22 .  Шмеман А. , протопр.  Церковь , мир, миссия: Мысли о православии на Западе. – М.: Изд-во ПСТБИ, 1996. Дополнительная литература 23 . Архангелов С. А., свящ. Наши заграничные миссии. – СПб.: П. П. Сойкин, 1899. 24 . Афанасьев И., прот. Вступление в Церковь //Вестник ЛДА. – 1990. – 3. – С. 87–105; Христианское чтение. – 1991. – 4. – С. 50–70; 1992. – 7. – С. 59–81. 25 . Беляев И., прот. Русские миссии на окраинах. – СПб.: П. П. Сойкин, 1900. 26 . Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: В 4 т. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. 27 . Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2001. 28 . Малков Ю. Г. Русь Святая: Очерк истории Православия в России. – М.: Правило веры, 2002. 29 . Олекса М., прот. Иконы и космос: их смысл в миссионерской службе//Путь Православия. – 1996/1997. – 5. – С. 78–90. 30 . Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия, митр. Московского. – Нью-Йорк: Комитет рус. православной молодежи за границей, 1990. 31 . Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 г./Сост. Ал. С. Стурдза. – М.: Тип. В. Готье, 1857. 32 . Попов А. В. Русское зарубежное православие до 1917 года и деятельность русских православных духовных миссий//Макарьевские чтения: Материалы 3-й междунар. конф. (21–22 нояб. 2004 г.). – Горно-Алтайск, 2004. – С. 173–205. 33 . «Свете тихий»: Жизнеописание и труды еп. Серпуховского Арсения (Жадановского) . – М.: Паломник, 2002. 34 . 1-я молитва Евхаристического канона//Служебник. – М.: Издат. отдел Моск. Патриархии, 1977. 35 . Флоренский П. А., свящ. Понятие Церкви в Священном Писании //Богословские труды. – 1974. – Сб. 12. – С. 73–183. 36 . Флоровский Г. В., прот. Дом Отчий//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. – Париж, 1982. – 109/112. – С. 177–205. 37 . Флоровский Г. В, прот. Пути русского Богословия. – Париж, 1937. 38 . Шаталов О. В. Теоретические аспекты развития отечественной миссиологии//Исторический вестник. – М.; Воронеж, 2000. – Вып. 5/6 (9/10). Спец. вып.: Материалы междунар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия» М., 20–22 июня 2000 г. – Ч. 1. – С. 248–253.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эскиз сер. 19 в. Панорама Улалы (ныне Горно-Алтайск). Фото 1915 г. Настоятельница Улалинского монастыря игумения Серафима Улалинский миссионерский монастырь. Фото 1910-х гг. Один из сохранившихся корпусов Улалинского монастыря. Фото 2001 г. Панорама Чемальской общины. Фото 1910-х гг. Митрополит Макарий (Невский) Епископ Иннокентий (Соколов) Бийский архиерейский дом. Фото 1910-х гг. Чулышманский детский приют. Фото 1915 г. Насельницы Чулышманского детсткого приюта Посещение начальником Миссии Чулышманского монастыря Братия Чулышманского монастыря. Фото 1915 г. Чемальская второклассная школа Учителя миссионерских школ. Фото 1890 г. Улалинский миссионерский стан в 1890-е гг. Улалинские школы. Фото нач. XX в. Верховья Чулышмана, место Язулинского стана Чулышманская долина с высоты птичьего полета Храм, восстановленный на острове в Чемале Здание бывшего миссионерского приюта. Фото 2001 г. Бийское катехизаторское училище Домовой архиерейский храм в Бийске. Современный вид Урочище Той-самах, предполагаемое место самого труднодоступного стана Миссии Место скита на мысе Ижон Здание бывшей школы им. митрополита Макария Святой ключ в Жуланихе 1 См.: Крейдун Ю.А. Источники по истории Алтайской духовной миссии//Материалы XV Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 2. М., 2005. С. 21–32. 3 2 Центр хранения архивного фонда Алтайского края (далее ЦХАФ АК). Ф. 164. Оп. 1. Д. 5. Л.1–34 (рукопись.) 4 Государственный архив Томской области (далее ГА ТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 196, 249; Ф. 184. Оп. 1. Д. 1–12. 5 ГА ТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 13–19; ЦХАФ АК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 61, 62, 63, 69, 90. Оп. 2. Д. 26, 28, 35, 44, 50, 51, 52, 54, 61, 62, 63, 66, 67, 69, 70, 72, 84, 92, 94, 96, 107. 6 ГА ТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 27. Л. 2# 15; ЦХАФ АК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 6, 10, 30, 35, 36, 83, 87, 100, 131, 135, 158; Оп. 2. Д.16, 27, 62, 86, 90, 98, 101,115 и др. 8 См.: Устав Духовных консисторий. СПб., 1883; Правила о церковноприходских школах, высочайше утвержденные 13 июня 1884 года.