Несмотря на развитие деятельности католич. миссионеров (иезуитов, капуцинов, францисканцев) в Египте, не удалось склонить к унии с Римом копт. Александрийского патриарха Иоанна XVI (1676-1718). В 1702-1705 гг. по поручению папы Римского переговоры с ним вели маронитские монахи Ибрагим Ханна и Габриэль Ева. 25 июня 1701 г. К. подтвердил принятие в общение с католической Церковью Трансильванского митр. Афанасия (Ангела) и утвердил решения Соборов в Дьюлафехерваре (Алба-Юлии) от 24 окт. 1698 г. и 4 сент. 1700 г. о заключении духовенством правосл. Трансильванской митрополии унии с католич. Церковью. 19 марта 1701 г. дипломом имп. Леопольда I уния была легализована: православная Трансильванская митрополия упразднялась, вместо нее 18 мая 1721 г. папа Иннокентий XIII учредил еп-ство Фэгэраш - новую структуру Румынской греко-католической Церкви. При К. продолжился численный рост греко-католич. Церкви в Речи Посполитой; папа побуждал к активной униональной политике польск. кор. Августа II, призывая его оказывать покровительство униат. духовенству. В 1702 г. униат. митр. Лев Заленский принял в католицизм Дионисия (Жабокрицкого), что завершило переход в унию Луцкой епархии. В авг. 1705 г. К. призвал кор. Августа II оказать помощь униатам Полоцка, пострадавшим от русского царя Петра I, на действия которого жаловался униат. митр. Лев Заленский. В июне в Полоцк вошли рус. войска под командованием царя Петра I, направлявшиеся на помощь польск. кор. Августу II (Северная война, 1700-1721). В Полоцке местные василиане отказались пустить Петра I в алтарь Софийского кафедрального собора как «схизматика», а на вопрос об иконе Иосафата Кунцевича царь получил ответ, что это убитый единоверцами рус. монарха «священномученик Иосафат». Впав в ярость, Петр I приказал арестовать надерзивших ему монахов; в стычке погибло несколько монахов-василиан, а иером. Константин Заячковский был повешен за оскорбление государя. Софийский собор был передан правосл. общине Полоцка, но православные не решились его принять, опасаясь репрессий со стороны польск. властей после отъезда рус. царя. В 1709 г. был схвачен и передан рус. войскам еп. Дионисий Жабокрицкий, к-рого доставили в С.-Петербург, где за переход в унию осудили на ссылку в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь .

http://pravenc.ru/text/Климент XI.html

Оглавление рукописного сб. «Духовные псальмы». Ростов Великий, 1838 (РГБ. Троиц. 213. Л. 1) Происхождение К., вошедших в сборник Новоиерусалимского монастыря, было впервые определено Позднеевым. Во-первых, здесь присутствует типичный для того времени стилевой «слой» К.- транслитерации, переводы и переработки польск. песен ( Келдыш. 1978. С. 68-70). В данном мон-ре все духовные К. назывались «псалмы» или, согласно польск. и укр. произношению, «псальмы» (напр., «Оглавление псалем» в сборнике К. 1838 г.; в укр. языке термины «псалом» (Давидов) и «псальма» - сочиненная или народная духовная песня - дифференцированы; время разделения этих терминов неясно). Имеются сочинения южнорусских мастеров пения (К.-колядка «Новый год бежит»; покаянный «Радость моя днесь» и мн. др.). Известно, что украинцы приезжали в Новоиерусалимский мон-рь: так, для руководства его хором и обучения многоголосному пению был вызван «вспевак» Игнатий Папоротка (Там же. С. 71). В песенник ГИМ. Муз. 1743 вошло ок. 50 известных авторских текстов укр. К., созданных вне Воскресенского мон-ря: более 40 из них, по предположению Позднеева, сочинено иером. Епифанием (Славинецким), несколько - свт. Димитрием Ростовским; 2 «справлены» Дилецким («К Тебе, Господи, Боже мой, воззову», «Ныне Бог на Иордане»; см.: Келдыш. 1978. С. 71), один - государевым певчим дьяком, мастером партесного пения Василием Титовым («Днесь Христос раждается»; см.: История русской музыки. 1983. С. 239). Возможно, что напевы для большинства этих текстов были сложены уже в мон-ре. К. в этом сборнике в основном анонимны, но их происхождение можно иногда определить по характерным особенностям языка и интонационным истокам, авторство - по акростихам. В новоиерусалимском сборнике можно выделить неск. тематических групп К.: праздничные и покаянные, переработки псалмов, песни о святынях Иверского монастыря и чудотворном образе Божией Матери («Златоизваянная, небовосходная», «О Пресвятая Марие Девице», «Небесная двери, Сионские врата», «Радосте миру, Дева Пресвятая», «Что Тя именуем, Обрадованная» - развивающие укр. традицию прославления икон, возможно, написаны иером. Епифанием; см.: Медведик. 2006. С. 153). Оригинальные К. этого сборника - исторические, созданные по мотивам недавних событий, напр. перехода Левобережной Украины под протекторат Москвы в 1654 г. и русско-польск. войны 1654-1657 гг. («Слышите людие и внушите», «Кто хощет, приди и узри»; в др. сборниках также «В жалости днесь зело обомираю»; см.: История рус. музыки. 1983. С. 241-242). Уникальные в кантовом творчестве образцы переложений-толкований библейских лирических стихов из Книги Песни Песней Соломона созданы, согласно Позднееву, «в эпическом стиле» («Да лобжет мя», «Аз есмь цвет польный (полевой)», «Се еси добра», «Да снидет брат мой», «Се брат мой сниде», последняя не завершена). Они могли быть написаны в 1663-1666 гг., после московского издания Библии и до начала нестроений в мон-ре после суда над патриархом Никоном ( Васильева. 2011. С. 134-135).

