Но и после этого я не могу «прийти от смерти в живот» ( 1Ин. 3:14 ), если Ты не даруешь мне благодати Твоей, чтобы «не осуждать мне братий моих», но прощать им от всего сердца согрешения их предо мною и не осуждать их за прегрешения их перед Тобою. Да и кто я, судяй ближнему моему? Если б мои мысли, мои чувства, мои побуждения, мои дела вдруг обличились передо мною, то прильнул бы язык мой к гортани моей, онемели бы уста мои и не скор бы я был не только на осуждение, но и на всякий суд о моем ближнем. «Ей, Господи Царю», не пощади самолюбия раба Твоего, а пощади душу его: «даруй мне зрети моя прегрешения», мою нечистоту и скверну, пробуди совесть мою во мне прикосновением благодати Твоей, и отжени от меня лукавый дух осуждения братии моей. О! Будь, Владыко живота моего, не только Владыкой, но и жизнью жизни моей, душой души моей и дыханием духа моего! Не для этого ли Ты и призвал меня к жизни, не для того ли ввел в эти святые дни поста, покаяния, исповеди и причащения, чтобы мне войти в жизнь Твою и жить уже для Тебя? Ей, Господи Царю, конечно, для этого! Благословен убо Ты, Господи и Владыко живота моего, сотворивший меня и даровавший мне жизнь! Благословен Ты, Господи и Владыко живота моего, восстановивший меня по падении моем и обновивший жизнь мою водами пакибытия, баней Крещения! Благословен Ты, Господи и Владыко живота моего, не оставивший меня и ныне после толикократного падения, но врачующий мои язвы и обновляющий жизнь мою баней покаяния. Благословен Ты, любящий благословляющих, а не осуждающих. Благословен Ты ныне – в эти святые дни спасения и обновления моего, благословен Ты и во веки веков. Аминь! 47. Вход Господень в Иерусалим За шесть дней до Пасхи Иисус Христос пошел из Вифании в Иерусалим. Поравнявшись с селением Вифсфагией, которое лежало при горе Масличной в смежности с Вифанией, Он останавливается и, подозвавши двух учеников Своих, говорит им: «Подите в это селение, которое прямо перед вами (в Вифсфагию); при входе в него вы тотчас найдете ослицу привязанную и с нею осленка, на которого еще никто не саживался; отвязавши, приведите ко Мне, и если кто спросит вас: для чего отвязываете? – скажите, что они надобны Господу, и тотчас отпустит их сюда».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Однако это было здесь лишь обозначением Лица, ранее им известного как Пророка, а теперь встречаемого уже как Царя. Именно об этом говорят восклицания народа при этой встрече. Поучительно их сопоставление у разных евангелистов: Мр. 11, 10 : «Осанна! Благословен грядый во имя Господне. Благословенно грядущее царство отца нашего Давида! Благословен грядый во Имя Господне! Осанна в вышних!» Мф. 21, 20 : Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во Имя Господне! осанна в вышних!» Лк. 19, 38 : «Благословен грядый, Царь во Имя Господне, мир на небесах и слава в вышних!» (с явным созвучием песни ангельской, славящей рождение во граде Давидове Спасителя, – Христа Господа: 2, 11–14). «Благословен грядый во Имя Господне» есть прямое применение текста мессианского псалма 117, 26, который литургически исполнялся, видимо, в вечернюю службу Пасхи; сюда же относится и употребление пальм при обхождении алтаря, причем ими махали при восклицаниях: осанна – спаси ныне! Народ применил здесь этот мессианский текст, вместо или помимо его прямого