1. Тех, кого участь сделала служанками, призвание же привело и еще приведет к тебе сестрами, не упрекай рабским происхождением, но почитай по равенству служения. Вместе с тобой они поступили ко Христу на службу в воинство дев и сравнялись с тобой в свободе. 2. Я не призываю вас заискивать и взращивать гордость тех, кого ты приняла как сестер. Пусть они будут с благодарностью покорны тебе и почувствуют нашу кротость не по долгу службы, a no дару свободы. 485 Нет лицеприятия у Бога ( Еф.6:9 ), и по определению веры, одинаково отношение к госпоже и служанке, первая не знает предпочтения, а вторая унизительного положения. Обе крещены и вместе принимают Плоть и Кровь Христову. 486 3. Святые ветхозаветные патриархи в обыденной жизни сохраняли различие между рабами и сыновьями, одних считая подвластными, а вторых господствующими. Но когда дело касалось участия в грядущем обетовании, равными считались сыновья и чужеземцы, у которых был знак обрезания. 487 XXIII. Безмятежна дева и в бедности, и в богатстве 1. Снова, сестра, обращаюсь к тебе с наставлением, к чему меня побуждает родственная забота о тебе. Прошу тебя хранить безмятежность и невозмутимость души, чтобы тебя, хорошо знающую терпение Иова во время лишений, не сокрушили никакие напасти, и чтобы ты, читая о великих деяниях патриархов и смирении их души, не искала благополучия. 2. Блаженна ты, если и в бедах, и в радости будешь благодарить Бога, если за рассеивающиеся дым и туман будешь считать и богатство, и нищету. Царем был Давид, он изобиловал богатствами, крепкой рукой держал в своей власти бесчисленные народы, но считал себя наихудшим: Нищ я и в трудах от юности моей ( Пс.87:16 ). 3. И дочери Саула он сказал: Ничтожным я буду, ничтожным явлюсь перед Господом, Который предпочел меня отцу твоему ( 2Цар.6:21–22 ). Он же в другом месте: Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои ( Пс.38:13 ). Пусть тебя не радуют преходящие вещи, и душу твою земное благополучие; пусть не трогает тебя достаток, и не смущают лишения, как написано: Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца ( Пс.61:11 ). Владея с пристрастием, потеряешь со скорбью, радуясь по плоти, с необходимостью не избежишь горечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Предостережение против лжеучителей. 6 «Вникай в себя и в учение». 1 Совет относительно личных отношений. 3 Как поступать с вдовицами. 17 Отношение к пресвитерам, достойным и согрешающим. 1 Рабы и господа. 3 О лжеучителях, довольстве, сребролюбии. 11 «Подвизайся добрым подвигом веры». 17 Увещание богатым верующим; против лжеучителей. Благословение. 2е послание к Тимофею В начале послания Павел благодарит Бога, Которому служит с чистой совестью, признаётся Тимофею, что молитвенно поминает его, желает видеть его, призывает его возгревать Божественный дар священства, не стыдиться свидетельства Христова, держаться образца здравого учения и проповедовать это учение, служить Богу, как добрый воин, не боясь страданий и смерти, избегать юношеских похотей, пустословия, наставлять противников с кротостью. Если со Христом терпим, с Ним и царствовать будем. Павел говорит об отступлении людей последнего времени, убеждает Тимофея вникать в Священное Писание, предсказывает близкую кончину и даёт некоторые распоряжения. В догматическом отношении примечательно свидетельство апостола о том, что всё Писание богодухновенно. Всего 4 главы. 1 Павел приветствует Тимофея. 3 Благодарение Богу за унаследованную Тимофеем веру; Павел увещевает его «возгревать дар Божий». 15 Благодарность за Онисифора и его служение. 1 «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа». 14 Увещания ко всякому доброму делу, чистоте сердца, уклонению от состязаний. 1 «В последние дни наступят времена тяжкие». 14 Священные писания «могут умудрить тебя во спасение». 1 «Проповедуй слово… переноси скорби… исполняй служение твое». 6 «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил». 9 Личное слово, приветствия и благословение. 1е послание к Титу Обращаясь к Титу, Павел называет его истинным сыном по общей вере, призывает его довершить недоконченное дело, поставив на Крите, по всем городам, пресвитеров (епископов). При этом, что важно в каноническом отношении, он указывает на критерии, которым должен удовлетворять пресвитер (епископ). Кроме того Павел учит, какими должны быть старцы, старицы, юноши и рабы. Помимо прочего он наставляет Тимофея проповедовать в соответствии со здравым учением, быть образцом в совершении добрых дел. Павел напоминает о спасительной благодати Божьей, о грядущем явлении славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Всего 3 главы.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

