Состоялась встреча председателя Правительства России В.В. Путина со Святейшим Патриархом Болгарским Максимом 15 ноября 2010 г. 10:29 13 ноября 2010 года в ходе визита в Болгарию председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин посетил собор святого благоверного князя Александра Невского в Софии, сообщает пресс-служба главы Правительства. В.В. Путин прибыл в храм вместе с премьер-министром Болгарии Б. Борисовым. Глава российского Правительства возжег свечу и, подойдя к ковчегу с мощами святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поклонился святыне. Ковчег с мощами был обнаружен археологической экспедицией летом 2010 года при раскопках древнего храма острове Святого Иоанна, что неподалеку от города Созополь на юго-востоке Болгарии. Археологи почти сразу высказали уверенность, что в ковчеге находятся мощи Иоанна Крестителя. Согласно решению Синода Болгарской Православной Церкви 12 ноября святыня была доставлена в болгарскую столицу и помещена в собор благоверного князя Александра Невского. Глава российского Правительства прошел в алтарь, где состоялась его встреча со Святейшим Патриархом Болгарским Максимом . Предстоятель Болгарской Церкви пожелал В.В. Путину здоровья, долголетия и помощи Божией в трудах на благо народа. Обращаясь к председателю Правительства России, Его Святейшество попросил передать самые теплые пожелания Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. «Большая честь встретиться с Вами и посетить этот храм, который является одним из ярких символов духовной и исторической близости наших народов. Благодарим власти Болгарии за то, что они поддерживают его в таком хорошем состоянии», — сказал В.В. Путин, заверив Святейшего Патриарха Максима в том, что передаст добрые слова и пожелания Предстоятелю Русской Православной Церкви. В завершение встречи глава Правительства Российской Федерации подарил Патриарху список Казанской иконы Божией Матери. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1319429.ht...

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла со Святейшим Патриархом Болгарским Максимом София, 28 апреля 2012 г. 27 апреля 2012 года в резиденции Синода Болгарской Православной Церкви прошла братская беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим Патриархом Болгарским, Митрополитом Софийским Максимом и членами Священного Синода Болгарской Церкви. «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарскую Православную Церковь. Молебен в Синодальной часовне. Встреча со Святейшим Патриархом Болгарским Максимом» Во встрече со стороны Московского Патриархата приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии игумен Филипп (Васильцев). Со стороны Болгарского Патриархата участвовали члены Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополит Видинский Дометиан, митрополит Сливенский Иоанникий, митрополит Русенский Неофит, митрополит Великотырновский Григорий, митрополит Старозагорский Галактион, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Плевенский Игнатий, митрополит Доростольский Амвросий, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Пловдивский Николай. В ходе беседы Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Максим обсудили перспективы расширения сотрудничества двух Церквей, в частности, в сферах духовного образования и паломничества. Были затронуты темы общеправославного характера. Предстоятели обменялись мнениями относительно основных принципов межправославного взаимодействия, особенно в контексте подготовки к Всеправославному Собору. По завершении переговоров состоялась церемония вручения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу ордена святого благоверного и равноапостольного царя Бориса.

http://pravoslavie.ru/53205.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Борис Болгарский, блгв. - житие Святой благоверный и равноапостольный царь Борис Болгарский (память 2 мая по старому стилю) Во святом Крещении Михаил. Равноапостольный подвиг его был предсказан ему дядей, святым Бояном. Первые годы правления царя Бориса складывались неудачно. Болгарам приходилось часто воевать с соседними народами, страну посещали голод и мор, и в 860 году Болгария находилась в бедственном состоянии. Царь Борис видел спасение страны, пребывавшей в язычестве, в просвещении ее верой Христовой. Во время одной из войн болгар с греками взят в плен именитый придворный Феодор Куфара, ранее принявший иноческий постриг. Он был первым человеком, посеявшим семена Евангельские в душе болгарского царя. В одном из походов греками была взята в плен малолетняя сестра царя Бориса и воспитана при дворе византийского императора в Православной вере. Когда скончался император Феофил, царь Борис решил воспользоваться благоприятным случаем, чтобы отомстить грекам за предыдущие поражения. Однако вдова императора, Феодора, проявила мужество и послала вестника к болгарскому царю с предупреждением, что она сама готова защищать империю и посрамит противника. Царь Борис предпочел мирный союз, и в знак примирения состоялся обмен пленных Феодора Куфары и царевны болгарской, которая еще более расположила брата к христианской вере. Несколько позже в Болгарию был послан святитель Мефодий, просветивший вместе со своим братом Кириллом славян светом Христовой веры. Святитель Мефодий совершил Крещение царя Бориса, его семейства и многих бояр. Болгары-язычники, узнав об этом, хотели умертвить царя Бориса, но их заговор был разрушен новокрещеным царем, а болгарский народ, лишенный мятежных вождей, добровольно принял крещение. Между Византией и Болгарией был заключен мир, основанный на единстве веры, который не нарушался до конца правления благоверного царя. Большое участие в духовном утверждении болгарского народа принял греческий Патриарх Фотий.

