Кирилл, епископ Туровский Климент III, папа Римский Климент Смолятич, митрополит Кирик Новгородец, диакон Климент Римский , св. Константин I, митрополит Константин II, митрополит Константин VII, император Константин Всеволодович, князь Константин Мономах, император Козьма II, патриарх Косьма, епископ Полоцкий Л Лаврентий Печерский, затворник Лазарь, епископ Переяславский Ламанский В.И. Лев VI, папа Римский Лев IX, папа Римский Лев Диакон, писатель Леон, митрополит Леон, епископ Переяславский Леонтий, епископ Ростовский Лука, апостол и евангелист Лука, епископ Ростовский Лука Жидята, епископ Новгородский Лука Хрисоверг, патриарх М Максимиан, император Малуша Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский Максим Исповедник , преподобный Марк, епископ Переяславский Маркс К. Мартин Исповедник, папа Римский Мануил I Комнин, император Мануил, епископ Смоленский Матфей, митрополит Мартынов В.И. Мефодий, св. равноапостольный Мефодий Птарский, св. Мина, епископ Полоцкий Митрофан, архиепископ Михаил I Сирин, митрополит Михаил II, митрополит Михаил III, митрополит Михаил, монах Михаил Керуларий, патриарх Михаил Синкелл Михаил IV Палеолог, император Михаил IV Авториал, патриарх Михаил III Пьяница, император Михаил Черниговский, св. благоверный князь Михаил Юрьевич, князь Моисей, игумен Моисей Угрин, преподобный Мокош, божество Мстислав Великий Владимирович, князь Мстислав Изяславович Волынский, князь Мстислав Мстиславович Удалой, князь Мстислав Ростиславович Храбрый, князь Мстислав Святополчич, князь Мстислав Владимирович Тьмутараканский, князь Н Неофит, митрополит Черниговский Нестор, епископ Волынский Нестор Летописец , преподобный Никита Затворник, епископ Новгородский Никита, митрополит Никита Парфлагонянин, св. Никифор I, митрополит Никифор II, митрополит Никифор, архиепископ Новгородский Николай, митрополит Николай IV Музалон, патриарх Николай Хризоверг, патриарх Николай грек, епископ Николай Угодник, св. Николай-Святоша (Святослав), князь Черниговский, преподобный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, великий князь Владимир Мономах (1113–1125 г.г.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой великий князь Мстислав (Феодор) Владимирович († 1132 г.), благородный великий князь Ярополк (1132–1139 г.г.), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский (†1138 г.), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею землей великий князь Изяслав II (1146–1154 г.г.), обладавший истинно христианскими качествами души; великий князь Ростислав (Михаил) (†1167 г., 14(27) марта), коему церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый (†1180 г., 14(27) июня), князь Новгородский. Под влиянием христианства чудесно просветилась дикая дотоле Русская земля. Святой Владимир начал распространять просвещение, преемники его продолжали это дело. Из Византии Руси стали известны проникновенные аскетические произведения православного Востока. На смарагдах, златоструях воспитывались отбиравшиеся от значительных домохозяев дети, отпуская коих матери первое время плакали, как о мертвых. Через несколько десятков лет Россия имела уже поколение разумно образованных людей. И с каждым годом усиливалось правильное просвещение русского народа. Основной государственной жизни стали христианские законы, в новых судах разрешали дела по Номоканону и Кормчей книге. Воспевая великого князя Ярослава, отмечая его любовь к просвещению, летописец пишет: «Владимир вспахал и умягчил землю, просветив ее святым крещением; а Ярослав засеял словами книжными сердца людей; а мы пожинаем, учение приемля книжное.» Русь Суздальская и Московская… Святые благоверные великие князья: Андрей Боголюбский (4(17 июля), убитый в 1174 году жидом Монзичем и ясином Амбалом; Георгий Всеволодович, (4(17) февраля), погибший в 1238 году в битве с татарами на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Благоверная княгиня Еупракса стоаше в превысоком храме своемъ и держа любезное чадо свое князя Ивана