князьями. Восстановление Литовской митрополии сопровождалось канонизацией Виленских мучеников, вероятно как ее патронов. На решение Патриархии оказало влияние создание в 1375 г. лат. архиеп-ства в Галиче (с 1412 - во Львове), которому должны были подчиняться ранее лишь формально существовавшие еп-ства в Перемышле, Холме и Владимире-Волынском. В этих условиях нельзя было оставлять православных Киевской митрополии без верховного пастыря. Решение Патриархии предусматривало, что после смерти митр. Алексия свт. Киприан станет главой объединенной общерус. митрополии, но Киприану удалось занять кафедру свт. Алексия на краткое время в 1381-1382 гг., а затем до нач. 90-х гг. XIV в. Киприан находился в Л. в. к. 2-я пол. 70-х - 1-я пол. 80-х гг. XIV в. были временем, благоприятным для православных в Л. в. к. Планы католич. миссии реализованы не были, а свт. Киприан оказался опытным архипастырем, сумевшим наладить порядок в церковной жизни и установить хорошие отношения со светскими властями. Владислав Ягайло возлагает на себя польск. корону. Фрагмент фрески капеллы св. Крыжа в Вавельском соборе в Кракове. 1475–1480 гг. Владислав Ягайло возлагает на себя польск. корону. Фрагмент фрески капеллы св. Крыжа в Вавельском соборе в Кракове. 1475–1480 гг. 2-я пол. 70-х гг. XIV в. стала трудным временем для политической элиты Л. в. к., во главе к-рой был один из младших сыновей Ольгерда - Ягайло (см. Владислав (Ягайло) ), из-за усилившегося натиска крестоносцев, войска к-рых неоднократно подходили к столице Л. в. к. Вильно. В нач. 80-х гг. XIV в. Ягайло был вынужден пойти на уступки ордену, в частности отказавшись от большей части Жямайтии. Произошли неудачи и на др. направлениях. Так, начавшаяся в 1377 г. война с польск. и венг. кор. Людовиком привела к тому, что была утрачена значительная часть Волыни, а оставшиеся в др. части литов. князья вынуждены были стать вассалами короля. Попытка Ягайло ослабить Москву, вступив в союз с правителем Орды Мамаем, также не привела к успеху. Начались конфликты среди политической элиты.

