После начала первой мировой войны в связи с приближением военных действий к Почаевской лавре типография была эвакуирована, частично возобновив работу на лаврском подворье в Здолбунове и в Андреевском скиту вблизи Казатина. В 1918 г., во время правления на Украине гетмана П. П. Скоропадского, В. удалось на короткое время наладить работу типографии в Почаеве. В дек. 1918 г. по распоряжению правительства С. В. Петлюры В. как противник автокефалии Украинской Церкви был арестован в Киево-Печерской лавре и вместе с Киевским митр. Антонием (Храповицким), Волынским архиеп. Евлогием (Георгиевским) и Чигиринским еп. сщмч. Никодимом (Кротковым) подвергнут заключению в базилианском (см. ст. Василиане ) униатском мон-ре в г. Бучаче (ныне Тернопольская обл.). Весной 1919 г., после захвата Бучача польск. войсками, заключенных перевели в католич. мон-рь в мест. Беляны под Краковом. Летом 1919 г. В. вместе с др. заключенными был освобожден при посредничестве франц. военной миссии и выехал на Волынь, где вновь был арестован польск. войсками по ложному обвинению в руководстве повстанцами, действовавшими против польск. властей, и заточен в каземат в Ивангороде (Демблине). Ожидая расстрела, В., не имевший антиминса, совершил литургию у себя на груди. Был освобожден при помощи франц. военных властей благодаря ходатайству митр. Антония (Храповицкого) и Скоплянского митр. Варнавы (Росича , впосл. Сербский Патриарх). В 1922 г. В. эмигрировал в Сербию, указом Синода Сербской Православной Церкви был назначен директором типографии в Гргетегском мон-ре . Подал прошение Сербскому Патриарху Димитрию (Павловичу) об открытии новой типографии «для издания Церковных ведомостей и обслуживания прочих нужд русского заграничного Синода». В 1923 г. В. уехал в Чехословакию, служил приходским священником в Прешове. В том же году организовал в Ладомировой (Владимирово) мон-рь из рус. монахов-эмигрантов и при нем монастырское Иова Почаевского, преподобного, братство , целью к-рого были издательская деятельность и миссионерство среди униатов-русинов. К весне 1924 г. Архиерейский Синод РПЦЗ выделил средства для приобретения печатной машины и старого рус. шрифта, после чего В. открыл типографию в мест. Вишни-Свидник; первыми изданиями стали богослужебные книги на церковнослав. языке. В 1925 г. начался выпуск «Церковного русского календаря», были предприняты неудачные попытки издания периодического церковного журнала. В 1926 г. типография братства прп. Иова переехала в Ладомирову, братство увеличилось с 3 до 25 чел., в основном это были рус. эмигранты. В 1928 г. В. начал издавать газ. «Православная Карпатская Русь» (с 1935 «Православная Русь» ), продолжалось издание богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/158838.html

Р. коалицию, в состав которой вошли киевский кн. Владимир Рюрикович, черниговский кн. Михаил Всеволодович и др. князья. В 1228 г. союзники, которых поддерживали половцы хана Котяна, безуспешно осаждали Каменец-Подольский. Д. Р. и Василько, располагавшие польск. помощью, переманили половцев на свою сторону и двинулись к Киеву. На пути был заключен мир, несомненно выгодный Романовичам. Об этом позволяет судить, в частности, участие в защите Берестейской земли от набега ятвягов в 1229 г. пинского кн. Владимира, к-рого Д. Р. и Василько «оставиша» в Берестье. Во 2-й пол. 1229 г. Романовичи на стороне мазовецкого кн. Конрада I сражались с краковским кн. Владиславом Лясконогим. Тогда же было заключено русско-польск. соглашение. По его условиям при возникновении конфликта обе стороны дали обязательство не захватывать «челяди». В 1234 г. Романовичи захватили Белз, где прежде княжил их противник Александр Всеволодович. В марте 1238 г. Д. Р. и Василько заняли Дорогичин, ранее переданный мазовецким кн. Конрадом I рыцарям Добжиньского ордена, и изгнали оттуда крестоносцев. Кн. Даниил Романович захватывает княжеский стол в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 360) Кн. Даниил Романович захватывает княжеский стол в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 360) В 30-х гг. продолжалась борьба Романовичей за Галич. В марте или апр. 1230 г. Д. Р. при поддержке населения Галицкой земли захватил город и вскоре отослал королевича Андраша в Венгрию. Осенью 1230 г. венгры, к-рыми предводительствовал соправитель кор. Андраша II его сын Бела IV, попытались вернуть Галич, но были разбиты Д. Р., располагавшим польск. и половецкой помощью. В 1232 г., во время нового похода венгров, Д. Р. был вытеснен из Галича, этому способствовала враждебность по отношению к князю галицкого боярства, сопротивлявшегося установлению в Галицкой Руси сильной власти; оппозиционные Д. Р. бояре находили поддержку у Александра Белзского и венг.