Федоровича, и услыша таковыа смертноносныя глаголы, и горести исполнены, и абие ринуся из превысокаго храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися до смерти. И услыша великий князь Юрьи Ингоревич убиение возлюбленаго сына своего блаженаго князя Федора, инх князей, нарочитых людей много побито от безбожнаго царя, и нача плакатися, и с великою княгинею, 430 и со прочими княгинеми, и з братею. И плакашеся весь град на многъ час. И едва отдохнув от великаго того плача и рыданиа, и начаша совокупляти воинство свое, и учредиша. Князь великий Юри Ингоревич, видя братию свою и боляръ своих и воеводе храбрыи мужествены здяше, и возд руц на небо со слезами и рече: «Изми нас от враг наших, Боже. И от востающих нань избави нас, и покрый нас от сонма лукавнующих, и от множества творящих безаконие. Буди путь их тма и ползок». И рече братии своей: «О господня и братиа моа, аще от руки господня благая прияхом, то злая ли не потерпим! Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти. Се бо я, брат ваш, напред вас изопью чашу смертную за святыа божиа церкви, и за вру христьянскую, и за очину отца нашего великаго князя Ингоря Святославича». 431 И поидоша в церковь пресвятыя владычицы богородици честнаго ея Успениа. И плакася много пред образом пречистыа богородици и великому чюдотворцу Николе и сродником своим Борису и Глбу. 432 И дав последнее целование великой княгини Агрепне Ростиславне, и прием благословение от епископа и от всего священнаго собора. И поидоша против нечесгиваго царя Батыя, и стретоша его близ придел резанских. И нападоша нань, и начата битися крепко и мужествено, и бысть сча зла и ужасна. Мнози бо силнии полки падоша Батыеви. Царь Батый, и видяше, что господство резаньское крпко и мужествено бьяшеся, и возбояся. Да противу гнву божию хто постоит! А Батыеве бо и силе велице и тяжце, един бьяшеся с тысящей, а два со тмою. Видя князь великий убиение брата своего князя Давида Ингоревича, и воскричаша: «О братие моя милая! князь Давидъ, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сея чаши не пьем!» И преседоша с коня на кони, и начата битися прилжно. Многиа силныя полны Батыевы проеждяа, храбро и мужествено бьяшеся, яко всм полком татарьскым подивитися крпости и мужеству резанскому господству. И едва одолша их силныя полкы татарскыа. Ту убиен бысть благоврный князь велики Георгий Ингоревич, брат его князь Давид Ингоревич Муромской, брат его князь Глбъ Ингоревич Коломенской, брат их Всеволод Проньской, и многая князи мсныа и воеводы крпкыа, и воинство: удалцы и резвецы резанския. Вси равно умроша и едину чашу смертную пиша. Ни един от них возратися вспять: вси вкупе мертвии лежаша. Сиа бо наведе Бог грех ради наших.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

В 1474 году у гроба святителя Феогноста совершилось преславное чудо. Некий человек в городе Москве пошел по обычаю к месту скудельничьему, где граждане погребали странников и нищих. Был обычай посещать это место в четверг седьмой недели, приносить туда канун и свечи и творить моление об умерших. Вместе со всеми пошел и тот человек. И вот стали засыпать старую яму, которая была наполнена мертвыми телами, и копать новую. А копали и засыпали землею все граждане, мужи и жены, Бога ради. И тот человек взял в полу землю из новой ямы и понес ее в старую, но вследствие тесноты людской споткнулся, упал на землю и внезапно оглох и онемел. Много дней страдал он этою болезнью; однажды сказал ему некто, как бы во сне: «Иди завтра в соборную церковь Пречистой Богородицы, в честь славного Ее Успения». Он пошел туда и стал прикладываться к гробам святых митрополитов Петра, Иоанна и Филиппа; когда же он приложился к гробу святителя Феогноста, внезапно стал говорить и слышать, и рассказал всем, как был он нем и как вернулась ему речь: «Когда я наклонился, — сказал исцеленный, — и хотел приложиться к мощам святителя Феогноста, святой внезапно поднялся, благословил меня рукою и коснулся языка моего. Я же стоял, как