Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) В XVIII в. старообрядцы оказались чуть ли не единственными заинтересованными в приобретении и сохранении древних дониконовских «писем». Бережное отношение к старым иконам стимулировало их к выработке технико-технологических средств и приемов работы для поддержания старинных образов в хорошей сохранности. Именно иконники-староверы заложили основы реставрационной практики, отказавшись от обыкновенного поновления древних памятников, бытовавшего в средневековье. Со временем «добывать» старинные образа для моленных становилось все труднее, и старообрядцы столкнулись с необходимостью обращаться к иконам-новоделам. Московские старообрядческие общины постоянно пользовались услугами иконописцев М. ( Ерофеичев Ф. Ф. Иконография, или Руководство к изучению без посторонней помощи способов и рецептов до иконописцев (а более до их учеников) относящихся. СПб., 1912. С. 1). У мастеров из М. сложились прочные связи с московскими староверами уже к сер. XIX в. Так, напр., мстёрский старообрядец Я. В. Тюлин с братьями в 70-х гг. XIX в. «производили работы по иконописи в Московском Благовещенском соборе при его реставрации, на Преображенском и Рогожском Московских кладбищах, в домах староверов, любителей старины…» ( Голышев И. А. Слобода Мстёра: (Пасхальные яйца работы мстёрских старинщиков - иконописцев)//Владимирские ГВ. 1875. 16. С. 1). Позже Голышев сообщал, что мстёрских старинщиков «много проживает в Москве… они находятся в постоянных близких и тесных сношениях с старообрядцами и раскольниками…» ( Он же. Раскраска в слободе Мстёре литографированных снимков с картин из старинных рус. рукописей//Там же. 1882. 7. С. 4). Этими историческими обстоятельствами объясняется тот факт, что М. стала прародиной 2 уникальных видов профессиональной деятельности, связанных со старообрядческой иконописью,- реставрацией икон и их подделкой.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

108 Т. е. не счел достойным так поступить. 109 Скобки принадлежат оригиналу. 110 Т. е. злой умысел, погубивший Первых Людей. 111 Домостроительство — все дело искупления и спасения людского рода. 112 Истощание — т. е. принятие Сыном Божиим человеческой личности. 113 Оригинал « τ ρα ον » — термин не совсем ясный в данном случае. 114 План Божий по спасению человека. См. об этом ниже. 115 Оригинал: «заваленное тем, чем не должно было». 116 Возможная ссылка на Ис. 63, 1 «Кто Сей пришедый из Едома, червлены ризы Его от восора?» Ответ: Спаситель (Канон воскр. Глас 1. Песнь 4). 117 Смысл неясен. Возможно, что ангелы не были оповещены о посольстве к Божией Матери и не знали о Воплощении Спасителя, и эта Тайна была поверена только архангелу Гавриилу. 118 Скобки принадлежат оригиналу. 119 Оригинал: «состязание». 120 «Неиссякаемые». 121 Скобки принадлежат оригиналу. 122 Т. е. не остаться равнодушным. 123 Лк. 1:26. 124 Мф. 11:11. 125 Скобки принадлежат оригиналу. 126 Пс. 45 (44), 3. 127 Оригинал: «если кто иной». 128 Лк. 22:37; 24, 25—27. 129 Т.е. пришло к концу. 130 Мф. 5:17. 131 Окончание фразы переведено в виде парафразы. 132 « παντων καινοτομουμνων », здесь одно слово мы перевели двумя словами. 133 Лк. 1:28. 134 « Ασπασμς » — целование, приветствие. 135 Т. е. каким образом это имело произойти. 136 Т. е. подаваемыми от Бога духовными дарованиями. 137 Скобки принадлежат оригиналу. Смысл сказанного: Пресвятая Дева явила предел Своей любви к Богу, а Он явил предел Своей любви к Ней, возжелав явить Ее Своею Матерью. 138 Оригинал: «Бог положил Тебе предел молитвам о человеческом роде». 139 Т. е. без их заслуг. 140 Скобки принадлежат оригиналу. 141 Оригинал: «после третьего вала», т. е. что у нас называется «девятым валом», самым страшным рядом волн во время морской бури. 142 Т. е.: Пришествие Спасителя, спасение людей и место Божией Матери в плане спасения людского рода. 143 У Схолария Первые Люди именуются «первым семенем». Здесь же имеется в виду второе поколение людей, происходящее от Нового Адама, Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

