Архивск. 257, на обороте. «Взраст его паче инех человек, глас его яко труба в народе, лице же его бе яко Иосифа Прекрасного, еже бе поставил его Египтьскый царь втораго царя в Египте, сила же его бе вторая часть от сил Самсоня, и дал ему бе Бог премудрость Соломоню, храбрость же яко царя Римскаго Евспасьяна, еже пленил всю землю иудейску...» Соф. 1, 250 . Любопытное известие о росте св. Александра находим в записи родов русских и литовских князей, в сборнике начала XVI века: «Ярослав роди Александра Храбраго Невьскаго, великаго взрастом, Деисус целова». Библиотека Тр.-Серг. л., 770, л. 428. О значении слова «Деисус» см. Душеп. чт. 1884. Январь. 77. 33 «Молитва благословити царя и князя», по списку XIV века. Синодальная библиотека. Потребник, 675, 166. 35 Изображение креста пр. Евфросинии в «Памятниках старины Витебской губернии» Сементовского. В надписи назван и мастер – Лазар Богша. 36 Другие иконы, писанные, по преданию, св. Лукою: икона Божьей Матери Смоленская, присланная около 1077 года. Икона Божьей Матери Владимирская, принесенная из Царьграда в Киев около 1031 года. 37 Новг. 1, 52. Соф. 1, 247 . «6747 (1239) оженися князь Александр Ярославич, внук Всеволож, в Новегороде, поят в Полотьске у Брячислава дщерь и венчася в Торопче». Ср.: Карамзин. История государства Российского, т. IV, прим. 110. Арцыбашев. II, прим. 257. 40 Красов. О местоположении древнего Новгорода. Новгород, 1851. «Прогулка по Новгороду и его окрестностям» – в «Новгородских губернских ведомостях». 1862. «Живописная Россия». Очерк V. 42 Об образе жизни наших князей подробно см. у Погодина: «Древняя русская история до монгольского ига». Т. II. 839–893. 43 Великий князь Ростислав молился, «слезами омывая лице свое и стенание от сердца своего испущая, всим видящим его в толици смиреньи стояща, и тако не можаху удержаться от слез». Там же. Стр. 865. 46 «Паче всего любляше правосудие, о нем же и боляр своих часто наказуя притчами от Божественных писаний, яко да прежде всего воспросят от Бога премудрости, и от пиянства удержатся, и сами пред Богом да смирятся, да не забудут праведно судити и не познают лица сильнаго и не приемлют мзды неправедныя, и никого же обидят, но да избавят обидима от руки обидящих и паче повеленнаго им ничто же взьемлют, но довольни будут оброки своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

14-е Святого Мефодия, патриарха Константинопольского Родом сицилианин, из Сиракуз; в юных летах постригся на острове Хиосе, а в 811 году, как доверенное лицо, послан был патриархом Никифором к папе Римскому в звании апокрисиария и прожил почти девять лет. В 821 году возвратился с письмом папы Пасхалиса к новому императору Михаилу Косноязычному, но этот обвинил Мефодия в измене, приказал наказать телесно, причём ему повредили челюсть, и заточить на острове св. Андрея (близ Никомидии) в тесную яму, где уже содержался разбойник. Выпущенный по смерти Михаила (в октябре 829), больше похожий на мертвеца и не имея ни волоска на голове, он жил в Константинополе частным человеком (потому что во всех монастырях были иконоборцы), посещал некоторые дома и кое-кого обратил на путь истины, потому что был святой жизни, глубоко знал св. Писание и творения отеческие. Года через два император Феофил, по указанию других, воспользовавшись его помощью в уразумении некоторой книги, назначил ему помещение между дворцовыми офицерами, часто призывал для собеседований об учёных предметах и во время походов брал с собой. По смерти Феофила (20 января 842) возведённый императрицей Феодорой на патриарший престол (12 февраля 842), он созвал в Константинополе собор, на котором восстановлено почитание святых икон и положено ежегодно в первую неделю Великого поста совершать Торжество Православия. Скончался в 846 году. † Преставление благоверного князя Мстислава Благоверный князь Мстислав, в крещении Георгий, внук блаж. великого князя Мстислава и сын блаж. князя Ростислава, в 1166 г. участвовал в победе южных князей над Половцами, потом принимал участие в войнах князя Андрея Юрьевича с Киевом и Новгородом 147 . – Самый блистательный подвиг мужества его относился к 1173 г. Андрей Юрьевич, великий князь Владимирский, объявил Ростиславичам, что им нет места в южной России, – она его – собственность. Мстислав велел остричь послу голову и бороду и отправил его сказать Андрею: «доселе мы уважали