Старообрядчество Сведения о проникновении старообрядцев (в основном беспоповцев) на Юж. Урал относятся к кон. XVII в. Первые поселения старообрядцев возникли в Башкирском Зауралье, затем центром старообрядчества в крае стала Табынская крепость, с 40-х гг. XVIII в.- Челябинский у. Оренбургской губ. К сер. XVIII в. в Оренбургской губ. жили ок. 17 тыс. старообрядцев-беспоповцев. В сер. XIX в. на территории совр. Б. появились поповцы. Местами компактного проживания беглопоповцев был Белебеевский у., сторонников Белокриницкой иерархии - Белебеевский и Стерлитамакский уезды Оренбургской губ. К 1913 г. в Уфимской губ. жили ок. 38 тыс. старообрядцев. В 70-х гг. XX в. существовали 5 старообрядческих общин (4 беспоповцев и 1 беглопоповцев). К 2002 г. на территории Б. зарегистрированы 4 общины беспоповцев ( Спасова согласия в Уфе, Салавате, Ишимбае и поморского согласия в Уфе) и 1 община беглопоповцев в с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на. В Б. действуют незарегистрированные общины Белокриницкой иерархии, поморцев, федосеевцев , рябиновцев и странников . Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) имеет в Уфе «Церковь возрождения в честь Св. Троицы» (с 1997), к-рая входит в Суздальскую епархию РПАЦ. Католичество Католики на территории совр. Б. появились в XVII в., после прибытия сюда на службу из Полоцка и Смоленска польск. и литов. шляхтичей. Во 2-й пол. XVIII в. в Оренбургскую губ. были сосланы пленные польск. конфедераты-католики, в XIX в.- участники польск. восстания, члены различных польск. патриотических групп. В 1863 г. в Уфе была открыта каплица, в 1890 г. освящен костел (закрыт в 1938). В 2002 г. в Б. действовали 4 католич. общины: в Уфе, Давлеканове, Октябрьском и в с. Алексеевка Благоварского р-на, где построен костел. Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) имеет с 2001 г. в Уфе приход во имя св. Григория Просветителя, к-рый относится к Новонахичеванской и Российской епархии ААЦ. Протестанты Появились на территории совр. Б. во 2-й пол. XVIII в. С нач. XIX в. в Уфе существовала лютеран.

http://pravenc.ru/text/77728.html

Николай I выразил желание посетить Рим и встретиться с папой. Накануне встречи Г. с императором в нояб. 1845 г. мон. ордена воскресенцев А. Еловицкий привез в Рим некую Макрину Мечиславскую, выдававшую себя за игумению униатского василианского мон-ря в Минске и рассказавшую о жестоких истязаниях со стороны рус. властей и лично еп. Иосифа (Семашко), к-рый якобы избил ее за отказ принять Православие. История Мечиславской вызвала широкий резонанс в европ. обществе (в англ. парламент был подан запрос о религ. преследованиях в Российской империи, во Франции Мечиславскую принимали как мученицу за веру). 5 нояб. Г. дал аудиенцию Мечиславской и Еловицкому, поручив организовать комиссию по факту гонений на католиков в России. В янв. 1846 г. российское правительство на основании проведенного расследования опровергло факт существования жен. василианского мон-ря в Минске; впосл. историк иезуит Я. Урбан доказал, что Мечиславская была самозванкой ( Urban J. Makryna Mieczysawska w wietle prawdy. Kraków, 1923), действовавшей по указке представителей польск. политических кругов. Несмотря на прием, оказанный в Риме Мечиславской, 13 и 17 дек. 1845 г. состоялись 2 личные встречи Николая I с Г. Император обратил внимание папы на действия польск. эмиграции, препятствовавшей налаживанию отношений России с Римом, и на недопустимость участия польск. католич. духовенства в революционно-освободительной борьбе. Со своей стороны Г. подтвердил неизменность позиции Папского престола по польск. вопросу, но указал на законодательные ограничения деятельности католич. Церкви в Российской империи и на необходимость усиления контроля со стороны Папского престола над католич. Церковью в России. После отъезда Николая I в Риме в течение месяца проводились переговоры между рус. канцлером К. В. Нессельроде и гос. секретарем кард. Л. Ламбрускини, итогом к-рых стала договоренность о подготовке конкордата между Россией и Папским престолом, заключенного в 1847 г. при преемнике Г., папе Римском Пии IX . Церковная деятельность Г.

