Узаконения и распоряжения о школах//Пастырско-миссионерский календарь. – СПб., 1908. Улалинская женская община новокрещенных на Алтае. – СПб., 1863. Устав Духовных консисторий. – СПб., 1841. Устав Духовных консисторий. – СПб., 1883. Филимонов Д.Д. Материалы к биографии основателя Алтайской Миссии архимандрита Макария. – М., 1888. Филиппов М. Система инородческого образования по сочинениям Н.И. Ильминского //Православный благовестник. – 1899. – 7. Чевалков М.В. Памятное завещание. – Горно-Алтайск, 1990. Чихачёв П. Путешествие в Восточный Алтай. – М., 1974. Шашков С. С. Сибирские инородцы в XIX столетии//Дело. – М., 1867. 8, 9, 10. Швецова М. Алтайские калмыки//Записки Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Кн. 23. -Омск, 1898. Эдоков В. И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1981. Эдоков В.И. Возрождение мастера. – Горно-Алтайск, 1994. Яблонский Н.В. Путеводитель по Горному Алтаю. – Томск, 1903. Ядринцев Н. М. Сперанский и его реформы в Сибири//Вестник Европы. – 1876. – 4–5. Ядринцев Н. М. Алтай и его инородческое царство: Очерки путешествия по Алтаю//Исторический вестник. Т. 20. – 1885. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. – СПб., 1891. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. – СПб., 1892. Ястребов И. Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской Духовной Миссии. – Бийск, 1893. Ястребов И. Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир Архиепископ Казанский и Свияжский. – Казань, 1898. Приложения Приложение 1. Официальное уведомление протоиерею Созонту Куртукову о назначении архимандрита Макария миссионером в Бийский округ 456 59 Получ. 12 ч. августа 1830 года. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Барнаульского Духовного Правления благочинному Протоиерею Созонту Куртукову, в указе из Тобольской Духовной Консистории от 31 числа минувшего июня написано: по указу Его Императорского Величества Тобольская Консистория, слушав, во-первых, Указ Святейшаго Правительствующего Синода от 22 минувшего мая за 4661 с приложением 990 рублей денег для выдачи назначенному для проповеди Слова Божия Архимандриту Макарию на проезд к иноверческим народам, и резолюцию Его Высокопреосвященства последовавшую на сем Указе 19 июня за 1449 Следующую: о получении денег и отдаче рапортовать с первою почтою, отдав оные отцу Архимандриту под расписку; и взяв от него отзыв, куда желает представить незамедля с мнением.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Огромный опыт Алтайской духовной миссии в сознании различных форм духовно-нравственного просвещения, несомненно, актуален сегодня и требует дальнейшего осмысления и изучения. Список литературы Адлыкова А. П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX – начале XX в.: Дисс. канд. ист. наук. – Горно-Алтайск, 2003. Алтайская духовная миссия. – М., 1864. Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. – Кн. 2. – М., 1872. Алтайская церковная миссия: Посвящается основателям первого в отечестве Миссионерского Общества. – СПб., 1865. Беликов Д. Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта. – Томск, 1898. Беликов Д. Н, протоиерей. Томские старинные духовные начальники (заказчики). Исторический очерк. – Томск, 1906. Беликова А.П. Горный Алтай: истоки просвещения//Педагогика. –1995. – 2. – С.98. Беликова А. П, Бабин В. Г. К вопросу о просвещении в дореволюционном Горном Алтае//Проблемы истории педагогики и современность. – Горно-Алтайск, 1991. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителя: В 2 ч. – Ч. 1 – М., 1993 (репринт: 1913). – С. 1548–1549. Вербицкий В. И. Очерк деятельности Алтайской Духовной миссии по случаю 50-летнего ее юбилея (1830–1880)//Памятная книжка Томской губернии 1885 года. – Томск, 1885. Вергунов Е.Г., Крейдун Ю. А., Постнов А.В. Информационное обеспечение полевых археологических и этнографических исследований методами археологической геодезии//Ползуновский вестник. – Барнаул, 2004. – 3. – С. 42–51. Выписки из дневника миссионера Алтайской Духовной Миссии протоиерея Стефана Ландышева за 1-ю треть 1859 года. – М., 1861. Глухарев М, архимандрит. Мысли к успешнейшему распространению христианской веры//Свет Христов просвещает всех. – Новосибирск, 2000. – Гл. XVII. – С. 163–290. Голубев П. А. Народное образование//Алтай: Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. – Томск, 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

