Однажды, когда Она была одна, явился Ей Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобой. Благословенна Ты между женами»! Мария смутилась от вида ангела и слов его и стала размышлять, что бы могло значить это приветствие? Ангел, видя Ее смущение, сказал Ей: – Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога: у Тебя родится Сын и Ты назовешь Его Иисус. Он будет Сыном Бога Всевышнего и наследником престола царя Давида. Он будет царствовать над Израилем и Царству Его не будет конца! Мария спросила: – Как это будет, когда у меня нет мужа? Ангел ответил: – Дух Святой найдет на Тебя и Сила Божия осенит Тебя. Поэтому Свято будет рожденное от Тебя и назовется Сыном Бога. Вот родственница Твоя Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит дитя: у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: – Я Раба Господня, пусть будет Мне по сказанному тобой. И ангел отошел от Нее. Мария стала ожидать рождения Сына, обещанного Ей Богом. Покорно и смиренно, с глубокой верой приняла Она слова ангела. Она не гордилась, что Сын Ее будет царем, а смиренно готовилась стать Матерью Сына Божия, становящегося человеком. Обещание Архангела Деве Марии было началом исполнения той радостной вести, которую через пророков Бог так часто обещал людям и которую уже несколько столетий ждали в еврейском народе. И пророк Исаия (см. гл. 23) предсказывал, что у Девы родится Сын и что Его назовут Еммануил, что значит «С нами Бог». Спаситель теперь должен был родиться и принести людям свободу от греха, научить их любви к Богу и людям. Не могло быть вести радостнее, важнее, больше, чем эта. Как будто вся земля ожидала ее, всем она принесла радость. В России этот праздник Благовещения празднуется особенно торжественно 25-го марта (старого стиля, 7-го апреля – нового). В этот весенний день в России был обычай выпускать на волю птичек из клеток, в знак того, что все живое радуется освобождению от греха. В этот день никто не работал, и есть поговорка, что на Благовещение даже птицы не вьют гнезд. Все живое радуется вести о пришествии Бога. Свидание Божией Матери с Елизаветой

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он больше всего напоминает нам современного «кабинетного» ученого. Первый же стих его Евангелия говорит, что он пользовался многочисленными письменными источниками; а второй — о том, что он опирался также на самые достоверные устные источники, потому что его информаторами были сами апостолы — очевидцы и служители Слова. Кроме того, очень вероятно, что Лука пользовался также воспоминаниями Божией Матери. Иногда он оканчивает свои повествования словами: Мария сохраняла все слова сии в сердце своем (ср.: Лк. 2, 19, 51), что в переводе на современный язык означает: все это запомнила Мария. И действительно, в Евангелии от Луки есть то, что могла рассказать только Она: Благовещение (см.: Лк. 1, 26–39), встреча с Симеоном Богоприимцем (Сретение; см.: Лк.2, 22–33); приключение с двенадцатилетним Иисусом в Иерусалиме (см.: Лк. 2, 39–49), наконец, история родственного Ей семейства Захарии и Елисаветы (см.: Лк. 1). Евангелист Лука Лука — единственный из евангелистов, кто пытается привязать евангельские события к датам светской истории ( В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле — Лк. 2, 1). Все это вместе он тщательным образом исследует, старается выстроить хронологическую цепь событий. И указывает цель: чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4); это Евангелие обращено к язычникам, непосредственно к греку Феофилу. Язык Евангелия от Луки очень неоднороден: его зачало построено по правилам греческой риторики (см.: Лк. 1, 1–4), так не может открываться ни одна еврейская книга. Но, поставив точку после прекрасно выстроенного, сложного греческого периода, он вдруг совершенно меняет характер повествования: уже 5-й стих и дальнейший рассказ о рождении Иоанна Предтечи демонстрирует стиль еврейских книг — Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды… Это типичный язык ветхозаветных хроник. Лука, помимо устных и письменных источников, включает в свой труд ранние церковные гимны: песнь Захарии (см.: Лк.

