свящ. Вадим Маркин Лекция 5 Период пятый – От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти Земля Обетованная Географическое положение и природа страны Земля, которую обещал Господь народу Израильскому и к которой теперь привел Он народ свой, представляла собой гористую полосу, которая известна также под названием Палестины. Эта земля простирается вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов гор Ливанских на севере (Ливан, Антиливан, южные склоны Ермона) до Синайского полуострова на юге (между 31 и 33 гр с. ш. и 34 и 36 гр в. д.). Общая протяженность Палестины около 250 километров в длину. Ширина Палестины у истоков Иордана не привышает и 70 километров, но на юге эта ширина достигает 250 километров. Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан. Внешние природные факторы помогали некоторой обособленности страны. Естественные преграды отделяли Палестину от окружающего мира, разобщали ее с ним, предоставляя своим обитателям свободно выбирать между сохранением отчужденности и полной самостоятельностью и самобытностью и, с другой стороны, сношение с чужими странами. Самой природой обеспечивалась также и безопасность страны: на юг – безводная пустыня; на север – непроходимые хребты гор; на запад – безбрежное и негостеприимное у этих берегов море; на восток – великая Сирийская пустыня. По своему внешнему характеру эта страна преимущественно гористая. От северной ее границы начинаются горы Ливана и Антиливана и непрерывными грядами параллельно спускаются до самого юга страны и тянутся по обеим сторонам реки Иордан. Один из этих горных хребтов, склоняясь к западу образует долину, по которой течет река Иордан, а другой, таким же образом понижаясь к западу до самого Средиземного моря образует равнины Филистимскую и Саронскую. Западная гряда гор, которая тянется через Палестину, по средине прерывается большой равниной Ездрилонской, которая разделят страну на две части – северную и южную. В обоих этих частях горная цепь рассыпается на множество холомов, которые перемешиваются плодороднейшими долинами, а среди этих холмов по местам вздымаются горы. К этим горам относятся на севере – Ермон, Фавор и Кармил; а на юге – Гаризим, Гевал, Сион и гора Елеонская.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Скачать epub pdf Аннотация Для христианина Святая Земля – понятие не только географическое, но и духовное, связанное с историей человеческого Спасения. Описывая свои паломничества на Святую Землю, протоиерей Геннадий Фаст не просто вспоминает соответствующие библейские сюжеты, но делает Священную историю живой и близкой современному человеку. Эта книга – удивительное сочетание путеводителя и дневника: читатель найдет здесь богатый фактический материал, поэтичные зарисовки, глубокое понимание библейского текста и опыт личного переживания Священного Писания . Часть I. Семь дней на Святой Земле От автора Из глубокой ночи, пролетев над Малой Азией, навстречу утру вынырнул самолет авиакомпании «Эль Аль», что в переводе означает «над нами только Бог». Какое чудное название! Мы летим над Землей. А над нами только Бог. Сей есть Бог наш... Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар. 3: 36, 38 ). В иллюминаторе начинает светать. Над нами Бог , а внизу, сквозь утреннюю дымку, просматривается уже та Земля, на которой Он явился и жил между людьми… Обетованная Земля. Земля, дарованная праотцу Аврааму. Земля, исхоженная пророками. Земля Святая. Земля Иисуса. Земля Срединная. Ибо Господь соделал спасение посреди земли! ( Пс.73:12 ) Охватывают непередаваемый трепет и волнение. Вспоминается пророк Моисей, когда он издали увидел всю Святую Землю, окинул взором вожделенный край. Вся его жизнь была посвящена достижению этой земли. Ради нее оставлено всё. Ради нее отдано всё. Прожиты годы и годы. И вот она перед ним... И вот она предо мной... Она со мною от материнских колыбельных песен, от рассказов по Священной истории, которым внимал с детской впечатлительностью. Всё, связанное с этой землей, и есть то, во что я с детства верил. И это не земное, это – Небесное, Божественное. Святая Земля не вспоминается по урокам географии, она воспринимается из Божественной литургии, из Слова Божия, пребывающего вовек. И вот земля моей веры предо мною. Как некогда Моисей, жадно впитываю ее своим взором. Немало приходилось мне путешествовать. От одной земли к другой. Но это всегда земля. Это переход от подобного к подобному. А ныне будто кончилась та жизнь там – на земле. И вот пред моим взором уже то, во что верю, что бесконечно люблю. Здравый разум говорит, что ведь и это земля. Пусть она самая