3 Гр. Хвостов. О Переяславле Залесском. 1823; Свирелин А.И. Истор. стат. описание Переясл.-Троицкого монастыря. М., 1860. 4 Погодин. Древняя русская история до монгольского ига. Т. I. 593. Его же: Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. М., 1850. 6 Лаврент. 140, 141, 143, 156. Плат. 111–113. Сн. «История Русской церкви» пр. Макария. Т. III, 269. 7 Софийск. врем. 1. 218–219: «Не взношашеся, ни величашеся о себе, но на Бога о всем возлагаше всю свою надежду, и Бог покоряше под нозе его везде вся враги его». Лавр. 184–185. Переясл.-Суздал. 110. 9 Соф. 1, 266 : «Яко же Святое Писание глаголеть: «да кто положить душу свой за другы своя»; сии же Великый князь положи душу свою за вся люди земли Русьскыя, и причте его Господь ко избранному своему стаду, зане же бяше милостив ко всякому, требующим не-взбранно даяше». Степен. кн. I, 321, 324. Архивск. 271. 10 О предках св. Александра по матери. Соф. 1, 228 : «Князи же милостивии, племя княже Ростиславле, и до хрестиян добры». В Новгородской летописи о Мстиславе Храбром: «Сь же благоверный князь Мьстислав взрастом середний бе и лицем леп, и всею добродетелью украшен и благонравен, и любовь имеаше ко всем, и милостини прилежаше, монастыри набдя... Бе бо крепок на рати; всегда бо тесняшеся умрети за Русскую землю, и тако молвяше дружине: братье! ничто же имейте в уме своем; еще ныне умрем за христианы, то очистимся грехов, умрем же всяко,.. Бе бо налюбезник на дружину, и не збираше злата, ни сребра, но дааше дружине, ово же правяше души своей... Не бе бо тоа земле в Руси, котораа же его не хотяше, не любляше... Плакашеся по нем вся Рускаа земле». По кончине его говорили: «Уже бо солнце наше зайде нам!» См. Карамзина «История государства Российского», т. III, 57. Прим. 54. Мечислава Мстиславича современники называли Удатным, Храбрым, даже Великим, позднейшие историки – Удалым. 12 Ярослав Всеволодович был женат два раза. В первый брак он вступил в 1206 году с Юрьевною Кончаковича (Лавр. 180), во второй – в 1214 году с дочерью Мстислава Удалого, названного при рождении Ростиславою, а при крещении Феодосиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

– Сказание Св. Аркадия Архиеп. Кипрского. Слово похвальное на пречестную память Св. великомученика Никиты, л. 532–540 об. Нач. «Созывает паки нас, о христолюбцы. Христолюбив бо сый и благочестия добропобедный великий мученик Никита.» – В той же день обретение Св. первомученика Стефана; писано о семь Августа во 2-й день, л. 540 об. В 16-й день – и Месяца июля в 11-й день мучение Св. Евфимии, л. 542–553 об. Нач. «Царствующу Диоклетиану присну же Антинату сущу бысть гонение велие на христианы.» – Сказание вкратце о премудром Киприане Митрополите Киевском всея России, л. 554–561 об. Нач. «Сей Преосвященный Киприан Митрополит Киевский и всея Русии, бысть родом земли Сербские.» «Грамота Митрополита Киприана», л. 556 об. В 17-й день. Мучение Свв. мучч. Веры, Надежды, Любве и матери их Софии, л. 562–579 об. Нач. «Словесе разсеяну бывшу по всей поднебесней Господем Иисусом Христом.» В 19-й день. Преставление благоверного и христолюбивого Великого Князя Феодора Смоленского и Ярославского и сынов его Князя Давида и Константина, л. 580–591. Нач. «Сей убо бысть благоверный и христолюбивый Великий Князь Феодор Смоленский, сын Великого Князя Ростислава Смоленского.» – В лето 6970, месяца Марта в 5-й день, проявление Св. чудотворцев Ярославских благоверного Великого Князя Феодора и сынов его Давида и Константина, л. 592–619 об. Нач. «Како убо и когда и в кое время прояви Бог угодники своя.» – Чудеса благоверного Князя Феодора, л. 594. В 20-й день. Списание жития и муки Св. Евстафия и жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта, л. 620–640 об. Нач. «Во дни царствия Траяна, идольстей жертве одержащи.» Страсть Свв. новоявленных великомученик и исповедник Великого Князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора вкупе пострадавших от царя Батыя, л. 642–653. Нач. «Бысть в лета 6746, пришедше Тотари на все православие брани побеждающии и гради разоряюще.» – О убиении злочестивого царя Батыя, л. 563. – Сентября и июля в 22-й день, мучение Св. мученика Фоки, л. 658–671 об. Нач. «Паче же уне прияти от благомужества и терпения от блаженного мученика Фоки.