http://pravenc.ru/text/2110584.html

Деву. В указанном разделе содержатся сведения о мн. мон-рях в Галичине и на Волыни. В чуде 17 упоминаются Заваловский Свято-Николаевский мон-рь (в совр. с. Завалов Подгаецкого р-на Тернопольской обл.), созданный на месте чудесного явления свт. Николая, и Погонский Успенский мон-рь (в совр. с. Погоня Тысменицкого р-на Ивано-Франковской обл.), построенный в знак благодарности Богородице, с помощью Которой галицкий кн. Роман Мстиславич во время «погони» разбил в этом месте отступавших половцев. В чуде 18 назван мон-рь в мест. Бурштын (ныне город в Ивано-Франковской обл.), где иеродиак. Иоиль (Терхевич) видел во сне Богородицу 17 дек. 1665 г. (это чудо упом. только во 2-м издании книги). В чуде 20 рассказывается, что в мест. Каменка-Струмиловская (ныне г. Каменка-Бугская Львовской обл.), в правосл. церкви, неск. раз чудесно обновлялся в течение часа образ Богородицы; это явление засвидетельствовал местный свящ. Иосиф Любанский. В чуде 21 описана помощь Пресв. Богородицы польск. жолнеру Федору Ярошинскому из Русского воеводства (Галичины) во время боевых действий против запорожских казаков «под Старцем на Украине»: Богородица разбудила его, когда казаки ночью начали вырезать польск. обоз, и Ярошинский с товарищами избежал гибели. В чуде 22 рассказывается, как в 1665 г. Богородица явилась в Уневском мон-ре иноку Леонтию (Пятницкому). Книгу завершает послесловие «Конец чудов Пресвятои Богородицы», алфавитный указатель к чудесам, краткий катехизис «Короткое зебране речей, барзо потребных, до веры нашеи православно-кафолическои належачых» и список ошибок «Чителнику побожный». Небо новое... Могилёв, 1699. Титульный лист (РГБ) Небо новое... Могилёв, 1699. Титульный лист (РГБ) В кн. «Небо новое...» описаны как правосл. Богородичные образы, так и ряд древних почитаемых и католиками, и православными икон Божией Матери - Лиддская (Римская) , Иверская, Гефсиманская (Иерусалимская) , а также католич. чудотворные изображения Пресв. Девы в Венеции, во Флоренции, в польск. мест. Мысленице и др.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Во время казацкого восстания под предводительством Б. М. Хмельницкого (1648-1654) Киево-Печерскому мон-рю и его имениям был нанесен большой урон. На протяжении всего периода военных действий И. не покидал обитель, защищал ее права в судах. 16 февр. 1652 г. И. подал в Житомирский гродский суд жалобу на пана Я. Домановского, ограбившего одно из монастырских имений - с. Вышевичи. В мон-ре благодаря И. во время восстания нашли убежище некоторые польск. и укр. шляхтичи, в частности, православный шляхтич Иоаким (Яким) Ерлич из с. Коломля Волынского воеводства, скрывавшийся в обители в 1648-1651 гг. и начавший здесь создавать записки о событиях 1620-1673 гг. В мемуарах Ерлича приводятся сведения об И. и о Киево-Печерском мон-ре сер. XVII в. В частности, указывается, что осенью 1649 г. И. послал Ерлича со своими письмами на сеймик, созванный в Житомире по инициативе киевского воеводы А. Киселя , выступавшего за переговоры с Хмельницким, которые прошли в кон. 1649 - нач. 1650 г. в Киеве при участии Ерлича. В июле 1651 г. И. вместе с митр. Сильвестром (Косовым) вел переговоры с польск. командованием, готовившимся к захвату Киева. Вместе с представителями киевского магистрата митрополит и печерский архимандрит встретились под Киевом с польск. гетманом Я. Радзивиллом и просили пощадить город, не разорять церкви и мон-ри, подчеркивая, что против Польши воюют только казаки, а не горожане. Киевские послы говорили о необходимости прекратить разграбление города казаками и просили гетмана не допустить мародерства со стороны военных, Радзивилл пообещал выполнить их просьбу. 25 июля (4 авг.) польские войска заняли Киев и оставались там до сент. 1651 г., когда городом снова овладели казаки. Несмотря на военное время, в Киево-Печерском монастыре продолжала работать типография. Почти за 10 лет управления И. монастырем вышли в свет 4 крупных издания, представлявшие собой перепечатку ранее выпущенных книг (в частности, в 1653 по благословению И. был издан сокращенный вариант Требника митр. Петра (Могилы)), а также несколько брошюр. В 1653 г. монастырь и типографию посетил Антиохийский патриарх Макарий III .

