М.И. Савваитский Отдел второй. Путь исхода израильтян из Египта. По библейскому повествованию израильтяне, отправившись из Раамсеса, первым станом расположились в Сокхофе ( Исх.12:37 ); следующий стан их был в Ефаме, в конце пустыни ( Исх.13:20 ); здесь израильтяне получили от Бога через своего вождя повеление, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-гахирофом, Между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном ( Исх.14:2 ); в этом пункте настиг израильтян фараон. Так описывая путь исхода израильтян из Египта, библейский повествователь делает пояснительное замечание, что Бог не повел народ по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю ( Исх.13:17–18 ). Какого же пути держались евреи при своем выходе из Египта, из какого пункта земли Гесем они вышли главной своей массой, и в каких именно местах восточной части Египта расположены были их промежуточные, до перехода через Чермное море, станы? Насколько этот вопрос важен и интересен и сам по себе, в виду данных в библейском повествовании географических указаний относительно пути израильтян при выходе их из Египта, – и особенно по своему отношению к месту перехода через Чермное море, настолько же он и труден для определенного, положительного решения. Трудность эта зависит не столько от краткости самого библейского повествования, указывающего и сборный пункт, откуда вышла по крайней мере главная масса еврейского народа, и определяющего четырьмя географическими пунктами (Пигахироф, Мигдол, Ваал-Цефон и море) место последнего, перед самым переходом через море, стана евреев и обозначающего кроме того два промежуточных стана (Сокхоф и Ефам), – сколько от многочисленных, физико-климатических и политических переворотов, потрясавших в течение тысячелетий египетскую страну и скрывших под грудами развалин и наносами песка следы древне-исторических событий. От эпохи исхода евреев из Египта до настоящего времени прошлро более 30 веков; в этот значительный промежуток времени самая почва древнего Египта изменилась по местам почти до неузнаваемости её первоначального вида; пески пустыни захватили и покрыли собой значительную часть египетской территории, некогда оплодотворяемой разливами Нила; древние названия египетских областей заменены новыми; язык древних египтян известен современному человечеству только в мертвой форме гиероглифических надписей на древне-египетских могилах и других древних монументальных зданиях; само Чермное море, бывшее свидетелем великого акта страшного суда Иеговы над лицом самого фараона, изменилось и в своих границах и в очертаниях своих берегов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛУМБ Х. Колумб. 1519 г. Худож. Себастьяно дель Пьомбо (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Х. Колумб. 1519 г. Худож. Себастьяно дель Пьомбо (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) [Коломбо, Колон; лат. Columbus; итал. Colombo; испан. Colón] Христофор (Кристофоро, Кристобаль) (между 25.08. и кон. окт. 1451, Генуя - 20.05.1506, Вальядолид), мореплаватель, в 1492 г. открывший Америку. Отец К., Доменико Коломбо, занимался суконным ремеслом и торговлей. В юности К. получил опыт каботажных плаваний вдоль побережья Лигурии. Неизвестно, где он учился; свои познания в области геометрии, астрономии и географии он, видимо, получил самостоятельно. В 1470-1472 гг., вероятно, был корсаром на службе правителей Анжуйского дома. Ок. 1472-1473 гг. занимался торговлей на Средиземном м., посетил о-в Хиос. В 1476-1477 г. находился в Лиссабоне. В 1478-1479 гг. был агентом генуэзского дома Чентурионе, закупая сахар на Мадейре. Женился на Фелипе Мониш Перештрелу, португалке с итал. корнями, дочери Б. Перештрелу, капитана-донатария о-ва Порту-Санту из архипелага Мадейра. Родственники жены принадлежали к окружению португ. инфанта Генриха (Энрике) Мореплавателя, благодаря чему К. получил доступ к сведениям о португ. географических открытиях; на португ. судах он ходил по Атлантике от Англии до Гвинеи, неск. лет жил на о-ве Порту-Санту. К кон. 1483 г. у К. оформился замысел достичь стран Востока зап. морским путем. План представлялся экономически выгодным, поскольку функционирование традиц. торговых путей, соединявших Европу со странами Востока, было затруднено в результате экспансии Османской империи. Исходя из достаточно распространенной в то время идеи шарообразности Земли, К. хотел доказать, что к западу от Европы находятся неизвестные европейцам населенные земли, к-рые в свою очередь связаны с уже известными европейцам странами Востока. Наряду с библейскими пророчествами и книжными источниками («Образ мира» французского богослова Пьера д " Айи, «Книга Марко Поло» и др.) на К.

