Обычные ошибки – хронология; географические познания почти совершенно отсутствуют. Наиболее слабо усвояются отделы: а) продолжение арианской ереси после Никейского собора и б) упорство монофизитов и монофизитские секты. Отделы: 1) взаимные отношения между церковью и государством в IV–XI веках и участие императоров в церковных делах; права и преимущества, предоставленные церкви государством: влияние церкви на государство, его управление и законодательство как на Востоке, так и на Западе; 2) церковное управление: учреждение патриархатов; права и преимущества патриархов; возвышение Константинопольского патриарха; высшая форма церковного управления соборного – или совсем, опускаются преподавателями семинарий или усвояются так плохо, что редкий экзаменующийся может дать обстоятельный ответ, и когда экзаменующемуся предлагается вопрос из этой области, комиссия заранее может знать, что он провалится. Таковы общие недостатки, которые комиссия считает своим долгом отметить». Г) Донесение комиссии, производившей испытания по греческому языку: «Экзамену по греческому языку подвергались 8 человек: 1 Самарской, 4 Московской (1 сирийский уроженец). 1 Ви- —423— фанской, 1 Холмской (священник Делекторский) и 1 Софийской духовной семинарии (последний – болгарский уроженец). Лучшие ответы были даны 1 воспитанником Московской семинарии и 1 Вифанской (балл пять). Все ответы были не ниже среднего. Отвечающие обнаружили достаточное знакомство с грамматикою (вопросы предлагались преимущественно из этимологии и морфологии глагола) и некоторую осведомленность в греческом вокабулярии». Д) Донесение комиссии, производившей испытания по латинскому языку: «Экзаменующимся по латинскому языку был предложен для перевода трактат Цицерона: De senectute. Выдающихся в смысле знания ответов не было, а было скорее не мало ответов, выдающихся по незнанию и по полному неуменью браться за перевод. Один не знал значения слов: cedo, nascor, pietas, turba, cumque. Другой не мог сказать, что значат слова: persuadeo, celer, possum, teneo, sic.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1911 г. Авг. 25. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 18 августа за 11045: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 13 сего Августа за 7876, о том, что Его Императорскому Величеству Государю Императору на всеподданнейшем его, Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода, докладе определения Святейшего Синода, от 11 сего Августа за 5937, о разрешении штабс-капитану запаса Инженерных войск Николаю Беляеву и поручику Симанскому держать экзамены для поступления в число студентов Московской духовной академии, благоугодно было, в 12 день сего Августа, в Пе- —414— тергофе, Собственноручно начертать: „Согласен“. Справка: Определением Святейшего Синода, от 11 Августа 1911 г. за 5937, предоставлено Г. Синодальному Обер-Прокурору испросить Высочайшее соизволение на разрешение, штабс-капитану запаса Инженерного войска Николаю Беляеву , окончившему курс Николаевского Инженерного училища и офицерской военной электротехнической школы, и поручику Симанскому, окончившему курс Александровского военного училища, держать экзамены для поступления в число студентов Московской духовной академии, с освобождением первого из них от экзамена по древним языкам. Приказали: Об изъясненном Высочайшем Его Императорского Величества соизволении послать, для надлежащего исполнения, Вашему Преосвященству указ». Справка: Болгарский подданный Стоян Николов Петков, сирийский уроженец Александр Яред и штабс-капитан запаса инженерных войск Николай Беляев явились в Академию к началу поверочных испытаний и подвергались оным наравне с прибывшими к испытаниям воспитанниками духовных семинарий. – Поручик Андрей Симанский прибыл в Академию по окончании поверочных испытаний и представил в Совет Академии особое прошение, изложенное в ст. IV настоящего журнала. е) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1911 г. Авг. 10. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 5 августа за 10515:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

