Судя по результатам раскопок, ни один из храмов соборного комплекса не был украшен монументальной живописью и не имел майоликовых полов. У Константина Всеволодовича, видимо, не было мастеров, выполнявших такие работы. О.М. Иоанисян предположил, что монументальным украшением в домонгольском Спасском соборе была знаменитая икона начала XIII века «Богоматерь Великая Панагия», создание которой исследовательница Э.С. Смирнова связала с завершением строительства собора (в настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее). Она могла находиться в алтаре собора, или служить его предалтарным образом. С первых дней своего существования Спасский монастырь был не только городовым моастырем, но также являлся княжеской обителью. Об этом свидетельствует, в частности, Житие святого благоверного князя Федора Черного, где сказано: «въ монастырь же всятаго Спаа всегда прежжаще и братию довольно кормяше и милостынею удовляше, и божественным книгам прилежаше день и нощь…». В монастыре ярославские князья находили не только духовную поддержку, но и обретали последний покой. Хоронили их в Спасо-Преображенском соборе или Входоиерусалимской церкви. В 1299 году там, в «притворе церковном» (точнее, в церкви Входа Господня в Иерусалим), был погребен сам князь Федор Черный, а затем и его два сына – Давид и Константин: «Во граде Ярославле, в монастыре Святаго Спаса, лежаху три книзи, князь великий Федоръ Ростиславичъ Смоленскый и Ярославский. Да сын его Кстянтинъ, да внук его Давыдъ (в летопись, видимо, вкралась ошибка, так как Давид тоже был сыном князя Федора). С почитанием трех князей теснейшим образом связана вся дальнейшая история монастырского соборного комплекса. В 1463 году, при последнем удельном князе Александре Федоровиче Брюхатом, Ярославское княжество вошло в состав Московского государства. Почти одновременно с этим событием произошло чудесное обретение мощей ярославских князей Федора, Давида и Константина. Немного позднее, по заказу Ивана III и митрополита Филиппа, иероманахом Спасо-Ярославского монастыря Антонием было написано Житие Федора Черного.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Благоверная княгиня Евпраксия стояла в превысоком тереме своем и держала любимое дитя свое князя Ивана Федоровича. И услышав столь смертоносные, полные горя слова, кинулась тут из превысокого своего терема с сыном своим князем Иваном на землю и разбилась насмерть. И услышал великий князь Юрий Ингоревич об убийстве любимого сына своего князя Федора, других князей, людей посольских многих, убитых по приказу безбожного царя, и начал плакать, и с великою княгинею, и с прочими княгинями, и с братьями. И плакал весь город долго, и едва в себя пришли от великого того плача и рыдания. И начал собирать войско и расставлять полки. Князь великий Юрий Ингоревич, видя братьев своих, и бояр, и воевод, храбро и мужественно гарцующих , воздел руки к небу и со слезами сказал: «Огради нас от врагов наших, Боже, и от восстающих на нас избави нас, и спаси нас от сонма лукавствующих и от множества творящих беззаконие. Да будет путь их темен и скользок!» И сказал своим братьям: «О господа мои и братья! Если мы от руки Господней приняли доброе, то не стерпим ли и злое? Лучше нам смертью вечной жизни достигнуть, чем быть во власти язычников. И я, брат ваш, прежде вас изопью чашу смертную за святые Божий церкви, и за веру христианскую, и за отчину предка нашего Игоря Святославича!» И пошел в церковь – в церковь славного Успения пресвятой владычицы Богородицы. И плакал много и молился пред образом пречистой Богородицы, и великого чудотворца Николы, и сродников своих Бориса и Глеба. И совершил обряд прощания с великой княгиней Агриппиной Ростиславовной и принял благословение от епископа и от всего священного собора. И вышел против нечестивого царя Батыя и встретил его близ границ рязанских. И напал на Батыя, и начали биться с упорством и мужеством. И была сеча жестока и ужасна, и многие воины сильных Батыевых полков пали. И увидел царь Батый, что воинство рязанское беззаветно и мужественно сражается, и испугался. Да против гнева Божия кто устоит? А у Батыя войск великое множество: один бьется с тысячей, а два – со тьмою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

