III. Преставление блаженного Феодора , архиеп. ростовского, † 1394. Белоз. 485. Синод. Ncaлm. XVI в. 409. 1610. 1625. 1689. 1662, с тропарем и кондаком, ( Филим. 30 нояб.). IV. Благоверных царей Константина и Маврикиана и чад их. Остр. В Зогр. 2 память царема Константина и Маврикия. Син. 1 Маврикия царя (582–602). Константин в 641 г. МГр. 3 сент. см. об Остромир. еванг. Т. I отр. 92. О знамениях Маврикию Евагрия стран. 277. Феодора , еп. феодосионельского в Армении. Сирм. Мед. Св. преподобномуч. Иринирха . Антон. Хотя в Антониновом св. есть и мученик Иринарх, но вероятно, это одно и тоже лице, ошибочно удвоенное. V. Симеона метафраста. Служба по Мартынову (9 нояб.). Пророка Елиссея . Неап. Екл. Сирм. В Зогр. 2 священие пророку Елиссею (14 июня). Иоанна Дамаскина. Ев. публ. библ. 10 XIV в. (4 дек.). Муч. Меркурии . Хлуд. ев. 11 (24 нояб.). Акакия пресвитера, крестившего муч. Иринарха и усеченного с ним. 1295 (24 окт. МГр.). Романа , еп. македонского. 1295. (Это Урван М. Гр. 29 нояб.). Силы еп. 1621 (30 июля). Св. Феоктисты . 1621 (9 нояб.). Бояна , князя болгарского. Мосхоп. (28 мар.). Страдание Христа серба от турок в 1748 г. Филар. св. южн. слав. (МГр. 12 февр.). Ржевской иконы Богородицы. 51. Белоз. 516, 1621 (11 июля). 29 I. Свв. мучч. Парамона и c ним 370 при Декии в 250 г. на востоке (в Малой Азии в Вифинии). Иер. Петр. 43. Нан. 2. Мст. 239. Вен. Зогр.1295 и др. М. Р. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Служба. (Сирм. 27 нояб.). Св. муч. Филумена в Анкире галатской, † ок. 274 г. Вас. Петр. Сирл. Рум. М. Р. (1295 нояб. 24). Пр. Акакия синайского, † в первой половине 6 века. У. 1408. Сев. 5. Пс. 1481 . Соф. М. IV в. Канон Феофана. Служба на повечерии. См. 7 июля. II. Св. Николая , архиеп. селунского. 239. Рум. 1295 (1621 нояб. 17). Священномуч. Иоанна в Персиде. 239. 1295. Мучч. 6 гонимых и принятых расседшеюся скалою. Св. Урвана , еп. Македонии в мире. 1295 (1295 втор. 28 нояб. Романа, еп. Македония). Дионисия , еп. Коринфа, мечем, † ок. 182 г. 1295. Филар. Уч. об отцах § 46. Сн. Штадлера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Настал некоторый отдых для святителя и он употребил его на уврачевание ран, нанесённых Церкви арианами. Усердно объяснял он истинное учение своей пастве, вразумлял впавших в заблуждение, укреплял в преданности единой истинной Церкви. И отрадно отзывалась паства на труды для неё своего пастыря! Все как бы воспрянули духом и стали проявлять возбуждённые в них словом Афанасия чувства – усиленным усердием к молитве и ко всякому доброму делу. Каждый дом тогда как бы изображал церковь по христианскому настроению и христианской деятельности живших в нём. В то же время боролся Афанасий и письменными актами и с убедительным, неопровержимым красноречием отстаивал истину христианского учения против лжи Ария. «Допустив, – писал он, – что Сын существовал не от вечности, должны допустить, что Сын произошёл от кого-то вне Бога и мир, сотворённый Богом через Слово, сотворён Творцом, существующим вне Бога; если Сын не вечен, то было время, когда в Боге не было истины, так как Сын есть истина». «Божественность Сына есть та же самая, которая принадлежит Отцу, а потому она и нераздельна: «Я и Отец одно. – Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» ( Ин.10:31,38 ). Отец и Сын едино существо, но не в том отношении, чтобы одно было разделено на две части, которые кроме этого сами по себе ничего не означали бы, также и не в том, что это одно носило на себе два имени, так что один и тот же Бог иногда был бы Отцом, а иногда Сыном у Себя Самого. Хотя Отец и Сын два лица, потому что Отец есть Отец, а не Сын, и Сын есть Сын, а не Отец, – однако существо их одно». Это единство св. Афанасий поясняет так: «Сияние есть свет, появляющийся не после солнца, свет не другой какой-либо, только заимствующий блеск от солнца, но это есть всецелое произведение солнца; такое произведение по необходимости составляет один свет с солнцем, и никто не скажет, что это – два света». На возражение ариан, что «Сын и Отец так составляют одно, как и об нас говорится: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:11,21 ), св. Афанасий отвечал: – «Такие помышления о себе означают безрассудную гордость, потому что единство, какое выставляется между Отцом и Сыном, не усвояется в Писании даже ангелам и прилагается нам только в пример, никогда, впрочем, недостижимый