контроль за назначением епископов и священников на кафедры и приходы. 8 мая польск. епископат во главе с В. направил председателю Совета министров Польши Б. Беруту послание «Non possumus», в к-ром выражался протест против вмешательства властей во внутренние дела католич. Церкви и попыток гос. контроля за назначением на церковные должности. В ответ польск. правительство предприняло ряд репрессивных действий в отношении католич. духовенства и религ. изданий. 14-22 сент. был проведен показательный процесс над Келецким еп. Чеславом Качмареком, обвиненным в сотрудничестве с нацистами, шпионаже и антигос. деятельности и приговоренным к 12 годам заключения. 24 сент. В. направил правительству послание «В защиту папы и иерархии», в к-ром вступился за осужденного епископа. Поздним вечером 25 сент. примас был арестован и вывезен из Варшавы. С 26 сент. В. содержался под арестом в мон-рях в Рывалд-Крулевски, Сточеке, Пруднике и Команьче. После возвращения к власти В. Гомулки (окт. 1956) 26 окт. В. был освобожден и через 2 дня вернулся к исполнению своих обязанностей. 8 дек. 1956 г. было заключено новое соглашение между польск. епископатом и правительством, отменявшее декрет от 9 февр. 1953 г. и ряд ограничений на религ. деятельность. В 1957 г. с разрешения властей примас посетил Ватикан, где 18 мая папа Пий XII вручил ему знаки кардинальского достоинства и присвоил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марии за Тибром (S. Mariae trans Tiberim). В. участвовал в подготовке и проведении Ватиканского II Собора , являясь членом Центральной подготовительной комиссии (с февр. 1962), комиссии по апостольству мирян и адм. секретариата Собора (с окт. 1962) и Совета президиума Собора (с 24 авг. 1963). На Соборе В. занимал позицию принятия большинства соборных реформ, но выступал против изменения бревиария и подчеркивал важность сохранения лат. языка в богослужении. Во многом благодаря инициативе В. во время закрытия 3-й сессии Собора 21 нояб. 1964 г. папа Римский Павел VI провозгласил Пресв.

http://pravenc.ru/text/161131.html

Лат. переработка Л. Джустиниана была переведена на польск. язык и издана в составе сб. «ywoty Šwitych» Петра Скарги. Первое издание вышло в Вильно в 1579 г. и многократно переиздавалось впоследствии. Перевод Жития Н. (нач.: «Патара место ест в земли Ликии…») представляет собой местами не столько перевод, сколько транслитерацию польск. текста кириллицей. В заголовке Жития читается: «                                      ().              ()» (Warsawa. Bibliot. Narod. Akc. 2996. XVII в. Л. 303). Эта версия Жития известна в 3 юго-западнорус. списках XVI-XVII вв. Вопрос о том, кем и для чего был сделан этот перевод, остается открытым. На основе перевода с польск. языка были сделаны 2 компиляции (2-я и 3-я редакции юго-западнорусского Жития), сохранившиеся в 2 и 1 рукописи соответственно (изд.: Пак. Проблема древнерус. редакций. 2001. С. 52-99). Второе издание Сурия явилось основным источником одного из самых поздних восточнослав. Житий Н., составленного Димитрием Ростовским для новых Четьих Миней (нач.: «                  …»). Том на дек.-февр. «Книги житий святых» с этим Житием был напечатан в 1695 г. в Киеве. Переложение Метафрастова Жития на новогреч. язык, сделанное в XVI в. Дамаскином Студитом для сб. «Сокровище», было переведено в XVI в. на болг. язык Григорием, еп. Пелагонийским и Прилепским (нач.: «Изредно же нечто ес(ть)...»; изд.: Илиевски П. Крнински дамаскин. Ckonje, 1972), и в XVII в.- на русский язык (нач.: «Приятно есть, благословении христиане, рука живописцев...»), предположительно до 1656 г. ( Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церковной печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 147). Русский перевод известен в единственном списке ГИМ. Хлуд. 69, XVIII в. Названия «Хождение», или «Хождения», «Обходы», Periodoi Nikolaou (BHG, N 1349с, 1349d), введенные 1-м издателем греч. текста Анрихом, не содержатся в греческих списках памятника, однако в заглавии одной из широко распространенных восточнославянских его переработок читаются слова «и о хождении»: «Слово иже во святыхъ отца нашего Николы, о житьи его и о xoжehiu его и о norpeбehiu».

