—718— и Киеве, двух политических центрах, знал эту политику и в беседе с папским нунцием при польском дворе, архиепископом Рангони, он не только опробовал папскую политику, но не двусмысленными намеками, а очевидными для нунция делами, и прежде всего отречением от православия и принятием католичества, решительно принимал на себя выполнение главнейшей задачи Рима для достижения цели, папством преследуемой. 961 Климент VIII и Павел V нималейше не сомневались, что имеют дело с несчастным претендентом, а не с наглым самозванцем. Не только папа, поставленный вне возможности определить самоличность автора письма, но и папский нунций в Польше даже не приступал к исследованию, действительно ли появившийся претендентом сын Ивана IV Грозного; римское духовенство вполне удовлетворялось в этом случае взглядами и решениями светской власти с польским королем во главе – все признают претендента царевичем Димитрием, признает его таким и римская курия. Обращает на себя внимание язык письма: претендент на русский престол, человек, выдающий себя за «царевича великой России и наследником владений Московской монархии» пишет папе письмо на польском языке. Почему не на русском? Для папы, конечно, безразлично требовался латинский перевод, как русского, так и польского письма; но для Лжедимитрия было в высшей степени важно скрыть содержание письма и даже самый факт, переписки с папою от немногих русских, находившихся в то время в Кракове. К тому же из приближенных к Лжедимитрию лиц католического духовенства, большинство составляли поляки; о. Савицкий, например, мог в случае затруднения, даже помочь ему в изложении польской речи; между тем как перевод для папы русского письма на латинский язык затруднил бы, вероятно, даже того же о. Савицкого. Позже Лжедимитрий переписывался с Римом не на польском языке и второе его письмо к Папе, уже Павлу V, писано на латинском языке. Несомненно, что Лжедимитрий хотел ввести унию в —719— русской церкви. При многочисленных указаниях и на это намерение получает особую цену ответ Юрия Мнишка боярам. «Зачем, спрашивали Мнишка бояре, склонял Самозванца ко унии?» «Это угодно было покойному», ответил Мнишек, «помимо всякого с моей стороны совета. Он видел, что она существует в Польше и в Руси без малейшей отмены богослужения; поэтому пожелал и свое государство соединить с государствами христианскими, потому что это можно сделать без нарушения греческого богослужения и к великой радости всему христианству». Выгоды политические от введения унии действительно Самозванец мог получить, имея на своей стороне патриарха и видя значительный успех унии в польских владениях. Самозванец мог надеяться в России ввести без большого сопротивления унию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

федра), церковной археологии, литургики, истории и обличения русского раскола, истории и обличения русского сектантства и церковно-славянского и русского языка с палеографией, вследствие чего студенты IV курса не имеют возможности выслушать ряда курсов, по уставу 1910 года или совсем не читавшихся в минувшем 1910–1911 учебном году или читавшихся небольшой части студентов в качестве групповых предметов (литургика, церковная археология, история и обличение русского раскола, история и обличение русского сектантства), а студенты III курса, при малом количестве лекций в текущем 1911–1912 учебном году, должны будут возместить опущенное усиленным трудом в следующий год, что, несомненно, может отразиться невыгодным образом на качестве их курсовых сочинений, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом: а) о дозволении применить к студентам настоящего IV курса требования, изложенные в новой редакции §§ 130 и 131 академического устава, лишь частию, по мере возможности, не обязывая их изучением всех предметов, только ныне признанных общеобязательными, по уставу же 1910 года отнесенных к разряду групповых, и б) о разрешении поручить преподавателям по 1-м кафедрам: патрологии – экстраординарному профессору И. В. Попову и Священного Писания Ветхого Завета – и. д. доцента священнику Д. В. Рождественскому прочесть в 1911–1912 учебном году студентам III курса вторые половины курсов по означенным предметам (взамен отсутствующих преподавателей по 2-м кафедрам), с назначением им трех лекций в неделю и производством, на основании § 87 устава духовных академий, дополнительного вознаграждения в размере жалованья доцента Академии. – 5) В виду нового примерного распределения учебных предметов по курсам, предложить и. д. Ректора Академии – профессору А.П. Шостьину и и. д. доцента священнику П.