http://pravicon.com/info-1876

После сего рода Сувороцкого написано: «помяни Господи души преставльшихся раб своих, которые подопсковым от изменников на боех побиты в прошлом во 158 году, дворяне и дети боярские и всяких чинов люди». Записаны затем в одном отделе Новгородцы, а в другом: Луцкие казаки. Над именами Новгородцев отмечены и фамилии их: Секерин, Хвостов, Арцыбашев, Шевяков, Заворов, Бундов, Путятин, Неплюевы, Овцын, Шаблыкин, Лагунской, Безтужев, Северицын, Мещерский и Рубцов, а над именами Луцких казаков отмечено: Гречуха, Потчека, Парачев и Кушуков. После сего в синодике записано еще множество родов, в числе которых встречается много фамилий, и в настоящее время еще существующих в городе Владимире, много родов духовных лиц, а в числе боярских фамилии: Воейковых, Микулина, Дурасова, Акинфиева, Жуковых, Сабурова, князя Щетинина, Аничкова, Шетнева, Резанцовых, Босых, дьяка Матвея Шишкова и другие. 6) Рукопись, в которой заключаются: канон на Воздвижение животворящего креста Господня, канон Нерукотворенному образу Господа нашего Иисуса Христа, слово о Знамении Пресвятой Богородицы, иже бысть в великом Новеграде и служба на память святого Филиппа Митрополита Московского. На сей службе по листам подписано: «лета 7165 июня в 18 день сию книгу службу великому во святителех Филипу чюдотворцу приложил в володимири в соборную церковь Пречистые Богородицы Владимирской тояж церкви священника Федора сын его Алексей». 7) Летописец о покорении Казанского царства и о других событиях. 8) Рукопись, заключающая в себе службу Божией Матери Боголюбимой, повествование об образе Пресвятой Богородицы, яже нарицается Владимирская, и сказание об убиении Великого Князя Андрея Георгиевича Боголюбского. 9) Рукопись, в которой заключаются службы святому Великомученику Пантелеимону, святому мученику Аврамию Болгарскому и Владимирскому чудотворцу, похвала мученику Аврамию и последование молебного пения за царя и за люди. 10) Рукопись, написанная в 1695 году, с росписанными заглавными листами, в которой имеются: служба святому Благоверному Великому Князю Георгию Владимирскому чудотворцу и «убиение Великаго Князя Георгия». 11) Рукописный канон Рождеству Пресвятой Богородицы и службы святому Благоверному Великому Князю Андрею Боголюбскому и Благоверному Князю Глебу Андреевичу, а также и житие Князя Глеба. 12) Служба Благоверному Великому Князю Глебу Андреевичу и житие его, с описанием чудес, бывших у святых мощей его. 13) Сказание об образе Знамения Пресвятой Богородицы и о чудесах от сей святой иконы, бывших на месте, называемом Быковка, откуда принесена сия святая икона во Владимирскую соборную церковь . Рукописи нотные 14) Ирмологий с крюковыми нотами, имеет в себе ирмосы октайные, триодные, двунадесятимесячных миней, владычних и Богородичных праздник Всех святых. По листам сего ирмолога написано: «лета 7177 мая в 25 день приложил сию книгу ирмолог в соборную церковь Богородицкой ключарь Герасим Димитриев и подписал своею рукою».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

(циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии 01/4299 от 31 августа 2012 г.) Всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской, Сербской, Финляндской и т. д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви. В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах. В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах. Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии. О дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 2012 г., журнал 129) Имели суждение об установлении дополнительного дня празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Справка: Празднование памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских совершается 8 июля (25 июня по ст. ст.), то есть в период Петрова поста. В связи с этим Архиерейский Собор 2–4 февраля 2011 года поручил Синодальной богослужебной комиссии «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества» (п. 17 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В Патриаршем соборе святого благоверного князя Александра Невского в Софии отметили престольный праздник 31 августа 2007 г. 14:22 30 августа отмечает свой престольный праздник храм-памятник во имя святого благоверного князя Александра Невского в болгарской столице. Божественную литургию в день престольного праздника возглавил митрополит Русенский Неофит, которому сослужили епископ Стобийский Наум, главный секретарь Священного Синода и настоятель собора, епископ Знепольский Иоанн, викарий митрополита Софийского и Болгарского Патриарха, епископ Левкийский Павел, представитель Румынской Патриархии в Болгарии протоиерей Нелуц Опря и сонм столичного духовенства, сообщает сайт Православие БГ . 30 августа 1724 года по повелению Петра Ι мощи святого Александра Невского были торжественно перенесены в новую столицу России — Петербург, в построенную в память о благоверном князе Александро-Невскую лавру. В этот же день, но в 1924 году, был освящен храм-памятник святого благоверного князя Александра Невского в Софии. Ныне это не только кафедральный собор Болгарской Церкви и крупнейший храм на Балканах, но и символ Софии, отмечает сайт BNR . Храм воздвигнут в память царя Александра , называемого болгарским народом Царем-Освободителем после победной для России Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и освящен в честь небесного покровителя российского императора. После вступления Болгарии в Первую мировую войну против России собор был переосвящен в честь святых Кирилла и Мефодия, однако через несколько лет храму было возвращено первоначальное имя. Строительство по проекту русского архитектора Александра Померанцева началось в 1904 году и продолжалось до 1912 года. Храм представляет собой трехнефный крестово-купольный собор с преддверием и колокольней над ним. По своему стилю он относится к византийскому типу, воспринятому в России во второй половине ХХ века. Поражают его монументальность и размеры, и сродни он, пожалуй, Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. Это же относится и к архитектурным формам и деталям, к скульптурам, многоцветному мрамору, стенописям, мозаике, резьбе по дереву и иконам.

http://patriarchia.ru/db/text/289455.htm...

Архив Пн Представитель Русской Церкви принял участие в престольном празднике Патриаршего собора благоверного князя Александра Невского в Софии 24 ноября 2023 г. 18:23 23 ноября 2023 года Болгарская Православная Церковь праздновала память благоверного князя Александра Невского. Божественную литургию в Патриаршем соборе благоверного князя Александра Невского в Софии (Болгария) возглавил митрополит Великотырновский Григорий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Пловдивский Николай, митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, митрополит Неврокопский Серафим, митрополит Русенский Наум, митрополит Старозагорский Киприан, митрополит Врачанский Григорий, второй викарий Софийской митрополии епископ Велбуждский Исаак, протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов), представитель Румынского Патриарха священноэконом Нелуц Опри и духовенство Софийской митрополии. Среди сослужащих был представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском протоиерей Владимир Тыщук. Проповедь произнес священник Костадин Гаврилов. По окончании Литургии было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту , Священному Синоду и всем православным христианам. Митрополит Григорий поздравил всех участников богослужения с престольным праздником Александро-Невского Патриаршего собора. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6080008.ht...

