Прославление Бога состоит в усердном и доверчивом исполнении Его святой воли. Сам Господь Иисус Христос в Своей молитве к Небесному Отцу незадолго пред страданиями говорил о Себе: »Отче!.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить« ( Ин. 17:1, 4 ). А св. Апостол Павел, напоминая об этом «деле», т. е. о подвиге жизни Христа Спасителя, Который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:8 ), зовет и нас совершать «дело веры и труд любви» ( 1Фес. 1:3 ), поступая «достойно Бога, во всем угождая Ему» ( Кол. 1:10 ). Апостол предостерегает нас от соблазна видеть во Христе только Избавителя от земных невзгод и скорбей и забывать о том, что путь в Царство Небесное узок и тернист. Если же, забывая о будущей жизни, мы »в этой только жизни надеемся на Христа, то мы, – как говорит Апостол,– несчастнее всех человеков» ( 1Кор. 15:19 ). Говоря о послушании воле Божией, уместно нам ныне перенестись мысленно в скромную назаретскую горницу, где Благословенная в женах удостоилась слышать архангельский глас: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» ( Лк. 1:28 ). Именно здесь можем мы научиться тому, что истинное прославление Бога есть, по безраздельной любви к Нему совершаемое, всецелое предание себя Его воле, полное предоставление себя на служение Богу в качестве свободно-разумного орудия Его промыслительной и спасающей деятельности, неразрывное сочетание всеблагой воли Божией со свободно покоряющейся ей волей человека. Из всех сотворенных Богом существ только одна Преблагословенная Дева Мария удостоена столь высокого прославления, что Св. Церковь именует Ее «Честнейшей херувим и славнейшей, без сравнения, серафим». И это прославление Ее соответствует той степени, в которой Она Сама прославила Бога Своим всецелым смиренным послушанием Его воле. Вся Ее жизнь была незаметным для современников, но ценнейшнм в очах Божиих, служением и подвигом. Древнее предание говорит, что Пречистая Дева любила читать Священное Писание и с молитвой размышлять о прочитанном. Однажды в книге пророка Исаии Она прочитала предсказание о Христе и о Его Матери: «се, Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Глубокая вера озарила Ее мысли и святая любовь воспламенила Ее чистую душу. Но, по смирению, не дерзая молиться о том, чтобы Сам Еммануил удостоил Ее быть Его служительницей, Она ограничилась молитвой, чтобы Ей дано было увидеть Матерь Его и смиренно служить Ей, блаженной Избраннице небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Пусть все святые Российские, подобно заботливым садовникам, охраняющим от ветра и холода свои растения, охраняют Церковь нашу от всего вредящего ей. Благодать же Божия пусть ширится и ширится по их молитвам, возвращая к себе все пока отпадшее от нее, все заблудшее, все обветшавшее и греховное, обновляя и очищая его, дабы и самый организм церковный становился свежее, здоровее и бодрее не только по видимости, но и внутри себя – не только на словах, но и на деле. Да поможет нам и Церкви Своей Святой во всем этом Господь – за молитвы Пречистой Своей Матери и всех святых, в земле Российской просиявших, ихже днесь и память совершаем. Аминь. О Промыслительной Деснице Божией (Из слов в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) 1 июля 1949 г.; 1951) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит в Послании к Римлянам, что мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою (то есть ожидаем) славы Божией ( Рим 5,1–2 ). Хвалимся же, как поучает далее апостол, даже и скорбями, потому что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда ( Рим 5,3–4 ), – надежда на то, что минует скорбь. И мы это знаем по опыту. Сколько раз, вероятно, многие из нас находились в таком состоянии души, что, казалось, и выхода из него никакого нет, – и уже приходили в отчаяние. И вдруг – словно какой-то светлый луч пронизывал все наше существо, осиявал его, оживотворял. Дух наш оживал и поднимался. Радость наполняла его, и все прежние, неизбывные, казалось бы, скорбь и отчаяние исчезали неизвестно куда. Исчезали – воистину, как исчезает дым или тает воск от лица огня. Это сама благодать Божия осиявала наше внутреннее существо, разгоняла нависшую над нами тоску, скорбь, печаль и вовсе отгоняла их через события, как раз и нужные нам, – устраивавшиеся для нас великой Про- мыслительной Десницей Господней. Как поет Святая Церковь : «Твоя победительная Десница боголепно в крепости прославися!