http://pravenc.ru/text/2565634.html

30 марта 1852 г. И. был возведен в сан митрополита и пожалован белым клобуком с бриллиантовым крестом. В 1856 г. присутствовал на коронации Александра II, поддерживал порфиру вместе с митр. Никанором (Клементьевским) , подносил ее с ним же и с митр. Филаретом (Дроздовым). В 1859 г. он был вызван для заседания в Синод, где участвовал в решении ряда вопросов церковной жизни накануне реформ имп. Александра II. Политика имп. Александра II, отличавшаяся либеральным курсом, не улучшила ситуацию. 26 февр. 1859 г. И. передал императору через обер-прокурора А. П. Толстого записку, в к-рой указывал на сепаратистские стремления польск. национальной партии, на опасность ее деятельности для гос-ва и предлагал меры по стабилизации обстановки. Резолюция императора гласила: «Я не понимаю, чего он хочет, ибо никогда и речи не было и в мысли мои не входило отступать от принятой при батюшке системы… но без всяких явных гонений и преследований поляков. А что я католикам не потворствую, то это, кажется, довольно ясно доказано на деле» (цит. по: Комзолова. 2005. С. 29). В кон. 50-х гг. XIX в. католич. духовенство при помощи состоятельных представителей польск. шляхты активизировало миссию среди правосл. населения, для белорус. крестьян в помещичьих имениях создавались тайные польские школы. И. всеми способами боролся с новым, польско-латинским «прозелитизмом», поощрял духовенство создавать православные приходские школы, число которых в Литовской епархии к 1860 г. достигло 159. Трудами И. в сент. 1861 г. в Вильне было открыто уч-ще для девиц духовного звания. От учениц - буд. матушек - И. ожидал значительных перемен в семейном быту воссоединенного духовенства и соответствующего влияния на прихожан. В 1861 г. начались польские антиправительственные манифестации, которые переросли в вооруженный мятеж 1863 г. В Белоруссии революционеры рассчитывали опереться на поддержку крестьянства, в прокламациях напоминали белорусам об их бывш. униатстве и призывали вернуться к «вере предков». В мае 1861 г., когда в Вильне начались открытые польск.

http://pravenc.ru/text/578547.html

Правительство Польши декретами от 1 июля и от 21 авг. 1921 г. признало юрисдикцию еп. Дионисия на территории Волынской епархии, отошедшей Польше, с кафедрой в Кременце. 14 апр. 1920 г. архиерей создал временный Волынский епархиальный совет в Кременце (в документах 1920-1921 гг. епархиальный совет называется «Кременецким епархиальным управлением»). В одном из циркуляров архиерей так объяснял создание этого органа: «В связи с длительностью отсутствия связи с епархиальной властью в г. Житомире и из-за наличия большого количества различных дел, которые попадают на мое рассмотрение и крайне усложняют деятельность моей канцелярии, я считаю нужным организовать для рассмотрения этих дел специальное учреждение - Волынское епархиальное управление в г. Кременце» (цит. по: Кукурудза А. Р. Дeмokpamuзaцiя православ " я в 20-х рр. ХХ ст. Pibhe, 2008. С. 140). 22 апр. 1920 г. еп. Дионисий передал новообразованному управлению дела Кременецкой канцелярии. Главой управления в тот же день был утвержден прот. Александр Громадский. Волынский епархиальный совет был признан польск. администрацией, Зап. Волынь получила статус «временной епархии». Хотя епархиальный совет считался консультативным органом при Кременецком епископе, фактически его влияние на церковную жизнь было определяющим. Совет, зависимый от польск. властей, сразу начал проводить пропольск. церковную политику. 15 авг. 1920 г. указом совета был уволен с должности наместника Почаевской лавры пророссийски настроенный архим. Паисий (Пахалин), на его место с возведением в сан архимандрита назначен Дамаскин (Малюта) , отвечавший в 1919-1920 гг. за контакты духовного собора лавры с польск. властями. 29 авг. решением совета смещен настоятель луцкого Троицкого собора прот. Григорий Рыжковский, на его место назначен законоучитель организованной в 1918 г. Луцкой укр. гимназии прот. Прокл Бычковский. Наряду с епархиальным управлением в Кременце с кон. 1918 г. действовало созданное по благословению находившегося в Житомире Владимир-Волынского еп.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

