В приложении к настоящей статье публикуются 2 грамоты Антиохийского Патриарха Макария о неканоничности перекрещивания католиков: Патриарху Никону (от 25 декабря 1657 г.) и царю Алексею Михайловичу (от 5 апреля 1657 г.). Документы известны только в церковнославянском варианте. Основной текст в них почти совпадает. Послание к царю более пространно, оно содержит введение с просьбами о материальной поддержке. Грамота царю Алексею Михайловичу сохранилась в архиве Посольского приказа: РГАДА, ф. 52 (сношения с Грецией), оп. 1 (1657 г.), 24 («Приезд в Москву иеромонаха Даниила, протосингела антиохийского, с вестовыми от тамошняго Патриарха грамотами») — в числе других посланий Патриарха, переданных иеромонахом Даниилом. Грамота Патриарха Макария Патриарху Никону сохранилась среди Патриарших свитков: ГИМ, Синодальное собр., 1049 (славян.). Послание Патриарху Никону, в отличие от послания царю, копировалось и получило распространение в рукописной традиции в конце XVII — начале XVIII в., примером чему служат рукописиРНБ, собр. Погодина, 1579. л. 67–69 об. (далее — Погод.); РГБ, собр. Беляева, 139 ⁄ 1 1643), л. 1–4 (далее — Бел.); РГБ, Рогожское собр., 221, л. 50–53 (далее — Рогож). Документ в Патриаших свитках является подлинником и содержит подпись Патриарха Макария. Документ в делах Посольского приказа — копия, сделанная ввиду того что оригинал был отправлен царю в его загородную резиденцию село Покровское. Разночтения в послании Патриарха Макария Патриарху Никону приводятся по 3 вышеуказанным спискам. Грамоты Антиохийского Патриарха Макария против перекрещивания католиков 1657 г. 5 апреля — Послание царю Алексею Михайловичу (Л. 3). Список с грамоты, что писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, Антиохийскои Патриарх Макарии в нынешнем во 165м году июня в 24 день. Макарии, милостию Божиею Патриарх святаго Божия града великия Антиохея и всего Востока 31 . Благочестивому, и христолюбивому, и во Христе Бога благоверному, Богом избранному и святем елеом помазанному верному слуге Христове, крепкому хранителю и поборнику святыя православные христианские веры, великому князю Владимирскому и самодержавному царю Московскому Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержец, содержащаго скифетро великих государств на Востоце и на Севере, обладатель Киевский, Новгородцкий, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Иверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новаго Города Низовские земли, (Л.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

240 В другом Архангельском чине сказано: «Благоверному и благочестивому и христолюбивому самодержавнейшему великому Государю нашему, венчанному и превознесенному, отцу отечества, Петру Великому Императору и Самодержцу Всероссийскому, Его Цесарскому Величеству, Московскому, Киевскому, Владимирскому, Новгородскому, Царю Казанскому, Царю Астраханскому, Царю Сибирскому, Государю Московскому и Великому Князю Смоленскому, Князю Эстляндскому, Лифляндскому, Корельскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и Великому Князю Новагорода низовския земли, Черниговскому, Рязанскому, Ростовскому, Ярославскому, Белозесрскому, Удорскому, Обдорскому, Кондинскому и всея северныя страны повелителю и Государю Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей, и Кабардинская земли, Черкаских и Горских князей, и иных наследному Государю и обладателю. Подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же, спасение и во всем благое поспешение, на враги же победу и одоление, и сохрани его на многа лета». 241 До 1731 года нынешняя Архангельская епархия называлась: Холмогорскою и Важскою, а чины православия, называемые нами Архангельскими, собственно были Холмогорскими. Но так как на одном чине указано, что он «из Архангелика», т.е. оттуда прислан в 1763 году в Синод, и «вечная память» в нем возглашалась уже епископу Архангельскому Герману, то для ясности называем чины Архангельскими. 242 В другом Архангельском чине слова отого многолетия «за веру» до слов «даже до крове» очерчены киноварью и на поле .листа киноварью же написано: «в печатных нет». 243 Слова о Иоанне Васильевиче в рукописи зачеркнуты и написано вместо них друтой рукой и другими чернилами: «Михаилу Феодоровичу». В рукописи зачеркнуто «архиепископу» и написано «митрополиту Киприану». 245 На поле написано рукой другой: «перенесть, и после царицы по порядку написать, потом царевичу и царевне, а потом митрополиту». 247 Зачеркнуто и панисапо: «благоверной и благородной и великой княжне Ирине Михайловне, много лета».