http://pravenc.ru/text/171312.html

Поскольку казаки, недовольные Гадячским договором 1658 г., отменившим решения Переяславской рады, низложили в 1659 г. Выговского, а вставший на его сторону митр. Дионисий переехал в свои польск. владения, командовавший московскими войсками кн. А. Н. Трубецкой обратился к Л. с грамотой «изыти на престол Киевской митрополии и блюсти [престол] до указу его царского величества» ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 270). Однако с окт. 1659 г. Л. не оказывал к.-л. значимых услуг рус. правительству и даже вызвал у него подозрения в сочувствии полякам; поэтому в Москве было решено передать в сер. 1661 г. местоблюстительство специально рукоположенному для этих целей Мстиславскому еп. Мефодию (Филимоновичу) . В связи с конфликтом Мефодия с отдельными представителями киевского духовенства и гетманом Я. С. Самко последний в мае 1662 г. обратился с ходатайством в Москву снова поставить местоблюстителем Л.; в ряде монастырей в этом качестве продолжали поминать именно Л. После смерти митр. Дионисия в мае 1663 г. киевское духовенство стремилось к поставлению Л. на Киевскую кафедру. Ссылаясь на состояние здоровья и материальное положение, 10 июня 1663 г. Л. отказался и советовал гетману Самко ходатайствовать перед царем об избрании митрополита (Письма. 1865. 7). В нояб. 1663 г. на Киевскую кафедру был избран Иосиф (Нелюбович-Тукальский) . В этот период Л. не принимал активного участия в политических делах, не проявлял враждебности по отношению к Москве, но и не содействовал московским властям. Во время осады Новгорода-Северского польск. войсками в февр. 1664 г. Л. отказался от предложения рус. воеводы покинуть город, за что впосл. был обвинен в сочувствии полякам, хотя епископский дом в Спасском монастыре был разорен в ходе военных действий. Л. пришлось оправдываться и заручаться подтверждением своей лояльности со стороны рус. воевод. Военные действия польск. армии и нашествия татар в 1663-1664 гг. способствовали росту пророссийских настроений и среди черного духовенства, ранее оно в большей степени, чем белое, склонялось к отстаиванию автономии Киевской митрополии. Л. принадлежал к той части духовенства, к-рая пыталась сохранить автономию своей Церкви, но при этом не желала разрыва с Россией.