http://pravenc.ru/text/166779.html

Источники расходятся по вопросу о том, был ли согласен Е. с проектом призвания на московский престол польск. королевича Владислава при условии его крещения в Православие. Авраамий (Палицын) и Хворостинин пишут о том, что Первосвятитель со слезами просил не посылать «с таким молением к польским людем» и не верить их обещаниям, он призывал православных помнить, «что Кароль в велицем Риме содея» (имеется в виду, вероятно, уклонение Рима с приходом Карла в «латинство»). По польск. материалам, «патриарх побуждал, чтобы... избрали или князя Василия Голицына, или Никитича Романова, сына Ростовского митрополита» (Рукопись [С.] Жолкевского. М., 1855. С. 126); в более ранних польск. известиях в качестве патриаршего кандидата на московский престол указывается только кн. Голицын. После того как Боярская дума утвердила кандидатуру Владислава, Е. заявил, что благословит это решение лишь в том случае, если королевич перейдет в правосл. веру (ПСРЛ. Т. 14. С. 100-101; ср.: Белокуров С. А. Разрядные записи. С. 56-57). Патриарх наставлял членов рус. посольства под Смоленск в том, «чтоб отнюдь без крещенья на царство его не сажали». Е. поначалу не хотел благословить членов посольства боярина М. Г. Салтыкова и кн. В. М. Мосальского (главных проводников польск. интересов в боярской думе) и дал им свое благословение после их уверений в том, что Владислав «будет прямой истинной государь» (ПСРЛ. Т. 14. С. 101). 28 авг. 1610 г. москвичи целовали крест Владиславу в Успенском соборе в присутствии патриарха. 12 сент. 1610 г. под Смоленск государю «Владиславу Жигимонтовичю» была отправлена грамота от имени Е. и всех рус. людей, имевшая целью убедить королевича принять Православие (СбРИО. Т. 142. С. 173-182). Через митр. Филарета, ехавшего в составе посольства, Е. послал Владиславу грамоту от себя лично, в к-рой просил королевича «не презрить сицеваго прошения» (ААЭ. Т. 2. 201, 207), по словам Хворостинина, Е. предварительно наставлял Филарета и дал ему с собой кое-какие книги. Однако все эти усилия были тщетны. Л. Сапега на переговорах заявил, что Владислав, будучи христианином, не нуждается в повторном крещении, о споре Сапеги с Филаретом Е. была послана грамота (см.: Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 115).

http://pravenc.ru/text/190175.html

Возрождение культа равноапостольных К. и Мефодия в XIX в. в Польше не получило такого масштаба, как в др. слав. странах. В 1873 г. была заложена греко-католич. церковь во имя св. братьев в Сахрыни (близ Грубешова, ныне Хрубешув, Польша), в 80-х гг. XIX в. в честь святых названа польск. католич. семинария в Детройте (США). Однако до XX в. в Польше не было католич. храмов, освященных во имя К. и Мефодия. Нет сведений и о посвящении до ХХ в. слав. первоучителям польск. правосл. храмов: только в 1970 г. в их честь была освящена 1-я церковь (Вроцлав), в к-рой богослужение первоначально шло на польск. языке, в наст. время иногда используются церковнославянский или греческий. Братьям посвящены домовый храм в резиденции епископа Белостокского и Гданьского (Белосток), храмы в г. Бяла-Подляска (1989) и г. Сандомир (2013), действует Кирилло-Мефодиев монастырь в Уйковице (1984). В 1989 г. было основано правосл. братство во имя К. и Мефодия, к-рое открыло начальную школу (2007), детский сад (2008) и 2 гимназии (2013). Почитание в католической Церкви Свидетельств сохранения слав. богослужения и зарождения почитания К. в Риме сразу же после его смерти не сохранилось. Поминовение святых К. и Мефодия под 9 марта внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (дата заимствована из польск. богослужебных книг; см.: Martyrologium Romanum ad novam kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum... auctore Caesare Baronio Sorano. Venetiis, 1587. P. 114-117). Распространение почитания святых К. и Мефодия в Римско-католической Церкви относится к XIX в.; оно было связано с ростом национального самосознания слав. народов, формированием идеологии панславизма. Сторонники этой идеологии подчеркивали общее историческое и культурное наследие славян, важность сохранения слав. языков, выступали за национальное самоопределение слав. народов, против герм., итал., венг. и греч. господства. Для участников Славянского конгресса в Праге (1848) К. и Мефодий являлись символами единства слав. народов. Наряду с культурными и политическими об-вами имена слав. просветителей принимали религ. орг-ции. Так, в 1850 г. в Моравии теолог свящ. Франтишек Сушил основал об-во «Наследие святых Кирилла и Мефодия», в 1851 г. в Словении Антон Мартин Сломшек, еп. Лаванта, организовал братство во имя К. и Мефодия, члены которого должны были молиться о единстве Церкви. Ведущим деятелем католического панславизма был хорват. еп. Й. Штроссмайер, который помогал проведению крупных юбилейных торжеств в память о К. и Мефодии.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