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жезлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,/яко в бедах тя тепла предстателя имамы. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Димитрие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь благоверному князю Всеволоду, во Святом Крещении Гавриилу, Псковскому, Новгородскому, глас 4 Измлада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/Божественный сосуд избран Богови,/благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/и многи святыя церкви устроив,/изгнание претерпел еси от своих,/якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./С нимиже предстоя Святей Троице,/молися державы Российския начальником сохраненным быти, и всем нам спастися. Кондак, глас 8 Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/плод благий Богови в жизни сей был еси,/присноцветущ добродетельми, и якоже Давид незлобием./Того ради получил еси жизнь вечную на небесех,/всегда зря Святую Троицу,/моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/радуйся, утверждение граду нашему. Величание Величаем тя,/благоверный княже Всеволоде-Гаврииле,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь мученику Георгию Новому, Софийскому, Болгарскому, глас 4 В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/огнеискусную смерть претерпел еси/и по кончине твоей венец от Христа нетленный/с мученическими лики приял еси./И ныне, на земли кротких достойно водворялся,/Христа Бога о нас непрестанно моли,/иже верою покланяющихся раце мощей твоих. Ин тропарь, глас тойже Божественным желанием от юнаго возраста/весь сам себе Господеви возложив,/в молитвах и постех образ быв добродетели,/богатство же и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/и Христа единаго от души возлюбил еси,/и Того, истиннаго суща Бога, в Троице покланяема,/пред нечестивыми турки проповедал еси,/и, срацынскую 43 веру, и законы Моамефовы 44 под ногами поправ/и мучителя венцем украсився, славне,/к Небесным востекл еси ликостоянием,/премудре Георгие./Моли Христа Бога/сохранити отечество твое и спасти люди и град,/иже твоя подвиги присно почитающия. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наконец, по третьему варианту, события происходили следующим образом. Поскольку Болгария явно демонстрировала прогерманские настроения, Михаил III отдал приказ переместить войска к болгарской границе, а флоту – выйти в Черное море, чтобы блокировать торговлю. Эта демонстрация силы возымела свое действие: Борис направил в Константинополь посольство с просьбой о мире и пообещал принять христианство от византийцев, а не от франков, как предполагал ранее. В 865 г., в сентябре, Борис был крещен греческим епископом, специально направленным для этого из Константинополя 702 . В качестве услуги он попросил у Константинополя пустовавшие земли от Сидиры до Загара. И византийское правительство благосклонно удовлетворило просьбу своего единоверца, и между двумя государствами наступил мир. Среди болгар началась активная миссионерская деятельность святых Кирилла и Мефодия. Данное событие существенно изменило и характер отношений между великими державами. Позднее он будет прославлен Церковью как святой благоверный князь Михаил. Неожиданны пути Божественного Провидения... 703 В любом случае Крещение хана вызвало среди его соотечественников бурное негодование. Дело дошло до того, что с небольшой группой своих верных товарищей св. Михаилу пришлось биться с мятежниками, и победа досталась ему. После святой князь (а уже не хан) без большого труда привел всю Болгария к Христу. А в Халифате, надорвавшемся в вековой борьбе с Византией, продолжались «тронные бои». Коварный аль-Мутазз, ставший в 19 лет самым юным халифом за всю историю Арабского государства, немедленно приказал умертвить своего брата аль-Муайяда, которого сильно боялся, – как видно, новый правитель не был способен на что-то великое. На фоне его беспомощности турки без лишних слов резали берберов, причем в этой борьбе в 867 г. погиб один из наиболее талантливых арабских полководцев Васиф. Затем халиф приказал умертвить нескольких знатных турок, приведших его к власти, а вслед за этим рассорил между собой родственников уже скончавшегося к тому времени Мухаммада ибн Тахира – единственной реальной силы, способной объединить последние остатки арабской элиты. Как и можно ожидать, такая политика расторгла все сохранявшиеся отношения в обществе. Дошло до того, что провинции совершенно отказались присылать налоги в Багдад, чем полностью обесценили халифа в глазах гвардейцев-турок. Те не любили шутить бесплатно, а потому в июле 869 г. просто умертвили