Воспоминания духовных чад о дорогом Владыке 1. После литургии в храме Ильи Пророка, теснимый народом, жаждущим увидеть еще раз Владыку Николая, получить его благословение, шел по храму Митрополит Николай. И вдруг он замедлил шаги и сказал: «Обождите, я пойду благословить больную» – и направился в сторону, где стояла пожилая женщина, которая, как выяснилось потом, действительно в этот момент плохо себя чувствовала. Так внимателен был Владыка! 2. В тяжелых жизненных испытаниях нередки случаи, когда верующим людям во сне являлся Владыка Николай, и после этого благополучно заканчивались все их невзгоды. 3. Попросила раба Божия Мария Владыку Николая помочь ей достать Библию . Владыка посочувствовал и сказал, что «было мало экземпляров и даже не всем священникам хватило». Пришла с сокрушением эта женщина на работу и тут ей предложила одна из сослуживиц посмотреть у одной ее знакомой священную книгу, которую она желает передать верующему человеку. Оказалось, это Библия , которая и была подарена Марии. Верующее сердце Марии знает, что это произошло по молитвам Владыки Николая. 4. Благословлял Владыка Николай всех до единого человека, как бы ни был переполнен храм Божий, и не было на лице его заметно усталости, а лишь приветливая улыбка любви человеческой, ласка и внимание к каждой душе. Уходя с амвона по окончании службы, он всегда подавал свое архипастырское благословение всем собравшимся в храме, всем их близким, всем домашним, и было лицо его лучезарно-боговдохновенно. 5. В последние годы службы в храме Владыка говорил проповеди, которые были как бы прощальными. Владыка часто приводил нам слова св. Иоанна Богослова: «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог , то и мы должны любить друг друга». Как бы ни был утомлен Владыка, когда он выходил на амвон для произнесения проповеди, лицо его сияло вдохновением, нередко слезы лились из глаз, а мы, стоящие в храме, очищались душами нашими и нам становилось легко, радостно. Мы говорили об этом Владыке, а он отвечал: «Радостно мне за вас, что вы со вниманием слушаете слово Божие, и благодать Божия касается вашего сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Доклад Архимандрита Иустина Поповича Св. Синоду Сербской Церкви в ответ на сделанный ему запрос о его мнении в связи с формальным приглашением Югославянской Римо-католической иерархии принять участие в совместной молитве и службах в течение " Недели молитвы о соединении Христиан " в период от 18 по 25 января. Напечатан в греческой газете " Ортодоксос Типос " от 1 июня 1975 г. Архим. Иустин - доктор Богословия. Был профессором Догматики Белградского университета. До того, как послать ответ на это предложение, Сербская иерархия попросила о. Иустина дать свой отзыв о нем, каковой и печатается ниже. На основании этого отзыва и других докладов Св. Синод Сербской Православной Церкви ответил отказом участвовать в экуменических молениях. 1. Преосвященнейшие Владыки, Позиция Православной Церкви в отношении еретиков - т.е. всех, кто не является православным - была установлена раз и навсегда Св. Апостолами и Святыми Отцами, т.е. боговдохновенным преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо " какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? " (2 Кор. 6, 14-15). По 45 апостольскому правилу: " Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви; да будет извержен " . Это священное правило Святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную ( " с еретиками молившийся токмо " ). А в экуменических службах не совершаются ли еще и более далеко идущие смелые деяния? 32 правило Лаодикийского Собора указывает: " Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения " . А на этих экуменических собраниях и сослужениях разве еретики не благословляют? - Римо-католические епископы, священники, протестантские пасторы - даже женщины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/269/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Володин: «Для православных – это осквернение храма» Внимание «Первого канала» к животно-экуменической службе, отмечает священник, обусловлено заказом на толерантность 15.10.2010 584 Время на чтение 3 минуты «Для православных – это осквернение храма. И я не думаю, что это хорошая практика, которой стоит подражать», - заявил в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово иерей Алексий Володин , комментируя весьма странную церковную службу, о которой наперебой сообщают информационные агентства. На праздничной службе в нью-йоркском соборе Иоанна Богослова в день «покровителя всех зверей» Франциска