Издания Московского Публичного Музея Недавно открытый в Москве Публичный Музей уже успел заявить о своей полезной деятельности обширным предприятием по изданию фотографических снимков с византийских миниатюр из греческих рукописей, хранящихся в московских библиотеках. Издание предназначается как для русской, так и для иностранной публики; потому предисловия и объявления к рисункам принято печатать на двух языках: на русском, или, где кажется нужным, на церковнославянском, и на французском. В настоящее время вышел первый выпуск этого издания, содержащий в себе фотографические снимки с миниатюр рукописного акафиста Божией Матери, хранящегося в Синодальной Библиотеке 429). В ученом предисловии объясняется происхождение, состав и значение акафиста и определяется век рукописи, к сожалению, не означенный годом, когда была писана. Миниатюры, по всему вероятию, рисованы не раньше XII века; что же касается до снимков в них, то они отлично сделаны в Русской фотографии и наклеены на самой лучшей картонной бумаге; так что это великолепное издание, предназначаемое московским музеем для мены с дорогими изданиями, как русских, так и заграничных обществ, преимущественно с художественными, с честью может засвидетельствовать столько же о фотографическом искусстве русских мастеров и художников, сколько и о пробудившейся, наконец, у нас потребности с должным уважением относиться к источникам нашей национальности и не щадить значительных пожертвований для их обнародования. Акафист Божией Матери, как и другие впоследствии составленные, состоит из 25 песней, именно из 12-ти пространных, называемых икосами, и 13-ти кратких, или кондаков. В тех и других к похвале Богоматери присовокупляются краткие упоминания о важнейших событиях из Ее жизни, каковы Благовещение, Рождество Иисуса Христа, Поклонение волхвов, Сретение. Каждой песне соответствует миниатюра, которых и следовало бы быть 25; но за отсутствием одной, при 12-м икосе, вероятно, вырезанной, их только 24. Сначала сюжеты миниатюр соответствуют Евангельским событиям, на акафисте упоминаемом, но потом, за отсутствием исторических намеков в последних песнях, они выражают нравственно-религиозные идеи более отвлеченного текста, однако так искусно, что не менее первых предлагают наглядное объяснение.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Потом это изображение несколько трансформировалось, став знакомой всем теперь Плащаницей. Когда мы вышли из храма, небо было чистое, голубое. Прошли несколько шагов, и ветер мгновенно нагнал тучи. Откуда только он их взял столько? Весь ясный небосвод затянул ими, прижал землю, начинающую уже к празднику цвести пролесками, крокусами, примулами. Подснежники уже отцвели. Надо немного отдохнуть, чтобы слушать “Похвалы” в нашей Лавре. Туда электричка доставила нас к полуночи. Заметно похолодало. Тёмный спящий Посад почти безлюден. Идём на подсвеченную пока ещё скупо Лавру. В Успенском соборе стоит знакомая лёгкая белая сень над Плащаницей. В углах сидят паломники. В центре поставили три ряда лавочек, чтобы могли посидеть до начала службы все желающие. Там же аналой, у которого одна из паломниц читала молитвы перед святым причащением. Хотелось тишины. Давно не были на службе в Успенском соборе, не отвыкли, нет, скорее — соскучились по родному месту. Хотелось смотреть и смотреть на знакомые иконы… Наконец она кончила и ушла. Стали уносить всё — и аналой, и лавочки. Впереди, слева ещё было свободное место тоже на лавочке, и я пошла туда. Здесь до начала службы никому не помешаю, а потом уйду, так как наберётся много “своих”. Ничего, это ничуть не трогает. Постоим и там, где заняли местечко. Оно и от Плащаницы недалеко, значит, будет всё отчётливо слышно, ведь читать все служащие выходят к Плащанице. Наконец почти два часа. Собираются певчие, народ, проходят отцы. Плащаница убрана, как всегда, белыми цветами: лилии, хризантемы, розы окружают её. Рядом стоящая женщина спрашивает: “Почему всё белое? Ведь это погребение, траур?” — Нет, это — хвала победителю смерти! Кстати, в белое духовенство облачилось ещё днём, так как в этот раз с Великой Субботой совпал праздник Благовещения Матери Божией. Когда был вынос Плащаницы, Благовещению прочитали пять паремий. Пели и “Архангель­ский глас”, но праздник Благовещения Матери Божией как-то растворился в предпасхальных текстах. Лучше, если он всё-таки отдельно празднуется… но это, разумеется, не по нашему желанию.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

