Первый раз с именем Магога мы встречаемся в Быт.10:2 при перечислении сыновей Иафета, внуков Ноя; в ряду имен первых Иафетитов стоит имя Магога и в 1 кн. Паралипоменон 1Пар.1:5 . Что касается до имени Гога, то и оно носит характер имени собственного, что видно из той же 1 кн. Паралипоменон 1Пар.5:4 , где Гогом назван один из Рувимлян. К этим библейским свидетельствам, о значении имен Магог и Гог, можно присоединить еще обнародованные знаменитым ассириологом Шрадером данные клинообразных надписей, которые упоминают о царьке небольшого племени с именем Гагу или по иной дешифрации Гугу. Резюмируя поименованные показания, как вне библейские, так и библейские, мы можем придти к заключению, что нет препятствий к тому, чтобы усматривать в наименованиях Магог и Гог библейских пророчеств не простые звуковые фикции, но действительные исторические имена народностей, происходящие от имен их предводителей или родоначальников. Обращаясь к древним писателям, мы у них находим попытку этнографического определения народа с именем Магог. Иосиф Флавий, в «Иудейских древностях» 1, 6, говорит, что племя Магогов заимствовало свое имя от родоначальника Магога, греки же называют его скифами (Μαγωγης δε τους απ» αυτου Μαγωγας ονομασθεντας ωκισε Σκυθας δε υπ’ αυτν (т. е. греками) προσαγορευομενους. Tl. Ios. opera. Parisiis 1845, p. 14). Иудейская сивилла, следуя пророчеству библейскому, помещает Гога и Магога наряду с исторически известным враждебным Израилю нациями, Египтянами и Ливийцами, причем решительно переносит место пребывания исторически мало освещенных народностей, Гога и Магога, в Африку, в междуречье эфиопского плоскогорья (ныне Хабеш): Горе тебе, вещает сивилла, страна Гога и Магога, лежащая между рек Эфиопии, какое кровопролитие ты испытаешь, и все назовут тебя страной, над которой совершился суд, ибо твоя много орошенная небесной росой почва будет пить темную кровь (Or. Sib. von Friedlieb. S. 64–65). В другом месте сивилла говорит о Гоге и Магоге наряду с исторически совсем неизвестными врагами иудеев: Горе тебе, Гог, равно вам всем: Магогу, Марсону и Аггону, зло приносит вам рок (Ibidem S. 75). Эти последние слова иудейской сивиллы, конечно, не дают ничего для определения территории Гога и Магога на карте древле обитаемых человечеством земель. Блаженный Иероним при истолковании Иез.38:2 и Иез.39:6 , книга Иезекииля отождествляет Магога с свирепыми и многочисленными скифскими племенами, жившими по северную сторону Кавказского хребта, сосредоточиваясь на берегах Меотиды и на северной береговой кайме Понта Эвксинского, но следует заметить, что в свидетельстве пророка упоминаются наряду с Магогом и Гогом, – эфиопляне и ливийцы, представляющие с гипотетическими скифами антиподов древней географии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Фото: spbda.ru 29 января 2014 г. Церковная история: богословие или история? По материалам российских духовных академий 1860–1910-х годов История Церкви как научная дисциплина тесно связана с богословием. Одновременно она включена и в комплекс исторического знания. Сегодня светские историки все больше обращаются к церковно-историческим исследованиям,а богословы понимают необходимость компетентного применения исторических методов. В этой связи дискуссии о специфике церковной истории, ее преимущественной связи с богословским или историческим контекстом, начавшись eщe b XIX столетии, не прекращаются и в наши дни. О методах изучения истории Церкви, ее месте в системе научного знания размышляет доктор церковной истории Н.Ю. Сухова. Внешняя и внутренняя история Церкви Наибольший интерес представляет период 1860–1910-х годов, когда церковная история в России развивалась параллельно в высших духовных школах и в университетах, то есть в богословском и историческом контексте, что давало дополнительный импульс методологическим дискуссиям. Однако, чтобы проследить корни проблемы, нужно сказать несколько слов и о предшествующем периоде. В начале XIX века, в процессе духовно-учебной реформы (1808–1814), при систематизации «универсума духовной учености» на историю было обращено особое внимание: как высшим, так и средним духовным школам вменялось в обязанность «познание древней Истории и особливо Священной и Церковной» 1 . Но традиция «неотделенности» профанной истории от церковной была еще сильна. Поэтому при составлении проекта реформы в 1808 году история библейская и церковная с древностями (и библейская география) в семинариях, «история церковная, особливо греческая и российская» и «греческие и российские, наипаче церковные древности» в академиях были отнесены к классу исторических наук, а не богословских 2 . Однако при практической проверке проекта нового Устава в первой преобразованной Санкт-Петербургской академии (СПбДА) для церковной истории был выделен особый преподаватель, и очень важно, что им оказался иеродиакон Филарет (Дроздов) — ученик митрополита Платона. И в 1810 году, когда потребовалось разделить изучаемые в академии дисциплины на богословские (обязательные) и небогословские (вспомогательные), церковная история с древностями были отнесены к богословию 3 .