http://pravenc.ru/text/1841804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла От редакции печать От редакции «Православная энциклопедия» является специализированным справочным изданием, ставящим перед собой две задачи: 1) дать всеобъемлющую информацию по двухтысячелетней истории и современному состоянию вселенского Православия; 2) ознакомить читателя с др. христианскими конфессиями, нехристианскими религиями, а также с явлениями науки, культуры, философии, искусства, политики, так или иначе связанными с религией. Особое внимание Энциклопедия уделяет церковной жизни в XX в., сведения о которой практически отсутствуют в справочной литературе. Священное Писание, священная история и библеистика представлены статьями о лицах, названных в Библии, географии и археологии Святой земли, библейском богословии, библейских кодексах, ересях, связанных с толкованием Библии, а также статьями о крупнейших экзегетах. Святоотеческое наследие рассмотрено в статьях, посвященных отцам и учителям Церкви. Значительное место в Энциклопедии уделяется понятиям православного догматического, основного, нравственного и пастырского богословия, а также религиозной философии, раскрытым в трудах крупнейших богословов, представителей классической и русской религиозной философии. Широко освещаются основные вопросы церковного права, история дисциплины, персоналии; большое внимание уделено отношениям Церкви и государства, вопросам государства и права и их соотнесению с православным мировоззрением, правовым аспектам семьи и брака. Статьи по литургике освещают историю христианского богослужения, различия между местными богослужебными традициями, описывают литургические термины, виды богослужебных текстов и литургические письменные памятники, богослужебную утварь и облачения, а также развитие литургической науки. В статьях по церковной музыке рассказывается о типах песнопений, распевах, музыкальных терминах, авторах песнопений, теоретиках церковной музыки, исследователях, исполнителях и педагогах, даны обзоры певческих традиций Востока и Запада, певческих книг, музыкальных и музыкально-теоретических памятников и их изданий, систем нотации, церковных хоров. Статьи по церковному искусству посвящены вопросам иконографии, иконописания, церковной архитектуры, а также дают представление об отдельных выдающихся иконописцах, архитекторах и светских живописцах, обращавшихся в своем творчестве к христианским темам.

http://pravenc.ru/text/73090.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАГОГИКА [от греч. εσαγωγ], традиц. название библейской дисциплины, предметом к-рой является история возникновения текста и канонического собрания книг Библии. В наст. время более употребителен синоним И.- Введение в Свящ. Писание. Общее понятие об И., название В соответствии с 2 частями христ. Библии И. принято делить на И. ВЗ и И. НЗ, а также на общую и частную. К общим вопросам И. относятся: состав и формирование канона Свящ. Писания (ВЗ и НЗ), начальные сведения об истории текста обеих частей христ. Библии, краткое введение в текстологию; иногда сюда включают также обзорные географические и исторические сведения о возникновении текстов ВЗ и НЗ, из истории древнего Ближ. Востока и греко-рим. мира, лит-ры этого времени. К частным вопросам И. относятся авторство, датировка, место и история создания текста отдельных книг Свящ. Писания, а также нек-рых их разделов; лит., в частности жанровые, особенности библейских книг; цель создания отдельных книг и их адресаты. Нередко изложение указанных вопросов сопровождается обзором содержания библейских книг, однако, напр., в Германии такие обзоры принято выделять в независимую дисциплину - Bibelkunde (Знание (содержания) Библии). Как общие, так и частные вопросы И. всегда находились в центре внимания библейской критики. Поэтому нек-рые авторы связывают становление И. в ее совр. понимании с появлением обзорных работ историко-критического направления (см. статьи Библеистика , Герменевтика библейская ). Название научной дисциплины - Введение (лат. Isagoge, Introductio) - восходит к названию работы, посвященной ВЗ, антиохийского ученого мон. Адриана «Введение в Божественные Писания» (Εσαγωγ ες τς θεας γραφς; предположительно 1-я пол. V в.). В Европе Введение как название научной дисциплины вошло в обиход начиная с книги доминиканца Сантеса Пагнино ( Pagninus S. Isagoges seu introductionis ad sacras litteras liber unicus. Lugdini, 1528).

