Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ролан де Во [франц. Vaux] Ролан де (17.12.1903, Париж - 10.09.1971, Иерусалим), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. земли. По окончании Сорбонны был рукоположен во пресвитера, затем вступил в доминиканский орден (1929). В 30-х гг. ХХ в. занимался изучением истории взаимоотношений классической и средневек. Европы с Востоком. В 1933 г. получил назначение в Иерусалим, в 1945-1965 гг. был директором Библейской и археологической французской школы в Иерусалиме . В.- один из создателей нового франц. комментированного перевода Библии - т. н. Иерусалимской Библии, в состав к-рой вошли его переводы книг Бытие и Царств (см. ст. Библия , разд. «Французские переводы»). Его исследование социальных, культовых и бытовых реалий Др. Израиля (Les institutions de l " Ancien Testament. 1958-1960. 2 vol.), в к-ром показано развитие религ. и общественных структур иудейского общества ВЗ, переведено на мн. языки. Двухтомник «История древнего Израиля» (1971) был опубликован уже после смерти автора (2-й том издан на основании подготовленных материалов Ф. Лангламе). Позиция В. относительно возможностей библейской археологии основывалась на хорошем знании как письменных, так и материальных источников. Он критиковал У. Ф. Олбрайта за непонимание всей сложности истории возникновения библейского текста, М. Нота - за пренебрежение данными археологии, прежде всего в отношении эпохи ветхозаветных патриархов или завоевания Палестины древними израильтянами. Большой вклад В. внес в полевые исследования в Палестине. За первыми раскопками (караван-сарай в Абу-Гоше , 1944) последовали 10 сезонов на Телль-эль-Фаре, идентифицированном с первой столицей Северного царства Фирцой . Ежегодные отчеты для ж. «Revue biblique» показывают, что В. вслед за М. Уиллером и К. Кеньон полностью овладел послойным методом раскопок. Ранние статьи В. отчасти представлены в кн. «Библия и Восток» (1967); позже им были написаны общие обзоры археологической истории Палестины эпохи неолита, халколита и раннего бронзового века для «Кембриджской истории Древнего мира» (1970, 1971).

http://pravenc.ru/text/155047.html

Отделение 4-e. Буддизм, его школы, св. книги, распространение, следы христианства XIII ст. и значение новых переводов Библии среди тибетян, монголов, маньчжуров I. Предварительные замечания, вероучение, особенности ламаизма § 44. Предварительные замечания автора и исходные пункты вопросов о буддизме Вопрос о буддизме до сего времени представляется для строгих ученых, христиан в особенности, весьма сложным и серьезным, и предметы которого занимают пока умы немногих исследователей; поэтому невозможно сказать утвердительно и определенно многого, хотя общие основания исчерпаны и достаточно констатированы как теоретически, так и исторически. Для христианства – это не столько в строгом смысле религия, сколько философская школа, имеющая чрезвычайный интерес и значение. Неудивительно, что и основательные ученые, поражаясь перлами буддийской мудрости, языка и литературы, буддийское вероучение и Будду ставят нередко не только в уровень с лицом Иисуса Христа и христианским учением, но даже дают и высоту неподобающую. Конечно, если Библия количественно может представлять меньшее богатство внешних форм восточной мудрости, при сравнении с многообразием художественных и поэтических концепций Будды и его школ, за то не следует давать этому кажущемуся превосходству полного значения; иначе, Библия – как и последующее христианское вероучение на ней основанное и православно сохраняемое в Церкви, всегда будут стоять на высоте Богооткровения и исторического прогресса, неодинакового с пантеистическими и другими принципами, противоположными Божию Слову и Святой Церкви. Тем не менее, игнорировать огромным историческим периодом сознания человечества, выразившемся в буддизме и других школах с непочатыми залежами многотомной литературы, для ученых христиан, особенно миссионерски относящихся к языку и просвещению народов, имеющих эту литературу и своеобразную религию, – непростительно. Успех переводов Слова Божия, метод распространения христианства, всегда будет зависеть от степени усвоения языка не только простого разговорного, но и священного, каким он определился и обособился в буддийских книгах, канонизованных и точно получивших свою санкцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Значение Святого Духа. Кальвин убеждён, что полная