9:6)? В начале послания ту же мысль он выразил с большей силой, сказав: « Не то, чтобы слово Божие не сбылось », и, не остановившись на этом, присовокупил: « Бог верен, а всякий человек лжив » (Рим. 3:3, 4); и теперь он опять раскрывает эту мысль другими доводами, доказывает могущество благодати и то, что всегда одни спасаются, а другие погибают. Итак, возблагодарим Бога за то, что мы оказались в числе спасаемых и, не имея возможности спастись делами, были спасены по дару Божию. Благодарность же свою мы засвидетельствуем не словами только, но и делами и поступками. Благодарность тогда–то бывает совершенною, когда мы исполняем то, что служит к славе Божией, и когда избегаем того, от чего мы освободились. Ведь если мы, оскорбивши царя, вместо того, чтобы подвергнуться наказанию, удостоены награды, потом опять оскорбили его, то справедливость требует, чтобы мы, как виновные в крайней неблагодарности, понесли и крайнее наказание, притом гораздо больше прежнего, потому что прежнее оскорбление не так доказывало нашу неблагодарность, как совершенное после оказанной нам чести и многих услуг. Потому станем избегать того, от чего мы освободились, и станем благодарить не одними устами, чтобы и о нас не было сказано: « Этот народ … устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня » (Ис. 29:13). Не странно ли, что небеса возвещают славу Божию, а ты, для которого и небеса славят Бога, совершаешь такие дела, что чрез тебя хулится сотворивший тебя Бог? Конечно, за это не один тот, кто хулит, но и ты сам подлежишь наказанию. Небеса славят Бога не тем, что они издают звук, но посредством созерцания побуждают других к славословию; однако же, и о них говорится, что они возвещают славу Божию. Так и проводящие достойную удивления жизнь, хотя безмолвствуют, но славят Бога, когда чрез них другие славят Его. И не столько небо, сколько чистая жизнь возбуждает удивление. Поэтому, когда мы беседуем с язычниками, то ссылаемся не на небо, но на людей, которые прежде были хуже зверей, и которых Бог сделал подобными ангелам, и, указывая на эту перемену, мы заграждаем им уста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

 2 Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе своем.  3 Да восхвалят имя Его хором, под тимпан и псалтирь да поют Ему.  4 Ибо благоволит Господь к народу Своему и вознесет кротких во спасение.  5 Восхвалятся преподобные во славе и возрадуются на ложах своих.  6 Величания Бога - во устах их, и мечи обоюдоострые в руках их,  7 Чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами,  8 Связать царей их узами и вельмож их - ручными железными оковами,  9 Произвести над ними суд преднаписанный. Слава сия будет на всех преподобных Его.   " Песнь новая " в переносном смысле есть песнь Нового Завета, в историческом – торже­ственная песнь. – " Хвала Ему в собрании преподобных " . Благодарность Богу, соединенная с радостью и единогласием. – Почему древним дозволено было употреб­лять при славословии Богу музыкальные орудия? – " Чтобы совершить мщение над народами... Произвести над ними суд преднаписанный... "   1. В переносном смысле " новою " названа здесь песнь но­вого завета, потому что тогда обновилось все – и завет: " Я заключу " , говорил Бог, " новый завет " (Иер.31:31), и тварь: " кто во Христе " , говорит апостол, " тот новая тварь " (2Кор. 5:17), и человек: " совлекшись " , говорит он же, " ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его " (Кол.3:9,10). Итак, по причине новой жизни и по всему прочему настоящий завет называется новым, и петь ныне пророк заповедует новую песнь этого завета. А в истори­ческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую иудеи должны были петь за победы, за успеш­ные деяния, за трофеи. " Хвала Ему в собрании преподобных " . Видишь ли, как пророк прежде словесной благодарности требует благодарности посредством жизни и дел, и таких людей призывает в хор поющих? Не достаточно благодарить только словами, если они не будут сопровождаться и доброде­тельною жизнью. " Хвала Ему в собрании преподобных " . И нечто другое он внушает здесь, именно, показывает, что должно возносить славословия с совершенным согласием, потому что церковью называется соединение, собрание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

