Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Святитель с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах . Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири . По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу . При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный , преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и “исправил службу ”), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов . Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства , были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства. В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он всеми силами пытался пресечь действия Лжедмитрия. Однако не все поддержали святителя, поэтому через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию . Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия схватили святителя, бесчестили, били, а затем отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал когда-то свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена .

http://pravmir.ru/svyatitel-iov-pervyj-r...

Главной целью деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Первосвятителем был проведен ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых не хватало в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова были впервые изданы Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Минея Общая (1600) и другие. При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые Василий Блаженный, прп. Иосиф Волоколамский, святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский и некоторые другие подвижники веры и благочестия. Все средства и богатые подарки святитель Иов употреблял на милостыни и храмостроительство. Только в Москве в период с 1592 по 1600 г. было построено 12 храмов, монастыри — Донской, Зачатьевский и Ивановский; во Владимирской епархии — Лукианова пустынь, в Вятской епархии — Богоявленский слободской монастырь. Строились церкви и монастыри в это время и в других епархиях. В трудные времена государственной смуты в начале XVII в. святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедимитрия, он обращался с патриотическими воззваниями к русским полкам и воеводам, он обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь. Много времени святитель проводил в молитве в Успенском соборе, однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедимитрия вывели святителя Иова из храма и повели на Лобное место, по дороге бесчестили и били его. Через некоторое время Патриарха Иова отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал свой иноческий путь. После свержения Лжедимитрия святитель Иов не смог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Ермогена. Святителя Иова отличали глубокая, чистая вера, любовь к ближним и к Отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством.

http://sedmitza.ru/lib/text/437360/

26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II, Митрополит Иов в Успенском соборе московского Кремля был поставлен Патриархом – первым Патриархом Московским и всея России. Русское правительство, архипастыри и весь народ с радостью восприняли это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. Каноническая подчиненность нашей Церкви Константинопольской была упразднена. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили русскому Патриарху пятое место в диптихе Патриархов – после Иерусалимского. Это решение было подтверждено и на Соборе 1593 года. Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых не хватало повсеместно, а особенно в новопросве: щенных землях – в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На мой взгляд, если собор и был начат в 16-м веке, от тех времен осталась только сама идея крупного центрального “куба”. Вероятно, старый собор, если он был, сильно разрушили в Смуту. Во всяком случае, все, что мы видим на “поверхности” – ложные закомары, мелкие шатры – типичные признаки 17-го века. Местами поработал еще и архитектор 19-го века, окончательно сбивая зрителя с толку. Показательно, что стены собора, придвинутые вплотную к валам, декорированы с меньшим старанием, чем те, которые смотрят на “свободный воздух”, и именно там в 19-м столетии кто-то решил “сделать покрасивее”. Фрески собора выполнены ярославской артелью при участии костромичей. Колокольня, пристроенная к храму, знаменита тем, что там сидел в заточении лидер раскола поп Лазарь. Но служил Лазарь не здесь, а в другом храме города, Покровском. По материалам сайта http://archeologia.narod.ru Храм Воздвижения Креста Господня был построен середине XVII века, около 1658 года, на месте прежнего, возведенного в древнем кремле города Романова, ныне именуемого Тутаевым. Так, около 1283 г., после «соборного советования», по свидетельству Супоневской летописи, была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской стороны». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь благоверный Роман Владимирович Святой (1261-1285гг.). Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены кремля. Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости, защищали собор. При ростовском митрополите Ионе Сысоевиче (1652-1691 гг.) в Романове начинается возведение каменного собора. К 1658 году он имел 2 каменных шатра, шатровую колокольню, паперть и 2 придела: Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Богоматери. Царь Алексей Михайлович жалует для проведения работ 100 рублей и список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы для храма. Роспись собора происходила в два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-х годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного храма выполнена уже в 1676 году костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, названным одним из исследователей «последним великим художником Древней Руси». Так создавалось «Золотое кольцо» России.

http://sobory.ru/article/?object=00219

Попечением Патриарха Иова возобновилось печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в присоединенных землях — Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: святой Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования. При святителе Иове развивалась миссионерская деятельность, направленная на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на Русском Севере), а также в Грузии. По благословению Патриарха православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России, несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, в Москве был устроен Донской монастырь . Со смертью царя Феодора Иоанновича 7 января 1598 г. пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов первым возглавил борьбу с польско-литовскими захватчиками, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. В январе 1605 г. Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников. 3 апреля 1605 г. после внезапной кончины царя Бориса Годунова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов был низложен и сослан в Успенский Старицкий монастырь, где святитель начинал свой иноческий путь. После свержения Лжедмитрия I u воцарения 1 июня 1606 г. Василия Иоанновича Шуйского святителю было предложено вернуться на Патриарший престол, однако он отказался, сославшись на слепоту и преклонный возраст. Патриархом был избран митрополит  Казанский  Ермоген . В феврале 1607 г. Патрирх Иов был приглашен царем Василием Иоанновичем, освященным Собором и всеми «чинами» русского общества в Москву. 20 февраля 1607 г. Патриарх Иов и Патрирх Ермоген совершили богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, народ просил у них прощения за нарушение крестного целования царю Феодору Борисовичу Годунову и за признание самозванца. В соборе была прочитана разрешительная грамота, составленная от имени двух Первосвятителей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245782...