уверенность в Боге и в истине Писания приходит только через Святого Духа. Кальвин пишет: «Наша вера в учение не утвердится до тех пор, пока у нас не появится полная уверенность, что оно исходит от Бога. Тогда высшее свидетельство о Писании мы неизменно будем видеть в характере Того, от Кого пришло это Слово [...] Наша уверенность в истине Писания может происходить из источника высшего, нежели человеческие догадки, суждения и резоны; а именно, из сокровенного свидетельства Духа» (ibid., 1.7.1; ср. 1.8.1) (см. Святой Дух: значение для апологетики). Но важно помнить, как указывает Р. Ч. Спраул, что «это свидетельство (testimonium) не отменяет собою разум в духе мистического субъективизма. Скорее оно охватывает собой больше, чем может постичь разум, и превосходит его» (Sproul, 341). А вот собственные слова Кальвина: «Но я отвечу, что свидетельство Духа выше, нежели рассудок. Ибо только Бог может дать надлежащее свидетельство о Своих словах, и эти слова не обретут полное доверие в сердцах людей, пока не будут скреплены внутренним свидетельством Духа» (ibid.). Бог действует через объективное свидетельство, наделяя людей субъективной уверенностью в том, что Библия есть Слово Божье (см. Библия: свидетельства истинности). Заключение. Хотя Жан Кальвин, в силу своей роли в истории, в первую очередь был поглощён спорами об авторитетности, о сотериологии и экклезиологии, общие черты его подхода к апологетике всё же просматриваются достаточно отчётливо. Он входит в широкую категорию классических апологетов. Это явствует как из его убеждённости в том, что «доказательства бытия Бога» доступны для разума необращённых, так и из того значения, которое он придавал общему откровению и естественному закону (см. закон: сущность и виды). Библиография : J. Calvin, Epistles Of Paul to the Homans and Thessalonians. → Institutes of the Christian Religion. K. Kantzer, John Calvin " s Theory of the Knowledge of God and the Word of God. R.C. Sproul, «The Internal Testimony of the Holy Spirit» #N. L. Geisler, ed.., Inerrancy.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Вечерами жители собираются, чтобы обсудить житейские дела – этот обычай заменяет газету и радио. Обсуждаются новости клана, страны или иноземные события. Там рассказываются исторические легенды и звучат пророческие наставления, цитируется Библия, которая питает свое повествование живительным соком жизни клана. В древнем городе было много игр и развлечений. Литургии, процессии, жертвы, молитвы в узком кругу и общие, в храме, паломничества в Иерусалимский храм или другие святилища – все это органично было вплетено в жизнь древних евреев. Библия упоминает также игры, заключавшиеся в разгадывании загадок, музыкальные и танцевальные дивертисменты, которые являлись непременной частью застолья ( Суд.14 ; Зах.8:5 ; Иов.21:11 ). Важное место во время праздников занимал сакральный танец. Язык древних евреев богат лексикой, касающейся танца и музыки. Паломничества, процессии, ежегодное собрание Силоама 55 , военные победы, любые праздники сопровождались песнями и танцами. Частную и религиозную жизнь евреев сопровождала музыка, звучавшая и в дни торжеств, и в дни траура. По случаю похорон плакальщики исполняли величественную скорбную поэтическую молитву по усопшим. Оркестр состоял по крайней мере из шестнадцати инструментов, струнных, ударных или духовых. Вероятно, вообще их было очень много – но все их названия не дошли до нас. О многих мы узнаем из археологических раскопок. Древнейшие музыкальные традиции евреев восходят к храмовым литургиям. Еврейская литература ничего не говорит о древних играх, состязаниях в силе и ловкости, которые составляли существенную часть древней языческой культуры, охоте, которая такую большую роль играла в Египте и Месопотамии, или гладиаторских боях, театральных пантомимах и пьесах. Иоиль – это человек, созданный по образу и подобию Господа Элохима, не мыслящий возможности опуститься столь низко в невежестве и дикости. Трагедия и смех Природные условия, в которых приходилось существовать древним евреям, были весьма тяжелы: страна расположена на границе с пустыней, у которой нужно отвоевывать каждую пядь плодородной земли; политическое окружение враждебно; сам народ раздираем внутренними конфликтами; суровый Бог , олицетворяющий закон; историческая судьба, отмеченная чередой несчастий – войны, перевороты, периоды голода, эпидемии, двойная трагедия падения Самарии и Иерусалима, положившая конец существованию сначала Израильского царства, потом Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

