протоиерей Олег 22 января 2016г. 00:31 Уважаемый Николай! В этом списке 14 местночтимых святых. Вероятно, на Соборе готовится их общецерковное прославление, для этого и собираются свидетельства об их почитании. Здесь будет очень важно сообщить обо всех случаях почитания - называют ли в честь этих святых храмы, пишут ли их иконы, служат ли им молебны, дают ли их имена в крещении. Говорить о почитании без этой конкретики будет неправильно. Наличие чудес в случае общецерковного прославления местночтимого святого так же необходимо, на Соборе они должны быть представлены, как это было, например, при прославлении преподобного Далмата Исетского в 2013 году. Другие 16 подвижников из этого списка никогда не были канонизированы. Вот их имена: воин схимник Александр Пересвет, воин схимник Андрей Ослябя, преподобная Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, митрополит Московский и всея Руси Геронтий, преподобный Елисей Лавришевский, иеромонах Иона Псково-Печерский, преподобный Корнилий Переяславский, иеромонах Леонид Устьнедумский, преподобный Марк Псково-Печерский, преподобный Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, благоверный великий князь Ростислав - Михаил, епископ Тверской Симеон Полоцкий, игумен Симон Сойгинский, княжна София Слуцкая. Для их прославления, во-первых, необходимо подготовить жития. А далее, как уже было сказано в рекомендациях, утвержденных Священным Синодом: «для рассмотрения вопроса о канонизации подвижника, необходимо собрать документы, убедительно свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом необходимо обратить внимание на то, что все случаи исцелений, по молитвам представляемого к канонизации лица, должны быть убедительным образом документированы». Полагаю, что опрос епархий, который сейчас проводится, имеет целью собрать предварительные материалы об их почитании. Николай Казаков 25 января 2016г. 00:28 Досточтимый о. Олег, благодарю Вас за подробный ответ. Но возникают новые вопросы.

http://bogoslov.ru/article/4814630

Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы – святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 г. она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 г. и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына – Новгородского князя Владимира. Скажем немного и о нем, так как он тоже был канонизирован РПЦ еще в XV в. как святой великий благоверный князь. Старший (если не считать некоего Ильи, о котором нам практически ничего не известно) сын князя Ярослава Владимировича Мудрого и княгини Ирины. Родился в 1020 г. В 1036 г. (по другой версии, в 1034-м) отец сажает его на княжение в Новгород. В этом городе Владимир будет княжить до конца своей жизни. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята. Вскоре Владимир женится; имя его супруги – Александра – известно только из позднейших и не слишком надежных новгородских источников. В 1038 г. у восемнадцатилетнего князя родился первенец, сын Ростислав (в крещении Михаил) (дата рождения приведена в «Истории Российской» В. Н. Татищева). В 1042 г. Владимир во главе новгородского войска совершил поход на финское племя ямь (хяме, или, по-другому, тавастов). Русские войска одержали победу, однако в целом поход нельзя назвать успешным. «Пошел Владимир, сын Ярослава, на ямь, – рассказывает автор «Повести временных лет», – и победил их; и пали кони у воинов Владимировых, так что с еще дышащих коней сдирали кожу – таков был мор в конях». В следующем, 1043 г., Владимир, по повелению отца, совершил свой наиболее известный поход – на Царьград (Константинополь). Причины русско-византийской войны остаются не выясненными, а ход ее восстанавливается по показаниям как русских летописей, так и иностранных источников – греческих ( Михаил Пселл , Иоанн Скилица, Михаил Атталиат) и восточных (Ибн ал-Асир, Бар-Гебрей и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

http://www.yaroslavlru.ru Ярославль. Храм Михаила Архангела (гарнизонный) Основание церкви Михаила Архангела относится ко времени начала Ярославского княжества. Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе. В 1295 году, по той же рукописи, на месте первого храма «святого благоверного, великого князя Феодора Ростиславича вторая его супруга, дочь ордынского царя Ногая, княгиня Анна, созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим... наименовав оную церковь Соборною». По преданию, церковь являлась дворцовой ярославских князей второй династии, и княгиня отстроила её в память о Михаиле- умершем сыне князя Феодора от первого брака. (Общепринято, что вторая жена князя Феодора Чёрного была дочерью хана Менгу-Тимура, а не Ногая). Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года. Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более дведцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года.