своего должника, когда аль-Мутазз не сумел вовремя расплатиться с ними. Его бросили в тюрьму и подвергли пыткам, от которых халиф и скончался 704 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И опять: Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедую вам ( Ин. 15:14 ). Постарайся же, о благочестивейший Государь, быть другом Царя и Владыки всех, Иисуса Христа и Бога твоего и человеколюбием и благостию и правосудием прославь Его на земли чрез земное и временное сие начальство, чтобы и Он соответственно прославил тебя божественною Своею славою на земле и на небесах, как Сам обещал чрез Пророка, говоря: Прославляющия Мя прославлю, а безчестящие Меня обезчестятся ( 1Цар. 2:30 ). А как возможешь прославить Его и угодить Ему во всем, об этом прочитывай чаще послание блаженного Фотия, патриарха Цареградского, которое он писал к болгарскому царю Михаилу. Там найдешь великую премудрость, и если послушаешься его, получишь великую пользу. Благочестивейший государь и самодержец! Я должен высказать пред царством твоим всю истину, именно, что бывшие в последнее время у нас, греков, цари ни за что иное преданы общим всех Владыкою и Творцом уничтожению и погубили свою державу, как только за великую их гордость и превозношение, за иудейское сребролюбие и лихоимство, победившись которыми, они неправедно грабили имения своих подчиненных, презирали своих боляр, живущих в скудости и лишении необходимого, и обиду вдовиц, сирот и нищих оставляли без отмщения. За все это и тому подобное пришел на нас, окаянных, гнев праведного Судии, и теперь мы скитаемся, будучи оставлены, в голоде и жажде и в наготе и находимся у всех в поношении и гонении. И это мы терпим справедливо, ибо сказано негде в священном Писании: Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како Быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние восстающего ( Пс. 72:18–20 ). Так случилось с нами, бедными, за беззакония наши и такой постиг нас конец праведным судом Божиим. Ты же, благочестивейший царь и государь, не последуй сему, но, как научен ты Самим Вышним и Его спасительным законом и заповедями, так и устраивай потребное и полезное для своих подчиненных, со всякою правдою и благостью, и царским разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Таким образом, заключает проф. Каптерев, ещё московские митрополиты превращены были в покорных и нередко раболепных слуг – „потаковников“, как их тогда называли, великого князя: высшая духовная власть – митрополит был совершенно бессилен и бесправен перед выросшей и окрепшей властью великого князя, который уже избирал, ставил и низводил митрополита по своему желанию и усмотрению. Народ и всё общество не находило в таком порядке дел ничего ненормального; по его мнению, дело так именно и должно стоять, так как митрополит у нас никогда не был народным избранником. В таких взаимных отношениях находилась у нас светская и духовная власть, когда учреждено было патриаршество. Москва была признана русскими наследницей Византии, в силу чего московский великий князь венчался царским венцом. Но византийские представления требовали, чтобы рядом с царём всегда существовал и патриарх, это было необходимо для полноты православного христианского царства. В силу, между прочим, именно этого представления болгарские и сербские государи, принимая титул императоров, в тоже время всегда учреждали у себя и патриаршество, несмотря на энергическое противодействие константинопольских патриархов. Русские в этом случае стояли также на почве византийских представлений, и потому у них, вслед за утверждением на Руси царского достоинства, естественно явилась мысль и об учреждении в Москве патриаршества, чтобы Москва и с церковной стороны ничем не уступала старой Византии. Историю учреждения патриаршества проф. Каптерев передаёт так. Когда в 1586 году в Москву прибыл за милостыней антиохийский патриарх Иоаким, то царь Фёдор Иванович, „помысля с своей благоверной и христолюбивой царицей Ириной“, высказал боярам о том, как поставлялись на Руси митрополиты. „Изначала“, говорил он, „митрополиты всея России поставлялись от патриархов цареградских и вселенских; потом их стали поставлять в Москве по приговору и по избранию прародителей наших и всего освящённого собора, от архиепископов и епископов российского царства даже и до нашего царствия“. Теперь же государь решил просить у Бога милости, „дабы устроил в нашем государстве московском российского патриарха“, почему и следует просить антиохийского патриарха Иоакима, чтобы он взял на себя миссию довести желание царя до сведения других восточных