последней видно, что она составлена после литовского погрома на основании какой-то «истории», вероятно, летописной повести о городе Угличе ( В.О. Ключевский , стр. 317). В «Иконописном Подлиннике»: «преп. Паисий подобием сед, плешив, брада аки Саввы Звенигородскаго, круглая, продолговатая, ризы монашеския и схима на плечах» (Филимонов, стр. 57, 58). 365. Святый благоверный князь Роман Владимирович преставися в лето 6790 Сын князя Владимира, получившего Угличский удел от родителя – великого князя Константина Всеволодовича, в то же время, когда братья его, св. Василько и Всеволод, получили Ростов и Ярославль. Блаж. Роман вступил в управление княжеством в 1261 г. и был попечительным отцем народа. Осиротелый, вдовый и бездетный, блаж. Роман посвятил последние дни свои подвигам молитвы, поста и благотворительности. Он мирно почил 3 февраля 1285 года и погребен в соборном храме г. Углича (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 130. В 1486 году, при копании рвов для основания новой соборной церкви, обретены нетленные мощи св. князя Романа. По распоряжению патриарха Иова, они были вновь свидетельствованы в 1595 году Казанским митрополитом Гермогеном. В 1609 г. ляхи предали огню соборный храм и св. мощи князя Романа; останки их хранятся в соборе под спудом. Житие его, написанное в 1605 году, Семеном Олферьевым и иноком Сергием, погибло в время разорения Углича в 1609 году (Ключевский, стр. 316–317). 366. Преподобный князь Кассиан Римлянин иже бысть на Учме реце, преставися в лето 7076 месяца октября в 4 день Потомок князей Мангупских, прибыл в Москву в 1478 году с невестою Uoahha III , царевною Софиею, но не захотел остаться при дворе великокняжеском и, любя уединение, скорбя о горькой участи своей родины, страдавшей под игом иурок, избрал себе скромное место боярина при Ростовском архиепископе Иоасафе из рода князей Оболенских. Когда святитель Иоасаф отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место своего пострижения, сюда вместе с ним перешел и кн. Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе и был пострижен, но чрез несколько времени удалился, с несколькими братиями

