Почитание христ. царей (цариц) сложилось в правосл. Церкви в эпоху Вселенских Соборов, гл. обр. в К-польском Патриархате, историческая судьба к-рого была тесно связана с Византийской империей. В церковном почитании визант. государей «находит выражение теократический идеал царского служения» ( Федотов Г. П. С. 90). Сам статус правосл. императора, «поставленного от Бога епископа внешних дел Церкви» (выражение св. Константина I Великого - Euseb. Vita Const. IV 24), при условии нееретичества и праведности лица, занимавшего этот пост, свидетельствовал о «благоверии» государя. В этом была причина народного почтения к императору, оформившегося в особый вид церковного почитания с усвоением императору именования Б. Однако особое положение вовсе не означало непременной святости государя. Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Св. князья Глеб, Владимир, Борис и кнг. Ольга. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Никифор Савин (Музей-квартира П. Д. Корина) Первоначальная история Болгарской и Чешской Церквей также тесно связана с деяниями царей и князей, среди к-рых в лике Б. прославлены: мч. Воин , кн. болг. († ок. 830, пам. 28 марта); равноап. кн. Борис-Михаил , креститель Болгарии († 907, пам. 2 мая); Петр , царь болг. († 967, пам. 30 янв.); мц. Людмила , кнг. чеш. († 927, пам. 16 сент.); Вячеслав (Вацлав) , кн. чеш. († 936, пам. 28 сент.). Тесные династические узы связывают святых Б. князей, деспотов, царей и королей Сербии, многие из к-рых почитаются в др. ликах, напр.: мч. Иоанн-Владимир († 1016, пам. 22 мая); супруги прп. Симеон Мироточивый (в миру жупан Стефан Неманя; † ок. 1199, пам. 13 февр.) и прп. Анастасия (в миру Анна; ок. 1200, пам. серб. 22 июня); монах Симон (в миру кор. Стефан Первовенчанный, сын Стефана Немани; † 1224, пам. серб. 24 сент.), король Владислав (сын Стефана Первовенчанного; † 1239, пам. 24 сент.), прп. Давид (в миру Димитрий, племянник Стефана Первовенчанного; XIII в., пам. серб. 24 сент.) и др.

http://pravenc.ru/text/149259.html

Или, например, такое замечание: «како самые Спасовы слова, и апостольския и отеческия, Петр (Могила) и Никон смеют превращати?» Он прямо и решительно защищает старообрядческие мнения: зачем, например, напечатано «несотворенна», вместо прежняго: «а несотворенна»; и в Духа святого Господа животворящего, с пропуском «истиннаго», вместо: «несть конца», напечатано: «не будет конца». Итак, вятский епископ Александр находит неисправными не только никоновские новоисправленные книги, но и южно-русские – Петра Могилы , и даже некоторые московские, напечатанные до Никона. Откуда же, по его мнению, «привзошли погрешности и преврати» в никоновские новоисправленные книги, и как же бы следовало, и с каких именно книг исправлять погрешности в печатных московских книгах? Ответ на это епископ Александр дает в 20 вопросе первой серии, где он сличает чин погребения священника никоновского потребника с киевским. Здесь он говорит: «что много глаголати: во всяком стихе несогласия и преврати, у многих стихов концов нет, а во инех в средине многих речей нет, весь чин превратов исполнен и с киевским несогласен. Много паче препамятовати лепо блаженные памяти святейшего Иосафа патриарха московского и всея Росии, он убо сие священническое погребение отложил, и недействительно показал, Еремы болгарского попа еретика мудрование сие нарек. И в лепоту и нам не преходити предел и своя комуждо не мудрствовати, но исправляти право истины. Правое убо ли откуду показатися имать, аще со древними согласно не будет, – новый же сей потребник ни с киевским, ни с прежними нашими московскими согласия не имать. Откуду убо явится истинна? Зане мы в Венецыи печатанных книг греческих огребатися должны есмы, и в неволи живущим греком у латинников и у еллинов, обычаев и чинов приимати несмы должны, но просветившего нас святым крещением равноапостольного, благоверного великого князя Владимира, нареченного во святом крещении Василия, благия нравы подражати, и при нем и по нем церковным учителем, и преподобным и богоносным отцем, в знамениях и чудесех просиявших в великой Росии, последовати, и благия их нравы и чисти и равноангельское житие подражати, тако же и чины и предания их должны есмы хранити, яко от самого Бога свидетельствованныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Календарь болгарских святых HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август 8/21 августа Мученик Триандафил Старозагорский 16/29 августа Преподобный Иоаким Осоговский

