Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес Предисловие   Эта книга представляет собой попытку заполнить определенный пробел в обширном ряду однотомных комментариев к Библии . Отказавшись от рассмотрения различных элементов богословия, литературной композиции, значения слов, истории изучения Библии и т. п., мы сосредоточились на задаче предоставления культурно-исторической информации, имеющей отношение к библейскому тексту. Возможно, кого-то это удивит. Какое значение имеет культурно-историческая информация для толкования текста? Что нам даст знание, которое станет доступным благодаря этому комментарию? Как было верно замечено, весть Библии не зависит от знания местонахождения библейских городов и селений или особенностей культуры того времени. Нелишне также заметить, что человек может собрать все исторические и археологические доказательства того, что, допустим, исход израильтян из Египта действительно имел место, но это все равно не докажет, что исход организовал Бог , тогда как для библейского автора самое главное – участие Бога. Зачем же тратить столько сил и времени на изучение культуры, истории, географии и археологии Израиля? Создавая эту книгу, мы не преследовали апологетические цели, хотя, несомненно, некоторые из предоставляемых нами сведений могут найти применение в апологетических дискуссиях. Как бы то ни было, наш подход к отбору и преподнесению данных диктовался отнюдь не соображениями апологетики. Мы просто пытаемся пролить свет на культуру и мировоззрение израильтян. Зачем? Когда мы рассматриваем Библию как средоточие веры, нам хочется извлечь из нее как можно больше религиозного смысла. Поэтому мы пытаемся наделить религиозным смыслом даже малейшие детали. Забывая об отличии нашего образа мыслей от образа мыслей древних израильтян, мы основываем толкование религиозного смысла Библии на собственных культурных пристрастиях, предпочтениях и воззрениях, привнесенных нами в текст. Чем больше мы узнаем о мире древнего Ближнего Востока, тем лучше это знание послужит окном в культуру Израиля. Предлагая возможность проникнуть в сущность образа мышления израильтян и других народов древнего Ближнего Востока, эта книга помогает толкователю избежать ошибочных выводов. Например, религиозное значение таких явлений, как огненный столп, козел отпущения или урим и туммим, можно будет оценить по-новому, если мы увидим связь этих явлений с культурой древнего Ближнего Востока в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вавилон и его падение 21.02.2007 297 Время на чтение 6 минут Америка под своим именем в эсхатологических пророчествах не фигурирует, и чтобы объяснить это досадное для чувства собственной значимости молчание американским протестантским фундаменталистам рисуется такая судьба: они будут " восхищены на облаке " , то есть взяты Богом от этого мipa в определенный момент еще до Второго пришествия Христова, вернее, в его первую фазу, так сказать, и мip просто лишится в их лице подлинного Христианства Недавно мне случилось прослушать в записи лекцию Чака Мисслера о близких к нашему времени событиях в свете библейских пророчеств. Мисслер - это один из многих американских евангелических исследователей и проповедников фундаменталистского толка. Им прочитано множество лекций с разъяснениями и толкованиями Священного Писания, многие из которых производили бы хорошее впечатление широтой и детализированностью знания текстов Библии, внутренних связей между ними и относящихся к ним географических, исторических и прочих реалий, если бы религиозные понятия самого Мисслера не были так резко ограничены рамками плоского американского евангелизма. Лекция, о которой идет речь, была прочитана сразу после первой американской операции в Ираке " Буря в пустыне " , и напрямую связана с ней. Суть приветственного отношения лектора к победе американского оружия над Саддамом Хусейном сводится к тому, что это не просто какой-то конфликт, вызванный людским произволом, а свершение предначертанных в Библии событий. Мисслер за рядом частных целей Саддама, о которых в основном и говорят политкомментаторы, усматривает более важную