52 б) две краткие статьи об обетах: в одной доказывается, что данные обеты надобно исполнять на деле, а во второй объясняется, когда можно разрешить обет поста и в чем состоит истинный пост (2. 214, 245 в) две краткие статьи о значении наших молитв: в одной говорится, какая главная цель наших молитв и что «все наши молитвы, и тропари, и кондаки, и молебные каноны, глаголемыя по вся дни и часы», не принесут нам никакой пользы, пока мы будем пребывать во грехах; во второй статейке дается наставление христианину от лица Богородицы, что тогда только благоприятно Ей часто певаемое им «радуйся», когда он на деле исполняет заповеди Рожденного Ею и удаляется от всякой злобы, блуда, лжи, гордости, лихоимства и неправды; а если он предается нечестию, хищничеству, студодеяниям, то все его молитвы с множеством канонов и стихир, им громко распеваемых, не спасут его от вечных мук (2. 213, 241 г) Слово на предающихся содомскому греху: оно показывает и тяжесть этого греха и страшную за него ответственность и возбуждает виновных к покаянию (2. 251 Сочинения Максима, обращенные к предержащим властям, имеют преимущественно учительный характер. В таком роде написаны три послания к великим князьям нашим. В послании к великому князю, вероятно Василию Ивановичу (2. 346 Максим раскрывает мысли, что всякую земную державу украшают и делают уважаемою от соседей мудрость царя, срастворяемая всякою правдою, кротостию и заботливостию о подданных, а вместе правда и правость соправящих царю князей и бояр, их прилежание и еще более их единомыслие и друголюбие, но что преимущественно благоденствие и процветание царств зависят от Бога, который, как показывает священная история, то милует и возвышает их за их благочестие и покорность Ему, то наказывает и уничижает за их нечестие, а потому крепчайшее утверждение для земных царей составляют вера, надежда и любовь христианская, выражающиеся в исполнении заповедей Божиих (2. 338 В послании к великому князю Ивану Васильевичу Максим говорит, что благоверный царь должен постоянно взирать на образ Царя Небесного — Христа Бога и подражать Ему в правосудии, кротости и милосердии, на Него одного уповать и прославлять Его своими делами; советует царю читать в руководство себе послание блаженного Фотия, Цареградского патриарха, к болгарскому царю Михаилу; сознается, что последние греческие цари уничижены Богом и лишились своего царства не за что другое, как за великую гордость, иудейское сребролюбие и лихоимство, за то, что отнимали имения у своих подручников, оставляли в презрении и скудости своих бояр, не защищали обидимых вдовиц и сирот, и убеждает великого князя не следовать такому примеру греческих государей, а устроять правдою и благостию потребное и полезное для своих подручников, сподоблять чести митрополита и епископов, беречь и награждать князей, бояр, воевод и воинов, ограждать и призревать убогих, сирых и вдовиц (2.

http://sedmitza.ru/lib/text/436008/

Вот слова знаменитого канониста 12 в. Вальсамона: «Императоры, как и патриархи, должны почитаться учителями, в силу сообщаемого им помазания священным миром. Отсюда происходит право благоверных императоров поучать христианский народ и, подобно архиереям, кадить в церкви. Слава их состоит в том, что они, подобно солнцу, освещают блеском своего православия всю вселенную. Сила и деятельность императора простирается и на душу, и на тело подданных, тогда как патриарх есть только духовный пастырь». Еще решительнее выражался в 13 в. архиепископ болгарский Димитрий Хоматин. На вопрос одного епископа об императорском праве перемещения епископов с кафедры на кафедру он отвечал: «Хотя такое перемещение противно писанному и устному учению церкви, однако оно весьма часто совершается по повелению императора, если того требует общее благо. Ибо император, который есть и называется верховным блюстителем церковного порядка, стоит выше соборных определений и сообщает им силу и действие. Он есть вождь церковной иерархии и законодатель по отношению к жизни и поведению священников; он имеет право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и избирать на вакантные епископские кафедры. Он может возвышать епископские кафедры и епископов в достоинство митрополий и митрополитов. Словом, за исключением только права совершать литургию и рукоположение, император сосредотачивает в себе все прочие преимущества епископов, и потому его постановления имеют силу канонов. Как древние римские императоры подписывались: pontifex maximus, так и настоящие имеют такой же авторитет, в силу получаемого ими священного миропомазания. Как Искупитель наш, помазанный Духом Св., есть верховный наш Цервосвященник, так справедливость требует, чтобы и помазанник Божий император наделен был благодатью первосвященства». Понятно, что власть, которая двигалась в таких широких границах и которой так усердно кадили придворные ласкатели, очень часто находила поводы к излишним и правопротивным притязаниям. Многие императоры считали себя в праве предписывать церкви даже самые догматы или пункты религиозного учения и всеми зависящими от них средствами старались навязать их и своим подданным, и иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В 1895 г. Е.