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Среди его собратьев-епископов ходили нелепые слухи о том, что алтайского миссионера назначили митрополитом в Москву по прихоти Григория Распутина. В феврале 1917 года Макария силой заставили написать отречение от столичной кафедры. Митрополит-миссионер свидетельствовал, что князь Львов из Временного правительства лично приезжал к нему на архиерейское подворье в Санкт-Петербурге и обещал «сгноить» в тюрьме, если «распутинец» не напишет письмо с отказом от духовной власти. Вскоре святителя Макария отправили в заточение в Николо-Угрешский монастырь. Там он провел восемь лет, пока эту обитель не закрыла советская власть. Митрополит Макарий поселился в подмосковном селе Котельники. Арсений Жадановский вспоминал: «Когда перевозили святителя из Угреши в Котельники, он увидел, что выносят на подводу и его гроб, и заметил: «А вот и он едет с нами, это хорошо. Ничего не надо человеку, кроме такого гробика, а мы все суетимся». В 1926 году святитель, заслуживший любовь тысяч алтайцев, но отвергнутый в столице, скончался в Котельниках. Он был погребен на погосте Казанской церкви. В 1957 году патриарх Алексий I инициировал перенос праха митрополита Макария Невского в Троице-Сергиеву лавру, потому что Казанский храм в Котельниках был в то время закрыт и осквернен. Главы были разобраны, в верхнем ярусе колокольни установили резервуар с водой, в алтаре был устроен гараж и авторемонтная мастерская. В 2000 году митрополит Макарий Невский был прославлен в лике святых. В августе 2016 года гроб святителя вновь отправился в дорогу: мощи перевезли в Горно-Алтайск к местам главного служения миссионера. В Котельниках у Казанской церкви теперь установлен памятник и поклонный крест в память о святителе. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Апостол Алтая в Котельниках. Комментарии и обсуждение Подобные храмы были построены по заказу царя Алексея Михайловича в его селах Тайнинском и Алексеевском. Освящен в 1684 г. патр. Иоакимом в присутствии молодых царей Петра и Иоанна Алексеевичей (Котельники с 1676 г. являлись царским селом). Причем, по преданию, мать Петра I тогда же пожертвовала храму Казанскую икону БМ, которая ныне является главной святыней храма. Колокольня - перв. пол. 19 в. (Д. Жилярди). Храм восстанавливается по образцам 17 в. Настоятель прот. Андрей Львович Табаченков, архитектор-реставратор Н.А. Быковская.

http://sobory.ru/article/?object=01048

выст. М., 2000; Cutler A. The Cult of the Galaktotrophousa in Byzantium and Italy// Idem. Byzantium, Italy and the North: Papers on Cultural Relations. L., 2000. P. 164-189; Mother of God: Representation of the Virgin in Byzantine Art/Ed. M. Vassilaki. Mil., 2000; Моршакова Е. А. Крест воздвизальный//Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 40. С. 150-153; она же. Древнерус. мелкая пластика: Наперсные кресты, иконы и панагии XII-XV вв.: Кат. М., 2013. Кат. 41, 42. С. 200-207; Рындина А. В. Барийские мотивы в интерпретации образа Николы Чудотворца в России//Искусствознание. М., 2002. Вып. 2/02. С. 117-119; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 118-119, 120-121, 123, 124, 126; Skalova Z. The Icon of the Virgin Galaktotrophousa in the Coptic Monastery of St. Antony the Great at the Red Sea, Egypt: A Preliminary Note//East and West in the Crusader States: Context, Contacts, Confrontations/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven, 2003. Vol. 3. P. 235-264; Zibawi M. L " arte copta: cristiano dale origini al XVIII sec. Mil., 2003. P. 89-90. Ill. 100-102, 144, 145; Mathews Th. M., Muller N. Isis and Mary in Early Icons//Images of the Mother of God: Perceptions of the Theotokos in Byzantium/Ed. M. Vassilaki. Aldershot, 2004. P. 3-12; Сергий (Веснин), иеросхим. Сочинения и письма Святогорца. М., 2006. Т. 1. С. 314-315; Byzantium: Faith and Power (1261-1557). N. Y.; etc., 2006; Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 82-83; С., Гулан J. Иконостас испоснице Св. Саве у Kapeju: Конзерваторско рестаураторски радови//Гласник Друштва конзерватора Cpбuje. Београд, 2010. Бр. 34. С. 147-149; Прохорова Т. В. Сибирские иконы Богоматери Млекопитательницы//Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2011. 2(27). С. 17-22; Феннелл Н., Троицкий П., Талалай М. Ильинский скит на Афоне. М., 2011. С. 41, 55, 157-159; Б. Икона Богородице Галактотрофусе из испоснице Св.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

