Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Мотовилов. Фотография. Сер. XIX в. Николай Александрович (12.05.1809, с. Рождественское (Цыльна) Симбирского у. и губ.- 14.01.1879, там же), духовный писатель. Происходил из старинного дворянского рода, берущего начало от Федора Ивановича Шевляги, брата боярина Андрея Ивановича Кобылы, жившего в XIV в. Мотовиловы являлись крупными землевладельцами Ярославского у. Во время опричных переселений XVI в. одна из ветвей рода получила земли в Арзамасском у., где его представители заняли почетное место среди вотчинников. В нач. XVIII в. предок М. Кирилл Михеев Мотовилов с братом Данилой получил поместье в Симбирском у., размеры к-рого впосл. были увеличены его потомками. Отец М. подпоручик Александр Иванович служил в гвардии, после отставки ок. 2 лет прожил «в просфорном послушании» в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (Записки. 2005. С. 34). Но в списках монашествующих Саровской обители А. И. Мотовилов не обнаружен. Вскоре он женился на симбирской дворянке Марии Александровне Дурасовой. М. был крещен 14(15?) мая 1809 г. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отец скончался. Вскоре мать с сыном посетили Саровскую пуст., где получили благословение прп. Серафима Саровского . Ок. 1820 г. М. был отдан в частный пансион И. Ф. Лейтера в Казани. Это солидное (насчитывало до 60 учеников) учебное заведение пользовалось хорошей репутацией и негласно считалось благородным пансионом Казанского ун-та, на словесный фак-т к-рого 9 авг. 1823 г. М. поступил как своекоштный студент. Еще будучи в пансионе, М. высказывал собственное мнение по нек-рым богословским вопросам, за что бывал наказан. Однако получил поддержку Казанского и Симбирского архиеп. Амвросия (Протасова) . Обучение М. пришлось на время реформирования ун-та при попечителе Казанского учебного округа М. Л. Магницком. Реформаторы стремились остановить распространение вольномыслия в студенческой среде, для чего были приняты особые меры по укреплению дисциплины, а также введены в университетский курс богословие, церковно-библейская история, церковное красноречие, церковнославянский язык. М. также прослушал курсы российской поэзии, всеобщей и российской истории и географии, всеобщей и российской статистики, истории философских систем, логики, российской словесности, латинского, греческого и французского языков. При этом показал «очень хорошие» способности, отличался прилежанием и примерным поведением, а также «совершенно удостоверил в приобретенных им познаниях» (ГАНО. Ф. 639. Оп. 126. Д. 9076. Л. 4). 28 июня 1826 г. М. окончил Казанский ун-т с ученым званием «действительного студента», что давало ему право поступления на службу с чином губернского секретаря (12-й класс по Табели о рангах).

http://pravenc.ru/text/2564244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЕСТИНА [Греч. Παλαιστνη; евр.  ; лат. Palaestina; араб.  ], историческая область на древнем Ближ. Востоке, у юго-вост. побережья Средиземного м.; регион, с к-рым связано большинство событий библейской истории. В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. в ряде областей этого региона сформировались государства древних евреев (см. ст. Израиль древний ). П.- провинция (группа провинций) Римской империи , место Воплощения, земной жизни, проповеди, Крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, а также регион возникновения первых христ. общин, формирования Иерусалимской Православной Церкви . География На территории исторической П. расположены современные гос-ва Израиль , Палестина (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) и зап. районы Иордании . П. примыкает с востока к побережью Средиземного м.; ограничена на юге и юго-западе Синайской и Аравийской пустынями, на востоке - Сирийской пустыней. На севере П. граничит с древними странами - Сирией и Финикией (см. также Ливан ). Традиционно границей между этими регионами являются район Голан, а также горные массивы Ермон и Кармил , отделяющие холмистые равнины Галилеи и Самарии в Северной П. от Ливанских гор и исторических областей Келесирия (совр. вост. районы Ливана) и Арам (район Дамаска, совр. юго-запад