мертвый, и вдруг стал говорить». Слышавшие это дивились и прославили Бога и святого митрополита Феогноста. В XVI и XVII столетиях святитель Феогност стал в числе почитаемых усопших. Местное празднование установлено ему в XIX веке. В настоящее время святителю Феогносту совершается уже общецерковное празднование. Ростислав-Михаил Киевский, благоверный князь Святой Ростислав, великий князь киевский, внук благочестивого Мономаха, сын великого князя киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14/27 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила († 1138, память 1/14 февраля, 22 апреля/5 мая и 27 ноября/10 декабря), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века. В молодых годах отличался он подвигами мужества в боях. Ростислав отличался как храбростью и подвигами мужества, так и высокими христианскими качествами: он был незлобив, уступчив и миролюбив. Любовь к своим подчиненным, желание им всякого блага, забвение обид и постоянное памятование о своих грехах составляли неотъемлемую принадлежность его души. Во время борьбы брата его великого князя Изяслава с Ольговичами и Юрием во многих случаях показал он храбрость бестрепетную, но вместе старался тушить вражду князей любовью уступчивой. С его именем Ростислава связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Днесь, правовернии людие, стецытеся/во храм Премудрости Божия,/идеже лежит ныне чудотворивое тело блаженнаго князя Мстислава,/исцеления подаются всем человеком,/верою притекающим к Божественней раце твоей./Темже и мы молим тя:/моли спастися душам нашим. Блаженне Богомудре Мстиславе,/в меру праведных достигл еси,/смиренномудрия же ради демонов выи сокрушил еси,/постным же воздержанием и слезными токи/варваров роги сломил еси./Христу прилежно молися,/досточудне княже Мстиславе,/совершение испросити воинству нашему/на сопротивныя победы. Слава, глас 6: Вострубим духовными песньми,/во псалмех и пениих,/стецемся в церковь Премудрости Божия/ и услышим заступника Великому Нову граду нашему,/егоже молитвами своими соблюдает всегда от нашествия сопротивных./Темже ему вси тако рцем:/досточудне княже Мстиславе приснопамятнее предвари и избави нас от искушений всяческих,/любовию молящих тя,/яко тепла предстателя ко Спасу всех Богу,/за люди твоя,/да спасет души наша. И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод Живота,/Тебе молимся: молися, Владычице,/с благоверным князем Мстиславом/помиловати души наша. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Евангелие от Матфея, зачало 43. Причастен: В память вечную: Святой благоверный князь Мстислав Святой благоверный князь Мстислав, в Крещении Георгий, жил в XII веке. Он был внуком великого Киевского Мстислава († 1132) и сыном Смоленского князя Ростислава († 1168). В 1168 году он участвовал в победе южно-русских князей над половцами. Святой князь принимал участие в других княжеских походах, он прославился необычайным мужеством, за что был прозван «Храбрым». Когда великий князь Владимирский Андрей Юрьевич объявил Ростиславичам войну, святой князь Мстислав сказал ему: «Доселе мы уважали тебя, как отца, но когда ты говоришь с нами, как с слугами, идем на суд Божий». Надеясь на милость Божию и помощь святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, святой князь с малочисленным войском одержал победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда в преклонные годы благоверный князь Феодор пожелал завершить свой жизненный путь принятием ангельского образа в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, он поразил горожан добровольным принесением покаяния перед всем миром. При совершении таинства князя, по его просьбе, вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». В чем мог каяться князь? Возможно, снова припомнил он события, случившиеся за четыре года до этого? Тогда, в 1295 году, Феодор Ростиславич едва не стал участником братоубийственной схватки. Тогда на поле Юрьева Толчища сходились как враги родные братья – сыновья