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Его мощи и доселе почивают в Киеве в пещерах преподобный Антония. Память преподобный Нифонта 21 апреля, в день его кончины. 202 8) Жизнь и деятельность святого, благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни Сын знаменитого Юрия Долгорукого Благоверный Андрей Боголюбский был внук великого Владимира Мономаха , и родной племянник сына его св. Мстислава Владимировича. Он родился в 1110 году в городе Суздале. Когда в 1149 году отец его овладел Киевом, Андрей, как старший между братьями, получил ближайший к Киеву стол Вышгородский. Между тем тогдашний великий князь киевский, Ярослав Мстиславич, изгнанный Юрием из Киева, отправился во Владимир-Волынский, и здесь, собрав на помощь поляков и венгров, решился идти на Юрия. С своей стороны Юрий не хотел ожидать Ярослава в Киеве, и потому, снарядив войско, двинулся на Волынь с сыновьями Андреем Вышгородским и Ростиславом Переяславским и союзниками своими половцами. Посланные вперед Андрей и Ростислав прибыли в Пересопнипу, в которой княжил тогда престарелый дядя Ярослава – Вячеслав. 203 Скоро прибыл сюда и сам Юрий – и получив помощь от свата своего Владимирка Галицкого, 204 готовился напасть на Ярослава. Между тем Владимирко отправился к границам Польши и Венгрии, и этим так напугал союзников Ярослава, что те, услышав кроме этого, что еще пруссы идут в их землю, оставили Ярослава и удалились во своя си. 205 Устрашенный Ярослав предложил мир, который, по-видимому, охотно был принят и Юрием, и Вячеславом. Но лишь только Ярослав распустил свою дружину, как Юрий отказался от всяких дальнейших переговоров, и не смотря ни на какие представления со стороны Вячеслава и сыновей своих, поднялся, и снова пошел против Ярослава. 206 Войско Юрия двинулось к Луцку. Андрей и Ростислав с половцами шли вперед, и остановились ночевать между Луцком и Дубном у Муравицы. 207 Вдруг ночью половцы чего-то переполошились и начали бежать назад. Вслед за ними побежали и русские; один только Андрей сохранил присутствие духа и устоял на месте, и только когда с рассветом увидел, что вся дружина разбежалась, двинулся к Дубну, где остановилось войско Юрия и половцы, ожидавшие подмоги от сего последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Спутники св. Константина объясняли муромцам заблуждения языческие, говорили о Боге и Его правде, о служении Ему, о христианских обрядах. Часто и сам князь приглашал к себе старейшин и убеждал их обратиться ко святой вере. Но на сорной почве трудно было вырасти насаждениям истины. Язычники были глухи к учению, а некоторые поклялись убить или выгнать из города проповедника. Однажды ожесточенная толпа с оружием подступила к княжескому двору. Усердно помолившись Владычице, князь с ее образом в руке один вышел к возбужденной толпе. И тут совершилось чудо: во внезапном страхе бунтовщики пали на землю пред иконою Богоматери и стали просить у князя крещения. Св. Константин через несколько дней крестил Муромцев в Оке, как некогда в Днепре св. Владимир — киевлян. Утверждая веру и гражданственность в глухом крае, св. князь в то же время оборонял пределы муромские от болгар и мордвы. Наследовав Черниговское княжество, он предоставил Муром своему племяннику. Он скончался, горько оплакиваемый народом, в 1129 г. в Муроме и положен там в Благовещенском соборе, близ гробниц его сыновей — Михаила и Феодора. С половины XIV века при гробе князя стали совершаться чудеса. Пред Казанским походом, молясь у