http://pravoslavie.ru/78438.html

Она понимала, Кто Такой Богомладенец Христос. Она понимала, что это действительно Богомладенец, воплотившийся Сын Божий. Когда Пресвятую Деву осенил Святой Дух, Она стала обладать полнотой ведения относительно Боговоплощения. Но отсюда не следует, что Она знала, что ждет Ее Саму в будущем и как будет проходить проповедь Спасителя. Ей могло быть и неизвестно, что израильский народ Его не примет и прочее подобное. А Симеону это было открыто, и он возвестил о том Божией Матери, как говорит Евангелие. Между прочим, можно вспомнить и Благовещение. Мы видим, что тогда Пресвятая Дева также пребывала в некотором недоумении. Ангел хотя говорил с Ней как с человеком, знающим некоторые духовные тайны, истины духовной жизни, однако же должен был объяснять вещи, в тот момент Ей непонятные. Но это не значит, что Ангел, поскольку он знал об имеющем совершиться непорочном зачатии, выше Пресвятой Девы. И если Симеон Богоприимец знал будущее, тогда как Она, не обладая пророческим даром, не знала, то это не значит, что он выше Пресвятой Девы. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк.2:36-38 ). Анне пророчице ставится в заслугу то, что она была с мужем всего «от девства своего семь лет». Она, конечно же, могла выйти замуж, как в то время старались делать все женщины, но она решила посвятить себя Богу. Анна не просто сохраняла целомудрие, но и «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь», то есть, как бы мы сейчас сказали, непрестанно молилась. Какими словами она молилась, мы не знаем. Видимо, днем она находилась в храме, а когда не было богослужений, возможно, молилась в каком-то другом месте. Таким образом, служа Богу день и ночь не только своим воздержанием, целомудрием, но и постом, молитвою, Анна сподобилась пророческого дара.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Откройте хоть на секунду глаза веры, и вы увидите, что здесь Господь! Тот, кого хоть на мгновение коснулась молитва, кто почувствовал, что преображенный Господь рядом, тот может потом идти по жизни смело, потому что знает самую большую, самую великую правду, которая скрыта от обычных глаз. А правда эта заключается в том, что Господь любит нас, что Он создал и нас, и весь мир и что Он даже все дурное, что есть в мире, преодолеет и приведет к Своему свету, к Своему Вечному Царству. Недаром Его одежды сверкали и были белы как снег, потому что Царство Его есть Царство света, в котором нет места никакому злу. И для того чтобы нам приоткрыть это Царство, нужно внять голосу Самого Бога, который прозвучал тогда на горе Преображения. Он сказал им: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Да, Он возлюбленный Сын Божий, и наш возлюбленный Спаситель. А слово, обращенное к нам, просто и ясно: «Его слушайте». Будем слушать, внимать, повиноваться этому святому голосу — голосу нашего Спасителя. И тогда в темноте жизни время от времени будет как бы открываться завеса, и мы почувствуем, что Господь близок, совсем рядом, — и в этом есть великая правда. Аминь. 19 августа 1987 г. Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Есть легенда о том, что перед смертью Матери Божией, перед ее Успением, Ей так же, как в дни Благовещения, явился Архангел Гавриил и принес белые благоухающие цветы, цветы, напоминающие о блистании неба, о вечной жизни, — так гласит предание. Может быть, так и не было на самом деле, но предание имеет свой смысл: мы верим и убеждены, что в последние дни своей жизни Матерь Божия стремилась соединиться со Своим Сыном. Поэтому предвестие смерти, предчувствие конца жизненного пути и того, что Она вновь с Ним встретится, были для Нее, подобно Благовещению, Радостной Вестью. И вспоминаются слова, на этот раз уже не из предания, а слова апостола Павла, который говорил: «Хочу освободиться и быть со Христом»  . В самом деле, здесь нас отделяет от Него не только стена наших грехов, но и наша телесная слабость, и немощь, и все земное. И нам кажется, что если мы это преодолеем, то встретимся с Ним. Но это только кажется. Потому что Господь ждет нас не только за стеною смерти, но и за каждым поворотом жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Подобное всеобъемлющее сознание, конечно, приобретается трудом, подвигом и содействием благодати Божией. Но здесь содействие оказывает пастырю и его положение как представителя Бога. Вспоминать о своем назначении заставляют его и дела пастырства, и одежда, и молитва . С помощью их в нем углубляется и развивается сознание собственного благодатного посредничества