Ассизского собрались собаки, кошки, кролики, черепахи, змеи, черепахи и даже верблюд, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на репортаж «Первого канала». Самый большой готический собор в мире 30 лет назад стал первым на земле местом, где благословляют животных. Сначала эту епископальную церковь критиковали, но остановить процесс было уже невозможно: с каждым годом со своими питомцами со всего света приезжали все больше и больше людей, теперь занимая места уже на полу, потому что шести тысячам человек и четырем тысячам зверей тесно даже в самом большом соборе. В ходе этой странной церемонии незнакомые друг другу люди поднимают руки, чтобы соединить ладони во здравие четвероногих. Зоопарки и фермеры тоже привезли своих питомцев на службу, отмечает издание: в прошлом году самым «авторитетным» гостем был слон, в этом - верблюд. Вместе с ним за благословением приехали пони, яки, козы и ламы. В кульминации праздника животные вереницей сквозь собор направляются к алтарю. Очередь за благословением выстраивается не только внутри, но и на прилегающих улицах: четвероногие подставляют священникам морды и носы. Более того, отмечает издание, хозяева животных, собравшихся на праздник, исповедуют разные религии: здесь можно увидеть буддистов, католиков, протестантов и даже православных.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/15/ie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Легитимность защиты Отечества поставлена под вопрос? Если запретить освящать оружие массового поражения, то тогда надо запрещать освящение всякого оружия 14.02.2020 1286 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , в начале февраля был опубликован проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-порталах «Приходы» и Богослов.ru. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа вызвал в среде православного сообщества недоумение и критику. 7 февраля под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия состоялось первое в наступившем году заседание епархиального совета, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. В частности, владыка отметил, что «Русская Православная Церковь осуществляет сегодня работу с военнослужащими, в армейских частях вводятся должности военных священников, которые духовно помогают солдатам нести тяготы ратной службы. Это не может не радовать. Вместе с тем власти уделяют внимание вопросам обороны и безопасности страны. Появляются новые корабли и самолёты, подводные лодки, возрастает денежное довольствие у рядовых и командиров. Наша Церковь всегда благословляла своих чад на несение воинской службы, на защиту рубежей Отечества. Достаточно вспомнить патриотическую позицию духовенства в годы Великой Отечественной войны, 75-летие окончания которой мы будем отмечать через несколько месяцев». «Чтобы внести ясность в отношении Церкви к военной службе и разным ее частностям, комиссией Межсоборного Присутствия по церковному праву разработан проект документа " О благословении православных христиан на исполнение воинского долга " . Материалы по этой теме собраны в цельный документ. Он размещен на сайте Московской Патриархии и разослан в епархии для изучения и возможных поправок. Благочинным с духовенством округов необходимо изучить его, написать отзыв и отправить до 1 мая в епархиальное управление. Сводный отзыв от Санкт-Петербургской епархии затем будет направлен в аппарат Межсоборного Присутствия», - сказал митрополит Варсонофий.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/14/ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Угрожают «дубиной Андропова» 02.06.2016 2112 Время на чтение 17 минут В сообщении о несостоявшемся 22 мая пикете за выход РПЦ из ВСЦ я выразил только удивление позицией Чистого переулка , к которому мы не обращались, о том, что «Московская Патриархия не благословляет пикет». Во Владивосток к митрополиту Вениамину мы тоже не обращались. Ведь наш пикет назывался так: «В поддержку предложения Его Высокопреосвященства митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина за выход Русской Православной Церкви из зарубежной организации иноверцев «Всемирный совет церквей». Этого нам показалось достаточно в обращении к властям, конкретно - в Префектуру Центрального Административного округа Москвы. Но власти сами пожелали запросить благословение Священного Синода МП. Хотя это и незаконно с точки зрения законодательства РФ, но зато соответствует принципам (которые и мы поддерживаем) Византийской Империи. И я удивился, что церковным чиновникам оказалось недостаточно НЕ благословения