1902. 1 18. С. 52. 318 См.: Голубев П. А. Народное образование//Алтай: Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. Томск, 1890. С. 275. 322 См.: Казагачева 3. С. К истории народного образования//Кан-Алтай. Горно-Алтайск, 1994. Январь-март. 324 См.: Правила о церковно-приходских школах, высочайше утвержденные 13 июня 1884 года. Одесса, 1884. С. 5–6. 328 См.: Кацюба Д. В. Алтайская Духовная Миссия: Вопросы истории, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998. С. 58. 329 См.: Узаконения и распоряжения о школах//Пастырско-миссионерский календарь. СПб., 1908. С. 309–310. 330 См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конца XIX – начала XX века/Ред. Э. Д. Днепров. М., 1991. С.103. 333 См.: Ястребов И. Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир Архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1898. С. 358. 334 См.: Ландышев В. С.,свящ. Воспоминания о Высокопреосвященнейшем Владимире, Архиепископе Казанском и Свияжском, бывшем начальнике Алтайской и Киргизской миссии//Томские епархиальные ведомости. 1900. 1 21. С. 21. 336 См.: Макарий, архиепископ. Полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского (1884–1910 гг.). Томск, 1910. С. 524. 338 См.: Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 357; Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1910 год. Томск, 1911. С. 7. 339 От Улалы до Чемала и Чопоша: К истории Алтайской миссии//Томские епархиальные ведомости. 1905. 1 17. С. 3. 341 См.: Крейдун Ю.А. Улалинские миссионерские школы//Макариевские чтения: материалы третьей международной конференции/Отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2004. С. 12–14. 342 Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 279. 344 См.: Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных мисси х и де тельности Православного миссионерского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации. Территория: 92,6 тыс. кв. км. Центр: г. Горно-Алтайск (до 1932 Улала, до 1948 Ойрот-Тура). География: Республика А. расположена в юж. части Алтайского горного массива. Граничит на северо-западе с Алтайским краем , на северо-востоке с Кемеровской обл. и Республикой Хакасия , на юго-западе с Республикой Казахстан , на юге с Китайской Народной Республикой, на юго-востоке с Монгольской Народной Республикой, на востоке с Республикой Тыва . Основная транспортная магистраль - Чуйский автомобильный тракт. Между горными хребтами и массивами находятся Абайская, Чуйская, Курайская котловины и степи. На территории А. множество горных рек (Катунь, Бия, Чуя и др.) и озер, в т. ч. оз. Телецкое. А.- аграрная республика с развивающейся пищевой промышленностью, объявлена особой эколого-экономической зоной. Население: 203,1 тыс. чел. (1999), городское - 51,8 тыс. чел., сельское - 151,3 тыс. чел.; количество населенных пунктов - 254; единственный город - Горно-Алтайск. Национальный состав населения: русские - 63,39 %, алтайцы - 30,58, казахи - 2,98, представители др. национальностей - 3,05% (1994). Адм. устройство: 1 июня 1922 г. была образована Ойротская АО в составе Алтайского края; с 7 янв. 1948 г.- Горно-Алтайская АО в составе Алтайского края; с июля 1991 г.- Горно-Алтайская Республика в составе Российской Федерации; в мае 1992 г. получила совр. название. Республика делится на 10 адм. р-нов. Религия На нач. дек. 2000 г. в Республике А. существовало 28 зарегистрированных религ. объединений, из к-рых 20 - приходы РПЦ (из них 3 зарегистрированы в 2000). Православие исповедуют русские, украинцы и часть алтайцев. Ислам начал возрождаться с сер. 90-х гг. ХХ в., распространен по преимуществу среди казахов, живущих в Чуйской степи (Кош-Агачский р-н). Среди части алтайцев возрождаются верования, обрядность к-рых коренится в шаманизме и бурханизме (см. Ламаизм ).

