Как тот, чьи руки в смоле, может отчистить их маслом, так и мы, осквернившись грехом, снова очистимся милостью и человеколюбием Спасителя нашего Иисуса Христа. Будем прибегать к Нему во всех искушениях и благоговейно призывать Его помощь и благодарить за все, что случается с нами. И тогда мы сами убедимся, как легко победить врага и каким слабым и бессильным он станет перед нами. Старец сказал: «Если нам причиняют зло, то Господь попускает это, ибо Он долготерпелив. Но гораздо более он содействует нам, когда мы хотим творить благо». Е. Из святого Ефрема Кто хочет угодить Богу и сделаться Божиим наследником в вере, родиться от Святого Духа и стать сыном Божиим, тому следует прежде всего запастись мужеством и терпением, потому что ему неизбежно встретятся и скорби и лишения. Их должно переносить с мужеством и благодарностью, будь то телесные болезни и страдания, издевательства и поношения от людей или всевозможная невидимая брань, которую духи злобы навязывают душе, стремясь ввергнуть ее в безсилие и уныние. Сам Господь по своему замыслу спасения попускает каждому искушения скорбями, чтобы проявились те, кто любят Его всей душой. Такие люди переносят все нападки лукавого с мужеством и благодарностью и не теряют надежды и веры, но всегда с верой и превеликим терпением ожидают избавления от скорбей с помощью Божией благодати. Это помогает им преодолевать всякие искушения и достичь обетования. Тогда и они удостоятся Царства (Небесного). А следуя по стопам всех от века святых за Самим Господом, они становятся причастниками не только их мучений, но и славы. Ты (конечно) согласишься, если вспомнишь, как с самого начала все отцы: патриархи, пророки, апостолы, мученики – шли путем скорбей и искушений. Все трудности они переносили стойко и с радостью, потому что ожидали вожделенной награды и тем самым смогли угодить Богу. Об этом в Писании сказано: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд (См. Сир. 2:1–2 ). Другими словами, взирай на Бога и укрепляйся надеждой на Него. О том же и апостол говорил: Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр. 12:8 ). И как сказал он в другом месте: «Все, что случается с тобой, принимай как благо, зная, что без Бога не происходит ничего».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Когда чадо получает просимое от родителей, то радуется и благодарит, будучи наученным таковому благодарению они них. «Спасибо» — то слово, которому непременно учат родители своего ребенка. Благодарение становится обычным и естественным делом в течение всей жизни. На всякое доброе дело человек обычно отвечает благодарностью. Так же должен он благодарить и Бога за все его благодеяния. Благодарность Богу – это не только «спасибо», когда попросил и Господь дал. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», — учит апостол Павел. За жизнь, за хлеб насущный, за родителей и детей, за добрых друзей, за то, что Бог промышляет о нас, даже когда грешим и грехами своими удаляемся от него – эти и многие другие причины побуждают благодарить Бога за все. Но главная благодарность Богу – за Его любовь. Настолько безгранична любовь Бога к человеку, что, по слову святителя Афанасия Великого , «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Апостол Иоанн Богослов пишет: «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» ( 1Ин.4:16 ). Чтобы научиться любить Бога, нужно научиться видеть Его любовь во всем и благодарить Его за нее. Увы, часто человек привыкает пользоваться любовью Божией. Люди принимают подаваемое Богом как должное, воспринимают Его как какого-нибудь джина из бутылки. Я Тебе, Господи, свечку – а Ты мне дом, машину и хорошую работу. Такой подход в корне неверен, поскольку Бог – это не служебный дух, а если и подает нечто от Своих богатых милостей и щедрот, то делает это исключительно по любви к человеку. Благодарение же Богу за Его милости – это не только благодарственные молитвы, но, в первую очередь, соблюдение заповедей и жизнь по Евангелию. Любовь к ближнему «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» ( Мк.12:30-31 ).