и посольства от лица Божия. От неясной, интуитивной формы оно должно и может восходить к определенному, ощутительному состоянию. Нечто подобное видим и в Первообразе пастырей – Господе Спасителе. В двенадцатилетнем отроческом возрасте Он говорит Своей Пречистой Матери и нареченному отцу Иосифу Обручнику: Разве вы не знаете, что Мне нужно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (ср.: Лк. 2:49 ). Это совершенно неясное самосознание впоследствии определяется вполне, когда Господь говорит иудеям: Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также ( Ин. 5:19 ), как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен (ср.: Ин. 5:30 ) – и все творю Я во имя Отца ( Ин. 10:25 ). Приведенные слова Спасителя отражают определенное самосознание Им Своей глубокой связи с Отцом во всех случаях, побуждавших Его что-либо сделать или высказывать суждения, Он как бы предварительно «слышал» изрекаемый суд Небесного Отца. Идя по стопам Господним, пастырь может возвыситься до поставления себя пред судом Божиим. Епископ Приамурский и Благовещенский Иннокентий (Солодчин), живя на покое в Херсонисском святого Владимира монастыре и управляя им, говорил о себе: «Я слушаю своего епископа, потому что так Христос заповедует. Все нужно делать только пред Спасителем Христом и ради Него». А другой епископ, аскет, выражался о себе: «Я сам в себе ношу суд Божий». Утончение совести От глубокого чувства Бога у ходящего пред Ним настолько утончается совесть, что освещает все частные стороны пастырской психики и явления личной жизни пастыря. Он видит тогда ложность некоторых своих шагов и в запутанных сложных обстоятельствах замечает изворотливость и лукавство своих соображений и подмену истинно доброго и Божьего фальшивым и человеческим, с примесью страсти. Сознание и чувствование себя уполномоченным свыше, послом Божиим, ставит пастыря в сомнительные и трудные моменты жизни на пути законности вследствие тонкой рассудительности и желания быть неизменно верным своему Божественному предстательству. Апостол Павел, выражая это пастырское самосознание, говорит: Богу мы споспешники (ср.: 1Кор. 3:9 ), посланники от имени Христова ( 2Кор. 5:20 ). Экономство в Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

После грехопадения змею было сказано: «И сказал Господь: …и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 ). Святые отцы говорили об этом семени: Семени жены нигде не оказывается, поэтому не иначе, как иносказательно, к Еве относится вражда между рождаемым от нее и змием и бывшим в змие диаволом и завистию. Но всё в совершенстве не может быть исполнено в Еве, а истинно имело быть исполненным в Семени святом, избранном, единственнейшем, явленном только от Марии, а не от сопряжения с мужем… (Против антидикомариамитов, 58 и 78 ереси. XVIII–XIX) 328 . Таким образом, можно видеть, как Ева служит прообразом Пресвятой Богородицы. К Божией Матери относятся и толкования чудесного рождения Исаака от престарелой и неплодной Сарры как прообраз Рождества Христа Марией. Свт.  Иоанн Златоуст писал: …Чтобы иудеи не впали в великое неверие, Бог предупреждает и предначертывает эту истину в Сарре, чтобы, когда у них родится недоумение, как родила Дева, они, вспомнив, сказали лучше, как родила Сарра (Слово о блаженном Аврааме, 3) 329 . Он же говорил, что неплодство Сарры предвосхищало «и рождение от Девы. Так как не легко было бы поверить, что рождает Дева, то сначала рождали неплодные, и не только неплодные, но и престарелые жены (Беседы на Евангелие от Иоанна, XXVI, 2) 330 . Прп.  Ефрем Сирин видел в рассказе о том, как Ангел предсказывал Аврааму и Сарре рождение сына, прообраз Благовещения, а именно некоторых сторон этого будущего события: Ангел говорил патриарху, когда он сидел при входе в шатер свой: в сие время… будет Сарре сын ( Быт. 18:14 ). Ангел в Вифлееме сказал Марии: и се, заченши во чреве и родиши сына… Благодатная ( Лк. 1:31,28 ). Рассмеялась Сарра, зная свое неплодство, смотря на омертвение, не поверив слову. «Как этому быть, – говорит она, – когда я и Авраам не способны уже к плодоношению?» Недоумевала и Мария, видя Свое девство и храня его печати нерушимыми: како будет сие, идеже мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Ибо обетование было странным для естества (Слово об Аврааме и Исааке) 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Рабы Господни! Мы — свидетели трудной, кровавой, грозно-поучительной борьбы усиленно вызываемой свободы с насильственно подавляемым рабством. По человечеству ходит новая язва — разрушительных начал, потрясающих народы и царства (говорено в 1849 г.). Именем самого человека хотят восставить его на самого себя. Ревнуя по свободе, настойчиво требуют рабского послушания воплям страсти и безумия, как будто человечество может забыть, какими неоценимыми и незаменимыми благами оно обязано христолюбезному рабству и христоносному послушанию, как будто может когда-нибудь выйти у него из вида Христос, Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп.2:6 -7 ). Да не поработит нас с тобой, раб Божий, ненужная и безрадостная свобода! Раба Господня!