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Углич , в Ярославской области, районный центр, в 110 километрах к западу от Ярославля. Известен с 937 года. В XII – начале XIII века входил в состав Владимиро-Суздальского княжества, с 1207 года – Ростовского, с 1218 года – столица Угличского удельного княжества. Ярославль , центр Ярославской области, в 282 километрах к северо-востоку от Москвы. Расположен на реке Волга. Основан около 1010 года князем Ярославом Мудрым на месте древнего поселения Медвежий Угол. Впервые упоминается в летописи под 1071 годом. В XI–XII веках пограничный город Ростово-Суздальского княжества. С 1218 года – столица Ярославского княжества. Часть II. Великий князь Ярослав Всеволодович. Документы. Официальная биография Глава 1. Русские летописи о князе Ярославе Всеволодовиче В лето 6698 (1190). Родился у благоверного князя Всеволода сын месяца февраля 8 день, на память пророка Захариа, и нарекоша в святом крещении Феодор, и тогда сущую князю великому в Переяславли в полюдь. В лето 6702 (1194). Быша постриги у благоверного князя Всеволода сына Юрьева сыну его Ярославу, месяца априля в 27 день, на память святого Симеона при блаженном епископе Иоанне и бы радость велика в граде Володимири. В лето 6703 (1195). Великий князь Всеволод заложи град Переяславль. В лето 6708 (1200). Иде Святослав сын Всеволож, внук Юрьев, княжить Новугороду месяца декабря в 14 день на память старца великомученника Спиридона, брата же проводиша и с честью Констянтин, Юрий, Ярослав, Володимир и бы радость велика в граде Володимире. В лето 6709 (1201). Посла Всеволод сына своего Ярослава в Переяславль-Русский на стол прадеда своего и деда, августа 3, тогда бяше князь великий в Переяславле Залесском с детми своими в полюдьи. В лето 6712 (1204). Ходиша Рустии князи на половцы Рюрик Киевский, Ярослав Переяславский, великого князя Всеволода сын, Роман Галицкий и Мстислав и инии князи, бысть же тогда зима люта, и половцам бысть тегота велика, и взяша Рустии князи вежи их и полон много, и стада их забраша и возвратишася во своя си с полоном многим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Собор производит сильное впечатление своими пропорциями, строгостью, величием. Это то видение красоты, которое мы, к сожалению, уже утратили. Вроде бы все правильно сейчас строим, но нет в строениях той простоты и величия, которые были тогда. Архитектура остальных древних строений в епархии – периода правления царя Ивана Грозного. А наш Никитский монастырь – самый древний, насколько мне известно, на территории России. В этом году ему исполнилось 1011 лет. Чудо то, что я, парнишка из Удмуртии, где самому древнему зданию всего лишь лет 200, сейчас имею возможность служить в таких святынях Когда живешь и служишь в Переславле, привыкаешь к древности. Вот этот собор построил царь Иван Васильевич, его отреставрировали, а я заново освятил. Царь строил, я освящаю, такое у нас рабочее взаимодействие. Я, конечно, шучу. Главное, когда живешь в атмосфере древности, не привыкнуть к этому и не начать считать все окружающее чем-то естественным, потому что все это – чудо. И чудо, что мы имеем возможность молиться в этих храмах. Чудо то, что я, парнишка из Удмуртии, где самому древнему зданию всего лишь лет 200, сейчас имею возможность служить в таких святынях, которые невозможны в моем родном регионе. – Кроме благоверного Александра Невского, кто из святых и какие святыни почитаются на Переславской земле? – В первую очередь это наши русские святые, сонм которых возглавляет преподобный Сергий Радонежский. Впрочем, он тоже имеет отношение к нашей епархии: во-первых, он уроженец Ярославской области, во-вторых, в сан игумена он был возведен в Переславле-Залесском. Наша земля – это его земля и его родина. Если же говорить про местных святых, то это, в первую очередь, преподобные Даниил и Никита Переславские, а также преподобный Иринарх Затворник. В Угличе же особо почитается святой царевич Димитрий Угличский и благоверный князь Роман. Среди икон самая известная – Андрониковская икона Божией Матери, чудотворная копия которой находится в Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского. Но основная наша вещественная святыня – Годеновский крест, он хранится на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново.