http://pravenc.ru/text/674796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДА [евр.  ,   греч. Ιοδας; лат. Iudas], прав. (пам. в Неделю св. праотец), 4-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Лии, родоначальник одноименного колена Израилева ; название территории вокруг Иерусалима и к югу от него - место обитания колена И. Имя В словах Быт 29. 35: «[Лия]... зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда» - представлена народная этимология, в к-рой имя Иуда связано с глаголом   (корень  ) - восхвалять (ср. также игру слов в Быт 49. 8: «Иуда! тебя восхвалят братья твои»). В этом случае имя Иуда можно соотнести с формой 3-го лица ед. ч. муж. рода имперфекта породы хофаль   - «он будет восхвален». Эта традиционная этимология в XX в. была поставлена под сомнение, в частности, из-за того, что в подобных формах должна происходить элизия звука             Альтернативная этимология, возводящая имя Иуда к корню   была впервые выдвинута Э. Майером ( Meyer. 1906). Слабым местом этой этимологии является то, что в евр. языке корень   представлен лишь в существительном   - слава, в то время как имя   предполагает образование от глагольного корня. Обе этимологии рассматривают имя Иуда как теофорное, в котором конечное   представляет собой остаток теофорного элемента; т. о., имя Иуда означает либо «[Бог] да будет восхвален», либо «[Бог] да прославится» (ср. похожие варианты евр. имен в Библии: напр.,     и др.- подробнее: Hoop. 1997. P. 120). Имя Иуда в Свящ. Писании носят помимо патриарха еще 6 чел., к-рые жили в послепленное время (упом. в Книге Ездры и Книге Неемии); в эпиграфике допленной эпохи муж. имя Иуда также неизвестно; в качестве географического названия (или этнонима) И. упоминается как в эпиграфике допленной эпохи, так и в месопотамских клинописных текстах VIII-VI вв. до Р. Х. (           - Weippert. 1976/1980. S. 200). Согласно библейскому повествованию, территория И. названа по имени колена, а оно - по имени патриарха. Ряд зап. ученых XX в. (в т. ч.: Alt. 1953; Noth. 1954; Vaux. 1978), сомневаясь в достоверности библейских повествований, предполагали обратное развитие: от названия территории - к названию проживавшего на ней колена, а от него - к имени его прародителя-эпонима. Э. Липиньски, а также нек-рые др. сторонники этой гипотезы предлагают радикально иную этимологию имени Иуда - от араб. wahda - ущелье ( Lipi ski. 1973). История И. в кн. Бытие

http://pravenc.ru/text/1237745.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТПУЩЕНИЯ [лат. caper emissarius] (см. также ст. Йом Киппур ), одно из 3 животных (овен и 2 козла), предназначенных для исполнения очистительного обряда в День очищения ( Йом Киппур ) (Лев 16. 1-34). Овна первосвященник приносил в жертву за грех за себя «и дом свой» (Лев 16. 6). Затем, поставив 2 козлов (евр.  ) «пред лицом Господним, у входа скинии собрания», первосвященник бросал «об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (   букв.- «Азазелю») (Лев 16. 7-8). Обряд отпущения (Лев 16. 22). Миниатюра из Аггады. 1370-1400 гг. (Библиотека Венгерской АН. Будапешт. Ms.Kaufman A 387) Обряд отпущения (Лев 16. 22). Миниатюра из Аггады. 1370-1400 гг. (Библиотека Венгерской АН. Будапешт. Ms.Kaufman A 387) Этимология имени Азазель до конца не ясна (в ВЗ оно встречается только в Лев 16). Предлог   может иметь как направительное значение, так и значение адресата действия. Соответственно слово   в сочетании   может быть истолковано и как имя одушевленного существа, и как географическое название (к-рое в свою очередь может быть как собственным, так и нарицательным). Имеется 3 основных варианта интерпретации слова   В Септуагинте словосочетание   передается фразой «для отпущения» (τ ποπομπα; Лев 16. 8; 16. 26). Вариант перевода в Вульгате (caper emissarius) ( Milgrom. 1991. P. 1020) исходит из прочтения слова   как    «козел отсылаемый» (букв. «уходящий»); слово   (библейско-арам.  сир.  ), «идти, уходить»,- арамейское, однако оно встречается в ВЗ, напр., в Притч 20. 14, Иов 14. 11. Второй вариант перевода («гористая местность»), к-рого придерживаются нек-рые филологи ( Driver. 1956. P. 97-98), исходит из того, что в Лев 16. 26 имеется указание на труднодоступную местность. Эта версия опирается на толкование мидраша на словосочетание     (по синодальному пер.- «земля непроходимая») (Лев 16. 22) ( Milgrom. 1991. P. 1020). Третий вариант перевода исходит из того, что Азазель - это имя демона. Такое понимание преобладает в лит-ре мидраша в раннюю постбиблейскую эпоху (Енох 4, 6; Пирке рабби Элиезер), и именно его считают верным большинство исследователей Библии ( Milgrom. 1991. P. 1020).