     Как часто наша духовная жизнь представляет собой непрестанный список просьб у Бога, пусть даже самого высокого порядка, но в каком-то смысле с потребительским отношением! Мы как бы пытаемся соделать Бога своим должником и не замечаем, сколько милостей нам Господь уже оказал и что это мы – в неоплатном долгу перед Ним. Святитель Игнатий (Брянчанинов) , много писавший о молитвенном подвиге, среди различных видов умного делания выделяет именно благодарение : «Благодарение Богу составляет часть умного… делания и состоит в благодарении и славословии Бога за всё случающееся – и приятное, и скорбное» . Даже ниспосланная от Бога скорбь, поскольку имеет в виду какую-то духовную пользу человека, заслуживает благодарения. Это делание заповедано Самим Господом через апостола: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18); «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4: 2). «Что значит благодарение? Это – славословие Бога за бесчисленные Его благодеяния, излитые на всё человечество и на каждого человека. Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие; вводится радость, несмотря на то, что отвсюду окружают скорби, вводится живая вера, по причине которой человек отвергает все заботы о себе, попирает страх человеческий и бесовский, повергает себя всецело на волю Божию» . Как поясняет святитель Игнатий, Господь «заповедал нам тщательно упражняться в благодарении Его, возделывать в себе чувство благодарности к Богу» . Это должно быть именно чувство, особое внутреннее расположение души, созидаемое деланием благодарения. Именно это чувство – безропотной благодарности Богу за всё – есть превосходное приготовление к молитве, потому что учит нас относиться к Богу подобающим образом. Чувство благодарения оживляет саму молитву. Святитель напоминает слова Писания: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь… Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4: 4–7).

http://pravoslavie.ru/74279.html

Аминь. Оглашение 75. О том, чтобы избравший жизнь по Богу не вел себя дерзновенно, и о том, чтобы он переносил печали с благодарностью, взирая на будущее мздовоздаяние Братия и отцы. Я хотел бы, чтобы каждый из вас в отдельности видел меня лично; усердно заботясь о вашем спасении и боясь ответственности моего предстоятельства, я хотел бы, по силе моей, беседовать со всеми. Но так как преследование этого не допускает, то я увещеваю и собранных в одно место, и разделенных, и всех вообще – постоянно внимать самим себе и в отношении гостеприимства, которым мы пользуемся, и в отношении обращения [с окружающими], в котором мы находимся, ничего не делая помимо постановленного: вопреки закону, не разговаривать друг с другом свободно, не разговаривать часто с отроками, а тем более – с женщинами, но если и потребуется по нужде видеть [их] или встретиться [с ними], [делать это] с осторожностью, держа ум горе, а зрение долу. Ибо Писание говорит: девы не назирай... к спевающей не примешайся, да не како увязнеши в начинаниих ея ( Сир.9:5,4 ). Имея Бога всюду присутствующим и видящим всякое наше движение и действие и по телу, и по духу, так обращайтесь и так поступайте, соответственно тому месту, в которое каждый заключен, перенося и бедствия преследования с благодарностью, взирая и на уготовляемое вам мздовоздаяние. Ибо Бог не несправедлив, [чтобы] забыть о деле вашем и о труде любви, который вы оказали ради имени Его с первого дня отречения вашего, оставивши мир и принадлежащее миру, родителей и братьев, род и отечество и самое тело предавши на борьбу – ради послушания и настоящего исповедания. Сколь велик обет ваш, но сколь больше воздаяние! Разве вы не видите живущих в мире, как они сокрушаются и бедствуют? Одни напрягаются в трудах, земледелии, подлежат податям и налогам, так что они сами испытывают недостаток в пище и питье; другие же, отправляя должность в войске, сражаются и терпят нападения на суше и на море, убивают и бывают убиваемы. Мы же, освобожденные от всего этого, удостоились служить Богу живому и истинному. Не говоря уже о другом, разве недостаточно нам этого, чтобы радоваться, благодарить и веселиться? Конечно, братия мои, прошу вас ради этого жить еще внимательнее, совершая все благообразно и по чину ( 1Кор.14:40 ), удаляясь от плотских похотей, яже воюют на душу ( 1Пет.2:11–12 ), тотчас отражая от себя нападения и приобретая себе чистоту души, чтобы, в чистоте переселившись отсюда, достигнуть вечных благ во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 76. О памятовании смерти и о ненависти к миру и мирскому