для нас, подобно тому, как заповедуется: будите совершенни, якоже Отец ваш Небесный совершен есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Священник несет ответственность за душу каждого человека, который ему доверился. Насколько важно, чтобы батюшка мог давать советы исходя не из умозрительного представления о проблеме, а из собственного жизненного опыта? – Апостол Павел в первом послании к Коринфяном говорит: «За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его». Для меня эти слова всегда были аксиомой и жизненным вектором. В спасении нуждаются все – и спортсмены, и актеры. Мы идем проповедовать и вести к Богу алкоголиков, наркоманов, заключенных, среди которых и убийцы, и воры, и насильники. Но в спортивном зале или среди артистов священник, считают некоторые, нонсенс. А ведь добрые силы свои, свой талант можно направить и на богоугодные дела и во зло ближнему. А кто и как объяснит этим людям, каким путём им следует идти? – Но все испытывать на себе… – Я не люблю и не умею быть свадебным генералом и красивой мебелью на празднике жизни. Нельзя сказать человеку свысока: «делай так, а не иначе». Хочешь дать совет – покажи своим примером, что твой совет выполним и приносит соответствующие результаты. Рейтинг: 9 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Досье. Протоиерей Александр Новопашин: Настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. Основатель Новосибирского Братства во имя святого Александра Невского, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. Генеральный директор Православного детского оздоровительного лагеря во имя преподобного Серафима Саровского, руководитель Мужской православной общины по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. Сценарист и режиссер фильмов «Перелом», «Царь Болгарский» и «Меня это не касается», участник международных кинофестивалей.

http://pravoslavie.ru/63597.html

Таким образом, последние годы 70-ти-летнего старца, испытавшего уже пять гонений, были проведены им в Александрии, но всё же в постоянной борьбе против различных ересей, колебавших Церковь , и в неутомимых стараниях водворить мир и согласие в потрясаемой Церкви. В 373 г. упокоился от земного подвига своего этот непоколебимый и могучий защитник Православия, пребыв до 80-ти летней жизни верным и самоотверженным конца своей служителем и столпом всей душой возлюбленной им Церкви Христовой. Много сочинений осталось после св. Афанасия, – и не было бы столько уклонений от Православия – в виде различных сект всё более и более, и в наше время в особенности, распространяющихся искателей религиозной правды вне Откровения, если бы они изучали со всем душевным вниманием вдохновенные писания этого и подобных ему вселенских учителей и отцов Церкви. Страдание св. мучеников: Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому Римлянину, именем Катулу язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова Апостола: «Рабы, во всём будьте послушны господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, со страхом Божиим; и всё, что вы ни делаете, делайте от души, и как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаянии от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Иисусу Христу!» ( Кол.3:21–24 ). В том же духе смиренного подчинения своей участи воспитывали эти Боголюбивые люди и детей своих Кириака и Феодула. Между тем, придя в возраст, дети стали тяготиться тем, что им приходилось жить с язычниками и таить от них свою веру. – Уйдём от нечестивых, – говорили они своей матери, – ведь сама же ты научила нас Священному Писанию , в котором сказано, чтобы удаляться от нечестивых... и зачем скрываем мы от них нашу веру? Не лучше ли смело высказать господину нашему, что мы христиане? Если он убьёт нас, то мы знаем, что нам предстоит вечная жизнь с Христом Богом. Чего же бояться нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Объективка " АН " Леонид Петрович Решетников. Родился 6 февраля 1947 года в Потсдаме (ГДР) в семье военнослужащего. Окончил исторический факультет Харьковского государственного университета и аспирантуру Софийского университета (Болгария). С 1974 по 1976 год работал в Институте экономики мировой социалистической системы АН СССР. С апреля 1976 года по апрель 2009 года - в аналитических подразделениях внешней разведки. Последняя должность - начальник Информационно-аналитического управления СВР