литургического употребления, к самому Мессии, Который принял такое его употребление, как, впрочем, и сам Он применял его к Себе, раньше и позже рассматриваемого события. До него этот текст пророчески применен Им в скорбном обращении к Иерусалиму, Лк. 13, 15 : «се оставляется дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: «благословен грядый во Имя Господне». После же него в конце обличительной речи у Мф. 23, 38–39 . Первое во всяком случае может быть еще отнесено к царскому входу в Иерусалим, второе же лишь к грядущему апокалиптическому, – в пределах земной истории, следовательно к 1000-летнему царству, или же к эсхатологическому явлению Христа Царя в Славе Его. Во всяком случае, при том и другом истолковании текста и понимании соотношения Лк. 13, 15 и Мф. 23, 38–39 , остается бесспорным, что текст, примененный к торжественному входу Господню в Иерусалим, относился и к грядущему, славному, входу: первое событие опрозрачнивается для второго, будучи его земным, историческим предвестием, и в этой черте также подтверждается апокалиптически-эсхатологическое, таинственное значение последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Песнь 9 Ирмос: Бог Господь, Он явился нам: составьте праздник, приидите, станем в веселии величать Христа и с пальмовыми ветвями в песнях восклицать: «Благословен идущий во ими Господа, нашего Спасителя». 1. Народы, что вы возмутились? Книжники и священники, что вы замыслили напрасное, спрашивая: «Кто Этот, Которому дети с пальмами и ветвями в песнях восклицают: «Благословен идущий во имя Господа, нашего Спасителя». 2. г Это Бог наш, Которому нет равного, открыв самый верный путь спасения, показал его возлюбленному Израилю, а потом Сам явился и жил между людьми; благословен идущий во имя Господа, нашего Спасителя. 3. Для чего вы, непокорные, полагаете себе соблазны при пути. Ноги ваши скоры на пролитие крови Владыки, но Он несомненно воскреснет для спасения восклицающих: «Благословен идущий во имя Господа, нашего Спасителя». Стихира на хвалитех. Слава и ныне, гл. 4: Множество народа, Господи, постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и носили их, предшествующие же и сопровождавшие восклицали: «Осанна Сыну Давидову, благословен пришедший и опять идущий во имя Господне». Литургийные антифоны Первый 1. Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое. Припев: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. 2. Приклонил ко мне ухо Свое и потому буду призывать Его во все дни мои. 3. Объяли меня смертные болезни, адские муки постигли меня. 4. Я встретил тесноту и скорбь, тогда призвал я имя Господне (Пс. 114, 1–4). Второй 1. Я веровал и потому говорил — я сильно сокрушен. Припев: Спаси нас, Сын Божий, восседший на молодого осла, поющих Тебе: аллилуйя. 2. Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? 3. Чашу спасения прииму и имя Господне призову. 4. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его (Пс. 115, 1.3–5). Входное: Благословен идущий во имя Господне, благословляем вас из дома Господня, Бог Господь и Он явился нам (Пс. 117, 26–27). СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ Перед утреней вокруг храма крестный ход с пением: Воскресение Твое, Христос Спаситель, воспевают Ангелы на небесах. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя (трижды).