http://pravenc.ru/text/2462531.html

представителей церковной интеллигенции, к-рые стремились сохранять верность Московскому Патриархату и архиеп. Елевферию. В 1924 г. архиеп. Феодосий приветствовал освободившегося из заключения патриарха Тихона и, пытаясь добиться признания своего поставления, писал, что архиеп. Елевферий поддерживает «нездоровое течение против существующего управления православной Церковью в Польше», делая «духовный набег на епархию, его ведению не подлежащую». В помете на письме архиеп. Феодосия, сделанной в канцелярии Московской Патриархии, выражено недовольство необоснованными обвинениями в адрес архиеп. Елевферия, говорится о неканоничности занятия Феодосием Виленской кафедры в условиях, когда эта часть бывш. Литовской епархии находится в юрисдикции архиеп. Елевферия, несмотря на изгнание его польск. властями (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 75). 13 нояб. 1924 г. К-польский патриарх Григорий VII подписал и утвердил томос о признании правосл. Церкви в Польше автокефальной. Ряд прихожан Виленской епархии во главе с сенатором Богдановичем, не признавших польск. иерархию, обратились к архиеп. Елевферию за благословением на организацию церковной общины в Вильно в составе Литовской и Виленской епархии в юрисдикции Московской Патриархии. 25 сент. 1924 г. архиеп. Елевферий издал указ об образовании прихода во имя вмц. Екатерины в Вильно и назначил туда свящ. Александра Левицкого (с 5 дек. 1927 протоиерей). В 1931 г. прот. Александр скончался, его место занял прот. Лука Голод (в 1925 был лишен сана польск. Синодом за непризнание автокефалии, служил во Франции в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), вернулся в Вильно). Благословение на образование общины дал 17 февр. 1925 г. патриарх Тихон. Для богослужений была выбрана часовня во имя вмц. Екатерины в предместье Зверинец, приписная к Знаменской ц. 5 июня 1925 г. в Свято-Троицком монастыре открылась сессия Синода Польской Церкви. Главным вопросом заседания было рассмотрение дела организаторов Екатерининской общины, «осуществляющих раскол церковного общества».

http://pravenc.ru/text/2110577.html

После появления информации о «жабченском сидении» в иностранной прессе решением Мин-ва образования и вероисповеданий от 15 марта 1929 г. храм был возвращен православным. В 1929 и 1930 гг. попытки православных в с. Дубечне вернуть храм, захваченный униатами, были подавлены польск. властями. Известно также о столкновениях из-за храма в с. Курашеве, имевших место в 1928-1932 гг. после его перехода к неоуниатам и закончившихся согласием польск. властей на передачу бокового придела храма православным. Согласно статистике 1939 г., 45% всех неоуниат. храмов Польши ранее принадлежали православным. Первым учебным заведением Н. стала семинария вост. обряда в Дубно (филиал католич. Луцкой высшей ДС). Ее торжественное открытие состоялось 22 окт. 1928 г. при участии Луцкого католич. еп. А. П. Шелёнжека. Первым ректором в 1930-1932 гг. стал католич. пресв. Леопольд Шуман. В 1932 г. семинария вост. обряда была отделена от Луцкой ДС и подчинена непосредственно католическому примасу Польши; она получила название Межъепархиальной папской вост. семинарии. В сер. 30-х гг. XX в. ее выпускники способствовали распространению Н. на Волыни. В 1933 г. появилась неоуниат. община в Луцке, в 1935 г.- во Владимире-Волынском, в 1936 г.- в Ровно. В 1931 г. польск. власти разрешили организовать униат. общину в центре правосл. Волынской епархии - Кременце; с 7 июля 1931 г. регулярные богослужения по вост. обряду совершались в местной ц. св. Станислава. Позднее по требованию правосл. архиеп. Волынского и Кременецкого Алексия (Громадского) власти Волынского воеводства заставили униат. общину в городе прекратить свою деятельность. Важными итогами активизации униатов стали усиление в Волынско-Кременецкой и Полесско-Пинской епархиях правосл. миссионерской деятельности, создание миссионерских отделов при всех благочиннических округах, а также издание миссионерско-просветительской литературы с критикой католицизма. Постановлением Синода Польской Православной Церкви от 2 апр. 1932 г. запрещалось допускать неоуниатов в храмы.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