благоверного князя Александра Невского: великий князь Андрей Александрович и князь Даниил Московский, поддерживаемый тем, кому надлежало принять впоследствии мученический венец за исповедание Православия, – князем Михаилом Тверским. Феодор Смоленский же выступил тогда на стороне князя Андрея. «Блаженны миротворцы» Даниил Александрович и Михаил Тверской выступали в этом случае как незаслуженно обиженные. Для князя Даниила это был один из самых драматичных эпизодов его жизни. Два года тому назад брат его нарушил заповедь христианского братства – не возгнушался союза с татарами и в 1293 году с «Дюденевой ратью» подверг разорению Муром, Суздаль, Димитров, Коломну, Можайск и Тверь. Силы оказались неравными, не устояла и Москва. Князю Даниилу пришлось впустить противников в город, чтобы избежать полного его уничтожения. И вот теперь возмездие со стороны князя Даниила было бы оправдано в глазах русских людей. Решение спорных вопросов с помощью оружия было в те времена делом обычным, и многие современники князя, не задумываясь, простерли бы руку на неприятельские полки. Но чем, даже при столь явной неправоте князя Андрея Александровича, мог быть изглажен перед Богом грех братоубийства? Сражения удалось избежать, и на Владимирском съезде князей епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели привести стороны к миру.

http://pravoslavie.ru/39438.html

Василид и Филикс, «преподобные отцы Корельского монастыри у окияна моря, бывшие в лето 7000». О монастыре см. в предшествующем списке под сл. Евфимий Корельский. Василид и Филипс принимаются за детей Марфы, Новгородской посадницы, Антония и Филипса, которые утонули в океане недалеко от места монастыря и на гробах которых поставлен был Марфою монастырь. Но эпитет «преподобные отцы» указывает, что они были монахи, каковыми не были дети Марфы (cfr b Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1878 г., kh. III, статью: Христианство в пределах Архангельской епархии, стр. Г)21. Василий Иванович, вел. князь. В святцах с летописцем Московск. Дух. Академии, л. 308, между 4-м и 7-м Декабря записано: «В лето 7047 (1539) преставися благоверный великий князь Василий Иванович, во иноцех Варлаам, и во время преставления его исполнися храм благоухания многа». Василий юродивый Сольвычегодский – Неизвестный (у Верюжск. стр. 693). Василий князь (Мстиславич, сын Мстислава Мстиславича Удалого, внук Мстислава Ростиславича Храброго), преставившийся в лето 6726 (1218), мощи (которого) под спудом в Софийском (Новгородском) соборе. См. преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, I, 74. Василий Сухий, ученик преп. Сергия Радонежского. См. моей указанной книги стр. 71 нач. Вассиан, ученик Корнилия Псковского, убитого Грозным 20-го Февраля 1570-го года, пострадавший вместе с своим учителем (у преосв. Сергия). Викентий Вологодский (у преосв. Сергия).-Неизвестный. Владимир Всеволодович Мономах, вел. князь, скончавшийся 19-го Мая 1125-го года и погребенный в Киевском Софийском соборе. Владимир Георгиевич, князь. См. Агафия Всеволодовна. Всеволод Георгиевич, князь. См. Агафия Всеволодовна. Гавриил праведный и сестра его Анастасия праведная, Василевские, (Василева города) чудотворцы. – Неизвестные. У Филимонова в Подлиннике Гавриил называется князем Василиевским: «Гавриил преподобный, князь Василиевский, Мая 26». Так как наши Василевские святые поставлены между святыми городов Юрьевца Поволгского и Балахны, чем указывается на местность, где искать града, Василева, то с вероятностью можно видеть в последнем теперешнюю слободу Василеву, которая находится на Волге, в Балахнинском уезде Нижегородской губернии, в 48-х верстах вверх от Балахны, и которая, быв в старое время городом, до начала XVII-ro века принадлежала князьям Шуйским, см. в Географическо-статистическом словаре Семенова сл. Василева (что в слободе до 1764-го года было четыре монастыря – ibid., а об одном из уничтоженных монастырей-Ист. Uep. III, 502 