В послевоенные годы получила широкое развитие деятельность М. в деле пастырского окормления прежде всего польской и литовской диаспоры в США и странах Зап. Европы. В 1948 г. в США была создана 2-я амер. провинция конгрегации - во имя св. Станислава Костки с центром в г. Стокбридж (шт. Массачусетс); с 24 окт. 2006 г. обе амер. провинции объединены в провинцию во имя Пресв. Девы Марии - Матери Милосердия, насчитывающую ныне 10 домов-монастырей (в т. ч. в Вашингтоне) с более чем 80 членами, среди к-рых более 50 пресвитеров. После второй мировой войны члены конгрегации стали совершать служение среди польск. диаспоры в Великобритании, где в наст. время действует 2 духовных центра М. на территории Б. Лондона, относящиеся к польск. провинции конгрегации. В 1954 г. М. был возвращен мон-рь Балсаман к югу от Брагансы (Португалия); ныне на территории Португалии действует викариат конгрегации, объединяющий 3 дома-монастыря, в т. ч. в Фатиме - месте явлений Пресв. Девы Марии в 1917 г., одном из мировых паломнических центров католической Церкви. С кон. 60-х гг. М. служат в ФРГ, где действует мон-рь в г. Медлинген (Бавария), ныне относящийся к польск. провинции. Амер. М. развивали миссию конгрегации в странах Лат. Америки, уже в 1939 г. амер. провинция во имя св. Казимира отправила первых М. для работы в Аргентину; в 1964 г. 5 М. приступили к миссионерскому служению в Бразилии, где в 1998 г. была создана провинция в честь Божественного Милосердия, ныне насчитывающая ок. 50 членов, более 30 из которых пресвитеры. В Австралии М. окормляют общину рус. католиков вост. обряда и общину литовских католиков в Аделаиде. На Филиппинах расположен азиатский викариат конгрегации, имеющий 3 центра (в Кесон-Сити, Давао и Эль-Сальвадоре). В 1984 г. М. начали служение в Руанде, где позже был образован викариат конгрегации. В 1999 г. началась деятельность М. в Камеруне, где был создан викариат с 3 центрами. Летом 1984 г., после введения в 1983 г. нового Кодекса канонического права , на чрезвычайном генеральном капитуле в Риме была принята новая конституция М., утвержденная 25 марта 1986 г. декретом Конгрегации по делам монашествующих и светских ин-тов и 27 янв. 1988 г. обнародованная генеральным настоятелем пресв. Дональдом Петрайтисом (в день памяти блж. Ю. Матулайтиса); ряд изменений, получивших одобрение Конгрегации по делам ин-тов посвященной жизни и об-в апостольской жизни, были внесены в конституцию в 2005 и 2011 гг. В новой конституции М. в офиц. названии конгрегации как анахронизм было удалено слово «регулярные» в отношении клириков.