А. Флоренскому прочесть параллельные курсы педагогики и истории философии совместно студентам I и II курсов; ординарному профессору А. А. Спасскому – курс истории древней церкви совместно студентам I и III курсов; экстраординарному профессору И.В. Попову – курс патрологии (по 1-ой кафедре) – совместно сту-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нам не удалось найти доказательств, даже намеков на отвлеченное искание вольности. Волнующиеся крестьяне почти всегда исходят в своих требованиях от каких-либо реальных нарушений их интересов. Только спору подлежит размер этих нарушений. Повод к волнениям подают общие условия существования крестьян в поместье того или другого владельца и в благоприятную минуту прорывается накоплявшееся недовольствие крестьян. В Воронежской губ., Коротоякском у., слободе Петровской, кн. Каткиной-Ростовской состояло 3.144 д., из них способных к работе в возрасте от 17–50 л. – 875 лиц. На оброке состояло 215 тягол, платили с тягла «неравно», смотря по состоянию от 10–55 р.; состоявшие на пашне обрабатывали для госпожи по 2 десятины сороковые, по одной десятине озимого и одной ярового, крестьянам представлялось по 4 дес. сороковых на тягло, 2 для озимого и 2 для ярового – это для тех из крестьян, кто имеет скот, безлошадным отводили по 2 дес.; прочие работы крестьяне исполняют 8 дня на господина, 3 дня на себя. В зимнее время крестьяне возили для продажи господский; хлеб в Острогожск и Бирючи. В случае ссор и обид для разбирательства их избираются судьи из лучших людей крестьянских; крестьяне по-цы подали жалобу на Высоч. имя об отягощении. В таких же условиях находящиеся крестьяне по-ка Сенявина, в Воронежской губ. вышли из повиновения в 1816 г. Крестьяне не обрабатывали в достаточном количестве помещичьей земли, у 151 тягла вм. 2-х оказалось только по одной лошади, у 5 тягол не оказалось ни одной, между тем работы рассчитывались так, как если бы каждое тягло имело по две лошади. Мало того, крестьяне были обязаны помещику за те продукты, которых у них нет, крестьяне охотно платили бы деньгами за требуемые с них продукты, если бы им дозволяли в праздное время нани- —694— маться в работы или ездить в город для продажи своих изделий. Управляющий имением, опекун капитан Полозов, оказался ненаходящимся на высоте своего положения, он таков, что, ему «ни сего, ни другого какого в управление вверять не должно».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Они выделяются среди студентов по успехам, усер- —384— дию, заботливому отношению к делу. В их работах нередко обнаруживается глубокая любознательность, серьезный интерес и способность к научным занятиям. Они аккуратны и исполнительны. Это и естественно. Они поступают в Академию уже дисциплинированными жизнию, давшими себе отчет в своих силах и в своем призвании. Они оставляют свои «места и едут в Академию на тяжелый труд, отрекаясь на целые годы от житейских удобств, от свободы и самостоятельности. 6) По своему поведению они являются образцом для студенчества. Они живут скромною и тихою семейною жизнию, проводя ее в занятиях. Понятно, что к двадцатилетним юношам, поступающим в Академию прямо со школьной скамьи, нельзя и предъявлять тех требований, исполнение которых для пастыря является делом обязательным и естественным. в) Вот почему Совет должен констатировать, что студенты из семейных дьяконов и священников оказывают благотворное влияние на студенчество как в области научной, так и дисциплинарной. Усердно занимаясь, они привлекают к занятиям и своих светских товарищей, даже принуждают их к этому, в виду ежегодного конкурса на стипендии. – Подчиняясь дисциплине, они удерживают и других от ее нарушения. Они создают в академии тихую и вместе светлую атмосферу религиозной и научной жизни, далекую от эксцессов, знающую лишь тихие радости, молитву и любимый труд. А своим постоянным участием в службах при академическом храме и проповеданием слова Божия они, много содействуя благолепию академического богослужения, в то же время воздействуют благотворно в религиозном отношении на все население Сергиева посада, массами стекающееся в академический храм. Устанавливая все это и принимая во внимание, что насущною задачею Академии является приготовление лиц к служению на пастырском поприще, Совет Академии считает себя обязанным вновь просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о дозволении принимать семейных священнослужителей в число студентов и Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известен поступок импер. Феофила с живописцем