http://pravenc.ru/text/1841684.html

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они 1 нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола 2 вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя: Вавилон 3 , ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» 4 . Такое повествование мы читаем на одной из первых страниц Библии , – повествование о начале существования знаменитого впоследствии Вавилона, столицы могущественных древних государей, средоточного пункта древневосточной культуры. Место, на котором положено было первоначальное основание Вавилона, сам Бытописатель указывает в Сеннааре. Это – большая равнина, лежащая среди рек Тигра и Евфрата и простирающаяся до самого Персидского залива. Такое топографическое положение Вавилона определяют и древние историки, и географы 5 . Кажется, от этого положения своего среди двух рек равнина Сеннаар получила и свое название 6 . В клинообразных ассиро-вавилонских надписях этого библейского названия страны мы не встречаем; там видим другое, по всей вероятности и филологически сродное с употребленным у Бытописателя: это «Сумир». Так (собственно «Сумир и Аккад») называли область своих владений все древние вавилонские цари, обозначая этим термином именно обширный округ, сосредоточенный вокруг столичного города своего Вавилона; ассирийские цари называли себя «царями Сумира и Аккада» только в то время, когда в числе непосредственных владений их был и Вавилон 7 . В северной части обширной равнины Сеннаар и было положено основание городу, получившему название Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Нет нужды подробно доказывать, что состояние нынешних дикарей представляют собой ассимиляцию, нужно ска­зать – очень искусную, схемы, остова первобытного существования человечества, и позднейших элементов регресса его, так – что при более древней основе быт дикарей полон наносами мистико-религиозного, национального, даже чисто географического характера, которые при некотором умении можно снимать, и пред нами выявится чистая библейская основа. Такой акт рафинирования, начавший применяться не так давно в богословской литературе, с поразительной ясностью констатирует всю несостоятель­ность и ложность эволюционной гипотезы происхождения человека и мира его представлений космологического харак­тера и высоту, и логичность библейской теории о начале современных дикарей 2 . – Особенно реален такой религиозный характер в обрядах, сопровождающих переход юноши в звание мужчины у всех диких народов. В новейшей этнологии вопрос о таких посвящениях при­нято ставить в связь с институтом детоубийства, кото­рый имеет повсеместное распространение и встречался при разных степенях культурного развития, начиная от ди­ких австралийцев и кончая казаками Донской области. Краткий анализ примеров подобного рода поможет нам после в решении вопроса о связи этого цикла обычаев с некоторыми библейскими темами. – Гуаносы южной Аме­рики убивают некоторых из своих дочерей непосред­ственно после рождения, мбаясы хоронят живыми детей мужского пола 3 также поступают южно-американские манаосы с обезображенными детьми или уродами 4 . Древние мексиканцы убивали одного из двойней 5 , в Арибо – в Гвинее – убиваются не только двойни, но и их матери, в Дагомее и в Нгуру – области, соседней с Унианиембе – двой­ней бросают в воду, так как в противном случае страну, по мнению жителей, ожидает голод, засуха, наводнение, вообще, рождение двойней считается непозволительным у всех Африканских народов 6 . Ребенок, появ­ляющийся на свет с каким-нибудь телесным недостатком, также не оставляется в живых почти ни у одного народа; интересно, что ребенок, рождающийся с зубами, топится неграми Homo в особом сосуде с водой 7 , у некоторых племен Замбези ребенок с телесной аномалией, называемый tlola, т. е. преступившим пределы, уста­новленные природой, убивается 8 . Кафры, зулусы, готтен­тоты так же относятся к своим детям, которые имели несчастье родиться с какой-нибудь аномалией или не в единственном числе 9 . В южной Африке, Австралии, Меланезии, Полинезии матери, по выражению Platz’a, „марают руки кровью своих детей» 10 . В Китае обычным пред­ставляется бросание большей частью девочек по близости воды 11 ; у древних персов до эпохи халифов было детоубийство 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Protas...