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово на литургии в день праздника Обрезания Господня 14 января 1975 г. «Ты еси Бог наш! Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем!» В восьмой день по рождении Господа нашего Иисуса Христа, во исполнение закона, над Ним был совершен обряд обрезания, символизировавший вступление потомков Авраама в завет с Богом. В этот же день, по обычаю, наречено было Младенцу имя Иисус – то самое, которое предвозвестил Его Матери, Пресвятой Деве Марии, Архангел Гавриил во время Благовещения. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк. 1:30–31 ). Имя Иисус, по-еврейски Иегошуа или Иешуа, было одним из любимых и весьма распространенных среди иудеев того времени. Оно состоит из двух частей, первая из которых соответствует имени Божию «Иегова», а вторая говорит о спасающей или избавляющей деятельности Божией по отношению к людям. Таким образом, имя Иисус означало для ветхозаветного израильтянина «Иегова спасает» или «Иегова спасающий». Это имя носил живший во времена глубокой древности великий вождь народа Израильского, ученик и преемник Моисея, Иисус Навин, который, одержав с чудесной помощью Божией ряд побед над врагами, избавил свой народ от многих опасностей и ввел его в землю Обетованную. Так же назывался и великий первосвященник, который возглавлял иудеев, вернувшихся в VI столетии до Рождества Христова из многолетнего Вавилонского плена. Для этих великих избранников Божиих имя Иисус не столько относилось к их личности и служению, сколько должно было постоянно напоминать и им самим, и их единоплеменникам о Боге, как Избавителе всех бедствующих и находящихся в опасности. Носивший имя Иисус в Ветхом Завете должен был сознавать и помнить, что и он, как многие другие, есть тот, «чье спасение есть Иегова». Но когда в Вифлееме, во дни Ирода царя, родился от Девы Марии предреченный пророками Богомладенец, то и самое имя, которым Его нарекли, приобрело новый и совершенно исключительный смысл. «Ангел Господень, – говорит нам об этом св. евангелист Матфей, – явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Церковное предание говорит нам, что Архангел Гавриил вошел к Пресвятой Деве Марии, когда Она размышляла о пророчестве Исаии, где говорится о рождении Еммануила от Пресвятой Девы (Ис. 7, 14). В Ее мыслях было желание стать последней служанкой этой Избранницы Божией. И Господь призрел на движение Ее сердца — «призрел на смирение Рабы Своея». Ее дух горел небесной любовью послужить тайне Боговоплощения. И когда Архангел вошел к Ней, Она была открыта для принятия этого дара. В Евангелии сказано, что Она смутилась, слыша Архангельское приветствие. Это смущение было не оттого, что Она увидела Ангела, ибо, находясь при храме, Она постоянно имела Ангельское общение. Это было смущение, вызванное приветствием, которого никогда никому, ни на небе, ни на земле, ни одному творению не было: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Глубиной Своего смиренномудрия, в сердце Своем Она пытается проникнуть в тайну этих слов. Читая Ее мысли, Архангел отвечает Ей, что Она и есть Та Самая Избранница Божия. Он говорит о рождении от Нее Сына Божия и называет Его освящающее Имя, перед Которым преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2, 10). Этим Именем творятся все знамения и чудеса, и Им совершается спасение мира. «Днесь спасения нашего главизна». Радость Благовещения открывается Пресвятой Деве Марии и всему роду человеческому, всем, кто примет эту радость. Радость о том, что Бог стал человеком. Никогда еще в мире не было ничего подобного. Эта тайна самая высокая и самая смиренная, самое великое благовестие от Бога, которое когда-либо было. Ничто не может сравниться ни на небе, ни на земле с этой тайной. Нет ничего драгоценнее во всем, что было в истории мира, и не будет никогда ничего драгоценнее. Все святые предстоят перед этой тайной, и всем святым всех веков не хватит вечности, чтобы созерцать ее. Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». «Когда Она стала Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Она стала поистине Госпожой всей твари». Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она — Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения.