тебя, как отца; но, когда ты говоришь с нами, как с слугами и людьми простыми, идём на суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из многочисленного потомства Ярослава Всеволодовича далеко уже не все были в живых: в 1255 году Александр похоронил брата своего Константина, княжившего в Галиче, «и бысть плач велик» 359 . В следующем году скончался другой брат Даниил Ярославич. Михаил Хоробрит, как мы уже знаем, умер еще во время путешествия Александра в Монголию. В живых оставались Андрей, бывший владимирский князь, теперь княживший в Суздале, Ярослав тверской и Василий костромской. Зато на глазах великого князя поднималось молодое поколение сыновей и племянников: мы уже знаем его сыновей – Димитрия и Василия. Димитрий княжил в Новгороде вместо провинившегося Василия. Третьему сыну Андрею отец предназначал Городен с Нижним. Дочь Евдокия была замужем за Константином, сыном смоленского князя Ростислава, одним из участников похода 1262 года против ливонских немцев. Воспользовавшись тишиною, без сомнения, князья-родственники собрались вокруг великого князя, чтобы выразить ему свое уважение и любовь. Присутствие Александра, устраняя соперничество, водворяло – увы! – лишь временный мир между князьями. С кончиной Александра многое изменилось – точно тихий ангел отлетел из среды русских князей. Отдохнув в Ростове, Александр отправился во Владимир. В 1261 гаду Бог обрадовал его рождением четвертого сына Даниила, будущего князя московского и родоначальника князей – собирателей русской земли 360 . Радостное событие, без сомнения, было светло отпраздновано в присутствии собравшихся во Владимир князей – ближайших родственников. Благочестивые родители, в чувстве благодарности, посвящали свое дитя Богу. Однако не одни семейные дела занимали в это время Александра. Бесконечная доброта его сердца непрестанно побуждала его заботиться о тех несчастных, «иже бяху пленени от безбожных татар». «Милостилюбец, а не златолюбец» не жалел сокровищ для выкупа пленных, но, конечно, всех его средств не хватило бы для возвращения всех на родину. Много русских постоянно проживали в Орде по торговым делам, но несравненно больше было пленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Воспитание детей в древних княжеских семьях оканчивали рано, и молодых княжичей женили по достижении ими 15–16-летнего возраста и даже ранее. Из летописей известно, что брат Андрея Боголюбского Всеволод женил сына своего Константина даже 10-ти лет, и тот же Всеволод выдал дочь свою Верхуславу 8-ми лет за 14-летнего князя Ростислава Рюриковича. Но случаи столь ранних браков были все-таки довольно редкими. Нужно с уверенностью предположить, что Юрий Долгорукий женил Андрея по достижении им совершеннолетия. По крайней мере историк Погодин утверждает, что Андрея женили вскоре после 1130 года, и есть основание этот брак отнести к 1139 г. 16 , когда Андрею Боголюбскому было 28 лет от роду. Имя жены Андрея 17 и обстоятельства его женитьбы сообщаются в народных сказаниях о начале Москвы 18 , сохранившихся в рукописях Синодальной библиотеки. По этому сказанию на том месте, где ныне находится Москва, жил богатый боярин, Суздальский тысяцкий Степан Кучка, владея здесь многими селами красными. Этот боярин, возгордившись зело, однажды не только не воздал чести князю Юрию, но и поносил его. Князь, не стерпя такого посрамления, приказал предать непокорного боярина смерти, а сыновей его Петра и Якима, еще очень молодых и красивых, и дочь красавицу, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему Андрею. Построив Москву на месте Кучковых владений, Юрий приехал во Владимир и сочетал здесь браком сына своего Андрея с дочерью Кучки. Из этого предания видно, что Улита, жена Боголюбского, была дочерью одного из сильных местных земских бояр владельцев, которые переселились сюда с издавна из Новгорода и с которыми Юрию пришлось вступать в открытую борьбу, так как эти земские люди вовсе не хотели повиноваться князю и желали жить на «всей своей воле» 19 . Это народное предание не противоречит и рукописным известиям. Впоследствии мы увидим, что братья Улиты – Петр и Яким Кучковичи служили при дворе Андрея Боголюбского до самой его смерти, коей они и были главными виновниками. По достижении совершеннолетия князьям обыкновенно давался для кормления и управления в родовой отчине один из городов. Такой город получил