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вот где корни неблагодарности – в человеческой ненасытности. А разве мало получаем мы от Бога? Неизмеримо больше животных, живущих в пустыне! Нас Бог почтил разумом, которого не имеют скоты; нам дал Свой закон, указывающий путь жизни. Для нас произрастают плоды земные, нам дает все нужные злаки земля. Нам Он всем содействует, во всем помогает. На нас светит солнце, на нас идет дождь, изливаясь одинаково на добрых и на злых. Но что еще безгранично больше и важнее, то, что Бог не пожалел даже Сына Своего Единородного послать на землю чтобы распяли Его на Кресте, чтобы уничижали и оскорбляли Его. А нам все мало! Мы все ропщем. О, страшное наше окаянство! Еще древний мудрец Иисус, сын Сирахов, сказал: «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» ( Сир. 2:4 ). Все наши скорби и горести посылаются нам от Бога для нашего же спасения, ими ведет Он нас ко благу, а от нас требует, чтобы мы все, посылаемое от Него, принимали не только безропотно, без хулы на Его святую волю, а с благодарностью. Даже когда Бог отнимает у нас наших ближних – отца и мать, братьев и сестер, детей наших,– и тогда должны смиренно склонить голову свою перед Его волей, всегда благой, всегда спасительной, и за все, даже за самое тяжелое, благодарить Его. Знайте и помните, что благодарность Богу, возносимая нами в молитве, вместе с покаянием, приносимым Ему, глубоко, в самом корне изменяет сердце наше. Если мы всегда благодарны, исповедуем грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, мы учимся следить за собой, получаем способность замечать в своем сердце то, чего не видят люди нравственно распущенные, люди душевные, а не духовные. Полное очищение сердца и благодарность наша Богу дает нам великую Божию благодать. Вот почему апостол Павел, обращаясь к колоссянам, говорит: «Все, что вы делаете словом ли делом, все делайте во имя Господа нашего Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога Отца» ( Кол. 3:17 ). Будем же поэтому всегда благодарными, будем помнить слова псалма Давидова: «Что воздам Господу за все благодеяния Его мне» ( Пс. 115:3 )? Эти святые слова да будут начертаны горящими буквами на сердцах наших! Всегда повторяйте: «Что воздам я, несчастный и погибающий, Господу моему, так много воздавшему мне?» Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Десятый прокаженный и важнейшее качество христианина (+ Видео) Девять прокаженных не пришли поблагодарить Христа за совершенное исцеление по одной простой причине: они были уверены в том, что кто-кто, а они настрадались, намучились и целиком были достойны того, чтобы над ними произошло это чудо. 21 декабря, 2014 Девять прокаженных не пришли поблагодарить Христа за совершенное исцеление по одной простой причине: они были уверены в том, что кто-кто, а они настрадались, намучились и целиком были достойны того, чтобы над ними произошло это чудо. Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов. Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19. 12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. 14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. 15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Протоиерей Павел Великанов: Тема, которой посвящено сегодняшнее евангельское повествование – это тема благодарности. Итак, Христос совершает чудо исцеления десяти страдальцев, которые мучились долгое время своей жизни неизлечимой болезнью – проказой. Но только один единственный, который к тому же иноплеменник, возвращается к Христу, чтобы сказать ему слова благодарности. Казалось бы, ситуация парадоксальная, откуда такая черствость, такая неблагодарность в сердцах остальных девяти? Христос с иронией замечает, как же так, а девять куда делись? Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос нам необходимо заглянуть прежде всего внутрь самих себя. Так ли часто мы благодарим Бога за то, что имеем? Я не сомневаюсь, что эти девять прокаженных не пришли поблагодарить Христа за совершенное исцеление по одной простой причине: они были уверены в том, что кто-кто, а они настрадались, намучились и целиком были достойны того, чтобы над ними произошло это чудо. Лишь только тот самый иноплеменник, который был далек от мнения о своем благочестии, о своей правильной вере, нутром почувствовал, что этого исцеления вполне могло бы и не быть.

http://pravmir.ru/desyatyiy-prokazhennyi...