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святые, просиявшие в старой Руси В ряде картин старались мы более всего изобразить истинный лик былой Святой Руси, только в малой степени отразившийся в наше время. Конечно, и в старину много было неприглядного, скверного, порою страшного... Распри князей, коварность и жестокость приемов, применявшихся в отношении противников, ереси стригольников и жидовствующих, казни впадавшего иногда в безумство Царя Иоанна Грозного, Смутное время XVII в., когда так «измалодушествовались» верхи русского народа... Не мало грешили в давние времена, и тяжко грешили. Но сила покаяния тогдашних людей соответствовала силе горячей веры, благодаря чему и смывались грехи. Как ни грешили русские люди, только единицы смели посягать на самый чин церковный, на самую веру православную, то есть на то, на чем и держалась Россия. И весь строй старой России, от быта беднейшего пахаря до миропомазания на Царство Самодержца, неизменно имел церковный уклад и вследствие этого проникнут был нравственными началами. Искреннее смирение, послушание, христианская любовь, ревностное служение Вере и Отечеству, преданность Государям, милостью Божией поставленным, и, как венец всего, всегдашнее памятование о Господе Боге – вот отличительные свойства людей того времени. Русь Киевская, начинающая собою славную летопись о Святой Отчизне... Святая великая княгиня Ольга, во крещении Елена († 957. 11 июля) 14 . «Она предтекла христианству в земле нашей, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом, – воспевает ее древний летописец, – как луна в ночи, сияла она между людьми неверными. Она первая от Руси вошла в Царство Небесное и по смерти молит Бога за всю Русь. Ее славят сыны русские, видя ее лежащей нетленной много лет...» Внук ее, святой равноапостольный Великий Князь Владимир, во крещении Василий († 1015. 15 июля), уподобившийся, согласно церковным песнопениям, «купцу, ищущему бисера», украсившийся «Божественного крещения багряницей»... Страстотерпцы князья Борис (2 мая) и Глеб (5 сентября), († 1015. Память обоих 24 июля), во крещении Роман и Давид, первые святые нашей Русской Церкви, небесные покровители Руси и ее князей. Уже в 1177 г., молясь в церкви Святого Глеба, вблизи Смоленска, чудесно прозрели князья: Ярополк Ростиславович Слепой и Мстислав Ростиславович Безокий... Святые братья Георгий, Ефрем Новоторжский и Моисей Угрин – венгры по происхождению, верные слуги святого князя Бориса, проникшиеся духом восприявшей их православной Руси. Гибнет Георгий († 1015), пытаясь телом своим прикрыть убиваемого князя; Ефрем († 1053. Память 28 января и 11 июня) основывает монастырь на берегу р. Тверцы и доставляет туда нетленную главу брата; Моисей († 1043. 26 июля), замечательный красавец, сохранивший чистоту после испытаний, подобных пережитому библейским Иосифом, изуродованный озлобленной полькой, кончает жизнь свою праведным иноком Киево-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол» 29 . При отъезде Ярослава Всеволодовича в Киев и при вокняжении Александра Ярославича в Новгороде в 1236 году обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии. Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обыкновенно прибавляется: «и сел на столе». Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович, подобно отцу своему, говорил ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской» 30 . Народ новгородский толпами окружает свой знаменитый храм. Обыкновенно царствующий в нем полумрак сменился ярким освещением от множества возженных свечей. В челе собравшегося во множестве народа благоверный князь Александр возносит теплые молитвы Царю царей. Он высок ростом, строен, прекрасен собой и еще прекраснее в своем молитвенном одушевлении. По красоте наружности его сравнивают с Иосифом Прекрасным, а по силе и величественному виду с Сампсоном. Его звучный и сильный голос, подобно громогласной трубе, гремел в народе 31 . Но теперь слезы блестят в прекрасных очах и обильно струятся по щекам. Благочестивый