России, член коллегии СВР, генерал-лейтенант. В апреле 2009 года уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Входит в состав Научного совета при Совете безопасности РФ. Владеет сербским и болгарским языками (свободно), может объясняться на греческом. Имеет государственные награды (орден Мужества, орден Почёта), награды Русской православной церкви (орден Святого благоверного князя Даниила Московского, орден Святого благоверного князя Дмитрия Донского), а также медали и почётные знаки. Если завтра война, если завтра в поход - Как, на ваш взгляд, будут развиваться события в Новороссии весной и летом? Будет новая военная кампания? - Увы, вероятность очень большая. Ещё год назад идея федерализации Украины работала. Но сейчас Киеву нужна только война. Только унитарное государство. По нескольким причинам. Главная - во главе страны встали идейно антироссийские люди, которые находятся не просто в подчинении Вашингтона, а буквально состоят на содержании тех сил, которые прячутся за правительством США. - И что нужно этому пресловутому «мировому правительству»? - Проще сказать, что им не нужно: не нужна федеративная Украина , это будет плохо контролируемая территория. На ней невозможно разместить свои военные базы, новый эшелон ПРО. А такие планы есть. От Луганска или Харькова крылатые тактические ракеты достигают Зауралья, где находятся наши основные силы ядерного сдерживания. И со 100%-ной вероятностью смогут поражать баллистические ракеты шахтного и мобильного базирования на взлётной траектории. Сейчас этот район для них недоступен ни из Польши, ни из Турции, ни с Юго-Восточной Азии. Вот главная цель. Поэтому за Донбасс США будут сражаться до последнего украинца.

http://ruskline.ru/opp/2015/4/8/civiliza...

—411— ным Митрополитам Московскому и Киевскому, Архиепископу Казанскому и Епископу Нарвскому, временно управляющему С.-Петербургскою епархиею, печатные циркулярные указы, уведомив таковыми же прочих епархиальных Пре освященных». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью; «1911 г. Авг. 5. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 3 августа за 10–293: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: прошение болгарского подданного, студента Софийского университета Стояна Петкова о принятии его в число студентов Московской духовной академии на стипендию Святейшего Синода. Приказали: Разрешить Совету Московской духовной академии допустить в текущем году к приемным испытаниям для поступления в академию болгарского подданного, студента Софийского университета Стояна Петкова, с назначением ему, в случае выдержания испытаний, стипендии из синодальных средств, в сумме двухсот пятидесяти руб. в год, на счет духовно-учебного капитала по Отд. I § 2 специальной сметы расходов ведомства Святейшего Синода; о чем уведомить Ваше Преосвященство указом». в) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью «1911 г. Авг. И. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 9 августа за 10592: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода, от 25 июля сего года за 2106, журнал Учебного Комитета, 378, а) по ходатайству Его Блаженства, Блаженнейшего Григория, Патриарха Антиохийского, о принятии в Киевскую духовную академию окончившего в 1911 г. Московскую духовную семинарию уроженца г. Дамаска сиро-араба Александра Яреда, и б) по прошению самого Яреда о разрешении ему поступить в Московскую духовную академию, наиболее соответствующую по условиям своего местонахождения состоянию здо- —412— ровья его, Яреда. Приказали: Имея в виду очень хорошие успехи и отличное поведение окончившего курс богословских наук в Московской духовной семинарии уроженца г. Дамаска, сиро-араба Александра Яреда, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: разрешить (Совету Московской духовной академии допустить упомянутого Яреда к приемным испытаниям для поступления в число студентов академии; о чем послать Вашему Преосвященству указ и уведомить Патриарха Антиохийского».