Сирии и север Иордании). Географически П. делится на 3 зоны: прибрежную равнину; центральное нагорье, к-рое переходит в долину р. Иордан ; нагорье к востоку от Иордана, Галилейского моря и Мёртвого м. (Заиорданье). Уровень осадков в различных районах П. снижается от севера к югу, так что во все эпохи древности и средневековья сев. районы П. были более развиты экономически, чем южные. Происхождение названия Происхождение названия П. сложно; в основном оно является внешним по отношению к коренному населению этой страны. Название Палестина восходит к эпохе позднего бронзового века: слова «палест», «паласту», «филист» с XII в.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 5. Перечень литературы Сегодняшнюю лекцию начнем с перечня литературы, необходимой для подготовки к сдаче экзамена и к написанию письменных работ. Прежде всего у вас должна быть Библия – желательно Синодального издания 1896 г., которое неоднократно у нас переиздавалось. Это стандартное издание, содержащее все книги – и канонические, и неканонические. Желательно, чтобы тексты, которые мы будем использовать, читались вами и на русском, и на славянском языках для более глубокого проникновения в их содержание. Можно пользоваться и Библией других изданий. Не пренебрегайте и богослужебной литературой. В частности, рекомендую вам Триодь постную, т.к. там очень много текстов, связанных с Ветхим Заветом (то, что мы называем паремиями). Затем – произведениях свв. отцов: св. Василия Великого (беседы на Псалмы, творения, части 1 и 2); св. Григорий Нисский , св. Иоанн Златоуст (любой том); св. Кирилл Александрийский («Толкование на пророка Исаию», творения, часть 8). Различные издания «Творений святых отцов» (издания разных лет). Н.Бердяев «Смысл истории» (Париж, 1923), «О назначении человека», или «Опыт парадоксальной этики» (Париж, 1931). Эта книга сейчас переиздается. Труды о.Александра Меня, в частности «Сын человеческий», «Магизм и единобожие», «О пророках». Есть такой католический богослов Буйе, у него есть книга «О Библии и Евангелии» (пер. с франц., Брюссель, 1965). Не могу не обратить вашего внимания на труды о. Сергия Булгакова – «Друг жениха», «Свет невечерний», «Лествица Иаковлева» и др. С ними вы должны обязательно познакомиться, чтобы иметь представление о богословской позиции о. Сергия, особенно в свете изучения Ветхого Завета. Проф. Введенский «Учение Ветхого Завета о грехе». Редкое издание, опубликовано в Сергиевом Посаде в 1905 г. Вуллит «Ур халдеев» – труды по библейской истории, географии и археологии. О. Александр Ельчанинов «История религии»; прот. Князев «Пророки» (Париж, 1972) – книга, которая производит сильное впечатление; по всей вероятности, автор не просто изучал Св. Писание, но и имел о нем свое мнение. Конечно, известный вам всем Лопухин – «Толковая Библия» и Комментарий к ней, а также «Руководство к Библии», «История Ветхого Завета» (с учетом того, что это написано 100 лет назад, автор многого не знал и смотрел глазами человека своего времени). Обязательно обратитесь к В.Н.Лосскому – «Очерк мистического богословия восточной Церкви». Без этой книги трудно будет говорить о проблеме греха, грехопадения, других аспектах ветхозаветного нравственного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Пятое Евангелие Слово к читателю В структуре библейского космоса, а значит, и в сакральной географии всего христианского человечества Иерусалим занимает особое, исключительное место. Это – «пуп земли», источник «силовых линий», пронизывающих и определяющих различные сферы духовности, творчества, культуры. Конечно, на современных географических картах Святой Град не изображается, как на средневековых, геометрическим центром «круга земного». Но в духовных координатах христианина средоточный пункт мировой истории по- прежнему там – у святынь Голгофы и Живоносного Гроба. Эта земля нам не чужая. Культура народов нашей страны исконно связана с древним наследием Святой Земли, Ближнего Востока. Русская, как и другие славянские культуры, – культура библейская. Вся система ценностных ориентаций, весь менталитет русского православного человека основаны на Новом Завете. «С