http://azbyka.ru/kak-ljubit-boga

«Кротость ваша да будет известна всем человекам». Как Господь Спаситель наш кроток, и заповедует Своим ученикам быть кроткими, т.-е. тихими, уступчивыми, готовыми переносить оскорбления и обиды от других, смиренными; так будьте кротки и вы пред всеми людьми, учит Апостол. Пусть все знают, что вы ученики Христовы; и как Он был на земле кроток и смирен сердцем, так и вы будьте кротки и незлобивы, подражая примеру своего учителя и Господа. Пусть все видят, что вы ученики Господа, учителя кроткого и смиренного сердцем. «Господь близко». Господь с вами, как Сам Он говорил своим ученикам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Не смущайтесь никакими обстоятельствами, но всегда возводите ваши взоры ко Господу, и держите себя кротко, как перед Господом, несомненно уповая, что Господь видит ваши скорби, видит ваши нужды, видит ваши бедствия; ничто не сокрыто от Него, и за все, что вы терпите ради имени Его, Он воздаст вам, когда приидет судить живых и мертвых. 6. Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. «Не заботьтесь ни о чем», помня, что Господ близ вас, что Господь знает все ваши обстоятельства, знает все ваши нужды; не предавайтесь излишним заботам, но всегда обращайте ваши мысли и сердца ко Господу, и на Него непоколебимо уповайте. Апостол тоже говорит, что говорил Иисус Христос; ту же надежду на Бога внушает, какую заповедал Сам Господь, говоря: не пецытеся убо глаголюще, что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех ( Мф.6:31–32 ). «Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Но всегда, во всяком деле, среди всяких обстоятельств, в счастии и в несчастии, возносите ум и сердце к Богу, и благоговейно повергайте пред Ним ваши прошения, не переставая питать чувство благодарности к Нему за те великие благодеяния, которыми вы пользуетесь от Него, и за то всеблагое Божеское попечение о вас, которое и самые скорби, лишения, нужды и страдания ваши обращает Он к вашему благу. Чувство признательной преданности и искренней благодарности никогда да не оставляет вас: потому что мы, памятуя о том, что Господ близ нас, и сознавая свою безусловную зависимость от Него, должны всегда прославлять и благодарить Его, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Может быть, что-то оказалось неучтенным? Именно для этого и добавлено: Не желай… ничего, что у ближнего твоего. Есть и еще одна опасность в сравнениях: Бог нас всех сотворил разными, уникальными, с разными потребностями, и человек, постоянно оглядывающийся на других, рискует никогда не встретиться со своими подлинными желаниями, с самим собой. А ведь так важно найти свой путь, отыскать свои желания, а не подражать другим! Что же делать вместо этого? Во-первых, «Не сравнивай, а благодари за то, что уже есть». Благодарность – это первое положительное прочтение данной заповеди, и одновременно – переход к исполнению первой заповеди, ведь главная благодарность всегда обращена к Богу. Во-вторых, ищи себя, свои собственные желания. Библия нигде не поощряет амебного существования, когда человеку все равно. Авраам страстно желает продолжения жизни в сыне. Моисей – спасения народа. Даниил назван мужем желаний. А как горячо может вести себя ап. Петр: «Вели мне пойти к Тебе по воде!»… И Господь Иисус не подавляет желания, а пробуждает их – в разговоре с самарянкой у колодца ( Ин. 4 гл.), в сирофиникиянке ( Мк. 7:24-30 ), в расслабленном у купели Силоамской: « Хочешь ли быть здоров? » ( Ин. 5:6 ) Желания нужно не только искать, но и открывать их перед Богом с благодарностью, и « мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе » ( Флп. 4:7 ). « Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень » ( Пс. 36:4-6 ). И ученики Христовы, апостолы, призывают развивать и воспитывать в себе правильные желания: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший…Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать…Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви, - пишет апостол Павел ( 1 Кор. 12:31, 14:1,12 ). О чем мечтать, чего желать и о чем молиться – большие и важные вопросы в духовной жизни, ответы на которые для каждого будут его собственными, личными, — хотя искать эти ответы можно и вместе.

http://azbyka.ru/katehizacija/desjat-zap...

