И кто пред ним согрешил и враждовал на него - всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми " . Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа. Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью " Славу " Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: " Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце " . После него в Ярославле правил его сын - святой Давид († 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322-1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска. 5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: " Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были.

http://patriarchia.ru/db/text/913781.htm...

Не прогневайте всех Владыку и Бога». Марфа Иоанновна не могла более противиться желанию России. Проливая слёзы умиления перед образом Пречистой Богородицы, мать берёт сына своего и предаёт покрову Заступницы небесной. «Се Тебе, Пречистая Богомати, говорит она, в Твои пречистые руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству». Михаил просил мать не соглашаться, но она отвечала: «се дело Божие, а не человеческое, не смею противиться». Михаил плакал, все безмолвствовали. Он повергся перед иконой Богоматери и произнёс: «Боже, Твоя есть воля, я раб Твой, аще на то есть воля Божия. Да буди тако», и, приняв прошение и благословение, на выю и перси животворящий крест, в десницу жезл царский, сел на престол царский и наречён был Богом избранный благоверный Великий Государь Царь и Великий Князь, всея России Самодержец в церкви Ипатиевского монастыря, волею Божией и Московского государства всех чинов хотением. Так помощью Богоматери в 1613 году 14 марта совершилось избрание Михаила Феодоровича на Всероссийское царство. В этот день великая была радость в Костроме; установили совершать праздник в честь Богородицы Феодоровские иконы в память этого избрания. Феодоровская икона, столь славная в отечественной нашей истории, украшена золотым окладом, более полупуда весом, с бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными каменьями. С нею ежегодно бывают крестные ходы в день Пятьдесятницы в Ипатиевский монастырь, а 16 августа в Спасо-запруденскую церковь . Феодоровская икона привлекает к себе отовсюду множество Богомольцев. Ежедневно с утра до вечера, говорят очевидцы, к ней притекают и поклоняются перед нею усердствующие (см. о ней 16 августа). 139 Ркп. описание святых Киева: „святый, благоверный, великий князь Ростислав Мстиславич преставися в л. 6674 мес. марта в 14 день“. 148 Им умерщвлены: в 1318 г. св. к. Михаил, в 1325 г. сын его к. Димитрий, в 1339 г. другой сын Александр вместе с своим сыном Феодором; в 1325 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По совершенном возобновлении и благоустроении соборного храма в 1189 году, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, торжественно освящен был храм соборный. Освящение было совершенно епископом Лукою, в присутствии Великого Князя Всеволода, сына его Константина и зятя его Ростислава Ярославича. 7272 В расширенном и благоукрашенном храме епископ Лука только два месяца возносил свои молитвы. Десятого числа месяца Ноября 1189 года он преставился, и «Великий Князь Всеволод Георгиевич, спрятавше тело его с игумены и с чернецы, с клирошаны, с попы, положиша и у святое Богородицы в граде Володимери в 11 Ноября, на память святых Мины и Виктора и Викентия» 7373 . Совершив погребение блаженного епископа Луки, Великий Князь Всеволод в 1190 году послал в Киев к Митрополиту Никифору, для посвящения в епископы, отца своего духовного Иоанна, который и «бысть поставлен месяца Генваря в 23 день, на память святого мученика Климента епископа, а в Ростов пришел на свой стол месяца Февраля в 25 день, на память святого отца Тарасья, тогда сущу великому князю Ростове в полюдьи, а в Суждаль вшел месяца Марта в 10 день, на память святого мученика Кондрата, а в Володимер вшел того же месяца в 16 день, в пяток, накануне святого Алексея человека Божья и друга Божья Лазаря» 