Характер разделений в коринфской общине по Посланию и выводы исследователей Павловы (Обличению своих «последователей» ап. Павел уделяет большее внимание – 1Кор 1. 13–16 ) Аполлосовы (Личность Аполлоса и его отношение к Коринфской Церкви – Деян. 18.24–19. 1 ) Кифины («последователи» ап. Петра. Возможное противостояние иудаистически настроенных «кифиных» и «Павловых» (еп. Кассиан) Христовы (ап. Павел не выделяет их среди других партий. Мнения исследователей) Основной аргумент ап. Павла: Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? (1. 13) Слово о Кресте (1. 17 – 2. 2) Благовествование слова о Кресте – залог единства Церкви Иудеи и эллины (язычники) перед словом о Кресте а) Иудеи ждут знамения (σημειον, синодальный перевод – чудеса), а язычники ищут премудрость (σοφια) б) Крестный подвиг Христа для иудеев оказывается соблазном, а для язычников – безумием Иудеи. В Евангелии всегда на требование иудеев показать им знамения Христос отвечает прикровенными указаниями на Свои крестные страдания и смерть. Мф. 12. 38–40 и Мф. 16. 1–3 (и пар.) – «знамение Ионы пророка»; Ин 2. 18–21 – «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»; Ин 6. 30 и далее – о Хлебе Жизни, «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (ст. 51). Неуверовавшие иудеи соблазняются, видя Христа на кресте, и, насмехаясь. продолжают просить знамения у Распятого ( Мф. 27. 40–43 ) Эллины. См.: реакцию философов в Афинском Ареопаге на проповедь ап. Павла о Воскресении Христа из мертвых ( Деян. 17. 22–23 ) в) Распятый Христос для уверовавших («призванных») иудеев и эллинов является Божией силой (δναμις) и Божией премудростью Противопоставление силы/немощи и мудрости/безумия мира сего и Бога. Мирская мудрость и ум Христов (2. 4 – 3. 4) Мирская мудрость и премудрость Божия, открывающаяся Святым Духом Душевный человек и духовный человек: их отношения. Значения слов «душевный» и «духовный» для ап. Павла (ср. 1Кор 15.44–46 ) Ум Христов (2. 16). Значения слова «ум» (νος). Ср. Ис. 40. 13 . «В еврейском тексте ( Ис. 40. 13 ) сказано «дух Господа», но в Септуагинте стоит «ум Господа». Этот расширительный перевод дал Павлу возможность подвести итог своим доводам ярким высказыванием: «А мы имеем ум Христов». Иметь Дух Христов означает иметь и ум Господень» (Новая Женевская Библия )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

О многом узнал от матери. Имел и счастливый опыт соприкосновения с семьей интеллигентных пожилых людей, укрепивших меня в навыках благочестия и знаниях о вере. Не у всех так счастливо складывалась «катехизация». Многие получали только самые общие представления о Православии, поскольку вероучительная литература была недоступна, даже Библия была редкостью. В школе и средствах массовой информации царствовала настойчивая антирелигиозная пропаганда. Порой она оказывалась контрпродуктивной, вступая в конфликт с преобладавшей в душах верующей молодежи «домашней катехизацией». Пытливый ум подростков искал сведений о Православии повсюду: в произведениях русской литературы, в отечественном культурном наследии, даже на страницах журнала «Наука и религия» (о нем, шутя, говорили, что там нет ни науки, ни религии). Храмов было мало, и все делалось для того, чтобы молодежь их не посещала. Зато те, кто прорывались через официальные «кордоны», имели возможность сплотиться с единомышленниками и получить наставление у опытных духовных руководителей. — В течение 18-ти лет Вы возглавляли Синодальную комиссию по канонизации святых. Какую роль в воспитании современного молодого поколения может сыграть знание о подвиге новомучеников и исповедников Российских и как правильно донести этот опыт до молодежи? — Церковь дорожит подвигом новомучеников и исповедников XX века. Это уникальный опыт духовной жизни в условиях атеистического мира. Сегодня, когда нравственные акценты смещены в сторону повсеместного увлечения гедонизмом (гедонизм — тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания, — прим. ред.) и консьюмеризмом (консьюмеризм как термин в настоящее время становится аналогом перепотребления, потребительства. В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, когда человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, и потребление становится целью и смыслом жизни, — прим. ред.), важно противопоставить нравственному и интеллектуальному упадку религиозную целеустремленность святых XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/2308574.ht...