http://pravenc.ru/text/1470271.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора . Род. в с. Клементьеве, принадлежавшем Троице-Сергиеву мон-рю, происходил из детей боярских. В возрасте 24 лет был возведен в сан диакона, а в 1608 г. в возрасте ок. 38 лет - в сан священника. При приближении к Троице-Сергиеву мон-рю войск «тушинского вора» Лжедмитрия II Н. покинул Клементьево, чтобы укрыться за стенами обители. Н. провел в мон-ре весь период осады, длившийся почти 16 месяцев, с 1608 по 1610 г. Будучи непосредственным участником героической обороны обители во главе с архим. Иоасафом, Н. позже описал эти события в своих сочинениях. После снятия осады с мон-ря Н. не вернулся в родное село, выжженное войсками самозванца, а остался в Троице-Сергиевом мон-ре, чтобы иметь возможность помочь пастве. Он исполнял требы для мирян в ц. прп. Сергия, сблизился с новым архимандритом - прп. Дионисием (Зобниновским) . Наряду с прп. Дорофеем Н. помогал прп. Дионисию устраивать в с. Клементьеве за счет монастырской казны дома и больницы для обездоленных людей, разоренных войной. Вместе с радонежскими преподобными Н. заботился о больных и увечных, совершал таинства Евхаристии и Елеосвящения. Последующие политические изменения в стране - низложение царя Василия Иоанновича Шуйского и призвание на рус. трон польск. королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ) - были крайне отрицательно восприняты в только что освободившейся от польск. осады обители. Прп. Дионисий, тесно связанный с патриархами Московскими, святителями Иовом и Ермогеном , был убежденным сторонником династии рус. происхождения. Монастырские власти активно поддержали 1-е и 2-е Ополчения. При посредничестве архим. прп. Дионисия удалось добиться объединения сил князей Д. М. Пожарского и Д. Т. Трубецкого. С 1610 по 1612 г. из Троице-Сергиева мон-ря прп. Дионисий рассылал многочисленные послания (сохр. экземпляры в Казани и Перми, остальные известны в пересказе Н.) с призывами к освобождению от инославной власти. В грамотах архимандрита проводилась мысль о том, что «окаянные лютори не щадят никого», и для спасения от «еретиков и поляков, вечных врагов и богоборцов литовских людей» необходимо «всем православным христианом быть в соединении и стать сообща против вечных врагов креста Христова - польских и литовских людей». Прп. Дионисий своим авторитетом снимал с жителей России, присягнувших принцу Владиславу, грех клятвопреступления. В изложении Н. он убеждал, что Сам Бог «помощник был бедным, и отчаянным, и худым, и не могущим стояти против супостатом». Впосл. Н. говорил о своем непосредственном участии в составлении этих воззваний, сыгравших важнейшую роль в изгнании из Москвы польск. гарнизона и последующем созыве Земского собора 1613 г.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