Архив Пн Ярославская и Ростовская епархия 9 сентября 2010 г. 00:30 В 991 году от Рождества Христова, по прошествии трех лет после Крещения Руси, проповедники православной веры достигли Ростовской земли, населенной язычниками, и учредили здесь епископскую кафедру — центр просвещения страны, ставшей впоследствии великой Россией. На территории современной России это самая древняя епархия Русской Православной Церкви, учрежденная на год раньше архиерейской кафедры Великого Новгорода. Возникнув в числе первых шести епископских кафедр, основанных святым равноапостольным князем Владимиром, Ростово-Ярославская епархия созидалась трудами ее первых епископов — Феодора, Илариона, святителя Леонтия Ростовского, имя которого стало символом победы евангельского слова над тьмой языческого неверия. За свою более чем тысячелетнюю историю Ростово-Ярославская епархия явила множество святых и подвижников благочестия. Среди них святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие. Уже в домонгольский период на территории епархии возникают первые монастыри, два из которых — Авраамиев Ростовский и Никитский Переславский — существуют и по сей день. В 1238 году во время Батыева нашествия на Ростово-Ярославской земле произошла битва на реке Сить, где собранные с разных концов Русской земли воины под водительством святых благоверных князей Георгия Владимирского и Василько Ростовского положили жизни за свою землю. В годы монголо-татарского ига Ростово-Ярославской землей мудро управляли князья Василий и Константин, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Роман Угличский. Из руин и пепелищ своим личным подвигом возрождали они благолепие родного края. Переславская земля дала России ее первого великого военачальника — святого благоверного князя Александра Невского. В 1314 году была явлена чудотворная икона Матери Божией «Толгская», чей лик преисполнен скорби о Русской земле и ее многострадальном народе. На месте явления чудотворного образа близ Ярославля был основан монастырь, ставший в конце ХХ века, после многих десятилетий гонений на Церковь, первой возрожденной женской обителью на территории России.

http://patriarchia.ru/db/text/1269092.ht...

26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского патриарха Uepeмuu II, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархом — первым патриархом Московским и всея России. Русское правительство, архипастыри и весь народ с радостью восприняли это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. Каноническая подчиненность нашей Церкви Константинопольской была упразднена. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили русскому патриарху пятое место в диптихе патриархов — после Иерусалимского. Это решение было подтверждено и на Соборе 1593 года. Главной целью всей деятельности патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589 г.), Триодь Цветная (1591 г.), Октоих (1594 г.), Минея Общая (1600 г.), Чиновник архиерейского служения (1600 г.) и Служебник (1602 г.). Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Однажды преподобный чудесным образом напитал рыбой иноков своей обители. Это случилось перед светлым Христовым Воскресением, когда Волга только что вскрылась и нельзя было переправиться на тот берег, в село Мышкино, чтобы купить рыбы на светлый праздник. Братия были огорчены этим. Но преподобный Кассиан утешил их. По указанию странствующего инока нашли на берегу монастырского пруда двух больших рыб, которых и достало на всю светлую седмицу. Иконописец священник Симеон дал обещание написать образ прп. Кассиана в надежде, что Господь пошлет ему за это мирную кончину. Боясь ошибиться в изображении угодника Божия, Симеон колебался. Он достал в Учемской обители небольшое изображение преподобного, но не был уверен, правильно ли оно, и потому все еще не решался писать. И вот одной ночью, думая о том, как ему написать икону, Симеон увидел множество нечистых духов. В ужасе и трепете он призвал на помощь прп. Кассиана, и злые духи исчезли. Священник услышал громкий голос, как будто кто–то стоял у постели и говорил: «Пиши образ мой без колебания, пиши так же, как написан благоверный князь Роман угличский, только бороду сделай длиннее, чем у князя». Явилась доска, которую священник приготовил для образа преподобного, и на ней он ясно увидел уже написанное изображение св. Кассиана: волосы длинные, борода длиннее, чем у князя Романа, русая, седины чуть заметны; подвижник изображен в княжеских ризах. Священник проснулся, весьма обрадованный тем, что прп. Кассиан показал ему, как писать его образ, и тотчас приступил к работе. Он написал преподобного в схиме. На следующую же ночь слышит он чудный голос во сне, который сказал ему: «Исправь браду, в чем ты неправильно написал». И тотчас явился у постели образ прп. Кассиана; подвижник был написан в схиме, как изобразил его Симеон, борода была до персей, русая, как бы обложенная серебром, седины ее были чуть заметны. Встав от сна, священник поправил икону. Так преподобный чудесным образом помог написать свою икону, которую священник и отправил в его обитель, рассказав игумену и братии о чудесных явлениях преподобного. Затем Симеон заболел и хворал два года, пока не записал рассказанного чуда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Ярославская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский Переславский женский монастырь Ярославская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — город Ярославль . Граничит с Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской областями. Расстояние от областного центра до Москвы — 282 км. Содержание Православие в Ярославской области [ править править код ] История [ править править код ] В 991 году от Рождества Христова, по прошествии трех лет после Крещения Руси, проповедники православной веры достигли Ростовской земли, населенной язычниками, и учредили здесь епископскую кафедру — центр просвещения страны, ставшей впоследствии великой Россией. На территории современной России это самая древняя епархия Русской Православной Церкви, учрежденная на год раньше архиерейской кафедры Великого Новгорода. Возникнув в числе первых шести епископских кафедр, основанных святым равноапостольным князем Владимиром, Ростово-Ярославская епархия созидалась трудами ее первых епископов — Феодора, Илариона, святителя Леонтия Ростовского, имя которого стало символом победы евангельского слова над тьмой языческого неверия. За свою более чем тысячелетнюю историю Ростово-Ярославская епархия явила множество святых и подвижников благочестия. Среди них святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский , святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие. Уже в домонгольский период на территории епархии возникают первые монастыри, два из которых — Авраамиев Ростовский и Никитский Переславский — существуют и по сей день. В 1238 году во время Батыева нашествия на Ростово-Ярославской земле произошла битва на реке Сить, где собранные с разных концов Русской земли воины под водительством святых благоверных князей Георгия Владимирского и Василько Ростовского положили жизни за свою землю. В годы монголо-татарского ига Ростово-Ярославской землей мудро управляли князья Василий и Константин, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Роман Угличский. Из руин и пепелищ своим личным подвигом возрождали они благолепие родного края.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