святая, но это еще не небо. Однако сердце чувствует всё иначе... Когда я вернулся в Енисейск, не было ощущения, что путешествовал где-то по другим местам и вот вернулся домой. Впечатление было совсем иное. Как будто закончилось некое видение, не знаю даже, где оно было, на небе или на земле, и вновь вернулся я на обычную землю, к обычной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Архиепископ Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич) родился 5 августа 1791 года в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, диакон, впоследствии священник, Афанасий Иванович Семенов умер 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать Ирина Яковлевна скончалась 14 сентября 1845 года в родном селе. Юный Матвей очень рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову; †1801). Человек проницательный, он увидел в отроке задатки больших дарований и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых и отличных учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров; †1819). В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших классах. В 1811 году он завершил свое семинарское образование. 25 января 1812 года по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов был определен учителем греческого языка и всеобщей истории в Архангельское уездное училище. Одновременно он исполнял обязанности иподиакона при архиерейских служениях. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис. 26 сентября 1813 года, в дополнение к учительской должности, он был определен инспектором Архангельских училищ. 14 июля 1816 года Матвей Семенов был перемещен на должность профессора греческого и французского языков в Архангельскую семинарию. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был говорить при многочисленном стечении паствы проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на Матвея Семенова была возложена хлопотная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все свои должности он исполнял “с неутомимою деятельностию, полною отчетливостию и с совершенным усердием”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Скачать epub pdf Популярное верование Реинкарнация, переселение душ – очень популярное верование, которое буквально разлито в воздухе современной культуры. Часто его – на полусознательном уровне – разделяют люди, которых нельзя назвать сознательными адептами какой-либо религии. Представление о реинкарнации часто само собой подразумевается в фильмах или сериалах – что неудивительно, учитывая его популярность среди тех, кто эти сериалы делает. Как пел Высоцкий: «Пускай живешь ты дворником, родишься вновь – прорабом, А после из прораба до министра дорастешь, Но если туп, как дерево, – родишься баобабом И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь». Иногда о своей вере в реинкарнацию говорят люди, называющие себя христианами и православными. Это часть более широкого феномена – смутной, адогматической религиозности, в которой мирно уживаются обрывки несовместимых представлений о мире, примерно, как на одном столе могли бы уживаться обрывки географических карт. Это вполне возможно, пока мы просто любуемся картами. Но если мы собираемся отправиться в путешествие, нам понадобится выяснить, какая из карт верна. Как бы ни складывалась наша жизнь, и что бы нам ни предстояло, одно несомненно – в конце концов мы умрем. Что ожидает нас после смерти? Об этом стоит задуматься заранее, и попробовать разобраться, какое из несовместимых представлений о посмертии – истинно. Как только мы приглядимся внимательнее, мы обнаружим, что христианство несовместимо с реинкарнацией на самом фундаментальном уровне; вера в реинкарнацию требует картины мира, в самых своих основах противоположной библейской. Если попробовать выразить это одной фразой – Бог есть любовь, и, следовательно, реинкарнации не существует. Но прежде всего нам стоит внимательнее приглядеться к самой концепции реинкарнации. Реинкарнация чего? Реинкарнация понимается большинством наших современников (я не имею виду серьезно практикующих буддистов или специалистов-религиоведов) как форма личного бессмертия – именно ты, как личность, избежишь небытия, ты получишь второй, третий и тысячный шанс для духовного роста. У тебя будет возможность завершить начатое, исправить ошибки, продолжить путь духовного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Скачать epub pdf Содержание I. Протокол св. Синода 23 января 1838 года II. Святейшему правительствующему Синоду. От Серафима, митрополита Новгородского и С.