Глава V. Состояние проповеди на Западе с половины III века до половины IV века (от Киприана до Илария 250– 350 г.) § 46. Общие замечания о состоянии и характере проповеди Западной за это время За этот период сохранилось очень немного сведений относительно проповеди на Западе. В некоторых частях римского Запада около 300 г. число христиан было так велико, что равнялось уже числу язычников. Была ли проповедь в этом многолюдном христианском обществе, и если была, то какой она имела вид и характер? Что была в этом нельзя сомневаться: древнехристианский обычай созидать общество верующих чрез проповедь слова Божия, без всякого сомнения, не прекращался. Было бы в высшей степени странно, если бы форма культа, глубоко коренившаяся в самом существе христианства, бывшая во всеобщем употреблении, сразу и без всякого основания совершенно исчезла бы из христианского Богослужения. Проповедь могла бы исчезнуть или сократиться в объеме, если бы в ней прекратилась надобность, если бы водворилось равнодушие к слову Божию, оказался недостаток образованных пастырей, или произошло существенное изменение в христианском общественном культе. Но ни что подобное не имело места. Основание и первоисточник проповеди – Библия была энергически распространяема между верующими, изучаема духовными и цитируема в их сочинениях гораздо чаще, чем раньше, а мирянам она служила книгой назидания и была всем известна и доступна. Надобность в церковном наставлении увеличивалась пропорционально увеличению числа христиан и дошла до необходимости уже собственных огласительных училищ, руководимых чрез presbyteros doctores. Между вновь принятыми в Церковь много было людей образованных, которым, естественно, присуща была потребность точнее и полнее изучать содержание священного писания, а искать этого изучения ближе всего было у пастырей-учителей. Эти последние, конечно, владели всеми нужными познаниями, для того чтобы дать такое наставление. Образование духовное требовалось от них канонами, как необходимое условие для возведения их в звание учителей-пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

На Трулльском Соборе (691-692) были утверждены апостольские и соборные определения о канонических и неканонических книгах. При этом оказались принятыми отличающиеся друг от друга положения, сформулированные на Лаодикийском Соборе и Ап. 85 (в обоих проводятся различия между каноническими и неканоническими книгами) и Карф. 37 (где различия между каноническими и неканоническими книгами специально не оговариваются). В дальнейшем неоднократно предпринимались попытки согласовать возникшие противоречия (Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон и др. канонисты; Кормчая книга) ( Юнгеров. Канон. С. 288). В XVII в. проблема объема канона вновь рассматривалась в контексте споров протестантов и католиков. В ряд написанных по примеру протестантов и католиков правосл. исповеданий веры (Патриарха Кирилла Лукариса, митр. Петра (Могилы), Патриарха Досифея и др.) был включен вопрос о каноне. В XVIII в. как в рус., так и в греч. Церквах существовали тенденции к признанию только ограниченного канона, но в наст. время большинство богословов выступают за признание пространного канона. Вопрос о неканонических книгах сохраняет свою актуальность и требует церковно-авторитетного решения (см. ст. Канон библейский ). Окончательная форма канона католич. Б. была установлена на Тридентском Соборе (1546), к-рый, подтвердив решения Иппонийского (393) и 4-го Карфагенского (401) Соборов, распространил статус канонических на все книги, входящие в Вульгату, и причислил к каноническим («второканоническим»): 1 Езд (как 3 Езд), Иудифь, Тов, 1 и 2 Макк, Прем, Сир, Вар, Посл Иер, а также добавления в греч. текстах книг Есфири и Даниила. Основанием для канонизации этих книг послужил тот факт, что с древнейших времен эти книги помещались в рукописях среди остальных книг ВЗ и признавались Церковью авторитетными. Протестанты вернулись к палестинскому (иудейскому) канону, оставив порядок расположения книг, принятый в Вульгате. В совр. протестант. изданиях Б. второканонические книги иногда публикуются в качестве приложения и обозначаются как «апокрифы».