митрополита Вениамина (которое мы не запрашивали), а самой позиции митрополита Вениамина (которого мы тоже не беспокоили). Однако священник Александр Шумский , мой прошлогодний оппонент по отношению к богохульной выставке в Манеже, представил дело так, что нам якобы позарез понадобилось благословение владыки Вениамина. Кстати, о своей полной поддержке предложения Приморского архиерея я сразу заявил через газету «Русский Вестник». Затем уважаемый о. Александр ссылается на то, что ВСЦ не имеет никакого значения для нас. Но ведь это оплот экуменизма и масонства. Эту структуру обличали еще Святитель Серафим Соболев и авторитетное Московское Совещание 1948 г. На Генеральных Ассамблеях этого еретического сборища произносились пассажи типа: «ВСЦ - наш общий дом» и «Здесь созидается единая для всего человечества религия». Не надо делать вид, что вы этих заявлений не знаете. Теперь о сумасшедшем доме. Александр Шумский прямо заявляет в адрес зилотов, сидящих в мышиной норе: «Ребята, можно угодить в дурдом». Отец Александр любит Андропова за его якобы «державность». И он заявил однажды, что Юрий Владимирович правильно посадил Осипова за журнал «Вече», поскольку редактор пропагандировал славянофилов-общинников, а не ревнителей Империи. Нет, отче, я помещал в журнале «Вече» и очерки о Каткове, Победоносцеве, К.Леонтьеве, о других подвижниках Российской Империи. Сидел я дважды. И дважды КГБ направлял меня на обследование в Институт имени Сербского. И оба раза врачи-чекисты меня идиотом не признали, а отправляли в зону. Надеюсь, и теперешние власти «дубиной Андропова» не воспользуются.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Исторические документы. Время соловецкой осады (сидение Соловецкое) 1668–1676 гг. 69 . Сказка архимандрита Варфоломея о приезде его в Соловецкий монастырь с архимандритом Иосифом. Февраль 1668 г. 957 176-го года, февраля в 19 день, по указу великаго господина святейшаго Иоасафа, патриарха Московскаго и всея Русии, велено мне, Соловецкого монастыря бывшему архимариту Варфоломею, принести скаску за рукою, про наш в монастырь приезд и что в монастыре ныне деетца. И в прошлом во 175 году, сентября в 13 день, с архимаритом Иосифом приехали мы в Заецкое становище, не доезжая монастыря пять верст, и приехали к нам из монастыря келарь Азарей и казначей Геронтей, и с ними соборные старцы и иныя братья, человек з дватцать, а мирских людей человек с пятьдесят, и почели архимарита Иосифа спрашивать: с чем ты едешь, с каким указом, и как ты рукою благословляешь? И архимарит Иосиф сказал: еду де я по указу великаго государя, царя и великого князя Алексей Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и по благословению великого господина святейшаго Иоасафа, патриарха Московскаго и всея Русии, и преосвященнаго Питирима, митрополита Новгородцкого и Великолуцкого с настолною грамотою, а крещуся я, как изложено на соборе, а служу, как соборная апостольская московская церковь содержит. И они, келарь Азарей и казначей Геронтей, и братья и слушки, которые с ними были, к архимариту Иосифу к благословению не пошли, и учинили шум многой, и в монастырь взяли с лодьею силно, со всяким безчестьем. И тое ночи у нас у лодьи учинили караул, поставили человек с пятьдесят, а на другой день после заутрени взяли нас в соборную церковь , а сами собралися и мирские люди все, и казначею Геронтию поставили среди церкви стул, и он на нем стал и учал свои написные писма, каковы у них до нас написаны были, чести с великим шумом, и на святый вселенский собор, на святейших вселенских патриархов многие хулы износить, и после того с стула сшел, а каковы нам даны книги от святейших патриархов, и он их чести не почел, – яз де в них и посмотрить не хочу, – возложил на них всякую хулу; а архимарита Иосифа на место не взвели, а которые ему архимариту Иосифу грамоты святейшаго патриарха и преосвященнаго Питирима митрополита, и они те грамоты у нево взяли; и у меня великого государя грамоту взяли жь, и меня тут в соборной церкви гилем мало не убили, a клобук у меня на голове изодрали и волосы выдрали, и я ис соборной церкви ушел к чюдотворцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мера жизни По крайней мере самодержец так думал. Никон же был уверен, что Алексей Михайлович не сможет забыть своего «собинного друга» и рано или поздно устрашится небесной расплаты за свои деяния. Это сознание поддерживало опального патриарха многие трудные годы. Никон помнил все знаки внимания, полученные им от царя в заточении. Еще по приезде в Ферапонтов монастырь суровый пристав Аггей