Скачать epub pdf Глава 30. Евхаристия – средоточие пастырского служения Священник – прежде всего строитель Таин Божиих. Священство – по-преимуществу евхаристическое служение. В таинстве Тела и Крови совершается освящающее единение пастыря и пасомых. Евхаристия невозможна вне Церкви, и Церковь не существует без Евхаристии. Пастырь призван к Благодарению (греч. «евхаристиа»), особенно в наши дни уныния народов и недоумения ( Лк. 21:25 ). Само таинство Евхаристии – венец пастырского служения. Совершая его, пастырь благодарит Господа за себя и за всех молящихся и еще не пришедших к молитве. Пастырь благодарит за жизнь и за все, вознося святую Чашу со словами: Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся. Вся жизнь пастырская может быть уподоблена этому возношению, приношению Ему Его Чаши, а с нею всей своей жизни; и это самый великий из возможных для человека образов выразить Богу свою благодарность и любовь. Пастырь должен ободрять и призывать своих прихожан к регулярному причащению Святых Таин, одновременно разъясняя духовную огненность этого Таинства, «попаляющую недостойных». Апостол Павел, говоря об установлении Иисусом Христом таинства Причащения, замечает: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11:27–30 ). Из приведенных слов апостола Павла Православная Церковь делает следующие выводы: во-первых, таинство Тела и Крови Христовой требует от приступающих к нему соответствующей чистоты. Готовящийся к Причащению должен очистить, подготовить себя к достойному приятию в себя пребывающего с Пречистыми Телом и Кровию Самого Господа Иисуса Христа; во-вторых, для достойно причащающихся это Таинство бывает источником Жизни Вечной, общением со Христом Спасителем ( Ин. 6:53–56 ). Недостойное же Причащение служит в суд и осуждение. В первом случае оно – огонь, возжигающий дух человеческий и согревающий и оживляющий душу и тело; во втором – огонь, опаляющий душу грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Та истина, что Бог сохраняет мир и всех нас, очень утешительна для нас. Предыдущий урок научил нас, что все мы – грешники. Но, несмотря на это, Бог не перестает заботиться о нас – грешниках, и отеческую заботливость свою простирает даже на злых, повелевая, по слову Спасителя, солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылая дождь на праведных и неправедных. Как утешительно это! – Но вместе с этим та же истина возлагает на нас некоторые важные обязанности. В книге пророка Иеремии (глава 5, стих 24) говорится: «и не сказали в сердце своем: убоимся Господа Бога нашего, который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы». В этих словах пророк прославляет ту благую заботливость, с которою Бог печется о сохранении нашей жизни, своевременно подавая нам ранний и поздний дождь и охраняя жатву и посевы наши и, вместе, научает, что за эту заботливость мы должны бояться Бога, то есть, всегда памятовать о Боге и хранить себя от всякого греха. Тому же научает нас апостол Павел, когда говорит грешнику: «или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» Итак, страх Божий, соединенный с покаянием и хранением себя от грехов, – такова та обязанность, которую прежде всего мы должны иметь в виду при мысли об отеческой заботливости Бога о нас. – Во Второзаконии (глава 8, стих 10) говорится: «и когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа Бога твоего за добрую землю, которую Он дал тебе». Этими словами Моисей увещевал израильтян благодарить Бога за благую заботливость Его о них. Благодарность к Богу должна быть также и нашею священнейшею обязанностью; никогда мы не должны забывать о ней. Принимаем ли пищу и питье, надеваем ли одежду и обувь, за все и всегда мы должны благодарить Бога. – Наконец, истина, что Бог сохраняет нас, не может не побуждать нас к надежде на Бога. Выше мы привели уже изречение Господа: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться». Здесь имеется в виду именно усиленная заботливость, которой предаются люди, не имеющие надежды на Бога. Но мы, христиане, не должны предаваться такой заботливости, и если кого-либо из нас постигает нужда, то все заботы свои тот должен возлагать на Бога и надеяться на Него Одного. «Все заботы ваши возложите на Него; ибо Он печется о вас», – увещевает апостол Петр. Так поступали все святые во всех нуждах своих, так должны поступать и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Так для чего же исключительно в сем случае Он воззрел на небо, обратив взор к Отцу Своему Небесному? Во-первых, чтобы пред таким