Лазарем, которого он пытал и мучил, чтобы отклонить от его ремесла, а когда увидел, что тот все-таки не перестает заниматься своим делом, велел жечь ему руки раскаленным железом. Только ходатайство импер. Феодоры спасло его от верной смерти. Патр. Фотий в письме к болгарскому царю Михаилу в самых резких чертах изображает образ действий иконоборцев-императоров, говорит, что иконы Христовы при них подвергались всякого рода профанации: их волочили по площадям и улицам, попирали ногами, предавали наконец сожжению. Вопрос впрочем не в том, больше или меньше уничтожено было икон в это время, один ли только Лазарь был преследуем за свою профессию или многие из его собратий, и как было велико их число... Важность не в этих отдельных случаях преследования, прекратившихся с иконоборством, а в том положении дел, какое было создано этим явлением. Сгруппируем по возможности кратко главные его результаты. Для церковного искусства, конечно, это была пора не благоприятная. Не могло явиться много охотников заниматься ремеслом запрещенным: страх запрета не дает времени и средств посвятить себя делу с полным удобством; но —678— во всяком случае было бы преувеличенным мнением сказать, что во времена иконоборства произошла полная остановка или прекращение целой и такой значительной отрасли, как искусство церковное. Много ценных памятников христианской живописи, мозаики и особенно скульптуры погибло в это время, много книг с миниатюрами было истреблено. Об этом вандальском отношении говорят бесспорные свидетельства; но в общем потеря не была так важна и существенна, чтобы повлиять на судьбу церковного искусства вообще. Это не помешало, например, студийским монахам приготовлять в это же самое время отличные рукописи с миниатюрами, из которых некоторые сохранились и доселе. Могла быть задержана до известной степени частная предприимчивость, но вкус и любовь к искусству не потеряли ничего. Иконоборческие императоры не были вандалами по отношению к искусству вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По грамматической форме своей «Еврейские собственные имена представляют собой скрытые или явные сложные выражения, даже целые сокращённые предложения (большинство теофорических имён)» 1110 . Не трудно многие имена прямо разобрать, как имя, как глагольную форму. Так например, имя Иосиф ‏ нужно объяснить как причастие вида каль от глагола – прибавлять (ср. Быт.30:24 ). В большинстве еврейских имён грамматический анализ найдёт сочетание двух слов. Взаимное отношение слов в таких именах двоякое: или одно из них в отношении другого стоит in statu constructo, или оба они – in statu absoluto, как полноправные члены предложения – подлежащее и сказуемое. На каждой странице Ветхозаветной Библии встречается полное глубокого смысла имя «Израиль». Вместо странных и неосновательных переводов этого имени, нужно разобрать это имя – предложение, и смысл его будет точно установлен. – борется (и будет бороться) (сказуемое в imperf. каль) Бог (подлежащее). Есть среди еврейских имён и такие, которые даны не в первоначальном виде, а в усечённом. Некоторые —806— исследователи с решительностью и определённостью объясняют это явление естественной потребностью иметь имена по возможности краткие (вместо – ) 1111 . Рассмотрим некоторые имена, чтобы получить представление о характере еврейских имён. При этом мы встретимся, главным образом, с именами теофорическими, т. е. такими, в которых одной из составных частей является имя Божие. Это так и должно быть вследствие значительности религиозного элемента в жизни ветхозаветного человечества. Остановимся на первых страницах Библии, на первых именах человечества. Мы поймём из них, кто были первые люди, каково было начало истории религиозных чаяний человечества. Имя Адам – – может быть отнесено ко всякому человеку, но первого человека оно характеризует по преимуществу, оно отмечает его смиренное происхождение из земли ( Быт.2:7 ). Название первой жены Ева (собств. ) говорит о ней, как «матери всех живущих» ( Быт.3:20 ). Адам дал такое имя жене своей после того, как суд Божий над согрешившим человечеством был произнесён. В условиях этого страшного момента имя первой жены приобретает особую значимость. Грозным словом Божиим, всё, начиная с человека, было обречено на смерть, но первый человек верил, что не всё потеряно. Ещё можно жить в детях, в потомстве, в частности и в особенности, в «семени Жены». Так в наречении имени жены своей Адам засвидетельствовал веру свою в непреложность Божественных обетований. Верила и Ева и, родив старшего сына, думала, что