При церкви имеется каменная богадельня на 70 человек горного ведомства. Священник Иоанн Евлампиевич Горетовский, диакон Петр Павлович Сиротинский, псаломщик Вас. Вас. Юрьев. Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год, сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. Томск: Типография Епархиального братства, 1903 г. Идея строительства Димитриевской церкви принадлежит известному алтайскому инженеру, изобретателю, общественному деятелю Петру Козьмичу Фролову. В начале XIX века он был начальником Алтайского Кабинета Двора Его Императорского Величества округа и одновременно — Томским гражданским губернатором. Приближалось 100-летие Алтайских горных заводов, ежегодная выплавка которых составляла около тысячи пудов серебра. Юбилей заводов решено было увековечить небывалым для сибирских городов архитектурным ансамблем. Так появилась идея строительства Демидовской площади, будущего «уголка Петербурга», как называли ее впоследствии приезжавшие в Барнаул путешественники. На главной площади города решили возвести здание горного госпиталя, горного училища и богадельни. А так как в богадельне предполагалось призревать людей больных и увечных, решили строить ее в комплексе с храмом Димитрия Ростовского. Заложили церковь 6 августа 1829 года. В отличие от всего комплекса зданий Демидовской площади, строили ее довольно быстро. 24 августа 1830 года в Барнаул приехал основатель Алтайской духовной миссии архимандрит Макарий (Глухарев). Под сводами Димитриевской церкви произошла встреча архимандрита Макария с академиком живописи из Санкт-Петербурга Михаилом Ивановичем Мягковым, который производил роспись храма. До освящения Димитриевской церкви оставалось около полугода, но значительная часть работ внутри храма к тому времени была уже завершена. Работа художника была по достоинству оценена преподобным Макарием, и он попросил Мягкова принять участие в росписи одного из будущих храмов Алтайской миссии. Впоследствии Михаил Иванович Мягков сделал все, что было в его силах: в Улале (ныне Горно-Алтайск) построил и расписал храм «собственным коштом», т.е. на свои средства. Вскоре строительство Димитриевской церкви было завершено, и в 1831 году храм был освящен.

http://sobory.ru/article/?object=09835

Горно-Алтайск, 1981; Он же. Возрождение мастера. ГорноАлтайск, 1994. 60 См.: Кацюба Д. В. Алтайская духовная миссия. Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998. 61 См.: Ерошов В. В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово, 1995. 62 См.: Реморов Александр, протодьякон. Алтайский миссионер протоиерей Василий Вербицкий: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. богосл. Загорск, 1984. 63 См.: Расова Н. В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае в XIX – начале XX в.: Дисс… канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2002. 64 См.: Адлыкова А. П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX – начале XX века. Дисс… канд. ист. наук. ГорноАлтайск, 2003. 66 См.: Макариевские чтения: Сб. научных статей/Отв. ред. В. Г. Бабин, С. К. Носов. Горно-Алтайск, 2002; Макариевские чтения: материалы второй международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2004; Макариевские чтения: Материалы третьей международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2004; Макариевские чтения: Материалы четвертой международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2005; Макариевские чтения: Материалы пятой международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2006. 69 См.: Демидов В. А. От Каракорума к автономии. Новосибирск, 1996. С.12; История Сибири. Т.1. М.; Л., 1937. С.7. 72 См.: Кацюба Д. В. Алтайская Духовная Миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998. С. 40. 73 См.: Поплавская Х.В. К вопросу о православном миссионерстве на Алтае//Этнографическое обозрение. М., 1995. С. 100. 74 См.: Колоткин М. Н. Христианизация алтайцев в XVIII в.//Макариевские чтения: Материалы второй международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2004. С. 23. 75 См.: Беликов Д.Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта. Томск, 1898. С. 44. 77 См.: Маняхина М.Р. История культовой архитектуры Алтая 18 – начала 20«.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Вып. 3. СПб., 1886. С. 49–50. 