Но недостаточно было сказать, надо было исполнить сказанное. Он и исполнил. Преодолевая стыд и позор – встал и пошел. Этим он заслужил полное прощение и вызвал радость у людей на земле и у Ангелов на небе. Одна из приготовительных недель к Великому посту называется неделей о Блудном сыне. В ней церковь раскрывает всю силу покаяния и показывает, что ни один грешник, как бы ни были тяжелы его грехи, не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании. Однажды по пути в Иерусалим, Христос проходил между Самарией и Галилеей. На границе этих областей, когда Он входил в одно селение, встретили Его десять прокаженных мужей. Они остановились вдали и громким голосом кричали: «Иисус Наставник! Помилуй нас!» Они не смели приблизиться, т. к. их болезнь была заразная и им запрещено было общаться с людьми. Они не могли жить в городах и скитались в уединенных местах. Все от них бежали. Никто их не лечил. Голодные, полуодетые, покрытые страшными язвами, они влачили жалкое существование. Но знали, что Христос исцеляет больных, и потому ждали от Него помощи. Увидев их, Господь сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». Обычай был таков, что, если прокаженные выздоравливали, священники должны были удостоверить их действительное выздоровление и допустить к общению с людьми. Поверив словам Христа, прокаженные пошли на осмотр и во время пути, к своему великому удивлению и радости, увидели, что язвы их больного тела заживают и струпы отпадают. И все их тело становится чистым и здоровым. Девять продолжали свой путь к священникам и только один, и это был иностранец-самарянин, вернулся обратно ко Христу и, пав к ногам Его, стал радостно славить Бога и благодарить за исцеление. Из десяти, в душе только одного появилось чувство благодарности. Люди более склонны просить нежели благодарить, а между тем благодарность есть самое возвышенное, благородное и святое свойство верующей души. Без чувства благодарности Богу за все, что Он нам посылает, невозможно спасение души. Тела девяти прокаженных стали здоровыми, а души остались глухими в правде Божией. И только один, самарянин, получил истинное и полное исцеление. Ему сказал Христос: «Вставь, иди, вера твоя спасла тебя» ( Лк. 17:11–19 ). Послушание

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Возрадуйтесь… и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6:22-23). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1797]    Ср.: Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 10.    Ср.: Платон. Горгий. 474b.    См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23.    См.: Там же. II, 9. Слово 117. О благодарении    Мы за все должны благодарить, по Апостолу (1 Фес. 5:17), утешаемся ли или же скорбим. Ибо Промыслитель душ наших, Господь, для пользы [нашей] наводит на нас скорби и, как опытный врач, болезненные прижигания против недуга подает, чтобы человек стал здоров, и как любящий отец, когда видит своего сына безобразничающим, наказывает, когда же видит опечаленным или несчастным — утешает. Так поступает с нами и наш Благой Владыка и Отец, будучи чадолюбивым: все доставляет нам для нашей пользы — утешение ли или наказание. Посему мы должны в скорбях даже еще более [нежели в благоденствии] благодарить, как законнорожденные сыны, а не как незаконнорожденные. Если же Христос — Владыка по сущности и Владыка по Домостроительству (потому что не существовавших [прежде] сотворил и умерших грехом искупил Своей кровью), то мы, как рабы неключимые (ср. Лк. 17:10), каким благодарением сможем Ему воздать? Потому что если только в благополучии будем Его благодарить, то окажемся подобны неблагодарным иудеям, некоторые из которых, когда в пустыне были насыщены чудодействовавшим Господом, говорили: это истинно Тот Пророк и хотели придти, нечаянно взять его и сделать царем (Ин. 6:14-15); когда же Он говорил им: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6:27), говорили Ему:какое же Ты дашь знамение? …Отцы наши ели манну в пустыне (Ин. 6:30-31).    