не будет взирать на величие Господа ( Ис. 26:9,10 ). Иоанн Предтеча, отвечал на вопрос мытарей: ничего не требуйте более определенного вам, – а воинам: никого не обижайте ( Лук. 3:13,14 ). Сам Господь Иисус Христос говорил: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Матф. 7:12 ); или: каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерит ( Матф. 7:1–2 ); горе вам книжники и фарисеи, потому что оставили суд ( Матф. 23:23 ). Наконец, апостолы учили: отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим.13:7 ); или: неправедные Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9 ). Долг честности требует, чтобы мы в практических действиях по отношению к ближним строго соблюдали право каждого, и отдавали все принадлежащее другим. В то же время и мы должны требовать от ближних, чтобы они соблюдали наши права и воздавали нам должное. Но христианин должен смягчать строгое право христианской гуманностью, он должен помнить, что ближние имеют право на самую любовь нашу не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон ( Рим. 13:8 ), и потому свои права по отношению к ближним должен растворять любовью и снисходительностью. К обязанностям честности, или праведности, принадлежит и обязанность благодарности. К благодарности побуждает человека уже естественное чувство ( Лук. 6:32–34 ; Ис. 1:3 ); и сказать – «он человек неблагодарный» – значит выразить весьма унизительное суждение о человеке, значит назвать его вероломным. Ап. Павел говорит: «За все благодарите» ( 1Фес. 5:18 ). В послании к римлянам апостол посылает благодарность Прискилле и Акилле, как от себя, так и от всей церкви (16:4). Известен упрек, сделанный Господом Иисусом Христом девяти исцеленным от проказы ( Лук. 17:18 ). А милосердие к ближним выражается в следующих формах: утешение больных и опечаленных, благотворительность нуждающимся, терпение к согрешающим и прощение провинившимся перед нами, а также любовь к врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Непосредственно об установлении Таинства Евхаристии нам сообщают три евангелиста – Матфей, Лука и Марк. Уже один этот факт отчетливо свидетельствует нам о том, что данное событие подтверждается исторически, а значит абсолютно достоверно. Четвертый евангелист – апостол Иоанн Богослов – в своем Евангелии не говорит конкретно об установлении данного Таинства, но при этом подробно описывает всю Тайную Вечерю в целом, на которой собственно и произошло установление Евхаристии. Апостол Иоанн в своем Евангелии просто сделал акцент на других действиях и словах Господа Иисуса Христа, а вот упоминать об установлении Таинства Евхаристии не стал, т. к. до него об этом сказали уже три евангелиста (по Преданию апостол Иоанн Богослов писал свое Евангелие последним из евангелистов). Еще одну версию такого освящения данного события апостолами сообщает протопресвитер Михаил Помазанский: «Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, – само установление Таинства излагается у трех евангелистов-синоптиков – Матфея, Марка и Луки…» Таким образом, о. Михаил указывает на то обстоятельство, что апостол Иоанн указывает именно на обетование Господа о будущем Таинстве, а евангелисты-синоптики уже рассказывают нам о непосредственном установлении данного Таинства. Учитывая важность данных свидетельств, приведем их все в полном объеме. Так, апостол Матфей сообщает нам следующее: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26: 26–28). Как видно из данного отрывка, слова Господа Иисуса Христа стали центральными в совершении Таинства Евхаристии. Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует данный отрывок из Евангелия от Матфея: «Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтобы и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он с благодарностью принимает преломление, то есть умерщвление Своего тела и не негодует на это, как на нечто невольное; благодарит, наконец, и для того, чтобы и мы принимали страшные Тайны Христовы с благодарностью» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Помышляешь о спасительном смотрении Сына Божия к роду человеческому (а ты всегда должен помышлять о таком великом и важном деле) – с радостью и глубоким смирением воспой: благослови, душа моя, Господа, и вся внутренняя моя – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его, и прочее ( Пс. 102, 1–2 ). Или так с пророком Захарией благослови Господа: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и со творил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в доме Давида, отрока Своего ( Лк. 1, 68–69 ). Слышишь гласы пророческие и апостольские, слышишь проповедующих Божие Слово, разумей, что тебе эти посланники Божии служат, благовествующие мир, благовествующие благое ( Рим. 10, 15 ), проповедуют отпущение грехов, приблизившееся Царствие Небесное, учат правде, наставляют на путь правый, ведут к вечному блаженству – говори благодарным духом: Слава Богу, Благодетелю нашему, вовеки, аминь! Из вышесказанного следует, что как в благоденствии, так и в злополучии должны мы Бога благодарить. В благоденствии – ибо блага Его даром мы, недостойные, получаем от Него и ими утешаемся. В злополучии – ибо исправляемся Им, в чувство приходим, познаем себя, свою подлость, недостоинство и окаянство, учимся блага Божии великими считать и Подателя благ почитать. Благодарность, поскольку благоприятна, больших и многочисленных благодеяний удостаивается от Бога. И это, кажется, являет Христос, когда говорит: кто имеет, тому дано будет и приумножится( Мф. 13, 12 ); и еще: всякому имеющему дастся и приумножится ( Мф. 25, 29 ). Ибо благодарность как дар Себе принимает преблагой Владыка наш и за этот дар новые воздаст радости... Христос к находящимся по правую руку от Него на суде Своем праведном говорит: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25, 40 ). Ибо что имеем свое, кроме грехов? И что можем дать Тому, от Которого все имеем, как выше сказано? Но с благодарением к Богу Божие добро дающий ближнему как бы свое дает; и Бог то дарование Себе вменяет и потому новым благодеянием, как богатый в милости и щедротах, дающего награждает и благодать за благодать воздает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Послу­шай, что говорит Павел: " посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди " (Рим.7:13). Когда придет тебе на мысль удивляться своему смирению, то пред­ставь себе Владыку своего, как Он уничижил Себя, – и ты не станешь больше удивляться себе самому, не станешь хвалить себя самого, но посмеешься над собою, как не сделавшим ничего. Признавай себя всегдашним должником и, что бы ты ни сделал, приводи себе на память ту притчу: " Кто из вас, имея раба по возвращении его, скажет ему: пойди, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне " (Лук.17:7,8). Благодарим ли мы рабов своих за то, что они служат нам? Ни­когда. Бог же воздает благодарностью нам, которые служим не Ему, но делаем полезное для нас. Впрочем, не будем по­ступать так из-за того, чтобы Он воздал нам благодарностью, чтобы Он узнал об этом, но как исполняющие долг свой. Подлинно, всякое (доброе) дело есть долг наш, и все, что мы ни делаем, есть исполнение долга. Если и мы, купив рабов за деньги, хотим, чтобы они жили всецело для нас, чтобы мы обладали всем, что имеют они, – то не гораздо ли более это следует Тому, Кто привел нас из небытия в быти e и потом искупил нас честною кровью? Он дал за нас цену, которой никто не дал бы за собственного ребенка, – пролил кровь Свою. Потому, если бы мы имели каждый по тысяче душ и пожертвовали бы всеми ими, то воздали ли бы Ему равное воздаяние? Нет. Почему? Потому, что Он сделал это для нас, не будучи обязан, но совершенно по милости Своей; а мы обя­заны к тому. Он, будучи Богом, сделался рабом, будучи непричастным смерти, сделался причастным ей по плоти; а мы, если и не положим за Него душ своих, то по закону природы непременно должны будем положить, – спустя немного времени поневоле расстанемся с жизнью. Так и с деньгами: если мы не отдадим их для Него, то по необходимости отдадим при смерти. Так и со смирением: если мы не будем смиренными для Него, то смирят нас скорби, несчастия, притеснения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