http://pravoslavie.ru/4129.html

Церковное предание говорит нам, что Архангел Гавриил вошел к Пресвятой Деве Марии, когда Она размышляла о пророчестве Исаии, где говорится о рождении Еммануила от Пресвятой Девы ( Ис.7:14 ). В Ее мыслях было желание стать последней служанкой этой Избранницы Божией. И Господь призрел на движение Ее сердца – «призрел на смирение Рабы Своея». Ее дух горел небесной любовью послужить тайне Боговоплощения. И когда Архангел вошел к Ней, Она была открыта для принятия этого дара. В Евангелии сказано, что Она смутилась, слыша Архангельское приветствие. Это смущение было не оттого, что Она увидела Ангела, ибо, находясь при храме, Она постоянно имела Ангельское общение. Это было смущение, вызванное приветствием, которого никогда никому, ни на небе, ни на земле, ни одному творению не было: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Глубиной Своего смиренномудрия, в сердце Своем Она пытается проникнуть в тайну этих слов. Читая Ее мысли, Архангел отвечает Ей, что Она и есть Та Самая Избранница Божия. Он говорит о рождении от Нее Сына Божия и называет Его освящающее Имя, перед Которым преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:10 ). Этим Именем творятся все знамения и чудеса, и Им совершается спасение мира. «Днесь спасения нашего главизна». Радость Благовещения открывается Пресвятой Деве Марии и всему роду человеческому, всем, кто примет эту радость. Радость о том, что Бог стал человеком. Никогда еще в мире не было ничего подобного. Эта тайна самая высокая и самая смиренная, самое великое благовестие от Бога, которое когда-либо было. Ничто не может сравниться ни на небе, ни на земле с этой тайной. Нет ничего драгоценнее во всем, что было в истории мира, и не будет никогда ничего драгоценнее. Все святые предстоят перед этой тайной, и всем святым всех веков не хватит вечности, чтобы созерцать ее. Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». «Когда Она стала Матерью Творца, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – Она стала поистине Госпожой всей твари». Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она – Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

25-е число. Благовещение Пресв. Богородицы – праздник, установленный в память возвещения Ей архангелом Гавриилом благой вести о воплощении и рождении от Нее Спасителя Мира, Сына Божия, Иисуса Христа. «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна ты в женах!» сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарет, в дом Иосифа, которому Она обручена была для охранения Ее девства. «Ты обрела благодать у Бога. И вот ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего. Св. Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». – «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» отвечала тогда архангелу св. Мария. И архангел отошел от Нее. Событие благовещения происходило 25-го марта. В московском Кремле, в храме на так называемом Житном дворе, есть явленная чудотворная икона Благовещения. Она прославилась в царствование Иоанна Васильевича освобождением узника, томившегося в кремлевской башне, от казни. В 1731 г. императрица Анна Иоанновна соорудила храм в честь этой явленной чудотворной иконы. Тропарь, глас 4-й. Днесь 93 спасения нашего главизна 94 , и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, темже 95 , и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с тобою. Молитва. К Тебе, пречистей Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: вижд, Царице, яко безпрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И многажды 96 аще 97 каюся, ложь пред Богом обретаюся, и каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале 98 паки таяжде творю 99 . Сия ведущи, Владычице моя, пресвятая Богородице, почто не помилуеши, почто не укрепиши мя, и чесо ради не подаси ми всегда благая творити? Веси 100 убо, о Владычице, яко отнюдь имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего. Но не вем 101 , Госпоже пречистая, откуду яже 102 ненавижду тая творю 103 , и сей преступаю. Ноне не попущай, Пресвятая, воли моей совершатися, неподобна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, дабы аз отныне престал сквернодействовати, и прочее бых пожил в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь, поклонение и велелепие со безеачальным Его Отцем и с пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Сборник Патриаршей Библ. 850).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