мистическую цель: уничтожение Израиля. Саддам, уроженец того же Тикрита, из которого вышел знаменитый лидер мусульманского мира Салах-ад-Дин (Саладин), отвоевавший Иерусалим у западных крестоносцев, тоже претендует на лидерство в арабо-мусульманском мipe. А цель ислама, как ее не стесняясь рисует и Мисслер, и как ее видят и очень многие мусульмане - это bceмiphaя власть, всечеловеческий халифат Ближайшим и досаднейшим препятствием на пути к этому халифату сейчас оказывается Израиль, " воткнувшийся " в центр исламского мipa. Войны с ним осмысляются как джихад, но с конца 40-х годов с каждым горячим эпизодом этого джихада Израиль только разрастался.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Откуда произошли современные евреи О Хазарском царстве и исследованиях происхождения народа Израиля 24.12.2022 1799 Время на чтение 4 минуты Фото: Сражение Святослава с хазарами. Радзивилловская летопись Толковый словарь Ожегова определяет слово «семиты» как «группу близких по языкам народов юго-западной Азии и северной Африки, к которым относились древние вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, иудеи и другие народы, к которым принадлежат современные арабы, евреи, а также некоторые другие народы». Словари Ушакова или Ефремовой дают более развернутый перечень семитских народов: «Семиты – группа народов, обитающих – или обитавших когда-то в Северной Африке и Передней Азии (арабы, сирийцы, евреи, абиссинцы, айсоры, древние ассирийцы, вавилоняне и финикийцы), название происходит от имени Сим, одного из трех сыновей библейского праотца Ноя». Те же словари определяют антисемитизм как одну из форм национальной нетерпимости – враждебное отношение к евреям. Особенность в том, что не к семитам вообще, а только к евреям, и если семитизм – это вопрос географического или расового происхождения, то налицо случайное противоречие или преднамеренная подмена понятий. Однако все ли евреи семиты? Как повествует Библия, десять из двенадцати колен Израиля исчезли, когда ассирийцы завоевали территорию Израильского царства. В независимом на тот момент Иудейском царстве оставались два колена – Иудино и Вениаминово. Иосиф Флавий пишет о том, что ассирийский царь Салманасар переселил израильтян в Мидию и Персию, где они ассимилировались с другими народами. То же самое говорится и в Библии, с указанием Мидии и Ассирии (Цар. 18:11). В замещение на территорию Израиля были переселены месопотамские, персидские и мидийские племена. И здесь, и там происходило смешение народов. Жители Иудеи с презрением относились к новым переселенцам в Израиль – самарянам, которых они обоснованно считали иноплеменниками. Впоследствии Иудея была также покорена, и ее жители находились в Вавилонском плену.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/ot...

И.Ц. Миронович Лекция 19. Эпоха разделённой монархии (продолжение) Итак, мы прошлый раз наконец-то познакомились , какова же конечная история Израильского, или Десятиколенного или, Северного царства. Или есть ещё одно наименование для Северного царства. Поскольку костяк его составляло колено Ефремово, то царство это Израильское называлось ещё одним именем: Ефрем. А вот Иудейское царство, или Южное царство, – оно одним словом может быть названо: Иуда. И вот, когда вы встречаете – в контексте надо смотреть, в каком контексте идут эти слова: Ефрем и Иуда, касаются ли они личных имён вот этих или же Царств. Вот, чтобы не ошибиться, вы должны знать, что для каждого царства есть несколько названий – по географии, да. Израильское царство на севере от Иерусалима; Южное, или Иудейское царство – его колена составляли Иуда (основное) и Вениамин. И вот, разделение произошло по границе, можно сказать, – Ефрем и Иуда. Почему так произошло? Ефремляне обладали вот самыми сепаратистскими такими настроениями. И знаете почему? Они были в обиде на ту роль, какая им отведена. Они считали, что заслуги родоначальника их колена несопоставимы с прочими> : Ефрем – чей сын? Иосифа. А какую роль сыграл Иосиф в истории-то Израильского народа? Да он спас этот народ! Благодаря ему они четыреста лет прожили там! И вот, вдруг линия Завета пошла