http://pravenc.ru/text/209479.html

в) ап. Павел и ап. Петр. Столкновение в Антиохии ( Гал. 2:11 – 14 ) 3. Автобиографические сведения, содержащиеся в Гал. 1 – 2 , их соотнесение с Деян. а) обращение ап. Павла ( Гал. 1:10 – 17 ; ср. Деян. 9:1 – 25 ) б) первое посещение Иерусалима спустя три года ( Гал. 1:18 – 24 ; ср. Деян. 9:26 – 30 ) в) второе посещение Иерусалима через 14 лет (2:1 – 10). Параллели с рассказом об Апостольском Соборе в Иерусалиме ( Деян. 15:4 – 33 ) III. Закон и домостроительство спасения 1. Значение закона и Обетования в истории спасения а) Закон подводит всех под проклятие, «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Втор 27:26 ), не приводя к оправданию б) искупление от проклятья закона крестной жертвой Иисуса Христа, сделавшегося за нас проклятием (3:13) – принявшего на себя наши грехи в) это спасение Иисусом Христом для всех людей было обещано Богом еще Аврааму ( Быт. 22:18 ) г) через веру в непоколебимость этого Божиего обетования Авраам оправдывается (становится праведным). «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (3:6). А все верующие становятся его детьми. «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (3:7) 2. Значение понятия «оправдание» («праведность») а) однако Закон, данный спустя 430 лет после этого обетования, не противен (противоположен) ему б) Закон – детоводитель ко Христу «Греч. «педагогос» – « воспитатель». Воспитатель научает, предостерегает и на казывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегали наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя – ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась» (Новая Женевская Библия ) IV. Христианская свобода и ее соотношение с нравственностью 1. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (3:27). Свобода и единство во Христе 2. Усыновление Богу через Иисуса Христа а) «детство» под рабством вещественным началам мира (4:3)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

протоиерей Владимир Иванов Настоящее издание содержит анализ так называемых законоположительных книг Ветхого Завета, или Моисеева Пятикнижия. Приводятся общие исторические, текстологические и экзегетические сведения о Библии как священной книге христианства. Рассказывается о богослужебных особенностях употребления первых пяти книг Священного Писания . Данное пособие предназначено для учащихся духовных школ, студентов, обучающихся по специальностям «Теология», «Религиоведение», а также всем, интересующимся содержанием одной из древнейших книг человечества. Глава I. Предварительные сведения о священном писании 1. Понятие о Священном Писании Бог, создав человека как существо разумное, свободное и бессмертное, благоволил открыть ему все, что относится к его жизни и спасению. Это откровение, данное Самим Богом, называется сверхъестественным, его сподоблялись уже первые люди, как до так и после грехопадения. В дальнейшем оно передавалось богоизбранными мужами, жившими до пришествия Спасителя – пророками. В полной мере оно раскрыто Господом Иисусом Христом, Который чрез апостолов поведал Свое учение всему миру. Для сохранения Божественного Откровения в сознании человечества пророки и апостолы не только устно передавали его (Священное Предание), но и написали книги, которые называются Священным Писанием. 2. Наименования состава священных книг Полный состав священных книг называется различно: «Слово Божие» ( Лк. 11:28 ), «Священное Писание» ( 2Тим. 3:15 ), просто «Писание» ( Мф. 21:42 ), «Закон» ( Исх. 10:34 ). Эти наименования встречаются в самом Священном Писании . У отцов Церкви употреблялось название «Библия», что на греческом языке означает «Книги». Другое наименование у отцов Церкви – «Ветхий и Новый Завет», принятое по апостольскому примеру ( 2Кор. 3, 14 ). Слово «завет» означает: а) союз, договор; б) завещание, духовная запись. Этим словом означается союз Бога с людьми, осуществляемый в истинной религии. Так как об установлении и исторических судьбах ее повествуется в книгах Священного Писания , то им усвояется наименование Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Написание Евангелий было обусловлено потребностью в систематическом изложении истории земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учения. Вопрос о происхождении Евангелий обсуждался раннехрист. авторами (Папий Иерапольский, сщмч. Ириней Лионский, Ориген, блж. Августин и др.), к-рые единодушно утверждают приоритет Евангелия от Матфея, изначально написанного по-еврейски. Вторым возникло Евангелие от Марка, восходящее к проповеди ап. Петра, затем Евангелие от Луки, за к-рым стоял авторитет ап. Павла. Согласно блж. Августину, каждый из последующих евангелистов использовал труд предшествующих авторов. Архиеп. Феофилакт Болгарский (XI в.), на основании свидетельства Евсевия Кесарийского (IV в.), в предисловии к толкованию на Евангелия приводит сведения из устных преданий и ранних источников о возникновении Евангелий: евангелист Матфей написал Евангелие по-еврейски через 8 лет по Вознесении Господнем; Марк написал Евангелие через 10 лет по Вознесении; Лука выполнил свой труд через 15 лет, а Иоанн - через 32 года. С распространением историко-критического метода в зап. библеистике традиц. представления о возникновении новозаветных книг были подвергнуты сомнению. Возникновение синоптических Евангелий (Мф-Мк-Лк) в этой традиции объясняется с помощью т. н. «гипотезы двух источников», получившей наибольшее признание в зап. науке, хотя она и не объясняет с достаточной убедительностью всех наблюдаемых фактов. Согласно этой гипотезе, Евангелие от Марка возникло первым и послужило одним из источников для евангелистов Матфея и Луки, др. дополнительным гипотетическим источником полагается собрание речений, или «логий», Господа - т. н. «источник логий» Q (греч. τ λγια, нем. Quelle - источник). Предлагаемые сторонниками этой т. зр. датировки следующие: евангелист Марк писал накануне или тотчас после падения Иерусалима (70), тогда как Матфею и Луке это событие уже было известно (подробнее см. ст. Синоптическая проблема ). Книга Деяний апостольских написана вскоре после 3-го Евангелия, т. к., судя по предисловию к ней, она служит его продолжением. Создание Евангелия от Иоанна и Откровения Иоанна Богослова сторонники критического метода относят к кон. I - возможно, нач. II в.