426-427 ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) 427-428 ГЕСЕМ территория в вост. части дельты Нила, в пределах к-рой жили евреи во время пребывания в Египте 449-453 428-429 426-427 430-431 ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью 431-435 435-436 ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада 436-438 438-441 ГЕШЕЛЬ Авраам Иошуа бен Яков (кон. XVI в. - 1664), иудейский богослов, раввин, польск. талмудист XVII в. ГЕЭЗ классический эфиоп. язык, литургический язык Эфиопской Церкви, остававшийся единственным лит. языком христ. Эфиопии до рубежа XIX и XX вв. 441-444 453-454 ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ГИББОНС Джеймс (1834 - 1921), кард., архиеп. Балтиморский, деятель Римско-католической Церкви в США 454-455 455-456 456-457 ГИДЕОНОВЫ БРАТЬЯ внеденоминационная протестантско-евангелическая орг-ция, занимающаяся распространением Свящ. Писания по всему миру 457-458 458-459 459-461 ГИЖИЦКИЙ Ян Марек Антоний (1844 - 1925), польск. историк католицизма и унии на западнорус., польск. и лит. землях 461-462 462-463 ГИКАТИЛЛА Иосиф бен Авраам (1248-1305, по др. сведениям, 1323-1325), иудейский богослов-каббалист, ученик каббалиста Авраама Абу-лафии 463-464 ГИЛДУИН († 1077), нареченный еп. г. Доль (совр. Доль-де-Бретань, Франция), свт. (пам. зап. 27 янв.) 464-465 465-466 466-468 468-473 473-474 ГИЛЬДА († ок. 570), прп. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 29 янв.) 474-475 475-478 478-479 479-480 ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме

http://pravenc.ru/vol/xi.html

напев (напр., «Иисус Христе Господь мой» на мелодию «Jesu Chryste, Panie miy»; см.: Buckaya. 2003. P. 109). Последняя гармонизация (нач. XVIII в.) имеет и другую особенность - 4-голосный склад (середина диапазона кантовой фактуры «заполняется» тенором), что говорит о влиянии хорового пения и возникновении оригинального «кантового четырехголосия», в к-ром отсутствуют типичные признаки классического голосоведения. Такая фактура близка к киево-печерскому напеву и применена в К., возможно, под укр. влиянием. Кардинальная переработка польск. напева в верхнем голосе вела к тому, что переводной К. становился фактически самостоятельным сочинением, ср.: «W dzie Boego narodzenia» и «В день Христова рождения» ( Зосим. 2009. Вып. 2(5). С. 63). Здесь почти полная замена польск. напева дала возможность сохранить терцовую фактуру на всем протяжении К. Эта и др. особенности могут говорить об укр. происхождении этой переработки. Более редким случаем было размещение польского напева в среднем голосе К., что делало его гармонизацию частным случаем европейских многоголосных композиций на cantus firmus. При этом «подгонка» голосов под нормы кантовой фактуры неминуемо усложнялась, возникали временные перекрещивания голосов, в результате чего средний голос «становился» верхним (напр., в К. «Крыжу свенты» - РНБ. Собр. Ф. И. Буслаева. Q. XIV. 25. Л. 72 об.; см.: Зосим. духовна nichя. 2009. С. 89). Если на польск. тексты создавался новый К. (напр., торжественный «Kto si w opieke poda Panu swemu» на текст стихотворного переложения Пс 91, выполненного польским поэтом Я. Кохановским; см.: Buckaya. 2003. P. 109), это давало возможность сочинить целостное в муз. отношении произведение, удачно сочетая яркую мелодию с терцовым параллелизмом. Мелодия с опорой на звуки трезвучия и с четким ритмом марша напоминает польск. песни, что свидетельствует об удачной стилизации или об использовании принципа контрафактуры. В кон. XVII - нач. XVIII в. количество песен на польском языке в песенниках уменьшается ( Позднеев.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