не через Ефрема, а через Иудино колено. Да чем же этот Иуда уж так знаменит? Если почитать 38-ю главу, так это соблазн. Евреи до определённого возраста запрещали своим детям читать 19-ю главу, Песнь Песней, и Экклезиаст даже, и 38-ю главу; потому что они могут посеять в их воображении, ещё не устоявшемся, очень отрицательные эмоции. И вдруг этот Иуда получает при благословении какое-то мессианское пророчество. Какое? «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). Следовательно, Мессию нужно ожидать из колена Иудина. И вот, из колена-то Иудина и происходит Давид, а раз Давид, то и Христос. Верно? Как он называется – Лев от колена Иудина (см. Быт. 49:9 ). Вот этот лев уснул и спит. Кто возбудит его? Никто. Он Сам возбудится, Сам воскреснет (см. Утреня во Св. Вел. Субботу – на Хвалитех стихиры самогласны). Вот внимательно слушайте, что будет петься в Великую Субботу перед Плащаницей. И вот там будет такая фраза: Ты уснул, яко от Иуды лев – Христос. Вот лев изображает царя зверей. Царь. Указание на царя. И вот Этот Царь уснул – не умер, а уснул. Через три дня Он воскреснет Сам самовластно, как от Иуды лев, – и всё это образы идут из Ветхого Завета, и вот, если мы с вами в эти образы не вживёмся, нам не понятен и Новый Завет. Мы выпали, к сожалению, и из церковного контекста, и из библейского. Посмотрите – всё воспитание в допетровской Руси зиждется на , и было глубоко церковным. Мальчики с пяти лет – Кто тя можетъ избжати, смертный часе? – гамму учили на этой фразе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И.Ц. Миронович Лекция 6. Чудеса – проявления всемогущества Божия В прошлый раз мы с вами рассматривали вопросы о соотношении Заветов между собой и о смысле Священного Писания. Заветы входят один в другой. Они находятся в онтологическом, природном единстве, так что книги Священного Писания лучше рассматривать как единую Книгу. Это уникальное явление. Библия писалась на протяжении 1500 лет разными авторами и в разные временные эпохи, и, тем не менее, она представляет собой единую книгу. Такого больше нет нигде. Вот, один знаток восточной религии, говорит, что если поставить на край стола все Священные писания восточных религий и на другой край поставить Библию, она мгновенно перетянет все эти духовные ценности. А ведь ими живёт значительное большинство людей на белом свете. Никак ещё не могут подойти и опознать Христа как единственного Богочеловека, Которым можно спастись. Нет вот. И посмотрите, с VIII-ro века, да и раньше, начинается движение в еврейском народе, и в это же самое время, в эти же века, появляются то Заратустра, то Будда, то Лао-Цзы, то Конфуций. Вот о чём этот параллелизм говорит? Да вот этот рогатый Мефистофель – он строит своё царство и свою духовность и прямо копирует то, что делает Господь. У Него появляются пророки – у этого готовы свои пророки; эти говорят – и эти говорят; там книги Священные – и эти < имеют свои книги > . Конечно, кто в чём воспитан, тот того и придерживается. И вот если бы мы с вами родились в Саудовской Аравии или в каких-нибудь Эмиратах, вряд ли бы мы были православными людьми, а если бы родились в Индии, то, может быть, исповедовали бы какую-нибудь разновидность буддизма или синтоизма – в Японии. Следовательно, надо благодарить Господа, что Он поместил нас вот в эту географическую точку, под тот меридиан, где религией является православная вера, христианская вера. Паисий Величковский не хотел жить там, где было много иноверных. Потому что их изменить практически невозможно. Ожесточение в народах существует, и его преодолеть может только благодать Духа. Наших сил с вами не хватает. Мы обречены жить с тремя религиями в России: с буддизмом, иудаизмом, мусульманством. Их сотни тысяч. И если бы Далай-лама согласился на предложение – не помню кто, кажется, Илюмжинов , что ли, предложил – он предложил Далай-ламе убежище у себя и выделил ему свыше сотни гектаров земли. Пожалуйста! Вот если бы он принял это предложение и поселился здесь – вот бы оранжевых-то приехало, вот бы оранжевых-то буддистов пришло! Это ещё надо благодарить Бога, что они вот где-то в Сибири, Бурятии, в Монголии, там ещё . А так – мусульманство, оно, по-моему, сейчас лидирует – ренессанс какой-то. И вот надо ещё посмотреть, почему Господь-то нам Измаила даёт вот такое победное шествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И.