1573 Разницу здесь вносят органы. Но они в р.-католическом богослужении появились очень поздно. Хотя Liber pontificalis приписывает папе Виталиану † 671 введение органа в итальянских церквах, а ряд историков повторяют известие о присылке органа Константином Копронимом Пипину в 757 г. и имп. Михаилом I Карлу Вел, но и в IX-XII в. орган встречает противников на западе: ими явились известный литургист Amalarius (IX в.), шотландский аббат Ealred (XII в.), знаменитейший богослов Фома Аквинат, а позднее Еразм ( Luft , Liturgik II, 258. Binterim , Die vorzüglichste Denkm IV, I, 55. Арх. Филарет . Ист. обз. песнопевцев, 264). 1574 Издан впервые полностью проф. А. А Дмитриевским по рук. X в. Патмосской библ. 266 в «Описании литург рукописей» I, Τυπικ Киев, 1890, стр. 1—153. Кроме этого списка Софийского Типикона ныне известны еще два: в Иерусалимской патриаршей библиотеке 40 X-XI в. (о нем сообщено Παπαδοπολο - Κεραμες ом в εροσολυμικ βιβλιοθκη Спб. 1897, 80) и в Дрезденской Королевской библ. 104 (описан подробно впервые Дмитриевским А . Древнейшие патриаршие Типиконы Святогр. Иерус. И Велик. К-польск. церкви, Киев, 1907, 214 и д.). Наиболее древняя – Патмосская редакция; самые поздние памяти в ней – Игнатия, архиеп. К-польск. † 877 г. и освящение церкви всех свв. в Вуле, построенной Львом VI в память супруги Феофано † 894 г. при ее жизни; есть «память мч. Вакха, пострадавшего в наши дни при Ирине (797—802) и Константине (VI, 780—797)»; нет праздника Нерукотворенного Образа 16 авг., установленного в 944 г. Иерусалимский список написан по повелению Константина VII Багрянород. (912—953 г.): самая поздняя память Трифона п. К-польск. † 933 г. В Дрезденской рукописи есть уже Нерукотворенный образ, равно как здесь есть 25 янв. перенесение мощей Григория Б. из Арианзена в К-поль, бывшее в 950 г., но нет памяти 3 святителей 30 янв., установленной в 1084 г. 1575 Симеон Сол . О божеств. молитве, гл. 345. Migne Patrol. s. gr. t. 155, col. 624). 1576 Устав св. Софии ставят не только в связь, но и в генетическую зависимость от иерусалимского Святогробского устава (храма Воскресения). Основания для этого – совпадение позднейших (IX-X в.) редакций того и другого в некоторых мелочах (напр., раздавание так. наз. руги – жалований, подарков – патриархом в большие праздники, пение некоторых песней псалтами на амвоне, а других монахами, спудеями и т.п.) и в немногих чинах: тот и другой имеют тритекти и панихиду ( Дмитриевский А . Древнейшие патр. Типик. 144. 147. 206. 208. 298). Но строй суточной службы по тому и другому Типикону иной: в Иерусалимском, IX в., по кр. м., этот строй гораздо ближе к нынешнему нашему, чем к тогдашнему Константинопольскому, а более раннего богослужения в той и другой церкви мы не знаем (не считая описания Сильвии).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Исследователи отмечают значение для начального этапа существования О. а. школ иезуитов . Однако известно, что Общество Иисуса, создавшее сеть образовательных учреждений высокого уровня, не было пионером в области образования. Действия иезуитов, в т. ч. в создании училищ, были ответом на вызовы Реформации . Влияние коллегий иезуитов на О. а. стало значительным в период подготовки Брестской унии 1596 г. и в первые десятилетия после нее. К сер. XVI в. ближайшим к Волыни католич. учебным заведением была Львовская кафедральная (митрополитальная) школа, известная задолго до появления во Львове Общества Иисуса. Образцом для О. а. могла быть Виленская иезуитская коллегия, открытая в 1570 г., в к-рой учились в т. ч. русины. Однако в 1578 г. это была еще начальная школа. Наиболее убедительным является предположение о том, что кн. Острожский заимствовал идею образовательного центра из практики польск. протестантов. В г. Пинчове в М. Польше (ныне Пиньчув, Польша) один из первых польск. кальвинистов - состоятельный шляхтич Николай Олесницкий - после 1550 г. основал школу, просуществовавшую до сер. 60-х гг. XVI в. и оставившую значительный след в польск. культуре. В отличие от др. школ Пинчовская школа имела программу обучения, изданную в 1558 г. В 1555 г. она уже именовалась гимназией, была разделена на классы, в ней изучали греч. и лат. языки, преподавали польск. язык. В 1558-1559 гг. в школе трудились 5 учителей. Пинчовский ученый кружок подготовил полный перевод Библии на польск. язык, изданный в 1563 г. в Бресте (Брестская Библия). К переводу был причастен широкий круг ученых, это была 1-я в польск. культуре попытка коллективной работы над переводом. В Пинчове в 1558-1562 гг. работала типография, напечатавшая ок. 25 изданий, из них 6 на польск. языке, преобладали богословско-полемические произведения польск. кальвинистов - Ф. Станкара, М. Кровицкого и К. Пшеходзки. Типографию финансировало протестант. сообщество. Возможно, пример Пинчовской школы с сильным интеллектуальным центром и типографией, при к-рой был осуществлен полный перевод Библии на польск. язык, повлиял на планы кн. Острожского по созданию центра правосл. просвещения. Между О. а. и Пинчовской школой помимо вероисповедных имелись организационные различия. В Пинчовском центре наибольшее значение имела школа, созданный при школе кружок переводчиков Библии существовал здесь недолго. В Остроге сначала сформировался круг книжников, готовивших перевод Библии, затем открылась школа; с самого начала работала типография, в Пинчове она была создана позже школы. Т. о., в начальный период О. а. в ней доминировал кружок богословов-интеллектуалов, а также типографов. В О. а., так же как и в Пинчовской школе, изучали 3 языка. Вместо польского, входившего в программу школы кальвинистов, в правосл. уч-ще преподавали церковнослав. язык. Свидетельств о контактах кн. Острожского с Олесницким нет. Существует информация о том, что Острожские и Олесницкие породнились в кон. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