приведенные стихи пс. 50 с 4 и 7 стихами псалма 39) относительно отрицательной стороны ответа на вопрос: чем благодарить Иегову за такое возвеличение Давида и его дома ( 2Цар. 7, 18 ). Затем, в положительный ответ на то, чего же желает Иегова вместо всесожжений и жертв, от Давида в благодарность Себе, в псал. 39 получается изречение: тогда я сказал: вот иду (ст. 8), а в псал. 50: Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (ст. 19). Общая же мысль обоих ответов та, чтобы приносить свою волю, свое сердце в жертву воле и Сердцу Божию, – общее, покоряться закону воли Божией 45 . Также покорность воле Божией видна и в свободном отказе Давида своему желанию достроить дом Иегове вследствие сообщенного ему откровения ( 2Цар. 7 гл.). И пс. 50, вслед за приведенными выше словами, разъясняет смысл откровения и действования по нему со стороны Давида: «облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион, воздвигни стены Иерусалима (срав. 2Цар. 7, 29 ). Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на олтарь Твой тельцов (ст. 20–21). Итак, вот когда Богу будет благоугодно принимать в благодарность Себе и жертвы, а теперь пока послушание, терпеливая покорность воле Божией – вот благодарственная жертва, благоугодная Ему. Так и «в свитке книжном написано о мне», как бы так говорит Давид, выразивши уже готовность покориться воле Божией словами: «вот иду». В каком же, спрашивается теперь, свитке книжном 46 написано о нем это? – Судя по дальнейшим словам: «я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце», и по обозначению именем «книжного свитка» пятикнижия в других местах Библии (См. цит. места из прор. Иезек. и Иерем.). Это есть Тора, закон Моисеев, который повелено было списывать царю, чтобы «исполнять все слова закона» ( Втор. 17. 18–19 ). Но это о всяком царе; Давид же говорить: «о мне». Разрешение этого недоразумения находим в обстоятельствах царствования Давида в отношении к характеру царствования предшественника его – Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Прославляя Бога, мы должны затем благодарить Его. Благодарность предполагает прежде всего воспоминание о тех благодеяниях, за которые приносится она. Так, если дитя благодарит родителей своих, то вспоминает вместе с этим о благодеяниях, оказанных ими ему. Но благодарность есть нечто большее, чем одно простое воспоминание. Те девять прокаженных мужей, которых исцелил Спаситель, наверно помнили о благодеяниях Спасителя и, однако, они не были благодарными. Значит, мы точнее должны определить, в чем состоит обязанность благодарности к Богу. Некогда Спаситель говорил иудеям: «кто из вас, имея раба, пашущего или пасущего по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол. Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать, и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить; и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю». Здесь Господь изображает нам раба, который служит господину своему в поле и за столом. По словам Спасителя господин не обязан благодарить за это раба, ибо раб обязан служить господину своему, между тем, как господин не обязан служить рабу своему. Правда, сотник капернаумский служил однажды рабу своему, ибо он вышел к Спасителю и просил Его исцелить раба сего, имея возможность выслать для этого одного из рабов своих. Но это он сделал в силу любви своей к рабу и за эту любовь раб сей поистине должен был благодарить господина своего, так как люди обыкновенно бывают благодарны тому, кто делаем им добро. Вспомним теперь о тех благодеяниях, которые мы получили от родителей своих. Все они не были заслужены нами и потому должны возбуждать в нас благодарность к родителям нашим. Но Величайший Благодетель наш есть Бог. Благодеяния Божии поистине бесчисленны и подаются нам без всякой заслуги с нашей стороны. Посему каждый истинный христианин при мысли о благодеяниях Божиих должен думать так: благодеяния эти ничем не заслужены мною, Господь даровал мне их по благости и милосердию Своему. В этом именно и будет выражаться благодарность к Богу. Отсюда благодарить Бога – значит вспоминать о благодеяниях Божиих, оказанных нам, и исповедовать, что мы ничем со своей стороны не заслуживаем их. К этой благодарности обязаны все мы, ибо все мы пользуемся благодеяниями Божиими. Апостол увещевает «благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа». Всегда, следовательно, должны мы благодарить Бога, но особенно утром и вечером, перед принятием и по окончании принятия пищи, и за все, значит, за жизнь, за пищу, одежду, жилище и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010