Ю. Ващева Содержание Введение Глава 1. Историческое время и пространство в представлении евсевия кесарийского § 1. Время и история. Античные и библейские истоки § 2. Евсевий кесарийский и система временных представлений на рубеже III-IV веков. Формирование новой концепции § 3. Этно-географическое пространство у евсевия кесарийского Глава 2. Концепция исторической причинности евсевия кесарийского § 1. Судьба, рок, случай в исторической концепции евсевия § 2. Бог, Промысл, провидение § 3. Дьявол, демоны § 4. Место человека в истории Глава 3. Историографический метод евсевия § 1. Техника исследования § 2. Критический метод евсевия § 3. Теоретические установки и принципы историописания § 4. Проблема объективности § 5. Проблема авторского самосознания Заключение     Введение Проблема становления раннесредневекового историзма занимает особое место в исторической науке. Сама постановка проблемы связана со многими сложностями. Во-первых, массу споров вызывает правомерность употребления термина «историзм» применительно к раннесредневековой эпохе. В отечественной науке «историзм» часто понимается как «принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями, составляющий неотъемлемую сторону диалектического метода» 1 . Исследователи зачастую связывают его рождение с эпохой Возрождения или Нового времени 2 . Не вдаваясь в дискуссии о времени возникновения «историзма» в таком понимании, отметим, что каждой эпохе было присуще собственное понимание исторического процесса, представление о связи событий и причинах, их порождающих 3 . Применительно к указанной эпохе, на наш взгляд, вполне оправдано использование термина «историзм» именно в этом, более широком, смысле – как совокупность представлений о ходе и закономерностях исторического процесса, складывающихся в период раннего средневековья. Исторические представления каждой эпохи представляют собой самостоятельную большую проблему. Без понимания этого огромного культурно-исторического пласта зачастую невозможно понять суть, внутренний смысл многих событий, мотивы поведения людей в той или иной ситуации, способы объяснения происходящих событий, понятные людям той эпохи «Так или иначе, писать историю во все времена означало поместить «события» в контекст (значений), соотнести их как часть с целым».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

(К объяснению загадочного события, записанного в XVI–й главе книги Чисел). Как бы ни было настоятельно предъявляемое к периодическим журналам требование современности и жизненности, но то всегда было и остается бесспорным фактом, что не одна современность интересует человека: древний мир сохранит свои интересы всегда, ибо и там мы видим того же человека с его добродетелями и пороками, с его разумом и страстями. Библейская же древность, помимо такого общего интереса, представляет еще и тот, что с ней связано у нас так много преданий, верований, взглядов, обычаев; поэтому одни раскапывают древность, чтобы поискать там данных к опровержению каких – либо учений современности, другие – чтобы подтвердить их. Между тем, древность интересна и сама по себе, и можно с любовью вдаваться в изучение ее подробностей, подобно тому, как постепенное увеличение масштаба географической карты и наполнение ее все более и более мелкими подробностями делает ее все более интересной и как бы живой. Такими подробностями мы и хотим наполнить одно событие из самого почти начала еврейской истории, – событие, которое косвенным образом содействовало прочному закреплению на последующие времена ветхозаветного теократического строя, единственного среди народов. Событие это рассказано в книге Чисел, в ее XVI – й главе: это – возмущение Корея и его сообщников против Моисея. Против Моисея!... Но неужели против него можно было возмущаться? Не он ли вывел из рабства народ еврейский? Не он ли его устроил? Не он ли его любил и хотел за него даже