" ныне прославился Сын Человеческий " (Ин. 13, 31). И иудеи, всегда оскорбляющие Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотью Его, тем, что Он Сын Человеческий, считали Его пророком, а не Сыном Божиим, и упрекали Его за то, что он ест и пьет (Мф. 11,19). И этим Он даровал прощение; потому что тогда только началась проповедь, и для мира невместимо было уверовать в Бога, сделавшегося человеком. Потому и говорит Христос: " если кто скажет слово на Сына Человеческого " ,-то есть на тело Его,- " простится ему " (Мф. 12, 32). Ибо осмелюсь сказать, что даже блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не сошел на них Дух Святой в день Пятидесятницы; даже после Воскресения, увидев Его, одни " поклонились Ему, а иные усомнились " (Мф. 28, 17), однако не были за это осуждены. Но тому, кто хулил Духа Святого, то есть Божество Христово, и говорил, что " Он изгоняет бесов силою веельзевула " (Лк. 11, 15), не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Надо заметить, что Христос не сказал: " Не отпустится хулившему и покаявшемуся " , но " хулящему " , то есть пребывающему в хуле. Ибо должное покаяние разрешает все грехи. Иные, исследуя сказанное, говорят, что есть четыре способа, которыми совершается отпущение грехов, и два из них имеют место здесь, а два - в будущем веке. Поскольку память наша не в состоянии удержать все прегрешения целой жизни, чтобы человеку покаяться в них здесь, то человеколюбивый Господь для непокаявшихся, как говорят они, подготовил два способа покаяния в будущем веке. Если кто-нибудь делал добро без различия, из сострадания к ближнему или по другим человеколюбивым побуждениям, то в будущем веке, во время суда, это будет взвешено, и если добро перевесит, то будет ему прощение. Это - первый способ. А второй следующий: если одержимый грехами, слыша, что говорит Господь: " Не судите, да не судимы будете " (Мф. 7, 1), и убоявшись, никого не осуждает за его жизнь, то, как хранитель заповеди, он не осудится, потому что Бог не солжет и не забудет Своей заповеди. Другие же два способа прощения имеют место здесь. Иногда грешник, по Промыслу Божию, подвергается несчастиям, нуждам, болезням,- ибо через это Бог неизвестным нам образом очищает его, и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые он терпел наказание, и сверх того подвергнется ответственности за неблагодарность. Поэтому, кто грешит в чем-либо перед людьми, тот имеет много случаев к получению прощения. Ибо кто грешит против одного человека и делает добро другому человеку, тот оправдывается тем же самым естеством, против которого согрешил. Но хула на Духа есть неверие, и нет другого способа к получению прощения, как сделаться верным; и грех безбожия и неверия не простится ни здесь, ни в будущем веке. Святитель Афанасий Александрийский (115, 731-732).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Он в словах Христа слышал что-то новое, ему открывалось Царство Божие, Царство всепобеждающей любви; не слабой любви, которая принимает в свое общество всех без разбора, а той любви, которая может зажечь в человеке благодарность, ответную любовь с такой силой, что человек делается новой тварью и начинает жить достойно своего человечества и достойно своего Бога.    Дальше читаем в Евангелии: Мк.2:18-20. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься в те дни.   Я хочу поднять вопрос о посте. В Ветхом Завете предполагалось, что поститься надо раз в неделю. Фарисеи же и книжники, от избытка благочестия, постились целый ряд дней и этим (считали они) заслуживали благоволение Божие. Не так ли, мы видим, многие сейчас постятся? Люди, которые живут, может быть, не так уж замечательно нравственно, у которых сердца не такие уж чистые, нравственность которых сомнительна, исполняют все, что как будто повелевает им Церковь. И постятся они, забывая, что телесный пост не прибавляет ничего к человеческой духовности, если намерение не исходит именно из духовности. Апостол Павел говорит: «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор 8:8); и еще: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога... Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И... силен Бог восставить его» (Рим. 14и след.).    