А Моисею явился «Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый кует горит огнем, но куст не сгорает» ( Ucx. III, 2 ). Лестница соединяет земное с небесным. Неопалимый куст прообразует непорочное зачатие. Святое Евангелие излагает периоды жизни Богоматери: от Ея Рождества, до Благовещения Ей чрез Архангела; до Ея стояния у Креста; до Вознесения Господня. Ея прямое участие в Божием деле Воплощения Сына Божия и Ея материнское страдание в деле Искупления, – прямо указывают, как велика слава в Ея святости. Это ставит Божию Матерь без сравнения высшею над всеми другими сотворенными существами неба и земли. Подробно о Богоматери см. в Части Второй в разборе 3-го члена Символа Вера. 62. Почему мы обращаем наши молитвы к Божией Матери, ко ангелам и к святым? Потому что сказано в Писании, что Бог внимает просьбам тех, кто Его любит. " Много может усердная молитва праведнаго» ( Uak. V, 16 ). Свое первое чудо Господь Иисус Христос совершил еще прежде начала проповеди только ради желания Богоматери ( Иоан. 11, 1 ). Христианский мир знает по опыту, что Бог слушает наши обращения к святым и подает нам по их ходатайствам. Дествительность же молитвенных обращений к Богоматери подтверждает особенно верный многовековой опыт Церкви. § 15. Объяснение второй заповеди 63. Что такое кумир, о котором сказано во 2-й Заповеди? Это есть идол, принимаемый за божество, сделанный по воображению человека его руками и которому воздается поклонение такое, какое возможно воздавать только истинному, вечно пребывающему Богу. 64. Как будет по русски текст 2-й Заповеди? Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им. 65. Можно ли выразить понимание 2-й Заповеди распространенно, применяясь к духовному уровню современного человека? Не делай себе идола или предмета всецелой привязанности, будь то в нехристианских религиозных исканиях, будь то среди земных существ или предметов или пристрастии, или в своих сокрытых внутренних склонностях. Да не подчинишься им, ни служить им станешь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В галилейском городе Назарете жила Пресвятая Дева Мария, обрученная мужу, именем Иосифу. Она происходила из дома давидова. Родители ее Иоаким и Анна, доживши до глубокой старости, были бездетны и всегда усердно молились, чтобы Господь дал им дитя. Господь услышал их молитвы, родилась у них дочь Мария, которую они еще прежде рождения обещали посвятить Господу на служение в храме. Когда Марии исполнилось три года, то родители привели ее в иерусалимский храм, где встретил ее первосвященник и, по повелению Божию, ввел ее во святая святых. Здесь, при храме, прожила она десять лет и служила Богу прилежною молитвою, чтением закона Божия и рукоделием в пользу храма. Когда умерли ее родители, первосвященник и священники советовали ей вступить в замужество; но она отказалась, потому что дала Богу обещание навсегда остаться девою. Тогда они поручили ее попечению родственника ее, старца Иосифа, потомка давидова, с которым и обручили ее. Иосиф был родом из Вифлеема, но жил в Назарете. Благовещение Божией Матери В шестой месяц после того, как ангел Гавриил являлся в храме священнику Захарии и предсказал о рождении Предтечи, тот же ангел послан был от Бога в Назарет к Пресвятой Деве Марии. Ангел, вшедши к ней, сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты между женами». Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла: что бы это было за приветствие? И сказал ей ангел: «не бойся, Мария, ты нашла милость у Бога, и вот родишь Сына, которому дашь имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, и царству Его не будет конца». Мария же, помня свое обещание, данное Богу, сказала: «как это может быть?» Ангел отвечал: «Дух Святый найдет на тебя, а потому рождаемое будет свято и назовется Сыном Божиим. Вот и Елисавета родственница твоя (жена Захарии), не смотря на то, что неплодна и стара, шестой уже месяц носить сына во чреве. У Бога «нет ничего невозможного». Тогда Мария сказала: «я раба Господня; да будет мне по слову твоему». И отошел от нея ангел, – Иосифу, мужу обрученному Марии, во сне явился ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давида! не бойся принять Марию жену твою. От Духа Святого родит она Сына, Которого назовешь Иисусом, потому что Он спасет людей от грехов». Посещение Елисаветы Богородицею

