Это был язык персидской канцелярии, на котором даже издавались для запада царские указы (например, сохраненные в книге Ездры) и на котором сносились с правительством даже персидские гарнизоны (страсбургский папирус) в Египте. Очевидно, персидская клинопись была только монументальным письмом и не годилась для скорописи; и действительно, впоследствии арамейский шрифт был приспособлен к пехлевийскому языку и распространился до Средней Азии и Монголии. Эта блестящая судьба его объясняется тем, что фактически он был общеупотребителен в Ассирии и Вавилонии еще в ассирийские времена; завоевания ассирийских царей и Навуходоносора, в связи с вавилонским пленом, еще более содействовали его распространению, и иудеи, вернувшись из плена, уже говорят, а частью и пишут по-арамейски. Язык этот заступил место клинописи в международных сношениях; он употреблялся даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя. Громадное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых и для контроля центральной власти над местными чиновниками. Много говорят о прекрасных персидских дорогах, описанных так обстоятельно и Геродотом и Ксенофонтом в рассказе о походе Кира и при перечислении остановок и расстояний; итинерарий Исидора Харакского по Парфии (σταδμοι παρδιοι) также, вероятно, дает право заключать о персидских временах. Эти дороги следующие: так наз. «Царская» от Ефеса на Сарды и Сузы чрез Евфрат, Армению и Ассирию вдоль Тигра; от Вавилонии чрез Загр мимо Бехистунской скалы на Экбатану, а отсюда к бактрийской и индийской границе; от Исского залива к Синопу поперек Малой Азии и др. Эти дороги едва ли были всецело созданием персов; большинство их существовало уже в ассирийское и даже более раннее время. Равным образом и хеттское царство, расположившись в Малой Азии на рубеже европейского и восточного миров, вероятно, положило начало той «Царской» дороге, которая была главной артерией персидской монархии. Уже в древности Сарды были соединены с Птерией, откуда дорога шла к Евфрату и пересекалась поперечным путем из Тарса к Синопу.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Такой отвлеченный характер носят все персидские барельефы, что и понятно, так как они все служат выражением идеи величия царской власти вообще, а не частного проявления ее в каком-либо определенном случае или событии. Надо признать, что искусство Ахеменидов с успехом выполнило свою задачу. Наиболее блестящее развитие его падает на время Дария I и Ксеркса, когда создавались памятники Персеполя; предшествующими стадиями являются Кировы Пасаргады с высокой гробницей, эламскими воспоминаниями более примитивной формы Ападаны с хеттскими ортосттами. Далее следуют бехистунский рельеф, а также рустамские гробницы. Несомненный упадок обнаруживают рельефы дворца Артаксеркса III в Персеполе. Мы рассмотрели все доступные нашему изучению стороны жизни и культуры народа Ахеменидов и их государства. Мы видели, что оно было последним словом древне-восточной государственности и отчасти религии. Прославленные слабость и распадение Персии, однако, не помешали ей, накануне краха, вызванного совершенно исключительными условиями, снова войти в пределы своего наибольшего распространения и предписывать законы миру; варварства азиатизма не помешали многим грекам смотреть с уважением на персидские порядки. Вообще, это интересное историческое явление представляет еще много загадочного, как и вообще необычайные судьбы персидского народа. Весьма интересно и то обстоятельство, что Ахемениды, постоянно пользуясь культурными и военными услугами греков, будучи не раз разбиты ими в войнах, все-таки смотрели сверху вниз на этих «ионян материка и моря», как на мелких политиканов. Они не были филэллинами, в противоположность саисским фараонам, лидийцам и своим преемникам, парфянским арсакидам. Лучшим общим обзором государственного строя персидского царства все еще остается -замечательная глава в III томе Geschichte d. Altertums Э д. Мейера. На ней отчасти основано и наше изложение. Сведения о персидской религии из классических писателей собраны Rapp " ом, Die Religion der Perser und ubrigen Iranier nach d.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Над их изображением помещено изображение Ахурамазды и в заключении сказано: «Что я сделал, то сделал милостью Ахурамазды... О, ты, который после меня будешь царём, более всего остерегайся лжи». Восстания 522–521 гг. показали всю непрочность державы Ахеменидов. Поэтому Дарию I нужны были реформы для создания устойчивой системы государственного управления и контроля над завоёванными странами. Осуществлению этих реформ и были посвящены последующие годы, ведь не так просто было управлять огромным пространством (ок. 6 млн. кв. км. с населением 60–80 млн.) империи персов, в которой даже гонцам, чтобы добраться от столицы до окраины, требовалось полгода. В этих целях царь разделил своё государство на административные области, которые назывались сатрапиями. Список сатрапий содержится в Бехистунской и других др.