http://pravenc.ru/text/2562010.html

После занятия в авг. 1919 г. Минска польск. войсками М. препятствовал евр. погромам, ходил по улицам и уговаривал солдат прекратить бесчинства. В дальнейшем сумел наладить отношения с польск. властями. Поляки возвратили правосл. Церкви ряд епархиальных зданий, ранее конфискованных большевиками. Возобновилось издание «Минских епархиальных ведомостей» (успели выпустить только 1 номер); были опубликованы духовно-назидательные сочинения М. «Слово о входе в Иерусалим» и «Божьей милостью», которые сделали его имя известным среди верующих епархии. По его почину в Минске снова стали проводить торжественные крестные ходы с Крупецкой иконой Божией Матери, которые он возглавлял. М. пользовался большим уважением и любовью клира и прихожан. Рассчитанный на 5 тыс. молящихся Петропавловский собор на праздники не вмещал верующих, М. приходилось устраивать общую исповедь и привозить запасные Св. Дары из др. церквей. Несмотря на слабое здоровье, он ежедневно отстаивал на службах по 6-8 часов; сам совершал в соборе богослужения и читал проповеди, каждое воскресенье после литургии руководил народным пением. Был аскетом, ограничивал себя во всем, жил в скромной небольшой комнате. Все пожертвования, предназначенные лично для него, распределял среди беднейшего духовенства и верующих. Когда 11 июля 1920 г. Минск был вновь занят Красной Армией, М. остался в городе. В марте 1921 г. в Риге был заключен советско-польск. мирный договор, согласно к-рому зап. часть довоенной Минской губ. отходила Польше. Шесть вост. уездов (Минский, Слуцкий, Борисовский, Игуменский, Бобруйский и Мозырский) образовали Белорусскую ССР (с дек. 1922 в составе СССР). Ввиду этого под упр. М. осталась лишь вост. часть Минской епархии, а ее зап. часть была передана Пинской епархии в Польше. В это время М. получил титул епископа Минского и Туровского, т. е. вступил в права епархиального архиерея, что, видимо, было связано с назначением 11 окт. 1921 г. патриархом Московским и всея России свт. Тихоном прежде занимавшего Минскую кафедру архиеп.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

Повсеместное распространение и исполнение духовных песен в Речи Посполитой делало их общеизвестными. Всеми исследователями восточнославянского К. отмечена роль польск. песен в его традиции. Тематика польск. песен (поучительные, покаянные, «пассионные» (великопостные), празднично-славильные), ясность и простота их напевов (если судить по более поздним записям) обусловили интерес к ним со стороны правосл. церковнослужителей. Переводы западноевропейских духовных песен в Юж. Руси Некоторые ранние украинские К. имеют западноевропейское происхождение, что, в частности, отражено в обнаруженной А. М. Колессой в Б-ке Рачинских в Познани рукописи кон. XVI в. с переводом 50 протестантских нем. песен на книжный украинско-белорус. язык ( Медведик. Генеза та специфика. 2002. С. 226). Судя по записям 2-й пол. XVII-XVIII в., в Речи Посполитой были известны в переводах произведения из разных стран - Италии (напр., секвенции «Dies irae», «Stabat Mater» - основа позднейших переводных духовных песен), Германии, Чехии. Однако преобладали польские, а в Закарпатье исполнялись также словац. и венг. песни ( Зociм. 2004. С. 9). Заимствованные К. можно разделить на 3 группы по времени происхождения источников (Там же. С. 9-10). Первая группа песен восходит к средневек. лат. литургическим песнопениям: напр., белорус. «День гневу», укр. «День он гневу» (XVII в.) к «Dies irae» (XIII в.; см. в ст. Реквием ), «О спасителная жертва» и «Пред так велкым сакраментом» (XVIII в.) соответственно к евхаристическим гимнам «O salutaris Hostia» и «Tantum ergo sacramentum» Фомы Аквинского (XIII в.) ( Она же. 2010. Вып. 3(3). С. 44), укр., белорус., рус. «Божие ныне Рождество» (XVII в.) к рождественской песне (cantio) «In Natali Domini» (XIV в.) ( Она же. духовна nichя. 2009. С. 143). Вторая группа заимствованных К. представляет собой переводы духовных песен эпохи Возрождения, написанных на латыни (напр., рождественская «Angelus pastoribus» (XVI в.) - укр. «Аггел пастирем мовил» (вероятно, XVII в.), польск. «Anio pasterzom mówi» (XVI в.); Там же. С. 145)) и на национальных языках: польском (напр., евхаристическая песня на поклонение Св. Дарам или на праздник Тела Христова «Twoja cze chwaa, nasz wieczny Panie» (XVI в.) - укр. «Твоя честь хвала, наш biчhuй Пане», «Тебе честь хвалу, наш biчhuй Боже», «Teбi честь хвалу, о Творче неба», «Твоя честь слава, bikob Господи» (XVIII в.)) ( Она же. 2010. Вып. 3(3). С. 46) и словацком (напр., пасхальная песня «Tretyho Dne wstal Stworytel» (XVI в.) - укр. «Третяго дня встал Створитель» (XVIII в.)) ( Она же. духовна nichя. 2009. С. 148).