умереть? Или уже люди во все времена и во всех местах бывают так узко себялюбивы и неблагодарны, что в большинстве случаев их благодетели испытывают печальную долю непризнания и порицания? И за что бы возмущаться было против Моисея? Все эти и подобные вопросы невольно приходят на ум, как скоро станешь вдумываться в это событие. Поищем же на них ответа. Немецкие «источники» дают для понимания названного события, немного: но и из этого немногого большая половина не может быть принята, как несогласная со смыслом библейских показаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Кажется, они вообще впервые смотрят друг на друга: Россия офисная и Россия деревенская, жж-юзер neo_2010 и бабушка Анна Давыдовна в цветастом платочке, пожарник Толя, вторую неделю выходящий на огонь с голыми руками, и хозяин столичного ресторана, купивший Толе пожарные рукава. А вокруг - дымовая завеса, горящая страна, и по дорогам, пылающим с обеих сторон, пробираются, включив дальний свет, дорогие внедорожники, на лобовых стеклах которых - распечатанные на принтере таблички «Пожары. Везу помощь».  Без такой бумажки машину с московскими номерами могут и подрезать, но люди, сидящие внутри, стараются не обижаться. Мы слишком долго были если не по разные стороны баррикад, то, по крайней мере, - на разных планетах, и лишь теперь едем друг к другу по дорогам, на которых плавится асфальт, если он там вообще есть. Мы слишком долго жили, не чуя под собой страны, не чувствуя себя народом, не имея в сердце места для скорби, которая не касается лично нас. Мы были слишком увлечены развлечениями, чтобы отвлечься на чью-то печаль. И только когда земля запылала у нас под ногами, а на Яндекс-погоде вместо обычных «пасмурно» или «ясно» появилась строчка, веющая библейским ужасом: «неба не видно», - только тогда мы спохватились. Только тогда поняли, как написала одна москвичка, вернувшаяся с пожарищ, что «это не частное дело какого-нибудь рязанского старичка» и что «горит наша РОДИНА». И я думаю, многие только сейчас первый раз вообще осознали, что она - РОДИНА - у нас есть, и что это не просто фраза из прописей.   Многие вдруг обнаружили что-то личное в бесстрастной географии пожарных сводок. Забытое, казавшееся неважным, задвинутое в дальний угол воспоминаний, как старый велик с погнутым колесом.  У кого-то сгорел дотла дедовский дом, где уже давно никто не жил. И вот человек собирается (а сколько лет до этого собирался!) и едет сквозь дым. И, разыскав пепелище, вдруг чувствует, что оно - родное. Стоит с опущенной головой, вздыхает сквозь респиратор и не уходит. Вспоминает деда, детство, ржавую бочку с дождевой водой, в которой жили водомерки и загадочные подводные жуки... Вот она, эта бочка, закоптилась, но выжила, единственная из всех.

http://pravoslavie.ru/38629.html

Комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина Введение Автор Точно не установлено, кем и когда была написана Книга Иисуса Навина: существуют весьма противоречивые предположения от признания автором самого Иисуса Навина (такова, в частности, талмудическая традиция) до гипотезы, что книга написана неизвестным автором в поздний, послепленный, период. Имеющиеся в тексте книги замечания (напр., «до сего дня») наводят на мысль, что многие из ее источников (24,29–31) относятся к периоду между смертью Иисуса Навина и временем Самуила (ок. 1050 г. до Р.Х.). Поскольку в тексте говорится о Сидоне как о важнейшем городе Финикии (11,8; 19,28), некоторые комментаторы склонны датировать написание книги не позднее 1200 г. до Р.Х., когда эта роль перешла к Тиру. Во время описываемых в книге событий Иерусалим еще не был отвоеван у иевусеев (15,63) и Газер не был освобожден от хананеев (16,10). Тем не менее при датировке окончательной версии книги многие исследователи исходят из ее связи с Пятикнижием и книгами ранних пророков (см. Характерные особенности и темы). Введение перекликается с заключением книги Второзаконие ( Нав. 1,1 соответствует Втор. 34,1–12 , в особенности ст. 5, где Моисей впервые назван «рабом Господним»). Заключение книги Иисуса Навина (24,29–31) повторяется как Введение в Книге судей израилевых (2,6–9). Таким образом, можно предположить, что данная книга была написана неизвестным автором после смерти Иисуса Навина, но до событий, связанных с Саулом (ок. 1050 г. до Р.