он есть обетованный. Поэтому она назвала его , говоря: приобрела я () человека у Бога (по другим переводам и толкованиям – человека Бога) ( Быт.4:1 ). Но вере её суждено было потерпеть испытание: горько разочаровавшись в надеждах на старшего сына, она называет другого – (или ), выражая этими суетность, эфемерность, подобно ветерку, своей надежды (ibid). Но в третьем сыне снова загорается прежняя надежда, – в Сифе – – при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Теория, недопустимая, в этой общей форме, потому что во 1. Разбираемые предания существовали уже у евреев задолго до плена. – 2. Неправдоподобно, чтобы евреи, научаемые и предостерегаемые своими пророками, официально и для религиозных истин поступили в школу язычников, своих притеснителей. Это не значит сказать, что влияние Вавилона в это время было ничтожно. Выше видели противоположное по поводу херувимов, описанных в видениях Иезекииля, и известно, что названия ассиро-вавилонских месяцев мало-помалу были приняты евреями в течение V-ro века до И. X. Другие критики (Кюенен, Сменд, Будде предпочитают эпоху царей от IX-ro до VII-ro века до И. X. – Правда Израиль находился тогда в сношениях с ассирийцами особенно со времени похода Теглатфалазара III в Палестину (734), но он был предостерегаем против вторжения чужеземных идей проповедью пророков. Нечестивые же цари. Ахаз и Манассия делают заимствования из культа и магии ассирийцев ( 2Цар.16:18.21:3–7 ). Вместе с Бартоном, Гункелем, Диммерном, Драйве- —766— ром, Уайтхаузом и др., католическими авторами Жиго (1. с.) и Цаплеталем следует лучше восходить до эпохи писем Эль Амарна (к 1400 году до И. X.). Эти безгранично важные документы доказывают, что страна Ханаанская была тогда под влиянием Вавилона. Поэмы вроде мифа об Адапе (см. выше) были известны там и даже, кажется, служили упражнениями для чтения. Что-нибудь могло проникнуть через просачивание или заимствование и к евреям (ср. V. Zapletal, О. Р., Der Schöpfungsgedicht, р. 90–93; А. R. Gordon, The early Traditions of Genesis, p. 62–75). Наконец, – это мнение Франца Делича, Гоммеля и др. – Авраам мог передать своим потомкам то или другое предание из распространенных в Халдее, его родной стране. Это объяснение, очень правдоподобное для того, что касается известных первоначальных фактов, чрезвычайно важных, очень хорошо примиряется с предыдущей гипотезой. Эти основные данные, переданные таким образом, без сомнения, затемненные и деформированные в течение веков, могли в различные эпохи дополняться и исправляться отдельными откровениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но мнению ассириолога и историка Леманна в тексте Набонида существует ошибка в тысячу лет: нужно читать 2200 вместо 3200 (Zuei Hauptprobleme der altorientalichen Chronologie, 1898). С Леманном согласился Иеремиас. Между тем многие ассириологи до сих пор придавали веру цифре Набонида: Радо (1900) Бетцольд (1903) Сейс (1906). Гильпрехт изменил свои прежние положения относительно этого пункта: «Невозможно, говорит он, согласить данные Набонида с некоторыми хорошо известными фактами, установленными ассириологическими исследованиями» (Mathematical, Metrological and Chronological Tablits from the Temple Library of Nippur, 1906, p. 41–45). Другой ассириолог, Кинг, допускавший еще недавно дату 3750 лет, находит теперь, что ее нужно сократить (Chronicles concerning early Babyloniankings. 1907. vol. I, p. 17). Тюро Дангин также находит, что «эта дата, наверно, очень преувеличена. —772— В 1896 году Гильпрехт не задумывался «датировать основание храма Бела и первые постройки Ниппура 6000-м и 7000-м годами до Иисуса Христа, а, может быть, и более ранним временем» (The babyloman expedition of the University of Pennsylvania vol. I, part. II, p. 23:24). В 1906 году в выше цитированном труде, он удерживает эту оценку и прибавляет: «Вавилонские ученые последних времен могли описывать хронологическую историю своей страны, по крайней мере до четвертого тысячелетия до нашей эры» (р. 3). С другой стороны, раскопки открывают нам с некоторого времени, очень глубокую древность эламской цивилизации. «Самые древние рукописи, открытые в Сузе, говорит Шейль, конечно, древнее 4000 лет до Иисуса Христа, как это вытекает из характера письменности». Если эти тексты, найденные на глубине пятнадцати метров существуют шест тысяч лет, что думать об осколках глиняной посуды, находящихся на двадцать метров ниже этих архаических плиток? Cf. I. de Morgan, La delegation en Perse, 1902, p. 81, 82:105). Перед лицом этих фактов, так же как и фактов иного рода, экзегеты, историки и наиболее видные апологеты справедливо отказались от искусственной системы «библейской хронологии», построенной на документах, не согласных между собою, плохо сохранившихся иногда или плохо понятых, при помощи которых доходили до точного дня творения мира (23 октября 4004 года до Иисуса Христа).