http://pravenc.ru/text/115082.html

Кн. 2. М., 1872. С. 366–367. 196 См.: Алтайская церковная миссия: Посвящается основателям перваго в отечестве Миссионерского Общества. С. 167. 197 От Улалы до Чемала и Чопоша: К истории Алтайской миссии//Томские епархиальные ведомости. 1905. 1 17. С. 4. 199 См.: Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных мисси х и де тельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 369. 206 Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1880 год//Томские епархиальные ведомости. 1881. 1 15. С. 223. 209 Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1879 год//Томские епархиальные ведомости. 1880. 1 6. С. 118. 210 От Улалы до Чемала и Чопоша: К истории Алтайской миссии//Томские епархиальные ведомости. 1905. 1 17. С. 4. 212 Обозрение церквей и приходов епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1901 году//Томские епархиальные ведомости. 1901. 1 13. С.30. 215 См.: Адлыкова А.П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX – начале XX века: Дисс… канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2003. С. 117–118. 218 См.: Отчет об Алтайской Миссии за 1909 год//Томские епархиальные ведомости. 1910. 1 12. С. 490. 245 Макарова-Мирская А.И. Полтора месяца на Алтае: Из писем к бабушке. Харьков, 1915. С. 107–108. 308 См.: Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социальные и культурные отношения (XVII–XIX вв.). Горно– Алтайск, 1996. С. 226.; Беликова А. П. Горный Алтай: истоки просвещения//Педагогика. 1995. 12. С. 98. 309 См.: Голубев П.А. Народное образование//Алтай: Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. Томск, 1890. С. 275. 312 См.: Макарий, епископ Томский и Барнаульский. Современное состояние Алтайской миссии//Православный благовестник. 1902. 1 18. С. 52. 314 См.: Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях за 1887 год//Томские епархиальные ведомости.1888. 1 6. С. 2. 315 См.: Макарий, епископ Томский и Барнаульский. Современное состояние Алтайской миссии//Православный благовестник.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

— Виновным себя в этом не признаю, так как ни в какой контрреволюционной организации я не состоял. — Вы говорите неправду. В показаниях от 24 октября и в последующих показаниях вы признали себя в этом виновным и рассказали о вашей практической деятельности. Расскажите, по каким причинам вы отказались от показаний? — Причиной моего отказа является то обстоятельство, что тогда я давал ложное показание, а сейчас решил говорить только правду. — Что явилось причиной дачи ложных, как вы их называете, показаний? — Будучи доставленным в Бийскую тюрьму, в первый же день заключенные, находившиеся со мной в одной камере, расспрашивая о сущности моего дела, стращали меня избиением в том случае, если я не буду сознаваться. Боясь избиения, я и дал ложные показания, наговорил то, о чем я совершенно не знал и не знаю. — У вас показания вынуждали? — Нет, не вынуждали, но настойчиво добивались признания. — Кто из заключенных вас запугивал и рекомендовал признаваться? — Почти вся камера, но фамилий их ни одного не знаю. — Вы говорите неправду. Ваше признание последовало после восьмикратных ваших допросов и трех очных ставок с другими обвиняемыми и свидетелями. Чем объяснить, что вы, как об этом говорите, будучи»запуганным», продолжали длительное время не признавать себя виновным и признали только после очных ставок? — До признания меня допрашивал следователь Буйницкий. Он обращался со мною корректно. 24 октября меня допрашивал Костриков. Последний от меня настойчиво требовал признаний и грубо обращался. В силу настойчивости и грубости я дал ложные показания. — Вы продолжаете говорить неправду. На допросе вы показали, что дали такое показание в силу того, что со стороны следствия видели человеческое обращение и не желали портить взаимоотношений со следователями. Находите ли вы, что противоречите себе? — Да, противоречие есть, но это объясняется неправильной записью в протоколе допроса. Тогда я говорил о человеческом обращении только со стороны следователя Буйницкого, а он записал о человеческом обращении со стороны следователей.