гробницы, Иоанн Грозный дал обет, в случае дарования ему победы, воздвигнуть новый храм Благовещения. При постройке этого храма обретены мощи святого Константина и чад его нетленными и положены в особом месте стены. Там, где убит был благоверный князь Михаил, поставлен храм его имени. Посреди тех междоусобий, которые велись князьями из-за обладания киевским престолом, принял мученическую кончину св. великий князь Игорь (во св. крещении Гавриил). Он происходил из мятежного рода князя Олега Черниговского, на котором св. Мстиславу Великому столько раз пришлось выказать свое великодушие. Брат Игоря, Всеволод, восхитил киевский престол у потомков Мономаха и, умирая, передал его брату Игорю, которому киевляне и дали обет верности. При этом, однако, они просили, чтобы Игорь сменил вельмож брата, которые угнетали народ; окруженный дурными советниками, несмотря на добрые намерения умирить Киев, Игорь медлил исполнить обещание, и тогда киевляне, не любившие олеговичей и желавшие мономаховичей, предложили тайно престол внуку Мономахову, Изяславу Мстиславичу (брату св. Всеволода и Ростислава), который и пошел на Киев.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Юрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10. Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде. Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь святого Георгия. Позже году повелением святого благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава Всеволода, княжившего тогда в Новгороде. Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только святой Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора – мастер Петр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имен древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящен во имя Георгия Победоносца Новгородским епископе Иоанном. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нем упокоились Изяслав и Ростислав, сыновья новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году – принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году – князь Федор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году – Дмитрий Шемяка.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

получив известие из Греции, что на место Климента назначен новый Митрополит из Константинополя, по имени Константин, и что таковый отправился из Царьграда в Россию, Пр. Нифонт, немедля, поехал в Киев, чтобы встретит желанного Архипастыря. Но Господь не судил ему дождаться этого утешения. – Еще Константин был на пути, как Преподобный заболел в Киеве, – и в том же году 21 Апреля скончался в субботу великой пасхальной недели. 202 Его мощи и доселе почивают в Киеве в пещерах Пр. Антония. Память Пр. Нифонта 21 Апреля, в день его кончины. 203 IX. Жизнь и деятельность Святаго Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни. Сын знаменитого Юрия Долгорукого, Благоверный Андрей Боголюбский был внук великого Владимира Мономаха и родной племянник сына его Св. Мстислава Владимировича. Он родился в 1110 г. в г. Суздале. Когда в 1149 г. отец его овладел Киевом, Андрей, как старший между братьями, получил ближайший к Киеву стол Вышгородский. – Между тем, тогдашний Великий Князь Киевский, Ярослав Мстиславович, изгнанный Юрием из Киева, отправился во Владимир-Волынский и здесь, собрав на помощь Поляков и Венгров, решился идти на Киев. С своей стороны Юрий не хотел ожидать Ярослава в Киеве, и потому, снарядив войско, двинулся на Волынь с сыновьями Андреем Вышгородским и Ростиславом Переяславским и союзниками своими Половцами. Посланные вперед Андрей и Ростислав прибыли в Пересопницу, в которой княжил тогда престарелый дядя Ярослава Вячеслав. 204 Скоро прибыл сюда и сам Юрий и получив помощ от свата своего Владимирка Галицкого, 205 готовился напасть на Ярослава. Между теме Владимирко отправился к границам Польши и Венгрии, и этим так напугал союзников Ярослава, что те, услышав кроме этого что еще Пруссы идут в их землю, оставили Ярослава и удалились восвояси. 