1 Приветствие святым в Филиппах. 3 Молитва Павла и благодарность за них. 12 Его узы расширили благовестие; он желает со всем дерзновением возвеличить Христа. 27 «Живите достойно благовествования Христова». 1 Побуждение к единству и смирению. 5 Те же чувствования, какие во Христе, Который смирил Себя… был послушен до смерти; Бог превознес Его… дабы всякий язык исповедал Иисуса Господом. 12 «Совершайте свое спасение»; «содержа слово жизни». 19 Планы Павла для Тимофея и Епафродита. 1 «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою»; «простираюсь вперед… к почести вышнего звания Божия». 15 До чего мы достигли, по тому правилу должны жить. 1 Стойте в Господе; радуйтесь; не заботьтесь; «что только истинно»… 10 Радость Павла, что филиппийцы вновь начали заботиться о нем. 21 Приветствия и благословение. Послание к Колоссянам В этом послании Павел говорит о Боге Отце, о Сыне Божьем как о рожденном прежде всякой твари, как о Первенце из умерших, Главе Церкви, напоминает об искуплении, совершенном через страдания и смерть Христа, о прощении грехов, примирении человека с Богом, призывает колоссян хранить надежду благовествования, предостерегает их от обольщения ложным смиренномудрием, ложными правилами, ложным учением о служении ангелов, побуждает помышлять о небесном, а не о земном, учит совершать добрые дела во имя Господа. Кроме того, учит мужей правильному отношению к женам, жен к мужьям, родителей к детям и наоборот. Всего 4 главы. 1 Приветствие Павла колоссянам. 3 Благодарит Бога за их веру и любовь. 9 Молится, чтобы они поступали достойно Бога. 14 «Дабы иметь Ему во всем первенство». 21 Бог ныне примирил вас. 24 Павел радуется о страданиях в благовествовании Христа язычниками. 1 Павел радуется стойкости веры колоссян. 8 «Чтобы кто не увлек вас»; вы имеете полноту во Христе. 16 Не держитесь постановлений. 1 «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». 5 «Совлекшись ветхого человека… облекшись в нового». «Нет ни еллина, ни иудея… но все и во всем Христос». 16 «Слово Христово да вселяется в вас обильно», жены, мужья, дети, отцы, рабы, господа.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

1Сол.2:13 .  Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие [каково оно есть по истине], которое и действует в вас, верующих Новое выражение благодарности со стороны Апостола за обращение Ф-в и их твердость в гонениях. Они приняли Слово Божие не как слово человеческое, отсюда его и действенность. Они восприняли его сердцем, и оно действует в них добрыми плодами – действует в них « верующих» (прич. наст. вр. πιστευουσιν). «Слово – действенно, пока слушатели веруют. Эти два факта совместны. Если бы вера исчезла, прекратилось бы и влияние слова проповеди» (Adeney. w. 7, The Century Bible, Thessalonians, стр. 171). 1Сол.2:14 .  Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, Здесь содержится самая сильная атака на еврейство со стороны Ап. Павла (сравни Деян 7:51–53 ). «Это единственное место в его посланиях, где употреблено выражение «жиды», подобно тому как это делается в Ев. Иоанна, для обозначения избранного народа как врагов веры во Христа. Чтобы понять это место, так сильно отличающееся по языку от к Рим.9–10 , мы должны припомнить, что Ап. Павел, вообще человек со страстной натурой, еще больно чувствовал недавнее против себя гонение со стороны своих соотечественников, которые, как он это сознавал, боролись не только против него, но против Бога и истины» (Iulford, Thessalonians, crp. 22). Содержит прекрасное опровержение тюбингенской гипотезы (Ф. Баура) о якобы существовавшей вражде между Ап. Павлом и церквами в Иудее. Ф-цы стали подражателями этих последних, и в словах Ап. Павла чувствуется «удивление, полное любви» (Lightfoot) пред стойкостью иудейских христиан, ставших образцом для христиан Ф-ки. С другой стороны этот стих прекрасно подтверждает наши выводы о состоянии церкви в Ф-ке, и об источнике гонения на христиан. «Хотя в книге Деяний евреи являются главными гонителями Ап. Павла в Ф-ке все же мы не можем сомневаться в том, что ход событий был всюду одинаковый; оппозиция Евангелию, возбужденная Иудеями, была подхвачена местным населением, без содействия которого они были бы бессильны» (Lightfoot op. cit. 32 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2.5. Хвалебные и благодарственные псалмы Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Дальше