Посему это по справедливости относится к нам: исповестся Тебе, егда благосотвориши им, и таковой даже до века не узрит света(Пс. 48:19-20). Посему не будем уподобляться неблагодарным, но, как ученики благодати, будем примером через благодарность, чтобы эти [неблагодарные] тоже смогли, видя свет благодарения нашего, отступить от окружившего их мрака неблагодарности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. ( Мф.18:15 ) Благодарность В Ветхом Завете благодарность была центром жизни народа Божия. Храмовое богослужение состояло тогда из жертвоприношений благодарения и хвалы, и непрерывного пения псалмов в благодарность Богу: Пойте хвалу Господу, все преподобные Его, и благодарите имя святое Его. Да предстанем пред Ним с благодарением. Да войдём в Его врата с благодарением и в Его дворы с хвалой. Благодарите Его, благословляйте святое имя Его! Добро есть благодарить Господа, петь хвалу Твоему имени, Всевышний; провозглашать Твою милость утром и Твою верность – ночью. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. В Новом Завете благодарность – эта самая суть жизни Церкви, а центр литургического богослужения – тот момент, когда верующие «гор е имеют сердца» и «благодарят Господа». Все апостольские писания и жития святых изобилуют благодарениями Богу: Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение… благодаря всегда за все Бога Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. ( Еф.5:4, 20 ) Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. ( 1Сол.5:16–18 ) Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь… Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. ( Флп.4:4–7 ) Духовный человек должен быть исполнен благодарности во всех обстоятельствах, по твёрдому убеждению в милостивом промысле Божием, в Его заботе, и по непоколебимой вере, что «любящим Бога… Он во всём содействует к благу» ( Рим.8:28 ). Духовные учителя, особенно св. Иоанн Златоуст (IV b.), всячески подчёркивают эту мысль. Бога надо благодарить не только за то, что мы считаем добрым, но и за всё, что даже кажется плохим, ибо мы знаем, что внимательная забота Бога о каждом из нас никогда не прекращается, и что даже зло в этом мире (к сожалению, неизбежное), правильно понятое и побеждённое Божьей благодатью, может быть Им превращено в средство нашего духовного роста и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

И что другое свойственно Богу, как не благодетельствовать человеческому роду и в наказаниях и в благодеяниях? . Итак, не в счастии только мы должны благодарить, потому что тут нет ничего важного. Это знал и дьявол; потому и говорил: « разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? » (Иов. 1:9–11). Но злодею этому (дьяволу) не было от того никакой пользы, и пусть не случится, чтобы и относительно нас было ему что–нибудь большее. Когда постигают нас бедность, болезни, несчастья, тогда–то и должно сильнее благодарить. Я разумею благодарность не на словах, не на языке, а в поступках, делах, мысли и сердце. Всей душой будем благодарить Его. Ведь Он любит нас более, нежели наши родители, и любовь Божия настолько различна от любви родительской, насколько благость отстоит от лукавства. 3. Это не мои слова, но любящего нас Христа. Послушай, что говорит Он: « Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него » (Мф. 7:9–11)? И опять послушай, что говорит Он в другом месте: « Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, — говорит Господь » (Ис. 49:15). Если Он не любит нас, то для чего сотворил? Разве это Ему было необходимо? Разве мы делаем что–нибудь Ему полезное и нужное? Разве Он нуждается в ком–либо из нас? Послушай слов пророка: « Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны » (Пс. 15:2). Но не понимающие и не чувствующие этого говорят: при благости Божией должно быть равенство для всех. Но скажи мне, неблагодарный человек, в чем ты видишь отсутствие благости Божией, и что называешь равенством? Один, говорят, с детства калека, другой безумствует и одержим демоном, иной всю жизнь до глубокой старости провел в бедности, иной в жестоких болезнях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но тот, равнодушно взглянув на протянутый предмет, выбрасывает его в мусорную корзину со словами: «На что мне это? Я думал, ты принесешь мне что-то стоящее!» Увы! Как часто мы поступаем так же! Проходя мимо Жертвенной Чаши с Кровью и Телом Христовым, мы отталкиваем протянутую нам руку Бога, пробитую римским гвоздем: «Знаем про Тебя: Ты страдал. Сочувствуем. Но нам и так хорошо. Не нужна нам Твоя Жертва». Воистину тонко подметила Марина Цветаева: «Лучшая благодарность – радость хлебу» , который тебе дали. Магометанство не призывает человека к совершенству, потому что рассказывает всего лишь о даре, который Всемогущему Богу ничего не стоит. Само слово «ислам» буквально