http://pravenc.ru/text/578555.html

Новым явлением в Польше стала Ж. л. на народном языке, важность употребления которого подчеркивалась в постановлениях ряда провинциальных синодов XIII в. В 1285 г. Гнезненский архиеп. Якуб Свинка предписал назначать на приходы только знающих польск. язык, чтобы священники произносили по-польски проповеди и некоторые литургические молитвы. На рубеже XIII и XIV вв. доминиканец Перегрин из Ополе составил сборник проповедей (Sermones de tempore et de sanctis), получивший широкую известность (с 1475 неоднократно изд.). Опираясь на «Золотую легенду», Перегрин включил в сборник проповеди о святых Адальберте, Станиславе и Ядвиге. По свидетельству историка Яна Длугоша (1415-1480), уже в XIV в. существовали польск. варианты «Vitae patrum» и «Золотой легенды» Иакова из Варацце. В нач. XV в. были составлены «Гнезненские проповеди» (Kazania gnienieskie), куда вошли 95 лат. и 10 польск. текстов. На рубеже XIV и XV вв. создавались эпические песни на сюжеты Житий святых Алексия, Иова, Доротеи, Екатерины, Христофора. Распространение получили религ. лирика, апокрифические произведения. Одновременно развивалась и «ученая» лат. лит-ра. В 60-х гг. XV в. краковский каноник Длугош в ряду др. агиографических сочинений составил пространное Житие св. Станислава. В рассказе о св. Адальберте, включенном в «Историю Польши» (1455-1480), Длугош писал о превосходстве поляков над чехами, к-рые причинили святому немало бед, а также сообщил о том, что Адальберт, «архиепископ Гнезненский», якобы предсказал учреждение в Кракове митрополии, независимой от Гнезно (это произошло лишь в 1925). Под 1253 г. Длугош подробно описал канонизацию Станислава, приведя соответствующие документы. В 1454 г. в краковском соборе были открыты мощи еп. Иоанна (Яна) I Прандоты (1242-1266), одного из инициаторов канонизации св. Станислава. В 1454-1456 гг. в процессе подготовки к канонизации (несостоявшейся) Иоанна Прандоты было составлено подробное описание 54 чудес от мощей, снабженное краткой биографией епископа (Miracula venerabilis patris Prandothe episcopi Cracoviensis).

http://pravenc.ru/text/182317.html

28 июля 1944 г. в связи с приближением линии фронта администратор Малиновский перенес центр Л. а. а. в с. Крыница, ставшее к тому времени крупным центром проукр. движения среди лемков. Тогда же Малиновский на случай своего ареста учредил в Л. а. а. должности 3 генеральных викариев, которые заняли священники Стефан Ядловский (1-й помощник администратора), Иоанн Подгорбий и Андрей Злупко. В 1944 г. в ходе боевых действий в горной части Лемковщины погибли клирики Л. а. а. Дамиан Дзяма и Михаил Семен. 26 февр. 1945 г. Малиновский переехал во Врублик-Шляхетски. Там он провел 20 марта того же года последнюю в истории Л. а. а. конференцию духовенства всех деканатов. Он создал новый капитул для Л. а. а., который вместе с администратором работал в Саноке в апр.-сент. 1945 г. С 1945 г. ряд клириков Л. а. а. был арестован за связи с укр. националистами, имели место расправы над униат. духовенством, осуществлявшиеся польск. силовыми структурами в рамках карательных операций против укр. националистического подполья. Так, в 1945 г. были убиты священники в селах Залуж, Лубно, Издебки, Коньске; в следующем году погибли клирики в селах Карликув, Команьча и Воля-Нижна. Упадок церковной жизни на Лемковщине был обусловлен первыми переселениями лемковского и укр. населения Польши на Украину (в рамках советско-польск. договора о репатриации), имевшими место с нояб. 1944 по июнь 1946 г. В апр.-июле 1947 г. в рамках акции «Висла» вглубь Польши были переселены 20 священников Лемковщины. В ходе этой операции в Польше были арестованы и отправлены в концлагерь Явожно 25 греко-католич. священников, из них 13 клириков Л. а. а., в большинстве случаев обвиненных в сотрудничестве с УПА (почти во всех случаях обвинения не были доказаны). В сер. сент. 1945 г. под давлением властей перестала существовать курия Л. а. а., Малиновский уехал в Чехословакию, затем в Германию. Обязанности администратора выполнял ген. викарий свящ. Ядловский, к-рый весной 1946 г. отбыл в Чехословакию. Одновременно с ним Польшу покинул другой ген. викарий, свящ. Подгорбий. В 1946-1947 гг. на Лемковщине оставался 3-й генеральный викарий - Андрей Злупко, который и управлял приходами Л. а. а. В нач. апр. 1947 г. примас Польши кард. Глонд официально утвердил свящ. Злупко как генерального викария с правами управления приходами Л. а. а. Его заместителями были назначены священники Владимир Гайдукевич и Павел Шуфлят. В июне 1947 г. Злупко покинул Лемковщину из-за начавшейся операции «Висла» и переехал в Костомлоты под Вроцлавом, объявив о передаче своих полномочий Павлу Шуфляту. Последний исполнял обязанности главы Л. а. а., имея в помощниках декана Мушинского округа Стефана Дзюбину, до 26 июня 1947 г., когда в ходе операции «Висла» был вывезен в польск. концлагерь в Явожно. Л. а. а. фактически прекратила существование.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

