Священник возглашает : Благодарим Господа! Народ отвечает: Достойно и праведно есть!.. Представьте себе измученного, несчастного, запутавшегося человека, которого вдруг находят и ведут во дворец, и говорят ему: – Посмотри, этот дворец принадлежит твоему отцу, он твой, это твое наследство. До этой минуты это был измученный, голодный, в порванной одежде, бедный человек, а теперь он внезапно стал наследником огромного богатства и радуется уютному дворцу. Его сердце буквально переполнено благодарностью и признательностью тому, кто подарил ему это наследство. То же самое происходит и с нами. Когда мы видим Бога, когда мы стоим перед Ним, то первая реакция нашего сердца – это благодарность: «Благодарим Господа!» Мы отвечаем: «Достойно и праведно есть!..», то есть достойно и праведно Его благодарить. Мы много раз говорили о благодарении (Евхаристии), но мы должны это делать снова и снова, потому что благодарность Богу – это очень важное дело. Мы видим, что Божественная литургия называется Святой Евхаристией (то есть святым благодарением), а это означает, что человек всегда должен выражать благодарность Богу. В то время, когда начинается главная часть Божественной литургии, Церковь призывает нас благодарить в себе, и больше от нас ничего не требуется. Мы не должны пугаться и вздрагивать: – Сейчас начинается Божественная литургия, и горе вам! Горе вам, потому что вы грешники! Подумайте об аде, мучениях, Божьем гневе, подумайте о том, что все вы попадете в преисподнюю! Ничего подобного. Такие мысли и чувства неуместны в духовной жизни, они не приводят нас к правильным отношениям с Богом. А каковы должны быть наши отношения с Богом? Мы – дети Божии и должны благодарить нашего Небесного Отца Мы – дети Божии и должны благодарить нашего Небесного Отца. Разумеется, мы знаем это, а также знаем то, что мы грешные и вовсе не хорошие дети Божьи. Тот, кто думает, что он хороший, не имеет внутреннего расположения благодарить Бога. В то же время тот, кто считает себя очень плохим человеком, гораздо искреннее благодарит Бога. Тропарь, который подготавливает нас к Рождеству Христову, повествует о том, что мы находимся в духовной темноте, и Свет взошел на нас, и поэтому мы еще больше должны благодарить Его. Если бы мы были праведными и добрыми, мы бы сказали:

http://pravoslavie.ru/113015.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы все знаем этот образ: грешник, стоящий на коленях перед иконой Божией Матери, молит Ее о прощении и помощи в его беде. А Божия Матерь, держащая на руках Богомладенца, показывает на кровь, истекающую из Его пречистых рук и ног. Святитель Димитрий Ростовский, описывая это чудо, рассказывает о человеке, который всякий раз, отправляясь на грех, молился Божией Матери об избавлении от нечистой страсти. Была ли услышана его молитва? Мы знаем только, что всякий раз он оказывался побежденным грехом, пока Божия Матерь не показала ему однажды, что значит этот грех. Ничего не сказано, как изменилась его жизнь после чуда. Но само именование иконы «Нечаянная Радость» убеждает нас в том, что ему было дано покаяние и исцеление от проказы греха. Все заключается в том, чтобы мы увидели, какой дорогой ценой дается подлинное покаяние, и ответили благодарностью на дар Христов. Мы знаем Евангелие об исцелении десяти прокаженных. «Не десять ли очистились? Где же девять?» — вопрошает Господь. Не являемся ли мы теми девятью исцеленными, которые не возвратились воздать славу Богу? И хотя мы приходим в храм, чтобы участвовать в Евхаристии, то есть в таинстве благодарения, где мы находимся на самом деле, насколько правдивы наши сердца? Господь ждет нас. Он скорбит, когда не видит, что мы возвращаемся к Нему. Для чего же мы здесь? И как нам возвратиться к Богу? Диагноз нашей болезни известен — неблагодарность, тайное зло, от которого мы должны быть очищены: «от тайных моих очисти мя», как говорит псалом (Пс. 18, 13). Когда нам плохо, мы поступаем, как этот описанный святителем Димитрием грешник, как эти десять прокаженных. Мы взываем ко Господу: «Помилуй нас!» Мы правильно поступаем, но почему мы поступаем так? Потому что хотим получить избавление от скорби или болезни? А Сам Он нужен ли нам? Почему мы обращаемся к Нему? Наша неблагодарность объясняется тем, что мы удовлетворяемся полученным, оставаясь без Христа. А когда у нас все хорошо — редко, когда такое бывает, но все-таки бывает, — почему мы забываем Его? Наша неблагодарность, слишком привычная, это и есть наше забвение о Боге. Мы должны бы благодарить Его всякий раз, когда получаем какое-либо благо. Или мы не можем благодарить, пока не получим от Него дар благодати? Какие удивительные созвучия: благодать, благодарить и дарить благо! Апостол Павел часто напоминает: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4, 7). Почему мы ведем себя так, будто если все у нас хорошо, то это благодаря нам самим?