Е. вышел в отставку. Прекратив чтение лекций в Академии, он не прекратил научной деятельности. В течение восьми лет, последовавших за отставкой, он, при содействии Общества Истории и Древностей Российских при Императорском Московском Университете, которое открыло ему страницы своих „Чтений“, издал первую половину II тома „Истории русской церкви“ (в 1900 г.), напечатал вторыми изданием, исправив и дополнив, первую половину I тома (в 1901 году) и вторую половину I тома (в 1904 году) и переиздал в совершенно переработанном виде „Историю канонизации святых в русской церкви“ (в 1903 г.). Уже много лет состоя членом многих ученых обществ, именно: Действительным Членом Общества Истории и Древностей Российских, Почетными Членом Киевского Общества Нестора Летописца , Почетным Членом Ростовского Музея Церковных Древностей, Харьковского Университета, Болгарского Книжного Дружества в Софии, Е.Е. в 1904 году быль избран ординарным академиком Академии Наук. До Е.Е. никто из профессоров Московской Духовной Академии не получал этого высоко почетного звания. Семидесятилетнему старцу-ученому было утешительно признание его ученых заслуг со стороны высшего учебного учреждения Российской Империи. Но начавшееся ослабление сил воспрепятствовало ему работать в Академии Наук в той мере, в какой было желательно и в какой, может быть, надеялась Академия Наук. Согласно Уставу Академии Наук, требующему от ординарных профессоров личного участия в занятиях её членов, Е.Е. зиму 1904–1905 года прибыль в Петербург, при чем напечатал в Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук (1904 г. т. IX, кн. 2) статьи о святых благоверных князьях Борисе и Глебе. Но, сколько мне известно, почти не выступал с учеными докладами и не исполнял особых ученых поручений Академии. Когда Высочайше учреждено было Особое Присутствие для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению на русском Поместном Церковном Соборе, Е.Е, как знаток обще-церковной и, в особенности русской церковной истории, равно как древнего устройства и законодательства Церкви, быль назначен членом сего Присутствия. Не имея возможности, по слабости сил, быть деятельным работником в этом Присутствии, принимая участие лишь в весьма немногих его заседаниях, он в сознании своего долга, как члена обозначенного выше Присутствия, напечатал книжку „К вопросу о церковной реформе“ (М.1906), в которой и изложил свои мысли и свои pia desideria относительно церковной реформы в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/p...

Мысль о равенстве Андрея и Мануила была отражена и во Владимирском летописном своде. Под тем же 1164 г., где был помещен упомянутый выше рассказ о болгарской победе, кратко изложена история борьбы Андрея с епископом-греком Леоном по вопросу о постах. Здесь сообщается о двух диспутах с Леоном. Первый происходил на Владимирском соборе перед лицом Андрея; во время этого диспута ставленник Андрея на епископию Федор переспорил Леона. Второй диспут, происходивший перед лицом императора Мануила, к которому поехал искать правды Леон, закончился победой болгарского епископа Адриана, а Леон в пылу спора в чем-то порицал Мануила («молвящю на цесаря»), за что царские слуги «удариша... Леона за шию» и чуть не утопили в реке . Выходило, что Мануил поддержал Андрея и стал на его сторону в борьбе с неугодным епископом. Это вело к мысли, что Андрей, осудивший Леона, обладает такими же правами в церковных делах, как и сам император. Идея «братолюбия» приобрела в этом летописном рассказе вполне практический и очень важный для политики Андрея смысл. Примечательно также, что в «Сказании» к Андрею применен титул «царь» («верный царь наш и князь Андрей»). С этим понятием связывалось представление не только о старейшинстве и праве распоряжаться судьбами своего княжества, но и о верховной суверенной властм. связанной по традиции с «матерью градов русских» — Киевом. Вспомним именование Ярослава Мудрого «царем (или цесарем) нашим» или слова Юрия Долгорукого, обращенные к Изяславу. «дай ми Переяславль, ать посажю сына своего у Переяславли, а ты седи, царствуя, в Киеве» . Владимирские книжники применяют этот титул к Андрею не раз и не случайно. Так, во включенном во Владимирский свод памфлете против андреевского ставленника епископа Федора летописец ослабляет эффект памфлета указанием, что Федор был удален «рукою благочестивою царскою правдиваго и благоверного князя Андрея» . В «Службе на Покров» слово «князь» порой заменяется словом «царь». Нельзя не отметить, что такое настойчивое применение этого слова отражает не только крепнущее «самовластие» Андрея, но и более широкое представление об объединении всей Русской земли. Эта идея звучит и в «Сказании о чудесах Владимирской иконы», и в памятниках покровского культа, и в «Сказании о победе над болгарами» («и ныне, владыко, тако покры вся люди Русьскиа земля уповащаа на тя»).