Необачный (укр.) — беспечный, неосмотрительный Импровизация — здесь: музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения, без предварительной подготовки В Юго-западном крае довольно развита система арендований имений: арендатор (по-местному «посессор») является как бы управителем имения. Он выплачивает владельцу известную сумму, а затем от его предприимчивости зависит извлечение большего или меньшего дохода. (Примеч. автора) Потрава — испорченные скотом травы, посевы Аренда — наем недвижимого имущества (здесь: имения) во временное пользование за плату по договору «Эконом» — домовод, заведующий хозяйством «Покоювка» (польск.) — горничная, служанка Костел — польская католическая церковь «Громницей» называется восковая свеча, которую зажигают в сильные бури, а также дают в руки умирающему. (Примеч. автора) «Отец-папеж» (польск.) — папа римский Вольтер — французский писатель и философ XVIII века, противник абсолютизма (неограниченной политической власти) и церкви Вольтерьянцы — последователи Вольтера По утверждению католика, Вольтер и вольтерьянцы должны были после смерти попасть в ад, где кипят огромные котлы со смолой, в которую бесы бросают грешников Компромисс — соглашение, достигнутое путем взаимной уступки при столкновении различных интересов, мнений и т. д. Primo (лат.) — во-первых Secundo (лат.) — во-вторых Шляхтич славного герба — дворянин знаменитого, прославленного рода. Дворянский герб изображал щит с различными эмблемами (условными изображениями каких-либо понятий, идей), связанными с историей рода Меняли мечи на требники — то есть оставляли военную службу и принимали монашество, становились служителями культа. Требник — церковная книга, по которой совершаются требы — религиозные обряды (крестины, браки и проч.) Orbis terrarum (лат.) — земной шар Паненка (польск.) — девушка Колорит — здесь: своеобразие, характерная особенность Действовал на него болезненым, резким диссонансом — вносил разряд в привычные для него мысли и ощущения Кадет — воспитанник среднего военно-учебного заведения в дореволюционной России

http://azbyka.ru/fiction/slepoj-muzykant...