мы выделили группу хвалебно-благодарственных псалмов. Она может быть также разделена на хвалебные и на благодарственные. В чем разница? Благодарственные – песнь благодарения – это выражение благодарности в какой-то конкретной сложившейся ситуации, в частности: в случае избавления от врагов, исцеления от болезни, прощения греха, по поводу чего и воспевается благодарственная песнь, которая имеет обычно в общем виде такую простую структуру: – вступление, в котором выражается намерение принести хвалу; – основная часть, где описывается собственно само событие и избавление; – некое заключительное славословие. В качестве примера приведу 29-й псалом. «Превознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня и не возвеселил врагов моих из-за меня» (ст. 2). «Превознесу Тебя, Господи» – намерение совершить эту хвалу. Дальше идет: «Господи! Ты извел из ада душу мою, удалил меня от нисходящих в могилу…Услышь, Господи и помилуй меня; Господи! Будь мне помощником» (ст. 4, 11), – и, наконец: «Ты обратил плачь мой в радость, разорвал вретище мое и препоясал меня веселием. Да воспевает Тебя душа моя, да не буду сокрушаться. Господи, Боже мой! Во век буду исповедовать Тебя» (ст. 12-13). Структура: призыв к хвале, непосредственное описание события, славословие. В стихе: «Ты же отвратил лице Твое и я смутился» (ст. 8), – потеря богообщения воспринимается как одно из самых тяжелых испытаний и несчастий. И за что человек благодарит? – за то, что «услышал Господь и помиловал меня», снова Он услышал его молитву, снова вошел в общение с человеком. Обратите внимание, в Псалтири сам человек, сам факт его существования, сам факт того, что он создан по образу и по подобию Божию, несмотря на его падение, есть уже основание для принесения Богу хвалы и благодарения. Хвалебные песни или гимны восхваляют Бога вообще за все Его благодеяния вообще, за Его благость, не применяясь к каким-то конкретным сиюминутным событиям. Это просто песни, которые воспевают совершенство и благодеяния Божии. Они точно так же устроены:

http://sedmitza.ru/lib/text/431333/

2. Для чего же, скажешь, воздерживаться? Не для того, что иначе можно сделаться нечистым, но для брата, чтобы не иметь общения с демонами, и чтобы не подвергнуться осуждению от неверного. Здесь не свойство (яств), но преслушание и общение с демонами делают меня нечистым, и от произволения зависит осквернение. Что же значат слова: " для чего порицать меня за то, за что я благодарю? " Я, говорит, благодарю Бога, что Он настолько возвеличил меня и поставил выше иудейского унижения, что ничто не может вредить мне; а язычники, не зная моего любомудрия, будут подозревать противное и скажут: христиане желают нашего; они лицемеры; хулят демонов и отвращаются от них, а к трапезам их стекаются; что может быть неразумнее этого? Значит, они не для истины, но из честолюбия и властолюбия приняли это учение. Потому не безумно ли давать повод к хуле за те самые благодеяния, за которые приносится благодарность? Но, скажешь, язычник будет говорить это и тогда, когда увидит, что я не разведываю. Нет, потому что не все наполнено идоложертвенным, чтобы иметь такое подозрение; притом ты вкушаешь это, не как идоложертвенное. Итак, не разведывай напрасно; а с другой стороны не принимай участия, когда тебе скажут, что это идоложертвенное. Христос даровал тебе благодать, возвеличил тебя и поставил выше всякого вреда не для того, чтобы подавать повод к худой молве о тебе, и не для того, чтобы теми самыми преимуществами, за которые ты благодаришь, столько оскорблять других, что они могут хулить. А почему, скажешь, мне не сказать язычнику, что я вкушаю и не терпеть от того никакого вреда, и что я делаю это не из привязанности к демонам? Потому, что ты не убедишь его, хотя бы тысячу раз говорил это, так как он (человек) немощный и враг тебе. Если ты еще не убедил брата, то тем более (не убедишь) врага и язычника. Если этот связан совестью в отношении к идоложертвенному, то тем более неверный. Для чего же нам и прибегать к таким средствам? Но неужели нам отступить и от Христа, Которого мы познали и благодарим, потому только, что враги хулят нас? Да не будет! Есть различие между тем и другим; там бывает великое приобретение от перенесения хулы, а здесь нет никакой пользы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