http://sedmitza.ru/lib/text/443937/

Об издании своей Библии князь Острожский сообщает сам известия в предисловии 120 . Он говорит, что предпринять труд сей заставило его желание – «благочестию некое дарование духовное оставити». И показывает особенную нужду сего дара в тогдашнем состоянии Церкви православной. «Кто бо есть от благоверных и благоразумных, егоже не подвиже жалость, зрящее ветхость Церкве Христове на падение клонящуся? Волцы тяжцы нещадно расхищают и распужают овчее стадо Христово». Ему не доставало, – говорил он далее, – и людей способных, и даже полных списков Библии , т.е. были у него списки той или другой книги, но не собрание всех книг; когда получен был полный список из Москвы и приступили к сличению его с списками иноязычными и другого перевода, открылись не токмо «разности, но и развращения». Князь приведён был в сильное смущение; смущение увеличивали ещё люди, порицавшие благочестивого князя за предприятие его. Он решился искать ещё новых пособий. Отправил с письмами от себя людей доверенных на запад и на восток, на остров Кандию, в монастыри греческие, сербские, болгарские, к Константин. Патриарху Иеремии, с прошением – прислать верные списки Библии и способных людей. Когда получены ответы, стали издавать Библию преимущественно по греческому тексту. Сотрудники князя в конце 3 книги Маккавейской говорят, что «сей книги не находится ни в славянской (полученной из Москвы), ни в латинских списках, ни в польских, а есть только в греческой и в чешской» 121 . Это замечание показывает, какие списки Библии успел собрать князь Острожский. Прибавим ещё, что книги Товита, Иудифи и третья Ездры переведены в Библии Острожской не с греческого текста, а с латинского. Таким образом, видим, что а) славянские рукописи были тогда в положении весьма худом; даже богодухновенное Писание было «развращено», испорчено; б) тяжких трудов стоило благочестивому и одному из богатейших князей того времени совершить издание Библии с успехом сколько-нибудь удовлетворительным. Почтим усердие благоч. князя благодарной памятью! в) Благочестивый князь говорит, что помощников у него было мало. А один из помощников сознаётся искренно: «аз составих, елико возмогох умалением си смысла (малым своим смыслом): ибо училища николиже видех». Как по сему сознанию, так и по положению рукописей, каждый может понять, что в Библии Острожской много и очень много осталось ошибок, недостатков, неточностей, несовершенств, иногда весьма важных. Если сличить два-три стиха по изданию его с греческим текстом, в неприятной истине вполне убедится каждый.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Апреля 22-го, государь приказал быть у себя на дворе патриарху Афанасию, со всей его свитой и прибывшими с ним в одно время архимандритами; обряд царского приёма соответствовал только отчасти тому, какой был сделан за три года до сего патриарху Иерусалимскому Паисию, по строгому церемониалу нашего двора, ибо Паисий был действительный патриарх, Афанасий же, хотя и Цареградский, старшего престола, но уже оставивший престол свой, а таких ещё ни одного раза не было в Москве. За патриархом послан был пристав его Кузьмин, с Греческим переводчиком, и для него назначена государева лошадь с седлом не пышным, а старцы и архимандриты должны были идти пешие; патриарх слез с коня у посольского двора и там дожидался царского выхода, тогда как Иерусалимский, ехавший по случаю зимнего времени парой в санях, вышел гораздо ближе ко дворцу, на рундук Благовещенского собора и, нисколько не дожидаясь, шёл к царю; он был встречен тремя почётными встречами, Афанасий же не имел ни одной. Государь принимал его в столовой палате, в обыкновенном платье, а не в царском одеянии на престоле, и не в золотой палате, как Иеруеалимского, и бояре при нём были не в золотом, а в цветном платье. Окольничий являл Паисия государю, а здесь только думный дьяк Лопухин, говоря: «Великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец и многих государств обладатель, Цареградский бывший патриарх Афанасий и прочие старцы и бельцы вам, великому государю, челом ударили». Потом назвал он святыню, привезённую государю: образ Спасов в кивоте, крест деревянный резной, мощи Евангелиста Матфея, святое миро, составленное всеми четырьмя вселенскими патриархами; от архимандритов же: Янинского – резной крест, а от Критского – мощи св. Алексия Божия человека. После сего патриарх говорил речь, и государь позвал его к своей руке, спросив его о спасении, весьма коротко и без всякого титула: «Афанасий патриарх во спасении ли?» Государь велел сесть патриарху и объявить ему своё жалованье: кубок серебряный с золоченой крышей, камку, два атласа гладких, два сорока соболей и денег сто рублей. И в дарах была также разница против Иерусалимских. Два архимандрита получили по камке, по сороку соболей и денег по 12 руб., а келарю и прочим старцам сказано, что они получат из казны в своё время.