47 См.: Алтайский миссионер, протоиерей Михаил Васильевич Чевалков//Томские епархиальные ведомости. 1901. 20–22. 49 См.: Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров, в память 25-летнего служения в святительском сане Высокопреосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского. Харьков, 1909; Макарова-Мирская А. И. Алтайские рассказы. Харьков, 1912; Макарова-Мирская А.И. На служении Алтаю: Повесть о жизни и деятельности Высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, в св зи с де тельностью других миссионеров. Харьков, 1914. 50 Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социальноэкономические и культурные отношения (XVII–XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996. 51 См.: Модоров Н. С. История и культура Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1991; Он же. Культурно-просветительская деятельность Макария Глухарева (1792–1847) на Алтае//Горно-Алтайск: 70 лет: Материалы науч. – практ. конф. Горно-Алтайск, 1998; Он же. Алтайская Духовная Миссия и просвещение алтайцев (конец XIX – начало XX в.)//Просвещение на Руси, в России: Исторический опыт. СПб., 2000. 52 См.: Гончарова О. А. История становления и развития здравоохранения национальных районов юга Сибири в 1920–1941 гг. Томск, 1995; Она же. Культура, здоровье, здравоохранение: История народной медицины в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1999. 53 См.: Кацюба Д. В. Благотворительная роль Алтайской Духовной Миссии//Этнография Алтая. Барнаул, 1996. 54 См.: Тощакова Е. М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом//Ученые записки Горно-Алтайского НИИИЯЛ. Вып. 2. ГорноАлтайск, 1958. 55 См.: Беликова А. П.,Бабин В. Г. К вопросу о просвещении в дореволюционном Горном Алтае//Проблемы истории педагогики и современность. Горно-Алтайск, 1991. 57 См.: Пивоваров Б. И. Издательская деятельность Алтайской Духовной Миссии//Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1990. 59 См.: Эдоков В. И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Ландышев Ст, протоиерей. Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ее основателе архимандрите Макарии//Миссионер. – 1877. – 6. – С. 44. Левитин С. К вопросу об инородческой школе и национальному самоопределению//Инородческая школа: Сб. статей. – Пг., 1916. – С. 28–29. Ледебур К. Ф, Бунге А. А., Мейер К. П. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи. – Новосибирск, 1993. Макарий, архиепископ. Полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского (18841910 гг.). – Томск, 1910. Макарий, епископ Томский и Барнаульский. Современное состояние Алтайской миссии//Православный благовестник. – 1902. – 18. Макарова-Мирская А.И. Полтора месяца на Алтае: Из писем к бабушке. – Харьков, 1915. Маняхина М.Р. История культовой архитектуры Алтая XIX – начала XX века. – Барнаул, 1999. Метельницкий К. Н. О пребывании архимандрита Макария в г. Барнауле//История Православия на Алтае: Сб. статей/Ред. – сост. Ю. А. Крейдун, К. Н. Метельницкий. – Барнаул, 2001. – C. 5–10. Миллер Г. Ф. История Сибири. – Т. 1. – М.;Л., 1937. Миссионерские известия и заметки: Известия с Алтая//Томские епархиальные ведомости. – 1901. – 22. Модоров Н. С. История и культура Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1991. Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII–XIX вв.). – Горно-Алтайск, 1996. Модоров Н. С. Культурно-просветительская деятельность Макария Глухарева (1792–1847) на Алтае//Горно-Алтайск: 70 лет: Материалы научно-практической конференции. – Горно-Алтайск, 1998. Модоров Н. С. Алтайская Духовная Миссия и просвещение алтайцев (конец XIX – начало XX в.)//Просвещение на Руси, в России: Исторический опыт. – СПб., 2000. Нестеров С. В. Жизнь и труды алтайского миссионера архимандрита Макария (Глухарева) и актуальные основы его духовного наследия. – М., 2005. Нилус С.А. Полн. собр. соч. В 6 т. Т.3: Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа/Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. –2000.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Крейдун Ю.А. О создании Улалинской женской общины на Алтае//Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международной научно-практической конференции. – Вып. 5./Под ред. М. А. Демина, Т. К. Щегловой. – Барнаул, 2003. – С. 15–17. Крейдун Ю. А. Остатки миссионерских храмовых построек середины XIX – начала XX века на территории Горного Алтая//Макарьевские чтения: материалы второй международной конференции (21–22 ноября 2003 года)/Отв. ред. В. Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2004. -С. 67–77. Крейдун Ю. А. К вопросу о периодизации деятельности Алтайской духовной миссии//Избранные страницы: Клубу любителей алтайской старины 15 лет. – Барнаул, 2004. – С. 133–141. Крейдун Ю. А. К истории миссионерской деятельности на юге Алтая//Ефремовские чтения – I: Материалы региональной научно-практической конференции. – Улан-Удэ, 2004. – С. 49–53. Крейдун Ю.А. Улалинские миссионерские школы//Макариевские чтения: Материалы третьей международной конференции (21–22 ноября 2004 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2004. -С. 15–22. Крейдун Ю. А. Александро-Невский скит Алтайской духовной миссии//Залесовское причумышье: Очерки истории и культуры. – Барнаул, 2004. – С. 90–97. Крейдун Ю.А., Жилин С.И., Васильев А.А. Построение пространственных моделей утраченных архитектурных памятников по одиночным изображениям//Ползуновский вестник. – Барнаул, 2004. – 3. -С.83–88. Крейдун Ю. А., Расова Н.В. Организация миссионерских учреждений в Сибири//Вестник Алтайской науки: Культура. – Вып. 1. – Барнаул, 2005. – С. 56–61. Крейдун Ю. А. Монастыри Алтая//История Алтайского края. XVIII–XX вв.: Науч. и документ. материалы/Редкол. Т.К. Щеглова (отв. ред.), А.В. Контев. – Барнаул, 2005. – С. 108–154. Крейдун Ю. А. Улалинский миссионерский стан как центр духовного просвещения в Горном Алтае XIX – начала XX века//Макариевские чтения: Материалы четвертой международной конференции (21–22 ноября 2005 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2005. -С. 13–23. Крейдун Ю. А. Источники по истории Алтайской духовной миссии//Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Т. 2. – М., 2005. – С. 21–32.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Неоязычество. В последнее десятилетие XX в. предпринимались попытки возродить дохрист. верования алтайцев. В Горно-Алтайске существуют религ. объединение «Ак-Буркан» (1991) и пантеистическая община «АГАРУ» (1996). неоязыческие обряды кон. XX в., восходящие к шаманизму, несут в себе также элементы бурханизма - алтайской разновидности ламаизма. Бурханизм («белая», или «молочная», вера) имел наибольшее распространение среди алтайцев в 1904-1906 гг. Бурханисты почитали духов и обоготворяемых героев - Ойрота, Амыр-Сану и др., на склонах гор строили мольбища с «тагылом» (жертвенником), на к-ром жгли можжевельник, приносили дары из молочных продуктов, исполняли благопожелания Алтаю. Служители бурханистского культа - ярлыкчи - носили молочно-белые шубы и гребневидные шапки. Совр. алтайцы-нехристиане чаще всего не называют свои верования шаманизмом, бурханизмом или буддизмом, но говорят, что они, как и их предки, почитают духов гор, рек и урочищ и в качестве благодарственной жертвы этим духам вешают ленточки на деревья у перевалов гор. Ссылка на бурханизм как на национальное верование алтайцев иногда используется в сочетании с резким отрицанием культурно-исторического значения Алтайской духовной миссии, консолидировавшей в XIX - нач. XX в. все народности Горного Алтая в единый алтайский народ. В кон. XX в. в Республике А. устраивались ежегодные собрания неоязычников и оккультистов различных направлений (в т. ч. последователей Е. Рерих ), съезжавшихся к озерам и рекам Горного Алтая из регионов страны. Несмотря на то что на месте бывш. миссионерских станов один за др. воздвигаются правосл. храмы и возрождаются правосл. традиции алтайцев, в целом общественно-религ. ситуация в Республике А. остается сложной. Лит.: Гуляев С. Алтайские каменщики//С.-Петербургские вед. 1845. 30; Анохин А. В. Бурханизм в Западном Алтае//Сибирские огни. 1927. 5. С. 162-167; Бломквист Е. Э. , Гринкова Н. П. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930; Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953; он же. Алтайский шаманизм. Л., 1991; Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Новосиб., 1984; Данилин А. Г. Бурханизм. Горно-Алтайск, 1993; Бурханизм: Док-ты и мат-лы. Горно-Алтайск, 1994. 2 ч.; Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: Политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996; Марченко Г. , Мачульская О. Регионы России: Справ. М., 1997; Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998.

http://pravenc.ru/text/115082.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010