Наконец, необходимость издания особой библии для школы вызывается и тем обстоятельством, что в полной библии есть отделы, которые обыкновенно не читаются. Сюда относятся обширные отделы историко-археологического характера, каковы подробные родословные таблицы, описание устройства скинии, подробные законы о жертвах и других обрядах, законы гражданские. К этим же отделам можно также причислить из ветхозаветных книг некоторые пророческие речи, состоящие из различных исторических и географических указаний, смысл которых не всегда ясен даже и для ученых экзегетов (Мих., Иезек., Исайи), а из новозаветных писаний – Апокалипсис. Эти отделы, вследствие своего особенного характера, настолько непонятны для детей, что являются как бы книгой за семью печатями, и потому, естественно, назидательного значения иметь не могут. Между тем, опущение этих не читаемых отделов в школьной библии дало бы возможность сделать дешевое и хорошее издание последней, – что, конечно, содействовало бы бóльшему распространению ее. Таковы общие соображения, приводимые защитниками школьной библии. Кроме этих соображений для решения занимающего нас вопроса можно воспользоваться еще некоторыми прямыми свидетельствами библии и затем указаниями древнейшей ее истории. Противники школьной библии свои протесты обыкновенно подкрепляют ссылкой на те места Св. Писания, где запрещается прибавлять что-либо к божественным словам и заповедям или что-либо отнимать от них. Так, указывают на повеление Моисея, данное еврейскому народу: «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того» ( Втор.4:2 ); затем, на слова Самого Иисуса Христа: «итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в царстве небесном» ( Мф.5:19 ) и другая – «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лук.16:17 ); наконец, приводят место из Апок. ( Апок.23:18 ): «свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Прот.Л.Г.: Я понимаю, все очень заняты своими проблемами, тем же зарабатыванием денег. Но когда создается большая Библия, которая претендует на то, чтобы стать национальной, нужно продумать не только процесс создания текстов, но и механизм их апробации. Например, в Италии два года назад была завершена новая ревизия итальянского библейского перевода, эта работа длилась тоже 20 лет. По сути, там было пять переводчиков и сотни рецен¬зентов, потому что перевод делается для этих людей, и надо их выслушать, прежде чем публиковать. БГ: А когда вы общались с Библейским обществом до публикации Библии, вы делали замечания по тексту? Прот.Л.Г.: Меня приглашали на обсуждения этого перевода, но, чтобы сказать что-то по существу, я должен его сам заново перевести, иначе это будет безответственно. Я перевел для себя 11 глав книги Бытия, вот их я обсуждал. Но, к со¬жалению, я не вижу в этой редакции Библии своих правок. К примеру, тут написано, что Бог обращается к змею: «Тебя и женщину я сделаю врагами, и дети ваши будут врагами друг друга». Русскоязычный читатель, увидев такое, подумает, что у жены и у змея есть какие-то общие дети. К сожалению, таких моментов в этом переводе много. М.С.: При переводе часто появляются такие «па¬разитические прочтения» — возможность прочесть текст таким образом, который переводчику в голову не приходил. Отлавливать их — задача редакторов и рецензентов, если бы я еще был главным редактором РБО, когда вы делали это замечание, я бы поправил. Псалтырь Псалом 1 БЫЛО 1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей , 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет . 4 Не так — нечестивые , [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [ с лица земли ]. 5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