426 Остров Мучь подле восточного берега Онежского озера, в 60 верстах от Пудожа и в 70 от Вытегры. 429 «Преставился авва Лазарь в л. 6699 (1191) м. марта в 8 д.; а всех лет живота его 105». Так замечено в конце завещания Лазарева ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. V). Но показание года кончины Лазаревой, без со­мнения, ошибочное. Следовало написать: 6899 (1391) г. После того оказывается, что Лазарь прожил на острове 39 лет, а при смерти архиеп. Василия, в 1352 г., ему было 66 лет. Это сообразно и с рассказом его о своей жизни. 430 По переписи 1582 г. в Мурманском монастыре дер. церковь Предтечи с трапе­зою, за монастырем храм св. Лазаря; храм Успенский и ограда сгорели; в монастыре игумен, два иеромонаха и 35 братов (Неволин К.А. О пятинах и погостах). По переписи 1662 г. за Мурманским монастырем 34 двора (Записки Императорского русского ар­хеологического общества. Т. 2). Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. V. 431 Обитель св. Маманта Ксилоцирская находилась у городской стены Ксилоцирк (деревянный цирк) у городских ворот того же имени, почему Симеон называется игуменом обители Мамантовой у Ксилоцирка, иногда и просто Ксилоцирским. 432 Ркп. описание святых Киева: «святой, благоверный, великий князь Ростислав Мстиславич преставился в л. 6674 мес. марта в 14 день». 433 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; Материалы для стати­стики Российской империи. 434 Дополнения к Актам историческим. Т. 1, 4. О построении храма см.: Вос­токов А. Описание Румянцевского музеума. 438 1 См.: Соловьев П. Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, со времени завоевании Константинополя турками. СПб, 1862. 444 Ркп. святцы: «прп. Иннокентий, игумен Предтеченского монастыря, – был на р. Еде; преставился в л. 6999 (1491) мес. марта в 19 д.» То же в записке Евгения о Вологодской епархии. Почему в Словаре святых сказано, что прп. Иннокентий преставился 1 мар., – не показано. Но год кончины вернее в Отенских святцах: «пре­ставился в л. 7029 (1521) мар. в 18 д.». Это – сообразно с годом кончины наставника его прп. Нила (1508 г.). См. апр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сборы назывались «пошлинами» потому, что «так пошло есть» так было в обычаях с древности. Известно, что Благоверный Великий Князь св. Владимир определил десятину с имений своих на содержание главной церкви с Духовенством в Киеве. Следуя примеру сему, подобные тому распоряжения делали и удельные Князья, каждый в своих владениях. Нельзя было не делать чего-либо подобного и везде по епархиям. Напр. о десятинах и иных сборах для церквей Новгородской и Смоленской епархии упоминается в грамотах Князя Ростислава Смоленского и Князя Святослава Новгородского. То же пишется о Суздале и Владимире 52 . Так велось до времени Стригольников: так делалось в самое время явления их во Пскове и в Новгороде! Тогда случились даже некоторые особые к получению пошлин усилия со стороны высших Властей Духовных, Увидим. Между тем вольные Новгородцы давно уже толковали между собою, чтоб быть им и Духовенству их независимым от Всероссийского Митрополита 53 , в соответствие тому, как мало зависел Новгород от Великого Князя по гражданскому состоянию. А каким образом толковали о себе Новгородцы по отношению к Москве, так же точно и Псковичи, народ равно с Новгородцами вольный (Псков называл себя меньшим братом, но братом Новгорода), – так же рассуждали иногда за себя в отношении к Великому Новгороду. Владыка Новгородский был вместе и Псковским. Частые, положенные обычаем, приезды его во Псков (причем обыкновенно надобно было, по тогдашнему порядку вещей, приносить ему и окружающим его лицам дары от всех сословий) давно уже не нравились Псковитянам, не только по тяжести приносов, но и просто, по одной мысли о зависимости их от Владык Новгородских, вопреки гражданской своей независимости. В 14 столетии они решительно замышляли было учредить у себя отдельную от Новгородской Кафедру 54 . Хотя дело не состоялось; но в конце того столетия и далее много уже видно было смятений и непокорств Псковской области по части Духовной. Очень не дивно посему, что Стригольники зачали раскол, как такое дело, к которому, некоторым образом, готова была область Псковская, даже по общему одушевлявшему ее духу вольности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Что же к сим, но со словом глаголаемо, со словом же глаголаемо я деяние съприводя. По Господню же речению, боюся осуждениа, яко раба оного лениваго, погубившаго талант