http://moral.ru/nechayannya_radost/

Псалом 110 Аллилуиа. И этот псалом есть благодарственный(1). (1) Афанасий же говорит, что сей благодарственный псалом произносится от лица Апостолов, излагающих, какие дела спасительного строения произведены И. Христом. А Феодорит думает, что сей псалом произносится, как благодарственное пение Богу, от лица царя Иосафата о дарованной ему победе над моавитянами, аммонитянами и идумеянами. Златоуст и Ориген говорят, что настоящий и следующий за сим псалом содержит столько букв, сколько имеет еврейский алфавит, а именно 22, почему и называется алфавитным. Тоже самое говорит и Исихий: Прекрасна надпись на сем псалме: аллилуиа, которое означает хвалу Богу; он знаменит и тем, что он сочинен по числу букв еврейских. Иоанн Литин в своей Псалтири говорит, что поелику в настоящем псалме содержится только десять стихов, то посему в каждом из 8-ми первых стихов помещены по две буквы еврейского алфавита, а в последних двух – по три буквы того же алфавита, и таким образом в 10-ти стихах помещены 22 буквы еврейского алфавита. Пс.110:1 .  Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим Я, говорит, буду благодарить Тебя, Господи, не только словами, и не только просто языком и устами, но и всем сердцем моим, с стремительною и пламеннейшею душою и внимательнейшею мыслию, освободившись от всякой житейской заботы и возвысившись к Тебе; буду благодарить, как за оказываемые мне Тобою всегда благодеяния, так и за те, которые делаешь другим людям. Ибо сия благодарность моя Тебе есть готовая жертва и легкое приношение и притом дело необходимое, которого всегда требует от нас Бог как долга.(1) (1) Слова Исихия: Сказал: всем сердцем моим, дабы мы с одной стороны исповедуясь, с другой стороны не были поползновенны ко греху, в котором исповедуемся, и чтобы двигаясь одною душевною ногою к правде, другую не оставили увязать в грязи греха. Все сердце мы должны предать Ему как Зиждителю и Творцу целого его, не могущему принять половинного дара. Златоуста: И Моисей, говорит, полагает такой закон, сказывая: возлюбишь Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею мыслию твоею. А исповедованием, мне кажется, он называет благодарение: воспою, говорит, буду благодарить.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Слава Богу! За все? «Благодарить Бога – это необходимость человека…» «Если я за что-то искренне благодарю Бога, то это за здоровье близких. …» » За всё, за жизнь. Особенно – за скорби…» 28 июня, 2010 «Благодарить Бога – это необходимость человека…» «Если я за что-то искренне благодарю Бога, то это за здоровье близких. …» » За всё, за жизнь. Особенно – за скорби…» «Осенью 43-го года папа, войдя в комнату, увидел на столе открытку, в которой сообщалось о том, что его сын убит в бою. Часа два-три папа был один, я запаздывала из института, ходила на лекции в Третьяковку. Папа открыл мне дверь и убежал, не взглянув на меня. Я кинулась вслед за ним, поняв, что с ним что-то происходит. Он встал лицом к иконам, держался за шкаф, а от меня отворачивался и весь содрогался, не говоря ни слова. — Папочка! Что с тобой? Что случилось? Он молча показал мне рукою на стол, где лежала открытка, а сам зарыдал громко, навзрыд. Мы долго сидели, обнявшись, на маминой кровати, я тоже обливалась слезами, но все старалась успокоить папу. А он долго не мог ничего говорить от рыданий. Первое, что он сказал, было: «Как трудно мне было произнести: слава Богу за все!»» Это одни из самых врезающихся в память рассказов матушки Натальи Николаевны Соколовой из ее книги «Под кровом Всевышнего» — о мужестве и стойкости в вере Николая Евграфовича Пестова. За все ли мы готовы благодарить Бога — такой вопрос задала корреспондент газеты «Логос» своим собеседникам ПРОТЯНИ СЕРДЦЕ ДРУГОМУ Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, декан миссионерского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Каждое сердце человеческое, неважно, верующее или неверующее, имеет дыхание Божие, дыхание Божественной благодати. Блаженный Августин сказал: «Ты создал нас для Себя, ибо мятётся наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Человек должен понимать, что он пришёл сюда не на миллионы лет жизни, а на какой-то маленький крошечный отрезок времени, определённый ему здесь. Над всеми нами властны слова Божии: «Земля еси и в землю отъидеши». Но за то, что мы, пребывая на земле, являемся детьми Божиими, за то, что в каждом сердечке есть благодать Духа Святаго, за то, что мы – храм Божий, за это – великая благодарность Господу.