Святыни и святые древнего города – Основателем и святым покровителем города является благоверный князь Роман Угличский (отсюда и название: Романов). В далеком XIII веке он устраивал по всему княжеству богадельни, странноприимные дома, обогревал и кормил в них убогих, шедших к нему даже из других княжеств; воздвиг более 15 храмов, – продолжает свой рассказ Виктория Фомина. – Кроме уже упомянутого образа Спаса Всемилостивого в Романове также обретается чудотворная икона Божией Матери «Прибавление ума». Кстати, первый акафист мы издали в честь этого образа. Фото: Георгий Петров Здесь на Леонтьевском кладбище покоится архимандрит Павел (Груздев) – старец и чудотворец Здесь на Леонтьевском кладбище покоится архимандрит Павел (Груздев) – старец и чудотворец, к которому при земной жизни ехали за советом и академики, и священники, и великое множество простых людей. И до сих пор приезжают, идут на кладбище за помощью со всех концов страны в любую погоду и непогоду. Едва мы прожили здесь пару дней, моя младшая дочка Маша, страдавшая в Москве от недостатка солнца и недомоганий, буквально расцвела. Именно об этом я просила отца Павла на его могиле. В Романове вообще особенно чувствуется благодатная помощь отца Павла, которого многие горожане знали лично, а другие заочно-посмертно любят и почитают. Это очень радостно! Но, к сожалению, отец Павел – чуть ли не единственный из небесных покровителей города, чье имя известно многим. Далеко не все горожане ведают, что в 20 верстах от города, в селе Бурнаково, родился канонизированный не так давно адмирал Феодор Ушаков и его дядя – преподобный Феодор Санаксарский (Иван Игнатьевич Ушаков). В честь новомученика святителя Вениамина (Воскресенского) освящен храм на правом берегу Волги – в Борисоглебской части города. Виктория Фомина Но даже из православных прихожан мало кто сохранил память об убитых здесь за веру в 1920–1930-х годах приходских священниках Иакове Архипове, Петре Зефирове, Петре Попове, Николае Розове, Иоанне Дунаеве, Михаиле Белороссове. Жития романовских новомучеников воссоздаются по крупицам – иных нет даже в «Православной энциклопедии». И, в общем-то, понятно, почему так произошло. В свое время их вели по городу под плевки горожан, многих, прежде чем убить, мучили: избивали, носы отрезали… Их жены и дети потом голодали, и некоторые, чтобы поступить учиться или работать (ведь «лишенцам» семьи надо было кормить), отрекались от них, оставляли иконы, сжигали вещи репрессированных. Поэтому и фотопортретов сохранилось немного. Некоторые иконы единожды были написаны и почти не известны. Чаще встречаются иконографические изображения святителя Вениамина, священномученика Михаила Белороссова, многие фотографии исповедника Георгия Седова – старосты Воскресенского собора (его мощи ныне там в левом пределе покоятся). Когда мы делали календарь и другие издания, открылось много интересного.

http://pravoslavie.ru/119636.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010