Алексеевич Шепелев весьма просил и умолял Никона принять пищу себе от милости царского величества, патриарх же отвечал: «Лучше умру, но не приму!» Потом другой пристав, Степан Лаврентьевич Наумов, сильно томил Никона тяжелым заточением, добиваясь, чтобы тот дал прощение и благословение царскому величеству и всему царскому дому. «В нынешнем 1667 году сентября в 7 день, — написал Никон в Москву, — приходил ко мне, богомольцу вашему, Стефан Наумов и говорил мне вашим государским словом, что повелено ему... с великим прошением молить и просить о умирении, чтобы я, богомолец ваш, тебе... самодержцу, подал благословение и прощение, а ты, государь, богомольца своего милостью своей по своему государскому рассмотрению пожалуешь. И я, смиренный, тебя, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, и благочестивую государыню царицу и великую княгиню Марию Ильиничну, и благородных царевичей, и благородных царевен благословляю и прощаю. А когда я, богомолец ваш, ваши государские очи увижу — тогда я вам, государем, со святым молитвословием наипаче прощу и разрешу, яко же божественное святое Евангелие показует о Господе нашем Иисусе Христе, и Деяние святых апостолов: всюду с возложением рук прощение и цельбы творили. Смиренный Никон, милостью Божиею патриарх, засвидетельствую страхом Божиим и подписал своею рукою». Никон ясно высказал, что дает только предварительное прощение, но царь, к негодованию патриарха, этим как будто удовлетворился и не спешил возвращать Никона из ссылки. Святейший, правда, принял присланную от царя тысячу рублей на милостыню, белуг, осетров, бочки римского, рейнского и церковного вина, отдав в общую трапезную братии, сам же к присланному не прикасался. Лишь спустя долгое время Никон согласился употреблять то, что присылалось ему из Москвы. После этого он соблаговолял принимать и другие подарки: Евангелие, церковные серебряные сосуды, деньги, меха и материи. Однако окончательно царя не прощал.

http://sedmitza.ru/lib/text/439727/

«Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар» 29.02.2024 19:43:22 На рассмотрении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла находится заключение Синодальной библейско-богословской комиссии о католической декларации «Fiducia supplicans». Декларация, принятая недавно Конгрегацией вероучения Римско-Католической Церкви, касается вопросов благословения невенчанных гетеросексуальных союзов и однополых пар. Об этой резонансной теме, диалоге с католиками, а также о «папских» притязаниях Константинопольского Патриархата и храмах Русской Православной Церкви в Венгрии в эксклюзивном интервью РИА «Новости» рассказал председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. — Владыка Иларион, как возглавляемая Вами комиссия занялась рассмотрением декларации «Fiducia supplicans»? — Мы изучали этот документ по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мы провели пленум Синодальной библейско-богословской комиссии, и я имел возможность представить результаты работы пленума лично Святейшему Патриарху. — Почему вообще Русская Православная Церковь взялась за эту декларацию, ведь это внутренний документ Римско-Католической Церкви? — Потому что у нас есть диалог с Католической Церковью, взаимодействие. И мы сочли своим долгом отреагировать на такое радикальное нововведение. — Есть много различных трактовок декларации: кто-то говорит, что это промежуточный шаг к венчанию однополых пар, кто-то — что документ открывает людям возможность получать помощь Церкви, в том числе в борьбе со своими страстями, что пришедшие благословляются по очереди, не допускается имитации свадьбы. Каково Ваше мнение? — Декларация «Fiducia supplicans» вызвала у нашей комиссии однозначно очень негативную реакцию. Мы были единогласны в том, что этот документ отражает очень серьезный отход от христианских нравственных норм. Вы сказали, что благословение можно совершать как бы по очереди, но на самом деле в документе этого нет. В документе как раз говорится о благословении пар. Причем упоминаются две категории пар. Одна — это пары, находящиеся в так называемой неурегулированной ситуации. То есть это мужчина и женщина, которые живут в невенчанном браке или в гражданском союзе. Таких ситуаций в Католической Церкви очень много, потому что бракоразводный процесс очень сложный и получить в Церкви благословение на развод трудно, почти невозможно. Но другая категория лиц, о которых говорится в документе, — это однополые пары. И вот — и к тем, и к другим теперь применяются одинаковые критерии.

http://radonezh.ru/2024/02/29/mitropolit...