означает «покорность». Достойно благодарить Бога – значит, бережно использовать Его дары, не отвергая их и не злоупотребляя ими. Это достигается за счет покорного исполнения религиозного закона – своеобразной «инструкции по эксплуатации мира». Иудаизм в качестве благодарности Творцу предполагает ответственность каждого иудея перед Богом за весь избранный народ и верность ему. Но чем может благодарить своего Распятого Бога христианин? Одно дело – благодарить Бога за то, что не стоило Ему никаких усилий, и совсем другое – приносить достойную «жертву хваления» Тому, Кто принял ради нас мучительную смерть. Здесь уже недостаточно частичной жертвы. Никакая «десятина» трудов или плодов здесь уже неуместна. Тому, Кто отдал Всего Себя, подобает лишь полная жертва, то есть дар, не меньший, чем жизнь, – самое большое сокровище, которым может обладать человек. Если и есть в христианстве покорность, то эта покорность абсолютная, до отсечения своей воли. Если и возможна верность, то это непременно верность «даже до смерти». Совершенная радость разрешения от долгового бремени – это радость мученика, расстающегося с телом и вглядывающегося в свое любезное сердцу Небо в ожидании заветных слов: «Добре, раб верный! Войди в радость Господина своего!» (см. Мф.25:21 ). Вызов Божественной Любви измеряет собой всего человека, не оставляя ничего «человеческого, слишком человеческого». Даже социально безобидные, неподсудные закону слабости, совершающиеся мысленно, здесь расцениваются как грех, потому что стремление быть «просто хорошим человеком», а не святым – это попытка сделать вид, что «ничего не было»: ни Воплощения, ни Креста, ни Воскресения. Именно поэтому появляются в Евангелии грозные слова: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:21-22; 27-28 ). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.6:48 ). Человек

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы все знаем этот образ: грешник, стоящий на коленях перед иконой Божией Матери, молит Ее о прощении и помощи в его беде. А Божия Матерь, держащая на руках Богомладенца, показывает на кровь, истекающую из Его пречистых рук и ног. Святитель Димитрий Ростовский, описывая это чудо, рассказывает о человеке, который всякий раз, отправляясь на грех, молился Божией Матери об избавлении от нечистой страсти. Была ли услышана его молитва? Мы знаем только, что всякий раз он оказывался побежденным грехом, пока Божия Матерь не показала ему однажды, что значит этот грех. Ничего не сказано, как изменилась его жизнь после чуда. Но само именование иконы «Нечаянная Радость» убеждает нас в том, что ему было дано покаяние и исцеление от проказы греха. Все заключается в том, чтобы мы увидели, какой дорогой ценой дается подлинное покаяние, и ответили благодарностью на дар Христов. Мы знаем Евангелие об исцелении десяти прокаженных. «Не десять ли очистились? Где же девять?» — вопрошает Господь. Не являемся ли мы теми девятью исцеленными, которые не возвратились воздать славу Богу? И хотя мы приходим в храм, чтобы участвовать в Евхаристии, то есть в таинстве благодарения, где мы находимся на самом деле, насколько правдивы наши сердца? Господь ждет нас. Он скорбит, когда не видит, что мы возвращаемся к Нему. Для чего же мы здесь? И как нам возвратиться к Богу? Диагноз нашей болезни известен — неблагодарность, тайное зло, от которого мы должны быть очищены: «от тайных моих очисти мя», как говорит псалом (Пс. 18, 13). Когда нам плохо, мы поступаем, как этот описанный святителем Димитрием грешник, как эти десять прокаженных. Мы взываем ко Господу: «Помилуй нас!» Мы правильно поступаем, но почему мы поступаем так? Потому что хотим получить избавление от скорби или болезни? А Сам Он нужен ли нам? Почему мы обращаемся к Нему? Наша неблагодарность объясняется тем, что мы удовлетворяемся полученным, оставаясь без Христа. А когда у нас все хорошо — редко, когда такое бывает, но все-таки бывает, — почему мы забываем Его? Наша неблагодарность, слишком привычная, это и есть наше забвение о Боге. Мы должны бы благодарить Его всякий раз, когда получаем какое-либо благо. Или мы не можем благодарить, пока не получим от Него дар благодати? Какие удивительные созвучия: благодать, благодарить и дарить благо! Апостол Павел часто напоминает: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4, 7). Почему мы ведем себя так, будто если все у нас хорошо, то это благодаря нам самим?