Готовимся к Благовещению: Проверьте свое знание богородичных праздников Какой господский праздник похож на богородичный? Какой праздник, посвященный Божией Матери, празднуется как двунадесятый, хотя к ним не относится? 6 апреля, 2019 Какой господский праздник похож на богородичный? Какой праздник, посвященный Божией Матери, празднуется как двунадесятый, хотя к ним не относится? Завтра — Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы предлагаем вам проверить, насколько вы теоретически готовы к этому дню, а заодно — определить свое знание моментов, связанных с другими богородичными праздниками. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 декабря, 2021 26 октября, 2021 7 апреля, 2024 26 октября, 2023 19 августа, 2023 19 августа, 2022 3 июня, 2022 7 апреля, 2022 17 декабря, 2021 13 декабря, 2021 26 октября, 2021 7 апреля, 2024 26 октября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/gotovimsya-k-blagovesh...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседа журналиста Елены Смирновой с клириком Афинской архиепископии архимандритом Синесием и директором Школы греческого языка Московского общества греков Н.Г. Николау 21.11.2016 22:00 Традиция посвящать национальные праздники Богу и Его Пречистой Матери не иссякла в России даже после богоборчества. Например, День народного единства неразрывен с Казанской иконой. Православная Греция тем более постоянно чтит Пресвятую Деву и Ее покров над своей страной. Об особенностях празднования в Греции дня с парадоксальным названием «Охи» («Нет!»), на дату которого (28 октября) перенесено почитание Покрова Божией Матери, и о Благовещении как национальном празднике рассказывают архимандритом Синесий (Афинская архиепископия) и Н.Г. Николау (директор Школы греческого языка Московского общества греков). В передаче вы узнаете также о святителе Нектарии Эгинском, гимн которого «Агни Парфене» исполнит о. Синесий. Ведущая — Елена Смирнова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2016/11/21/22-0...

Немного личных вопросов — В чем Ваша самая большая радость? — С детства эта радость заключалась в том, что я — верующий. И сегодня я безгранично благодарен Богу, что имею веру и могу оглянуться на свою прошлую жизнь без сожаления. — Чему самому главному Вы научились от родителей? — Может это громко будет сказано, но — это трудиться и стремиться к доброте душевной. — Была ли когда-то ваша жизнь в опасности? Повлияло ли это как-то на вас? — В своей жизни я перенес множество опасностей, катастрофических случаев, но из всех неприятностей выбирался благодаря молитве и помощи Божией. С детства меня, как человека верующего, пытались «вразумлять» различными способами: и избивали, и угрожали. Но я выходил из этих ситуаций просто чудесным образом и видел в этом промысл Божий и заступничество Божией Матери. — К какой книге или автору вы возвращаетесь чаще всего? — Ну, в первую очередь для меня это Священное Писание. Также люблю читать святых отцов. Из художественной литературы — люблю Чехова и  Лескова . — Что бы вы хотели рассказать — донести всем людям? — Что на свете есть Бог и Божия Матерь. Чтобы везде и во всем был Бог и на первом месте, тогда все будет на своих местах. — В какой момент Вы чувствовали, что опускаются руки, и нет сил бороться дальше? И как вышли из такого состояния? — Слава Богу, что у меня таких состояний никогда не было. Бывают другие состояния, когда не хватает физического здоровья, когда сильно утомляешься. — Как Вы боролись с теплохладностью и окамененным нечувствием? Как возгревать в себе веру, когда все становится скучным и обыденным? — Признаюсь, что у меня не бывает ощущения обыденности и скуки. Я стараюсь жить очень активно и интересно, что иногда сказывается на здоровье. У меня немножко не такая работа, чтобы страдать теплохладностью. Нас учили: работать, так работать; отдыхать, так отдыхать; молиться, так молиться; любить, так любить. — В чем главная проблема священников сегодня, и на что вы более всего обращаете внимание пастырей? А мирян — в чем главная проблема?