Митрополит с интересом относился к деятельности историков М. О. Кояловича , А. П. Демьяновича и их идейных преемников историка Г. Я. Киприановича , проф. К. В. Харламповича , к-рые выступали за единство рус. народа в 3 его «ветвях» - белорусской, великорусской и малорусской, боролись против польск. католич. засилья в западнорус. областях. Мемуары И., носящие в основном дневниковый характер, разбиты по годам. Автор не только рассказывает об исторических событиях, но и приводит ряд воспоминаний и впечатлений своей юности, повествует о жизни родителей. Из «Записок» И., в частности, следует, что его отец, служивший в Липовецком у. Киевской губ., даже после воссоединения униатов в 1839 г. находился в беззащитном положении и терпел притеснения от местных польск. помещиков-католиков. В 1841 г. И. был вынужден принять его на служение в свою епархию, в с. Дзикушки Лидского у. Виленской губ., где отец прослужил до своей смерти в 1856 г. К сб. «Записки» приложены научные труды, доклады и проповеди митрополита. На польск. языке напечатаны 2 самые ранние проповеди И., произнесенные в униат. церкви г. Вильна: «На день св. Николая» и «О временных и вечных благах». Там же опубликованы богословские диссертации И. на лат. языке «De Tolerantia» (Терпение) и «De Christiana cura bonorum temporalium» (Христианская забота о земных благах); последнее сочинение было подано на соискание ученой степени кандидата богословия в Виленском ун-те. В этот сборник также вошли 13 слов на праздники и 3 приветствия по случаю встречи государя; впосл. их высоко оценил архиеп. Иннокентий (Борисов) , назвавший изречения И. уникальным «памятником событий», связанных с воссоединением униатов. Вторым значительным изданием сочинений И. стала кн. «Семь слов синодального члена Иосифа, архиеп. Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения» (Вильна, 1848; переизд.: СПб., 1889). Третий крупный сборник сочинений митрополита - «Синодального члена высокопреосв. Иосифа, митр. Литовского и Виленского, слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения» (СПб., 1860) - издал редактор ж.

http://pravenc.ru/text/578547.html

В таких условиях королю пришлось часто созывать провинциальные дворянские собрания для принятия решений о сборе войска и об установлении новых налогов, что создало предпосылки для появления общегос. органа дворянского представительства - Сейма (1-е заседание Сейма состоялось после смерти К. Я., 18 янв. 1493). Жалованная грамота польск. кор., вел. кн. Литовского Казимира IV Ягеллончика. 1465 г. (Lietuvos nacionaline Martyno Mavydo biblioteka. F 107-7) Жалованная грамота польск. кор., вел. кн. Литовского Казимира IV Ягеллончика. 1465 г. (Lietuvos nacionaline Martyno Mavydo biblioteka. F 107-7) Главным событием внешней политики К. Я. стала Тринадцатилетняя война Польши с Тевтонским (Немецким) орденом , в результате которой по Торуньскому мирному договору (1466) Королевская Пруссия и Восточное (Гданьское) Поморье вошли в состав Польского гос-ва, орден сохранил за собой лишь территории Вост. Пруссии, став зависимым от Польши политическим образованием. Отношения К. Я. с Римскими папами были довольно сложными. Главой политических противников К. Я. был кардинал и папский легат, бывш. опекун короля, Краковский еп. Збигнев Олесницкий. В споре между 2 кандидатами на Папский престол король поддерживал буд. папу Николая V (1447-1455), за что получил привилегию назначать номинатов на 20 церковных бенефициев в Польше, звание «Defensor Fidei» (защитник веры), золотую розу и 10 тыс. дукатов на войну с татарами. Еп. Збигнев Олесницкий вместе с духовенством польск. церковной провинции поддержал Базельский Собор и антипапу Феликса V (1440-1449), к-рый возвел его в кардиналы. Впосл. Николай V предпочел примириться с Краковским епископом. К. Я. не прекратил пользоваться полученными привилегиями, за что был подвергнут отлучению от Церкви, но продолжал назначать свои кандидатуры на епископские кафедры. Отлучение перестало действовать со смертью Николая V, папы Пий II (1458-1464) и Павел II (1464-1471) подтверждали назначенных королем кандидатов. К. Я. не допустил на кафедру в Кракове поставленного папой Римским Пием II Якуба из Сенно и взял в управление владения еп-ства (1460-1463), которое досталось ставленнику К.