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. О греко-болгарской распре 1858 г. Мнение митрополита Филарета о предприятии экзарха 171 Стоиловича печатать в Константинополе церковно-богослужебные книги на славянском языке Константинопольская иерархия действует во вред себе и православной церкви, непреклонно стараясь иметь в Болгарии духовенство из греков. Народ не может иметь наставления в вере от духовенства, которого языка не разумеет, и не может войти с оным в искреннее по духу веры общение. А не имея наставления православного, и не находясь в искреннем духовном общении с духовенством, народ болгарский не имеет ограждения от прозелитизма неправославных, которые посылают к нему миссионеров, приготовленных к своему делу, говорящих на его языке, имеющих политические для себя опоры, снабженных вещественными средствами привлекать к себе людей, особенно бедных. Не трудно усмотреть, какие могут быть от сего последствия. Для недопущения их, надобно, чтобы болгары имели духовенство единоплеменное, и если частию и греческое, для связи с константинопольскою иерархиею, то достаточно знающее болгарский язык. Желательно, чтобы найдены были средства убедить в сем константинопольскую иерархию. Предприятие экзарха Стоиловича печатать в Константинополе православные богослужебные книги на славянском языке не довольно изъясняется одним тем намерением, чтобы устранить воспоминание российской императорской фамилии и оскорбительные выражения против оттоманской державы. По сему намерению надлежало бы начать печатание с таких книг, в которых воспоминание императорской фамилии и воззвание против магометанства наиболее слышимы в церкви; но оно начато с Апостола и Евангелия, в которых сие вовсе неслышимо в церкви. В Евангелии только заглавный лист представляет имена российской императорской фамилии, и в указании евангельских чтений одно выражение: за императора и за люди во время брани. Подобное есть и в Апостоле, и еще тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному императору нашему на сопротивные даруя. Посему от предприятия Стоиловича можно опасаться и более вреда, нежели по первому виду представляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Известен поступок импер. Феофила с живописцем Лазарем, которого он пытал и мучил, чтобы отклонить от его ремесла, а когда увидел, что тот все-таки не перестает заниматься своим делом, велел жечь ему руки раскаленным железом. Только ходатайство импер. Феодоры спасло его от верной смерти. Патр. Фотий в письме к болгарскому царю Михаилу в самых резких чертах изображает образ действий иконоборцев-императоров, говорит, что иконы Христовы при них подвергались всякого рода профанации: их волочили по площадям и улицам, попирали ногами, предавали наконец сожжению. Вопрос впрочем не в том, больше или меньше уничтожено было икон в это время, один ли только Лазарь был преследуем за свою профессию или многие из его собратий, и как было велико их число... Важность не в этих отдельных случаях преследования, прекратившихся с иконоборством, а в том положении дел, какое было создано этим явлением. Сгруппируем по возможности кратко главные его результаты. Для церковного искусства, конечно, это была пора не благоприятная. Не могло явиться много охотников заниматься ремеслом запрещенным: страх запрета не дает времени и средств посвятить себя делу с полным удобством; но —678— во всяком случае было бы преувеличенным мнением сказать, что во времена иконоборства произошла полная остановка или прекращение целой и такой значительной отрасли, как искусство церковное. Много ценных памятников христианской живописи, мозаики и особенно скульптуры погибло в это время, много книг с миниатюрами было истреблено. Об этом вандальском отношении говорят бесспорные свидетельства; но в общем потеря не была так важна и существенна, чтобы повлиять на судьбу церковного искусства вообще. Это не помешало, например, студийским монахам приготовлять в это же самое время отличные рукописи с миниатюрами, из которых некоторые сохранились и доселе. Могла быть задержана до известной степени частная предприимчивость, но вкус и любовь к искусству не потеряли ничего. Иконоборческие императоры не были вандалами по отношению к искусству вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В психологическом преломлении святые отцы указывают на внутренние пороки, разоряющие человеческую душу и делающие ее неспособной к восприятию Бога. Согласно еврейскому тексту речь идет о лисицах и лисинятах . В таком случае под лисицами можно разуметь грехи, а под лисинятами прегрешения. Те и другие пагубны, но различны по величине и масштабам разрушения, которое наносят. Лисицы (грехи) губят сразу, а лисинята (прегрешения) сначала незаметны в своих действиях, но потом проявляются тоже пагубно. Св. Григорий