http://pravoslavie.ru/142465.html

Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах. По благословению патриарха Иова воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (с 3 февраля 1605 г.) св. князя Романа. После литовского разорения города Углича в 1609 году этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах со 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображенском соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в Яросл. Епарх. Ведом, за 1873 г. 46–48 и отдельной брошюрой: «Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца». Ярославль. 1874. Служба и сказание о чудесах нам известны и по нескольким другим рукописям. После утраты жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в., при Угличском Преображенском соборе составлено было новое пространное житие «с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей»; по списку XVIII в. это житие напечатано в Яросл. Епарх. Вед. за 1889 г. 48–49 и отдельной брошюрой: «Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца». Ярославль. 1890. Данные упомянутых здесь «Повести» и «Жития» в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами. 1135 Константин был сын великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, род. в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем ростовским, ярославским и угличским, а с 1216 г. великим князем владимирским; скончался в 1219 году. 1137 Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1233, а Роман – 1 октября 1235 года. 1138 Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1422 был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 году. 1139 Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2 марта того же 1605 года. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Филарет Архиеп. Черниг. Можно сказать, что существует на земле двоякого рода зло: первое толстое, резко бросающееся в глаза, куда относятся: пьянство, разврат, босячество, воровство и т. под.; второе тонкое, куда относятся: неверие, гордость, плотоугодие и т. под. Это зло столь тонко, что часто человек, весь оплетшись им, в то же время его совершенно не замечает: считает себя борцом за истину и добро, просветителем «во тме сидящих», тогда как на самом деле он является сеятелем самых зловредных и пагубных страстей... Потому-то Христос в доме Симона прокаженного презренную блудницу, омывшую, однако, Ему ноги своими слезами, поставил выше, нежели всеми уважаемого богатого и гордого фарисея, призвавшего Христа в свой дом и не исполнившего по отношению к Нему самых элементарных требований древне иудейского гостеприимства. Врач Апраксин. Не удерживающий язык во время гнева, не возможет удержать и страсти. Древо жизни, возрастающее до небес – смиренномудрие. Отечник. Злословие есть смерть души. Авва Ор. 3-го февраля «Утешайте печальных, избавляйте слабых от руки сильных. Вы даете и помогаете тем, у кого и без вас много золота и серебра, а не тем, кто не имеет ни пенязя. Вы подобны дождевой туче, пускающей воду над морем, а не над землею жаждущею. Богатые обижают слабых и слабые к вам приходят, как к добрым защитникам, а вы отдаете бедных в рабство, богатых же всячески поощряете и щедро наделяете». С такими словами обращался к великим князьям и правителям их – святой Симеон, епископ Тверской, истинно добрый пастырь вверенного ему словесного стада, защищавший словом и делом слабых от сильных, угнетённых от притеснителей. Скончался он в 1289 году. 3-го же февраля Святой благоверный Роман, князь Угличский, прошёл суровую школу гонения, нужды и лишения, прежде чем вступить на родительский престол тотчас после татарского погрома в 1261 г. Испытанные им бедствия внушили ему истинную любовь и сострадание ко всем нуждающимся. Он жалел вдов и сирот, принимал у себя, строил для них богодельни, так что нуждающиеся стали стекаться и из других вотчин под гостеприимный кров блаженного князя. Он построил до пятнадцати храмов и требовал, чтобы при каждом монастыре обязательно содержали странноприимные дома. Святой Роман мирно скончался в Угличе, в 1285 году, после целого ряда смиренных подвигов благочестия и любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

