимандрита Гедеона благосклонное приглашение в учителя риторики в Троицкую семинарию. (Матушка и архимандрит, можно сказать, сыграли решающую роль в его судьбе.) Перед самыми стенами Сергиевой обители, по прибытии своем в Лавру, увидел Левшин шедших ему навстречу монахов в облачении, с хоругвями и крестами, в сопровождении множества народа. То был крестный ход 20 июля в Ильинской церкви в Посаде. Через много лет, став настоятелем Лавры, Платон почитал эту встречу «предварительным судеб Всевышнего предзнаменованием». В самом монастыре молодого учителя пиитики первым встретил келарь Иннокентий. Переселившись в Лавру, Петр испытал крайнюю грусть, даже с неделю беспрестанно плакал, хотя и был принят всеми благосклонно и ласково. «Новость места и неизвестность будущего жребия своего приводили его в таковое уныние. Но, мало-помалу ободряясь, начал привыкать и наконец столь привык, что... не было для него милее и любезнее во всем свете места, кроме Лавры», – напишет биограф митрополита Платона И. М. Снегирев 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Митрополит Сергий в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный русский народ на защиту Отечества: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя...» (Ин. 14, 13). Нам, пастырям Церкви, в то время, когда Отечество призывает всех на подвиги, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если сверх того молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому пастюй объяснится еще и лукавыми соображениями на счет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

Мы уже имели случай сделать замечание об этих свидетельствах. На Корсунские врата, как памятник западного происхождения и явившийся не ранее XIII столетия, Денисов сослался здесь совсем несправедливо, изменив притом находящееся на них латинское перстосложение на подобное двуперстному; на кресте же Корсунском и на иконе Апостолов Петра и Павла находятся изображения руки не с двуперстным только сложением, но и с перстосложением именословным, которые Денисов намеренно оставил без внимания. А между тем, сославшись на эти три памятника, которыми столь несправедливо и односторонне воспользовался, он с великим торжеством восклицает: «Темже сими ясно показуется: яко же древлегреческая церковь двема персты благословляти и креститися содержаше, тако и на святых образех воображаше, сице и великий князь Владимир, како научен бысть от восточныя церкве креститися и священником благословляти: тако и на святых образех воображено двема персты прия, православное святыя греческия церкве содержание». Присмотрись, беспристрастный читатель, сильны ли доказательства Денисова? Приведши во свидетельство о двуперстии только две Корсунские иконы (ибо о новгородских вратах и говорить не следовало), утаив притом, что на сих иконах есть и перстосложение именословное, справедливо ли он делает такое заключение, будто в греческой церкви было одно только перстосложение и на моление, и на благословение, именно двуперстное, и что будто князь Владимир принял от греков перстосложение именно двуперстное? Не ясно ли, напротив, что и Корсунский крест, и Корсунская икона Апостолов Петра и Павла, свидетельствуя о сложении двуперстном, не менее того свидетельствуют об употреблении в церкви и обретающегося на них перстосложения именословного, – и не только не менее, но даже и более? ибо в именословном двуперстного сложения признать никак невозможно, а двуперстное можно принять за именословное: мизинец более или менее пригнутый одинаково может образовать собою литеру С; также и прочие литеры именословного сложения в двуперстном образоваться могут удобно. Посему на иконах, о коих идёт речь, если кто пожелает оба различные перстосложения почитать за едино, то удобнее может почесть их за одно именословное, нежели за двуперстное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

" Не я благословляю, а Господь. Страшно ослушаться Его святой воли " сентября 2016 1/14 сентября 1920 года в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры был принят в качестве послушника бывший петербургский купец Василий Николаевич Муравьев. Ранее, под духовным руководством преподобного Варнавы Гефсиманского, в течение нескольких десятилетий при весьма напряженных земных трудах он вел жизнь истинного молитвенника. Сокровенная внутренняя жизнь известного коммерсанта и его подвиги во славу Божию были скрыты от посторонних взоров... 16/29 октября 1920 года, по благословению будущего священномученика, митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) , он принял монашеский постриг. Новое имя послушник Василий получил в честь святого апостола Варнавы и в благоговейную память о своем духовном отце, а вскоре брата Варнаву (Муравьева) рукоположили в сан иеродиакона и возложили на него многотрудное послушание заведующего кладбищенской конторой. Страна была охвачена пламенем междоусобной брани. Сбылись обетования Господа: " Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их " (Мк. 13, 12). Белые убивали красных, красные убивали белых... Провожать почивших, преподавая им церковное напутствие, утешать родных и близких погибших... Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель, молитвенник за сирот и страждущих, предстатель пред Господом за всю землю Русскую. 29 августа/11 сентября 1921 года, в день Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи, произошло знаменательное событие. Совершавший с собором иерархов в Лавре Божественную литургию митрополит Вениамин возвел отца Варнаву в иеромонаха. И здесь заметно особое смотрение Божие об отце Варнаве, сподобившемся соединить ангельский чин иночества с благодатию священства именно в этот иноческий праздник, день усиленного церковного поста и сугубого покаяния. В период 1921-1926 годов отец Варнава последовательно нес послушания главного свечника и казначея монастыря, а на рубеже 1926-1927 годов он принял постриг в великую схиму с именем Серафим в честь и память святого преподобного Серафима Саровского чудотворца. Вскоре по принятии отцом Варнавой великой схимы состоялось общее собрание братии Лавры, на котором иеросхимонах Серафим (Муравьев) был избран духовным руководителем и членом Духовного Собора Лавры.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010