господина своего, того ради глаголю о чюдоносивем великом мужи и отци нашем святители Иоаине, архиепископе великаго Нова града. Яко же сама истина Христос глаголет: не может град укрытися верху горы стоа, ни вжигают светилника и полагаан под спудом или под одром, но на свещнице, но да светит всем, иже во храмине суть. Не полезно нам таити святых житиа, но ясно исповедати вашей любве преславно есть. И паки не буди же и лгати на святыа, но молюся самому тому Христу, Сыну Божию, да подасть ми слово сущее на похваление, и на молитву надеяся сего блаженнаго великаго князя Александра. Аще о сем ленюся, то саму душу погубляю: Слыши бо Павла вселенныа учителя глаголюща: готови будете всякому просящему в вас слова, яже в вас надежа, яко же и Давид рече: елико мы слышахом и разумехом а и отцы наши возвестиша нам, да не утаится от чяд их в род ин, возвещающе хвалы Господня и силы его и чюдеса его, яже сотвори. И паки елика заповеда отцем нашим, сказати а сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящеися и не забудут дел Божиих и заповеди его взыщут, яко никое же святым слово, о иже от нас похваляеми и блажнми суть, но нашим душам ползы исправление соделовающе. Что же к сим, но с словом глаголамо и деяние приводя. По Господню же речению, боюся осужениа, яко он раб ленивый, погубив талант господина своего и не сотворша им прикупа; того ради о чюдоносивем сем мужи великом князи Александре, о нем же нам слово в преди предлежащее да речется. В начале биографического рассказа, в характеристике добродетельного князя, замечается буквальная зависимость от Антониева жития Феодора. Житие Феодора. Житие Александра. Сей убо бысть благоверный и христолюбивый великий князь Феодор Смоленьскш, сын великаго князя Ростислава Смоленьскаго, из млада Христа възлюбив и пречистую его Богоматерь, по велику же чтяще священьники, яко слуги Божия, иереиский чин и мнишеский велми любляше в нищих миловаше, еще же от всякия неправды отгребаяся, аки изящен въинъ во всем угождаа Владыце своему Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Князь Ярослав (Константин) также немало потрудился для Муромского княжества; не только на духовном, но и на светском поприще. Главной его государственной заботой стала оборона княжества от соседей-булгар. Для этого он укрепил Муром и Рязань – второй по значению город княжества, построенный еще при его отце, князе Святославе Ярославиче. Для этих же целей он построил по всему Муромскому княжеству ряд крепостей, в которых разместили небольшие дружины. Укрепляя муромское княжество, Ярослав (Константин) по возможности уклонялся от участия в княжеских междоусобицах, довольствуясь данной ему муромской землей. После мученической кончины сына Михаила, он пережил еще одну подобную личную драму – его старший сын – Федор – юноша весьма набожный и благочестивый, умер молодым, еще при жизни отца. После смерти старших братьев, Олега и Давида, Ярослав (Константин) согласно лествичному праву должен был стать Черниговским князем, что давало право на великокняжеский престол. Но племянник его, Всеволод Ольгович, выгнал дядю из города. Тогда Ярослав (Константин) вернулся к себе в Муром. Несколько лет спустя он принял монашество с именем Константин. После его смерти власть над Муромом перешла к его младшим сыновьям: Юрию, Святославу и Ростиславу. К сожалению, очень скоро между братьями началась борьба за власть. В результате междоусобной борьбы между потомками князя Ярослава Святославича Муромо-Рязанское княжество разделилось на два самостоятельных: Муромское и Рязанское. По лествичному праву старейший город Муром достался старшему из братьев Юрию. Обособившееся Муромское княжество занимало область по притокам Оки – Мотре, Унже, Теше, Велетьме и по притокам Клязьмы. В Муроме по-прежнему были сильны вечевые традиции, кроме того, власть князя была ограничена влиянием бояр и старших дружинников. К середине XII Муромское княжество становится союзником могущественного Владимирского князя Андрея Боголюбского. Союз с ним был очень выгоден муромским князьям, чьи владения, наряду с залесскими землями благоверного князя Андрея, подвергались неоднократным набегам булгар. В 1164 году Андрей Боголюбский совместно с муромским князем Юрием собирает большое войско и идет походом на Великий Булгар. Поход этот был успешен – булгарское войско было разбито, сопредельные города – оплоты набегов на Русь – сожжены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Одним словом, внимание и благоговение должны быть крайние. V. Как часто надо причащаться? Холодность нынешних христиан к вере и благочестию весьма далека от благочестивого горения и ревности древних времен христианства. Известно, что в те времена было правилом для клира и мирян, исключая оглашенных и кающихся, приобщаться Св. Таин в воскресный день каждой недели. Такой обычай поддерживался в течение трех первых веков. О важности его говорят многие святые отцы. Поучительны на этот счет слова св. Игнатия Богоносца , мужа апостольского, который так увещевает ефесян, призывая их к частому причащению и молитве: «Старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные дела его» 1095 О праздновании воскресения первыми христианами лучше всего говорит свидетельство «от внешних» – знаменитое письмо императору Траяну проконсула Вифинии язычника Плиния (111–114 гг.) 1096 О христианских документах (св. Иустин Мученик ; «Учение 12 апостолов» и многие другие), говорящих о причащении верных по воскресениям, я уже не упоминаю, их слишком много. В некоторых церквах христиане причащались и еще чаще 1097 в иные дни среди недели 1098 и даже ежедневно 1099 Св. Амвросий Медиоланский 1100 так убеждает в необходимости ежедневного причащения: «Если хлеб причащения преподается ежедневно, то чего ради ты приемлешь его по прошествии года? Принимай каждый день то, что для тебя спасительно. Кто недостоин принимать его каждый день, тот недостоин его и чрез год». У нас в Древней Руси тоже часто причащались. Даже лица, обремененные общественными попечениями, это исполняли. Про св. благоверного князя Романа Угличского († 1285 г.) 1101 известно, что он ежедневно слушал Божественную службу, а св. благоверный великий князь Киевский Ростислав-Михаил Мстиславович, внук Владимира Мономаха 1102 приобщался Св. Таин каждое воскресенье 1103 Если наши предки в массе не подражали древним христианам в ежедневном причащении Св. Таин, то, по крайней мере, подражали в ежедневном слушании службы Божией. И это немало. Много ли у нас ходит в храм мужчин в будни? Ходят разве одни старухи. Но вот что говорит о Святой Руси Павел Алеппский 1104 приезжавший в Россию в половине XVII века:

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В 1119 году был возобновлен великим князем Мстиславом Владимировичем, нареченным в св. крещении Георгием (Юрием), а в 1140 году распространен и возобновлен великим князем Всеволодом Мстиславовичем. В новейшее же время Юрьевская обитель великолепно возобновлена и украшена беспримерною щедростью графини Анны Алексеевны Орловой, дочери Чесменского героя, которою употреблены на это дело громадной суммы при архимандрите Фотии, в течение 26 лет. Так как не только описание, но даже перечисление редких по богатству и изяществу предметов и вещей, находящихся в св. храмах Юрьевской обители, заняло бы очень много места: то мы и не считаем удобным браться за то и другое, а помещаем здесь только описание замечательных гробниц, которые суть следующие: 1 Древняя каменная, прикрытая плитою белого мрамора, – что в Георгиевском соборе, рядом с правым клиросом, – гробница великой княгини Феодосии Мстиславовны, – в инокинях Евфросинии, дочери князя Мстислава Мстиславовича храброго, супруги князя Ярослава II Всеволодовича, матери св. князей Феодора и Александра Невского и других семи (7-ми) сыновей. Летописи не сохранили до нас памяти о делах её, но самое лучшее свидетельство о её добродетелях составляют те краткие отзывы, какие делают о ней летописи, единогласно называя её святою. Она окончила жизнь свою в 1244 году мая 4 дня и погребена была подле сына своего св. благоверного князя Феодора, мощи коего в 1614 г., при нашествии шведов, перенесены в Софийский собор. 2 . В 1196 году погребены в Юрьеве монастыре два князя; Ростислав Ярославович Новгородский и Изяслав Ярославович Псковский. 3 . В 1453 г. погребен великий князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Места могил как его, так и упомянутых князей, неизвестно. 4 . У западной стены Георгиевского собора погребены строители его – игумены Кириак и Исаия (XII века). 5 . Под притвором на южной стороне того же собора погребены: Макарий митрополит Новгородский (1663) и два викарные епископа Новгородские: Иоасаф Хотунцевский (1758) и Маркелл Радышевский (1744 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