востока Свет» – для России это верно не только в высшем смысле – в философии, литературе, художественной традиции; библеизмом проникнуты и самые глубокие пласты народного сознания и самовыражения. Во всем мире русского человека зовут библейским именем Иван (Иоанн). В праздник Богоявления каждая из российских рек становится Иорданью. Богослужебные сосуды для перенесения Святых Таин называли в старину сионами и иерусалимами. Вслед за Крещением Руси, когда славянская душа после долгой языческой дремы только-только пробуждалась к христианской жизни, вошли в нее впервые и навсегда – вместе с Евангелием, молитвой и иконой – далекие и с детства всем нам близкие слова и названия: Земля Обетованная, Иерусалим, Вифлеем. Русско-палестинские церковные и культурные связи не уступают по давности самой истории Руси и Русской Православной Церкви. Древнейшее упоминание этнонима Рус историки находят в одной из антиохийских хроник. Первый митрополит, крестивший Русь с князем Владимиром Красным Солнышком, был, по киево-печерскому преданию, святой Михаил Сирин, т.е. сириец по происхождению. XII век – особое время в истории. Эпоха крестовых походов радикально раздвинула духовный, политический и географический кругозор народов, открыв впервые людям христианской Европы – в том числе Руси – древневосточную колыбель цивилизации, Палестину, Евразию, целый мир Востока. Мы чаще и отчетливей вспоминаем – и совершенно справедливо – негативную сторону крестоносной эпопеи, но не всегда сознаем плодотворное значение того духовного порыва, который стоял за рыцарскими приключениями и географическими открытиями. Двухвековая «битва за Иерусалим» позволила европейцу, оказавшемуся вдруг на ближневосточном перекрестке религий, эпох, цивилизаций, оглянуться, задуматься и познать не Азию – самого себя, неизведанные глубины собственной духовности, веры, поэзии. Без этого открытия Западом Востока невозможны были бы ни трубадуры, ни готика, ни Данте с его головокружительной космологией Рая и Ада, ни Сорбонна с культом «арабского» Аристотеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление ЭКЗЕГЕЗА БИБЛЕЙСКАЯ (от греч. толкование, объяснение), толкование текста Свящ. Писания. Являясь Словом Божьим, выраженным через человеческое слово, Библия несет на себе печать тех эпох, когда писались ее книги, отражает особенности свящ. авторов (их личности, языка, воззрений). Это требует от Э. учета того историч. фона и «жизненного контекста», с крыми связаны библ. книги, а также филологич. исследований, позволяющих проникнуть в ход мысли свящ. авторов. Отсюда важность для Э. исагогики, включающей проблемы канона, датировки и атрибуции свящ. книг, различных форм критики библейской (текстуальной, литературной, исторической, историко-литературной и др.) и дополнительных дисциплин (археологии, географии, палеографии, изучения Древнего Востока и античности). Свящ. Писание есть письменно зафиксированное Предание Церкви (сначала ветхозав., а затем новозав.), следовательно, Библию необходимо рассматривать в целостном контексте ее канона и христ. церк. учения. Христианская Экзегеза на протяжении веков вырабатывала принципы толкования Библии. Эти принципы включают аллегорический, прообразовательный, анагогический, историко-литературный, тропологический и др. подходы к Библии, которые по существу играют взаимодополняющую роль. Так, недостаточно установить лишь букв. смысл текста и объяснить его с т. зр. древнего культурного контекста. Важно найти в нем Слово Божье, обращенное к человеку всех времен и народов. Только во взаимодействии всей совокупности приемов Э. раскрывается духовное богатство Писания в его многогранной полноте Экзегеза, герменевтика: методы толкования Ветхого Завета Необходимость толкования Библии Подобно богослужению и иконе, Библия – это целый мир идей и образов, целый организм, впитавший в себя множество традиций. Она имеет свою символику, язык, структуру, которые (как богослужение и икона) требуют углубленного, духовного, проницательного подхода. Не все в ней «лежит на поверхности», иное нуждается в пояснении, иное – в сравнительном анализе. Библию недостаточно просто читать: как Слово Божие она требует благоговейного молитвенного вживания, как слово человеческое – тщательного изучения. Свт. Иоанн Златоуст писал, что «неясности некоторых мест в священных книгах нередко происходят от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают» (Беседа на 1Кор.29:1). Экзегеза и герменевтика