http://sobory.ru/article/?object=00209

После кончины сих благоверных Князей, наследницею Ярославского престола осталась дочь Васильева Мария, и за ее малолетством управляла Ярославлем мать, Княгиня Ксения, до того времени, когда дочь ее вступила в супружество с Князем Смоленским Феодором Ростиславичем Чермным, который приобрел чрез сей брак и княжество Ярославское. Весною 1501 года, выгорел кремль Ярославский и, вместе с палатами княжескими, сгорел и соборный храм Богоматери. Когда начали копать рвы для заложения нового храма, обрели два не повредившиеся от времени гроба, с нетленными в них телесами, и по надписям на каменных плитах узнали, что это были блаженные Князья Василий и Константин. По совершении над ними соборной панихиды, опять были опущены гробы их в могилу, но вскоре поднялась страшная буря, с громом и молниею, и в течение двух недель шел ливень и не умолкали громы, так что ужас объял граждан Ярославских; они приняли это за знамение небесного гнева, потому что не воздали должной почести благоверным Князьям своим, которые как бы возвратились к ним своим нетлением, через два с половиной столетия. По просьбе народной, Епископ и клир вынули из недр земли священные останки и перенесли их, с великим торжеством, из кремля в земляной город, в деревянную церковь страстотерпцев Бориса и Глеба. Когда известился о том Великий Князь Московский Иоанн Васильевич III, немедленно прислал он из Москвы искусных каменщиков, для построения соборного храма, и сам впоследствии пришел в Ярославль на поклонение святым своим предкам, от мощей коих непрестанно истекали исцеления. С торжеством были они перенесены во вновь устроенный храм и поставлены между столпов с правой стороны, под древними родовыми их иконами. Память их обретения празднуется 3-го июня. (Извлечено из местной летописи.) Перенесение мощей Яренгских чудотворцев Иоанна и Лонгина В ста двадцати верстах от города Архангельска, в пределах Холмогорских, есть селение Яренга, жители коего занимаются промыслом соловаренным. Случилось, при державе Царя Иоанна Васильевича и в дни святительства Митрополита Макария, некоторым жителям сего селения выехать за шесть верст в море; там обрели они на льдине мертвеца непогребенного, в одной срачице и смиловавшись над ним, срубили около него колоду и поставили на берегу моря. Протекло с тех пор двадцать пять лет, и никто не слыхал о том мертвеце, доколе не было от него видение одной болящей жене, которая страдала расслаблением всех своих членов. Явился ей юноша в том виде, в каком обрели его на море, и сказал: «Если хочешь быть исцеленною, иди на море, где лежит мое тело». Исполнила она повеленное, и, достигши указанного места, с теплой молитвой припала к пустынному гробу и возвратилась исцеленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь 54. Христианская жизнь    Хотя русский народ по принятии христианства не вдруг забыл и оставил привычки язычества, и междоусобия удельные гибельно действовали на нравственность, тем не менее, Святая Христова вера принесла для него вожделенные плоды: смягчила нравы, ослабила право родовой мести, умерила бедствия удельной системы и образовала много доблестных подвижников истинной добродетели. Первым примером ее благодатного действия служил сам равноапостольный Владимир.    Быв язычником, он безжалостно истребил семейство Рогвольда, обагрил руки в крови брата, утопал в сластолюбии; став же христианином, он сделался образцом целомудрия и другом несчастных. Бедные во всякое время могли приходить на его двор и получать для себя деньги и пищу; мало того, он приказал развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу и мед для тех, которые по болезни своей не могли придти к нему. Кроме того, из христианских князей до нашествия монголов замечательны: сыновья его — святые Борис и Глеб, сын Ярослава Мстислав Великий, Мстислав Ростиславович Храбрый и Андрей Боголюбский. Пример князей естественно поддерживал благочестие и в народе. Отличительными качествами наших предков были простая, немудрствующая вера в истину Христову, строгое соблюдение всех уставов церковных, любовь к молитвам и храмам Божиим, милосердие к бедным.    Иго монгольское лучшая часть русского народа приняла как наказание Божие за грехи и в своей тяжкой доле сильнее прилепилась к Господу. Одна только вера и надежда на Бога могли облегчить страдания народные. Первосвятители Кирилл II, Петр, Алексий, Киприан, Иона и многие другие были образцами истиной христианской жизни для паствы. Из князей, кроме положивших жизнь свою за веру и отчизну, примером глубокого благочестия были князь Владимир Волынский, Довмонт Псковский и особенно благоверный Александр Невский, образец царственного мужества и царственной мудрости, проникнутых духом христианским. Но монгольское иго не осталось и без вредных последствий на характер русского народа. Обычные монгольские насилия, правежи, на которых несостоятельных должников секли кнутом, и казни лишили русских прежнего доблестного благородства и приучили к низкому раболепству, обману и жестокости. С огрублением нравов в русское судопроизводство введена была татарская расправа: явились пытки, кнут и смертная казнь для преступников. Прикрепление крестьян к земле (1592), лишив их личной свободы, остановило их умственное развитие и вредно подействовало на самую нравственность их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