http://pravmir.ru/slava-bogu-za-vse/

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. ( Пс.33:1 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Неизреченной благодарностью и радостью преисполнены сердца тех, кто сподобился сегодня причаститься Святых Христовых Таин, соединиться с Господом нашим Иисусом Христом на Литургии Преждеосвященных Даров. Мать-Церковь не оставляет возлюбленных чад своих без духовного подкрепления даже в те дни, когда полным чином Божественную Литургию служить не положено. Но, по важности покаяния во время Великого поста, открыто для нас это благодатное таинство. Как же выразить нашу благодарность, как восхвалить Господа за величайшие Его милости по отношению к нам, грешным и часто недостойным Божественной любви?! При выносе Святых Даров для совершения таинства Причащения звучат слова: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его в устех моих . Как много значит для нас услышанное! Действительно, только тогда наше общение с Богом приобретет животворящую силу, когда мы научимся достойно и правильно благодарить Бога за все события: за все искушения и благодеяния, за все испытания и награды – за всё, что с нами в этой жизни происходит. Причем важно то, что благодарность и славословие наше должно распространяться на всякое время , не только на время радости, но и на время печали. Научимся воздавать хвалу Господу за все попущенные испытания, за скорби, переживаемые нами. Казалось бы, за что же тут благодарить Бога, если нам трудно, плохо, если кажется, что Отец Небесный оставил нас в бедах и не слышит наших молитвенных воздыханий? Более того, при этом в сердцах невольно прорывается некоторый ропот. Нам кажется, что благосклонность Божия могла бы быть к нам более полной, раз уж мы веруем, ходим в храм, постимся, исповедуемся, соблюдаем церковный устав. Разве нас с вами, братья и сестры, такие мысли никогда не посещали? Будем честны перед Господом и перед собой.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

     Сегодня хочу поразмышлять вместе с вами, дорогие читатели, о благодарности. А знаете почему? Потому что чем благодарнее человек, тем он ближе к совершенству, а значит, и к Богу. Эти замечательные слова произнес мой любимый святитель Николай Сербский. Слова святых сказаны не для обсуждений и споров, а для смиренного исполнения, для детской веры в них. «В этом мире только в человеке благодарность приобретает свое истинное божественное сияние», – еще одна мысль сербского святителя. Она родилась из опыта чисто прожитой жизни, а еще потому, что святыми достигнута цель – Царство Небесное. Напомню, что одним из признаков святости является безукоризненное православие угодника Божия, в том числе выраженное в его наставлениях и советах. В пояснение этих слов приведу пример из личной жизни. В молодости я немного увлекался альпинизмом. Ходить при ярком солнечном свете по снежным участкам очень опасно для глаз: можно ослепнуть. Новичку инструктор говорит: «Для восхождения нужны специальные темные очки! Без них – нельзя». Это совет умудренного практика неопытному ученику. Послушаешься – увидишь ни с чем не сравнимую красоту гор; усомнишься – станешь слепым. Так и слова святых о благодарности: они выведены из многолетнего опыта. Их советы – это ступени, которыми поднимаются в Горний Иерусалим. К словам святых нужно внимательно прислушиваться. «За всё благодарите Господа!» – это изречение апостола Павла стало новозаветной заповедью. На него опирается святитель Николай Сербский, указывая путь к христианскому совершенству. Быть совершенным – это тоже заповедь; и так же, как святость, – это плод христианского подвига, и он должен в нас созревать. Духовная жизнь – это всегда движение вперед и развитие лучших качеств и способностей человека. В том числе благодарности. Об этом нужно знать, и этого надо хотеть. Вектор нашего движения должен всегда указывать на Христа, ибо Он – наш путь к вечной жизни и пример для подражания. Но жизнь земная длится десятилетия, а требуется ежедневно делать правильные шаги и усилия. Как быть? На помощь приходит богатый евангельский юноша, задавший Спасителю самый важный вопрос: «Учитель благий, что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» На такой серьезный вопрос молодого человека сразу последовал единственно правильный ответ: «Если хочешь войти в жизнь вечную – соблюди заповеди…» А среди них есть и заповедь о благодарении Бога. Итак, ответ мы услышали.