Нисский под образом лис видит дьявола и демонов, а то, что они малы, означает их ничтожество перед истинно могущественным Богом. «Сей-тο столько могущественный вождь столь многих демонских полчищь, какое имя получает от истиннаго и единственнаго Могущества? И его малою лисою, а с ним и всех окружающих его, все подвластное ему воинство с равным уничижением именует лисами же... Не сказало Слово: изловите «вепря от дубравы», озобавшего виноград Божий, или «уединеннаго дивия – полевого зверя» ( Пс. 79:14 ), или рыкающего льва, или кита великаго, или подводнаго змия. Ибо такими приказаниями Слово показало бы ловцам некоторую силу противоборствующих. Напротив того, как говорит оно, все земныя владычества, с которыми борьба у человеков, начала, и власти, и миродержители тьмы, и духи злобы суть малые лисы, коварныя, бедныя в сравнении с нашею силою. Если их одолеете, то восприимете благодать свою». Так что неверно поступают те, кто боится бесов и их служителей. С нами Бог, и расточатся все враги Его! Св. Григорий рассуждает также о том, кому же поручено ловить сих малых лис, демонов нечистых. В невидимом мире, в той невидимой брани – это ангелы. В этом видимом мире, где брань сия становится видимой и ловцы – это ангелы Церквей, стражи виноградников (см. Откр. 2:20 ), то есть епископы, «ловцы человеков» ( Мф. 7:4 ). Параллельно этому тексту св. Григорий Нисский , а также бл. Феофилакт Болгарский , толкуют слова Спасителя: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8:20 ) таким образом, что «лисицы» греховных страстей имеют «норы» в сердце человека и «птицы» греховных помыслов вьют себе «гнезда» в уме его, тогда как Господь, Жених души, «не имеет, где приклонить главы» Своей, нет Ему места в такой душе. И вот Он повелевает изгнать сих малых лис, чтобы Самому обрести место в винограднике души. «Ибо не успели бы в ловитве человеков мрежею слова уловляющие души спасаемых, если бы сих зверей, этих малых лисиц, не изгнали прежде из нор, то есть из сердец, в которых они гнездились, и тем не очистили места Сыну Божию, где приклонить Ему главу, когда лисий род не будет больше гнездиться в сердцах» (св. Григорий Нисский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Помяни Господи Святейшия вселенския Патриархи Константинопольскаго, Александрийскаго, Антиохийскаго и Иерусалимскаго и вся православныя Митрополиты, Архиепископы п Епископы единоверных нам церквей: Греческия, Молдавския, Влашския, Болгарския, Сербския, Грузинския и иных: посети их, Владыко, милосердием Твоим, и из под ига Агарянскаго избави их. Помяни Господи врученную мне от благаго Промысла Твоего паству; и благоволи осеняти ю всегда небесным Твоим благословением. Подаждь благоговейных и учительных пастырей Церквам Твоим, да примером добродетельныя жизни своея наставят на путь вечный верующих в Тя, Господи. Помяни Господи Благоверных, правительствующий Синклит, военачальники, и все христолюбивое воинство: всякое начало и власть. Даруй им, проходити звание свое во благодушии и в страсе Твоем. Духом владычним и духом правды и истинны утверди их, от всякаго лицеприятия и мздоимства избавляя и человеколюбие всели в сердце их. Помяни Господи всех православных Христиан и всякаго рода языка и племени сущих под небесем, служащих Тебе непорочностию духа своего и уповающих на великое благоутробие Твое. Супружества в мире и единомыслии соблюди, младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушные укрепи, скорбящие утеши, расточенные собери, прельщенные обрати, развращенные исправи, вдовицам предстани, сирых защити, плененные избави, болящие исцели, в заточениях, в горьких работах, в гонениях и во всякой нужде и скорби сущим помоги; плавающим сплавай, путешествующим сшествуй. Помяни Боже и всех требующих великаго Твоего благоутробия и любящих нас и ненавидящих нас: подаждь всем нам богопоспешно прейти подвиг настоящия жизни и лицу твоему предстати во уповании сынов воскресения и радости нескончаемыя. Помяни Господи и мое недостоинство: даждь ми ходити всегда путем истинны Твоея; в чистоте душевней предстояти престолу Твоему и приносимую Тебе мною словесную жертву приими в пренебесный Твой жертвенник. Даруй же мне Владыко, и звание Архиерейское проходити со тщанием и ревностию достойною Евангелия Твоего, и проповедуемое мною слово раствори солию Благодати Твоея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010