и Андрей Боголюбский от отца 20 . Это был тогда незначительный, бедный и малонаселенный город Владимир на Клязьме, только что отстроенный 21 дедом Боголюбского, вел. кн. Владимиром Мономахом . Здесь протекли первые годы молодости и зрелого мужества Боголюбского; здесь же, конечно, зародились в нем и первые думы о возвышении Ростовско-Суздальской земли среди русских княжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Успенский собор (Владимир) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский кафедральный собор во Владимире Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы , кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов. Содержание История [ править править код ] Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж. Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской , стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году " ...заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день... " . В 1160 году собор был уже отстроен: " Того же лета создана бысть святая Богородица... благоверным... князем Андреем... и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_ " летом 1161 года. Успенский собор Андрея Боголюбского, Владмир Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавый собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней. В 1176 году собор был жестоко разграблен Ростиславичами. Храм вновь сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново построена алтарная часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно освящен епископом Ростовским Лукой . В 1193 году собор снова пострадал в городском пожаре. С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей - " гробницей " . Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. При землетрясении во Владимире в 1230 году Успенский собор не пострадал. В 1237 году галереи были расписаны.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

«Михалко же победи полк, сказано там, и поеха в Володимер с честию и славою великою; выидоша же со кресты противу Михалку и брату его Всеволоду игумени и попове и вси людье, и веха в город к святей Богородице июня месяца в 15 день – в день недельный 5151 . И седе на столе деда своего и отца своего того же дни в неделю, бысть радость велика в городе Володимире» 5252 . Вступив на престол, Михаил Георгиевич первым долгом своим поставил возвратить все расхищенные церковные сокровища; святую же икону Богоматери князь Рязанский Глеб возвратил, без всякого спора, когда Михаил пригрозил ему войною. Заставил Михаил возвратить и все земли, принадлежащие соборному храму 5353 . И так, опять заблистал красотою Успенский собор. Но один только год Михаил Георгиевич мог прилагать усердие свое к храму Пречистой Богородицы. В 1176 году он скончался. «В лето 6685, записано в летописи, преставися благоверный и Христолюбивый князь Михалко, сын Георгиев, внук Мономаха Володимера в субботу, заходящу солнцу, июня месяца в 20 день, на память святаго отца Мефодия; и положиша и у святое Богородицы золотоверхое, в Володимери, юже бе создал брат его Андрей» 5454 . Есть летописное сказание (впрочем не вполне определенное), что Михаил Георгиевич скончался в Городце на Волге, а по утверждению Татищева 5555 в Юрьевце Повольском, куда отправился, вероятно, для каких-нибудь распоряжений. Но тело Михаила Георгиевича несомненно погребено было в соборном храме Богоматери. В том благоукрашенном виде, в какой привел, после победы над Ростиславичами, соборный храм Михаил Георгиевич, узрел сей храм и Великий Князь Всеволод, вступив в самом скором времени после кончины Михаила Георгиевича на великокняжеский во Владимире престол. В летописи записано: «Володимерьцы (по погребении Великаго Князя Михаила), помянувше Бога и крестное целованье к Великому Князю Георгию, вышедши перед золотая ворота, целоваша крест ко Всеволоду князю, брату Михалкову, и на детех его, посадиша его на отечни и на дедни стол в Володимери» 5656 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