По замыслу данных соглашений В. и его потомки утрачивали право на наследственную власть над Литвой. После рождения сыновей и начавшихся споров из-за польск. трона такое положение В. уже не устраивало. В кон. 20-х гг. XV в. при его участии была предпринята попытка сделать Великое княжество Литовское независимым от Польши королевством. Его правителем должен был стать бездетный Витовт, а его наследниками - сыновья В. В этом случае, опасаясь утратить связь с Литвой, польск. паны были бы вынуждены возвести одного из сыновей В. на польск. трон. Предполагалось, что Витовту королевскую корону должен был пожаловать глава Римско-Германской империи кор. Сигизмунд Люксембург. Попытка осуществить этот план привела к резкому конфликту В. со значительной частью польск. знати и католич. епископов. Из королевской канцелярии без ведома В., но от его имени отправлялись послания с сообщениями, что польск. правитель не одобряет планов коронации Витовта. Профессора Краковского ун-та доказывали, что Сигизмунд, не будучи императором, не может жаловать королевскую корону. Польск. паны не пропустили через свою территорию послов Сигизмунда, к-рые везли для Витовта корону. В разгар конфликта, в окт. 1430 г., Витовт скончался. Рассчитывая в измененной форме все же осуществить свой план, В. без согласия польск. панов передал великокняжеский трон Литвы своему младшему брату Свидригайло , тоже бездетному. Однако польск. паны не признали этого решения и потребовали, чтобы Свидригайло отказался от власти и просил их сделать его литов. вел. князем. Одновременно начались пограничные конфликты из-за спорных территорий. Свидригайло, опираясь на поддержку русско-литов. боярства Литвы, отказался выполнить эти требования и заключил направленный против Польши союз с Тевтонским орденом. Попытки В. мирно разрешить конфликт оказались безуспешными. Летом 1431 г. началась польско-литов. война и войска ордена напали на Польшу. Предпринятые затем В. новые попытки урегулирования конфликта оказались более удачными. Польск.