http://moral.ru/nechayannya_radost/

Потому и Павел, хотя жил во всегдашнем голоде и наготе, хотя каждый день подвергался ударам, но радовался и веселился более современных царей. А Ахаав, хотя и царствовал и наслаждался разнообразными предметами роскоши, когда совершил свой грех, стенал и скорбел, а лицо его опадало как до греха, так и после греха. Итак, если мы желаем наслаждаться радостью, то больше всего иного будем избегать порока и станем следовать добродетели, потому что иначе невозможно достигнуть радости, хотя бы мы взошли даже и на царский престол. Потому и Павел сказал: « плод же духа есть любовь, радость, мир » (Гал. 5:22). Возрастим же этот плод в самих себе, чтобы нам и здесь насладиться радостью, и достигнуть будущего царства, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 2 «Прежде всего, благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим. 1:8).   Когда нужно благодарить Бога. — Благодать не исключает награды за действия по доброй воле. — Скромность Павла. — Не нужно изследовать причины божественных повелений.   1. Начало приличное блаженной душе и достаточное для того, чтобы научить всех посвящать Богу начатки добрых дел и слов и благодарить Его не только за свои успехи в добре, но и за успехи других, потому что это делает душу чистой от зависти и недоброжелательства и привлекает на благодарных большее благоволение Божье. Потому Павел и в другом месте говорит: « благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением » (Ефес. 1:3). Благодарить же должны не только богатые, но и бедные, не здоровые только, но и больные, не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении тогда, когда дела наши направляются попутным ветром; но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

11, 26). Мы должны бы удивляться не тому, что некоторые лишаются жизни в цветущем возрасте и внезапно, а тому, что мы остаемся так долго живы, пользуемся здоровьем и живем спокойно среди этих повсеместных и ежедневных опасностей. Кто осмелится сказать, что собственная прозорливость и опытность всегда спасала его от опасности? Не случается ли, что, избежав опасности, мы удивляемся своему спасению, как некоему чуду, и признаемся, что только счастливый случай мог спасти нашу жизнь и здоровье. Но что такое случай, как не пустое слово, которое ничего не объясняет для здравого разума? То, что мы называем счастливым случаем, не есть ли явление чудодейственной силы Божией, которая спасает и хранит нас? Не есть ли это видимое знамение силы Того, Который " не дремлет и не спит " (Пс. 120, 4), вечно промышляя о людях и не ведая утомления? В человеческой жизни есть другого рода и совершенно беспомощные состояния: младенчество, болезни и сон. Спрашиваем: чьею силой мы прожили время младенчества, перенесли тяжкие болезни, восстаем от сна? Справедливо говорят, что жизнь в руках Божиих... И святая Церковь заповедает смотреть на каждый новый день жизни, как на чудо милости Божией, и благодарить Господа. Чему же научает нас истина, что мы действием Промысла Божия живем, движемся и существуем? Во-первых, упованию не на себя, не на случай или так называемые счастливые обстоятельства, не на других людей, но только на благость Божию. И благо нам, если мы от полноты упования на Бога часто взываем: " На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек " ... " ибо Ты каменная гора моя и ограда моя " (Пс. 30, 2, 4). Во-вторых, непрестанному благодарению Господа, Который " не по делам праведности... а по Своей милости " (Тит. 3, 5) хранит и защищает нас. Не словами только, а делами должна быть засвидетельствована наша благодарность Богу: истинная благодарность Ему есть жизнь, соответствующая цели, которую Он имеет, сохраняя нашу жизнь. Вот как мыслит и чувствует благодарный Богу христианин: " Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых " (Флп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