Нехалкидонские Восточные Церкви. Армянская Апостольская Церковь представлена в К. 1 общиной в Алматы (зарегистрирована в 1994). С 2006 г. действует арм. ц. св. Карапета, при к-рой существует воскресная школа. Католическая церковь св. Терезы и Младенца Иисуса в Павлодаре. 1997–2000 гг. Католическая церковь св. Терезы и Младенца Иисуса в Павлодаре. 1997–2000 гг. Римско-католическая Церковь имеет в К. архиеп-ство Пресв. Девы Марии в Астане (Maria Santissima in Astana), еп-ства-суффраганы в Караганде и Алматы (еп-ство Пресв. Троицы (Santissima Trinità in Almaty)), апостольскую администратуру в Атырау. Общее число католиков в К.- более 158 тыс. чел.; в стране насчитывается 65 католич. приходов (An. Pont. 2011. P. 350-351, 445, 669, 1072). К XIII в. относятся свидетельства о появлении на территории совр. К. католич. миссионеров, к-рые по поручению Римских пап ездили к великим ханам (миссии францисканских монахов Джованни дель Плано Карпини в 1245, Гильома де Рубрука в 1253-1255 и др.). Сведения о существовании в 30-х гг. XIII в. неподалеку от совр. с. Хоргос Панфиловского р-на Алматинской обл. францисканского монастыря, который был уничтожен во время гонений на христиан при хане Тимуре, имеют недостоверный характер. После присоединения в XVIII в. К. к Российской империи появились нем. колонисты, в т. ч. и католич. вероисповедания. В XIX в. католич. приходы К. входили в состав Тираспольской епархии (образована в 1848) с центром в Саратове (с 1853), подчиненной Могилёвскому католич. архиеп-ству. Во 2-й пол. XIX в. в К. появились польск. ссыльные, военнослужащие и переселенцы. В кон. XIX в. в Кустанае (ныне Костанай) действовал католич. храм. В нач. XX в. католич. священники из Кустаная служили также в колониях польск. и нем. переселенцев-католиков в Акмолинском и Семипалатинском уездах. В 1917 г. католич. община в Кустанае насчитывала 6 тыс. чел. В Петропавловском и Кокчетавском уездах проживало ок. 5 тыс. католиков польск., нем. и литов. происхождения. В Петропавловске действовала ц.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Значительный комплекс документов, опубликованных в ДAU-II, посвящен истории православных Галицкой , Львовской и Каменец-Подольской епархий: жалованные грамоты польск. королевы Ядвиги (8 марта 1379) и польск. кор. Казимира IV Ягеллончика (22 окт. 1456) с подтверждением религ. прав и свобод; грамоты кор. Сигизмунда I о назначении наместников в Галицкой митрополии и подчинении им духовенства во Львовском, в Галицком, Коломыйском, Каменецком и Снятинском округах (21 марта 1522), о запрещении правосл. жителям Львова записываться в цехи, заниматься ремеслами и торговлей (17 февр. 1525), об учреждении правосл. епархии в Галицкой Руси и Подолии и посвящении в епископский сан Макария (Тучапского) (1539); грамота кор. Стефана Батория львовскому бургомистру о запрете православным, а также григорианам (армянам) заниматься ремеслами и торговлей в праздники по юлианскому календарю (9 янв. 1584); судебные акты по тяжбам Львовских епископов Гедеона (Балабана) и Ионы (Ивана Лопатки-Осталовского) 1569-1579 гг.; протестация еп. Гедеона против закрытия правосл. церквей во Львове католич. архиеп. Яном Суликовским (1584); грамота К-польского патриарха Иеремии II об отлучении от Церкви еп. Гедеона; протестация правосл. князей А. А. Вишневецкого и К. Ружинского, послов Киевского, Волынского и Брацлавского воеводств против притеснения «русинского» населения Львовским магистратом (май 1595). Опубликован ряд писем молдав. господарей, посвященных строительству и возобновлению львовской Успенской ц. (1558-1614). Среди документов, касающихся католич. Галицкой епархии,- выписка из буллы папы Бонифация IX о состоянии и доходах католич. Церкви в Галицкой Руси в 1390 г.; грамоты кор. Сигизмунда I старостам подольских и галицко-рус. городов о предоставлении Львовскому католич. архиеп. Бернардину Вильчску и его преемникам права определять наместников в правосл. Галицкой митрополии (15 апр. 1509) и др. ДAU-II содержат ряд источников по истории Брестской унии 1596 г. : польск. перевод письма папы Климента VIII к кн.