http://pravenc.ru/text/1319876.html

После присоединения Смоленщины к Речи Посполитой в 1611 г. было создано Смоленское воеводство, что сделало возможным распространение католицизма и унии на традиционно правосл. землях. В нач. 20-х гг. XVII в. часть церковных имений края, конфискованных у правосл. мон-рей и смоленского собора, была передана шляхтичам - офицерам польск. армии, получившим пожалования на Смоленщине после ее присоединения к Речи Посполитой, и католич. духовным учреждениям (прежде всего иезуитам). Эта шляхта могла служить опорой для К. в его борьбе со сторонниками православия. Правосл. храмы в Смоленском кремле перешли к католич. монашеским орденам, в 1621 г. на Смоленщине появились василиане. В 1614 г. смоленские правосл. священники, соглашаясь перейти в унию, просили оставить им хотя бы один городской храм. В соответствии с «Прерогативой» кор. Сигизмунда III Вазы от 12 марта 1623 г. в Смоленском воеводстве и Северской земле устанавливался особый порядок - здесь были разрешены только лат. обряд и униатство. «Прерогатива» была выдана в ответ на 2 ходатайства смоленской польск. шляхты, выдвигавшиеся на сеймах. В таких условиях создавалась Смоленская униатская епархия, к-рая должна была заменить правосл. кафедру после кончины правосл. архиеп. Сергия († 1623). (20 марта 1621 архиеп. Сергий был признан королевской грамотой Смоленским архиереем, он предположительно мог принять к тому времени унию. По некоторым данным, архиеп. Сергий при утверждении получил лишь десятую часть имений кафедры.) К. был назначен на Смоленскую епархию по инициативе митр. Рутского. В февр. 1624 г. в одном из писем униат. митрополит сообщил, что на место умершего архиеп. Сергия назначен К., 6 мая Рутский писал в Конгрегацию распространения веры в Рим о том, что направил соответствующее обращение польск. королю. В грамоте 1625 г. (до 23 марта) Сигизмунд III назвал Смоленского униат. архиепископа правопреемником архиеп. Сергия. К. был хиротонисан в последнее воскресенье Великого поста 1627 г. (прибыл на Смоленщину в 1624).