Х.) и его преемниками. Несомненно, целью автора было рассказать, как при жизни Иисуса Навина чудесным образом исполнились обетования Господни. Осознавая необходимость укрепления завоеванных земель, автор писал в ожидании появления нового достойного вождя, подобного Иисусу Навину, который сможет привести свой народ к окончательной победе над враждебными племенами. Трудности истолкования О трудности соотнесения археологических данных с библейскими рассказами свидетельствуют споры, которые ведутся вокруг Книги Иисуса Навина. Исследователей, которые рассматривают библейскую модель завоевания Ханаана как соответствующую историческому процессу расселения израильского народа в земле обетованной, можно разделить на две главные научные школы. Одна полагает, что существуют убедительные археологические свидетельства (напр., разрушенные ханаанские города) насильственного и успешного вторжения израильтян в Ханаан около 1250 г. до Р.Х. Сторонники другой школы утверждают, что археологические данные говорят в пользу версии, изложенной в 3Цар. 6,1 ; Суд. 11,26 и Исх. 12,40.50 , согласно которой это завоевание произошло раньше около 1400 г. до Р.Х. Но основные трудности обусловлены не вполне точной идентификацией современных географических точек с библейскими местами действия, разногласиями в датировке событий (библейская и научная хронология) и различной интерпретацией тех или иных данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Кришнаиты – кто они? История. Индуизм По утверждению историков, индуизм появился в Индии около 1500 г. до Р.Х. И хотя его литературное наследие может быть прослежено только с 1000 года до Р. Х., свидетельства о более раннем существовании этого явления можно найти в археологических источниках, исследованиях по сравнительной филологии и сравнительному религиоведению. «Индуизм» трудно назвать верованием и, тем более, религией – в действительном смысле этого слова. Это, скорее, цивилизация, возникшая в юго-восточной Азии. «Цивилизация», главные культурные «памятники» которой, – разные традиции и религии, исповедуемые народами и племенами, населяющими Индостан. Подавляющее большинство жителей Индии (около 83%), придерживаются индуизма, благодаря чему он и является одной из мировых религий. Применение слова «индуизм» в индологической литературе в целом и, в частности, в данной работе требует некоторых пояснений. Само это слово индусы не употребляют, называя свою религию «хинду-дхарма» («закон индусов») или «хинду-самая» («вера индусов»). Вишнуиты и кришнаиты называют себя «вайшнавами», что означает – «слуга Вишну». Слово «хинду», от которого и происходит термин «индуизм», появилось в работах мусульманских авторов в эпоху раннего средневековья 1 , чтобы обозначить те явления индийской культуры, которые отличались от ислама , а также от буддийской и джайнистской традиций. Но задолго до возникновения ислама это слово, как географическое наименование, встречается в Библии: ( 2Езд. 3:2 ), ( Есф.1:1 ), ( Есф.3:13 ), ( Есф.8:9 ), ( Есф. 8:12 ). В библейских текстах на иврите оно прочитывалось как «нодду»; на арамейском «ниндья». Этот расплывчатый термин был впоследствии воспринят в форме «индуизм» (хиндуизм) европейцами. Для них он стал означать всю совокупность явлений религиозной, культурной, социальной, бытовой жизни Индии, видимым образом отличающихся от христианских и мусульманских религиозных воззрений, и культурных традиций. Также, наряду со словом «ниндья», в Библии встречается другое обозначение Индостана, это слово «офир» ( 3Цар. 9:28 ), ( 3Цар.10:11 ), ( 3Цар.22:48 ), ( 2Пар.8:18 ), ( 2Пар.9:10 ), ( Тов.13:17 ). Возможно, оно происходит от имени Офира, сына Иоктана, из рода Сима ( Быт.10:29 ; 1Пар. 1:23 ). Впрочем, совпадение с именем сына Иоктана может быть здесь только внешним. По библейскому преданию индийцы произошли от Мадай 2 (санскр. – Ману), сына Иафета 3 , сына Ноя ( Быт.10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010