По словам летописца, вел. князь Владимир Мономах имел дар слез в молитве. Отца своего (вел. князя Всеволода Ярославича) «никогда ни в чем не ослушался» и любил его нежно; без волнения никогда не мог вспомнить о своем брате Ростиславе, потонувшем во время неудачного похода против половцев; «творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами». В своем завещании детям вел. князь Владимир писал так «Страх Божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик Бог и чудесны дела Его! О дети мои, хвалите Бога. Любите также человечество. Не пост, не уединение спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного; жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога, утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оныя... Не оставляйте больных, не страшитесь видеть мертвых, ибо все умрем. Принимайте с любовью благословение духовных, не удаляйтесь от них, творите им добро, да молятся о вас. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте: мы тленны, сегодня живы, а завтра во гробе. Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для души и для тела. Чтите старых как отцов, любите юных как братьев. В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагайтесь на отроков и тиунов. На войне будьте деятельны, служите примером для воевод. Не время тогда думать о пиршествии и неге. Расставив ночную стражу, отдохните; не слагайте с себя оружие, где может быть опасность, и рано садитесь на коня. Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду отрокам; а где остановитесь, напоите и накормите хозяина. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. Все хорошее узнав, вы должны помнить. Чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил на пяти языках, за что хвалят нас чужестранцы. Леность — мать пороков, берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься; на пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитву или повторяйте самую краткую, но лучшую: „Господи, помилуй " . Не засыпайте без земного поклона. Да не застанет вас солнце на ложе. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю — так делал отец мой, так делали добрые мужи. Потом садились думать с дружиной или судить народ или ездили на охоту. Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку. На охоте и войне, днем и ночью, в летний зной и зимний холод не знал покоя, не надеялся на посадников и бирючей, не давал вдовиц и бедных в обиду сильным, сам назирал церковь и Божие служение и домашний распорядок.

http://sedmitza.ru/lib/text/437084/

Скачать epub pdf Глава I Предки св. Александра Невского. – Общая характеристика суздальских князей. – Деды св. Александра – св. Андрей Боголюбский и Всеволод III Большое Гнездо. – Дяди св. Александра – кн. Константин и св. Юрий Всеволодовичи. – Отец вел. кн. Ярослав. – Предки св. Александра по матери. – Общая характеристика южнорусских князей. – Прадед св. Мстислав Ростиславич Храбрый. – Дед Мстислав Удалой. – Мать св. Александра. – Св. Александр – наследник добродетелей своих предков Радуйся, корене благочестиваго отрасле прелестная. Радуйся, благоверия предков наследниче. Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю. Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче. (Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, икос 1) В ста двадцати верстах от Москвы и на таком же расстоянии от Ярославля, при упраздненной шоссейной дороге, среди неровной и довольно болотистой местности, по обоим берегам реки Трубежа, впадающей здесь в озеро Переяславское, расположен небольшой уездный городок Переяславль-Залесский 3 . Первый устроитель суздальской земли, прадед св. Александра Невского – князь Юрий Владимирович Долгорукий, в 1152 году основал этот город среди глухих дремучих лесов и назвал его Переяславлем в память Переяславля южнорусского. Подобно другим древним русским городам, в нем и теперь еще много церквей и 4 монастыря. Некогда это был знаменитый стольный город удельного княжества. Отец св. Александра Невского, князь Ярослав Всеволодович, был удельным князем переяславским и жил в своем уделе, когда родился у него сын Александр. Но прежде чем говорить о первых годах жизни Александра Ярославича, познакомимся с его ближайшими предками. Ближайшие предки св. Александра жили в знаменательную эпоху, наложившую на них резкий отпечаток. То была эпоха возвышения ростовско-суздальской земли, когда заметно начали выясняться новые начала общественного развития русского народа. Русь, видимо, уходила все далее и далее в глубь северо-востока, чтобы там, вдали от всяких иноземных влияний, выработать крепкие, устойчивые основы быта, драгоценный залог будущего мощного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