огромным количеством народа показать единство воли Своей и Отчей и тем опровергнуть злобную клевету фарисеев, утверждавших, будто Он все чудеса творит с помощью силы бесовской. Во-вторых, как Сын человеческий, чтобы явить людям образ смирения человека пред Богом и благодарности за все блага, от Бога нисходящие. Сходный пример подал Он нам и во время Тайной Вечери: благословив, преломил (Мф.26:26); взяв чашу и благодарив, сказал... взяв хлеб и благодарив, преломил (Лк.22:17-19). Возблагодарил Он Отца Своего Небесного и благословил хлеб как дар Божий. Так и мы должны пред каждою трапезой, какою бы скромной она ни была, воздавать за нее Богу благодарение и хвалу и благословлять дар Его. В-третьих, как Сын Божий, чтобы при умножении хлебов, которое совершенно подобно новому творению, показать единство силы Троицы во Единице, Которая творит лишь как таковая. Отец, Сын и Дух Святой - Троица Единосущная и Нераздельная - есть Творец всего сущего. Господь наш Иисус Христос Сам, Своими руками, преломил хлебы. Для чего? Почему Он не повелел преломить их ученикам? Для того, чтобы мы видели Его благое желание накормить народ и Его величайшую любовь к людям. И чтобы мы чрез то научились: творя милостыню и давая дары, надо давать заботливо и с любовью, как и Он поступал. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. Вот чудо из чудес и слава слав! Если столько людей возьмут только по одному кусочку размером с антидор, все-таки пяти хлебов вряд ли хватит. А здесь, взгляните: И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных! Если бы это был некий мираж, то не было бы сказано: и насытились. Если бы даже и мог человек вызвать у другого иллюзию, что тот ест, однако миражом голодного насытить нельзя. А если это был некий мираж, откуда тогда двенадцать коробов, полных оставшихся кусков? Нет-нет, лишь закоренелые грешники могут назвать сие иллюзией.

http://pravoslavie.ru/47987.html

Так для чего же исключительно в сем случае Он воззрел на небо, обратив взор к Отцу Своему Небесному? Во-первых, чтобы пред таким огромным количеством народа показать единство воли Своей и Отчей и тем опровергнуть злобную клевету фарисеев, утверждавших, будто Он все чудеса творит с помощью силы бесовской. Во-вторых, как Сын Человеческий, чтобы явить людям образ смирения человека пред Богом и благодарности за все блага, от Бога нисходящие. Сходный пример подал Он нам и во время Тайной Вечери: благословив, преломил ( Мф. 26:26 ); взяв чашу и благодарив, сказал… взяв хлеб и благодарив, преломил ( Лк. 22:17, 19 ). Возблагодарил Он Отца Своего Небесного и благословил хлеб как дар Божий… В-третьих, как Сын Божий, чтобы при умножении хлебов, которое совершенно подобно новому творению, показать единство силы Троицы во Единице, Которая творит лишь как таковая. Отец, Сын и Дух Святой – Троица Единосущная и Нераздельная – есть Творец всего сущего 252 . Выражение и ели все и насытились ( Мф. 14:20 ) имеется у трех синоптиков, так же как упоминание о двенадцати коробах остатков. У Иоанна концовка рассказа содержит упоминание о том, что остатки были собраны по прямому повелению Иисуса, а также о реакции народа на совершившееся чудо: И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели ( Ин. 6:12–13 ). У всех четырех рассказчиков фигурирует одна цифра, обозначающая количество людей: около пяти тысяч. При этом Марк, Лука и Иоанн говорят о том, что евших было около пяти тысяч «мужей» ( Мк. 6:44 ; Лк. 9:14 ; Ин. 6:10 ); Матфей выражает то же самое формулой около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей ( Мф. 14:21 ). Если бы мужья пришли со своими женами и детьми, можно было бы предположить, что общее число евших значительно превышало пять тысяч. По крайней мере, один ребенок (παιδριον) – тот самый, который предусмотрительно взял с собой (или кому родители дали) пять хлебов и две рыбы, – присутствует в рассказе Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Твердо решимся начать добродетельную жизнь, попросим Бога помочь нам положить благое начало и будем возбуждать наши сердца словами церковной песни: Скрывшего талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словесе Божия, возвещай чудеса Его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа твоего. Притча о работнике, возвращающемся с поля Однажды Господь сказал Своим ученикам: «Если кто из вас имеет работника, возделывающего его поле или пасущего его стада, скажет ли он ему по возвращении его с поля: «Пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «Принеси мне ужинать