последствия трансцендентных воздействий без учета природы воздействия. Атеизм не в состоянии вывести необходимость существования и природу происхождения флуктуаций и возмущений в нашем мире (начиная с Большого взрыва) последовательно из своих же редуктивистких теорий. III. Сфера деятельности и возможности научных методов Позиция атеизма: На основе естественнонаучных (редуктивистских) причинно-следственных связей с течением времени и улучшением качества теорий полное непротиворечивое научное знание о строении нашего мира будет достигнуто. Церковные Таинства несовместимы с естественно-научными представлениями, материальных последствий не имеют. Позиция науки: Научное знание не является стройной системой истин, полученных из экспериментальных данных. Научное знание является несистематизированным знанием, имеющим громадное количество неопределенностей, неоднозначностей и противоречий. Одновременное непротиворечивое научное знание о строении нашего мира (на основе редуктивизма) не имеет место сейчас и не может быть достигнуто. Религиозное знание, сообщающее человеку особенности трансцендентных воздействий, необходимо для обладания непротиворечивой картиной нашего мира. Позиция Христианства: Библия, существующая более 4000 лет, дает нам общие представления о природе нашего мира. Использование знания Библии в вопросах мироздания и возникновения нашего мира и использование научного знания, полученного честным трудом нескольких поколений ученых, в вопросах практических закономерностей при воздействии человека на природу нашего мира позволяет любому христианину иметь непротиворечивую картину строения нашего мира и научное знание в конкретной области действия. Комментарий: Отрицание существования трансцендентных воздействий и ноуменов не имеет к науке никакого отношения. Наука, имея принцип достоверности (повторяемости при воспроизведении условий эксперимента), при регистрации явления или процесса не может дать ответ на вопрос о возникновении нашего мира, полноте научных законов мироздания, как-либо комментировать Церковные Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Баптистская семинария предлагает множество магистерских программ, общий философский базис которых – качественное образование христиан с целью «обойти мир энергичной (aggressive) Новозаветной церковной евангелизацией». При этом пастырство не является приоритетной задачей, первейшая цель разных программ - углубленное погружение в научные изыскания и персональное обогащение. Кооперация с церковью, направляющей абитуриента на учебу является очень желательной. Строгое следование библейским текстам – неотъемлемая составляющая всего учебного процесса. Такая магистерская программа как Master of Divinity (M.Div.) предлагает среди библейских общие курсы по «Ориентированию в Новом Завете» , «Ориентированию в Ветхом Завете» , «Герменевтика» и большой объем обязательный часов по изучению греческого и еврейского языков. Если студент выбирает дополнительную (minor) специализацию в Библейских науках, ему предлагаются эти же курсы только на более глубоком уровне , плюс обязательное изучение греческого и еврейского языков и курсы по выбору. При изучении таких курсов, по выбору, как «к Римлянам», «К Евреям» и др. акцент делается на изучении богословский идей Посланий, текста – «стих-за-стихом» и контекста окружавшего появление Древней Церкви. 4. Бостонский Университет (Boston University) – крупный многоотраслевой вуз, в котором есть отдельная богословская школа. Богословская школа имеет начало в традиции методистов, но к настоящему моменту открыта для всех христианских конфессий. Обязательными предметами для обучения на магистерском уровне (бакалаврскую подготовку этот университет не предлагает) являются: «Чтение Слова Божия: история, богословие, контекст», «Притягательная Библия: Писание Евреев», «Притягательная Библия: Новый Завет». Остальные дисциплины по выбору из трех блоков: «Тексты и традиции», «Современные контексты», «Теории и практика лидерства». Например, предметами «Новозаветной» области, которые студент изучает по выбору, могут быть следующие: «Греческий язык Нового Завета», «Иисус в Евангелиях», «История христианской Библии», «Павловы писания», «Апокалиптическая литература», «Семья в раннем христианстве», «Археология и истоки христианства в ареоле Эгейского моря», и т.д.