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

По великой любви моей к вам, я желаю видеть вас и непрестанно прошу Бога, чтобы благословение, данное как духовным отцам вашим, так и мне, недостойному рабу Божию, перешло и к вам, чтобы и вы украсились всеми духовными добродетелями и остаток жизни своей проводили во всякой радости. Ибо кто не имеет сих добродетелей, тот не наслаждается и небесною радостию. Дети мои, знайте, что заповеди не тяжки и не трудны: они доставляют истинный свет и непрестанную радость тем людям, которые исполняют их. Повторяю вам, что я непрестанно молюсь о вас, чтобы вы были вместе со мною там, где я буду, – потому что вы мои дети и во всем послушны мне. И Господь наш Иисус Христос, когда увидел, что ученики Его во всем послушны Ему, так молился к Отцу Своему о них: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною; яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину. Аз в них, и Ты во Мне. Да будут едино, яко же Мы едино есма ( Ин. 17:24, 8, 19, 23, 22 ). Дети мои, вы видите, что Господь наш Иисус Христос молился об учениках Своих, чтобы они были там же, где Он Сам будет. Он просил Отца Своего, чтобы Он сохранял их от всякого зла, доколе они не переселятся в место покоя, – молился о них потому, что они были друзьями Его. Знайте, что и я молю Бога о вас, чтобы Он сохранял вас от всякого зла, доколе вы не переселитесь в место покоя, и чтобы даровал вам благословение отцов наших. Ежели вы получите сие благословение, то благодать Божия умножится в вас. Иаков, получив благословение, видел Ангелов на пути в Месопотамию, и Бог благословил его как за послушание, которое он оказывал родителям, так и потому, что родители его были благословлены. Иаков видел Ангелов лицом к лицу и одного из них дотоле удерживал при себе, доколе не получил от него благословения, которым после благословил и сынов своих. Подобным образом и я, ничтожный, молю Бога моего, Которому до сего дня служу от юности моей, чтобы Он благословил вас и чтобы вы и духом и телом были подобны отцу нашему Иакову, который был обогащен благословением Божиим. Наконец, вы должны знать, что отец наш Иаков, будучи в Месопотамии, вспомнил о родителях своих, отправился в отечество свое и, боясь брата своего, послал к нему навстречу дары не потому, чтобы брат имел нужду в них, когда он был очень богат, но для того, чтобы уничтожить вражду, которую имел к нему брат его, и чтобы получить благословение родителей своих. Он знал, что сила родительского благословения весьма велика, как сказано о сем и в Священном Писании : благословение отчее утверждает домы чад ( Сир. 4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   4. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.    5. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.    6. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышущее да хвалит Господа».     На 2 глас. «Слава и ныне» и песнь Пресвятой Богородице: «ПреБлагословенна Ты, Богородица Дева, ибо воплотившимся от Тебя ад пленен, Адам из него возвращен, уничтожено проклятие, Еве дана свобода, смерть умерщвлена и мы призваны к жизни. Поэтому, воспевая, восклицаем: благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе».     Священник, воздев руки: «Слава Тебе, показавшему нам свет».     Народ: великое славословие: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже, Отец Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе и Святой Дух. Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, взявший грех мира, помилуй нас; взявший грехи мира, прийми молитву нашу; Сидящий по правую сторону Отца, помилуй нас, ибо Ты Один Свят, Ты Один Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь. Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцев наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. Господи, Ты был нам прибежищем из рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня; исцели душу мою, так. как я согрешил пред Тобою. Господи, к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты — Бог мой, и у Тебя источник жизни; во свете Твоем увидим свет. Продли милость Твою знающим Тебя».    «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» (трижды). «Слава и ныне». «Святый Бессмертный, помилуй нас». «Святый Боже…»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   «Господи, помилуй» (40 раз), Слава и ныне.    «Честнейшую Херувимов...».    «Именем Господним благослови, отче».    Священник: «По молитвам святых отцев…».    Молитва: «Владыка, Боже, Отец Вседержитель, Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе и Святой Дух — одно Божество, одна Сила, помилуй меня грешного и какими угодно Тебе путями спаси меня, недостойного раба Твоего, ибо Ты благословен во веки века, Аминь.    «Приидите, поклонимся…».    Псалмы: 69 (стр. 361) и 142 (стр. 28). (Малое же повечерие начинается 50 псалмом см. 3 час…).    «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже Отец Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе и Святой Дух. Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, Взявший грех мира, помилуй нас. Взявший грехи мира, прийми молитву нашу, Сидящий по правую сторону Отца, помилуй нас, ибо Ты Один свят, Ты — Один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Каждую ночь буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и в век вечный. Господи, Ты был нам прибежищем из рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, так как я согрешил пред Тобою. Господи, к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою ибо Ты Бог мой, и у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы увидим свет. Продли милость Твою знающим Тебя. Сподоби, Господи, в эту ночь без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господа, Боже отцов, наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня заповедями Твоими. Благословен Ты, Святый, просвети меня заповедями Твоими. Господи, милость Твоя вечна. Созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».    (Если малое повечерие, то: «Верую во Единого Бога Отца…», «Достойно ублажать…» (стр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Слава и ныне: «Сегодня собрала нас…»     Стихира на литии, гл. 3: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, чтобы воззвать из гроба четверодневно умершего Лазаря и возвестить о воскресении. Его встретили жены, Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы наш брат». Тогда сказал им: «Не говорил ли Я вам раньше: верующий в Меня, если и умрет, оживет; покажите Мне, где вы положили его». И воззвал к нему Творец всех: «Лазарь, иди вон».     Стихиры на стиховне, гл. 8:    1. «Радуйся и веселись город Сион, ликуй и торжествуй Церковь Божия, ибо Твой праведный Царь пришел, восседая на молодом, осле и приветствуемый детьми в песни; «Осанна в вышних, благословен Ты, имеющий множество милостей, помилуй нас.    2. «Носимый на Херувимах и воспеваемый Серафимами, Ты, Благий, воистину воссел на молодом осле, и, согласно пророчества Давида, Тебя боголепно воспевали дети, а взрослые иудеи беззаконно хулили. Сидение на диком осленке прообразовало дикость язычников, которые из неверующих превратились в верующих. Слава Тебе, Христе, Один Милостивый и Человеколюбец».     Тропарь, гл. 1: «В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе — Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне».     Тропарь, гл. 4: «Погревшись с Тобою в крещении, Христе Боже наш, мы Твоим воскресением сподобились бессмертной жизни и в песни восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне».     Величание: «Величаем Тебя, Жизнеподатель Христе, и взываем Тебе: «Осанна в вышних, благословен Идущий, во имя Господне».     Стихи из псалмов: «Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле. Слава Твоя простирается превыше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8:2-3). Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого» (Пс. 9:6). «Камень, Который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа и есть дивно в очах наших» (Пс. 117:22-23). «Господь на Сионе велик и высок Он над всеми народами» (Пс. 98:2). «Там сокрушил Он стрелы лука» (Пс. 75:4). «Услышал Сион и возвеселился и радуются дщери иудейские» (Пс. 47:12). «Чтобы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме» (Пс. 101:22). «Ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины» (Пс. 68:36). «Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе и Тебе воздастся обет во Иерусалиме» (Пс. 64:2). «Благословен Идущий во имя Господне. Бог — Господь и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника» (Пс. 117:26-27). «Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим» (Пс. 115:10). «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс. 145:10). «Хвала Ему пребудет вовек» (Пс. 110:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А в ветхом завете, когда люди были более склонны к чувственности, предметы благословения были чувственные, и многочадие считалось величай­шим благом. Так как от греха произошла смерть, то Бог, желая утешить род человеческий и показать, что Он не истребит его и не предаст совершенной погибели, но еще сделает людей многочисленнее прежнего, сказал: «плодитесь и размножайтесь» (Быт.9:1). Когда же сделалось известным, что смерть есть сон, тогда открылось достоинство девства. Поэтому Павел и говорил: «желаю, чтобы все люди были, как и я»; и еще: «хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор.7:1, 7). И Христос: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.19:12). Впрочем, и в древности Бог внушал прикровенно, что нужна добродетель, а не многочадие. Так, послушай, наприм., что говорит Премудрый: «не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых»; и лучше один, творящий волю Господа, нежели тьмы беззаконников (Сир.16:1-4). Но неразумные иудеи, всегда склонные к чувственности и нерадящие о добродетели, гово­рили: «он желал получить от Бога потомство» (Мал.2:15)? Поэтому Он, желая показать, что Он не этого требует, многократно предавал их погибели, когда оскудевала между ними добро­детель. «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю» (Пс.113:23). Хорошо прибавил он: «Господом». Это особенно и есть благословение. Получается благословение и от людей, но оно касается вещей человече­ских; а это — величайшее благословение. Люди благословляют, т.