и служи мне, пока буду есть и пить, а потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить своего раба за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «Мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали только, что должны были сделать». Но самый лучший из нас может ли сказать, что исполнил все должное? Вспомним, с какой леностью, с какой небрежностью мы исполняем даже самые легкие ежедневные наши обязанности. А в отношении к Господу можем ли и подумать, что исполнили все должное? Ведь все, что мы имеем, принадлежит Ему. Наше сердце, наши мысли, наши силы, наши способности, наше время – все принадлежит Ему. Все это средства, данные нам для прославления Его имени и исполнения Его воли. Так ли употребляем мы вверенное нам? А благодеяния Господни?! Можем ли мы исчислить и измерить их? Он создал нас, дал нам все блага, полюбил нас, грешных и недостойных. Единородный Сын Божий, чтобы спасти нас, умер на кресте. Можем ли мы и подумать когда-нибудь заслужить такие милости? Конечно, нет. Но мы должны ежечасно благодарить Бога и стараться нашими делами, всей нашей жизнью доказать нашу благодарность, исполняя все повеленное нам с любовью и усердием. Притчи о пропавшей овце и потерянной драхме Иисус Христос во многих притчах говорил о любви к нам Бога. Он говорил, что Отец небесный всякому грешнику желает исправления и подает к тому средства. Об этом и притча о пропавшей овце:

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Человек часто тяготится тем, кто сетует и плачет перед ним, отстраняется и отвращается от несчастного; а Бог поступает не так, но принимает и привлекает к Себе, и хотя бы ты продолжительно высказывал Ему свои несчастия, Он тогда еще более любит тебя и внимает твоим молениям. Это самое выражая, Христос говорил: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Итак, Он зовет, – не отвратим своего слуха; Он влечет, – не будем убегать от Него; хотя бы у нас было множество грехов, тогда еще более будем прибегать к Нему, потому что таких Он и призывает. Я пришел, говорит Он, призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9: 13)… Он называет обремененными и труждающимися тех, которые обременены тяжестью грехов. Он называется Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор. 1: 3), потому что Его непрестанная деятельность та, чтобы утешать и призывать скорбящих и сетующих, хотя бы у них было множество грехов. (2, с. 329.) У Кого премудрость и благость беспредельны, у Того и человеколюбие таково же. Если же мы не замечаем Его [Божиего – С. М.] человеколюбия в каждом событии, то и это знак его беспредельности. Бог ежедневно устрояет для нашего спасения много такого, что известно Ему одному. Он благодетельствует роду нашему по благости Своей, не нуждаясь ни в прославлении от нас, ни в каком-нибудь другом возмездии, и посему очень многое оставляет сокрытым от нас; а если иногда и открывает, то и это делает для нас, чтобы мы, проникнувшись чувством благодарности, сподобились еще большей помощи Его. Будем же благодарить Его не только за то, что знаем, но и за то, чего не знаем; потому что Он благодетельствует нам, не только когда мы желаем того, но и когда не желаем. Зная это, и Павел внушал благодарить всегда и за все (Еф. 5: 20). А что Бог печется не только о всех вообще, но и о каждом в отдельности, это можно слышать от Него Самого, когда Он говорит так: нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18: 14), разумея верующих в Него. Он желает, чтобы и неверующие в Него все спаслись, исправившись и уверовавши в Него, как и Павел говорит: хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4); и Сам Он говорил иудеям: пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9: 13); и еще: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9: 13; Ос. 6: 6). Даже когда люди и при такой попечительности о них не захотят исправиться и познать истину, и тогда Он не оставляет их; но так как они добровольно сами лишают себя небесной жизни, то Он доставляет им, по крайней мере, все необходимое для настоящей жизни, повелевает солнцу сиять на злых и добрых, посылает дождь на праведных и неправедных, и подает все прочее для продолжения настоящей жизни (Мф. 5: 45). Если же Он так промышляет о врагах Своих, то оставит ли когда без попечения верующих в Него и угождающих Ему по силам своим? Нет, нет; о них Он более всех печется: у вас и волосы на голове, говорит Он, все сочтены (Лк. 12: 7). (1, с. 148.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