переведен на Ростов. митрополию); 1791 г., XIX, 408 (в 1752 г. сюда уволен на покой архиеп. Переяслав. Арсений Могилянский). 458. Спасо – Преображенский или Спасский , мужской, ныне архиерейский дом, в губерн. гор. Ярославле. В Лаврентьев. летописи под 1216 г. сказано: „христолюбивый князь великий Костантин, сын Всеволож, заложи церковь камену и монастырь св. Спаса Преображенья на Ярославля». В 1764 г. он положен в 1-м классе, в 1787 г. упразднен и обращен в архиер. дом. В церкви св. Благоверн. князей почивают мощи князей Феодора, Давида и Константина, обретенные в 1463 г. и положенные в 1831 г. в серебряную раку; память их чтится 5 марта, 22 июня и 19 сент. В церкви Происхождения честных древ, где стоит гроб благоверных князей, находится свящ. изображение Печерской Божией Матери, прославившееся в 1823 г. целебными чудесами. В древней церкви во имя Происхожд. древ Честного Креста Господня погребен преосв. Парфений, митроп. Лаодикийский, скончавшийся в 1704 г. Архиеп. Нил, “Яросл. Спасо-Преобр. м-рь, что ныне архиер. дом”, с присовокупл.: “Жития св. благовер. кн. Феодора, Давида и Константина, Яросл. чудотв., и хронологич. указателя иерархов Ростов. и Яросл. паствы”, Ярославль, 1869 г.; Иером. Владимир, “Яросл. Спасо-Преобр. м-рь, что ныне архиер. дом”, Москва, 1881 г.; “Ист. Росс. Иерар.”, VI, 225 (с грамот.); Ратшин, 556; Крылов, “Ист.-стат. обзор Яросл. епар.”, 50; Проценко, “М-ри в России”, 49; Ключевский, “Жит. свят.”, 74, 171, 354, 421, 462; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 58; IV, 125, 176; V, 61; VII, 171; VIII, 38; “Словарь ист. о свят. в Росс.”, 279; Журавлев, “Путевод. по Яросл. губ.”, 156; Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 279, 290; “Книга степенная”, I, 392 (Житие св. и праведн. кн. Феодора Ростиславича Смоленского и Ярославского чудотворца), 397 (о проявлении мощем чудотв. князей Феодора и Давида и Кон- стантина); II, 100 (обретение мощей); “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.”, 1844 г., 24 (истор. очерк); 1848 г., 6, смесь, 39 (Опись книгам XVII ст.); 9, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении… А у кого довольно силы и внимания, такой пусть приступает к Причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении – наша жизнь и сила» 23 . В Древней Руси тоже часто причащались. Даже лица на государственной службе так поступали. Известно, например, что святой благоверный великий князь Ростислав († 1166) (в крещении Михаил), внук Владимира Мономаха , приобщался Святых Таин каждое воскресенье. Святитель Тихон, епископ Воронежский († 1783), советовал священникам: «Когда произносите «Со страхом…», подумайте, как Христос явился по Своем Воскресении апостолам и всем другим братьям. Знайте также, что этими словами вы призываете верующих принять Святые Тайны. И когда видите, что кто-то не подходит, пострадайте душой, поскольку в то время, как Христос зовет всех к себе и приносит в пищу Свое Пречистое Тело и Кровь, кто-то не приходит на вечерю этого великого благодеяния» . И далее святитель напоминает об обычае древних христиан причащаться за каждой литургией. Святой Прокопий Великопещерник († 1800): «Как для того, чтобы жить, расти и укрепляться, человеку в течение его телесной жизни недостаточно только родиться, но необходимо постоянно питаться, так же и христианину, для того чтобы жить, развиваться и совершенствоваться духовно, недостаточно лишь родиться в святом Крещении, но необходимо питаться духовно, приобщаясь постоянно Тела и Крови Господних». В конце XVIII века святитель Макарий Нотарас († 1805), митрополит Коринфский и святитель Никодим Святогорец († 1809) написали знаменитую книгу «душеполезнейшую о непрестанном Причастии Святых Христовых Таин», которая имела целью «призвать к радостному обычаю древних христиан и доказать библейскими, апостольскими и отеческими свидетельствами, что спасительно для души каждого христианина часто причащаться, если он не имеет к тому препятствий» . Авторы прямо настаивают на этом: «Если любишь возжигать свое сердце божественной любовью и простирать ее до Христовой любви и с ней достигать и всех добродетелей, посещай часто Святое Собрание и получишь то, чего желаешь.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoya...