http://pravenc.ru/text/154995.html

A.K. Gadomski Ideographic description Russian, Ukrainian and Polish religious lexicon in modem mheolinguismicsф This article is dedicated to the topic issues of modern Slavic theol g st : the aim of work was to systematize the terminology used to describe the religious lexicon, and show the results of ideographic description of Russian, Ukrainian and Polish religious lexicon. Начало славистическим традициям изучения религиозной лексики положили Ф. Буслаев , Э. Клих, Ф. Миклошич, А. Фринт, Е. Шетка. Позднее эти исследования были продолжены другими учёными. Целью настоящей работы является систематизация терминологии, используемой для описания религиозной лексики, и представить результаты идеографического описания русской, украинской и польской религиозной лексики – её интегрированную классификацию. Как показывает анализ исследований по данной теме, для описания религиозной лексики в русской, украинской и польской теолингвистике используются многочисленные термины 4;5]. Перечислим некоторые из них: 1) библеизмы (русск.) – (укр.) – biblizmy (польск.); 2) библейская лексика/терминология (русск.) – бiблiйha лексика/mepмihoлoriя (укр.) – slownictwo biblijne (польск.); 3) богословская терминология (русск.) – богословська mepмihoлoriя (укр.) – terminologia teologiczna (польск.); 4) богослужебная лексика (русск.) – богослужбова лексика (укр.) – slownictwo liturgiczne (польск.); 5) богослужебная терминолексика (русск.) – богослужебна mepмihoлekcuka (укр); 6) конфессиональная лексика (русск.) – kohфeciйha лексика (укр.); 7) коранизмы (русск.) – koranizmy (польск.); 8) лексика религиозного характера (русск.) – лексика peлiriйhoro характеру (укр.) – slownictwo religijne (польск.); 9) лексика, связанная с религиозной жизнью (русск.) – лексика, пов’язана з peлiriйhuм життям (укр.) – leksyka zwizana z zyciem religijnym (польск.); 10) литургическая терминология (русск.) – лimypriйha mepмihoлoriя (укр.) – terminologia liturgiczna (польск.); 11) обрядовая терминология (русск.) – обрядова mepмihoлoriя (укр.) – terminologia obrz’dowa (польск.);

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ответ Сигизмунд должен был выступать против обвинений В. и поляков в дружбе с еретиками. В 1424 г. был издан т. н. Велюньский эдикт, устанавливавший для польск. гуситов самые суровые наказания. Однако применялись они редко. Военную помощь Сигизмунду В. так и не оказал. Между тем приближенные короля тайно посылали гуситам оружие. Годы правления В. были временем постепенного расширения привилегий польск. шляхты, роста ее политической активности и притязаний на соучастие в управлении гос-вом вместе с монархом. Правитель не очень охотно, но шел на уступки. Положение изменилось, когда в 1424-1427 гг. у В. родились сыновья - Владислав III Варненьчик и Казимир IV Ягеллончик , к-рым король хотел передать польск. трон. Однако это желание В. натолкнулось на сопротивление значительной части польск. шляхты, считавшей, что она обладает правом выбора монарха, и требовавшей за избрание сына В. на престол новых прав и привилегий. Сначала В. согласился на это, и польск. паны дали письменное обязательство возвести его сына на трон после смерти отца. Однако, когда В. отказался от своих обещаний, они мечами разрубили свое обязательство. В этих условиях заметно изменилось отношение В. к месту Литвы среди его владений. Отношения между Польшей и Великим княжеством Литовским регулировались договором 1401 г., по к-рому литов. бояре обязывались после смерти Витовта передать Великое княжество Литовское В. и «Короне королевства Польского». Одновременно польск. паны обещали в случае смерти В. не выбирать нового короля без участия литовцев. При заключении нового соглашения в Городле в 1413 г. было подтверждено, что литов. земли «присоединены» к Польскому королевству и новым вел. князем после смерти Витовта может быть лишь тот, кого выберут польск. король и его советники при участии литовцев. Соответственно литов. бояре должны были быть привлечены к участию в выборах нового короля после смерти В. Для скрепления отношений между Польшей и Литвой неск. десятков литов. бояр были приняты в польск. шляхетские роды.

http://pravenc.ru/text/154995.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010