http://pravmir.ru/bez-kommentariev/

Эти нравственные аргументы, вполне возможно, кажутся непонятными и неприемлемыми, но это лишь до первой встречи со смертью близкого человека. Я не имею в виду «ближнего» в расхожем понятии этого слова, а реально любимого и дорогого. И тогда легче становится расслышать слова Христа: Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы ( Лк. 20:38 ), а посему, и молитву за умершего примет так же, как и молитву за живого. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас… мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили… ( 1Ин. 5:14-15 ). Ибо сказал: Чего ни пожелаете, просите, и будет вам ( Ин. 15:7 ). И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21:22 ). Грех – сомневаться в словах Божиих. Грех – отравлять свою молитву маловерием. И уж тем б о льший – отсутствием веры оскоплять пределы этого « всё » до узости позитивистского мышления. «В Библии нет прямого указания молиться за умерших. Если бы это было так важно, то Бог обязательно дал бы непосредственное повеление об этом!» – возражают баптисты. Но если так рассуждать, то и за стариков молиться не надо! Прямого указания на это в Библии тоже нет. Нет в ней также изложения важнейших догматов: о Боге-Троице (I Всел. Собор), о соединении естеств во Христе (IV Всел. Собор), о непогрешимости 27 книг Нового Завета, и о многом другом. Не лучшим ли будет, последовать методу, предлагаемому и самими баптистами: “Если Библия ничего не говорит по данному вопросу, то существуют общие библейские принципы” . 375 Это верный подход. Но, верно и то, что эти принципы не ограничивают взаимного молитвенного попечения христиан. Заповедуя нам вообще молиться друг за друга ( Иак.5:16 ), апостол не ограничивает нас смертью ближнего: Всякою молитвою и прошением молитесь… о всех святых ( Еф. 6:18 ). Прошу совершать молитвы прошения, моления … за всех человеков ( 1Тим. 2:1 ). Молитесь друг за друга ( Иак. 5:16 ). Разве умершие нам уже не друзья? Или они перестали быть «человеками»?

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Эти слова означают, что шестым днем закончилось дело творения и что, следовательно, создание. Адама и Евы было последним творческим актом. Но в словах «почил от всех дел Своих», нельзя, конечно, видеть указания на то, что Бог, сотворив человека, совсем устранился от мира и человека и всецело предоставил их собственной судьбе. Напротив, вся Библия, каждая библейская книга, – можно сказать, каждая глава, каждый стих ее свидетельствует, что Творец не оставляет Своего творения, но непрестанно отечески заботится о нем. «Забудет ли женщина грудное дитя свое?, но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», говорит Бог человеку через пророка Исаию, представляя самую беззаветную любовь матери лишь слабым отображением Своей любви к людям ( Ис. 49:15 ). «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7:11 ). «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф. 6:26 ). Это попечение Бога о мире и человеке называется промыслом Божиим. По определению Катехизиса, промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее, через удаление от добра, зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям. Промысл Божии заключается: 1) в охранении мира, в поддержании неизменного действия его законов и сил, и 2) в управлении миром, в содействии к достижению предназначенных ему целей. Простирается промысл Божий на все существующее в мире: на великое и малое, на мир невидимый и видимый, на общие мировые события и на отдельные незначительные проявления жизни, на весь человеческий род и на каждое живое существо, на всякого человека порознь. Существа свободно-разумные, т. е. ангелы и люди, испытывают на себе особенное попечение Божие и особенно нуждаются в нем, так как для них существует не необходимое, бессознательное исполнение законов Творца, а или свободное послушание Его воле, или столь же свободное отступление от нее, противление ей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