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Выступал с лекциями в городах Сибири (Барнаул, Новониколаевск, Колывань, Семипалатинск и др.). При отступлении войск А. В. Колчака М. укрылся в Новоархангельском скиту. Подготовил для правительства Колчака «Временное положение о Древлеправославной церкви» и в июне 1919 г. выехал в Омск для его утверждения в Мин-ве исповеданий, однако проект не был рассмотрен. С приходом Красной армии оба редактора «Сибирского старообрядца» были объявлены в розыск Алтайской ГубЧК. В 1920 г. М. написал в Новоархангельском скиту доклад «О беспоповских браках и об рукоположении во священники из беспоповцев» (см.: Амфилохий (Журавлев), еп. Письмо еп. Александру (Богатенкову)//Во время оно... 2005. Вып. 2. С. 85), предназначенный для рассмотрения на старообрядческом соборе. Статья эта неизвестна. Тогда же в скиту была завершена работа «Откуда произошла вера в Бога?». Свящ. Даниил Суворов, живший по поддельным документам, в сер. февр. 1921 г. также переехал в скит, туда же перевезли типографское оборудование «Сибирского старообрядца». В скиту вместе с Суворовым М. приступил к изготовлению антибольшевистских листовок от имени несуществующего агитационного отдела Сибирской боевой орг-ции. Текст писал М., печатал Суворов. Листовки издавались тиражом от 60 до 100 экз. и рассылались по разным адресам, напр., в редакцию иркутской газ. «Красный стрелок», в Омскую и Бийскую ЧК, Л. Д. Троцкому и др. Основная часть тиража осталась в скиту. В сент. 1921 г. Суворов покинул скит, в дек. уехал М. В июне 1923 г. над арестованными по делу об изготовлении листовок еп. Амфилохием (Журавлёвым) и свящ. Д. Суворовым состоялся открытый судебный процесс в Томске, оба они были приговорены к расстрелу, замененному 5-летним заключением. (Позже в Румынии М. писал, что его заочно судили в Томске и приговорили к расстрелу. Однако заочного суда над М. не было и приговор ему не выносили, см. текст приговора: Приль. 2007. С. 85-86.) М. скрывался «в непроходимой сибирской тайге... в одной келейке, почти в землянке. Прожил я в ней около трех лет и именно там написал большинство своих сочинений в опровержение безбожия, которые теперь издаются мною в Румынии» ( Мельников Ф.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

Предполагая, что по случаю распространения круга действий, в котором Вы обращаетесь, потребны для Вас благонадежные исполнители Ваших распоряжений и приказаний. Покорнейше прошу обратить внимание Ваше на известного Вам поселенца Ивана Савельева, жительствующего в Майминском селении, и издавна известного мне по рассудительности расторопности, верности и честности. По временам он помогает миссии своими услугами. Но как мы не можем давать ему такого жалования, которым бы он довольствовался, то кроме пашни и скотоводства, он еще вздумал заниматься продажею разных мелочей по деревням. Этот промысел уже наскучил ему, и он узнав о теперешних обстоятельствах Ваших, поручил мне поискать такой должности при Вас, по которой он, получая довольное и определенное контрактом награждение для содержания своего, не имел бы надобности прибегать к грязным источникам прибыли. Если сие желание его согласно с Вашими обстоятельствами и потребностями, то покорнейше прошу Вас доставить ему искомую должность при Вас и способ не для обогащения, потому что желающие обогащаться, впадают в сети многоразличных искушений и суетностей, как нам сказано в Священном Писании для предостережения ( 1Тим.6:9 ), но для спокойного пребывания в благословенном труде, а так же в делах благотворения и милосердия, при известном обеспечении его с женою. Мы весьма рады тому, чтоб Вы сами посетили, по крайней мере, в следующем месяце стан миссии, и обозрели место, где для общественного Богослужения, устроить храм имеете усердное намерение. Но если в этом путешествии теперь представляются Вам такие затруднения и препятствия, с которыми вступить в борьбу Вы не решитесь, то можете вызвать Ивана в Томск. Но в таком случае Вы пришлите ему столько денег, сколько надобно для того, чтобы ему в Томск съездить для совещания и соглашения с Вами, и возвратиться в Бийскую область. По возвращении моем из Бийска в стан миссии, если угодно Господу, хочу прислать к Вам записку об иконах для церкви. Всем сердцем желаю Вам и всему семейству Вашему благословений Божьих, с чувством искреннего почтения и усерднейшей преданности долгом почитаю быть, милостивый государь, Вашим покорнейшим слугою.