4) Неблагодарность человеческая к Богу и от того показывается, что он благами Божиими утешается, но не хочет имени Благодетеля своего хвалить, петь и прославлять. Благодарный же к благодетелю своему не только любит его и почитает, но и хвалится им перед другими, прославляет и превозносит его и благодеяние его. Так, кто к Богу благодарность имеет, не скрывает в сердце своем благодеяния Его, но устами исповедует то и Самого Его поет, хвалит и величает. Отсюда столько благодарных и похвальных песней произошло и написано в книгах пророческих, во псалмах, в Новом Завете и в церковных книгах, которые святые Божии радостным духом Богу, Благодетелю своему, пели и нам на то же оставили. Отсюда во многих местах Святого Писания, а особенно во псалмах повелевается нам хвалить и петь Господа: «хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа» ( Пс.134:1 ). И сие-то есть христианская жертва, которую они во все дни Богу приносить должны, как апостол говорит: «Итак будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр.13:15 ). Кто не творит этого, тот неблагодарное к Богу имеет сердце и напрасно созданием Божиим называется, ибо не хвалит Создателя Своего, Которого все создание хвалит и хвалить должно ( Пс.148:1–13 ); напрасно благодеяния Божии получает, ибо не прославляет Благодетеля своего; напрасно имя христианское имеет, ибо не благодарит Христа, Искупителя и Спасителя своего и не прославляет Его. Потому обличил Христос неблагодарность прокаженных, которые исцелились от проказы, но не пришли кроме одного, благодарения Ему воздать и перед Ним благодеяние Его исповедать: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу» ( Лк.17:17–18 )? Равным образом можно сказать и о христианах, которые в крещении святом очистились от проказы греховной и прочими благодеяниями Божиими насыщаются, но не возвращаются Богу дать славу: не все ли это великое дело благости Божией на себе узнали и прочие блага всегда познают? Почему же не все возвращаются с благодарным к Богу сердцем и не дают славы Богу? «Как они не возвратились воздать славу Богу?» Напротив, там же пишется о благодарном самарянине, что он, «видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его (Христа), благодаря Его» и хвалу Ему воздавая ( Лк.17:15–16 ). Так и ныне благодарное сердце не молчит о Божием благодеянии, но возвращается к Богу, от Которого то получает, славит Его громким голосом и падает ниц перед Ним, хвалу Ему воздавая.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

5:10). «Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы и на них придет благословение (Притч. 24:24—25).» Нужно всегда говорить правду, особенно всякому общественному деятелю. Не следует замалчивать о зле. Зло всегда есть зло, и об этом необходимо открыто возвещать. Если мы будем молчать о правде, тогда во главу угла нашей жизни будет поставлена ложь, провокаторство, и тогда вся наша жизнь замутится; люди загниют от лжи, не будет доверия друг ко другу, а тогда и жизнь станет мучением. Правда обличает нашу злую жизнь. Мы сначала бываем недовольны обличениями, но потом, особенно после смерти этих наших обличителей, вспоминаем о них уже с благодарностью, так как они дали нам и обществу возможность исправиться, указав пути истины. А лживых и льстивых людей мы сначала встречаем с удовольствием, но потом с отвращением вспоминаем о них, как о врагах человечества, потому что при духовном гниении людей не врачевали их, а еще больше расширяли язвы их. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все (Еккл. 11:5).» Это не мешает знать тем неверующим людям, которые науку сделали своим идолом и утверждают, что наука человеческая разрешила все вопросы и ничего нет недоступного науке. Самая лучшая наука не достигла очень многого. Лучший ученый всегда скромно скажет, что он много не знает в своей области. Но эти слова Екклесиаста нужно помнить верующему человеку, который пытается проникнуть в существо тайн Божиих: каким образом он стал человеком, как Божия Матерь осталась Девою, откуда Бог и как Он создал мир и прочее. Наш разум поставлен в известные рамки, из которых выйти ему не дано от Бога. Нужно благодарить Бога за то, что знаем, и молить Его о просвещении нашем, чтобы Он Сам открыл нам нужное для нашего спасения и блаженства вечного. «Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет (Еккл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