В этих «историях» своеобразие и глубина Библии положены на прокрустово ложе поверхностного школьного богословия, вследствие чего они одни существенные детали текста опускают 74 , другие представляют в превратном виде, и в результате повествование лишь скользит по поверхности нашего внимания, совершенно не задевая нашей мысли 75 . Библия знает две эпохи в истории брака. Прежде всего, она знает брак во время нормального состояния человека, брак в Раю, но она знает брак и после великой мировой катастрофы, которая на богословском языке называется «первородный грех», а на языке философском является вмешательством сознания в область, где бы должен безраздельно властвовать инстинкт. Итак, что же говорит Библия о нормальном браке? Прежде всего, нужно указать, что и Библия подтверждает то, что мы во второй главе доказывали данными естествознания и психологии. Именно она учит, что цель брака вовсе не заключается в размножении. Кажется, во всех учебниках Священной истории установление брака представляется в такой схеме: «Бог создал Адама, затем, создав из его ребра ему жену Еву, дал им заповедь: плодитесь и размножайтесь». Иное находим мы в подлинном библейском тексте. Библия говорит совершенно особо о размножении и о браке, и притом говорит о размножении ранее, чем о браке. О даровании человеку способности размножаться говорится в первой главе Бытия, в общей истории творения. Сказав о сотворении Богом животных и благословении им «плодиться и размножаться». Библия говорит о творении человека и о благословении ему на размножение, выраженном в тех же словах. Таким образом, по Библии, размножение есть прямое продолжение творения животного мира, не имеющее отношения к браку и вообще к тому, чем человек отличается от животных. Никакой «заповеди» размножаться, о чем любят говорить протестанты 76 , в Библии нет. Всякая заповедь может быть воспринята духовно-свободным существом и потому не может быть дана животным, тогда как благословение, как односторонний божественный творческий акт, одинаково приложимо и к человеку и к животным. Что Библия, говоря о благословении размножения человеку, берет его не в качестве высшего, чем животный мир, существа, а как члена этого животного мира, видно из того, что при этом она говорит о человеке в терминах, которые обычно применяются в Библии лишь к животному царству. Подлинный еврейский текст первой главы Книги Бытия вовсе не говорит, что первосозданный человек, которому дано благословение, был мужем («иш») и женой («иша»), как говорят некоторые переводы, а говорит, что он был самцом («захар») и самкой («нкэва»); другими словами, что осуществлением этого благословения являются общие у человека с животным миром родовые органы и процессы (Ср.: Быт. 6, 19; 7, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Например, 2Пет. 3:13–14 в НЗК: «Но мы ожидаем, что явятся, как обещал Сам Христос, новое небо и новая земля – праведности обитель. В чаянии сего живите, дорогие мои, стремитесь к тому, чтобы нашел Он вас в тот День незапятнанными и непорочными, исполненными мира». Синод.: Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире. Таким образом, в данной главе было кратко представлено, что перевод Библии под редакцией М.П. Кулакова, несмотря на свое заявленное качество удобоприемлемости для любой христианской конфессии, является переводом тенденциозным (особенно в новозаветной части) и поэтому не может быть рекомендован для чтения православным христианам. 4 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе. М.: ББИ, 2015. С. 2. 5 Библия в современном русском переводе//URL: (дата обращения: 23 марта 2016 года). 6 Десницкий А.С. Современный библейский перевод: теория и методология. М.: ПСТГУ, 2015. С. 252. 7 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе. М.: ББИ, 2015. С. 7. 8 Общие принципы перевода, принятые в ИПБ им. М.П. Кулакова//URL: http://bible.zau.ru/translation/concept (дата обращения: 27 марта 2016 года). 9 Общие принципы перевода, принятые в ИПБ им. М.П. Кулакова//URL: http://bible.zau.ru/translation/concept (дата обращения: 27 марта 2016 года). 11 Кулаков М.П. Предисловие к первому изданию Нового Завета//URL: http://bible.zau.ru/translation/new_testament1 (дата обращения: 21 марта 2016 года). 12 Участие специалистов разных конфессий в работе над проектами ИПБ//URL: http://bible.zau.ru/ipb/staff (дата обращения: 22 марта 2016 года). 13 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе. М.: ББИ, 2015. С. 8. 14 Общие принципы перевода, принятые в ИПБ им. М.П. Кулакова//URL: http://bible.zau.ru/translation/concept (дата обращения: 27 марта 2016 года).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/perevod-...

     Библия знает две эпохи в истории брака. Прежде всего, она знает брак во время нормального состояния человека, брак в Раю, но она знает брак и после великой мировой катастрофы, которая на богословском языке называется «первородный грех», а на языке философском является вмешательством сознания в область, где бы должен безраздельно властвовать инстинкт.      Итак, что же говорит Библия о нормальном браке?      Прежде всего, нужно указать, что и Библия подтверждает то, что мы во второй главе доказывали данными естествознания и психологии. Именно она учит, что цель брака вовсе не заключается в размножении. Кажется, во всех учебниках Священной истории установление брака представляется в такой схеме: «Бог создал Адама, затем, создав из его ребра ему жену Еву, дал им заповедь: плодитесь и размножайтесь».      Иное находим мы в подлинном библейском тексте. Библия говорит совершенно особо о размножении и о браке, и притом говорит о размножении ранее, чем о браке. О даровании человеку способности размножаться говорится в первой главе Бытия, в общей истории творения. Сказав о сотворении Богом животных и благословении им «плодиться и размножаться». Библия говорит о творении человека и о благословении ему на размножение, выраженном в тех же словах.      Таким образом, по Библии, размножение есть прямое продолжение творения животного мира, не имеющее отношения к браку и вообще к тому, чем человек отличается от животных. Никакой «заповеди» размножаться, о чем любят говорить протестанты , в Библии нет. Всякая заповедь может быть воспринята духовно-свободным существом и потому не может быть дана животным, тогда как благословение, как односторонний божественный творческий акт, одинаково приложимо и к человеку и к животным. Что Библия, говоря о благословении размножения человеку, берет его не в качестве высшего, чем животный мир, существа, а как члена этого животного мира, видно из того, что при этом она говорит о человеке в терминах, которые обычно применяются в Библии лишь к животному царству. Подлинный еврейский текст первой главы Книги Бытия вовсе не говорит, что первосозданный человек, которому дано благословение, был мужем («иш») и женой («иша»), как говорят некоторые переводы, а говорит, что он был самцом («захар») и самкой («нкэва»); другими словами, что осуществлением этого благословения являются общие у человека с животным миром родовые органы и процессы (Ср.: Быт. 6, 19; 7, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