патриархов. Бояре одобрили мысль царя об учреждении в России патриаршества, и Борису Фёдоровичу Годунову поручено было войти об этом в переговоры с антиохийским патриархом Иоакимом, что тот и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третьему неведомы были по-своему смыслу такие слова, как dubito, universus, mens, immortalitas, demonstro, supremus. Даже, когда значение слов было подсказано при разборе, оно тотчас же забывалось экзаменующимся, когда доходила очередь до перевода. Среди удовлетворительных в общем ответов проскальзывали иногда такие недочеты, как забвение того, что значит autem, или crimen, или poma. Слову navis приписывали значение: моряк, слову сагео – любить, а слово vixit один экзаменующийся почему-то вздумал переводить словом: убежал». Е) Донесение комиссии, рассматривавшей сочинения по нравственному богословию: «Данная тема – „Что говорит христианство богатым и бедным об их взаимном отношении“ – не могла ставить писавших в затруднение относительно общего содержания требуемого ответа. Но вместе с тем она давала широкий простор для обнаружения степени и характера интеллектуальной подготовленности испытуемых. Лишь немногие из них поставили свой ответ в связь с современным социальным вопросом: большинство, по-видимому, не имеет —424— никаких сведений о социально-экономическом движении наших дней. Наиболее осведомленным, по крайней мере, в терминах и лозунгах, носящихся ныне в воздухе, оказался воспитанник болгарской семинарии, и это подчеркивает отчужденность наших семинарий от литературы и жизни, их замкнутость в узкой сфере. Однако и в области собственно богословского трактования вопроса писавшие обнаружили значительное разнообразие. Некоторые сочинения написаны в виде богословско-философских рассуждений, и это вместе с тем лучшие работы в формальном отношении. Большая же часть сочинений, страдающих к тому же безграмотностью и бессвязностью изложения, написана в проповедническом тоне. Авторы этих назидательных тетрадок, очевидно, понятия не имеют о том, что обсуждать богословскую тему не значит изливать чувства и трогать сердца читателей или слушателей. И проповеди эти не сдерживаются границами данной темы, предполагающей наличность социального антагонизма: авторы их проповедуют о тленности земных благ, мысль о которой устраняет самую проблему взаимного отношения богатых и бедных, делает ее простым недоразумением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же касается до их страны, семейств и хозяйств, то все это находится в таком плачевном положении, которое может исторгнуть слезы из самого жестокого сердца. Вот как описывается бедственное положение славян: «неистовство, зверства со стороны турок, по отношению к славянам, бешеный разгул самых диких страстей, сжигания заживо девиц, наперёд поруганных и обесчещенных, истребления мирных жителей десятками тысяч, опустошение целого края огнём и мечом, все роды мук и бед обрушены ныне на безоружные славянские населения рассвирепевшей изуверством азиатской ордой, сидящей на развалинах древних православных славянских держав... Эта орда, это чудовищное зло и чудовищная ложь, замышляет теперь на глазах всей Европы растоптать болгарское племя и сломить в своих пределах последний оплот славянской народности – Сербию и Черногорию.» 16 Ежедневно мы встречаем между газетными известиями целые страницы, как будто взятые из царствования Нерона и опустошений Тамерлана. Не хочется верить этим грустным известям. Но они описываются с натуры. Там (у славян) не щадится (турками) ни звание, ни пол, ни возраст, а, тем более, достояние домашнее, общественное и церковное. Святые храмы оскверняются, разоряются и сжигаются, жилища православных предаются огню: там отымают дочерей у родителей, жён у мужей и перед ними бесчестят и убивают, или оставляют в своих гаремах. Одних отводят в плен, вместе с животными, других – подвергают поруганиям и истязаниям, а иных – просто умерщвляют разрезыванием живота. Старых женщин убивают, девиц и молодых жён, вместе с животными, выводят на торговище и продают, как товар. Самые невинные младенцы отнимаются у матерей и убиваются, как во дни Ирода. Люди разных возрастов запираются в храме и сжигаются, подобно храму никомидийскому при Диоклетиане. Одно бегство служит для них спасением; но беззащитные, разошедшись по дебрям, лесам и полям, умирают голодной смертью... 17 Нет у них ни оружия в достатке, ни денег, ни хлеба; некогда возделывать поля и заботиться о своих семействах, остающихся без защиты, без крова и пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