-персидских надписях. В них перечислены 23 области-сатрапии. Во главе этих новых административных образований стояли сатрапы («отцы народа») – правители областей. Их задачей было – немедленное выполнение царских указов, исправно собирать налоги и отправлять их в царскую казну. Обычно сатрапами были знатные персы, обладавшие неограниченной властью и жестоко грабившие подчинённые им области, причём взимали налоги не только для царя, но и для себя. У каждого сатрапа был свой придворный штат, в точности скопированный с царского и не менее пышный, с такими же придворными должностями и чинами. Слово «сатрап» сохранилось до наших дней. В переносном смысле так называют любого всевластного человека или наместника, злоупотребляющего своим положением. Промежуточным звеном между сатрапами и царской администрацией были чиновники, чьей обязанностью было охранять безопасность царя посредством тайного надзора над всем, что происходило в государстве. Чиновники эти были известны как «глаза и уши царя» и, разумеется, не имели никаких внешних знаков отличия своей должности. По первому подозрению они могли схватить и даже казнить любого, даже сатрапа. По свидетельству Геродота, «в царствовании Кира, а затем Камбиза в Персии определённой подати не существовало вовсе, но подданные приносили подарки».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Именно поэтому уже при Данииле городские строения отстроены были заново, а следов периода древних царств почти не осталось. Огромным подспорьем к пониманию многих археологических находок стала расшифровка вавилонского языка, начатая в 1835 году офицером армии Великобритании Генри Роулинсоном. На одной из Бехистунских гор он обнаружил перпендикулярный обрыв более ста метров и имеющий гладкую поверхность. Эта поверхность пестрела изображениями и надписями на трех языках: персидском, эламском и вавилонском. Выбита она была при мидо-персидском царе Дapuй I, правившем в 521–485 годах, и повествовала о его победах. Зная основы персидского языка, Роулинсон начал расшифровку надписей, полагая, что на всех трех языках содержится один и тот же текст и что методом сопоставления известных персидских слов с неизвестными вавилонскими письменами можно узнать этот неведомый язык. К 1894 году работа была в целом закончена, в результате чего мир узнал вавилонский язык. Вавилонская башня Одним из наиболее любимых объектов критики было место в Библии, повествующее о сооружении вавилонской башни. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли», книга Бытие 11:4. Но каково же было удивление археологов, когда на одной из вавилонских дощечек они прочитали слова Набополассара, отца Навуходоносора, основателя Нововавилонского царства: «К этому времени повелел мне Мардук Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесья». Спустя несколько лет уже его сын, Навуходоносор, писал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Как видим, эти отрывки поразительно идентичны, что полностью подтверждает библейский текст. Итак, вавилонская башня-зиккурат носила название Этеменанки (храм краеугольного камня неба и земли) и входила в огромный храмовый комплекс Эсагила (дом поднятия головы), центр мирового жречества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В 359 г. к власти пришел Артаксеркс III, правление которого также было отмечено восстаниями в разных сатрапиях. При поддержке Египта добились независимости финик. города, однако уже в 345 г. Артаксерксу удалось отвоевать Сидон ( Diodor. Sic. Bibliotheca. XVI 45. 1-9), а затем были возвращены и остальные части финик. побережья. В наст. время недостаточно исторических данных для выяснения вопроса о том, принимала ли пров. Иудея участие в восстании финик. городов. Сообщения Евсевия Кесарийского ( Euseb. Chron. S. 112) и Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Contr. Ap. II 134) можно понять как доказательства участия иудеев в таком восстании в правление Артаксеркса III, в результате чего многие из них были высланы из Палестины в Гирканию. Политическое положение Иудеи В Персидской империи Палестина входила в сатрапию Аварнахара (  , букв.- за рекой - 1 Езд 4. 10 слл.; название восходит к ассир. Ebir- Nâri - ср.: 3 Цар 4. 24). В правление Кира в эту сатрапию были включены все завоеванные территории, в т. ч. и Вавилон ( Davies, Finkelstein. 