… Как мало слов слышим мы из уст Богоматери! На привет архангела Она отвечала одним смущением, на обетование — самым кратким и немного пытливым замечанием. Согласие Ее, как видим, еще короче. Новое достоублажаемое свойство Рабы Господней! Смиренная молчаливость — по преимуществу свойство Богоматери. Как нельзя более Святая Дева этим свойством соответствовала намерениям Божественного Совета, утаивавшего до времени преестественное дело вочеловечения Божия! Она никому (даже самому праведному Иосифу) ничего не сказала о преславной тайне Благовещения. Она сохраняла все слова ангелов и человеков о Сыне Своем, слагая слова эти в сердце Своем ( Лк.2:19 ), молчаливо ожидая, пока само собой настанет время откровения тайны Божией. Как бы не зная ничего и не помня слов архангела, через 12 лет терпеливого внимания к совершающемуся таинству Она дивилась, найдя Иисуса, сидящего посреди учителей; и после слов Его: или вы не знали, что Мне должно быть в том; что принадлежит Отцу Моему? - вместе с Иосифом казалась не разумеющей сказанных Им слов ( Лк.2:49-50 ). Со времени вступления Спасителя в дело служения роду человеческому смиреннолюбивая душа Ее еще более утаилась от мира. О Матери великого Пророка и Чудотворца никто, по-видимому, не знал и не имел нужды знать. Ходила ли Она вослед Его, как ходили многие, имевшие гораздо меньше причин быть при Нем, или нет, — неизвестно. Если и ходила, то так прикровенно и безмолвно, что сами ученики Христовы не имели повода упомянуть о Ней. С тем же безмолвием явилась Она ко Кресту и с тем же безмолвием отведена была от Креста, как бы всё еще слагая тайну Божию в сердце Своем, хотя уже и земля и небо возвещали ее.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

— Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! — возвестил Ей Архангел Гавриил. А Дева смутилась вначале, потому что то, что возвестил Архангел, Она не могла воспринять сразу, ибо помнила лесть дьявольскую, которой обольщены были первые люди Адам и Ева. — Как может все это свершиться, когда Я не знаю мужа,— ответила Пречистая. И Архангел, чтобы рассеять смущение Девы Марии, сказал: — Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя. Тем же и рождаемое свято, наречется Сыном Божиим. Вот что возвестил Архангел Пречистой Деве Марии. И смотрите — Дева Мария после этого всецело предала Себя воле Божественной. Она смирилась пред Богом и сказала: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». И едва только Она так сказала, как совершилось величайшее Таинство, ибо во чреве Ее уже зачался Бог — Слово. Вот, возлюбленные братья и сестры, какова была радостная весть для всего человечества в день Благовещения. Действительно, величайшая радость не только для Девы Марии, но и для всех нас, чад Божиих, чад новозаветной Церкви. И об этой вот благой вести, вести о Боговоплощении, о спасении человечества мы всегда должны помнить и радоваться. И чем глубже мы будем размышлять об этом святом известии, тем больше будем благоговеть пред благостию Божественною. Тогда и нас с вами осенит Божественная благодать. Тогда и мы укрепимся на спасительном пути, и, поддерживаемые молитвенным покровом Божией Матери, удостоимся вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь. Знамение победы (В Вербное воскресенье) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Близился праздник Пасхи. К этому времени и первосвященники, и книжники, и старейшины иудейские уже положили в своих сердцах убить Христа Спасителя. Это чувствовал и Сам Господь, когда Он приближался к Иерусалиму. Тогда, чтобы показать Свою славу, явить миру, что Он не просто человек, а Мессия, пришедший спасти человечество, Господь решил совершить торжественный вход в святой город.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