С богатыми болгарами он заключил в 1006 г, торговый договор: русские купцы с печатями посадников могли свободно вести торговлю во всех болгарских городах; болгарским купцам предоставлено было тоже в России, но запрещено торговать по селам. Иногда дикие печенеги вынуждали св. Владимира браться за оружие; но он принимал другие меры против них. Он велел строить города по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне, как сторожевую линию против дикарей; для населения новых военных городов набраны были «лучшие мужи», самые отважные, из новгородцев, кривичей, чуди и вятичей. Эта мера имела и то благодетельное последствие, что мало знакомые или и вовсе незнакомые с свят. верою теперь сблизились с столицею Русского христианства и хорошо узнали его. В частной своей жизни Владимир тоже переменился и сделался совсем другим человеком. Он глубоко каялся о прежней своей жизни и говорил: «Господи! был я как зверь, много худого делал я в язычестве, – жил совершенно скотски; Ты укротил меня; слава Тебе, Боже!» Действительно Владимир прежде был до крайности предан чувственности и был многоженец; теперь же он отпустил всех жен и наложниц и оставался верным единой жен своей, греческой царевне Анне, с которою сочетался христианским браком. Широкая натура князя, которая вела его прежде к излишествам языческого разгула, теперь проявлялась в необыкновенном благодушии и ласковости. Это был ласковый князь, исполненный кроткой и нежной любви, у которого каждый мог найти радушный прием и привет. Сердце князя-христианина сделалось настолько кротким и мягким, что он боялся наказывать злодеев и преступников, считая это грехом; когда же вследствие такой снисходительности умножились злодейства, епископы, советовали быть строгим и говорили ему: «Бог поставил тебя для наказания злодеев и для милости добрых». Тогда Владимир стал наказывать преступников, но осмотрительно. Нищие, бедные и слабые находили у благоверного князя защиту и покровительство. Князь нередко выкупал должников и возвращал свободу рабам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и новозаветной Церкви, и догматы семи вселенских Соборов, заключив свое писание так: «все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем». Этот ответ обличает высокую умеренность благоверного князя и истинно – христианское желание правды и мира в делах веры. Александр не думал укорять Римлян, но только доказал, что вера Русских чиста и православна. Южная Россия давно уже была обложена данью; новый хан Золотой орды, Сартак, сын недавно умершего Батыя, захотел распространить эту меру в северной России и в Новгороде. Александр снова ездил в орду и старался яснее определить отношения Руси к хану: ему удалось придать делу такую форму, что только исчисление народа и раскладка дани были поручены татарским чиновникам, а все прочие дела по управлению государством остались в заведывании природных Русских князей. Зимою 1257 года прибыли чиновники татарские, сочли народ в областях северной Руси и поставили сборщиков дани поголовной, от которой было избавлено одно только духовенство. Дань поголовная требовалась и от Новгорода: герой Невский, некогда ревностный поборник Новгородской чести и вольности, должен был с горестию взять на себя дело тяжкое и неприятное – склонить к рабству народ гордый, пылкий, который все еще славился своею исключительною вольностию. Александр отправился в Новгород, едва успел усмирить и подчинить его общему закону. Баскаки сочли жителей Новгорода, распределили налоги и удалились, потому что Новгородцы обязались доставлять определенное количество серебра прямо в орду, или чрез великих князей, но не хотели иметь дела с татарскими сборщиками. Чтобы защитить народ от бесчеловечного общения этих сборщиков, Александр еще раз поехал в Орду, но на обратном пути должен был остановиться в Нижнем Новгороде: жестокий недуг сокрушал тело, изнуренное трудами. Отдохнув здесь несколько времени, он доехал до Городца, но там, чувствуя приближение кончины, поспешил принять схиму с именем Алексия и преставился в ночь на 14 ноября 1263 года, на 45 году от рождения. В продолжение своей жизни Александр участвовал более, нежели в двадцати битвах, четыре раза ездил в орду, где многие из современных князей сложили свои головы под ножами убийц; но он, хранимый самим Богом, везде был цел и невредим, мечи врагов и ножи убийц щадили его, только он сам не щадил себя. Истощив силы в ревностном служении отечеству, он не давал себе покоя и отягченный трудами непомерными, скончался в цвете лет. Тело великого труженика за Русскую

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010