-Петербургского III. Объяснение архимандрита Макария     В сороковых годах настоящего столетия в русской духовной литературе господствовали два направление: строго догматическое и литературно-ораторское. Первое преследовало катихихизическую точность и вероисповедную определенность; не только в мысли, но и в слове оно было крайне осторожно и строго держалось условной догматической терминологии; другое направление, – литературно-ораторское, разработывало другую задачу и выражалось в других формах; имея в виду не столько богословские истины сами в себе, в их отвлеченном значении, сколько живое отношение их к жизни и сознанию, это направление выступало из догматических определений, ставило и решало вопросы не решенные в катихизисе и излагало библейскую и церковную историю не только как свидетельство догматики, но стремилось возсоздать историческую жизнь в ея естественном течении, с ея географическими и этнографическими особенностями и нравственными, человеческими ея чертами. То и другое направление естественно не оставались равнодушными друг к другу; первое казалось последнему формальным и мертвящим, и это представлялось первому пагубным и не православным. Представителем катихизаторов и строгих православных догматиков был высокопреосвященный Филарет митрополит Московский; представителем литературно-ораторского направления в богословской области следует считать высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского. Последний, с точки зрения церковно-исторической, проповедует что чудеса в церкви прекратились, потому что христианский мир настолько развился и усовершился что в чудесах теперь не нуждается; первый же, напротив, с точки зрения догматической, вопреки ему, учит, что чудеса в церкви никогда не прекращались, что они продолжаются и всегда будут продолжаться. Само собою разумеется, что за этими представителями стояло много лиц, которые почитали их и взаимно разделяли их убеждения; на стороне строгого катихизического догматизма стояли между прочим Серафим, митрополит С.-Петербургский и много влиявший на него викарий его Венедикт, епископ Ревельский. К направлению, литературно-ораторскому примыкали известный протоиерей Павский и автор той Библейской истории, переписка о которой здесь приводится.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

Скачать epub pdf Содержание Рухнет ли христианство от инопланетян? Парадокс Ферми Инопланетяне как предмет веры Религия, не смеющая себя назвать     Один из постоянно повторяющихся тезисов, которые можно встретить на атеистических форумах, – обнаружение разумной жизни на других планетах окончательно похоронит религию. Как пишет один из атеистов, “Выживут ли земные религии, если в космосе найдут разум?.. Прошли те времена, когда Земля считалась центром вселенной, а Солнце, звёзды и Луна – фонариками, подвешенными Творцом для удобства своих любимых детей – людей. Единственных в мире подобных Ему”. Что же, этот вопрос очень интересен – и не только сам по себе, но и тем, что он говорит нам о Великом Мифе об Инопланетянах, который является хотя и не обязательным, но популярным элементом атеистического взгляда на мир. Рухнет ли христианство от инопланетян? Итак, сначала ответим прямо и по существу – рухнет ли христианство , если в космосе найдут разумную жизнь? Коротко говоря – нет. Библия вообще не затрагивает вопрос об инопланетной жизни; это и понятно – она обращена к людям и занимается именно их спасением. Есть ли жизнь где-то еще во Вселенной – не тот вопрос, который занимает пророков и апостолов. В принципе, Бог мог создать разумную жизнь где-то еще. Это не входит в противоречие с библейской картиной мира. Например, известный христианский автор К. С. Льюис в своей “Космической Трилогии” описывает, как могла бы выглядеть разумная жизнь на других планетах в мире, созданном Богом. Если мы обнаружим такую жизнь – мы просто воздадим славу Богу за многообразные и неожиданные чудеса Его творения. Конечно, обнаружение инопланетян потребует своего богословского осмысления, но не будет чем-то катастрофическим для нашей веры. Мы можем вспомнить эпоху Великих географических открытий –когда европейцы в Новом Свете наткнулись на высокоорганизованную цивилизацию, которая ни в расовом, ни в языковом, ни в культурном, ни в религиозном смысле не имела с ними ничего общего. Пропасть между мирами была настолько велика, что в наши дни высадку испанцев в Америке сравнивают с высадкой инопланетян. Богословам пришлось даже специально обосновывать, что индейцы – тоже люди, обладающие бессмертной душой. Некоторым европейцам было бы удобнее считать, что это не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Содержание 1. Грамматические конструкции 2. Библейские