2007. P. 78), однако впосл., в процессе реорганизации адм. системы при Дарии I, Вавилон вместе с Ассирией составил отдельную, 9-ю сатрапию, а Аварнахара (ставшая 5-й сатрапией), по-видимому, объединила Финикию, Сирию, Палестину и Кипр ( Herod. Hist. III 91). Имеется историческая проблема, заключающаяся в том, что эти данные основываются лишь на более поздних источниках и не находят подтверждения в немногочисленных документах того времени ( Бехистунская надпись и др.). По этой причине делаются предположения о том, что список сатрапий, приводимый Геродотом, может отражать адм. деление империи в более позднюю эпоху, возможно в правление Ксеркса I (486-465). При завоевании вавилонской территории Персия унаследовала и, по-видимому, поначалу использовала адм. деление, существовавшее прежде в Вавилоне и Ассирии. Иудея и Самария вошли в Персидскую империю как отдельные адм. единицы, о чем косвенно свидетельствуют библейские наименования Шешбацара «князем Иудиным» (1 Езд 1. 8) и Зоровавеля «правителем Иудеи» (Агг 1. 1). В то время как положение Иудеи и Самарии в персид. период оказывается достаточно ясным, мнения исследователей относительно адм. устройства остальной части Палестины расходятся; окончательное решение вопроса невозможно из-за недостаточности источников (подробнее см. в: Avi-Yonah. 1966). Согласно одной из распространенных т. зр., Палестина делилась на провинции (  ), во главе каждой из них стоял правитель, обычно из местных аристократических династий. Правители, вероятно, располагали воинскими отрядами и содержали небольшой двор, подражая в этом сатрапам.

http://pravenc.ru/text/293912.html

«В семь раз сильнее» – это не более чем эмфаза, фигура речи. В зависимости от надобности, температура в печи могла поддерживаться между 900° и 1100° по Цельсию. 3:25. Сын богов. Это выражение ( а не «Сын Божий», как в русском переводе) исходит из уст Навуходоносора, поэтому не следует думать, что он испытал божественное озарение или пришел к глубокому богословскому умозаключению. «Сын богов» – обычное семитское выражение, обозначающее сверхъестественное существо. 3– 4:1–37 Болезнь царя 3:31. Заявление царя. Такого рода декларации обычно помещались на стеле и выставлялись на видном месте. Иногда для распространения таких заявлений они копировались, как было, например, с Бехистунской надписью. Многие элементы этой декларации характерны для царских надписей и арамейских писем, хотя подобная чувствительность необычна для царя. 4:7–9. Мировое дерево. Представление о «мировом дереве» встречается во всех мифологиях древнего Ближнего Востока. Этот символ используется и в Иез. 31 . Корни этого дерева питаются водами великого подземного океана, а его вершина сливается с облаками, связывая, таким образом, небо, землю и подземный мир. В «Мифе об Эрре и И шуме» Мардук говорит о дереве meshu, корни которого проникают через океан до преисподней, а вершина поднимается выше небес. В шумерском эпосе «Лугальбанда и Энмеркар» аналогичную роль играет «дерево-орел». Тема священного дерева нашла отражение и в ассирийской культуре, в том числе в рельефах. Одни называли его «деревом жизни», другие – «мировым деревом». Рядом с ним часто изображались животные и антропоморфные персонажи, возможно, божества. Над вершиной, строго по центральной оси, обычно располагается крылатый диск. Считается, что «мировое дерево» символизирует божественный порядок в мире, однако письменных материалов об этом недостаточно. 4:10. Бодрствующие. «Бодрствующие» («стражи») представляют категорию сверхъестественных существ, часто встречающихся в обширной и разнообразной литературе периода между двумя заветами, особенно в Книге Еноха и в свитках Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Нами сделано в этом отношении слишком мало не только в смысле ученых и археологических изысканий, но даже в деле простого собирания памятников и спасения их от исчезновения, между тем как Музеи Берлина и Лондона богаты не только предметами египетской и вавилонской культуры, но даже памятниками, вывезенными из Закавказья. Не относясь с должным рвением и интересом к тому, что находилось у нас дома, мы уже совершенно пренебрегали тем, что находится за пределами. Русский ученый, посвятивший себя исследованию судеб древне-восточного мира, был поставлен в условия менее благоприятные, сравнительно с теми, в каких находятся ученые в Западной Европе, где уже успели сознать важность изучения Востока не только с чисто-научной, но и с политической стороны, благодаря чему у европейского ученого образовались под руками прекрасные коллекции рукописей, надписей