5:23). 2. Для того Бог и сотворил тела наши соразмерными, требующими немногого для своего насыщения, чтобы отсюда уже научить нас, что мы созданы для другой жизни. Такую жизнь Он и хотел даровать нам сначала; но так как мы сами сделались недостойными ее, то Он отсрочил ее и во время отсрочки не позволяет нам наслаждаться без меры. Небольшого стакана вина и одного хлеба достаточно для наполнения желудка человеческого. Владыку всех бессловесных (Бог) создал нуждающимся гораздо менее сравнительно с ними, и дал небольшое тело, указывая этим не иное что, как то, чтобы мы стремились к другой жизни. « Не упивайтесь », — говорит, — « вином, от которого бывает распутство ». Оно не спасает, а губит не только тело, но и душу. « Но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе » Христовом (ст. 18–21). Хочешь, говорит, веселиться? Хочешь провести день? Я даю тебе питье духовное. Пьянство уничтожает благозвучие речи, заставляя наш язык заикаться; равным образом извращает и глаза, и все. Учись петь псалмы, и увидишь сладость этого дела, — потому что поющие псалмы исполняются Духа Святого, а поющие сатанинские песни — духа нечистого. Что означают слова: « В сердцах ваших Господу »? Это значит — со вниманием приступай к этому делу, потому что невнимательные поют без пользы, произнося только слова, тогда как сердце их блуждает в другом месте. « Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе » Христовом. То есть: пусть восходят к Богу прошения ваши с благодарением; ничто так не радует Бога, как то, когда кто–нибудь благодарит Его. Преимущественно же мы можем выражать свою благодарность удалением нашей души от вышесказанного, очищением ее от того, о чем сказал (апостол). « Но исполняйтесь », — говорит, — « Духом ». В нашей ли это власти? Да, в нашей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7. Если есть у кого из вас слуга, который пашет или пасет скот, разве хозяин скажет ему, когда тот вернется с работы: " Сейчас же садись за стол " ? 8. Не правда ли, хозяин ему скажет: " Приготовь мне ужин, препояшься и прислуживай, пока я буду есть и пить, а потом будешь есть и пить сам " ? 9. Станет ли он благодарить слугу за то, что тот исполнил, что было ему велено? [Не думаю.] 10. Так и вы, когда исполните все, что вам велено, говорите: " Мы — слуги, ни на что не годные; мы сделали не больше того, что должны были сделать " ».   11. И было, по пути к Иерусалиму проходил Он вдоль рубежа Самарии и Галилеи; и 12. когда входил Он в некое селение, вышли Ему навстречу десять человек прокаженных, которые, став поодаль, 13. возвысили голоса: «Иисусе, Наставник, помилуй нас!» 14. И Он, увидев их, сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!» И было, пока они шли, проказа оставила их. 15. А один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом славя Бога, 16. и пал ниц к ногам Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность; и это был самарянин. 17. И сказал на это Иисус: «Разве не десять человек избавлены от проказы? Где же девять? Ужели никого не нашлось, 18. кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?» 19. И сказал Он ему: «Встань, иди; твоя вера тебя спасла!» 20. А на вопрос фарисеев, когда придет Царство Божие, сказал Он им в ответ: «Царство Божие придет не так, чтобы приход его можно было наблюдать, 21. и не скажешь, здесь оно или там. Ибо вот, Царство Божие посреди вас [ 3 ]». 22. И ученикам Он сказал: «Придут дни, когда у вас будет сердечное желание увидеть хотя бы единый из дней Сына Человеческого, и не увидите. 23. И скажут вам: " Вон там! " , " Вот здесь " , — но вы не сходите с места и не устремляйтесь бежать. 24. Ибо как молния, которая, сверкнув в одном краю неба, проливает свет до другого края, таков будет Сын Человеческий в день Свой. 25. Но прежде должно Ему претерпеть много страданий и быть отвергнутым людьми этого поколения. 26. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27. люди ели и пили, женились и замуж выходили — пока не вошел Ной в ковчег, и не пришел потоп, и не принес всем погибель. 28. Так же было и во дни Лота: люди ели и пили, покупали и продавали, сажали и строили, — 29. но в день, как вышел Лот из Содома, с неба дождем пролились огонь и сера, и всем принесли погибель. 30. Так будет и в тот день, когда будет откровение Сына Человеческого. 31. Кто будет в тот день на кровле, а пожитки оставит в доме, пусть не спускается забрать их; так же и кто будет на поле, пусть не возвращается домой! 32. Помните о жене Лота. 33. Кто будет силиться спасти свою жизнь, тот погубит ее, а кто ее погубит, в том она оживет. 34. Я говорю вам, в ту ночь двое будут в одной постели — один будет взят, а другой оставлен; 35. две женщины будут молоть на одной мельнице — одна будет взята, а другая оставлена; двое мужчин будут на поле — один будет взят, а другой оставлен]».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010