Речь не идет о том, чтобы поститься физически только (я настаиваю на слове “только”, потому что не хочу сказать, что церковно установленные посты не имеют смысла), но к посту должно прибавиться иное измерение: духовное. Мы должны поститься, не мучая наше тело, а оживляя нашу душу. Уже в древности, в пророчестве Исаии есть место, где пророк описывает, какой пост угоден Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он сравнивает себя с такими, которые пред лицом всего мира заявили себя безнравственностью и злодеяниями и за грубые свои пороки и преступления подпали уже человеческому суду. Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Что же, ужели грешно сравнивать себя с такими, которые навлекли на себя всеобщее презрение и как явные преступники, как вредные члены общества и на человеческом суде получили достойное по делам своим, ужели грешно сопоставить себя с такими злосчастными людьми, от души порадоваться и поблагодарить Бога за то, что Он по благости и милосердию Своему предохранил нас от такого бедствия и нравственной порчи? Конечно, не грешно, – напротив, мы были бы неправы пред Богом, не отдав должной справедливости такой Его милости и промышлению о нас. Но этот фарисей благодарит Бога только видимо, между тем как в душе-тο своей он благодарит только себя самого, приписывая свое превосходство пред явными грешниками своей собственной заслуге. Вот почему он не преминул тотчас же вслед за этим похвастаться своею собственною праведностью, своими добродетелями: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Чего более может ожидать от него Бог ? По своей самомнительности он полагает, что дары Божии получены им потому собственно, что он, как праведный, заслужил их и что Бог не мог не дать ему преимущества пред другими. Он не замечает, что если он не навлек еще на себя всеобщего презрения своими явными грехами, то это не его заслуга, но милость и снисхождение Божие; он не замечает, что он в глазах Всевидящего и Всеведущего Бога ничем не лучше других людей, но так же, как и другие, ежедневно и многократно нарушает Его заповеди. У него нет сознания, присущего мытарю, что и он пред Богом не что иное, как жалкий, нуждающийся в милости Божией грешник, которому нужно, подобно мытарю, стоять вдали, бить себя в грудь и говорить: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Вот почему высказанная им благодарность не была приятна Богу, и он вышел из храма молитвы неоправданным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Особенно много благодарственных молитв мы возносим в храмах Божиих в дни торжественного праздничного Богослужения. Так, в праздник Рождества Христова мы благодарим Бога за послание в мир Единородного Сына Своего, в праздник Пятидесятницы – за ниспослание Духа Святого и т.д. Так поступаем мы во исполнение заповеди Божией, повелевающей нам «благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.5:20 ). Святой Иоанн видел в откровении двадцать четыре старца, падавших пред Сидящим на престоле и восклицавших: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу; ибо сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Слова эти также суть слова молитвы, но они не содержат ни прошения, ни благодарности. Кто обращается к Богу с подобными словами, тот славословит Бога как Творца и Промыслителя вселенной. Пример молитвы этого рода мы имеем в 103-м псалме Давида, начинающемся так: «Благослови, душе моя, Господа! Господи Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». Такой же молитвою служит и молитва , которая поется в церкви во время торжественных молебствий и начинается так: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, предвечного Отца, вся земля величает». Значит, славословием называются такие молитвы, в которых мы прославляем Бога за Его Божественные совершенства. Таким образом, мы узнали, что есть три главных рода молитвословий: прошение, благодарение и славословие, отчего и сами молитвы называются или просительными, или благодарственными, или хвалебными. Указав различные роды молитвы, мы постараемся теперь определить также еще точнее содержание ее, чтобы наше определение молитвы было подробнее и понятнее. Если мы просим Бога о чем-либо, то выражаем перед Ним желания свои. Если же мы славословим или благодарим Бога, то выражаем радостные чувства или о полученных благодеяниях, или о Божественных совершенствах. Таким образом, во всех своих молитвах мы выражаем или желания, или чувствования нашего сердца. Отсюда и молиться значит: выражать перед Богом желания и чувствования нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Понятно, что и первая наша обязанность по отношению к ним, как только мы сознали любовь их, должна состоять также в любви к ним. Применить это к Богу, нашему небесному Отцу, возлюбившему нас любовью великой прежде, чем мы сознали любовь Его, – легко. Мы также обязаны любить Его. Этому научает апостол Иоанн, когда говорит: «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». А как мы можем доказать эту любовь на самом деле, это выражает тот же апостол в следующих словах: «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки». Следовательно, любовь к Богу есть послушание Ему, или исполнение заповедей Его. Поэтому, если мы согласно с волею Божией почитаем родителей своих, любим сестер и братьев своих и всех людей, если проводим жизнь целомудренную и скромную, помогаем бедным, избегаем лжи и говорим правду, то вместе с этим мы любим также Бога. Когда кто оказывает нам благодеяние, то мы должны благодарить благодетеля, ибо в противном случае окажемся неблагодарными перед ним. Но Бог есть величайший Благодетель наш, и потому мы обязаны всегда благодарить Его. Этому научил нас Сам Господь, когда по исцелении десяти прокаженных мужей укорил девять из них, не принесших Ему благодарности за исцеление. Безмерная любовь Божия должна также побуждать нас к покаянию. Об этом апостол Павел говорит: «или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» Бог есть величайший Благодетель наш. Не постыдно ли посему грехами своими оскорблять Его? Благость Его непременно должна побуждать нас к покаянию и удалению от грехов. В злом заимодавце нам особенно не нравится его жестокость к своему товарищу. Господь оказал ему милость Свою. Не обязан ли был и он после этого оказать милость товарищу своему? Но он не сделал этого и за то, по справедливости, подвергся гневу царя. Поэтому и мы должны оказывать ближним своим то, что оказывает нам Бог. Бог подает нам ежедневно хлеб и все нужное к пропитанию нашему; подавать милостыню бедным должны и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Потому что когда Он медлит, то вознаграждает подвижника большей благодатью. Поэтому наипаче будем благодарить Бога, когда медлит Он с исполнением просимого, до времени, не склоняясь к просьбе, без сомнения, для больших даров храня испрашиваемую благодать. Так как все постигающие нас скорби увеличивают нашу надежду на Бога. Как написано: ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит ( Евр. 10:37 ), и: При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою ( Пс. 93:19 ). Ибо по мере приключающихся нам горестей находим равноценное утешение у Бога. И когда душа явно и тайно бывает сокрушаема различными искушениями, тогда утешают её небесные священники – то есть Ангелы. Они восстанавливают душу жаркой сладостью слез, благими помыслами и силою добродетелей. Посмотри, возлюбленный брат, что говорит Господь: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его ( Ис. 40:1–2 ). Наконец, при всех обстоятельствах должно благодарить Христа: Благословлю Господа во всякое время ( Пс. 33:2 ), как сказал Давид. Нашу благодарность в скорбях Бог приемлет взамен праведности. Поэтому нам необходимо подражать Аврааму и приносить Господу десятину добычи. А этой десятиной да будет главнейшая из десяти заповедей, а именно та, на которой утверждаются закон и пророки, то есть любить Бога всей душой и всей силой. Как определяет это божественный апостол: любовь есть исполнение закона ( Рим. 13:10 ). Праведность же – это наше желание поступать во всём ровно, по самому справедливому решению сердца, не уклоняясь от цели. Подобно этому праведный Судия свыше назначает нам воздаяние, непостижимое нами по высоте скрытых в нём определений: Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! ( Пс. 35:7 ). Поэтому будем молиться, чтобы Владыка всех – Бог привёл души и тела наши в лучшее состояние. Поэтому не будем нерадивы и ленивы в попечении о самих себе. Ибо если мы ниспали в самую глубину порока, то можем снова восстать, сделаться лучшими и стряхнуть с себя всякое зло, потому что зло не неподвижно, как утверждают манихеи. И не думай, что покаяние и печаль о своих прегрешениях – невеликий дар Божий. Нет, – это самая великая благодать, Крестом Христовым даруемая верующим. Подумай, прежде евреи, обличаемые пророками, ленились даже произнести слова: согрешили мы, прости нас; напротив, впадая в тысячи грехов, они утверждали, что ни в чём не согрешили. Нас же озаряет свет Христов так, что мы, даже не согрешив на деле, а лишь вступив в беседу с лукавыми помыслами – немедленно осуждаем себя, скорбим, хулим свою жизнь, хоть не в чем уличить её, подвергаем себя тяжким наказаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

«Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:20—23).    Если стремящийся к мысленному деланию обращает ум свой к домостроению о спасении мира, посредством которого все обновляется, то это помогает собирать парящие в воздухе мысли и приучает к самоконтролю — началу для вхождения в созерцание, когда приходит Божественная благодать.    Старец, напоминая нам отеческую мудрость, говорил, что «естество доставляет знание», подразумевая под этим естественные созерцания. Но вхождение в созерцание должно иметь в своей основе благодарение, по слову святого Исаака: «Никакой дар не остается без приумножения, если на него отвечают благодарением». Из своего «карманного справочника» — «Подвижнических слов» аввы Исаака Сирина блаженный Старец всегда черпал «материал» для подтверждения своих советов и указаний.    Итак, человек должен благодарить Бога за Его промыслительный покров и помощь, которую Он подает ему от рождения и до смерти. Благодарный человек находит великое множество примеров Божественного попечения в своей жизни. Но особенно нужно благодарить Бога за то, что мы находимся среди верных, что принадлежим теперь Тому, Кто сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Что помыслим о великодушии Божием, которое столько раз побеждало Его справедливость?! «Милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Господь не воздавал нам достойное по нашим греховным деяниям, когда мы раз за разом становились нарушителями Его закона, но покрывал Своим милосердием наши ошибки, долготерпя и ожидая нашего покаяния. Когда такие, исполненные благодарности, размышления охватывают ум, то мобилизуют его силы и умножают проницательность, так что он начинает замечать страсти и вообще все противоестественные движения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8,20–23 ). Если стремящийся к мысленному деланию обращает ум свой к домостроению о спасении мира, посредством которого все обновляется, то это помогает собирать парящие в воздухе мысли и приучает к самоконтролю – началу для вхождения в созерцание, когда приходит Божественная благодать. Старец, напоминая нам отеческую мудрость, говорил, что «естество доставляет знание» 94 , подразумевая под этим естественные созерцания. Но вхождение в созерцание должно иметь в своей основе благодарение, по слову святого Исаака: «Никакой дар не остается без приумножения, если на него отвечают благодарением» 95 . Из своего «карманного справочника» – «Подвижнических слов» аввы Исаака Сирина блаженный Старец всегда черпал «материал» для подтверждения своих советов и указаний. Итак, человек должен благодарить Бога за Его промыслительный покров и помощь, которую Он подает ему от рождения и до смерти. Благодарный человек находит великое множество примеров Божественного попечения в своей жизни. Но особенно нужно благодарить Бога за то, что мы находимся среди верных, что принадлежим теперь Тому, Кто сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин. 6, 44 ). Что помыслим о великодушии Божием, которое столько раз побеждало Его справедливость?! «Милость превозносится над судом» ( Иак. 2, 13 ). Господь не воздавал нам достойное по нашим греховным деяниям, когда мы раз за разом становились нарушителями Его закона, но покрывал Своим милосердием наши ошибки, долготерпя и ожидая нашего покаяния. Когда такие, исполненные благодарности, размышления охватывают ум, то мобилизуют его силы и умножают проницательность, так что он начинает замечать страсти и вообще все противоестественные движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Прежде всего потому, что он образ Божий. Другими словами, то, чем является Бог по природе, Он дал это человеку по благодати. Человек – это икона Бога. Но он может стать богоподобным лишь через Божию благодать, когда подвизается и прилагает усилия, чтобы уподобиться Богу. Следовательно, нет человека, который не был бы Божиим образом, и уже одно это, без чего-либо еще, делает человека драгоценным и преисполненным достоинства и чести пред Богом, как и