206 Устрашенный Ярослав предложил мир, который, невидимому, охотно был принят и Юрием и Вячеславом. Но лишь только Ярослав распустил свою дружину, как Юрий отказался от всяких дальнейших переговоров и не смотря ни на какие представления со стороны Вячеслава и сыновей своих, поднялся и снова пошел против Ярослава. 207 Войско Юрия двинулось к Луцку, Андрей и Ростислав с Половцами шли вперед, и остановились ночевать между Луцком и Дубном у Муравицы. 208 Вдруг ночью Половцы чего-то переполошились и начали бежать назад. Вслед за ними побежали и Русские; один только Андрей сохранил присутствие духа и устоял на месте, – и только когда с рассветом увидел, что вся дружина разбежалась, двинулся к Дубну, где остановилось войско Юрия и Половцы, ожидавшие подмоги от сего последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

V. Великаго Новаграда святые 105. Святый и благоверный великий князь Владимир Ярославич преставився в лето 6560 месяца октября в 4 день и положен бысть в соборной церкве у Софии Внук святого равноапостольного Владимира, старший сын великого князя Ярослава I, в ранней юности поставлен от него князем в Новгороде. Успешно воевал по воле отца с Греками и усмирял Ям (Финнов). Храмоздатель Новгородского Софийского собора, освященного 14 сентября 1052 года. Преставился 4 октября 1052 года. Память в день преставления и 4 февраля. Мощи князя Владимира почивают открыто в посвященном ему приделе того же собора, в богатой серебряной раке, в которую переложены 7 сентября 1862 года, накануне торжества 1000-летия России. 106. Святая и благоверная мати его княгиня Анна преставися в лето 6500 и положена бысть в той же соборной церкве Св. великая княгиня Анна, супруга великого князя Ярослава I, дочь Шведского короля Олава. В своем отечестве называлась Индигердою, в православном христианстве Ириною. По кончине супруга, постриглась с именем Анны. В честь своего и ее имени Ярослав построил монастырь св. Георгия и св. Ирины. Ум. 1050 года в Великом Новгороде. Мощи ее почивают открыто в Софийском Новгородском соборе, где и память ее празднуется 10 февраля и 4 октября. 107. Святый и благоверный князь Мстислав Ростиславичь преставися в лето 6637 Внук св. князя Мстислава Великого, сын великого князя Ростислава Михайловича, начал княжить в Новгороде в 1179 году и за свои воинские подвиги получил прозвание «Храброго». По словам летописца-современника «украшен был всякими добродетелями и благонравием, ко всем имел любовь, прилежал милостыне, снабдевал монастыри, всегда стремился умереть за русскую землю; когда же видел христиан, плененных погаными, говорил дружине своей так: «братие, ничего не помышляйте в уме своем: если ныне умрем за христиан, то очистимся от грехов, и Бог вменит кровь нашу в мученичество; а если не умрем теперь, то не всячески ли должны умереть?» Был он любезен своей дружине, так как не собирал ни злата, ни сребра себе; но все ей отдавал, или раздавал церквам и убогим». (Лет. Киевск. у Карамзина т. III, гл. III). Во цвете лет сраженный внезапною болезнию ум. 1180 года 14 июня. Мощи его почивают в Новгородском Софийском соборе, в приделе Рождества Богородицы. Память его совершается 14 июня. 108. Святый благоверный князь Мстислав Мстиславич преставися в лето 6600