На Благовещение мы отпустим спасенного голубя Надеемся, он не разучился летать 7 апреля, 2018 Надеемся, он не разучился летать На Благовещение, возвращаясь домой из храма, мама с дочкой рассуждали о том, что жалко отпускать на волю купленных пойманных птичек, и насколько было бы лучше спасти одну из них, выходить и потом выпустить на волю – такой случай им представился в этом году. Спасенного голубя выпустят прихожане московского храма иконы Божией Матери Живоносный Источник в Бибиреве. Наша история началась в прошлом году. Возвращаясь домой на Благовещение из храма, мы с дочкой рассуждали о том, что жалко отпускать на волю купленных пойманных птичек, так как они испытывают сильнейший стресс и не все выживают при ловле и дальнейшей транспортировке. Накануне мы прочитали о традиции русского народа. Слабых, больных и раненых птичек подбирали осенью и зимой. Лечили их и оставляли в доме до весны. А весной, окрепших отпускали на волю в день Благовещения. Вот мы и помечтали спасти такую птицу и отпустить ее на Благовещение. Возвращаясь домой зимним, слякотным днем, мы с Евдокией увидели, как ворона клюет голубя. А он, бедненький, от нее убегая, пытается взлететь, но не может — ранен. Перья на хвосте и двух крыльях вырваны, глаз закрыт и залит кровью. Мы подумали, что ворона его лишила глаза (знакомый голубятник сказал, что так вороны забивают голубей, а потом съедают). Фото: pxhere.com Мы остановились, а птицы наворачивали круги около нас: ворона нападала, а голубь пытался увернуться от удара клюва. Евдокия стала меня просить взять его домой, спасти. Пока я размышляла о том, как нам поступить, голубь вдруг дохромал до ног моей дочери и уселся между сапог, прижавшись, практически врос в них, моля нас о спасении. Его судьба была решена. Мы не смогли пройти мимо. Евдокия его бережно взяла, и мы пошли домой. Ворона, недовольно громко каркая и кружа, сопровождала нас до самого дома. Дома мы его отмыли от грязи, обработали раны перекисью водорода и посадили в кошачью переноску. Затем стали искать информацию в интернете, как лечить ранения голубя. Евдокия сходила в аптеку и купила глазную мазь и мазь для ран. Обработали все раны — в крыльях были кровавые дырки — и оставили в покое. На следующий день к нашей радости появился второй глаз, правда очень маленький.

http://pravmir.ru/na-blagoveshhenie-myi-...

Ко всему этому надо присоединить, что первая жена мироносица, спешно идущая к открытым дверям, представлена – в общем и во всех подробностях убора – так же точно, как сама Божия Матерь. А так как и у нее на мафории имеются три золотых звездочки, – над челом и по обоим плечам, то ясно, что никакого специального значения для самой Божией Матери в древнейшую иконографическую эпоху этого рода атрибут не имел. Подобным же памятником является и замечательный эмалевый крест, сохраненный в том же Латеранском кладе 140 и также относящийся к сиро-египетскому, не византийскому искусству, и важный, вместе с немногими мелкими бляшками, уцелевшими от VII–VIII столетий на Кавказских иконах, как вещественное доказательство восточного происхождения перегородчатой византийской эмали. На Латеранском кресте имеются сюжеты: Благовещение, Посещение Елисаветы, Путешествие в Вифлеем, Рождество, Поклонение волхвов, Сретение и Крещение. Повсюду Божия Матерь имеет вид юной матроны, облаченной в пурпур (в Путешествии одежды голубые), и композиции сюжетов здесь те же, только более сокращены. Любопытно, что кроме общего изумрудного фона, избранного для всех сюжетов, гамма красок в них почти та же, что в мозаиках Равенны. 135. Образ Божией Матери на шелковом коптском клаве. Собрание проф. И. Стриговского 136. «Благовещение» на коптской ткани в Кенсингтонском Музее Коптские и греко-восточные ткани В дополнение к нашему обзору греко-восточной иконографии Божией Матери в период, предшествующий иконографическому, можно указать несколько (рис. 135 и 136) коптских и греко-восточных материй с евангельскими изображениями, в которых имеется образ Божией Матери 141 . Между ними на первом месте приходится пока поставить куски ткани, вынутые в том же Латеранском кладе 142 , который только что нами упомянут. Ткани эти попали на Запад вместе с мелкими частицами мощей, которые в них завертывались, в виде кусков, которым однако же придавали ценность. Часто некоторые куски тканей, вынимаемые вместе с частицами святых мощей (большинство орнаментальных тканей, открытых собственно в Европе, также принадлежит именно к этому разряду древностей и сохраняется в соборных ризницах различных епископских городов Германии и Франции по преимуществу), сохранили прекрасно даже свои цвета, тогда как другие, особенно шелковые, совсем разрушены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010