http://pravenc.ru/text/2458995.html

первоучители не имели отношения, т. к. это сделали нем. миссионеры. Поэтому слав. азбука и письменность здесь не прижились, а почитание братьев не получило распространения и возродилось только под влиянием националистических настроений XIX в. Получившая автокефалию в сер. ХХ в. Православная Церковь Чешских земель и Словакии считает слав. просветителей своими основателями. В их честь освящен кафедральный собор в Праге (построен в 1730-1736 как католический в честь кард. св. Карло Борромео, в 1933 передан православным и освящен), а также 14 храмов в епархиях. В 2012 г. в Словакии отчеканили монеты с профилем св. К. и Мефодия достоинством 2 евро, но по указанию Еврокомиссии они не были введены в оборот, чтобы не вызвать национальные протесты проживающих в стране венгров. В 2013 г. в Чехии был снят художественный фильм «Кирилл и Мефодий - апостолы славян» (Cyril a Metodj - apoštolové Slovan, режиссер П. Николаев). Почитание в Польше Почитание в Польше появилось под чеш. влиянием; его возникновение связывают с основанными бенедиктинцами из аббатства Эммаус польск. мон-рями в Олеснице (1380) и Св. Креста «на Клепарже» в Кракове (1390). В этих мон-рях богослужение совершалось по рим. обряду, но на слав. языке с использованием глаголических книг. В рукописях, написанных в Польше, приведен ряд текстов, возникших с развитием почитания св. К. и Мефодия в Чехии в XIV в. В польск. богослужебные книги поминовение К. и Мефодия было внесено в XV в. О праздновании 9 марта памяти святых К. и Мефодия, «исповедников, покровителей и апостолов нашего королевства», упоминается в синодальных статутах Краковского еп. Збигнева Олесницкого (1436) (Statuty synodalne krakowskie Zbigniewa Olenickiego (1436, 1446)/Oprac. S. Zachorowski. Kraków, 1915. S. 50). Проприй мессы в день памяти св. братьев приведен в печатном миссале еп-ства Краков, подготовленном по указанию кард. Фридерика Ягеллончика (праздник имеет статус «двойного» -Missale Cracoviense. Nürnberg, [c. 1493]. Fol. 191v-192). В бревиарии Краковского еп-ства 1443 г. под 9 марта указан оффиций К. и Мефодию с 6 чтениями, к-рые приведены и в печатном бревиарии еп-ства Познань, подготовленном под рук. еп. Яна Любранского (Viaticum Posnaniense. Lugduni, 1513). Гимн в честь К. (инципит «Festis praecipuis debita cantica»; AHMA. Bd. 4. N 222), включенный в бревиарий еп-ства Влоцлавек, заимствован из богослужебных книг еп-ства Оломоуц (Viaticum Wladislaviense. Norimbergae, 1502). Празднование памяти св. К. и Мефодия указано также в бревиарии Гнезненского архиеп-ства 1511 г. (Dvie slube... 1870. S. 19). В 1580 г. каноник Станислав Соколовский († 1593) по указанию Виленского еп. Ежи Радзивилла составил новые чтения в день памяти святых; эти чтения включались в польск. богослужебные книги до XIX в. (Officia propria patronorum Provinciae Polonae/Ed. S. Socolovius. Cracoviae, 1596. P. 71-72; Schenk. 1985). В XVII в. почитание св. К. и Мефодия получило распространение среди греко-католиков, живших в Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Архиеп. Феодосий должен был лавировать между национальными течениями в Церкви. Указом архиеп. Феодосия от 26 марта 1929 г. белорусскоязычной правосл. общине была передана Параскево-Пятницкая ц. в Вильно, приписная к Николаевскому приходу. После жалобы белорусских активистов на малую вместительность Пятницкой ц. общине 22 марта 1930 г. был передан Константино-Михайловский храм в Вильно. В 1933 г. архиеп. Феодосий назначил нек-рых белорус. деятелей (протоиерея Матфея Яцкевича, Николая Лапицкого) на должности благочинных; впрочем, в 1935 г. они были уволены. Активным было также русское церковно-общественное движение в Вильно. Виленское рус. об-во организовало и опекало рус. гимназию им. А. С. Пушкина, в к-рой преподавал Богданович. Действовала женская рус. гимназия Л. И. Поспеловой для правосл. детей. Рус. интеллигенция в Вильно имела свои издания, уделявшие внимание церковным вопросам: газеты «Утро» (1927-1929), «Русское слово» (выходила в Вильно и Варшаве в 1934-1939), «Наше время» (1931-1939). Клирик Знаменской ц. прот. Николай Рогальский, в 30-х гг. преподававший Закон Божий в рус. гимназиях, вел работу среди молодежи, организовывал паломнические поездки по св. местам в Польше. Правительство Польши было нацелено на полонизацию православной Церкви. Правосл. епископат не сопротивлялся этим планам. В нояб. 1934 г. митр. Дионисий назначил комиссию для перевода литургических текстов с церковнославянского на польск. язык, «имея в виду возможность присоединения к Православию лиц польской национальности». С 1935 г. календарь ПАПЦ издавался только на польском языке, молитвы в нем печатались по-польски. В сент. 1937 г. архиеп. Феодосий по требованию виленского воеводы издал циркуляр правосл. священникам Виленской епархии о необходимости повсеместного введения обучения основам Православия в школах на польск. языке. Данное распоряжение вызвало массовые протесты духовенства. Желая снять напряженность, митр. Дионисий 15 апр. 1938 г. издал циркуляр, в к-ром отмечал, что учебники в процессе преподавания можно использовать на укр., белорус. или рус. языках, но само преподавание Закона Божия желательно вести на польск. языке (ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2358. Л. 99). Такую позицию митр. Дионисия раскритиковал виленский епархиальный миссионер прот. Николай Рогальский, который 15 мая 1938 г. был снят с должности «за русификаторскую деятельность» (Там же. Д. 2824. Л. 5). За выступления против полонизации 28 марта 1939 г. уволен с должности благочинного Виленского-Троцкого округа прот. Иосиф Дзичковский.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