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николай Александрович, после Коломенского духовного училища, сначала обучался в Московской духовной семинарии, а потом в С.-Петербургской духовной академии. По окончании курса оной, в 1849 году, с причислением к первому разряду, был определен на должность бакалавра той же академии по классу физико-математических наук 4 ноября 1849 г., а 25 сент. 1850 г. перемещен на ту же должность в Московскую духовную академию и возведен в степень магистра Богословия. За особенно полезную службу, по истечении пяти лет оной, был награжден единовременною выдачею ему половины оклада бакалаврского жалованья из духовно-учебных капиталов, 10 января 1854 г. В том же году, 5 июля он произведен был в священника к Николаевской, при доме Московской духовной семинарии, церкви: а 29 декабря того же года, по увольнении, согласно прошению его, от духовно-училищной службы при Московской духовной академии, поручено ему было совершение Богослужения, Пречистенского сорока, в Знаменской, в Зубове, церкви. В следующем году 23 марта, он переведен был к Петро-павловской, что в Новой Басманной, церкви; 21 июня назначен был исправлять требы в женском отделении больницы чернорабочего класса, находившемся, по найму квартиры, в приходе означенной Петро-павловской церкви: 3 августа назначено было ему посещать Московский Работный Дом для духовных назиданий призреваемых в оном, – каковые должности исправлял он по 11 марта 1858 года. 26 февраля этого года он был определен на кафедру ординарного профессора Богословия, логики и психологии при Императорском Мо- —781— сковском Университете, а 11 марта был назначен настоятелем Татиановской, при Университете, церкви. За честное служение в священстве и полезное назидание призреваемых в Работном Доме, Всемилостивейше награжден, бархатною фиолетовою скуфьею, 25 апреля 1858 г. С 1860 по 1869 год, с разрешения Святейшего Синода, он издавал духовный журнал «Православное Обозрение». С учреждения в Университете самостоятельной кафедры философии, утвержден ординарным профессором собственно Богословия 10 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Комитет Министров предписал и. д. Тамбовского гражданского губернатора привести крестьян Засецкой в повиновение «благоразумными средствами», а помещице внушить «обязанности ее в отношении тех крестьян», и предоставить крестьянам «всевозможное пособие к поправлению их состояния». Обременение крестьян работами при недостаточном наделении крестьян частое явление в крепостном быту. Крестьяне Рязанской губ., Скопинского у. пом. Миллера, в 1818 г., нарушили порядок. Крестьяне владели 41¼ дес. земли; в виду недостаточности земельного надела они вынуждены были нанимать земли на стороне. Помимо этого крестьяне обрабатывали на помещика 47 дес., что для 24 д. Комитетом признано обременительным. Губернатор получил приказание пригласить уездного предводителя дворянства с двумя-тремя дворянами для исследования о том, какие обязанности и повинности могли быть возложенными на крестьян, сообразно с условиями местности, обязательные как для помещика, так и для крестьян. С Миллера предполагалось взять подписку, что он не будет обременять работами. Император, познакомившись с делом, приказал не чинить крестьянам наказаний; в случае вины их относиться в земские полиции. Однако для предупреждения зла, проистекающего от «строптивого» характера Миллера, 4 сент. 1820 г. имение было взято в опеку. По жалобе крестьян гр. Головкина, в Костромской губ., на притеснения и поборы была назначена ревизия, которую произвел казенных дел стряпчий Попов. Следствие Попова показало, что пока крестьяне с. Никольского находились в личном управлении гр. Головкина не обременялись поборами и работами, но по болезни гр. Г-н управление имением передал дворовым людям З. Маткову, Н. Рожкову и В. Шишову и с 1807 г. по день взятия имения в опеку поборы и оброки с души возросли до 100 с лишним руб. Крестьяне Никольские и Чернозаводские «отцы и ближайшие родственники, имеющие у себя девок, как к выкупу на волю, так и к отдаче на замужество, за коих от 100 до 200 р., за каждую взыскано»; с крестьян Никольского имения (402 д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010