Жизнь коротка, все скоро умрем, так подумаем же о том, что оставшиеся дни наши надо употребить на то, чтобы очистить сердца свои и стать достойными участниками великой и вечной вечери Христовой. Всех нас да сподобит этой радости Господь и Бог наш Иисус Христос! 30 декабря 1951 г. Неделя 29. О неблагодарности Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении, как Господь наш Иисус Христос чудесно исцелил десять прокаженных, и как неблагодарны оказались девять из них. Это Евангелие читается на каждом благодарственном молебне в назидание нам. Чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, было величайшим благодеянием для несчастных прокаженных, ибо проказа — одна из самых страшных, самых ужасных болезней. Проказа очень заразительная болезнь, от нее умирают люди, заживо гниющие, и потому в древнее время прокаженных изгоняли из городов и селений, и они не смели входить в них, не смели близко подходить к людям, милостыню просили издали. И ныне несчастные прокаженные изолируются от здоровых: их помещают в лепрозории, где до самой смерти остаются они. Итак, величайшее благодеяние получили десять прокаженных от Господа Иисуса Христа, но только один, самарянин, возвратился к Господу Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слезно благодарил за исцеление. Заметьте, это был самарянин, это был не иудей, а самарянин, чуждый народу израильскому. И я в долгой жизни своей убедился давно в том, что многие из людей, чуждых миру христианскому, гораздо более благодарны, чем мы, русские и даже православные. Я видел и продолжаю видеть самую трогательную благодарность за исцеления мои врачебные от евреев и мусульман — гораздо большую, чем благодарность русских. Тяжело это. Тяжело было и Господу Иисусу видеть, что только самарянин возвратился, чтобы благодарить Его, а девять иудеев оказались неблагодарными. Но Он только тихо и кротко укорил, сказав: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?  — а самарянину, благодарившему Его, сказал: — встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 17–19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Иногда отказывают в подаянии очевидно голодному и прозябшему, и отказывают только потому, что внешность его изобличает в нем человека, неравнодушного к спиртным напиткам. Говорят, что он сейчас же пропьет данное ему подаяние, и что поощрять таким образом пьянство – грех . Но не грех ли читать наставления о вреде пьянства человеку голодному и почти замерзающему? Не лучше ли сначала отогреть и накормить его, а потом уже побеседовать с ним о вреде пьянства? Иначе, наставления сытого только раздражат голодного, озлобят его против всех имущих, но голода не утолят и продрогшего тела не согреют. Иногда отказывают в подаянии неспособному к труду, например, старику; и отказывают только потому, что он не в рубище и что ему выдают из благотворительного общества на наем угла и на хлеб. Отказывающие ему в подаянии оправдывают себя, говоря: «Зачем ему подавать? Он просит на булку, на чай, то есть просит лишнего, без чего легко может обойтись». Но пусть рассуждающий так спросит себя: всегда ли он просит у Бога только хлеба насущного, или просит и чего-нибудь лишнего? И если он не ограничивается молением о хлебе на сегодняшний день, то как же он может надеяться получить от Бога просимое, если сам отказывает ближнему своему, просящему у него чего-нибудь побольше куска хлеба? Чтобы не впасть в фарисейство в деле благотворения, надо руководствоваться главнейшею заповедью о любви к ближним. И если мы когда либо зададимся вопросом, следует ли дать просящему то. чего он просит, то безошибочный ответ подскажет нам не холодный рассудок, а сердце согретое любовью. И когда мы оказываем просящему помощь, то не должны рассчитывать ни на его благодарность, ни на услугу с его стороны. На благодарность мы не должны рассчитывать потому, что, творя добрые дела, помогая ближним, мы ничего особенного не делаем, за что нас можно было бы похвалить: мы только исполняем возложенную на нас Господом обязанность. И это доказывается словами Иисуса Христа: Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «Пойди скорее, садись за стол?» Напротив, не скажут ли ему: «Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?» Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «Мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк. 17:7–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Итак, во времена св. Иустина Евхаристическая молитва остояла из благодарений: никаких новых элементов (призывания Святого Духа и т.п.) в ней не было. Таким образом, она сохранила свою первоначальную основу. Но, вместо краткой застольной формулы, здесь мы видим уже обширную и детальную молитву. Это, без сомнения, вызвано важностью и значением Евхаристии. Иустин Мученик хотя и не приводит примерного текста современной ему Евхаристической молитвы, но он еще довольно конкретно описывает ее. Писатели после него говорят о ней уже в общих чертах. Во времена св. Иринея Лионского Евхаристическая молитва в основных чертах оставалась благодарением. «Заповедуя Своим ученикам, – пишет он, – приносит Богу начатки плодов из Его творений не потому, что Он в них нуждается, но для того, чтобы они не явились неблагодарными (nec infructuosi, nec ingrati) перед Ним – Иисус Христос взял хлеб из творений Божиих, благодарил и сказал: «Это Мое Тело». Точно так же и чашу... и, таким образом, Он научил приношению Нового Завета, которое Церковь , приняв от апостолов, по всей вселенной приносит Богу... Подобает приносить Богу начатки Его творений (offerre... primitias eius creaturae), как и Моисей повелевает не являться с пустыми руками перед лицом Господа Бога, дабы благодарный Богу за творения человек и выражающий свою благодарность в приношении их начатков получил от Него почесть... 63 Мы приносим Ему (хлеб и вино) не потому, что Он нуждается, но выражая тем Ему благодарность и освящая творения... Он желает, чтобы мы это делали ради нас самих: да не явимся неблагодарными пред Ним. И само Слово дало людям заповедь делать приношения Богу не потому, что Он в них нуждается, но чтобы они учились служить Богу» 64 . В другом месте Ириней как будто даже намекает на содержание Евхаристического благодарения: «Поскольку же Церковь делает приношение в простоте, то по справедливости дар ее почитается у Бога чистой жертвой... И такое чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением от Его творения. Иудеи же не приносят Ему, ибо их руки полны крови, так как они не приняли Слова, через Которое делается приношение Богу... И все сонмища еретиков не делают приношения Богу... Каким образом они могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело их Господа, и чаша есть Кровь Его, когда утверждают, что сам Он не есть Сын Творца мира, то есть Слово Его, через Которое дерево приносит плоды, текут источники, земля дает сперва зелень, потом колос, наконец, полное зерно в колосе (см. Мк. 4, 28 )? " 65