http://pravoslavie.ru/106376.html

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Благодарность, молитва и увещание апостола (3–7). Не должно стыдиться свидетельства о Христе (8–12). О сохранении вверенного Тимофею учения (13–14). Пример Онисифора (15–18). 2Тим.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2Тим.1:2 .  Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Апостол находился во время написания послания в узах. Тем не менее он нисколько не падал духом и продолжал считать себя «апостолом Иисуса Христа по воле Божией». Выражая это свое убеждение, он имеет в виду тех своих противников, которые, указывая на его стесненное положение, говорили: «какой же это апостол? Апостол должен быть всегда на свободе, чтобы проповедовать волю Пославшего его…», апостол на это заранее отвечает указанием на «волю Божию», которая, очевидно, ведет Павла особыми путями, даже путем стеснений, к достижению указанной для него цели. С другой стороны апостол указывает на то, что он имеет «обетование жизни во Христе Иисусе», т. е. надеется на то, что Христос при втором Своем пришествии на землю дарует ему вечную блаженную жизнь ( Кол 3:3–4 ; Гал 6:8 ). Поэтому-то он, не унывая, терпит всяческие страдания и лишения. 2Тим.1:3 .  Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 2Тим.1:4 .  и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 2Тим.1:5 .  приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. Эти стихи лучше перевести так: «благодарность питаю я к Богу – Которому служу от прародителей – в чистой совести (т. е. не лицемерную, подлинную благодарность), поскольку ( ς неправильно переведено союзом: что) непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих, днем и ночью желая видеть тебя», и далее – по русскому тексту. Этими словами апостол ободряет Тимофея, который, находясь в разлуке с своим учителем и руководителем, вероятно, впадал иногда в сомнения относительно успеха своей деятельности в Ефесе. Апостол помнит о его слезах, какие Тимофей проливал при расставании с ним, помнит о его нелицемерной вере, составляющей, так сказать, наследственное сокровище в душе Тимофея, и искренно благодарит Бога за своего любимого ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово перед Благодарственным Молебствием об избавлении от губительной болезни и по случаю свирепствовавших в г. Могилев пожаров He бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия... Благодаряще о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу. ( Еф. 5:17, 20 ). По словам Апостола значит, надлежало бы нам столько же благодарить Бога за бедствия, сколько и за благоденствие; столько, например, за посещение нас губительной болезнью, от которой мы только что освободились, сколько за избавление от нее. Так и поступали Святые. Праведный Иов, лишенный богатого имения и детей, пораженный, сверх того, жестокою проказою, лежа на гноище, говорил: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки ( Иов. 1:21 )! Апостолу Павлу смерть не только не страшна, но даже вожделенна была до того, что он взывал: мне еже жити Христос, а еже умрети приобретение есть ( Филип. 1:21 ). Первенствующие Христиане летели на мучения и смерть за имя Христово, как пчелы на цветы медоносные! А мы или столько животолюбивы, пристрастны к настоящей жизни, или столько страшимся суда Божия, ожидающего нас за гробом, что нас побудило собраться для принесения благодарности Богу только прекращение губительной болезни во граде нашем! Но слава Богу и за то! слава Богу, что хотя прошедшее бедствие произвело в нас живое сознание, что наша жизнь есть дар Отца небесного, что продолжением ее мы одолжены всещедрой милости Божией! Чем же мы засвидетельствуем благодарность Богу за сохранение жизни нашей? He ужели одними словами, или молитвами священнослужителей святой Церкви? Но подобного рода благодарностью возгнушались бы и земные наши благодетели, зная, что мы, благодаря устами, непризнательны в сердце, не думаем благоугождать им. Тем паче перед лицом Бога всеведущего, изъявление благодарности за сохранение жизни нашей должно состоять – в посвящении остатка ее покаянию и прославлению Бога; в противном случае, мы снова привлечем на себя гнев Божий. Стечение наше для принесения Богу благодарности за спасение наше от губительной болезни доказывает, что человек никогда столько не дорожит жизнью, как избавившись от очевидной опасности потерять ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4: 7). Каждый христианин получает благодатные дары от Бога. Как мы говорим в молитве первого часа: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный». Христос есть Свет истинный, Который просвещает и освящает всякого человека, приходящего в мир. То есть у всякого человека есть какие-то харизмы от Бога. Это важно, и нам надо учитывать это, чтобы понять, что мы драгоценны пред Богом. Неважно, драгоценны ли мы перед людьми: для кого-то мы можем вообще не быть ценными, напротив, можем быть для них совершенно никчемными, или они могут быть к нам враждебно настроены, или наше присутствие может ни о чем им не говорить. Но пред Богом всякий человек, кем бы он ни был, каким бы ни был, драгоценен по многим причинам. Прежде всего потому, что он образ Божий . Другими словами, то, чем является Бог по природе, Он дал это человеку по благодати. Человек – это икона Бога. Но он может стать богоподобным лишь через Божию благодать, когда подвизается и прилагает усилия, чтобы уподобиться Богу. Следовательно, нет человека, который не был бы Божиим образом, и уже одно это, без чего-либо еще, делает человека драгоценным и преисполненным достоинства и чести пред Богом, как и перед людьми. Поэтому никогда не надо считать себя чем-то непотребным или годным только на выброс, а надо иметь самоуважение, однако не как болезненное и эгоистическое состояние, а понятое в правильном смысле. Особенно тем из нас, кто страдает помыслами и страстью зависти . Есть ли здесь среди вас кто-нибудь, кто завидует? Когда мы завидуем другим, мы что делаем? Конечно, нам недостает любви, духовного совершенства и многого еще, однако у нас нет и благодарности за всё, что дал нам Бог. Говоришь иному: — Благодари Бога за всё, что Он дал тебе, дитя мое! («Я завидую или чувствую себя обиженным».) Благодари Бога за всё, что Он дал тебе. — А что Он мне дал? Я весь в болезнях, недостатках, страстях, грехах, ничего у меня нет! — говоришь ты.