7474 . При епископе Иоанне в 1192 году соборная церковь обновлена была известью 7575 , но это обновление в следующем 1193 г. повреждено было по нижеследующему случаю: в 1193 году месяца Июля в 23 день, был во Владимире пожар, в канун святых мучеников Бориса и Глеба, в четверток, «вполночи зажжеся и горе мало не до вечера» 7676 , сгорело тогда до 14 церквей и целая половина города была жертвою пламени. Княжеский двор и соборная церковь хотя остались целы, но наружные стены собора были опалены и закоптели от дыма, так что опять надлежало исправлять повреждения, что и исполнено было, и в Августе месяце следующего 1194 года было еще совершено обновление соборной церкви. «Лета 6702 месяца Августа обновлена бысть, сказано в летописи, церкве святое Богородици Володимери, яже бе ополела в великий пожар, блаженным епископом Иваном и при Благоверном и Христолюбивом Князи Всеволоде Георгиевичи, и бысть, аки нова, и бысть радость велика в граде Володимери» 7777 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

С рассветом вместе непробудно спят. Как примирение ума и воли – Венчанья княжеский обряд... Д. Е. Коронелли Благоверные Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские О супружеской паре – благоверных Владимирских и Тверских князьях Ксении и Ярославе – известно больше как о родителях святого князя Михаила Тверского, супруга святой княгини Анны Кашинской. Между тем, их судьбы и, особенно, судьба святой Ксении, заслуживают самого пристального внимания. Ярослав III Ярославич – великий князь тверской (1230–1271), сын Ярослава II Всеволодовича, великого князя киевского и владимирского, от брака с Ростиславой-Феодосией Мстиславовной (в иночестве Евфросинией), дочерью Мстислава Удалого, князя новгородского. Был первым самостоятельным князем Твери (1247 г.). В следующем году, в борьбе между старшими братьями, Александром (Невским) и Андреем, держал, по-видимому, сторону последнего. В 1252 г., в отсутствие Александра Невского, уехавшего в Орду, Ярослав вместе с Андреем заняли укрепленный Переяславль-Залесский, готовясь вступить с Александром в борьбу. Исход ее был для союзников неудачен: при взятии Переяславля союзники Невского – татары – убили воеводу и жену Ярослава, а детей взяли в плен. В 1254 г. Ярослав бежал в Ладогу, где был хорошо принят. В 1255 г. новгородцы, желавшие избавиться от правления Невского, перевели Ярослава во Псков, а потом – в Новгогрод. Александр Невский пошел против Ярослава, который бежал неизвестно куда; время возвращения его в свое княжество неизвестно. В 1258 г. князь вместе с братьями и племянником Борисом ростовским, ездил в Орду, откуда, по словам летописи, был отпущен «со многою честью» и возвратился в Тверь. В 1262 г. Александр Невский посылает Ярослава на помощь Новгороду против немцев. По смерти Александра Невского (†1263 г.) Ярослав и Андрей вступили в борьбу из-за великокняжеского престола. Спор был отдан на решение хана, который передал великокняжеский ярлык Ярославу (1263). Теперь во власти князя были и Тверское и Владимирское великие княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Перевод: Мучениями весьма страшными и доблестью терпения ты всех поразил, князь Роман, ибо ты претерпел за веру во Христа отрезание по частям досточтимых членов твоих и всего тела твоего рассечение. Потому поднялся ко Престолу Царя Христа Бога и стал новым покровителем Церкви Рязанской. Молись же ко Господу, да дарует городу нашему мир и благоденствие, и испроси у Него милость и спасение почитающим священную память твою, многострадальный. Роману Угличскому, блгв. кн., глас 4 От младенства явился еси,/правоверный княже Романе ,/избран от Бога/благочестия столп необорим,/веру непорочну соблюл еси,/молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/темже и по смерти явися светлость жития твоего,/исцеляеши бо недуги немощствующих,/верою притекающих ко святому твоему гробу./Сего ради вопием ти:/радуйся, угодниче Божий Романе,//града Углеча похвало и утверждение. Перевод: С младенчества явился ты, правоверный князь Роман, избранной Богом непобедимой крепостью благочестия, веру безупречную сохранил ты, молитвами, милостыней и постом Богу угодил, потому и после смерти явилась светлость жизни твоей, ибо ты исцеляешь болезни немощных, с верой приходящих к святому твоему гробу. Потому взываем к тебе: «Радуйся, угодник Божий Роман, города Углича слава и сила». Ростиславу-Михаилу, блгв. вел. кн., глас 6 Обрете тя строителя градов и цеpквей/земля Киевская,/великий княже Ростиславе,/смуты устранял еси, единство хpаня,/темже Господь тебе мудрость ниспосла,/сего ради Христу Богу молися//спастися душам нашим. Перевод: Обрела тебя, строителя городов и церквей, земля Киевская, великий князь Ростислав, смуты ты устранял, храня единство. Для того Господь послал тебе мудрость, потому молись Христу Богу о спасении душ наших. Тамаре, царице Грузинской, блгв., глас 4 Во святых дивная,/Иверии светило,/благоверная царице Тамаро,/на горах высоких храмы воздвигшая,/да в них моления возсылают ко Господу,/мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския,/десницею же своею полчища агарянская низпровергшая,/моли Христа Бога//спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

Скачать epub pdf Житие святого благоверного князя Александра Невского 81 Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1219 года в городе Переславле Суздальском и прожил на свете сорок четыре года и пять с половиной месяцев. Дедом по отцу был знаменитый великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, или Великий, а отцом Ярослав-Феодор, один из восьми сыновей, которых родила Всеволоду осетинка Мария. Он получил от отца в наследство Переславль Суздальский. Туда к нему в 1214 году была приведена из Великого Новгорода невеста – дочь Мстислава Удалого Феодосия-Ростислава. Она и стала матерью Александра. Житие Александра Невского было написано в XIII веке, некоторое время спустя после его кончины. Автор хвалит его отца, князя Ярослава Всеволодовича, как человека кроткого, «милостилюбца и мужелюбца». В молодости, однако же, тот далеко не всегда бывал кроток и милостив и порой обнаруживал в борьбе за власть с родней и с новгородцами неумеренную жестокость. После неудачной для него битвы с родней на Липице в 1216 году его тесть и один из противников, Мстислав Удалой, забрал у него свою дочь. Новгородцы не раз заставляли Ярослава покидать их город. В 1218 году при очередной размолвке с ними Ярослав вынужден был оставить «во всей воли новгородской» двух своих сыновей. Одним из них был девятилетний Александр, другим его старший брат Феодор. Однажды ночью в том же году братья-княжичи, улучив момент, бежали из Новгорода к своему отцу в Переславль. Два года спустя Ярослава Всеволодовича вновь пригласили княжить в Великий Новгород, но он провел там только две недели и ушел назад, опять оставив там сыновей Феодора и Александра. В 1233 году Феодор должен был жениться, но в момент приготовлений к свадьбе неожиданно умер. Александр остался в Новгороде один. Как раз накануне Батыева нашествия, в 1236 году, отправляясь с новгородцами княжить в недавно разоренный междоусобицами при участии половцев Киев, Ярослав Всеволодович возвел «сына своего Александра Храброго» на новгородский княжеский стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Святой Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский Князь Андрей, второй сын Киевского Великого князя Георгия Владимировича Долгорукого – Мономаха; родился в 1110 г.; около 1135 г. вступил в брак с дочерью богатаго Суздальского боярина Кучки, или Кучковича, владельца тех мест, где ныне находится Москва 1 . По смерти отца своего, Кн. Андрей основал в 1157 г. новое Великое Княжение Суздальское или Владимирское. В молодых своих летах Князь Андрей действовал за отца , исполняя только его намерения, и потому первую половину его жизни можно назвать училищем, в котором образовывался будущий сильный Властитель Суздальский или Владимирский. От