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Кн. 2. М., 1872. С. 279. 347 Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн.2. М., 1872. С. 279. 348 См.: Обозрение церквей и приходов епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1901 году//Томские епархиальные ведомости. 1901. 1 13. С. 23. 349 См.: Крейдун Ю. А. 120 лет со времени первого набора учащихся в Бийское миссионерское катехизаторское училище//Страницы истории Алтая. 2003 г.: Календарь памятных дат. Барнаул, 2003. С. 117–123. 350 Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 279. 351 См.: Ястребов И. Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир Архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1898. С. 186. 353 См.: Еркинова Р. М. Я сын Алтая//Наука, культура, образование. Горно-Алтайск, 2000. 1 6–7. С. 9–10. 356 См.: Глухарев М., архимандрит. Мысли к успешнейшему распространению христианской веры//Свет Христов просвещает всех. Новосибирск, 2000. С. 163–290. (Гл. XVII.) 359 См.: Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894/95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1895 год. Томск, 1896. С. 60–61. 374 РГИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 661. Л. 4. (Цит. по: Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосибирск, 1998. С. 144.) 375 См.: Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888год. Томск, 1889. С. 69–78. 377 См.: Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894/95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1895 год. Томск, 1896. С. 71. 378 См.: Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888 год. Томск, 1889. С. 77. 379 Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894–95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1895 год. Томск, 1896. С. 69. 381 См.: Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894–95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии заˆ1895 год.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

и принятием в стране закона о свободе вероисповеданий. В этот же период в Горном Алтае развернулось движение «бурханизм». Как отклик на эти события появилась новая форма работы миссионеров – организация проповеднических дружин, о которых также имеются упоминания в записках миссионеров, отчетах миссии 6 . Некоторые ранее неизвестные записки миссионеров, в том числе прот. Василия и иерея Владимира Постниковых, иерея Стефана Борисова обнаружила д-р ист. наук З. С. Казагачева в частных собраниях их потомков – семье Н. Л. Родионовой-Кумандиной. Ныне данные записки переданы на хранение в библиотеку Института алтаистики (г. Горно-Алтайск). Дополняют опубликованные источники личного происхождения воспоминания потомков миссионеров. Так, по инициативе З.С. Казагачевой появились рукописные двухтомные воспоминания о семье миссионеров Постниковых, служивших в Мыютинском стане Алтайской миссии, написанные дочерью миссионера Луки Кумандина – Н. Л. Родионовой-Кумандиной (1904). Кроме того, автором данной монографии записаны подробные воспоминания П. С. Чевалкова (1913), сына миссионера Стефана Чевалкова, об Улалинском миссионерском стане. Самостоятельное значение для изучения истории Алтайской духовной миссии имеет эпистолярное наследие миссионеров. Использование писем, обнаруженных в архивных делах, играет определенную роль в данном исследовании, и не только для полноты характеристик личностей – субъектов в описываемых событиях, но в ряде случаев служит «канвой» для их реконструкции. Всего в архиве Алтайского края выявлено около пятисот писем алтайских миссионеров за период с 1852 по 1919 г., в том числе писем святителя Макария (Невского) – 81, и писем, адресованных ему, – 73. Помимо архивных фондов, эпистолярное наследие алтайских миссионеров содержится и в опубликованных источниках. Наиболее полным изданием писем основателя миссии – архимандрита Макария – является, несомненно, труд К. В. Харламповича 7 . Письма других миссионеров большей частью имеются в разрозненных изданиях. Среди опубликованных источников важная роль принадлежит нормативно-законодательным документам.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010