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Св. Благоверный Князь Мстислав был сын Великого Князя Киевского Ростислава – Михаила Изяславича (из дома Князей Смоленских). По свидетельству современников, он навык от юности никого не бояться, кроме Бога единого, и потому не было ему другого имени, кроме Храброго; Церковь же усвоила ему наименование Святого за его примерное благочестие и дела милосердия. Вот как летописец описывает свойства сего Князя! «Благоверный Князь Мстислав, роста был среднего и благолепен лицом, украшен всею добродетелью и благонравен, имел любовь ко всем, прилежал милостыне, снабдевал монастыри и чтил священный сан. На войне был крепок и всегда рвался умереть за Русскую землю; когда же видел христиан плененных погаными, говорил дружине своей: братия! ничего не помышляйте в уме своем; если ныне умрем за христиан, то очистимся от грехов и Бог вменит кровь нашу с мученическою, а если не умрем теперь, то не всячески ли должны умереть! Был он любезен своей дружине и не собрал ни злата, ни сребра, но все ей отдавал, или раздавал Церквам и убогим». Между воинскими деяниями его особенно замечателен подвиг в 1173 г. Подобно Мономаху, всегда довольный своим уделом, он, во время междоусобий на Юге России за обладание Великокняжеским престолом, не раз ходил мирить Князей и предоставлял права обладания Киевом старейшим из них. Но, защищая права других, Мстислав навлек на себя гнев Боголюбского. Великий Князь Андрей, собрав 50.000 воинов, отправил к Киеву с повелением привести к нему дерзкого Мстислава, который в то время прибыл туда для защиты своего брата кроткого Романа. Но Мстислав, запершись с малою дружиною в небольшой крепости – Вышгороде, мужественно выдерживал осаду в течении девяти недель. Наконец в одну ночь многочисленная Суздальская рать вдруг непонятно от чего обратилась в бегство, как бы гонимая сверхъестественною силою. Тогда Мстислав, при свете утренней зари, увидев ужасное расстройство и беспорядок в многочисленном неприятельском стане, поднял руки к небу, восхвалил Св. заступников – Бориса и Глеба, сел на коня и довершил поражение беглецов. С тех пор Русь с особенным благоговением взирала на Мстислава, которого так видимо хранил сам промысл.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

У раки св. князя стоит древняя чудотворная икона его и висит огромный крестообразный меч его с надписью на латинском языке: «honorem meum nemini dabo», то есть чести моей не выдам никому. Посещая Псков, царь Иоанн Грозный дивился размерам и тяжести этого меча. Брат Всеволода, благоверный князь Ростислав (Михаил) Мстиславич, родоначальник князей смоленских, принадлежал к числу тех редких государей, которые в своем блестящем верховном сане находят более тягости, чем удовольствия. Он не искал великого княжества и, дважды возведенный на великокняжеский престол, искренне желал отказаться от власти. Уже в престарелых годах, незадолго до смерти, всего более заботясь о судьбе своих детей, он, несмотря на слабость, поехал в Новгород, чтобы утвердить княжившего там сына своего Святослава. За 300 верст от Смоленска встретили его смоленские послы Смоляне любили Ростислава и вспоминали с благодарностью его правление. Он тоже любил Смоленск, где он открыл епископскую кафедру, поставил славный храм Петропавловский. Сын его Роман, внуки, епископ Мануил вместе с народом приветствовали старца; вельможи и купцы привезли ему подарки; Это внимание горожан было дорого князю. Утомленный путем, он не мог ехать далее Великих Лук и вызвал туда к себе знатных новгородцев. Он взял с них клятву забыть все неудовольствия на его сына, никогда не искать иного князя и разлучиться со Святославом только смертью. Потом он успокоенный вернулся в Смоленск. Жившая там его сестра Рогнеда, видя изнеможение брата, советовала ему остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в воздвигнутом им Петропавловском храме. — Нет, — отвечал великий князь, — я хочу лежать в киевской обители св. Феодора, вместе с нашим отцом, a если Бог исцелит меня молитвами Пречистой Своей Матери и преп. Феодосия, то постригусь в Печерском монастыре. Блаженный князь скончался 14 марта 1168 г. на пути, с тихою молитвой на устах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Это были его последние слова, и слезы остановились на застывших ланитах преставившегося князя.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010