http://pravenc.ru/text/209479.html

Тех, кто не знаком с этими фактами, может удивить, что в пользу достоверности Нового Завета существует больше документальных подтверждений, чем в пользу любой другой книги древнего мира. Свидетельства рассмотрены в нескольких статьях данной энциклопедии. В статье Новый Завет: датировка обсуждается в общих чертах, что известно и неизвестно о том, когда впервые появились книги Евангелия, Деяний, Послания и Откровение Иоанна. Дополнительная информация о датировке имеется в статьях: Библия: свидетельства истинности; документ Q; Книга Деяний: историческая достоверность; семинар по Иисусу. В статьях Новый Завет: историческая достовепюсть; Новый Завет: рукописи; Христос: внехристианские источники обсуждаются более общие вопросы точности сохранения документов. Новый Завет: историческая достоверность (NEW TESTAMENT. HISTORICITY OF) Томас °Пейн, один из американских отцов-основателей и автор книг «Здравый смысл» (Common Sense) и «Век разума» (The Age of Reason), сказал о Иисусе Христе: «Нет никаких исторических материалов, написанных в то время, когда, как утверждается, жил Иисус, в которых бы говорилось о существовании такой личности, просто такого человека» (Paine, 234). В своём эссе «Почему я не христианин» (Why I Am Not а Christian) Бертран °Рассел писал: «С исторической точки зрения весьма сомнительно, существовал ли вообще когда-либо Христос, а если он и существовал, мы ничего о нём не знаем» (Russell, 16). В последней книге Дж. А. Уэллса (Wells) делается вывод, что даже если исторический Иисус существовал, этот человек не был Христом Нового Завета. Однако христианство полностью зависит от исторической достоверности фигуры Иисуса Христа (см. 1Кор. 15 ). Поскольку Новый Завет является первоисточником сведений о словах и делах Иисуса, то в случае искажения истины в нём мы останемся без сообщений из первых рук о том, что Иисус провозглашал, Кем Он был, и чем это подтверждал. Историческая точность Нового Завета критически важна для христианской апологетики. Свидетельство исторической достоверности Нового Завета исходит из посылок о познаваемости истории в целом и правдоподобности истории чудес в частности. Есть критики, считающие, что история не познаваема объективно. Ответ на эту позицию дан в статье объективность истории. Такой радикальный скептицизм уничтожает самое возможность что-либо знать о прошлом. Немедленно придётся закрыть все классические и исторические отделения в университетах. Нельзя будет доверять никаким источникам, описывающим события прошлого. По принципу аналогии, такой скептицизм аннулирует все науки исторического характера, такие как историческая геология (палеонтология), археология и наука о происхождении мироздания (см. происхождение вселенной). Они слишком сильно зависят от исследования и интерпретации останков прошлого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В сир. Пешитте заметна тенденция расположить книги в хронологическом порядке: Книга Иова стоит сразу после Пятикнижия, т. к. ее авторство приписывается Моисею; книги Хроник (1-2 Пар) расположены после книг Самуила и Царей (1-4 Цар), а псалмы следуют сразу за книгами Хроник, т. к. автором псалмов считается царь Давид, о к-ром рассказывается в этих книгах. Последовательность расположения книг НЗ в разных традициях также может различаться. В греч. рукописях преобладает такой порядок, когда за Евангелиями и Деяниями следуют Соборные послания, а затем Послания ап. Павла. Эта последовательность отражена в славяно-рус. Б. и в нек-рых научных изданиях греч. НЗ. В большинстве рукописей Вульгаты за Евангелиями и Деяниями следуют Послания ап. Павла, затем Соборные послания и Откровение ап. Иоанна Богослова. На эту традицию ориентированы все церковные переводы на зап. языки; она отражена в нек-рых изданиях греч. НЗ и в Пешитте. Объем книг Библейские книги могут различаться по своему объему. В частности, нек-рые книги, вошедшие в состав LXX, расширены за счет дополнительных глав. Греч. версия Книги пророка Иеремии короче евр. на 15%; греч. версии книг Иисуса Навина и Притч содержат пропуски и дополнения; греч. книги 1-4 Цар содержат добавления. Особенно важные из них касаются: 1) 7 отрывков в Книге Есфири, 2) Молитвы Манассии в конце 2-й Книги Паралипоменон, 3) песни 3 отроков в Книге пророка Даниила (3 гл.), 4) рассказа о Сусанне (там же, гл. 13), 5) истории о Виле и драконе (там же, гл. 14). Наименования книг Большинство книг во всех библейских традициях имеют одинаковые или сходные названия. В ряде случаев это обусловлено тем, что их наименование зафиксировано в самом Писании, напр. Песнь Песней, Притчи Соломона. Пророческие книги обозначаются по имени пророка. При этом в наименованиях отдельных книг существуют различия: в евр. традиции по начальному слову названы книги Торы (Пятикнижия; евр.  ,        и  ) и Плач Иеремии (  ), в то время как в LXX они названы по основному содержанию.