е. хвалят и прославляют, обладающих богатством, властью и почестями; но такое благословение — временное и, когда оно продолжается, не приносит никакой пользы; а благословение Божие — вечно и приносит величайшую пользу Сотворшему «небо и землю».    «Превысшее небо — Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Аминь. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы 21 (8) сентября 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, мы совершаем празднование великого исторического события – Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие можно считать началом того периода человеческой истории, который называется Новым Заветом, а по гражданскому летосчислению началась новая эра, хотя, точнее, эта новая эра исчисляется от Рождества Христова. Давайте сравним, что обещают людям Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий завет обещает вот что: «Если… будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. …Благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем» ( Втор.28:2–6 ). Прекрасное благословение обещает праведнику Ветхий Завет, но если мы внимательно присмотримся ко всем этим благословения, то окажется, что эти благословения земные, для прекрасной и счастливой земной жизни. А когда начался Новый Завет, то иные обещания изрек Господь Бог. Вспомним, когда еще явился святой Иоанн Креститель, то он произнес такие слова: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» ( Мф.3:2 ). Господь Иисус Христос начал свою проповедь с этих же слов: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» ( Мф.4:17 ). Итак, Новый Завет дает нам Царство Небесное. А что такое Царство Небесное? Это – Вечная Жизнь, это – жизнь с Богом. Счастье заключается в общении с Богом. Вот что дает Новый Завет. Причем Новый Завет дает возможность познать Царство Небесное уже здесь, на земле, а после смерти – особенно. Христос Спаситель сказал так: «… не придет царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, царствие Божие внутрь вас есть». ( Лк.17:20–21 ) . Царствие Божие приобретается тогда, когда Дух Божий касается человеческого сердца и оживляет человеческую душу. Это и есть плод Нового Завета, начинающийся здесь на земле и продолжающийся после смерти человека, когда он упокоевается в Вечном блаженстве. Но для того чтобы Новый Завет действительно вошел в человеческую историю, нужна была Пресвятая Дева; нужно было, чтобы родилась Дева столь совершенная, чтоб можно было бы удивляться ее святости, чистоте и непорочности.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Беседа 24. «Горе вам, книжники и фарисеи!» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, 23-я глава. Рассмотрим две темы: 1) «Горе вам, книжники и фарисеи!» (13–36); 2) Судьба Иерусалима (37–39). Самозванцы от святости 363  – такими были книжники и фарисеи. Они занимались имитацией праведности и святости. Святость на языке библейского иврита означает «посвященность», «отделенность» и «отличие», но в действительности они мало чем отличались от обычных людей, скорее даже, в чем-то проигрывали им (те, по крайней мере, не лицемерили и ничего из себя не воображали). И все же Христос, обличая их, как мы увидим далее из толкования Оригена , искал для них покаяния. Из текста адресованных им «проклятий» видно – на это обращают внимание и истолкователи, – Сын Божий как бы ставит их между горою Гаризим (гора благословения), и горою Гевал (гора проклятия), возвращая их во времена вхождения в Землю Обетованную ( Втор.27:11–26; 28, 1–68 ). Неслучайно и Иоанн Креститель начинает проповедь в пустыне, они (Христос и Предтеча) таким образом напоминали Израилю о лучших временах их истории. Очень важно, когда человек находится на грани нравственного коллапса, предложить ему вспомнить и о более лучших временах, какие он переживал в своей жизни. Тем более что ветхозаветные тексты неоднократно настаивают, что еврей должен переживать славные события своих предков, как свои собственные, произошедшие с ним самим. И Христос, чередуя слова: «горе вам… горе вам… горе вам», возвращает слушающих в прошлое на полторы тысячи лет, как некогда между горами Гаризим и Гевал чередовалось: «проклят, кто сделает изваянный или литый кумир… Проклят злословящий отца своего или матерь свою… Проклят нарушающий межи ближнего своего… Проклят, кто слепого сбивает с пути… Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь» ( Втор.27:15–19 ). А с другой стороны, с горы благословения Гаризим звучало: «Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих… Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих… благословит тебя на земле» ( Втор.28:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010