4 марта 1946 г. папой Римским Пием XII В. был назначен епископом Люблинским. Епископское рукоположение В., совершенное 12 мая 1946 г. в часовне Ченстоховского образа Божией Матери на Ясной горе, возглавил примас Польши кард. Август Хлонд . Стараниями В. была нормализована пострадавшая во время войны жизнь Люблинского еп-ства, возрожден Люблинский католич. ун-т, в к-ром по инициативе епископа был создан фак-т христ. философии. После смерти кард. А. Хлонда 12 нояб. 1948 г. папа Пий XII назначил В. архиепископом-митрополитом Гнезненским и Варшавским, примасом Польши. Интронизация нового примаса состоялась 2 февр. 1949 г. в Гнезно и 6 февр. в Варшаве. Одной из основных задач В. являлась нормализация отношений между католич. Церковью и новым польск. правительством, принявшим в 1949 г. антирелиг. декрет «О защите свободы совести и вероисповеданий». 14 апр. 1950 г. было подписано соглашение между польск. епископатом и гос-вом, юридически оформлявшее положение католич. Церкви в Польше. Со стороны гос-ва предоставлялись гарантии свободной деятельности католич. орг-циям, беспрепятственное социальное служение в армии, больницах, местах заключения, религ. обучение в гос. школах; в ответ католич. иерархи объявляли о признании нового политического строя и призывали духовенство и верующих к участию в общественной жизни. Тем не менее политика властей, направленная на отделение Церкви от гос-ва, зачастую приводила к нарушению достигнутых соглашений и ограничению церковной деятельности, что вызывало неоднократные протесты со стороны В. и польск. епископата. В 1951 г. В. совершил 1-е посещение Рима ad limina apostolorum , где 18 апр. получил от папы особые полномочия по управлению католич. Церковью в Польше. 12 янв. 1953 г. папа Пий XII возвел В. в сан кардинала, но из-за противодействия со стороны польск. властей он не смог выехать в Рим для получения знаков кардинальского достоинства. 9 февр. того же года правительство Польши приняло декрет о реорганизации церковного управления и установило гос.

http://pravenc.ru/text/161131.html

добился избрания Владислава III королем Венгрии (под именем Ласло I). Эти действия имели в т. ч. цель организовать сопротивление туркам на венгерских землях. Хотя попытка присоединить Силезию оказалась неудачной, О. добился приобретения Севежского княжества (В. Силезия), к-рое было передано во владения краковского капитула. В 1440 г., после убийства Литовского вел. кн. Сигизмунда Кейстутовича, в Великом княжестве Литовском вновь начались междоусобицы. Для стабилизации в регионе кор. Владислав III направил туда наместником Казимира Ягеллончика. Литов. знать без санкции сейма и без одобрения короля избрала Казимира вел. князем Литовским, что означало крах польско-литов. унии. О. не смог повлиять на решение этой проблемы и лишь поддержал кандидатуру сына убитого Сигизмунда Кейстутовича - Михаила, к осени 1440 г. покинувшего Великое княжество Литовское и скитавшегося в поисках помощи в возвращении «отчины» (см.: Polechow. 2018. S. 199-232). Вероятно, с этим событием связано снижение политического влияния О. После гибели кор. Владислава III в битве под Варной (1444) епископ выступил за коронацию Казимира Ягеллончика. На съезде в Серадзе Казимир был официально избран королем (23 апр. 1445). Он, однако, отказался вступить на престол на продиктованных ему условиях, и О. вместе с др. епископами и представителями польск. знати рассматривал др. кандидатов на польск. престол - бранденбургского курфюрста Фридриха II Гогенцоллерна (1413-1471) и варшавско-черского (восточномазовецкого) кн. Болеслава IV (1421-1454). Обе кандидатуры были отвергнуты. Однако спустя некоторое время Казимир IV Ягеллончик все же занял польск. трон. Литовская знать согласилась отпустить его в Польшу при сохранении за ним литов. престола на условиях соблюдения прав и привилегий, изложенных в привилее от 2 мая 1447 г., согласно к-рому равноправие коронных польск. земель и земель Великого княжества Литовского в границах одного гос-ва закреплялось властью одного монарха. Начало правления Казимира IV на таких условиях означало для О.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