землях в составе Польши, как и в Великом княжестве Литовском, было незначительным. Прирост католич. населения осуществлялся в основном за счет нем. и польск. колонистов-горожан. В 1-й пол. XVI в. в силу ряда внешне- и внутриполитических причин польск. власти частично отменили или ослабили ограничения в отношении православных. В нек-рых городах на галицких землях правосл. мещане получили доступ в магистраты, приобрели возможность участвовать в судебных спорах, правосл. священники могли посещать больных в облачении, но без свечей. В 1539 г. в Г. Р. было восстановлено правосл. еп-ство, центром к-рого стал Львов (см. Львовская и Галицкая епархия ). Прозелитическая деятельность католич. Церкви на восточнослав. землях резко активизировалась в 70-х гг. XVI в., в первую очередь благодаря появлению там главной движущей силы Контрреформации - ордена иезуитов . Борьбу населения против насаждения католичества, а позднее и унии (см. Брестская уния 1596 г .) в Речи Посполитой возглавили объединения правосл. мирян - братства православные, появившиеся в Г. Р. в кон. XVI в. Крупнейшим было Львовское братство , устав к-рого в 1586 г. был утвержден Антиохийским патриархом Иоакимом. В 1586-1595 гг. братство находилось в состоянии острого конфликта со Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) , к-рый, по мнению братчиков, нарушал архипастырский долг и недостаточно заботился об укреплении позиций Православия. На Брестском унийном Соборе Холмский еп. Дионисий (Збируйский) принял унию. Перемышльская и Львовская епархии присоединились к унии соответственно в 1691 и 1700 гг. Поскольку с 1676 г. действовал введенный польск. сеймом запрет на контакты правосл. подданных Речи Посполитой с вост. правосл. иерархами и т. о. был отменен ставропигиальный статус нек-рых братств и мон-рей, все правосл. храмы и братства на территории епархий, чьи епископы приняли унию, вскоре стали униатскими. В 1708 г. приняло унию Львовское братство. Еще дольше, чем братчики, противилось введению унии правосл. монашество Галиции.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Судьбу правосл. духовенства на ливонских землях определили постановления Ям-Запольского русско-польск. договора в 1582 г. Было достигнуто соглашение, что правосл. духовенство, находившееся в ливонских городах, получит возможность уехать в Россию вместе с иконами и церковной утварью. Для наиболее удаленных городов в бассейне Зап. Двины устанавливался крайний срок - 4 марта, но такие центры, как Юрьев (Дерпт) и Феллин, должны были перейти под польск. власть раньше. Сразу после заключения мирного договора командующий польск. армией Ян Замойский лично отправился в Дерпт, чтобы удалить оттуда епископа и других русских. В Дерпте также была организована коллегия иезуитов. По русско-швед. договору 1583 г. в состав Шведского королевства вошли земли Сев. Ливонии, ранее занятые рус. войсками, а также такие рус. земли, как г. Корела (ныне Приозёрск) с уездом и новгородские пригороды - Ям, Копорье и Ивангород. На этих землях оставалось правосл. духовенство, но возникли сложности в его отношениях со своим духовным главой - Новгородским архиепископом, население этих земель - русские и карелы - стало объектом лютеран. пропаганды. Ист.: Повесть о начале и основании Печерского мон-ря, взята из древних летописцев. М., 1831. С. 8; Книга посольская Метрики Великого княжества Литовского, содержащая в себе дипломатические сношения Литвы в государствование кор. Стефана Батория. М., 1843. 82-83; АЗР. 1848. Т. 3. 137, 143; Monumenta Livoniae antiquae. Riga; Lpz., 1847. Bd. 5. N 191; Russow B. Chronica der Prowintz Lyfflandt//Scriptores rerum Livonicarum. Riga; Lpz., 1853. Bd. 2. S. 134, 140, 142; Псково-Печерский мон-рь. Новг., 1864. С. 131, 17; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1885. Кн. 4. Ч. 1. С. 122, 134, 140, 156-157, 189, 195, 213-214, 217, 232; Донесение кн. Александра Полубенского//Тр. X Археол. съезда в Риге. М., 1900.Т. 3. С. 127; ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 295, 299, 304-306, 345-346, 358, 363, 366, 403; Т. 30. С. 157, 160, 194; Renner J. Livländische Historien. Lübeck, 1953. S. 79; Псковские летописи. М.; Л., 1955. Вып. 2. С. 235-236, 239-240, 244, 248; Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1982. Т. 2. Ч. 3. С. 490-491, 503, 508 и др.; 1984. Т. 3. Ч. 1. С. 7, 10, 14, 20; Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 170, 173, 179-180, 183-184, 204, 218, 221, 224; Курбский А. М. История о великом князе Московском//ПЛДР. 2-я пол. XVI в. М., 1986. С. 282-284, 286, 288; Столбцы дел московских приказов (Городового, Поместного, Разрядного) по управлению ливонскими городами 1577-1579 гг./Подгот.: Н. Ф. Демидова//Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. М.; Варшава, 1998. Т. 3: Док-ты Ливонской войны. С. 61, 63, 70-82, 95; Книга полоцкого похода 1563 г.: (Исслед. и текст). СПб., 2004. С. 67, 70-71, 77; Степенная книга царского родословия. М., 2008. Т. 2. С. 381, 384-387.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010