4. Св. Михаил (Борис), царь Болгарский . Родился и воспитывался как язычник. Принял крещение под влиянием своего дяди Бояна и своей сестры. В крещении получил имя Михаил. Святой патриарх Фотий послал к нему священников, которые постепенно крестили весь болгарский народ. Многие знатные вельможи в Болгарии противились новой вере, но мало-помалу она победила, и на многих храмах, построенных благочестивым царем Михаилом, засиял крест. Веру среди болгар, как и среди сербов, нарочито утвердили Пяточисленные Охридские [просветители] 45 , ученики святых [равноапостольных] Кирилла и Мефодия, проповедавшие Христово учение народу на его родном, славянском, языке. Достигнув лет преклонных, Михаил принял иноческий постриг и удалился в монастырь. Но когда его сын Владимир начал разрушать дело отца и препятствовать укреплению христианства, Михаил вновь облекся в военные доспехи, взял в руки меч, низложил Владимира с престола и возвел на него своего младшего сына Симеона. Потом снова надел монашескую рясу, уединился в тишине обители и в подвиге и молитве мирно скончал земную жизнь в благой вере, в правом исповедании Господа нашего Иисуса Христа, великим, честным и благоверным и 2 мая 906 года преставился в жизнь небесную. Сей Михаил Болгарский крестил народ крестом И ко Христову стаду в крещении святом Привел вельмож державных и всю простую чадь, От Бога восприявши святую благодать; Своим благим примером коснулся их сердец, Прониклись люди верой – и Бог им стал Отец. Затем построил церкви и истребил безбожие, Святаго Духа славя в себе, во славу Божию. Почет отринул суетный и всякое тщеславие Народ свой научил святому Православию. Не пожалел себя для Бога и Христа, За род молил болгарский у подножия креста. Был на земле увенчан короной драгоценной, На небе восприял иной венец – нетленный. Рассуждение Блаженный Максим, Христа ради юродивый, зимой ходил нагим по московским улицам. На советы людей одеться и защититься от холода он отвечал: «Да, лют мороз, но сладок рай!» И добавлял: «За терпение даст Бог спасение!» Если Христос Господь не жалел предать Себя на мучения и смерть, почему тогда нам жалеть самих себя ради нас самих? Он прописал средство, своего рода диету, для нашего духовного оздоровления, и назвал ее бременем легким . Намного тяжелее то ярмо, которое мы сами на себя налагаем, ибо ввергает оно нас во всё более и более тяжкую духовную немощь. Земля требует от нас гораздо больших жертв, не обещая нам никакой награды по смерти. Земля требует, чтобы пожертвовали мы ей и Бога, и душу, и совесть, и ум, и всё достоинство человеческое и божественное – и за [всё] это в качестве воздаяния и конца всему показывает она нам [лишь] мрачную и смрадную могилу. Христос же требует, чтобы пожертвовали мы только землей, только животной нашей натурой, и грехом, и пороком, и всяким беспутством, – обещая нам за это воскресение и бессмертную жизнь в раю. Да, и вправду «лют мороз, но сладок рай»!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авраамий Болгарский, мч. - житие Святой мученик Аврамий Болгарский (память 1 апреля по старому стилю и в Неделю о расслабленном) Мученик Аврамий родился в Камской Болгарии (болгары жили между реками Волгою и Камою, впоследствии постепенно утратили свою народность и смешались с победившими их татарами) и воспитан был в магометанской вере, которую исповедовали его соотечественники. Он был человек с большими средствами и занимался торговлею, был пристрастен к суетным благам мира сего и чувственным удовольствиям, оказывал гостеприимство странникам и нищим. По благодати Божией Аврамий убедился в лживости магометанской и в истинности христианской веры и сделался истинным христианином. Исповедуя веру Христову, он пребыл непоколебим в правилах учения Спасителя и за то пострадал от своих единоземцев. Когда он приехал для торговли в их, так называемый, великий град Болгары, его склоняли и потом принуждали отречься от Христа. На эти угрозы блаженный Аврамий отвечал отказом. Тогда болгары, рассвирепев, заточили его в темницу на много дней, а затем, видя непреклонность его в вере, отсекли ему сперва руки, потом ноги и голову. Мученически скончался святой Аврамий 1 апреля 1229 года. Бывшие на ярмарке христиане, вероятно, муромские купцы, благоговейно погребли тело страстотерпца на христианском кладбище в Болгарах. Заметив совершавшиеся над гробом его чудесные исцеления больных христиан, они донесли обо всем благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу и через год отвезли тело мученика во Владимир, где великий князь Георгий Всеволодович, супруга его, дети, Владимирский епископ Митрофан, духовенство, народ встретили мощи Аврамия и перенесли их в обитель, называвшуюся Княгинин монастырь, и там положили 6 марта 1230 г. в церкви Успения Пресвятой Богородицы. После кончины Аврамия город Болгары почти весь выгорел. Русские летописцы говорят, что эти пожары Господь посылал в наказание за неповинную кровь Аврамия. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Авраамий Болгарский, мч. " .

http://pravicon.com/info-1621

Поблагодарив за приветствие и добрые слова в адрес делегации Болгарской Православной Церкви, Святейший Патриарх Неофит засвидетельствовал: «Всегда посещение братской Русской Церкви приносит нам духовную радость». Он также подчеркнул большое значение возведения в столице России храма во имя святителя Киприана. Как рассказал Святейший Патриарх Неофит, в Болгарии открыт банковский счет для сбора средств в помощь строительству этого храма. Предстоятель Болгарской Церкви также упомянул о предстоящем юбилее — столетии освящения храма святителя Николая в Софии, в котором размещается подворье Патриарха Московского и всея Руси. Как отметил Патриарх Неофит, настоятель подворья архимандрит Филипп (Васильцев) прилагает большие усилия для того, чтобы достойно встретить этот праздник, и предложил отметить юбилейную дату 6 декабря с участием высоких гостей из Русской Православной Церкви. В ходе беседы также обсуждались иные вопросы двусторонних отношений и общеправославного сотрудничества, в частности, касающиеся подготовки Всеправославного Собора. В завершение встречи Предстоятель Русской Православной Церкви вручил Святейшему Патриарху Неофиту орден преподобного Сергия Радонежского I степени. Высокие церковные награды были также вручены членам болгарской делегации: награждения орденом святого благоверного Даниила Московского II степени удостоены митрополит Видинский Дометиан и митрополит Ловчанский Гавриил, ордена преподобного Сергия Радонежского II степени вручены митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну и митрополиту Русенскому Науму, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени награжден архимандрит Дионисий (Мишев). Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://patriarchia.ru/db/text/3661919.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010