В покаянном смирении князь Святополк Изяславович говорил обиженному им однажды преподобному Прохору: «Если я прежде тебя умру, положи меня в гроб своими руками, чтобы видно было на мне твое незлобие; если сам преставишься прежде меня, я возьму тебя на плечи и сам отнесу в пещеру, чтобы Господь простил мне грех мой перед тобою». Князю довелось затем хоронить преподобного. «К чему скорбеть, брат мой! Бог внушил Великому Князю позаботиться о спасении душ наших, – говорил несчастный узник князь Иоанн Андреевич, потом святой инок Игнатий († 1522. 19 мая), брату своему Димитрию, вместе с ним заключенному Иоанном III в темницу,– не видишь ли, как мы далеки от мира, опасного для души». Покаяние – плод духовного воздействия Преподобного Сергия – приводит в конце концов строптивого, коварного князя Олега Рязанского († 1402), изменившего Руси во время Куликовской битвы, к принятию схимы и строгой подвижнической жизни в основанном им в 1390 г. Солотчинском монастыре под Рязанью. Став иноком Ионой, он носил власяницу, а под нею стальную кольчугу, которую не пожелал возложить на себя, когда князья боролись с Мамаем. Пример величайшего смирения показал сам Преподобный Сергий. Когда в благоустроенную и расширенную им Троицкую обитель вернулся старший брат его, инок Стефан, и стал заявлять права старшинства, то Преподобный в ту же ночь покинул свое дорогое детище. Только повинуясь велению митрополита Алексия, он вернулся в обитель. Смиренный, причисленный к лику святых, князь Роман Угличский († 1285. 3 февраля), соорудивший 15 храмов, всю жизнь устроял богадельни и странноприимные дома, каждый день бывал на богослужении. Князь Василько Романович Волынский († 1276), брат Даниила Галицкого, друг Сербского короля Стефана Драгутина, храбрый и неутомимый воин, жизнь свою завершил тружеником-монахом в дикой пещере под Львовом, замаливая грех своего прежнего участия в междоусобных распрях. Сын его Владимир-Иоанн Волынский († 1289), смелый на войне, любознательный, начитанный (назывался философом), кроткий, милостивый, строгий к себе, трезвый, целомудренный, – выстроил на юге множество храмов, все движимое имущество свое перед смертью роздал бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Страдая под тяжестью стольких бед, Церковь русская имела и утешение видеть чад, преуспевающих в вере и благочестии. Первосвятители ее Кирилл (1240–1280 г.), Максим (1283–1304), Петр (1308–1326), Феогност (1328–1353), Алексий (1354–1378), Киприан (1380–1405) были образцами христианской жизни для паствы. Игнатий, Иаков и Феодор ростовские, Василий рязанский, Феоктист, Моисей, Василий новгородские, Стефан пермский, Дионисий суздальский, Арсений тверской также прославлены Богом за жизнь христианскую. Между князьями, кроме положивших душу свою за веру и отчизну, в чудном свете величия является благоверный Александр Невский. Это образец царственного мужества и царственной мудрости, проникнутых духом христианским. До 1246 года в пять лет он одержал три победы над ливонцами и шведами, семь над Литвой; каждую начинал молитвой и оканчивал хвалой Богу; двумя победами освободил Церковь и отечество от власти немцев, которые пред тем уже ввели своих начальников в Псков. С 1246 года он – великий князь всей России, и дела его приняли другой характер. Доселе воин храбрый из храбрых, против татар не только не обнажает он меча, но наказывает тех, которые обнажали меч; он бережет Россию, бессильную пред монголами, покорностью своей и покорностью России; не раз отправляется к Батыю и по песчаным пустыням к великому хану, для покоя России; подвиг вдвойне тяжелый от того, что был неблистателен в глазах света. Кроме Александра, примерами глубокого благочестия были князья: Роман угличский, Феодор ярославский с двумя сыновьями, Довмонт псковский и Даниил московский, принадлежавшие XIII веку. Из князей южных особенным благочестием славились Владимир и, в последних годах своих, отец его Василько; последний провел конец жизни в дикой пещере, под горой Георгиевского Львовского монастыря, оплакивая грехи мирского властолюбия и кровавой деятельности. Владимир был истинный страдалец Божий; кроткий, милостивый, строгий к себе, сей князь четыре года страдал как Иов; нижняя губа его гнила; болезнь распространялась и становилась сильнее: но он терпеливо сносил боль, и занимался делами; болезнь усилилась: вся мясистая часть бороды отпала, нижняя часть и зубы сгнили; он молился и благотворил; никто из князей южных не построил столько монастырей и городов, никто более его не наделил храмов книгами и утварью; пред смертью он все движимое имущество, золото, серебро, одежды раздал бедным. § 22. Преподобный Сергий