На «онтологический» характер этого пассажа Максима и созерцания (θεωρα), рассмотрения Максимом Писания в его внутреннем «метафизическом» устроении указывает пассаж из Ambigua 56, во многом аналогичный этому, но относящийся к внутреннему движению всякой тварной сущности, постигаемой в созерцании: «Но и сама так называемая простая сущность ‹…› всего сущего ‹…› движется принципом и способом расширения и сокращения. Ибо она движется от самого общего рода через менее общие к видам, ‹…› продвигаясь вплоть до самых частных видов, которыми определяется ее расширение, ограничивающее ее бытие снизу. И опять-таки, она сводится от частных видов через более общие, возвращаясь к самому общему роду, которым определяется ее расширение, устанавливающее ее бытие сверху». Итак, как можно видеть, Максим видит сходными метафизический порядок устроения тварного мира и внутренний порядок смыслов Писания, заключающийся в движении расширения – сжатия. Очевидно, что преп. Максим является решительным сторонником аллегорической, иносказательной интерпретации Писания, являясь наследником и сторонником Александрийского направления в экзегетике. У Максима мы можем обнаружить своеобразную и целостную герменевтическую аналитику, хотя и рассеянную отрывочно по разным его произведениям. На своем низшем, грамматическом уровне, Писание сложено из букв, слогов и слов, составляющих текст Библии 123 . Следующим уровнем, более сложным и богатым, состоящим из множества элементов, является уровень смысла буквального или исторического. «Библия есть целый космос различных, часто неясных лиц, событий, времен, мест, имен, чисел, понятий» 124 , даже животных, растений, небесных тел и т. д., связанных между собой, тем не менее, в единый мир Библии, в «космос» Писания. Все это в целом составляет низший уровень смысла Писания, который Максим именует по-разному: «буква» (το ϒρμμα), «тело» (το σωμα), «явленное» (τα αινμενα), «история» ( στορα). Христианское Писание – Библия слагается из Ветхого и Нового Заветов как двух исторических и смысловых частей единого Откровения Писания. «История» заключает в себе при правильном ее толковании «образ» или «образы» (τποι), как таинственно предызображаемые в различных символах в Ветхом Завете реальности новозаветные, то есть события Боговоплощения Христа, а также в целом во всей Библии – реальности эсхатологические – конца мира и Будущего Века – «истина» ( λθεια). Это правильное толкование, а именно – аллегорическое, принципы которого мы рассмотрим, касаясь герменевтики Писания у Максима, и является тем путем, который ведет экзегета к следующим – более возвышенным уровням смысла Св. Писания – главному предмету экзегезы Максима. Истолкование в этом смысле и составляет более половины объема всех произведений этого Отца Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