Обетованная земля, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собою ту небольшую гористую полосу, которая известна теперь под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов Ливанских гор на севере до Аравийской пустыни на юге, она имеет всего около 30 географических миль в длину и до двенадцати миль в ширину (считая в том и заиорданские уделы). Но, несмотря на свою внешнюю незначительность, она занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире. Страна эта в сущности была уединенная; она нигде не соприкасалась непосредственно с большими идолопоклонническими народами, и однако же не настолько была удалена от них, чтобы не иметь никаких сведений о них. Напротив, благодаря своему своеобразному положению, она находилась как раз посреди могущественнейших монархий, боровшихся между собою за преобладание, но так, что эта борьба не затрагивала неизбежно ее существования. Дороги купцов и воителей как по суше, так и по морю проходили по ее границам; караваны и полки, двигавшиеся с берегов Евфрата к берегам Нила и обратно, соприкасались с ее окраинами, но никакого важного пути не проходило чрез самую страну. Естественные преграды, отделявшие ее от окружающего мира, разобщали ее с этим миром, предоставляя ее населению свободу по своему желанию входить в сношения с чужими странами или сохранять свою отчужденную и полную самостоятельность и самобытность. Она соприкасалась как бы со всеми тремя частями тогдашнего света. Подле нее встречались между собой Азия, Африка и Европа. Это было средоточие, из которого в определенное время свет мог распространяться во все окружающие страны. Безопасность ее обеспечивалась самой природой: безводная пустыня на юге, непроходимые хребты гор на севере, безбрежное и негостеприимное у этих берегов море на западе и глубокая Иорданская долина с прилегающей к ней великой пустыней Сирийской на востоке – делали ее при некотором благоразумии и бдительности почти недоступной для завоевания. Там истинная религия, вдали от всяких чуждых влияний, могла беспрепятственно процветать среди избранного народа, который однако же сам имел все средства входить в сношения с окружающим миром и таким образом делиться с ним вверенным ему сокровищем. Так как земля обетованная занимала как раз серединное положение в древнем историческом мире, и около нее именно сходились и расходились те великие пути, по которым текла историческая жизнь этого мира и постепенно передвигалась с востока на запад, к великому бассейну Средиземного моря, то народ, которому выпало на долю владеть этой землей, не только становился наблюдателем всего хода исторической жизни окружающего мира, но в тоже время делался наследником всего исторического богатства старых народов востока и вместе с тем держал в своих руках лучшие надежды юного нарождавшегося мира – на западе. Выгоднее этого положения для народа, которому Промысл судил быть «светом для народов», не могла бы представить ни одна еще страна на земном шаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Область Египта, в которой поселился патриарх Иаков и жили его потомки, в Библии носит название Гошен=Гесем 10 и Рамсес 11 . В какой части Египта находилась эта область, прямо и нарочито не говорит Пятикнижие, представляя только в самом повествовании некоторые отдельные черты ее; равным образом и классические писатели не называют 12 в Египте местности или нома с этим библейским названием. Вследствие этого географическое определение земли Гесем представляет весьма значительные трудности, которые наука могла преодолеть только после многократных изысканий. Первые известные опыты этого рода, как и естественно, не были в достаточной степени удовлетворительными по своей голословности 13 или неопределенности 14 в указании этой области, и тем вызывали потребности новых изысканий, при которых довольно долгое время приходилось ограничиваться указанными отдельными чертами библейского повествования и отчасти древними переводами Пятикнижия. Пользуясь этими средствами, исследователи приходили, однако, к представлениям о земле Гесем, недостаточно устойчивым и согласным между собою; не у всех находило себе признание даже и то, что Гесем нужно полагать в Нижнем Египте 15 . Такой характер имели географические изыскания об этом предмете до конца XVIII в., когда усилившееся в западной Европе изучение арабских географических сочинений 16 и памятников коптского языка 17 , а особенно произведенные французскими учеными во время египетской экспедиции (1798–1800 гг.) исследования природы и памятников Египта 18 представили некоторые новые данные, между прочим, и для географического определения земли Гесем. С этого времени в исследованиях по этому предмету замечается большая устойчивость, и земля Гесем со значительной уверенностью полагается обыкновенно в восточной именно части Н. Египта 19 . С успехом начавшееся затем в первой четверти настоящего столетия изучение древнеегипетских письмен и языка с его многочисленными памятниками привнесло наконец в библейскую географию Египта и указания древнеегипетской жизни современной или во всяком случае близкой ко времени пребывания здесь евреев 20 . Одни из этих указаний возвысили до степени несомненности выработанное прежде представление относительно общего положения земли Гесем, тогда как другие, касающиеся более частных пунктов библейско-египетской географии, будучи неодинаково отчасти объясняемы и самими египтологами, продолжают вызывать еще потребность новых изысканий на почве древнеегипетской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010