11–12. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Господа уповах, не убоюся, что сотворит мне человек? Правый пред Богом, по суду своей чистой совести, Давид тем решительнее признает истинность Своих слов, в коих заключается его свидетельство о своей многострадальной жизни пред Богом (ст. 9). Он говорит: «в союзе с Богом и пред Ним я похвалю глагол» – каждое отдельное изречение, – «пред Господом похвалю слово» – каждое выражение глубокой мысли в слове: разумеется, похвалю потому, что слова эти истинны, строго соответствуют как отдельным обстоятельствам, так и направлению всей жизни. А такая праведность и составляет основу надежды на спасение. – «Я уповаю на Господа, говорит Давид, а потому и не убоюсь всех тех, кто порицает меня, угрожает мне, коварно ищет гибели моей души (ст. 2. 6–7. 14). Что сотворит мне человек? – Враг, как бы он ни был силен, как бы он ни стоял высоко и как бы ни преследовал коварно (ст. 3–5), он, однако, ничего не сделает, ибо он человек и, как плотской – грешный и смертный – он не может идти на борьбу против Бога, защищающего слабых, но преданных Ему, людей (ст. 5. 8–10). 13–14. Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил ecu душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господом во свете живых. Давид признает великие милости к нему, столь многократно и разнообразно ниспосланные ему от Господа, и чувствует непременную обязанность благодарить Его, а потому и говорит: во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, – в моей душе молитвы, как бы обеты, которые я должен воздать Тебе с чувством глубочайшей благодарности; эти молитвы как бы Тебе, что так приятно Господу; это – жертва хвалы за то, говорит Давид, что «Ты избавил душу мою от смерти», чем угрожали многие сильные и коварные гонители (ст. 3. 6–7), – за то, что «Ты избавил очи мои от слез», которые я проливал обильно, как воду, в борьбе со врагами, гонимый в пустынях, задержанный в городе Гефе (ст. 1–3, 9), – за то, что «Ты избавил и ноги мои от поползновения или поскользновения», так что я не упал на своем пути и не разбился, т. е. спасся от врагов непреткновенно, беспрепятственно и безбедно ( Пс.49:14–15,23 ). – За все это, говорит Давид, «я буду благоугождать пред Господом во свете живых, или во все дни своей благополучной жизни, вместе со всеми живыми, не сходя во ад, куда Господь низводить во гневе своем только злодеев (ст. 7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

12:23). Вот что свойственно любомудрию и нужной любви! Как ты ни любил бы свое дитя, ты не столько любишь, сколько он тогда, несмотря на то, что (отрок его) был плод беззакония. Блаженный Давид весьма любил мать его; а взаимная любовь родителей переходит, как вам известно, на детей. Он так любил отрока, что, хотя и худо о нем говорили, все же хотел, чтобы он остался жив. Однако же он благодарил Бога. Как, думаешь ты, страдала Ревекка, когда брат угрожал смертью Иакову? Однако же она не опечалила мужа, а велела (Иакову) бежать. Когда постигнет тебя какое–нибудь горе, думай о больших бедствиях и получишь достаточное утешение. Подумай: что, если бы пришлось умереть на войне? Что, если бы в огне? Если будем думать о несчастьях больших, чем те, которые мы терпим, то получим достаточное утешение. Будем размышлять или о тех более тяжких бедствиях, которые другие терпели во все времена, или о тех, которые мы сами терпели когда–нибудь прежде. Такое и Павел дает наставление, когда говорит: « Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха » (Евр. 12:4); и в другом месте: « Вас постигло искушение не иное, как человеческое » (1 Кор. 10:13). Итак, находясь в беде, будем размышлять о больших бедствиях, а найдем такие, — и тогда будем благодарны. Но более всего будем усердно благодарить Бога за все. Таким образом и несчастья прекратятся, и жить мы будем в славе Божией, и получим обещанные блага, которых да удостоимся все мы благодатью и человеколюбием (Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь). БЕСЕДА 9 « Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца » (Кол. 3:16, 17).   Каким способом можно проявлять благодарность к Богу. — Следует читать Свящ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