http://e-vestnik.ru/history/tserkovnaya_...

А. Соколов § 1. Первые места жительства людей Бог поселил Адама и Еву в раю, который находился в Едеме , на востоке. Моисей при описании рая говорит: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» ( Быт.2:10–14 ). Положение Едема определить в настоящее время с точностью невозможно. Большинство толкователей полагают, однако, что он находился в странах, лежащих близ Тигра и Евфрата. По изгнании из рая, Адам и Ева поселились на востоке его ( Быт.3:24 ). Каин, совершивши братоубийство, поселился в земле Нод , и построил в ней город и назвал его Енохом ( Быт.4:16–17 ). Не определено, где находилась эта земля. Больших сведений о том, где жили люди до потопа, в Св. Писании не имеется. По окончании потопа, ковчег Ноя остановился на горах Араратских , в Армении ( Быт.8:4 ). Ной и его дети, по выходе из ковчега, вероятно, поселились на востоке этой страны, потому что позже потомки их пришли с востока в землю Сеннаар : «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» ( Быт.11:2 ). Здесь, на берегах Евфрата, они начали строить город и башню; но Бог смешал язык их, и, переставши понимать друг друга, они рассеялись по разным странам. Город прозван Вавилоном – смешением ( Быт.11:8–9 ). § 2. Страны, населенные потомками Иафета Сыновья Иафета были: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас ( Быт.10:2 ). I. Гомер. Пророк Иезекииль называет этим именем народ, пришедший с севера ( Иез.38:6 ). Одни толкователи считают Гомера родоначальником народов Галатии, которые, до нападения на их страну Галатов, назывались Гомарами (Флавий); другие видят потомков Гомера в Фригийцах (Бохарт); третьи – в Кимврах или Киммерианах, обитавших в Херсонесе Таврическом или Крыме (Михаэлис).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Библейская география и топография. Наименование и границы Палестины При изучении географического положения различных стран древней и новой истории, наша мысль особенно останавливается на изучении географии Палестины. Эта страна имела и имеет несколько разных наименований, – то Обетованной земли, как земли, обещанной Богом и занятой, некогда, Израильтянами, земли, кипящей млеком и медом, вследствие необыкновенного плодородия и благосостояния оной, то Святой земли, как места земной жизни и общественного служения Господа нашего, Иисуса Христа, роду человеческому. Из слов кн. Бытия ( Быт. 15:18 ) явствует, что пространство земли, обещанной, некогда, Богом Израилю, простиралось от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата, тогда, как в действительности, за исключением, разве, небольшого периода времени, в царствование Соломона, оно оказалось, не точно соответствующим, указанным в Свящ. Писании, границам. Быть может, заметим со своей стороны, что обетование, отчасти, не исполнилось и по маловерию народа, которому было дано оное. Постоянными границами св. земли служили: к северу – Ливанские горы, к югу – Мертвое (Соляное) море и пустыня по ту сторону Вирсавии, к востоку – Сирийская пустыня, к западу – Средиземное, море, с Филистией на юго-западе и Финикией на северо-западе. Эта страна, бывшая много обширнее земли Ханаанской Ветхого Завета, лежавшей, всецело, на запад от Иордана, известна в настоящее время под названием Палестины (т. е. Филистия). Название Палестина прилагалось первоначально только к известной части приморского берега, а, вскоре после начала христианской эры, оно распространилось на всю страну. Крайние границы оной означены в Библии под двумя выражениями: 1) от входа в Емаф до реки Египетской ( 3Цар. 8:65 ) и 2) от Дана до Вирсавии ( 3Цар. 4:25 ). Первое выражение много точнее, и оным значительно объясняется последнее. Вход в Емаф, по всей вероятности, есть тот проход в северном конце Ливанской долины, который ведет к долине Оронта, т. е. к стране Емафской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Богослужебные отношения Израильтян Предисловие автора При составлении этого учебника Библейской Археологии, – появление которого, после трудов в этой области Евальда и Шаальшутца, не нуждается в каком-либо защитительном слове, – я старался представить порядок жизни Израильтян, как в его внешней Форме, так и в его религиозном значении, ясно и обстоятельно, при свете божественного Откровения. В таком намерении, из огромной массы археологического материала, заключенного во многих и объемистых специальных трудах, я брал только то, что было нужно для достижения указанной