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

«К которому вы и призваны в одном теле». Апостол присовокупляет это, показывая, что, по благости Божией, этот вожделенный мир принадлежит всем истинным христианам, или всем истинно верующим в Иисуса Христа. Призванные к вере в Иисуса Христа призваны вместе и к сему миру Божию, – в одном теле Христовом, т. е. в Его Церкви, где все призывает к миру с Богом или в Боге, и к взаимному миру с ближними, к взаимному согласию одних членов с другими. В послании к Ефесянам апостол Павел пишет: Молю вас достойно ходити звания, в неже звани бысте; со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию: тщащеся блюсти единение духа в союзе мира. Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас ( Еф.4:1–6 ). Столько побуждений предлагает Апостол верующим в Иисуса Христа к сохранению взаимного мира и согласия между собою! Так все верующие в Иисуса Христа должны искать сего благодатного мира и хранить его! Имея мир в Боге, христиане должны распространять действие сего мира и около себя, на все отношения к своим ближним; должны жить в мире и согласии одни с другими, как члены одного тела – Церкви, которого глава Христос, как ближние между собою, у которых все драгоценное и вожделенное для сердец их есть общее, нераздельное, всем равнодоступное, по беспредельной благости Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. «И будьте благодарны». За все такие великие дары Божии, учит Апостол, вы должны благодарить Бога. Эта благодарность или искренняя признательность и выражение сей признательности пред Богом необходима нам для того, чтобы быть достойными даров Божиих и не лишиться их. Эта благодарность охраняет в нас дары Божии от злоупотребления их, устремляя наш ум и сердце к Богу, подателю всех даров, и вместе побуждает нас быть любвеобильными и благотворительными к ближним нашим, по заповеди Господа: будите убо милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть ( Лк.6:36 ). В объяснение слов: будьте благодарны, Апостол далее присовокупил: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010