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

В этот самый момент Ей явился Архангел Гавриил и, сказав обычное тогда приветствие: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.“ прибавил загадочные для Марии слова: «благословенна Ты в женах». Не столько испугалась Мария явление Ангела, сколько смутилась его словами, значение которых для Нее было непонятно. «Не бойся, Мария, продолжал Архангел, «Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сыном Вышнего наречется и дастъ Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковлем во веки и царству Его не будетъ конца». Слыша эти необычайные слова, Мария указывает благовестнику на свой обет всегдашнего девства. Архангел, продолжая благовестие, показывает, что обет Ее не нарушится, и Она исполнит волю Божию, пребывая девой: «Дух Снятый найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя, темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий.» Мария ничего более не сказала кроме слов смиренной покорности воле Божией: «Я раба Господня; буди Мне по слову твоему». Архангел отошел от Нее. Открытие тайны Благовещения Елисавете, жене Захарии, и Иосифу. (Лк. 1:39–56). Находясь под впечатлением необычайного благовестия Архангела, Дева Мария чувствовала потребность поделиться мыслями с какимъ-либо близким человеком. Таким человеком для Нее была Ее родственница Елисавета, жена Захарии, сама недавно получившая благодаь от Господа. Не взирая на дальность расстояния, Мария отправилась к ней из Назарета в Горнюю страну, к югу от Иерусалима. Встреча Марии и Елисаветы вызвала сильное волнение в обоих. Лишь только Елисавета услышала приветствие Марии, как исполнилась Святаго Духа и воздала Ей честь, как Матери Господа, воскликнув: «благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда мне сие, что приходит Матерь Господа моего ко мне?» На восторженные слова Елисаветы Мария ответила еще более восторженным гимном, слова которого взяты Ею из священных книг: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат Меня все роды».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Евангелист говорит: «Прежде нежели сочетались они…» Это не значит, что они впоследствии сочетались. Он говорит так, чтобы лишний раз нас удостоверить в том, что зачатие Господа Иисуса Христа было сверхъестественным. Ведь евангелист Матфей не повествует нам о Благовещении и чудесном непорочном зачатии. О том, как обнаружилось чудесное зачатие, он рассказывает с точки зрения Иосифа. «Прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». Конечно же, то, что произошло с Пресвятой Девой, нельзя назвать зачатием в полном смысле слова. Хотя мы говорим о непорочном зачатии, это не совсем подходящее слово. Правильнее сказать, Всетворческий Дух Святой, заимствовав от Божией Матери начатки человеческой плоти, сотворил из человеческого естества некий храм, в котором вместилось безначальное Божество, Божество Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Евангелист Матфей говорит об этом очень кратко: «Оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». В тот момент Иосифу было непонятно, что произошло на самом деле, но Евангелие, предупреждая наши сомнения и недоумения, говорит о случившемся прямо. «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее». Иосиф хотел отпустить Божию Матерь потому, что предполагал, будто совершилось нечто предосудительное. И Евангелие говорит о его подозрениях честно и откровенно, для того чтобы вся эта правда, переданная такой, какая она есть, убедила нас в действительности события. Ничто так не может убедить человека, как высказывание оппонента, предупреждающее его возражения. Поскольку у любого человека, привыкшего наблюдать естественный ход вещей, могло возникнуть сомнение в том, что действительно произошло чудо непорочного зачатия, постольку Евангелист и говорит, что не только все вы сомневаетесь, но и сам праведный Иосиф сомневался. Более того, как любой обыкновенный человек, он был совершенно уверен в своем предположении. К тому же Иосиф был уже человеком преклонного возраста, обремененным многолетним жизненным опытом. Он и не мог представить себе ничего иного. И он не желал, будучи праведным, подвергать Пресвятую Деву какому-либо осмеянию, осуждению или тем паче наказанию. А наказания за прелюбодеяние были страшными, вплоть до побиения камнями.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010