http://pravenc.ru/text/209479.html

Книги Пророков подразделялись на маленькие части - «гафтарот» (  ), к-рые также имели еще более мелкие деления на подразделы - «песуким» (  ), аналогичные совр. стихам. Существующее ныне деление Б. на главы относится к более позднему времени (не ранее XIII в.) и приписывается кард. Гуго Сен-Шерскому († 1248) или, по др. версии, Стефану Лангтону, архиеп. Кентерберийскому († 1227). Оно было впервые применено в Вульгате, а раввином Натаном перенесено в издания евр. Б. (ок. 1440). Стихи были размечены Робертом Стефаном в издании Вульгаты (1548) и впервые появились в НЗ в издании греч. текста, осуществленном в 1551 г. (см. ниже). Новый Завет Собрание священных книг НЗ, написанных св. апостолами, именуется «Новым Заветом», т. к. в них изложены новые заповеди и обетования Божии людям, т. е. новый «завет», или «союз», Бога с человеком, основанный на Крови пришедшего и пострадавшего за людей Господа Иисуса Христа (см. Лк 22. 20; 1 Тим 2. 5; Евр 9. 14-15). Эти книги рассказывают о спасении людей, совершенном воплотившимся Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом. Они повествуют о событии Его воплощения , земной жизни, учении, чудесах, о Его искупительных страданиях и крестной смерти, о Воскресении из мертвых и вознесении на небо, о начальном периоде распространения христ. веры апостолами, разъясняют учение Христа и открывают тайны последних судеб мира. Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (Laur. A35. Fol. 60v) Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (Laur. A35. Fol. 60v) Канон НЗ составляют 27 книг: Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния св. апостолов; Соборные Послания: Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2, 3 Иоанна, Иуды; Послания ап. Павла к Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1 и 2 к Фессалоникийцам, 1 и 2 к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; Откровение ап. Иоанна Богослова. В отдельных рукописях указанный традиц. порядок следования Евангелий заменяется на т. н. западный (Мф-Ин-Лк-Мк), при к-ром первыми стоят сочинения, написанные авторами из числа 12 апостолов (Codex Bezae). Иногда Евангелие от Луки помещается на последнем месте, что позволяет обоим сочинениям евангелиста, Евангелию и Деяниям апостолов, стоять рядом, возможны и др. варианты порядка расположения Евангелий. В немногих источниках, в частности в Синайском кодексе , Послания ап. Павла помещены перед Деяниями. Чтобы подчеркнуть первенствующую роль ап. Петра, его послания нередко помещали в рукописях на 1-е место среди Соборных посланий. Традиц. порядок следования Посланий ап. Павла (сначала Церквам, а затем отдельным лицам и Послание к Евреям) нарушается особенно часто в связи с перемещением Послания к Евреям в разные части корпуса.

http://pravenc.ru/text/209479.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010