http://pravoslavie.ru/40419.html

облачении и тиаре спокойно смотрящим на латинских священников, поджигающих костры для сожжения верных православию зографских иноков 473 ). Святые болгарской церкви Многие в Болгарии из всех званий и состояний, от царя до простолюдина, живою верою и пламенною любовию к Богу и к ближним угодили Богу и причислены к лику святых. Вот некоторые из них: 1. Благоверный князь Борис, во св. крещении Михаил, давал средства для построения храмов, и, построив храм в Брегальницкой епархии, перенес сюда из Струмницы мощи св. мучеников Тимофея, Евсевия и других, пострадавших за Христа 28 ноября 362 г. Когда ученики св. Мефодия, изгнанные из Моравии латинским духовенством, прибыли в Болгарию, – Борис с любовию принял их, дал им приют в своем дворце, внимательно слушал их наставления и давал им средства открывать училища для приготовления молодых людей к духовным должностям. Под старость он стал самым строгим подвижником: по ночам уходил в храмы или в уединенные места, где в простой одежде проводил все время в молитве. После тяжкой болезни, он передал престол свой старшему сыну Владимиру, и удалился в монастырь, но видя, что этот сын не оправдал его надежд, так как вел жизнь распутную, и своим поведением и других соблазнял, Борис снял с себя на время монашескую одежду, и, приказав ослепить Владимира, передал престол другому сыну, Симеону, и – опять удалился в монастырь, где мирно почил (906 г.) 2 мая в субботу 474 . 2. Петр, болгарский царь, сын Симеона, внук Бориса. Он питал самое глубокое уважение к современному ему подвижнику Иоанну Рыльскому, но не имея возможности видеть его среди высоких утесов, прислал к нему вместе с деньгами письмо о разных, постигших его, бедствиях, и просил у него советов, наставлений и молитв. Иоанн принял письмо и написал ему наставления и советы, но деньги отослал обратно. Петр до самой кончины пользовался этими наставлениями 475 . 3. Ученики св. Мефодия, епископа моравского, изгнанные из Моравии в Болгарию: св. Климент, Горазд, Савва, Наум и Аниелляр. Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

i) В пергаменных прологах так называемой сербской редакции, но русского происхождения, в которые внесены некоторые святые южно-славянские (14 окт. Параскева-Петка, 30 янв. Петр, царь болгарский), есть памяти русских святых, 5 сентября успение Хлеба (sic), 2 мая перенесение мощей Бориса и Глеба, 3 мая преподобного Феодосия Печерского , 24 июля Бориса (убиение) и Глеба, 26 ноября тропарь великомученику Георгию. Но есть в них две русские памяти, доселе бывшие неизвестными по прологам собственно – русским. Это – 15 апреля паметь благоверного князя Мстислава, ему же бе сьдеяно име в святем крещени Феодор 96 , со сказанием. Это благочестивейший между князьями, сын великого князя Владимира Мономаха , князь новгородский, потом белгородский и наконец с 1125 г. по свою кончину в 1132 или 1133 году великий князь киевский, погребенный в Киеве в основанном им монастыре святого великомученика Феодора Тирона. По этому проложному сказанию святой князь в день своего преставления уведал, что это день его преставления 97 . В этом же прологе под 11 июля есть преставление святые царицу рушьскые Ольгы пре матере всех кнезь рушькых, со сказанием. В конце сказания есть обращение к святой Ольге: «Его же (Бога) молящи не престай о чтущих день преставления ти (твоего)». Мощи ее перенесены были еще сыном ее святым великим князем Владимиром в Десятинную церковь . Этот пролог перешел из России в Болгарию, принят и переписываем был и в Сербии и имеется в России в двух пергаменных экземплярах XIV века и в Румянцевском музее 319) и в Хлудовской библиотеке 189) и в той же библиотеке еще 191 на бомбицыне XV века. Этот вид пролога сербско-болгарской редакции замечателен тем, что в одной книге содержит памяти святых за весь год и что в нем нет нравственных сказаний из патериков и других источников ни в самом тексте, ни в приложении в конце. В Хлудовском прологе 189) приложены в конце пять слов Иоанна Златоустог о и еще две статьи: страдание святого великомученика Георгия и прение об опресноках с латинами Константина Панагиота.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