14 ст. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Все эти христианские добродетели только тогда будут ценны в очах Божиих, если будут растворены любовью. Любовь есть дар Божий, обнимающий собой все христианские добродетели ( 1Кор. 13 ) она есть воплощение (союз) христианского совершенства. 15 ст. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Только тогда водворится в сердцах ваших мир Божий, как последствие препобеждения в себе страстей и похотей, и воспитания себя в христианских добродетелях, только тогда мир Божий будет господствующим настроением вашего сердца и будет свидетельствовать о вашем мире с Богом, людьми и самим собой, т. е. своей совестью. Вы, как члены одного тела – Церкви Христовой к этому-то миру и призваны, к нему вы и должны стремиться и жить между собой в мире и согласии. (Славянский текст: и благодарны бывайте, т. е. при любви и мире преисполняйтесь благодарностью к ниспосылающему мир Богу и мир ваш будет ненарушим никакими обстоятельствами вашей жизни. За все ниспосылаемое вам в жизни благодарите Господа). 16 ст. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Средствами для обновления, для святой и богоугодной жизни во Христе апостол указывает: а) Евангельское учение, возвещенное миру Христом и чрез Его святых апостолов. Да вселяется оно в вас обильно, т. е. изучайте слово Божие, усвояйте его своим умом и внедряйте его в свое сердце, согласно ему воспитывайте свою волю, проникайтесь им, изучайте его со всех сторон и оно вселится в вас обильно, вы будете сведущи в его понимании и умудритесь по нему располагать свою жизнь и будете уметь с достоинством дать ответь на всякий вопрос о вашем уповании (Петр. 3, 15). б) В противоположность языческой жизни и ее развлечениям вы, христиане, в частной своей жизни научайте друг друга псалмам, славословиям и духовным песням и гимнам, старайтесь уразуметь и уяснить себе их смысл и содержание и проводите их в свою жизнь, в) Возбуждайте в себе молитвенное настроение, в глубине сердец ваших с благодарностью воспевайте, т. е. прославляйте Господа на ваших домашних собраниях, в вашей частной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

3:17). И еще: Какую благодарность можем мы воздать за вас? (1 Фес. 3:9). Посему и мы непрестанно благодарим Бога (1 Фес. 2:13) и Отца, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8:32). Посему будем благодарить Сына за то, что Он Своей кровью искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13). И какую песнь, и какую благодарность сможем мы воздать Ему за все добро, что Он богато дал нам — жалким? Будем благодарить и Святого Духа, глаголавшего в Законе, Пророках и в Новом Завете, просвещающего помраченные мысли наши в познание и исполнение Его заповедей и отверзающего уста наши для исповедания и благодарения Его благости. Говорит же и Евангелист: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф. 11:25-26). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1801]    Хотя буквальнее смысл передает церковнославянский текст: рцы глагол некий ко Господу и умри, общее настроение лучше передает синодальный перевод, который мы и предпочли в данном случае. Слово 118. О веселии по Богу    Прославляемое веселие есть достояние стяжавших совершенную любовь к Богу. Те, кто преисполнены Святого Духа, в Нем радуются; это те, которые относятся к Апостолам, Пророкам и мученикам — совершенные подвижники, которые гонения, скорби, мучения в веселье вменяли, а всё, что в мире, почитали за сор, чтобы приобрести Христа (Флп. 3:8). Огонь, звери, мечи, голод, холод и все остальное радовали их благодаря любви к Богу, как и Исаия говорит: будут искупленные и собранные Господем… и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье (Ис. 35:10); и веселие вечное над главою их… и все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом, и радостью будут радоваться о Господе (Ис. 61:7, 9, 10). И еще: вот, рабы Мои будут есть… пить… возрадуются… возвеселятся в веселии (Ис. 65:13-14). И Софония: наведет на тя веселие и хвалу в любви Своей (Соф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010