В течение нескольких лет отец Николай изучал историю, язык и культуру японцев. Благодаря его трудам была образована Российская Духовная Миссия в Японии. Отец Николай был возведен в сан архимандрита, а 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петербурге состоялась его хиротония во епископа. Святитель Николай организовывал строительство православных храмов, духовных школ и училищ, издавал журнал Церковный Вестник. Глубоко изучив японский язык, он осуществлял переводы богослужебных и других книг на японский язык. В начале XX века в Японии было 266 православных общин, насчитывавших более 30 тысяч христиан и 35 священников. 3 февраля 1912 года на 76-м году жизни апостол и просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу и погребен в Токио. 10 апреля 1970 года святитель Николай причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Память его совершается 3/16 февраля. Святой мученик князь Глеб (Давид) был родным братом великого князя киевского Ярослава Мудрого († 1054). Он мученически пострадал вместе со своим братом Борисом (Романом) от Святополка, прозванного Окаянным, за коварное убийство недалеко от Смоленска, у Смядыни. Тело князя было погребено в пустынном месте «между двумя колодами», то есть в простом деревянном гробу († 1015). В 1019–1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, нетленное тело страстотерпца было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым Борисом. Затем мощи братьев были перенесены (память 2/15 мая) в церковь святитель Василия Великого. Память святого мученика князя Глеба совершается 5/18 сентября. Святой благоверных великий князь Ростислав (Михаил) Смоленский, сын князя Мстислава Великого, внук князя Владимира Мономаха, родился в первой половине XII века. С юных лет он отличался храбростью и неоднократно принимал участие в спорных делах между родственными князьями Мономаховичами и Ольговичами. После смерти князя Мстислава благоверному князю Ростиславу досталось в удел Смоленское княжество, поэтому он считается родоначальником смоленских князей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1260 г. дочь Василия Всеволодовича Мария вышла замуж за можайского князя Феодора Ростиславича. Прозвище этого князя при жизни, вероятно, было «Чермной», т. е. «Красный», «Прекрасный», но после смерти превратилось в «Чёрный». Став князем Ярославским, Феодор не раз посещал столицу Золотой Орды для получения ярлыка на княжение. Мужественный воин и одарённый полководец, он ходил с монголами в военные походы – в том числе на кавказских ясов и камских болгар. Он понравился жене хана Ногая, христианке Евфросинии, которая захотела выдать за него свою дочь. Но, поскольку Феодор уже был женат, его задержали в Орде на 3 года – до смерти Марии. Когда Феодор вернулся в Ярославль, ярославцы не приняли его, посадив на княжение малолетнего сына Феодора Михаила. После этого Феодор вернулся в Орду и женился на дочери хана, которая крестилась с именем Анны. (Ряд историков считает, что тестем Феодора был не Ногай, а Менгу-Темир, жена которого Джиджекхатунь не была крещена.) Феодор прожил в Орде около десяти лет, построив в подчинённых ему городах несколько православных храмов. После смерти Михаила, в 1293 г. Феодор Чёрный вернулся в Ярославль с ханским ярлыком на княжение и немалой дружиной из русских (смолян) и монголов. Заняв княжеский стол силой, Феодор вскоре заслужил любовь ярославцев. Ярославль при нём стал богаче и могущественнее. Его обходили монгольские разорения. Князь обнёс город новым, более обширным земляным валом, построил и щедро украсил много храмов. Его жена Анна перестроила храм Архангела Михаила (что и сейчас стоит на берегу Которосли) из деревянного в каменный. Давид правил Ярославлем с 1299 по 1321 г. О жизни другого сына, Константина, известно, что он скончался безбрачным. В 1463 г. в Спасо-Преображенском монастыре был обнаружен гроб с нетленными мощами Феодора и его сыновей. «Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, по пазухами лежали, зане меньше его ростом были». Трое князей были причислены Церковью к лику святых. Их празднование совершается 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября). Мощи благоверных князей Феодора и сыновей его Давида и Константина покоятся в кафедральном соборе Феодоровской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010