Много можно было бы сказать, затронув тему так называемой «исторической правды» и – роли и значения настоящих произведений искусства, литературы, создаваемых родными, любящими, талантливыми творцами. Но талант – любой, в том числе исследователя! – может быть вредным, разрушительным, предающим! И, что гаже всего, – продающимся! Страшно, обидно, но, увы, мы в наше время – горькие свидетели. Упаси Боже, только бы, – не участники!.. Вспоминаю строки из дневника Александра Блока, который после посещения театра пародии и гротеска «Кривое зеркало» запишет: «…видел удивительно талантливые пошлости и кощунства г. Евреинова. Ярчайший пример того, как может быть вреден талант» (11 ноября 1912; курсив здесь и ниже мой – Л.В.) А 13 декабря 1920-го: «Разные невоплощенные Мейерхольды и многие весьма воплощенные уголовные элементы еще всё сосут, как пауки, обильную русскую кровь; они лишены творчества, которое ведь требует крови ( " здоровая кровь – хорошая вещь " )». И хотя – «Жизнь рвет эту паутину весьма успешно, у русских дураков еще много здоровой крови»… Вспомню и строки Марины Цветаевой: – «Все в знаньи, скажут вам науки. Не знаю… Сказки – хороши!» Добавлю: добрая, светлая сказка порою важнее и нужнее были, яви. И народ, слагающий сказки, легенды о своих героях, защитниках – пусть и суровых! – не обманешь, не навяжешь вместо них пусть и тысячу раз официально «назначенных»!.. Так что – Истина: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!» Прочла о планируемом крестном ходе «По стопам Святого благоверного князя Александра Невского» и… огорчилась. Почему Торопец не включен? Грустно, что, может быть, только легенды – о роли в жизни Александра Невского этого купеческого городка, в XII веке столицы Торопецкого княжества, чрез которое шел «путь из варяг в греки». Напомню: он – сын торопецкой княжны Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, дочери князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного. Очень близки мне слова Е.Н. Поселянина из публикации «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский»:

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/17/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Первовенчанный, св. - житие Преподобный Стефан, брат свт. Саввы и сын свв. Стефана Немани (при. Симеона Мироточивого) и Анны (прп. Анастасии), правил Сербией с 1196 по 1228 год. У великого жупана Стефана Немани - основателя династии Неманичей - было три сына: Вукан, Стефан и Растко (Ростислав). Младший сын отправился на Св. гору Афон, где и принял монашество с именем Савва. Его отец, корень благоплодного древа святителей и благоверных правителей Сербских, как и его супруга, к концу жизни последовал примеру своего любимого чада и принял постриг в основанной им Студеницкой обители с именем Симеон. Почил о Господе он на Афонской горе в облагодетельстванном им Сербском монастыре Хиландарь, а его честные мощи получили цельбоностную силу источать благоуханное миро. Уходя, он оставил престол своему среднему сыну Стефану; старшему же сыну, Вукану, поручил несколько областей, подчинив его державному брату. Вукан, воспользовавшись начавшимся в 1202 году IV крестовым походом, поднял мятеж против брата своего - великого жупана Стефана, призвав на помощь папу римского и короля венгерского. Вукану удалось даже временно захватать власть в Сербии. И хотя Стефан, получив поддержку со стороны православного болгарского царства, сумел вернуть себе престол великого жупана, положение его оставалось непрочным. Глубоко веря в чудотворную силу мощей своего преподобного отца, Стефан покорнейше просил младшего брата, инока Савву, перенести сии святые мощи на родную землю. Св. Савва с радостью исполнил просьбу Стефана. Со всем народом, князьями и духовенством встретил прославленные останки великий жулан Стефан. Устыдился и раскаялся в своей недавней гордыне брат его князь Вукан. Вражда братьев утихла, оба с благоговением поклонились мощам отца своего, оба с любовью приняли святого инока Савву и торжественно перенесли останки преподобного Симеона в Студеницкий храм. Вукан уже никогда не восставал на Стефана и, будучи князем Зеты (Черногории), хранил верность своему державному брату.

http://pravicon.com/info-3447

Согласно Житию прп. Игнатия Вологодского, в заключении он увещевал младшего брата не падать духом и смиренно переносить страдания. 20 дек. 1540 г. по ходатайству митр. Иоасафа (Скрипицына) и членов Боярской думы, в к-рой преобладали сторонники князей Бельских, вел. кн. Иоанн IV Васильевич приказал «в Переславле из тюрмы ис тына выпустити княж Андреева сына углецкого князя Дмитрея». От вел. князя бывш. узнику были даны «дети боярские... и стряпчие всякие... и ключники, и сытники, и повары, и конюхи... И платья ему посылал князь великий с Москвы, и запас всякой был у него сушильной и погребной сполна, чего бы похотел. И ездити было ему по посадом по церквам молитися вольно, куды хотел... а у великого князя на Москве не бывал» (ПСРЛ. Т. 34. С. 26). Летописи относят освобождение Д. А. ко вторнику (Там же. Т. 13. С. 135; см. также: Т. 29. С. 39; Т. 34. С. 178), т. е., по-видимому, оно состоялось 21 дек. 1540 г. По летописному свидетельству, Д. А. скончался в 7052 (1543/44) г. (Там же. Т. 34. С. 180). Даты кончины Д. А., приведенные в Серебряниковской редакции Угличского летописца (РГБ. Ф. 178. Муз. 934. Л. 80 об., 2-я пол. XVIII в.) - 23 июня 7032 (1524) г. и в «Житии... князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его...»- 23 июня 7031 (1523) г. (ГИМ. Увар. 818. Л. 167), ошибочны. Д. А. был похоронен рядом с братом прп. Игнатием († 19 мая 1522, или 1523, или 1525), в соборе в честь Происхождения Древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Спасо-Прилуцком мон-ре (от игумена этого мон-ря Мисаила кн. Иван Андреевич незадолго до кончины принял постриг с именем Игнатий). В монастырской б-ке среди вещей, принадлежавших Д. А., хранился рукописный сборник 1515 г., содержащий Житие св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного (БАН. 17.14.12). Почитание Д. А. зафиксировано в Спасо-Прилуцком мон-ре в 1-й трети XVII в. В описи мон-ря 1623 г. указано, что над местом погребения «благоверного князя Дмитрия» стояла деревянная гробница, «поволочена мухояром зеленым, покров тафта багрова, крест нашит тафтян бел», впосл. гробница исчезла и место погребения Д. А. ничем не обозначалось. В 1896 г. над местом погребения Д. А. была устроена новая деревянная гробница с живописным изображением князя наверху.

http://pravenc.ru/text/178189.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010