г. Св. муч. Лазарь болгарский. 1/14.V.1816 г. Св. препмученик Акакий Серресский в Константинополе. †2/15.V.907 г. Св. равноапостольный благоверный Царь Борис-Михаил, покреститель болгарский. 5/18.V (XI в.) Свт. Евфимий, Епископ Мадитский, брат св. преп. Матери нашей Параскевы-Петки (Пятницы) Епиватской Болгарской. 14/27.V.1802 г. Св. муч. Райко-Иоанн Шуменский болгарский. 17/30.V.1555 г. Св. муч. Николай Софийский. 21.V/3.VI.1737 (или 1840) г. Св. муч. Константин Софийский. 1530 г. Св. муч. Георгий Новейший Софийский. вв.) Св. свщмуч. Ферапонтий, пресвитер в гор. Трън, Софийский. 28.V/10.VI.1510 г. Св. преподобномуч. Софроний Софийский. 2/15.VI.1330–40 гг. Св. муч. Иоанн Новый Белиградский (Акксрман, Белгород Днестровский), Сучавский. (Купец из гор. Трапезунта, мученичество его описано болгарским писателем Григорием Цамблаком.) 5/18.VI (между III и XIII вв. – 1275 г.). Св. преп. Петр Корицкий. 15/28.VI.1399 г. Свт. Ефрем, Патриарх Сербский, болгарин. г. Св. преп. Паисий, проигумен Хиландарский. после 1380 г. Св. преп. Дионисий Костурский, Афонский, болгарин, основатель афонского монастыря Дионисиат. 25.VI/8.VII.1810 г. Св. препмуч. Прокопий Варненский Афонский в гор. Смирне. (нач. XI в.) Св. преп. монах Давид Болгарский, брат Царя Самуила. 8/21.VII.1548 г. Св. преп. Феофил Мироточивый Битольский Македонский. 11/24.VII.1722 г. Св. препмуч. Никодим Албанский, болгарин. 16/29.VII.1822 г. Св. муч. Иоанн Терновский Трапезицкий. †l7/30.VII.1402 или Св. Патриарх Евфимий Великотерновский. а так же и †5/18.IX.1015 г. Свв. русские первомученики благоверные князья Борис-Роман и Глеб-Давид, болгары по матери, правнуки св. равноап. Царя Бориса-Михаила, покрестителя болгарского. а также и 25.XI/8.XII.916 г. Св. равноапостольный Климент, Епископ Величкий, Охридский чудотворец, просветитель словеноболгарский. †27.VI/9.VIII. Свв. Седмочисленники – Кирил и Мефодий, учители Словеноболгарские и ученики их Климент и Наум, Охридские чудотворцы, Савва, Горазд, Архиепископ Моравский, Ангелярий (и Лаврентий). Общая память словеноболгарских просветителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основные формы русско-болгарских отношений в XIX веке (конспект доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 —21 сентября 1930 года. Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. Ч. 1. Христов И., прот. Русско-болгарские церковные отношения в годы болгарской схизмы//ЖМП. 1976. 8. Христов И. Русско-болгарские церковные отношения в период так называемой «Болгарской схизмы». (Курсовое сочинение). МДА. 1957. Машинопись. Христов И., свящ. Св. благоверный Петр, царь Болгарский//ЖМП. 1968. 3. Шабатин И. Н. Из истории великой русско-болгарской дружбы во Христе//ЖМП. 1948. 12. Шпиллер Б., прот. Болгарский Патриарх Кирилл как писатель богослов//ЖМП. 1954. 8. На болгарском языке Ангелов Б. и Генов М. Стара българска литература. София, 1922. Т. II. Ангелов Димитър. Богомилството в България. 3-е, доп. и разш. изд. С., 1969. Антология на българската философска мисъл. С., 1973. Т. 1—2. Априлското въстание и Българската Православна Църква. София: Синод, изд., 1977. Арнаудов Михаил. Екзарх Иосиф и българската културна борба след създаването на Екзархията (1870-1915). Т. I. С., 1940. Арсений, архим. Български възпитаници на Московската духота академия. «Духовна култура». С., 1964, N 3. Баласчев Г. Кореспонденция между Охридския Архиепископъ и Византийския император Мануил Палеолог (1391 —1423 гг.). Минало, год I, 1909. Баласчев Г. Кореспонденция между Цариградски патриарх и Охридским архиепископъ от XV в. Минало, год I, 1909. Бачковски манастир. С.: Издателство наука и изкуство. С., 1971. Бешевлиев Веселин. Вярата на прабългарите//Год. Соф. унив. Ист.-филол. фак. 35. 1939. Благоев Н. Беседата на презвитер Козма против богомилите//Годиш, на Юрид. фак. при Соф. унив. С., 1923 —1924. Благоев Н. Същност на българското богомилство//Годиш, на Юрид. фак. при Соф. унив. XXXVII. 1942 -1943. Бозвели Н. Мати България. С., 1929. Бурмов Т. Българо-гръцкате църковна разпря. С., 1902. Бънков Ангел. Развитие на философската мислъ в България. С., 1966. Велчев Велчо. Делото на славянския просветител Константин-Кирил Философ в историята на културата.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Далее особым письмом пишется: помяни Господи душы святейших моех, патриархов: Иова, Ермогена, Филарета, Иосафа, Иосифа, Иосафа, Питирима, Никона, Иоакима,. Адриана. Князи Владимирские: вел. кн. Георгия, в. к. Андрея, в. к. Всеволода, нареч. в святом крещении Димитрия, в. к. Ярослава. Князи Московские: в. к. Даниила, в. к. Георгия, в. к. Димитрия, в. к. Иоанна, в. к. Симеона, в. к. Иоанна, в. к. Димитрия, в. к. Василия, в. к. Иоанна, в. к. Василия, в. к. Георгия, в. к. Василия, во иноцех Варлаама. (Чрез две страницы – ). Помяни Господи души преосвящен. митрополитов Киевских, Владимирских и Московских: Михаила, Леонтия, Иоанна, Ферапонта, Кирилла, Илариона, Ефрема, Георгия, Иоанна в. Никифора, Никиты, Михаила, Феодора, Константина, Иоанна, Никифора, Гавриила, Петра, Дионисия, Матфея, Кирилла, Алексия, Кирилла, Максима, Иосифа, Пимена, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Феодосия, Филиппа, Геронтия, Зосимы, Симона, Варлаама, Даниила, Иосифа, Макария, Афанасия, Кирилла, Филиппа. Далее скорописью приписано: Архиепископа Варлаама, схимонаха Василия Киевского, Архиеп. Иосифа, Архиеп. Платона, Митроп. Тимофея, Митр. Арсения, Архиеп. Амвросия убиенного, Митр. Рафаила. Потом на трех четвертушках разорванного листа пишется: Помяни Господи души митрополитов и Архип. Новгородских: Иоакима, Луки, Стефана, Феодора, Германа, (Никиты) (Нифонта), Аркадия, Иоанна, Григория, Мартирия... Митрофана, А.... Спиридона, Дал... Давида, Климента,.... Феоктиста, M... Иоанна, Симеона,... Андроника, К... Иоакима, Саввы,... Митр. Александра, Митр. Варлаама, Митр. Исидора, Митр. Киприана, Митр. Авфония, Митр. Макария,... Евфимия... Корнилия,... Иова, ....фана, Епископа Аарона, Еписк. Маркелла. На следующей странице: благоверные цари московские: благоверн. царя и в. кн. Иоанна, во иноцех Ионы, царевича Димитрия, царевича Василия, Иоанна, благоверн. царя и в. кн. Феодора, благоверн. царя и в. кн. имярека (?) во иноцех Боголепа, царевича Феодора, ц-ча Иоанна, ц-ча Василия бл. и в. к. Василия, бл. ц-ча в. к. Михаила Феодоровича всея России, ц-ча Димитрия, ц-ча Симеона, бл. ч-а и в. к. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