цели; точно также из многочисленной археологической литературы я упомянул только о важнейших сочинениях, полагая, что уже легкодоступный Biblische Realwôrterbuch Винера остальные сведения о них может восполнить. В план руководства, назначенного не для одних ученых, но и для практических богословов, могло входить не представление всего репертуара Библейской Археологии, а только такое описание библейских древностей, которое давало бы ясный образ не только внешней, но и внутренней, религиозной стороны жизни Израильского народа, чтобы таким образом помочь духовному и церковному пониманию ветхозаветных установлений и сделать Библейскую Археологию более плодотворною для богословской науки. Хотя в этой области много сделали уже основательные исследования древнего и новейшего времени, но я мог только в немногих пунктах оставаться при результатах предшественников; в большинстве же случаев я был вынужден переступать добытые результаты и вести исследование далее как в археологическом, так и теологическом отношении. За первою половиною этого руководства, обнимающею географико-физические основные положения и первую часть Археологии, в скором времени последует вторая половина почти такого же объема. При большой отдаленности моей от места печатания сочинения 1 делавшей решительно невозможною для меня проверку корректуры, в сочинение вкралось множество погрешностей. Из них важнейшие, действительно извращающие смысл, поправлены в прибавлении, а малые погрешности, касающиеся отдельных букв, особенно гласных точек еврейских слов, легко может исправить сам благосклонный читатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 11 Вавилонское столпотворение Быт.11:1 . На всей земле был один язык и одно наречие. Дав общую картину географического расселения первобытного человечества, бытописатель возвращается назад, чтобы объяснить нам его причину. Сначала, говорит он, «на всей земле», т. е. на всей обитаемой людьми земле, иначе – во всем человечестве, «был один язык», – или, как стоит в еврейском тексте – «одни уста», как орган членораздельной речи и «одно наречие», т. е. одна и та же материя и форма речи. Факт единства человеческого языка составляет основную проблему лингвистики, которая с большей или меньшей степенью успеха и осуществляется всеми выдающимися языковедами: сродство языков и общность многих корней в двух главных ветвях человеческой расы – семитической и индогерманской – почти не оставляют сомнения в том, что и эти две, главных разновидности некогда вышли из одного общего первоисточника. Каков был этот первобытный язык всего человечества, об этом мы можем судить лишь только гадательно; но несомненно, что мнение древних писателей ( Оригена , блаженных Иеронима и Августина, Диодора, Евсевия и пр.) в пользу первенства одного из семитических языков имеет на своей стороне то преимущество, что в одном еврейском языке находят свое начало первобытные имена (Адам, Ева , Каин, Сиф и пр.), что из него удобно объясняются имена многих древних народов (вавилонян, халдеев, кушитов и т. п.) и что, наконец, древнейшие остатки человеческой культуры носят довольно ясные следы кушито-семитического влияния. Быт.11:2 . Двинувшись с Востока, Так как ковчег Ноя после потопа остановился на горах Араратских, то Армения и была первым пунктом поселения послепотопного человечества. Хотя по отношению к Палестине, где Моисей писал свое повествование, Армения лежала на северо-востоке, но у библейских авторов не в обычае такая строгая география, а в преимущественном употреблении только указания на восток и запад. Но с другой стороны это выражение «с востока» подало повод некоторым ученым думать, что под «Араратскими горами» разумеется не Арарат Армении, а «Ариарата» – высочайшая гора в кряже Индунуша (Гиндукуша?) к востоку от Тигра, – та гора Низир, на которой по ассиро-вавилонскому сказанию остановился корабль Ут-Напистима после потопа. В таком случае выражение «двинувшись с востока» будет буквально верно, потому что Месопотамия или Сеннаар лежат как раз к западу от Ариараты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 17 1–3. Бедственная судьба Дамаска 4–6. и Израильского царства. 7–11. Причина падения Израильского царства. 