http://bogoslov.ru/article/1169143

Мы подошли к концу первой части книги и можем сказать — христианское учение о мире, о человеке заключает в себе всю истину. Для нашего сознания это есть то, что нам нужно. Но теперь мы должны обратиться к самому христианскому вероучению, чтобы ответить на те добросовестные и недобросовестные нападки на христианство, которые связаны с вопросом о месте христианства в истории. Библиографические указания к I части. Общие руководства по апологетике: А. на русском языке: Прот. П. Светлов — Апологетика. (Опыт апологического изложения православного христианского учения). Прот. Н. П. Рождественский — Христианская апологетика. Проф. В. Д. Кудрявцев — Сочинения, т, МП. Проф. Андреев — Православно-христианская апологетика. (Нью-Йорк, 1953). Прот. В. Зеньковский — Апологетика. Лекции, изданные Женскими Богословскими Курсами. Париж. В. на иностранных языках: Dictionnaire apologetique (P. d " Alles), Paris, 1922. Apologetique (red. Brillauh), Paris, 1948. Essai sur Dieu, rhomme et l " univers (2e edition de l " ouvrage : «Somme contre les sans-Dieu»), Paris, 1950. Rabaud—Apologetique. 1930. Sertillanges — Le Christianisme et les philosophies. Paris, 1939. Jolivet — Le Dieu des philosophes et des savants. Paris, 1950. Boulenger — Manuel d " Apologetique. 6° ed. Paris, 1930. Mausbach — Grundzuge der katholischen Apologetik. 1934. Hodgson — Theology in an age of science. 1944. Richardson — Christian apologetics. 1950 (4th ed.). R. Otto — Das Heilige. Naturalistische und reiligiose Weltanschaunug. R. Eucken — Wahrheitsgehalt der Religion. 3. Aufl. 1912. Dondeyne — Foi chretienne et pensee contemporaine. 1951. Stephen Neill — Christian Faith today.   Специальные книги на русском языке: Прот. Светлов — Религия и наука. Толковая Библия под редакцией А. П. Лопухина. СПБ, 1904. В. А. Кожевников — Религия и наука. Властов — Библия и наука. 1870. Проф. С. Глаголев — О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого, Москва, 1894. В. Н. Ильин — Шесть дней творения. Париж, 1930. на иностранных языках:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Мы подошли к концу первой части книги и можем сказать – христианское учение о мире, о человеке заключает в себе всю истину. Для нашего сознания это есть то, что нам нужно. Но теперь мы должны обратиться к самому христианскому вероучению, чтобы ответить на те добросовестные и недобросовестные нападки на христианство, которые связаны с вопросом о месте христианства в истории. Библиографические указания к I части. Общие руководства по апологетике: A. на русском языке: Прот. П. Светлов – Апологетика. (Опыт апологического изложения православного христианского учения). Прот. Н. П. Рождественский – Христианская апологетика. Проф. В. Д. Кудрявцев – Сочинения, т, МП. Проф. Андреев – Православно-христианская апологетика. (Нью-Йорк, 1953). Прот. В. Зеньковский – Апологетика. Лекции, изданные Женскими Богословскими Курсами. Париж. B. на иностранных языках: Dictionnaire apologetique (P. d " Alles), Paris, 1922. Apologetique (red. Brillauh), Paris, 1948. Essai sur Dieu, rhomme et l " univers (2e edition de l " ouvrage: «Somme contre les sans-Dieu»), Paris, 1950. Rabaud-Apologetique. 1930. Sertillanges – Le Christianisme et les philosophies. Paris, 1939. Jolivet – Le Dieu des philosophes et des savants. Paris, 1950. Boulenger – Manuel d " Apologetique. 6° ed. Paris, 1930. Mausbach – Grundzuge der katholischen Apologetik. 1934. Hodgson – Theology in an age of science. 1944. Richardson – Christian apologetics. 1950 (4th ed.). R. Otto – Das Heilige. Naturalistische und reiligiose Weltanschaunug. R. Eucken – Wahrheitsgehalt der Religion. 3. Aufl. 1912. Dondeyne – Foi chretienne et pensee contemporaine. 1951. Stephen Neill – Christian Faith today. Специальные книги на русском языке: Прот. Светлов – Религия и наука. Толковая Библия под редакцией А. П. Лопухина . СПБ, 1904. В. А. Кожевников – Религия и наука. Властов – Библия и наука. 1870. Проф. С. Глаголев – О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого, Москва, 1894. В. Н. Ильин – Шесть дней творения. Париж, 1930. на иностранных языках:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