октября Acta Ss. Болландистов; наше место в нем гл. IV, , § 29 fin., отдельно самое место в Kalendaria Ассемани, III, 34). Продолжатель Амартола говорит о крещении болгар вслед за событиями, которые другие летописцы (Симеон Логоф.) относят к третьему году правления импер. Михаила. Он пишет следующее: «узнав, что болгарский народ удручается голодом, Михаил вместе с кесарем Вардою, снарядив поход, движется сушею и морем на болгарского князя Михаила [В древнем славянском переводе по сербской редакции так же, как в греческом тексте Муральта: «на Михаила кнеза бльгарскаго», см. Синод. рукоп. 148, л. 385 об. fin., по болгарской редакции: «на князи болгарьскии», которых имен нет и вместо которых ниже так же. как в греческ. тексте и сербск. редакции, один князь, Синод. рукоп. 732, л. 325.]. Болгары, узнав об этом, были поражены как бы громом, и прежде сражений и битв отчаявшись в победе, предложили сделаться христианами и повиноваться императору и римлянам. Император же, крестив и восприняв князя их, нарек его своим именем [В славянск. перев. по болгарск. редакции: «нарек – именем» нет.], а также крестил и бояр его, введши в город» В славянск. перев. по болгарск. ред.: «в цариградь вьведь», по сербск.: «въвед в констянтинь град». (см. Хронику Амартола, изданную Муральтом, стр. 732. Этот же продолжатель Амартола вместе с концом летописи самого Амартола напечатан под именем Георгия монаха в Scriptores post Theophanem, по парижск. изд. наше место там стр. 584). Лев грамматик, как мы сказали, буквально повторяет сего продолжателя (он напечатан в приложении к летописи Феофана, парижск. изд. стр. 462). Симеон Логофет помещает у себя два рассказа, взятые из двух разных источников, именно один из источника неизвестного, другой из сейчас приведенного продолжателя Амартолова. Первый рассказ читается: «Когда еще Феодора содержала царство, Борис князь Болгарии, услышав, что владеет царством римским женщина, дает знать ей, что нарушит мирные договоры и пойдет на римлян войною. Но (императрица) отвечает ему: «и меня найдешь готовою выступить тебе на встречу, и надеемся покорить тебя своей власти; а если же и нет, то и в сем случае одержу над тобою верх, имея (на своей стороне) слишком явную победу, потому что ты одолеешь не мужчину, а женщину».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010