слова в новом значении 3. Слова, отсутствующие в Библии 4. Употребление технических слов 5. Употребление заимствованных слов     Одной немаловажной особенностью становления раннехристианской литературы является ее стремительность: если книги Ветхого Завета складывались на протяжении почти тысячелетия, то книги, вошедшие в канон Нового Завета, были написаны в течение 50–60 лет, т. е. буквально на протяжении одного-двух поколений. Это поколение апостолов и «мужей апостольских» (2 пол. I в. по Р. X.)» когда христианство «начиная от Иерусалима» ( Лк.24:47 ), утвердившись «по всей Иудее, Галилее и Самарии» ( Деян.9:31 ), активно выходит за пределы не только Палестины, но и еврейства в целом. Рим, Греция, Малая Азия, Иерусалим – такова география написания новозаветных книг, авторы которых говорят и пишут на интернациональном греческом койне. Мы специально выделили предлог «на», чтобы подчеркнуть, что хотя они пишут уже на греческом, но все же не совершенно по-гречески: их язык еще очень отчетливо сохраняет следы ближневосточной словесности – будь то влияние еврейской литературно-религиозной традиции или зависимость от самого раннего христианского иврито- или арамеоязычного предания, основным носителем которого являлась в первую очередь иерусалимская и, возможно, позднее антиохийская общины. Последнее обстоятельство обнаруживает себя в огромной числе всякого рода гебраизмов или арамеизмов (как принято говорить, семитизмов), которые в той или иной степени присутствуют, пожалуй, во всех без исключения книгах новозаветного канона. Обычно различают семитизмы лексические и синтаксические, но этим проблема новозаветных семитизмов далеко не ограничивается. Французский исследователь Ж. Карминьяк 1 , который первым попытался произвести определенную типологизацию новозаветных семитизмов, помимо уже отмеченных семитизмов лексики и синтаксиса выделяет семитизмы стиля, композиции, заимствования, подражания, мышления и перевода. Три последних подводят к вопросу о природе семитского пласта: недостаточно ограничиться обычным указанием на зафиксированные гебраизмы или арамеизмы, но в каждом конкретном случае важно определить, чем именно обусловлено появление того или иного семитизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Содержание Введение Сокращения Книга 1. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса Введение Глава I. История изучения Макариевского корпуса и постановка проблемы Глава II. Новейшая литература по Макариевскому Корпусу и мессалианству Глава III. Задачи и методология исследования Часть первая. Автор Глава I. Сочинения Макария Египетского, упоминаемые древними авторами, и их рукописная традиция I.1. Первое письмо Макария Египетского I.1.1 Упоминание Геннадия Марсельского A. Стилистический анализ греческого текста Б. Частотный анализ библейских цитат I.1.2. Упоминание Исаака Сирина о Послании к чадам и сирийский корпус Макария Египетского I.1.3. Коптские источники и их значение для решения вопроса об авторстве и происхождении Макариевского корпуса Притча об Аароновом жезле I.1.4. Новейшее открытие греческого оригинала сирийских Восьми посланий и коптских текстов Макария Египетского Творения Макария Египетского в составе Athen. gr. 2492 I.2 Два послания Макария Египетского, упоминаемые в грузинской апофтегме IX в. I.3. Вывод Глава II. Свидетельства Макариевского Корпуса о его авторе и сопоставление их с историческими сведениями о Макарии Египетском II. 1. Время жизни автора, исторические и географические реалии Корпуса II.2. Образование автора и его жизненный путь. Латинизмы Корпуса II.3. Семитизмы Корпуса II.3.1. Лексика А. Этимологические заимствования Б. Проблема «ксанфика» II.3.2. Синтаксис II.3.3. Другие параллели II.4. Вывод Глава III. Истинный автор Макариевского Корпуса – Симеон Месопотамский? III.1. Свидетельства внешней рукописной традиции о Симеоне Месопотамском III.1.1. Слово об исходе из жизни под именем Симеона А. Греческий текст Б. Славянская традиция III.1.2. Слово об исходе из жизни под именем Ефрема Сирина III.1.2. Выводы из анализа рукописной традиции Слова об исходе из жизни III.2. Свидетельства внутренней рукописной традиции о Симеоне/Симеоне Месопотамском III.2.1. Арабский «Симеон» III.2.2.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вавилония ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В. лежала в низовье Тигра и Евфрата. Древние греки называли эту страну Бабилонией по имени ее главного города Бавеля, по-греч. Бабилона. В Быт. 10:10 говорится о Нимроде: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар». Сеннаар – ветхозавет. название В. ( Быт. 11:2 ; Быт. 14:1.9 ; Ис. 11:11 ; Дан. 1:2 ; Зах. 5:11 ). Сами вавилоняне чаще называли свою страну Шумер и Аккад, т.