природы Андрей был крепок и силен, мужественен и неустрашим 2 . Так, в 1149 г. при осаде г. Луцка Князь, быв окружен с двумя своими воинами, толпою врагов, раненый, с переломленным копьем, под градом каменьев, сыпавшихся со стен, бился с непреодолимым мужеством; и когда кто-то из венгров занес на него свою рогатину, он убил его и вырвался из сечи 3 . Но вот особенно прекрасная черта Князя Андрея! Был он сколько храбр и неустрашим, столько же мягкосерд и добродушен. Когда Изяслав Мстиславич (Вел. Кн. Киевский), после шестинедельной осады г. Луцка, доведенный до крайности, начал просить у Георгия Владимировича мира, Андрей старался преклонить отца на милость, тогда как старший его брат, Ростислав, и особенно Юрий Ярославич (внук Ярополка), всячески побуждали его к войне. «Отче господине, говорил тогда Андрей, милостивый на свой род, а паче всего на христиан, не слушай Ярославича, примири к себе сьновца (братнего сына – племянника, не губи своей отчины.       Помяни слово Писания: «Се коль добро и красно, еже жити братии вкупе». Отец исполнил его просьбу 4 . После немалой борьбы за Киевское престолонаследие, Георгий Владимирович достиг, наконец, своей цели – взошел в 1154 г. на Великокняжеский престол. Андрею, как усердному своему сподвижнику в бранях, он дал в удел г. Вышгород (ныне село, находящееся не в дальнем расстоянии от Киева на берегу Днепра) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Всеволод-Гавриил (†1138, память 11 февраля ст. ст.), внук Мономахов, первый князь Псковский, княжил в Пскове всего около года. Вся его жизнь прошла в борьбе за Великий Новгород и, на Новгородском столе, с врагами новгородскими. В этой борьбе он бывал несчастлив, изгонялся неоднократно со своего княжения и потерпел поражение от суздальцев при Ждановой горе. Это поражение стоило ему Новгорода. Но псковичи, отделившись от «старшого брата», приняли к себе изгнанного князя. Как первый Псковский князь, как строитель Псковского собора Святой Троицы, Всеволод, несмотря на скорую кончину, оставил в Пскове славную память. Его церковное почитание устанавливается, вероятно, в 1192 г., когда совершилось первое чудо во время перенесения его гробницы в собор Святой Троицы. Житие его составлено лишь в середине XVI века, по летописям. Оно отмечает нищелюбие и щедрость князя, особенно проявившиеся во время голодных лет. С явным анахронизмом, оно именует князя «оборонителем и забралом граду Пскову от поганих немец». Действительно, военному защитнику города молились в лице его псковичи, повесив его оружие (как и князя Довмонта) над гробницей. Его меч до последнего времени висел в соборе Святой Троицы с латинской рыцарской надписью на нем: «Honorem meum nemidi dado» – «Чести моей никому не отдам». Не дошло до нас отдельного жития кн. Мстислава Ростиславича Храброго (†1179), чтившегося в Новгороде. Его политическое дело – оборона сначала Киева, потом Новгорода от Андрея Боголюбского и суздальцев. Он, как и Всеволод-Гавриил, – типичный представитель удельного права и рыцарской чести против объединительных стремлений Суздаля. Летопись дает ему яркую характеристику: «Сий же благоверный князь Мьстислав... возростом середний бе, и лицом леп, и всею добродетелью украшен и благонравен, и любовь имяше ко всим, паче же милостыни прилежаше, монастыре набдя, черньце утешивая,... и мирския церкви набдя, и попы и весь святительский чин достойною честью честя; бе бо крепок на рати». 6. Святой Филарет Милостивый