  Священное Писание и Слово Божие Принципы мусульманской позиции Вопросы ислама к христианству При общении и ознакомлении с христианской традицией у мусульман возникают соответствующие вопросы, касающиеся понимания роли и значения Священного Писания . При внимательном анализе многообразие вопросов ислама к христианству можно свести к следующим положениям: - Почему существуют четыре, а не одно Евангелие? Какое Евангелие является подлинным? - Не являются ли небольшие различия между различными Евангелиями доказательством их фальсификации? - Каким образом Библия может быть словом Божиим, если отдельные библейские книги носят имена их авторов (например, Исайа, Матфей, Марк и т.д.)? Получается, что эти авторы были лишь посредниками посланного им Откровения. - Каким образом авторы библейских книг могут быть надежными «посредниками», если они не являются очевидцами сообщаемого ими и не относятся к непрерывной цепи посредников, как это имело место в преданиях ислама ( had î s ’ах)? Например, Лука никогда не видел Иисуса Христа и не передает имена тех, кто были его доверенными лицами (Лк. 1, 1-4).   Священное Писание и Откровение в понимании ислама Общие принципы мусульманской позиции Соответствующая мусульманская позиция по пониманию значения, роли и определения Писания и Откровения в своих общих положениях может быть сформулирована следующим образом: В целом, как Евангелия, так и вся Библия целиком воспринимается мусульманами сквозь призму видения ими Корана. Исламская вера видит в Коране модель и критерий всякого богооткровенного Священного Писания. Коран является непосредственным словом Божиим. Пророк – не меньше, но и не больше, чем просто передатчик этого слова. Текст возник без всякого человеческого воздействия, единственным и неповторимым образом. Коран является критерием ( furk â n ) истины. Им должно быть измеряемо всякое иное священное писание. Библия, включая Евангелия, может восприниматься как слово Божие, только если она во всем соответствует Корану. Поэтому тот, кто обладает Кораном, не нуждается в чтении иных Писаний. Все они подверглись изменениям или по меньшей мере были поняты ошибочно. Они больше не соответствуют первоначально данному тексту. Поэтому среди мусульман нет почти никакого интереса к чтению Библии, кроме как из интереса, для того чтобы узнать, откуда христиане берут свое особенное учение и образ жизни. Кроме того, среди мусульман подобное любопытство подпадает под подозрение в желании поставить под вопрос однозначную и окончательно откровенную истину Корана.

http://bogoslov.ru/article/1104720

  Краткий обзор истории естественно-научной апологетики Со времен «секулярного» XVIII века бурно развивающиеся естественные науки постепенно «узурпировали» все права на построение космогоний, формирование мировоззрений, сохраняя, в том числе, за собой и единоличную власть давать исчерпывающие ответы на самые фундаментальные вопросы бытия. А в XIX веке идея спонтанного эволюционного развития в тесном содружестве с гегелевской диалектикой вытесняет не только из естественных, но и из гуманитарных, теснейшим образом связанных с богословием, наук все альтернативные метафизические парадигмы. При изучении Священного Писания господствующим оказывается подход, связанный с так называемым критическим методом (Higher Criticism Method), a priori ставящим под сомнение авторство библейских книг и богодухновенность священных текстов . Протестантская, а немногим позднее, после некоторой борьбы, и католическая библейская наука частично усваивают этот новый  подход . Общие тенденции западной библеистики в ХХ веке в свою очередь оказывают определенное влияние и на православных исследователей Писания . Однако еще в первой половине XIX века только в англоязычной литературе встречается до 30 имен, т. н. «библейских геологов», искавших естественно-научные доказательства сотворения и следы недавней мировой катастрофы - Всемирного потопа. Наиболее известны из них Джордж Янг (1777-1848), Джордж Фэирхолм (1789-1846), Джон Мюррей (1786-1851), Вильям Ринд (1797-1874) . Вильяма  Пэли (W. Paley, 1743-1805) можно назвать основоположником популярной в настоящее время «теории разумного замысла». В дальнейшем количество естественно-апологетической литературы растет в геометрической прогрессии. Так, проф. Боннского ун-та Рейш в своем труде «Библейская история в связи с естествознанием» на восьми страницах перечисляет только имена и работы современных ему апологетов. Среди них можно отметить труды проф. Курца из Дерпта «Библия и астрономия, или изложение библейской космологии и ее отношение к естественным наукам» (Берлин, 1864), проф. Шульца из Бреславля «История творения по естествознанию и Библии» (Гота, 1865), иезуита Бозицио «Шестидневное творение и геология» (Майнц, 1865), Пианчиани «Естественная космология, сравненная с книгой Бытия» (Рим, 1862), Цольманна «Библия и природа в гармонии их Откровений (Гамбург, 1869), Виземанна «Рассуждения об отношениях между наукой и откровенной религией (Париж, 1837), Николя «Научные исследования о христианстве» (1846) и др.

http://bogoslov.ru/article/319657

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010