12–14. Отмщение опустошителям Израильской страны. Ис.17:1–6 . Пророк предсказывает падение враждовавшим против Иудеи царствам Сирийскому и Израильскому, которые заключили между собою союз. Ис.17:1 . Пророче­с­т­во о Дамаске. – Вот, Дамаск исключает­ся из числа городов и будет грудою раз­валин. Когда произнесено это пророчество? Так как в нем говорится о предстоящем сокрушении силы Дамаска, а это событие совершилось при ассирийском царе Тиглат-Пилезере в 732 г., когда в Дамаске вместо царя был поставлен ассирийский губернатор, то пророчество должно было быть произнесено ранее этого года и даже ранее 735 г., до нашествия союзных войск на Иудею, потому что об этом нашествии здесь не сказано ни слова. Слово – см. Ис.13:1 . «Дамаск» – см. Ис.15:2 . Под Дамаском, вероятнее всего, разуметь всю Сирию, в которой Дамаск был столичным городом. Об исполнении пророчества Исаии можно судить по одной из надписей Тиглат-Пилезера, которая гласит: «бесчисленное множество (сирийцев) я велел обезглавить; дворец Адара, отца Рецинова, стоявший на недоступных горах, я осадил и взял; восемь тысяч жителей с их имуществом, Митинити из Аскапона... увел в плен; 500 (18 – по чтению Смита) городов из округов Дамасской страны я сделал как бы кучей мусору». (Срав. 4Цар.16 ). Впрочем, после этого разрушения Дамаск скоро опять был восстановлен, как это видно из пророчеств Иеремии и Иезекииля. Он и по сие время является одним из цветущих городов Востока. Ис.17:2 . Города Ароерские будут по­кинуты, – останут­ся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. «Города Ароерские», т. е. города восточной Палестины, где были два Ароера – один к востоку от Равва Аммона ( Нав.13:25 ), другой – на Арноне ( Нав.12:2 ); первый принадлежал колену Гадову, второй – Рувимову. Вероятно, пророк из всех городов заиорданской страны упоминает об этих городах для примера и по созвучию их наименования (Ароер) с еврейским словом, обозначающим понятие города (ar). От Дамаска туча гнева Божия идет, следовательно, по Галааду к югу, по владениям царства Израильского и потом переходит на западную сторону Иордана, в самый центр Израильского царства. Пророчество о том, что Галаад обезлюдеет, исполнилось. В настоящее время страна эта находится в запустении; только местами встречаются там племена диких хищных арабов (прот. Елеонский Библейская география т. I, стр. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 1. Поставление священной Скинии в Силоме. 2–9. Увещание израильским коленам, не получившим удела, и новая мера к надлежащему разделению оставшейся земли. 10–20. Жребий Вениаминова колена и границы доставшегося ему удела. 21–28. Города в этом уделе. Нав.18:1 .  Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими. Когда земля была покорена и Ефремово колено заняло свой удел в срединной ее полосе, «Скиния собрания» ( Исх.27:21 и др.) была перенесена из Галгала в Иорданской долине в Силом, город Ефремова колена. По Суд.21:19 , он находился «на севере от Вефиля и на востоке от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем». В настоящее время место его (найденное известным географом Палестины Робинсоном) носит название Сейлун. Холм, на котором он был расположен, окружен другими холмами и покрыт развалинами, носящими признаки древности. Силом находился в 8-и часах пути от Иерусалима в Сихем и в 4-х часах от последнего. Он избран местом для поставления Скинии, без сомнения, по божественному указанию, хотя библейский писатель не говорит об этом. Такое представление об избрании Силома внушается как постановлением Второзакония ( Втор.12:11 ), по которому Господь избирает место для пребывания на нем Своего имени (это постановление имеет в виду писатель кн. Иисуса Навина в конечных словах Нав.9:27 ), так и словами пророка Иеремии ( Иер.7:12 ): «пойдите на место мое в Силом, где я назначил пребывать имени Моему». Причина избрания этого места для общенародного святилища заключается, можно думать, в том, что последнее, находясь в середине Ханаанской земли, могло быть наиболее доступным для всего израильского народа. Нав.18:3 .  