http://pravmir.ru/episkop-blagoveshhensk...

В православном сознании живет образ Девы Матери, рожденной, как и все человеки, естественным путем от обычных людей, испытывавшей нападения различных искушений и подверженной общему закону первородного греха, но снискавшей у Бога благодать смирением, чистотой и любовью, предочищенной Духом Святым к приятию благовестия и к вмещению в Себя Невместимого. Божия Матерь так близка нам по рождению, по Своему образу, по жизни между людей, Она вышла из этой мирской, грешной, человеческой среды, Она одновременно и Божия Матерь и Человек, что так сродняет нас с Ней, приближает Ее к нам, делает нашей близкой Ходатаицей, Заступницей, нам родной, нас понимающей и к нам снисходящей. Таким понятным в Православии становится частое явление Царицы Небесной праведникам и в чудотворных иконах с такими для нас трогательными названиями: «Слово Плоть бысть», «Утоли моя печали», «Скоропослушница», «Умягчение злых сердец», «Всех скорбящих Радосте», «Нечаянная Радость» и многих-многих других. Так, по особому близок нам праздник Покрова Божией Матери. В нашем православном богослужении удивительно изображен этот момент Благовещения; весь праздник полон такого глубокого понимания воплощения. Весь утренний канон представляет собой поразительный диалог между Архангелом, слетевшим в Назарет град, и Пречистой Девой, приемлющей радость Благовещения. Обыкновенно принято читать этот канон на два голоса ради большего уподобления этого диалога тому божественному разговору небожителя с Богородицей. То, что Благовещение чаще всего совпадает с Великим постом, еще более способствует оттенению момента смирения, покаяния, греховности. Часто в этот канон вплетается великопостный трипеснец покаянного содержания, полный плача о грехе. Удивительная картина раскрывается в литургическом сознании того дня. Ангел приносит на землю весть благую о том, что Дева снискала благодать у Бога и что Она бессеменно зачнет и родит Безлетнаго. И смиренно недоумевает Отроковица о сем чудесном явлении, о неизъяснимом образе рождения, ведь Она не знает мужа. В сколь нежных тонах и оттенках передается в этом божественном разговоре смущение Девическое, чистое и, с другой стороны, настоятельное от Ангела Ей увещание. Словами не передать этой чудесной беседы, не пересказать языком человеческим тех богодухновенных слов. На протяжении всего канона безплотный Посланец настаивает, а Дева смиренно недоумевает…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Детям необходимо усвоить благочестивый навык к молитве, чтобы молитва сделалась насущною потребностью их души, чтобы они чувствовали себя неспокойными, если не исполнят молитвенного долга. Нужно приучить детей к ежедневному, строго обязательному исполнению молитв в известное время, по узаконенному правилу. Внушая чувство обязанности, приучайте детей к терпению. Пусть ребенок еще не понимает смысла молитв, важно то, что он молитву считает долгом, который непременно надо исполнять утром и вечером, при начатии и окончании дела, пред обедом и после него. Поначалу чтение это исполняет либо сам наставник, либо один из старших воспитанников школы. Причем некоторые молитвы — Царю Небесный; Отче наш; Богородице Дево, радуйся; Спаси, Господи, люди Твоя; Достойно есть должны быть пропеты хором. Навыкнув, дети, вслушиваясь в слова и выражения молитвы, незаметно усвоят их смысл в своей памяти. Далее им легко будет заучить необходимые молитвы со слов законоучителя или по молитвослову, когда выучатся читать по-славянски. При заучивании молитв им разъясняют значения непонятных славянских слов и оборотов. Истолкование внутреннего смысла молитв вести на уровне общего наставления в Законе Божием. Наставник терпеливо ждет времени, когда введет детей в полное их разумение той или другой молитвы. Например, при рассказе о Благовещении Божией Матери и посещения Ею праведной Елисаветы