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, неудачей закончился последний поход Руси на Царьград. Более о войнах Владимира Ярославича источники не сообщают. В 1044 г. Владимир закладывает первый деревянный новгородский кремль, а в следующем, 1045 г., по его повелению в Новгороде заложен каменный Софийский собор. Строительство было завершено в 1050 г., и, несомненно, возведение новгородского храма стало главным делом жизни новгородского князя. Князь Владимир Ярославич скончался 4 октября 1052 г., в воскресенье, в Новгороде, в возрасте тридцати двух лет. «…и положен был в Святой Софии, которую сам создал», – сообщают летописи. После князя Владимира остался сын Ростислав. Согласно родословию князей, включенному в Воскресенскую летопись (XVI в.), Владимир имел еще одного сына – Ярополка, однако его имя в других источниках не упоминается. Известно, что Владимир был книжным человеком. В списках XV–XVI вв. сохранилась Книга пророчеств, переписанная для него новгородским священником Упырем Лихим в 1047 г. По преданию, широко известному в Новгороде в XIX в., князь Владимир Ярославич был причтен к лику святых еще в древности, причем мощи его были открыты спустя сто с лишним лет после его кончины. Официально же местное празднование благоверному князю Владимиру Ярославичу и его матери княгине Анне было установлено в 1439 г. после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию. При этом мощи князя были переложены в новую гробницу, установленную в Корсунской паперти Софийского собора. В первой трети XVII в. мощи переложили в каменную гробницу, а в 1654 г., при новгородском митрополите Макарии, перенесли на новое место, где они покоятся и поныне, – в восточной арке Мартириевской паперти: «и над ними устроиша комары каменные, сии речь своды». Благоверные Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он был младшим сыном Святослава Ярославича, сначала князя Черниговского, а затем – великого князя Киевского (1073–1077), то есть внуком Ярослава Мудрого и правнуком равноапостольного великого князя Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Об образовании кн. Анны и Евфросинии было уже сказано. О Евфросинии говорится, что она «толма бысть любещи учение, яко же чудитися отцу ея о толице любви учению ея» 43 . Она сама «нача книгы писати своима рукама». Обе княжны были устроительницами женских училищ. Вообще образованность наших князей – христиан в этом периоде составляет выдающееся явление нашей истории, имевшее несомненно благотворное влияние на устроение училищ. «Из показаний летописцев, замечает один исследователь, можно видеть, что книжное учение сделалось для князей потребностью, так сказать заветом от отца к сыну: сыновья наследовали от родителей любовь к книгам и учили своих детей; эти последние заботились о книжном наставлении своих сыновей 44 . Кирилл Туровский замечает: «мира сего властители, иже в житейских вещех труждаются, прилежно требуют книжнаго почитания». Для изображения характера образования наших князей приведём рассказ Нестора о книжном учении св. Бориса и Глеба и их домашних занятиях. «Пусти же благоверный князь сыны своя когождо на свою область сам, а святу сею Бориса и Глеба у себе держащю, занеже единаче детеска беста. Бе же Глеб вельми детеск, а ум стар. А блаженный Борис в разуме сы исполнь благодати Божия взимаше бо книг и чтяше. Бяше бо и грамоте изучен. Чтяше же жития и учения святых. И глаголаше моляся со слезами. Сице же ему молящася по вси часы, а святы Глеб послушаше его. Сидя и не отлучашеся от блаженного Бориса. Но с ним день и ночь послушаше его 45 . Какою свежестью веет эта картина домашней жизни наших князей ещё в начале XI века. Старший брат читает свящ. книги, младший, ещё малютка, «а уме стар», слушает неотступно это чтение, находит в нём наслаждение. Князья любили монастыри, иноков, чтили духовный чин. Некоторые князья и княгини принимали иноческий чин, а иные даже схиму. Так Никола Святоша с бранного поля, становится придверником монастырским и несёт тяжкие послушания. Игорь Олегович, (1146), плененный и больной, говорит своему счастливому сопернику (Изяславу мстиславовичу): «се болен есть велми, и прошу у тебя пострижения, была бо ми мысль на пострижение еще в княжении своем». И он «пострижеся – в скиму». Великий князь Ростислав (1168) просил Поликарпа о пострижении в Печерском монастыре. Великий князь Святослав (1194), умирая, «веля ся постричи в чернецы». Мстислав Удалой принял перед смертью схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010