http://pravenc.ru/text/1470271.html

В 1546 г. в Кракове собралась группа богословов, к-рые начали изучать книги М. Сервета и приглашали к себе таких итал. богословов-А., как Л. Социн , Дж. Бландрата, Б. Окино и др. В янв. 1556 г. П. Гонезий выступил на синоде Польской реформатской церкви с изложением антитринитарных взглядов. В результате многолетних споров между сторонниками и противниками антитринитаризма произошел раскол и в 1565 г. из состава Польской реформатской церкви выделилась «Малая реформатская церковь», центром к-рой в 1569 г. стала община в Ракове. Польск. А. кроме объединявшего их отрицания догмата о Св. Троице имели достаточно отличавшиеся друг от друга богословские и социально-политические воззрения (см. Польские братья ). Сказывалось то, что они формировались под влиянием рационализма итал. богословов-А. и взглядов и социальной практики анабаптистов. Среди польск. А. важную роль играли Г. Павел, С. Будный , М. Чеховиц , Ф. Станкаро , Г. Шоман, итал. врач Дж. Бландрата способствовал развитию антитринитаризма как в Польше, так и в Трансильвании. В 1579 г. в Польшу приехал Ф. Социн (племянник Л. Социна), вокруг учения к-рого со временем объединилась большая часть польск. А., позднее названных социнианами . В основе учения Ф. Социна хотя и лежит Свящ. Писание, по его мнению содержащее все необходимое для спасения, но берет он из него только то, что не противоречит, как он считает, человеческому разуму. Социн отрицает первородный грех - крестная смерть Иисуса Христа, в его представлении, нужна была для подтверждения истинности проповедуемого Им учения, а не для искупления первородного греха и умилостивления гнева Божия. Иисус Христос Своей жизнью и святостью указывает людям путь ко спасению, но является истинным человеком, наделенным Богом особыми, божественными свойствами и божественной силой, поэтому к нему также можно обращать молитвы. В 1602 г. в Ракове социниане организовали свою академию, где обучались студенты разных вероисповеданий из многих европ. стран и где был издан Раковский катехизис (1605) - первое офиц.