В тот же день, 4 марта, в рим. ц. Санта-Мария-сопра-Минерва собрался конклав . Основным претендентом на Папский престол считался кард. Просперо Колонна, но его кандидатура встретила противодействие со стороны рим. рода Орсини, соперничавшего с родом Колонна. В этих условиях кард. Т. Парентучелли стал компромиссной фигурой. 6 марта 1447 г. он был избран на Папский престол. В память о своем покровителе Болонском еп. Н. Альбергати он принял имя Николай. Папская коронация состоялась 19 марта 1447 г. Основными задачами понтификата Н. были окончательное преодоление схизмы в католической Церкви (хотя на Констанцском Соборе (1414-1418) после низложения Иоанна XXIII (1410-1415) и Бенедикта XIII (1394-1423) и отречения от Папского престола Григория XII (1406-1415) схизме был положен конец избранием на Папский престол Мартина V (1417-1431), на Базельском Соборе из-за конфликта с Евгением IV схизма возобновилась с избранием антипапы Феликса V (герцога Савойского Амедея VIII; 1439-1449)), укрепление авторитета Папского престола в Италии и в Европе в целом, а также возрождение Рима, пришедшего в упадок во время церковной схизмы. Важно было признание Н. законным понтификом со стороны европ. правителей. Нового папу поддержал незадолго до этого вступивший на польский престол кор. Казимир IV Ягеллончик (1447-1492). В 1448 г. папа Римский прислал польск. королю «золотую розу» - символ установления сердечных отношений между Папским престолом и духовной и светской властью Польши и Литвы. Н. даровал польск. монарху звание «Defensor Fidei» (защитник веры), привилегию назначать номинантов на 20 церковных бенефициев в Польше и предоставил 10 тыс. дукатов на войну с татарами. Однако представители высшего польск. духовенства во главе с Краковским еп. Збигневом Олесницким поддерживали Базельский Собор и антипапу Феликса V (антипапа возвел Олесницкого в кардиналы); впосл. польск. прелатам пришлось примириться с Н. 17 февр. 1448 г. папа заключил с герм. кор. Фридрихом IV Венский конкордат, по условиям к-рого король признавал верховенство Римского понтифика в церковных делах, но взамен получал право назначать епископов и аббатов на территории империи; папа сохранил право смещения прелатов.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

В марте 1611 г., после ареста патриарха св. Ермогена , польск. оккупационная администрация и зависимое от нее боярское правительство вернули И. на престол. Подавляющее большинство рус. иерархов и мирян никогда не признавали легитимность 2-го Патриаршества И., к-рое имело место при живом предшественнике (сщмч. Ермогене), брошенном в темницу без суда епископов ( Арсений. 1998. С. 193; ААЭ. Т. 3. 330. С. 483-484; ПСРЛ. Т. 14. С. 109; ср.: Карташев. Очерки. 1959. Т. 2. С. 79). В челобитной московских бояр и членов Освященного Собора, отправленной кор. Сигизмунду III 5 окт. 1611 г., старшим церковным иерархом, находившимся в ту пору в столице, назван Арсений Элассонский (СГГД. 1819. Ч. 2. 272. С. 572). Митр. Макарий (Булгаков) рассматривал эту грамоту как доказательство отсутствия И. в Москве уже в нач. окт. (по юлианскому летосчислению) ( Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 104-105). Однако, по сообщению архиеп. Арсения Элассонского, И. покинул Москву позднее. 27 дек. 1611 г. он забрал из патриаршей домовой казны «многие драгоценнейшие предметы, золото, серебро и весьма много жемчуга» и уехал из рус. столицы, присоединившись к войскам литов. вел. гетмана Я. К. Ходкевича, к-рые, по словам Арсения, перед этим доставили в столицу обоз с продовольствием для польск. гарнизона (продовольствие в авг. 1611 в Москву доставил отряд Я. П. Сапеги). Бывш. патриарха сопровождали стольник М. Кантакузин и некий «Димитрий, македонец из Сидерокавсии» ( Арсений. 1998. С. 195-196). Вероятно, архиеп. Арсений допустил ошибку, приурочив отъезд И. к уходу из Кремля в дек. 1611 г. взбунтовавшейся части польск. гарнизона, а не к отходу от столицы в окт. войска под предводительством Ходкевича (после безуспешных попыток прорваться в Москву). Однако нек-рые совр. исследователи, основываясь на сведениях архиеп. Арсения, относят время отъезда И. из России к зиме 1611/12 г. ( Ульяновский. 1991. С. 56-57; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемич. богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 34). Оставив войско Ходкевича, к-рый не стремился уходить из России, и попытавшись самостоятельно достичь литов. границы, И. подвергся нападению «станичников-шишей», к-рые разграбили его имущество и убили часть попутчиков. Решение остаться в Литовском великом княжестве И. принял не вполне добровольно, но после аудиенции у кор. Сигизмунда III в ставке последнего под Смоленском, куда его доставили польск. жолнеры, случайно задержавшие «едва нагого и лишенного всего» архиерея в окрестностях города. И. услышал от короля, что ему не будет разрешено проехать через Речь Посполиту не только в Оттоманскую Порту, но и в европ. христ. гос-ва. Сигизмунд III предложил бывш. патриарху либо вернуться в разоренное Московское царство, либо на неопределенный срок остаться в Литве на положении политического эмигранта. Тогда же скорее всего король выдвинул требование к И. присоединиться к унии ( Булычёв. 2004. С. 82).

http://pravenc.ru/text/293447.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010