На онтологический характер этого тезиса преподобного Максима и созерцания ( qewr … a ), íà ðàññìîòðåíèå Ìàêñèìîì Ïèñания в его внутреннем “метафизическом” устроении указывает пассаж из Amb . 56, âî ìíîãîì àíàëîãè÷íûé ýòîìó, íî îòíîñящийся к внутреннему движению всякой тварной сущности, постигаемой в созерцании: “Но и сама так называемая простая сущность всего сущего движется принципом и способом расширения и сокращения. Ибо она движется от самого общего рода через менее общие к видам продвигаясь вплоть до самых частных видов, которыми определяется ее расширение, ограничивающее ее бытие снизу. И опять-таки она сводится от частных видов через более общие, возвращаясь к самому общему роду, которым определяется ее расширение, устанавливающее ее бытие сверху”. Итак, как можно видеть, Максим видит сходными метафизический порядок устроения тварного мира и внутренний порядок смыслов Писания, заключающийся в движении расширения / сжатия. Очевидно, что преподобный Максим является решительным сторонником аллегорической, иносказательной интерпретации Писания, являясь наследником и сторонником александрийского направления в экзегетике. У него мы можем обнаружить своеобразную и целостную герменевтическую аналитику, хотя и рассеянную отрывочно по разным его произведениям. На своем низшем, грамматическом уровне Писание сложено из букв, слогов и слов, составляющих текст Библии 11 . Следующим уровнем, более сложным и богатым, состоящим из множества элементов, является уровень смысла буквального или исторического. “Библия есть целый космос различных, часто неясных лиц, событий, времен, мест, имен, чисел, понятий” 12 , даже животных, растений, небесных тел и т. д., связанных между собой тем не менее в единый мир Библии, в “космос” Писания. Все это в целом составляет низший уровень смысла Писания, который Максим именует по разному: “буква” ( t Õ gr £ mma ), “òåëî” ( t Õ s î ma ), “ÿâëåííîå” ( t ¦ fain Ò mena ), “èñòîðèÿ” stor … a ). Õðистианское Писание — Библия — слагается из Ветхого и Нового Заветов как двух исторических и смысловых частей единого Откровения Писания.

http://pravmir.ru/svyashhennoe-pisanie-k...

Чтобы избежать терминологической уловки культов, У Мартин дает ряд советов, основная идея которых сводится к необходимости знать учение и терминологию основных культовых систем и разоблачать их, выявляя подлинный смысл терминов из библейского контекста. 213 Однако последняя рекомендация Уолтера Мартина довольно шаткая, ибо в Писании нет изначально определенных так называемых ясных мест, в свете которых нужно толковать непонятные термины. Другими словами, безпредпосылочного толкования Библии не существует. Поэтому таким пестрым является протестантский мир. Все протестанты и неопротестанты признают Библию единственным источником вероучения и критерием Истины, но так как они присвоили себе право толковать Писание, и, следовательно, определять контекст толкования тех или иных терминов, то каждое их сообщество проповедует свое понимание, свое субъективное прочтение Писания. В результате получается, что Библия одна, а протестантских деноминаций множество, и каждая из них претендует на преемство апостольской Церкви, отказывая в этом другим. Эту проблему осознают и некоторые евангелические антикультовые писатели. А. Келли (Kelly), отстаивающий либеральный взгляд на происхождение культов, заявляет, что однозначного толкования Библии не существует и быть не может, поэтому мы должны принять все толкования как проявление действия Святого Духа. 214 Много внимания У Мартин уделяет психологической природе культов и, исходя из нее, строит методологию общения и полемики с культистом. До недавнего времени, отмечает У. Мартин, этому вопросу уделяли мало внимания, так как он требовала фундаментальных исследований. Опираясь на свой опыт, он утверждает, что вероучение каждого культа влияет на психологию его последователей, поэтому психологические портреты последователей одного культа отличны от психологического облика представителей других культов, но в то же время у всех культов есть общие черты. 215 Первой, общей чертой является ограниченность культовых систем верований, узость кругозора. Они не заинтересованы в разумной оценке фактов, культовая организация сама указывает, что для нее авторитетом является Библия или основатель культа; такие культы находятся в изоляции и не склонны к логической последовательности в своих учениях и суждениях. Создается впечатление, что сознание культиста разделено на участки, не связанные между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010