http://pravoslavie.ru/97813.html

Нужно благодарить Бога. – Неповиновение Божию зову. – Никто не бывает добр или зол по природе. Том 10, книга 1, беседа 2 - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги %20 " > святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Нужно благодарить Бога. – Неповиновение Божию зову. – Никто не бывает добр или зол по природе. Том 10, книга 1, беседа 2 При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство преподобного Максима Исповедника. " ( www.ispovednik.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). " Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием " (1Кор.1:4-5). 1. Чему других научает (Павел, когда говорит: " с благодарением открывайте свои желания пред Богом " (Флп.4:6), – то делает и сам, внушая нам начинать все этими словами и благодарить Бога прежде всего. Ничто так не угодно Богу, как благодарность и за себя и за других. Потому (Павел) начинает так почти каждое послание; здесь же сделать это было необходимее, нежели в других. Кто благодарнт, тот благодарит как чувствующий благодеяние и как бы воздает за дарованную благодать; благодать же не есть ни долг, ни награда, ни воздаяние. Это нужно знать всем, тем более нужно было коринфянам, которые склонялись на сторону разделявших Церковь. " Бога моего " . По великой любви он усвояет себе принадлежащее всем, называет Бога своим, как обыкновенно выражались и пророки: Боже, Боже мой. Вместе с тем внушает и им говорить тоже. Кто говорит так, тот, оставив все человеческое, обращается к Тому, Кого призывает с великой любовью. Говорить так может тот, кто, от житейского постоянно обращаясь к Богу, предпочитает Его всему и не только непрестанно благодарит за благодать уже дарованную, но возносит Ему хвалу и за всякое благо, какое ни получит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010