http://pravenc.ru/text/115822.html

С просьбой повлиять на митрополита к И. обращались и польск. власти. В 1670 г. на переговорах с Речью Посполитой в Остроге представители Войска Запорожского главным условием возвращения Правобережья под польск. власть ставили полную ликвидацию унии. Польск. политики связывали появление острых формулировок с укр. стороны с влиянием митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), и король пытался через И. убедить митрополита, чтобы тот способствовал заключению соглашения. Переговоры завершились безрезультатно ( Perdenia J. Hetman Piotr Doroszenko a Polska. Kraków, 2000. S. 234). В 1676 г., когда в К-поле узнали о смерти митр. Иосифа, последовавшей 26 июля 1675 г., патриарх Парфений IV отправил грамоту с предложением возвести на Киевскую кафедру И. Однако на сейме 1676 г. кор. Ян III Собеский передал управление митрополией Иосифу (Шумлянскому) . В 60-70-х гг. XVII в. в донесениях киевских воевод в Москву И. неизменно характеризовался как один из наиболее верных сторонников России среди укр. правосл. духовенства. В трудных ситуациях И. помогал воеводам деньгами и продовольствием. Во время поднятого гетманом Брюховецким восстания в февр. 1668 г. И. не впустил мятежников в Киево-Печерский мон-рь, выступив против них со всеми монастырскими людьми. Печерский архимандрит неоднократно выполнял посредническую миссию в отношениях рус. правительства с гетманами. Лояльность к России сочеталась у И. с приверженностью политике сохранения Киевской митрополии в юрисдикции К-польского патриарха (несмотря на неоднократно высказывавшееся царем пожелание о переходе митрополии под власть Московского патриарха). Так, в 1666 г. И. заявил московскому послу Ионе Леонтьевичу, что в случае назначения в Киев митрополитом великоросса (о чем просил в Москве гетман Брюховецкий), он запрется со старцами в мон-ре. Однако в позиции печерского архимандрита были существенные особенности. При определенных условиях и И., и киевское духовенство могли выйти из подчинения К-полю, но для них было важно, чтобы Киевский митрополит избирался местным духовенством, а не присылался из Москвы. Именно об этом просило Алексея Михайловича посольство киевского духовенства, отправленное в Москву в 1-й пол. 1666 г. И. относился к той части укр. духовенства, связи к-рой с Москвой с течением времени становились все более тесными, а желание отстаивать автономию ослабевало.

http://pravenc.ru/text/389655.html

В должности провинциала ордена К. неск. раз посещал Рим, в т. ч. 3 раза принимал участие в заседаниях генеральной конгрегации ордена и в выборах генерала иезуитов. При подготовке выборов преемника Лойолы в 1557 г. он поддержал кандидатуру Лайнеса и с неодобрением отзывался о попытках влиятельного иезуита Николая Бобадильи воспрепятствовать его избранию. 2 июля 1558 г. на заседании генеральной конгрегации ордена иезуитов 13 голосами из 20 Лайнес был избран генералом Общества Иисуса. В 1565 г. К. участвовал в выборах 3-го генерала ордена, Франциска Борджа, а в 1573 г. как делегат от провинции (без права голоса на выборах генерала) работал в комиссии, проверявшей соответствие устава ордена постановлениям Тридентского Собора, и присутствовал при выборах 4-го генерала ордена иезуитов, Эверарда Меркуриана. Исполняя поручения Римских пап и генералов ордена, К. посещал др. страны. В 1558 г. папа Павел IV включил его как богословского советника в делегацию нунция еп. Камилла Ментуати для участия в польск. сейме, который должен был собраться в Пётркуве (ныне Пётркув-Трыбунальски, Польша). Ранее К. приглашал в Польшу в качестве проповедника кард. Станислав Гозий , в течение многих лет поддерживавший с ним дружескую переписку и неоднократно пользовавшийся его услугами как редактора при публикации своих антипротестант. сочинений. Вместе с нунцием К. посетил Краков, Лович и Пётркув; религ. ситуация в Польше произвела на него удручающее впечатление (подробнее см.: Obirek. 2000). В отчетах в Рим он писал, что кор. Польши Сигизмунд II Август (1548-1572) не интересуется религ. вопросами; большая часть польск. знати отказывается слушать католич. проповедников и открыто поддерживает протестантов, католич. епископы и священники проводят время в развлечениях и заботятся лишь о своих доходах (PCEA. Vol. 2. P. 340-343). Все попытки К. подготовить почву для открытия иезуитских коллегий в Польше оказались безуспешными. Лишь в сер. 60-х гг. XVI в. в результате совместных усилий кард. С. Гозия, К. и руководства ордена иезуитам удалось основать в польск. г. Бранево (Браунсберг) коллегию; впосл. она стала одним из центров Контрреформации в Вост. Европе.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010