перед людьми. Поэтому никогда не надо считать себя чем-то непотребным или годным только на выброс, а надо иметь самоуважение, однако не как болезненное и эгоистическое состояние, а понятое в правильном смысле. Особенно тем из нас, кто страдает помыслами и страстью зависти. Есть ли здесь среди вас кто-нибудь, кто завидует? Когда мы завидуем другим, мы что делаем? Конечно, нам недостает любви, духовного совершенства и многого еще, однако у нас нет и благодарности за всё, что дал нам Бог . Говоришь иному: – Благодари Бога за всё, что Он дал тебе, дитя мое! («Я завидую или чувствую себя обиженным».) Благодари Бога за всё, что Он дал тебе. – А что Он мне дал? Я весь в болезнях, недостатках, страстях, грехах, ничего у меня нет! Даже если это и так, как ты говоришь, то у тебя есть самый великий дар: то, что ты – человек, что ты – икона Бога, что ты можешь уподобиться Богу, своему Отцу. Ты когда-нибудь это осознавал? Ты задумывался о том, что Бог дал тебе самый великий дар? Все другие меньше его. Самый великий дар Бог дал тебе, и другие, поменьше, тоже даст. Если ты благодаришь Бога за всё, что Он дал тебе, и более всего за то, что ты Его образ и Его дитя, тогда ты постепенно начинаешь ценить себя и обретать духовное равновесие. Вы видите, что даже психологи и психиатры, рассуждая о многих душевных, психологических и духовных проблемах, утверждают, что они появляются из-за так называемого отсутствия самоуважения. Вы не слышали об этом? Вам не говорил этого ваш психолог? А что это значит «отсутствие самоуважения»? Ровно то, что мы слышим. То есть мы не ценим себя, и очевидно, что в нашу эпоху этого явления – отсутствия самоуважения, низкой самооценки – стало больше всего. А почему? У человека ведь столько всего – даров и материальных, и телесных, интеллектуальных возможностей, чтобы сделать многое (были у нас и финансовые возможности, но, к счастью, сейчас их нет), однако, несмотря на это, он страдает от низкой самооценки и отсутствия самоуважения. Так в человеке создаются проблемы, и он формирует свое реальное внешнее поведение. Происходит это потому, что люди утратили самый крепкий фундамент, на котором могли бы воздвигнуть всё, а именно утратили сознание того, что они – Божий образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Сей же величашеся, вопия: Боже, благодарю Тя, и прочия безумныя глаголы.     Очисти, якоже мытарь вопию Ти, Спасе, очисти мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших тебе.    Об уцеломудренной через покаяние блуднице уже была речь при рассмотрении стиха о случившемся с ней в доме Симона фарисея. Ограничимся размышлением о молитве мытаря и фарисея, на которую, со слов известной Евангельской притчи, указывают подлежащие рассмотрению стихи канона в урок для нашего покаяния. Эта притча произнесена Христом против тех, «которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк. 18:9). В ней содержится учение о том, какие душевные расположения нужны для получения оправдания от Бога.    Притча предостерегает от тех душевных расположений, какие открылись в молитве фарисея в храме, в молитве же мытаря представляет образец, достойный подражания для каждого грешника, кающегося пред Богом и желающего получить от Него помилование.    В молитве фарисей благодарит Бога за то, что он в нравственном отношении превосходит прочих людей, прочие люди — «грабители, обидчики, прелюбодеи или таковы, как мытарь, позади его стоявший тоже на молитве, - он же, — фарисей, не таков, он постится два раза в неделю, жертвует в храм Божий десятую часть из всего, что приобретает» (Лк. 18:11—12). Благодарность Богу есть долг всякого человека. За все мы должны благодарить Бога — за внешние милости, за помощь в исполнении заповедей Его, даже за скорби, болезни, беды и напасти. И фарисей хорошо поступает, что благодарит Бога, но нехорошо, что с его благодарностью соединяется самохвальство и осуждение ближних; не хорошо, что он выставляет себя неукоризненным пред Богом на основании очень немногих нравственных достоинств. Не делать уголовных преступлений против ближних, не быть вором, грабителем, обидчиком, прелюбодеем еще не значит быть правым пред Богом и Его законом. Закон требует несравненно больше. Недостаточно только не делать зла ближним, надобно еще делать им добро, помогать им в духовных и телесных нуждах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010