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И не смотря на то, что Зоя, опасаясь, что дети её ещё слабы для исповеднического подвига, удерживала их в их святом рвении, Кириак и Феодул, встретившись однажды с господином своим, объявили ему, что они христиане... – «Души наши принадлежат Господу, – сказали они ему, – ты же не властен над нами, но только над нашими телами» ... Безумными показались эти слова тому, кто и не слыхал никогда о власти Владыки Небесного, – и Катул вознамерился испытать при удобном случае, что за люди рабы его и в какой вере воспитаны их дети. Уж не принадлежат ли они к числу ненавистных христиан, которые отвергают богов? Скоро представился случай разъяснить недоумение господина относительно рабов своих. У Катула родился сын. Это радостное событие должно было, по обыкновению языческому, отпраздноваться торжественным жертвоприношением богам. В домашнем пире участвовали и слуги, вкушая от жертв идольских; таким образом и рабам, неизвестным до сих пор христианам, предложены были мясо и вино от жертвоприношения. Но как могли они прикоснуться к этой пище, осквернённой обрядом в честь языческих богов? – Господи Боже! будь с нами! – тихо промолвила Зоя, – кроме Тебя, другого Бога не знаем. Утверди нас в этом исповедании! – и с этими словами вылила вино и выбросила мясо на землю, и зная, что ожидает её за этот поступок, с грустью, но вместе и с твёрдостью обратилась к мужу и детям: – Не убоимся гнева Катула и мук, которым он предаст нас... Вытерпим их мужественно и соединимся все в царствии Христа Бога нашего! – сказала она им. Не замедлило исполниться ожидаемое ею. – На кого вы надеялись, что дерзнули так оскорбить святыню? – с гневом спросил у своих рабов господин, приказав привести их к себе, как только узнал о поступке Зои. – Надежда наша – Иисус Христос , Сын Бога Живого! – с твёрдостью отвечали христиане. – Увидишь, как Он спасёт твоих сыновей, когда я повелю предать их мучениям! – сказал язычник и велел истязать юношей. – Будьте мужественны! терпите! – укрепляла их мать, с твёрдостью смотря, как палачи стругают острым железом обнажённые тела детей её.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Древние Восточные (дохалкидонские) Церкви описаны в статьях по истории и современному состоянию Армянской Апостольской Григорианской Церкви, Эфиопской Церкви, Сирийского Ортодоксального Патриархата Антиохии и всего Востока, Александрийского Патриархата всей Африки и Ближнего Востока (Коптской Церкви), Восточной Сирской Церкви, Ассирийской Церкви Востока. Широко представлены основные исторические события, видные церковные деятели, богословы и иерархи, а также крупнейшие монастыри, миссионерские центры, памятники письменности и церковного искусства. Особое внимание уделяется современному положению и церковно-административному делению этих Церквей. В материалах о Римско-католической Церкви освещаются вероучение, особенности богослужения, церковно-административное деление, основные события церковной жизни, наиболее известные из почитаемых святых, значительные богословы, исследователи, а также Соборы, памятники, ордена и общества. Протестантские церкви и движения представлены статьями о вероучении, особенностях богослужения, церковно-административного деления, крупных богословах, церковных организациях Лютерано-Евангелических, Реформатских церквей, Англиканской церкви и др. протестантских объединений. Статьи по религиеведению призваны дать представление о традиционных (помимо христианства) и нетрадиционных религиях и значительных сектах. Статьи о странах и субъектах Российской Федерации содержат материал о современной религиозной ситуации, распространении христианства, законодательстве о вероисповеданиях, некоторые – также специальные разделы, напр. о церковном искусстве и музыке. При данных о численности населения и т. п. стоит год, на который эта цифра дана в источниках (кроме результатов переписи используются и др. официальные источники, в т. ч. электронные). Алфавитный принцип подачи материала является основой расположения статей в томе. При названии статьи, если оно является иноязычным или заимствованным, дается этимологическая справка. При наличии ряда статей об одноименных персоналиях этимологическая справка помещается в первой статье, открывающей ряд, организованный следующим образом: 1) лица, упоминаемые в Библии; 2) святые – апостолы, равноапостольные, святители, благоверные князья, преподобные, священномученики, преподобномученики, мученики, исповедники, праведные и бессребреники, блаженные; 3) Патриархи – Русские, Константинопольские, Александрийские, Антиохийские, Иерусалимские, Грузинские, Сербские, Румынские, Болгарские; 4) папы Римские; 5) Предстоятели Поместных православных Церквей, не обладающие титулом Патриарха; 6) католикосы и предстоятели восточных неправославных Церквей; 7) православные и инославные архиереи; 8) императоры римские и византийские; 9) великие князья, цари и императоры российские; 10) иностранные монархи в алфавитном порядке названия стран.

http://pravenc.ru/text/73090.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010