http://azbyka.ru/ekzegeza

Соборность – слово, которого нет в Символе веры РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99371.html 30 января 2013 Ирина Лухманова, Дмитрий Ребров Соборность – слово, которого нет в Символе веры Источник:  Нескучный сад Соборы – это институт церковного управления, освященный двухтысячелетней историей христианства. Но часто говорят о " соборности " как о непреложном законе церковного устройства. Что это такое, кто придумал этот термин и что он должен значить для нас сегодня? Объясняют протоиерей Александр ЗАДОРНОВ, преподаватель Московской духовной академии, специалист в области канонического права; протоиерей Георгий ОРЕХАНОВ, доктор богословия, доцент кафедры истории РПЦ ПСТГУ; Александр КЫРЛЕЖЕВ, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Что такое соборность? – Соборной была названа Церковь в Никео-Цареградском символе веры (IV век). Однако само понятие " соборность " мы встречаем лишь в XIX веке. Значит ли, что учение о соборности – новое? Как связаны между собой понятия соборность и соборная церковь? Протоиерей Александр ЗАДОРНОВ: – Русскому слову " соборность " в греческом тексте Символа веры соответствует " кафоличность " , " вселенскость " . Оба свойства (при спорности точности перевода) обозначают то, что Церковь как Богочеловеческий организм – всегда " больше суммы всех своих частей " , то есть отдельных Поместных Православных церквей и их канонических подразделений. Точно так же как в Евхаристической чаше на Божественной литургии в одном конкретном приходе присутствует Сам Христос, а не какая-то Его часть, присутствие Церкви в этом мире не зависит от географических и количественных показателей: немногие апостолы в Сионской горнице и православные христиане в огромных переполненных храмах сегодня – члены одной и той же Церкви. В XIX веке русские славянофилы использовали это слово для построения своей собственной, прежде всего социальной, теории, имеющей мало общего с изначально церковным смыслом этого слова, и потому, конечно, " соборность " в размышлениях Аксаковых о крестьянской общине далека от православной экклезиологии. Единственный, кто пытался совместить собственно социальный и церковный аспекты, это, конечно, Хомяков.

http://religare.ru/2_99371_1_21.html

Шлегель Уильям Заселение Земли и период Судей Раздел земель между коленами Израиля 1400 до Рождества Христова Города и территориальные наделы колен Израиля описаны в 13–19 главах книги Иисуса Навина. Об историчности этого говорит подробная географическая информация в них. Эти главы были написаны человеком, близко знакомым с землёй Израиля. Например, одна граница у Вениамина подходит «к горе, которая на южной стороне Беф-Орона Нижнего» ( Нав.18:13 ). Описание таких деталей может исходить только от очевидца. Другие подробности см. на региональных картах (раздел 1). 1. МОАВ и АММОН находятся за Иорданом. Как уже отмечалось в пояснениях к картам 3–1 и 3–2, израильтяне не нападали на Едом, Моав или Аммон ( Втор. 2:8–19 ). 2. Колена РУВИМА, ГАДА и ПОЛОВИНА колена МАНАССИИ (MAXIP) поселились за Иорданом на землях, захваченных у аморрейских царей Сигона и Ога. Эта территория тянулась от реки Арнон на юге до горы Ермон на севере. Рувим поселился на плоскогорье к северу от реки Арнон; Гад – в южной половине Галаада, нагорной местности южнее реки Иавок. Половина колена Манассии (называемая также Махир по имени сына Манассии) получила северную половину Галаада и Васан ( Числ. 32 ; Втор. 3:8–10 ; Нав.13:8–32 ). 3 . Колена, находившиеся на восток от Иордана, знали, что рифтовая долина Иордана и Мёртвое море служили границей между ними и остальными коленами Израиля. Поэтому, беспокоясь о том, чтобы их израильские корни не были забыты, они построили на берегу Иордана копию жертвенника скинии. Жертвенник должен был служить свидетельством для будущих поколений, что эти колена, жившие на восток от Иордана, тоже были израильтянами ( Нав.22:10–34 ). 