И сказал Иисус сынам Израилевым: долго ли вы будете нерадеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь Бог отцов ваших? «Нерадение», за которое укоряет Иисус Навин израильтян 7-и колен, не получивших еще удела, могло происходить и от привычки к кочевой жизни, среди которой родилось и выросло большинство народа, и от сознания больших трудностей, какие представляла для тогдашнего поколения израильтян оседлая жизнь в стране, в которой оставалось еще немало прежнего населения, борьба с которым требовала много мужества и напряжения сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКЗЕГЕТИКИ В самом начале этой главы следует сказать несколько слов о том, почему она так устроена: история в ней сочетается с методологией. В самом деле, курс физики, или географии, или лингвистики не нуждается в историческом введении: нам может быть любопытно, кто именно составил эту формулу или открыл этот остров, или описал этот язык, но для сути дела это не имеет никакого значения. Формула либо верна, либо нет, вне зависимости от ее авторства. Но дело в том, что экзегетика подобна не физике Ньютона, а скорее физике Эйнштейна: здесь бессмысленно говорить о каких-то процессах безотносительно к позиции наблюдателя. Первая глава, как можно надеяться, достаточно убедительно показала, что процесс понимания текста в огромной степени зависит от читателя, его установок, среды, намерений и убеждений. Следовательно, понять тот или иной экзегетический метод можно лишь тогда, когда мы будем что-то знать о его происхождении и изначальной сфере применения. Экзегетика – историческая область знания, не только в том смысле, что она разворачивается в истории, но и в том, что она неотделима от процесса развития человеческой мысли, а потому необходимо ставить любое экзегетическое исследование в верный контекст. Те или иные методы истолкования возникали не в безвоздушном пространстве, сами по себе, а среди людей, искавших ответа на определенные вопросы. Понять суть этих методов и научиться их применять можно только тогда, когда мы будем отчетливо представлять себе, на какие именно вопросы они были призваны ответить. Говоря очень огрубленно, можно выделить три принципиально разных подхода к толкованию Библии. Можно назвать их тремя этапами, потому что они возникли не одновременно, и каждый следующий в определенном смысле базировался на предыдущем, отталкивался от него, спорил с ним, стремился преодолеть его ограничения. В то же время нельзя сказать, что один наступал строго после другого – все они существуют и по сей день, порой споря друг с другом, порой друг друга дополняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Глава седьмая. Герменевтика Священного Писания Герменевтика (от греч. ερμηνεω – толкую) есть искусство, или даже техника истолкования текста. Герменевтика – преимущественно, филологическая наука, призванная способствовать пониманию древнего текста в том смысле и значении, в каком он писался в свое время автором и был понимаем его современниками. В этом плане, большое значение имеют данные филологии, археологии, истории, географии, культурологии и других наук. Научная герменевтика весьма полезна и необходима для библейской экзегетики, для правильного истолкования Св. Писания. В Приложении к Указателю «Брюссельской Библии» 13 приведены 65 герменевтических правил. Вот некоторые из них: – Библейские антропоморфизмы. Человеческие действия и части тела часто приписываются Богу не потому, что они в Нем есть, а по признаку подобия, для удобовразумительности. – Противоречивые утверждения часто только кажутся таковыми. – Общие утверждения должны часто пониматься ограничительно. – Одни и те же лица и места часто носят разные имена. – Одно и то же слово имеет разные значения в различных текстах. – Повторение одного и того же слова означает превосходную степень. – Обетования и угрозы Божии часто условны. – Хронологический порядок событий часто игнорируется. – Часть употребляется иногда вместо целого, а целое – вместо части. – Число может иметь конкретное, неопределенное или символическое значение. – Глагол " ненавидеть« употребляется, иногда, в значении »любить менее». – По арамейскому словоупотреблению, выражение «отвечал» может употребляться без предыдущего вопроса. – Множественное число может употребляться вместо единственного. – Слова «сын» или «дочь» могут употребляться в значении «потомок». Но, помимо научной герменевтики, применимой к Св. Писанию, как и к любому другому изучаемому древнему тексту, для толкования Слова Божия необходима еще особая библейская герменевтика. Эта необходимость вызвана тем, что Библия не просто человеческая книга, написанная в определенном историческом, языковом и культурном контексте, а Слово Божие. Для понимания обычного текста, важно знать автора, условия, в которых он писал, и его намерения. Так, для понимания Библии надо знать Бога, Его намерения о людях, которым Он дал Свое слово и ту особую «стихию» Духа Святого, в которой происходило Божественное Откровение. Специфику православной библейской герменевтики можно определить тремя принципами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010