к. на юге ее жили шумеры, а на севере – аккадцы. Аккадцы, в отличие от поселившихся в В. ранее их шумеров, были семитами. В наст. время эта область образует тер. юж. Ирака. В., занимавшая равнину площадью прим. 20 тыс. кв. км, на севере граничила с Ассирией, на востоке – с Эламом, на западе – с Аравийской пустыней, а на юге прилегала к Персидскому заливу. ИСТОРИЯ 1) считается, что первые ШУМЕРЫ в IV тысячел. до Р.Х. спустились с гор на севере и вдоль Тигра направились в Месопотамию. В раннединастич. период (ок. 2800–2400 гг. до Р.Х.; этот период является переходным от бесписьменной доисторич. эпохи (3100–2800 гг. до Р.Х.) ко времени, с которого начинается древняя история) они захватили важнейшие города и вытеснили из них коренное население. С полным основанием ученые, и в том числе У.Ф.Олбрайт, указывают на то обстоятельство, что древнейшие государства возникали именно в Месопотамии и Египте. Так, в В. особое внимание уделялось борьбе с ежегодным разливом рек, для чего была создана разветвленная система оросит. и отводных каналов. Организация работ, планирование, контроль за водохранилищами и дамбами требовали централизов. гос. руководства. Шумеры основали множество городов-государств, которые вели друг с другом кровавые войны. Одним из самых известных был город Лагаш, который дал название Лагашскому периоду. Во главе отдельных государств стояли цари-жрецы, носившие титул «энси». Конец господству шумеров положил царь АККАДА Саргон, основавший семит. династию царей Аккада (ок. 2371–2191 гг. до Р.Х.). Его царство простиралось от Элама до Средиземного моря и от Персидского залива до Армении. При Саргоне и его преемнике было создано большое число выдающихся произведений искусства и среди них, напр., стела в честь похода царя Нарам-Сина против племени луллубеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Египет НАЗВАНИЕ [евр. Мицраим ( Быт. 10:6 )] В остальных случаях название этой страны передается в Синод. пер. Библии как Е. Слово «мицраим» представляет собой форму двойств. числа (служ. в евр. яз. для обозначения парных понятий, как, напр., глаза), в этом можно видеть указание на две части страны: Верхний и Нижний Е. Но слово «мицраим» употребляется и как обозначение только Нижнего Е., в Ис. 11 и Иер. 44непосредств. за ним следует название Патрос (Пафрос), т.е. Верхний Е. (ср. Иез. 30:14.16 ). Сами египтяне называли свою страну Кемет («черная»), по темному цвету пахотной земли, резко отличающейся от светлой земли пустынь. Совр. название Е. происходит от греч. айгюптос, этимология которого точно не установлена. Возможно, речь идет об одном из обозначений Мемфиса (Хи-куптах?), др.-егип. столицы на левом берегу Нила выше Каира. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Собственно Е. – это страна, через которую протекает Нил. Е. расположен в зоне жаркого, засушливого климата. Уровень осадков в Александрии едва составляет 190 мм в год, в Каире – 300 мм, а в Асуане дождей практич. не бывает. Древний Е. представлял собой вытянутый в длину оазис – от зап. долины Нила простирается Сахара (Ливийская пустыня), равнинная пустыня с каменистыми возвышенностями и песчаными дюнами. Вдоль Нильской долины расположены многочисл. оазисы. На востоке, между долиной Нила и Красным морем, простирается Аравийская пустыня. Там границей страны служил Вади-эль-Ариш (поток Египетский – Числ. 34:5 ; Нав. 15:4 ; Ис. 27:12 ; 3Цар. 8 – в Синод. пер. – «река Египетская»). На юге Е. граничил с Нубией, эта граница проходила на уровне первого Нильского порога около Сиены. Когда Иезекииль предсказывает, что Е. превратится в пустыню от Мигдола до Сиены на границе с Эфиопией ( Иез. 29:10 ; Иез. 30:6 ), то этим он обозначает наибольшую протяженность страны с севера на юг. Первонач. Средиземное море доходило до областей, располож. сев. Каира. Приносимые рекой отложения создали Нильскую дельту и отодвинули побережье к северу. Географически Е. делится на долину Нила и его дельту, политически – на Верхний и Нижний Е. Река ⇒ Нил – жизненная артерия Е., жизнь которого всецело зависит от нее. Поэтому греки (Геродот) называют Е. «даром Нила». Без Нила эта страна превратилась бы в пустыню ( Ис. 19:5–9 ). С гор на востоке, находящихся между долиной Нила и Красным морем, египтяне доставляли темный камень для саркофагов (напр., порфир). В известняковых пещерах на зап. берегу добывали прекрасный алебастр. С Синайского полуо-ва среди проч. поступали медь и малахит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010