2) На правой стороне церкви в стенной арке – ГРОБ Великой Княгини Феодосии Мстиславовны, в инокинях Евфросинии, дочери Князя Мстислава Мстиславича храброго. Супруги Князя Ярослава II Всеволодовича, матери св. Князя Александра Невского и Св. Феодора. 3) Над амвоном – ПАНИКАДИЛО медное большое о четырёх ярусах, весом 18 пудов; дано вкладом от Государя Царя Михаила Феодоровича. 4) В ризнице – две подлинные ГРАМОТЫ: а) Великого Князя Мстислава Владимировича; б) Преосвященного Ионы, Архиепископа Новгородского. См. ниже. 5) ПЛАЩАНИЦА, шитая шёлком, золотом и серебром в 1449 году; на ней по краям вышита подпись следующего содержания: Лета 6957, индикта 7 как был Князь Великий Дмитрий Юрьевич в Великом Новгороде и повелением его Великого Князя наряжен был сей воздух в храм Святого Великомученика Христова Георгия того же лета месяца Августа в 23 день Благоверной его Великой Княгиней Софьей и при Сыне Благоверном Князе Иване и был положен в церкви Святого Великомученика Христова Георгия в Великом Новгороде в Юрьеве монастыре при Архиепископе Великого Новгорода Владыке Евфимии, при Архимандрите Мисаиле за оставление грехов и спасения ради душ Наших и Наших детей и тем внучатам и правнучатам в сем веке и в будущем. Аминь. Плащаницы этой длина 2 аршина 11 вершков, ширина 1 аршин 11 вершков. 6) КРЕСТ напрестольный серебряный позолоченный с жемчугом и дорогими каменьями, данный вкладом в 1599 году от Архимандрита монастыря сего Иоакима. 7) РИЗЫ самой лучшей парчи, сделанные в 1749 году, а оплечье на них шито золотом и серебром по малиновому бархату высокой работы в 1812 году. 8) Шапка служебная, в 1812 году устроенная, и есть драгоценнейшая из всех, каковые в Новгородских монастырях ныне имеются. Достопамятные происшествия в этой обители были следующие: 1) В 1196 году погребены в этом монастыре два Князя: Ростислав Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский 164 . 2) В 1233 году погребён в этом монастыре в соборной церкви Св. Благоверный Князь Феодор Ярославич, брат Св. Александра Невского 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Во Владимирской Успенской соборной церкви восходили на великокняжеский престол: Великие Князья Андрей Боголюбский, Ярополк Ростиславич, Михаил II Георгиевич, Всеволод Георгиевич, Георгий Всеволодович, Константин Всеволодович, Ярослав Всеволодович, Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич, Александр Ярославич, Ярослав Ярославич, Василий Ярославич, Димитрий Александрович, Андрей Александрович, Михаил Ярославич, Георгий Даниилович Димитрий Михаилович, Александр Михаилович, Иоанн Даниилович, Симеон Иоаннович, Иоанн Иоаннович, Димитрий Константинович и Василий Димитриевич. Во Владимирской Успенской соборной церкви почивают в чудном нетлении святые Благоверные Великие Князи Андрей Боголюбский, сын его Глеб и Георгий Всеволодович. Здесь же погребены: князья Ярослав Георгиевич, Изяслав и Мстислав Андреевичи, Великий Князь Михаил II Георгиевич, княгиня Галицкая Ольга Георгиевна, во инокинех Евфросиния, князь Изяслав Глебович, Великие Князья: Всеволод Георгиевич, Константин Всеволодович, князья: Владимир, Иоанн и Святослав Всеволодовичи, Великая княгиня Агафия Всеволодовна, княжна Феодора Георгиевна, князья: Мстислав, Всеволод и Владимир Георгиевичи и супруги их: Мария, Христина и Феодора с чадами, Великие Князья: Ярослав Всеволодович, Михаил Московский, прозванный Храбрым, Константин Ярославич, Борис Даниилович и Борис Михаилович. Во Владимирском Успенском соборе погребены епископы: Лука, Симон, Митрофан, Серапион, Феодор, всея России Митрополит Максим Грек , епископы: Платон, Павел, Иероним. Средний алтарь Владимирского Успенского собора, в честь Успения Пресвятой Богородицы, украшен живописью и орнаментацией в 1879–1881 годах Московским живописцем Николаем Герасимовичем Степановым. Новое благоукрашение сделано на место обветшавшей и крайне повредившейся живописи новейшего Итальянского стиля, произведенной в 1768–1774 годах, при Владимирских епископах Павле и Иерониме, одновременно с устроением соборного иконостаса. Благоукрашение алтаря исполнено по благословению Святейшего Синода и Господина Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Руководил исполнением благоукрашения Епархиальный Архитектор, член Императорского Московского Археологического Общества, Николай Андреевич Артлебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010