уместно объяснить молитву: «Богородице Дево, радуйся», при рассказе о сошествии Святаго Духа — молитву «Царю Небесный». То же самое с пользою может быть повторено при объяснении 3го и 8го членов Символа Веры, как это и указано в Начатках Христианского учения. Для учащегося полезнее будет, если при изучении соответствующего места из Священной истории и Катехизиса, он прозрит еще и не совсем понятный для него смысл молитвы, нежели забегать вперед и преждевременными мерами внедрять в его память объяснение, еще более непонятное, чем усваиваемая молитва. Ясное и отчетливое представление о милости Божией, явленной в евангельском событии, и разъясненное ранее, не замедлят благоприятно отразиться в чувствах ребенка. Должно также помнить, что к поддержанию молитвенного настроения в учащихся сильнее слова действует пример самого наставника. Подавая детям пример искренней, благоговейной молитвы, наставнику легче научить их проникаться молитвенным духом, а значит и легче будет ввести их в соучастие в общей церковной молитве, утвердить в молитвенном настроении. Дело это — важнейшее в церковном просвещении.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Здесь Божия Матерь обретает источник и узнает Свое призвание — оно заключается в принятии всего, что Бог дает Ей, проходя через весь мрак Креста Ее Сына. Ее служение продолжается. Оно едино со служением Ее Сына. В этом единении Ее с Сыном открывается день, воссиявший на заре Благовещения, обращенный и к разбойнику благоразумному. И Она слышит молитву Сына к Отцу за всех разбойников. Слыша из Его уст слова «прости их», Она в сердце Своем прощает их. Матерь человека, подвергаемого истязаниям, Она прощает всех, кто глумится над Ним, презирает и убивает Его. И в то же время Матерь Божия прощает всех тех, кто заушает и предает смерти Ее Бога. Прощение, которое произносит Ее Сын, предавая Себя Отцу, приводит Ее к прощению вместе с Ним (как женщина, у которой отнимают ее сына, и как христианка, у которой забирают ее Бога. В том и другом случае они приемлют силу Божию). Слава Божия является на Кресте Сына Божия в Его прощении. Не достигаемого никаким умом, но обретаемого в послушании Богу. Когда Она слышит слова Своего Сына: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» — Она чувствует, что этот вопрос звучит и в Ней. Она исполнена такой самоотдачи, что все Ее существо охвачено этой богооставленностью. Она следует за Своим Сыном в Его всецелом жертвенном приношении. В Ней обновляется в полноте Ее первое: «Да будет Мне по слову Твоему». Сейчас Божия Матерь едина со Своим Сыном, предающим в руки Отца все, даже Свой дух. Все это — по дару Ее Сына, выражение в Ней Его совершенной любви. В Ней нет страха, исходящего от первородного греха, которого Она, искупленная Своим Сыном, уже не знает. Только грех ставит предел возможностей человека, а Она вся приобщается совершенной любви. Ночь, в которую вступает Христос, становится ночью Божией Матери. Ее материнское служение на земле обретает своего рода завершение. Но только смерть Ее Сына на Кресте дает Ей новую жизнь. До сих пор все Ее служение было в следовании за Богом, ставшим человеком. Святые отцы говорят, что Христос Духом Святым оставил нам два дара — Евхаристию и Божию Матерь. Он делает дар из Своей Матери для тех, кому Он отдал Свою жизнь. Он дает войти Ее служению в Свое собственное служение и участвует Своим служением в Ее служении. Таким образом, более чем когда-либо, Он становится Сыном Человеческим, Который на Тайной Вечери называет нас Своими друзьями и братьями. В Благовещении Она принесла Ему личное служение, а теперь Она погружена в служение Ее Божественного Сына людям. Он отдает Ее всем, кому Он отдает Себя. Это Ее воздаяние за все: оттого что Она восхотела быть Его Материю, Она может жить сейчас для всех, как духовная Мать всех нас.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010