князь знает, что все усилия человека, как много даров ни дано ему, не принесут надлежащей пользы без Божия благословения, и теперь, в этот торжественный час, готовясь отдать все свои силы в жертву дорогой земле Русской, он смиренно преклоняет колена и испрашивает Божией помощи. Усердно вместе с своим юным князем молятся и граждане... Слышится стройное пение духовного чина, благовонной волной струится фимиам. Все в этом храме действует на душу и усиливает молитвенное настроение: и воспоминания, связанные с прошлыми судьбами города и Святой Руси, и почивающие нетленно мощи святых. Вот почти у самых южных врат рака с мощами св. князя, строителя храма, Владимира Ярославича. Здесь же покоятся и мать его Анна, первый новгородский владыка Иоаким Корсунянин, присланный сюда св. Владимиром, Лука Жидята, св. Никита, бывший затворником Киево-Печерской лавры, архиепископы: свв. Иоанн и Мартирий; здесь и знаменитый прадед Александра св. Мстислав Ростиславич Храбрый... А с вышины, точно с небес, взирает на все собрание величественный и строгий лик Спасителя 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Кажется, нет ни пяди русской земли, в которой не покоились бы люди — мученики, великомученики, страдальцы за Православную веру, за Богородицу, за Христа и святых Его угодников во все времена отечественной истории. А ещё сонмы и сонмы тех, кто прожил свою жизнь по-божески, по-христиански, по-русски и чья земная жизнь была успешна, но не в нынешнем значении этого слова, подразумевающего, как правило, финансовое или профессиональное преуспеяние, а в исконно русском. Ведь если согласиться с тем, что успех — это прежде успех финансовый, то такие светочи отечественной культуры, как А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский, наверняка люди неуспешные. Первый из них погиб, оставив после себя двести пятьдесят тысяч долга; слава Богу, что Император Николай I поступил по-христиански, погасив долги покойного и положив денежные пособия детям. Второй же всю свою жизнь, вплоть до последних дней, остро нуждался материально. А между тем имеющий «уши слышать» не может не уловить, что слово успех сродни понятию успеть. И это очень верно. Нельзя не заметить, что чаще всего в этой жизни успевают именно организованные, дисциплинированные люди. Но что же такое главное должны успеть все мы? Наверняка не на автобус и не на званый ужин. Может, всё же успеть спастись? Кж же правильно называется враг рода человеческого по-русски — лукавый. Ведь, как известно, кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая. Нечистый же всё норовит выгнуть подобно луку, удлинить наш путь к Богу, ко спасению, авось не дойдём… А потому — и пусть кому-то это покажется преувеличением — глубоко убеждён, что у любого — на выбор — русского человека в каком-то поколении всенепременно окажется в роду святой, и притом не один. Так, среди предков великого нашего поэта А.С. Пушкина 12 святых по прямой линии и 30 — по боковым ветвям! В числе прямых предков Александра Сергеевича значатся святые равноапостольные великие князья Владимир и Ольга, святой благоверный князь Александр Невский, святой князь Ростислав, святой князь Мстислав Великий, святой князь Михаил Черниговский и святая княгиня Анна Кашинская, святые князья Петр и Феврония (в схиме Давид и Евфросиния), а также четыре Царских Дома: Рюрика, Византийского Императорского, польских и датских королей; потомство же его войдёт в родство с Царским Домом Романовых и Английским Королевским. Вообще, известно более 3000 предков великого поэта, в числе которых князь Дмитрий Пожарский, прославленный полководец Кутузов, известный историк Татищев, поэты Кантемир и Веневитинов, древо Пушкиных переплетается с родами Гоголя и Толстого, композитора Мусоргского и Рахманинова. Просто он, в отличие от миллионов своих соотечественников более низкого происхождения, но в согласии с обычаем собственных предков, вёл свою родословную нить.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010