«Нужно преодолеть односторонность в оценке церковной истории» Интервью с протоиереем Максимом Козловым, участником Всезарубежного пастырского совещания в г. Наяк (8-12 декабря 2003 г.) Протоиерей Максим Козлов. - Отец Максим, расскажите, пожалуйста, о Всезарубежном пастырском совещании, которое предшествовало Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей. - С 8-го по 12-е декабря проходило расширенное пастырское Всезарубежное совещание, в пригороде Нью-Йорка, городе Наяке. Впервые за историю таковых собраний зарубежного духовенства на него были приглашены клирики Московского Патриархата, три человека: архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Санкт-Петербургских духовных школ, и я. Важно подчеркнуть, что мы не являлись официальной делегацией Русской Православной Церкви. Мы были приглашены именно как клирики нашей Церкви и ехали, имея благословение священноначалия на участие во Всезарубежном пастырском совещании. В любом случае, это прецедент, свидетельствующий о том, что мы можем общаться не только на уровне ученых докладов, как это было в течение нескольких лет в Германской епархии, где проходили встречи богословов нашей Церкви и Зарубежной Церкви, и на форумах более широкого уровня. Мы приехали на форум, имея с собой послание Святейшего Патриарха Алексия, которое было обращено к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, и было благословение Его Святейшества на оглашение этого послания на Всезарубежном пастырском совещании. Заявленная тема встречи носила название «Исторический путь Русской Зарубежной Церкви», но реально обсуждались почти исключительно отношения с Московским Патриархатом и пути сближения, восстановление евхаристического общения, а в некоторой отдаленной перспективе - и канонического единства. Архимандрит Тихон делал доклад общего характера о тех изменениях, которые произошли за последние годы в жизни нашей Церкви, о том, что в значительной мере неизвестно русскому Зарубежью, о словах Святейшего Патриарха еще 1991 года, в которых он выразил отход от нашей Церкви от тех взглядов и позиций, которые называются Зарубежной Церковью как «сергианские». Также отец Тихон в своем выступлении привел те места из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где прямо говорится о том, что наша Церковь в ряде случаев благословляет гражданское неповиновение по отношению к властям, если последние требуют противного вере или христианской нравственности. Для многих клириков Зарубежной Церкви эта наша позиция была озвучена впервые. Я думаю, что это было очень важно.

http://pravoslavie.ru/4552.html

О. Вонифатий Соколов О. Вонифатий Соколов О. Вонифатий Соколов был белорус. В 20-е гг. Владимир Андреевич принял его в Козлове, куда он приехал из Белоруссии вместе с беженцами, вскоре после ареста отца арестовали и его. Потом, выйдя из заключения, он переехал в Москву. Тогда его пригрел о. Александр Воскресенский, позволял ему служить с собой. Я в первый раз увидел его на патриаршей службе и страшно обрадовался. Подошел под благословение. Он меня благословил, и сразу ему сделали замечание, что в присутствии Патриарха священник не может благословлять. Я тогда огрызнулся: «Это не благословение, а приветствие. Мы давно дружим семьями». А он замахал руками: зачем я говорю, что знаю его. Он был на полулегальном положении, а люди тогда всего боялись . Помню, о. Вонифатий все донимал меня, чтобы я сбрил усы: «Костя! Почему вы не сбреете ваши усы? Они расширяют ваше лицо!» Я отвечал, что меня о. Александр благословил. Как-то раз он даже Патриарху об этом сказал, на что тот шутливо ответил: «Это особый случай!» . О. Аркадий Пономарев Я вспоминаю о. Аркадия Пономарева, который служил в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Это был очень энергичный человек. Он первым в годы войны отремонтировал свой храм. До войны наше духовенство, платя очень высокие налоги, вынуждено было собирать пожертвования на ремонт. Выходил батюшка в епитрахили и говорил: «Православные, помогите — кто сколько может!» — и шел по рядам, а прихожане клали — кто пятачок, кто какую другую монетку. О. Аркадий, выходя, всегда очень конкретно говорил: «Проповедь на праздничное чтение», — и, как только он начинал говорить, раздавалось щелканье кошельков, — тогда были распространены кошелечки с двумя шариками: все знали, что закончит он одной и той же фразой: «Други мои! Храм наш требует ремонта!» И — еще не кончилась война, как он уже отремонтировал церковь Петра и Павла. Церковь Петра и Павла Он страдал декомпенсацией , был очень тучен и весь свой последний Великий пост не служил, а сидел дома на двух стульях, окруженный подушками и подвязанный связанными полотенцами, чтобы не упасть.

http://pravoslavie.ru/1964.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010