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Анна Новгородская, прп. Описания иконы Анна Новгородская, прп. - житие Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская (память 10 февраля по старому стилю) Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих. В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приня[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XVIII.] Собор Новгородских святых (фрагмент). Рисунок (прорись с иконы/изображение, кроме подписей святых в нимбах, зеркальное). Россия. XVIII века. Постников, 1899, таб. LXIX. Ретушировано. Файл 4041.jpg:   Размер: 495x333, 0.16 MPix, 21 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (149) , (6) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4042.jpg:   Размер: 313x610, 0.19 MPix, 29 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (163) , (7) . Описание: Икона «Св. Роман мученик, Св. Анна, Св. Александра и Св. князь Роман Угличский», 30.5х26.5 см., дерево, масло, сусальное золочение Файл 14472.jpg:   Размер: 552x636, 0.35 MPix, 168 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (283) , (13) .

http://pravicon.com/icon-1203

Благоверный князь Роман. Фреска Крестовоздвиженского собора. Крестовоздвиженский собор. Фрески на сводах собора. РОМАНОВСКИЙ КРЕМЛЬ Каждый древнерусский город начинался со своего кремля, с детинца. В этом удивительно емком древнерусском слове заключен поразительный смысл. Детинец, детство, начало жизни, истоки. В детстве закладывается основа последующей жизни, ее характер и направление, туда мы возвращаемся мыслями спустя долгие годы. Детинец остается неким фокусом, где сходятся все лучи жизни, как государства Российского с его детинцем - московским Кремлем, так и небольшого древнерусского Романова с остатками его собственного древнего кремля, крепостными валами, высоко стоящими на берегу Волги. Крепостные стены детинца служили боевыми доспехами, защищая самое его сердце. Здесь хранилось то, что не должно погибнуть, даже если будет потеряно все остальное. Этим сердцем всегда был соборный храм. Соборный не просто в качестве главного, а заключающий в себе учение Церкви о самой себе, что никто в ней не спасается индивидуально, поодиночке, но смысл ее существования - соборное единство людей, подобное единству кирпичикам храма между собой. Идея собора, соборности всегда была той сердцевиной, которая скрепляла весь уклад жизни народа. Крестовоздвиженский собор Так, после " соборнего советования " , по свидетельству Супоневской летописи, была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на высоком берегу Волги, супротив Борисоглебской слободы. Имя первостроителя города разные предания приписывают двум разным князьям Романам, одинаково почитавшихся святыми: год 1283 - к Роману Владимировичу Святому (его имя упоминается еще при событиях битвы на р. Сити 1238 г. он княжил в Угличе в 1261-85 гг., в чей удел и входил Романов); год 1345 - к Роману Васильевичу Ярославскому, участвовавшему в походах Дмитрия Донского: осаде Твери (1375) и Куликовской битве. Первоначальный соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены детинца. Высокий земляной вал с двух сторон, с одной стороны крутые берега Волги, с другой прилегающего оврага, две надвратных и четыре угловых башни составляли мощь крепости, защищали собор. Смута XV века, разгоревшаяся из-за споров о великом княжении между князем московским Василием Темным и его сродниками Василием Косым и Дмитрием Шемякой прошлась и по Ярославскому княжеству. Видимо, тогда же был разрушен и романовский детинец, перешедший в это время из владения наследников угличских князей супруге Василия Темного Марии Ярославне. Поэтому свод летописный 1497 года отмечает: " В лето 6976 (1468 г.) срубиша на Волзе городок Романов " , знаменуя его восстановление. В XVI в. на месте деревянного храма строят каменный четырехстолпный собор.

http://pravoslavie.ru/put/vozrozhd/roman...

Никон. Л. 4, 284. По этому известию следует исправить ошибки в Ист. иер. 1, 274, 275. 4 Ист. иер. 1, 274. В списке епископов по Никон. л. (т. 1, прилож. стр. 5): «Семион из Полоцка; Андрей из Литвы». Собр. л. 7, 179. 12 Обличение святителя внесено было в «Мерило праведное» – юридический сборник. Правосл. Собесед. 1851 г. 1, 19. 92. Розенкампф о кормчей 217. 218. 16 Жития февр. 3: «известно только, что оставшись в юных летах после кончины родителей княжил», стр. 2. Кн. Роману в 1237 году было 23 года, а в 1249 году было 35 лет. 17 Никон. л. 3, 40. 41. Собр. л. 7,174, 178. Русск. времен. I, 148. Карамз. 4, пр. 182. Кисель об Угличе, стр. 68–73. Ркп. святцы: «святый благоверный князь Роман Угличский, чудотворецт, преставися в 6790 (1282) февраля 3-го дня». 18 Ркп. полное житие препод. Папсия Угличского: «на том основании соборные церкви дарова ему (кн. Андрею Васильевичу) Бог обрести мощи св. благов. кн. Романа Угличского чудотворца. Мощи св. кн. Романа целы и нетленны лежали в соборной церкви вящши 120 лет, даже до Польского нахождения на Россию и на г. Углич. Тогда грех ради наших мощи св. князя Романа от злых людей Польских сожжены и церковь соборная в крепости города, от тех же злых людей, весьма разбита. Остались св. мощей глава, кости ребр, обоих рук и ног. И чудеса паки творят», Никон. л. 8, 32. Летоп. о мятежах, стр. 42. Свед. о мон. церкви, 562. М. 1852. Царская грамота 1683 г. (у Киселя стр. 417): «ко князю Роману Угличскому чудотворцу два пуда воску». В сборнике Нижегород. Благовещ. мон.: «повесть, стихеры и каноны (св. кн. Роману) сотворены по благословению св. патриарха Иова – тщанием инока Сергия, обители Пресвятые Троицы Данилова монастыря Переяславля Залесскаго». В словаре стр. 235 не верно. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Февраль. – 479, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010