4 . Наделы колен ИУДЫ и Иосифа (ЕФРЕМ и МАНАССИЯ) находились в центре Нагорной местности на западе Ханаана. Интересно, что эти колена получили свои территориальные наделы прежде остальных, не ожидая бросания жребия ( Нав.14– 16 ). Это положение в центре нагорной местности показывает их значимость. Иуда и Ефрем были ведущими коленами. Большую часть истории Израиля между этими двумя коленами было взаимное непонимание и даже вражда в отношении определения лидерства. В итоге, как сказано в Пс. 77:67–68 , божественно избранный Царь Израиля вышел из колена Иудина:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Шлегель Уильям Исход и завоевание Обетованной Земли Исход и путешествие через Синай 1446 до Рождества Христова «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» ( Исх. 20:2–3 ). Значение исхода Исход из египетского рабства и заключение завета с Яхве на горе Синай – два самых значимых события в истории Израиля. Они обусловили взаимоотношения израильтян с Яхве и сформировали их как народ. Эти события народ должен был постоянно хранить в памяти и вспоминать во время празднования Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Они снова и снова упоминаются и в Ветхом, и в Новом Завете, служа прообразом великого искупления, совершённого Богом через Мессию, Иисуса ( Лук. 22:19 ; Евр. 12:18–24 ). Дельта Нила В Гесеме, находящемся в восточной дельте Нила, народ израильский жил и умножался ( Быт. 47:6, 27 ). В этом регионе был город Раамсес (телль эд-Даб’а, называемый в период гиксосов Аварисом; Быт. 47:11 ; Исх. 1:11; 12:37 ). Он располагался у Пелузийского рукава Нила, ныне пересохшего. География полуострова Синай Полуостров Синай по форме напоминает треугольник, длиной около 400 км с севера на юг и шириной 240 км на севере. Его треугольное очертание сформировали два залива Красного моря. На западе Синай от Египта отделяет Суэцкий залив, а на востоке от Аравийского полуострова его отделяет Акабский залив. Синайский полуостров имеет три основные географические зоны: 1 . 30-километровая песчаная полоса вдоль Средиземно- морского побережья. 2 . Известняковое плоскогорье в центральной части Синая. Большая его часть изрезана вади эль-Ариш и его притоками, несущими воду в Средиземное море. Место, где эль-Ариш впадает в Средиземное море, в Библии названо рекой Египетской. Эта река была частью южной границы Обетованной Земли ( Быт. 15:18 ; Числ. 34:5 ; 3Цар. 8:65 ). 3 . Высокие гранитные горы на юге Синая, разрезанные сухими руслами из песка и гравия. Горы здесь достигают 2500 метров в высоту. Высохшие русла служат дорогами для путешествий через горы. Одна из гор в регионе (гора Синай, традиционное месторасположение) сегодня называется Джабал Муса (гора Моисея). Она достигает 2285 метров в высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Шлегель Уильям Разделённая монархия I Разделение царства и кампания Сусакима 931–925 до Рождества Христова 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦАРСТВА, 3 Царств 12 Когда в 931 году до Р.Х. умер Соломон, объединённая монархия разделилась на царства Иуды (дом Давидов) на юге и Израиля (называемое Ефремом и позже Самарией) на севере. Создание нового государства на севере стало предпосылкой для будущих исторических и пророческих книг Библии. Подчас эти еврейские монархии воевали друг с другом; иногда создавали союзы. Временами одна из них вступала в союз с язычниками против другой. Книги Царств ясно показывают, что это разделение было Божьим судом за неверность Соломона принципам завета, который Бог заключил с Давидом. Северное царство просуществовало 210 лет, пока в 722 году не было уведено в плен Ассирией. Иуда продержался до 586 года, а затем был завоёван Вавилоном. Авторы Библии оценивали деятельность царей Израиля и Иуды согласно их верности завету с Яхве. Каждый царь получал соответствующую оценку. Из царей Израиля ни один не был оценён положительно. Некоторые, как первый царь Иеровоам, получили крайне негативную оценку. Сын Соломона Ровоам тоже был оценён отрицательно за поклонение идолам и культ мужской проституции ( 3Цар. 14:21–25 ). Ровоам отправился на воцарение в Сихем, что показывает явную необходимость подтверждения контроля над северными коленами. Сихем – естественная географическая столица региона горы Ефремовой, поскольку находится в центре долин, формирующих удобный маршрут с востока на запад через Самарию. Сихем также ассоциировался с заветом с Яхве ( Быт. 12:6–7 ; Нав.24:1 ). Воцарение Ровоама потерпело неудачу, когда северные колена попросили об облегчении налогового бремени, возложенного Соломоном. Руководимые Иеровоамом из Ефрема северные колена объявили о своей независимости: «Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом. По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» ( 3Цар. 12:16 ). Пенуэл, Вефиль, Дан Кроме Сихема Иеровоам построил в Галааде Пенуэл, ставший административным центром Заиорданья. Маршрут вади Фара соединяет Пенуэл с Сихемом. Заиорданье от реки Арнон и со всем Галаадом вошло под контроль Северного царства. Но священники и левиты в знак верности монархии Давида в Иудее ушли из Северного царства ( 2Пар. 11:13–14 ). Испугавшись массового исхода из своих земель, Иеровоам построил соперничавшие религиозные святыни с золотыми тельцами в Вефиле и Дане. Создание этого нового культа было строго осуждено ( 3Цар. 13:1–6 ). Это стало известно как «грех Иеровоама», за который был осуждён Израиль ( 3Цар. 13:34 ; 4Цар. 17:22–23 ), Высоты в Дане, поддерживаемые последующими царями Израиля, были найдены при археологических раскопках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  4.7 из  5) Отзыв о книге " Библейский атлас. История и география библейских земель " Осторожно: совсем небиблейский “Библейский атлас” Купили детям на Рождество Христово толстенную книгу: “Библейский атлас. История и география библейских земель” М., “Арт-Родник”, 2010. Издание красивое, бумага хорошая, картинки большие, качественно напечатанные. Раньше мы купили тоненькое издание “Библейский атлас” Тима Даули, содержание которого сводилось исключительно к археологическим раскопкам и картам, так что внимание, так, сказать, было уже притуплено. Книжка запечатана, раскрывать при покупке не дают. А жаль, если бы дали посмотреть хотя бы состав авторов, это многое бы объяснило. Список авторов обширен, напечатан микроскопическим шрифтом, но, право, его стоило бы осилить прежде покупки. Среди авторов – такие “достойные” личности, как “первая женщина-пресвитер Объединённой Австралийской церкви др Анна Грант-Хендерсон”. Что могут написать о Священном Писании такие “теологи”, можно догадаться и без дальнейшего чтения, да как-то нечасто попадается современная западная литература такого толка и внимание, как сказано выше, притупилось. С первых слов о сотворении мира стало понятно, что авторы в Бога не верят совершенно. Священное Писание для них – это “легенды”. Это не мешает им использовать напыщенно-назидательный слащавый тон в соответствующих случаях. В сочетании с тем, что никакого Бога для авторов не существует, разговоры о каких-то Его Заповедях выглядят комично, если не шизофренично. Вопрос о Содоме и Гоморре, центральный для современного Запада, авторы попытались обойти довольно топорно. Оказывается, эти города были наказаны за “скупость и гордость”. Могли бы придумать что-нибудь пооригинальнее. Там где авторы отходят от слащавости, они неожиданно резки. Некоторые восторженные почитатели западных “теологов” пребывают в каком-то блаженном неведении о реалиях современного католичества и протестантства. Не хотелось бы приводить цитату, но надо: “Современные комментаторы занимают более критическую позицию, указывая на то, что Иисус предстаёт в Евангелиях как фигура загадочная и неоднозначная. Они напоминают, что он вёл себя как безумный, грубил матери, проявлял жестокость, был подвержен необъяснимым приступам ярости и произносил непонятные речи. Пожалуй, эта точка зрения, хотя и экстремальная, ближе к истине, чем представление о добреньком Иисусе из детских молитв…” Орфография сохранена: Иисус для авторов – не Иисус Христос, и вместо “Он” – “он” (С. 406).

http://azbyka.ru/fiction/biblejskij-atla...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010