http://pravenc.ru/text/178967.html

колония со своими органами самоуправления, колонисты были из г. Лемберг (ныне село) в Силезии, и это имя стало нем. названием Львова. С Лембергом связано и посвящение костела колонии (сохранившегося в позднейшей перестройке) Марии Снежной (чудо Богоматери о папе Ливерии, выпавшим снегом обозначившей местонахождение, размеры и абрис храма в Ее честь). В 1297 г. во Львове был основан доминиканский мон-рь. В городе жили также татары, евреи. На похоронах Владимира Васильковича присутствовало множество жителей Владимира-Волынского, среди к-рых были немцы, итальянцы, евреи.) Преображенская церковь во Львове, преобразованная из униатской в православную в 1915 г. Фотография. 1915 г. Преображенская церковь во Львове, преобразованная из униатской в православную в 1915 г. Фотография. 1915 г. В правление Казимира III католичество на галицких землях приобрело статус привилегированной религии (лишь оно признавалось христианством, Православие именовалось «ересью» и «схизмой»), католики получили посты в местной администрации и пожалования из бывш. княжеских владений. В наиболее крупных городах были созданы самоуправляющиеся общины из нем. и польск. колонистов-католиков. В сер. XIV в. возник проект создания на галицко-волынских землях католич. митрополии, включающей 7 кафедр. Проект не осуществился, однако возникли католич. еп-ства в Перемышле (не позднее 1351), во Владимире-Волынском (1358), в Холме и во Львове (1359), в 1367 г. упоминается Галицкий католич. епископ. Польск. власти поддерживали деятельность францисканского и доминиканского орденов в Г. Р. Когда после смерти Казимира его наследником стал польск. и венг. кор. Людовик, сначала передавший Г. Р. в управление одному из силезских князей, Владиславу Опольскому (1370-1379), а затем подчинивший ее непосредственно венг. органам власти, возросло внимание Ватикана к межконфессиональным отношениям на этой территории. Исходя из того, что в одном диоцезе не могут сосуществовать епископы разных конфессий, папа в 1372 г. предложил удалить «схизматических» епископов в Г.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЗЛОВСКИЙ Осип (Юзеф, Йозеф, Иосиф) Антонович [польск. Kozowski Józef] (1757-27.02.1831, С.-Петербург), рус. композитор, по происхождению из польск. или белорус. дворян. Традиционно местом рождения К. считалась Варшава; белорус. исследователь В. Д. Бобрович сообщил о находке метрической книги, согласно к-рой К. род. в поместье Козловичи близ г. Пропойска (ныне Славгород Могилёвской обл., Белоруссия; см.: Бaбpobiч. 1985). К. учился музыке в капелле кафедрального собора св. Яна в Варшаве, там же начал профессиональную деятельность в качестве певчего, скрипача и органиста. С 1773 г. был придворным музыкантом польск. князей Огинских: Михаил Клеофас Огинский (впосл. автор знаменитого полонеза «Прощание с родиной») до 1778 г. изучал под руководством К. игру на клавире, теорию музыки и композицию; К. посещал Слонимский замок дяди своего ученика, великого гетмана литов. Михаила Казимира Огинского (его театр в Слониме славился оперными и балетными постановками), участвовал в домашних концертах. В 1777 г. он также руководил капеллой в имении Лабунь на Заславщине, принадлежавшем киевскому каштеляну Ю. Г. Стемпковскому. С 26 сент. 1786 г. К.- офицер рус. армии, адъютант кн. Ю. В. Долгорукова, прапорщик Кинбурнского драгунского полка. Участник осады Очакова и штурма Измаила. Ок. 1790 г. он служил в штабе кн. Г. А. Потёмкина , что способствовало дружеским и творческим контактам с придворным композитором «светлейшего князя» - Дж. Сарти . К. была заказана музыка для праздника, к-рый состоялся в честь взятия Измаила 28 апр. 1791 г. в Таврическом дворце. Сочиненные им к торжеству полонезы имели большой успех (среди них - знаменитый «Гром победы раздавайся» на слова Г. Р. Державина ) и явились творческим дебютом композитора в С.-Петербурге. 7 мая 1791 г. К. получил чин секунд-майора, 3 нояб. 1793 г.- премьер-майора. Его полонезы звучали на семейных торжествах в доме кн. А. А. Вяземского, гр. И. А. Безбородко, Л. А. Нарышкина и др. К. были заказаны полонезы по случаю бракосочетания наследника престола Александра Павловича с принцессой Елизаветой (1793), на празднование коронации Павла I (1797), коронации Александра I (1801). После внезапной кончины Потёмкина в 1791 г. покровительство К. оказал Нарышкин, в доме которого на Мойке композитор жил в 1796-1798 гг. К. посвятил Нарышкину неск. полонезов.

http://pravenc.ru/text/1841694.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010