15 ст. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем. Во всех таких случаях, смотрите, следите за собой, дабы кто кому не воздал (отмстил) злом за зло, т. е. не перешел бы на личные счеты. Христианам не только не свойственно такое отношение к ближним, но они должны сами искать случаев оказать добро друг другу и всем людям. 16 ст. Всегда радуйтесь. Каждый христианин, воодушевленный верой во Христа, любовью к Богу и ближним, всегда – при всех обстоятельствах жизни – должен сохранять в себе радостное настроение духа. 17 ст. Непрестанно молитесь. Радостное настроение, духа, религиозное воодушевление воспитывается в человеке-христианине непрестанной молитвой, постоянным молитвенным памятованием о Боге, а посему непрестанно молитесь. 18 ст. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Горя к Богу духом, пламенея к Нему всем сердцем, преисполняйтесь чувством благодарности к Богу, ибо такова воля Божия, а не моя, Павла, о вас; чтобы вы всегда радовались духом о Господе, непрестанно молились, а молясь благодарили Бога за все, что Он даровал нам чрез Единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа. 19 ст. Духа не угашайте. Т. е. этой ревности по Боге, этого стремления к созданию своего спасения не угашайте в себе, т. е. не предавайтесь беспечности, стремитесь к добру и противостойте злу, греху. А так как все это дается нам только при ближайшей помощи Духа Святого, то не угашать Духа значит, не угашать в себе греховной жизнью, беспечностью о своем спасении благодатных дарований Святого Духа, которые вы получили чрез веру во Христа. 20 ст. Пророчества не уничижайте. Т. е. с должным уважением и вниманием относитесь к тем, кого Господь сподобляет особого наития Св. Духа, кто, по-особому на то изволению Божию, пророчествует среди вас, т. е. во время ваших молитвенных собраний. Это не то, что ложные пророки, которые явились среди вас (см. Еп. Феофан). 21 ст. Все испытывайте, хорошего держитесь. 22 ст. Удерживайтесь от всякого рода зла. Вообще же христиане должны быть в высшей степени осмотрительны в своей жизни и деятельности, должны проверять ее с духом учения Христова, и всего, что отвечает этому духу учения Христова; держаться, т. е. этому следовать в своей жизни, а что не соответствует духу учения Христова, противоречит ему, сего отвращаться, уклоняться, сему не следовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1. В этом псалме есть следующее изречение, которое обыкновенно поет народ: « сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный » (ст. 24); оно во многих производит восторг, и потому народ имеет обыкновение петь его особенно во время духовного и небесного праздника (Пасхи). Но мы, если хотите, рассмотрим весь псалом с начала и объясним его не со стиха воспеваемого, но с самого начала. Отцы заповедали народу петь этот стих, как благозвучнейший и заключающий в себе некоторую высокую истину, чтобы он, и не зная всего псалма, получал отсюда совершенное наставление; а нам нужно рассмотреть весь псалом, потому что и в средине его находится важное пророчество. Здесь сказано: « камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла » (ст. 22), что и Христос повторил иудеям, хотя довольно прикровенно, потому что они уже пылали гневом, а Он не хотел более раздражать их, так как Он « трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит » (Ис. 42:3), — однако повторил. Итак, рассмотрим этот псалом, как мы сказали, с начала. Какое же его начало? « Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его ». Представляя благодеяния Божии во вселенной и непрестанное человеколюбие, которое Он являет во всем, пророк призывает всех к общению в благодарности, указывая на величайшее и главное из благодеяний Его. « Да скажет (сие) дом Израилев, ибо Он благ, ибо во век милость Его » (ст. 2). Что говоришь ты? « Дом Израилев », — тот, который многократно подвергался плену, рабствовал в Египте, рассеян до последних пределов земли, терпел бесчисленное множество бедствий в Палестине? Да, говорит он. Израильтяне особенно служат свидетелями благодеяний Его, которых они получали гораздо больше, нежели другие. И сами страдания их свидетельствуют о великом к ним благоволении Божием. Если посмотреть внимательно, то и за пришествие Христово они должны много благодарить Бога. Хотя они потерпели бедствия, но это произошло не от Того, Кто пришел, а от собственного их неразумия. Он пришел к ним и часто говорил: « Я послан только к погибшим овцам дома Израилева »; и ученикам: « на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите »; и к хананеянке: « нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам » (Мф. 15:24; 10:5, 6; 15:26). Он все делал и устроял для их спасения; если же они оказались недостойными благодеяния, то должны винить собственное нечестие и крайнее неразумие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010