и вещественных памятников, постоянно пополняемые результатами новых экспедиций, щедро субсидируемых правительствами и самим обществом. Наличность почти в каждом университете восточных кафедр обусловливает приобретение для ученой работы новых сил, а близость и доступность как периодических, так и дорогих монументальных изданий облегчает знакомство с новым материалом. Отрадным предвестником более благоприятного будущего для изучения Древнего Востока у нас было приобретение весной 1909 г. в государственную собственность для Московского музея изящных искусств первоклассной коллекции В. С. Голенищева. Этим просвещенным актом сохранен был для России и будущих русских исследователей богатейший научный материал, и Москва была приравнена к центрам, обладающим крупными собраниями египетских и других древне-восточных памятников. Во время последней войны мы добились путем раскопок некоторых крупных научных успехов и на Кавказском фронте, когда русские войска стали проникать в области Ассирии и Персии и в их руках были Бехистунская скала и течение реки Диалы. В виду этого, изучение Древнего Востока можно считать задачей, важность которой для нашей науки уже осознана.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Вслед за Лидией наступила очередь Вавилонии (539), которая включала в себя почти всю Месопотамию, Сирию, Финикию, Палестину, часть Аравийского полуострова и Восточную Киликию. Историки Геродот и Берос свидетельствуют о том, что Кир начал наступление на Вавилонию после того, как «он покорил всю Азию». Египетский фараон Амасис (570–526) не сумел (или не хотел) оказать военную помощь своему союзнику – вавилонскому царю Набониду, за что был наказан в 525 году, когда сын Кира Камбиз овладел Египтом. После падения Вавилонии все страны, расположенные к западу от неё до границ с Египтом, добровольно подчинились персам. Тогда же персы установили свой контроль над частью Аравийского полуострова, захваченной до этого Набонидом. Впервые под властью одной державы оказались все страны центральной части цивилизованного пояса, а также ряд земель Индии и Европы. Это привело к прекращению разорительных воин в этом регионе. В 530 году Кир II погиб в борьбе с кочевыми племенами массагетов от руки их царицы Томирис на восточном берегу реки Аму-Дарьи, в Средней Азии. Власть перешла в руки его старшего сына Камбиза II, который ещё при жизни отца был его соправителем. Бардия (522) – во многом загадочная фигура на персидском троне. Как свидетельствует Бехистунская надпись (Б.н. – др.-пер. надпись царя Дария I, высеченная на скале Бехистун на терр. совр. Ирана, написанная тремя родами клинописи на трёх языках: др.-пер., эламском и аккадском. – Авт.), Камбиз II, незадолго до своего похода в Египет приказал тайно убить своего родного брата Бардию (Смердиса по греческим источникам). Геродот пишет, что об убийстве знали кроме царя всего два человека – его верный слуга Прексасп и маг Смердис (на Б.н. – Гаумата). Во время отсутствия Камбиза в Персии поднялся мятеж: «Ложь возросла, – так гласит надпись, – и в самой Персии и в Мидии, и в других провинциях». Этим воспользовался один из магов, по имени Гаумата, и стал выдавать себя за Бардию, сына Кира и брата Камбиза. Обман удался и 11 марта обманщик был возведён в Пасаргадах в царское достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

112 Бисутун – Бехистун, Бисутунская надписьБехистунская надпись. – Прим. ред. электронного издания. 114 Ленорман (Un patriote Babylonien; 1874) говорит, что первое царство в южной Месопотамии следовало бы назвать царством Аккадов, так оно называется и в надписях. Название Калди, или Халдеи, вошло в употребление лишь с 9 века до Рожд. Христ. 116 Это доказывается замечательным единством у ариев, у семитов, у кушитов, у туранцев отношения олова к меди при составлении бронзы, а именно: между десятью к ста и пятнадцатью к ста (Ленорман). 117 Для полного ознакомления с выводами науки об этом предмете мы отсылаем к Ленорману, Manuel et premières civilisations (Epoque néolithique et l’invention des metaux). 118 Почти совершенно доказано, что первые поселения некоторых ханаанитских племён, напр., Сидона, были на восточном берегу Аравии, в Барейне и островах. Имена Цор и Арвад перенесены оттуда в Финикию. См. ниже текст X главы и XIV главу. 120 И хромой Вулкан, и гномы – оберегатели подземных богатств, и одноглазые аримаспы, и муравьи-золотоискатели Мегасфена (см. Страбона, кн. 2-я) суть туранские сказания. 121 Заметим, что индийский рассказ о рыбе, спасшей Ману, считается мифом, заимствованным у древнейших обитателей Индии, дравидов-туранцев, и этот же миф о Боге-рыбе встречаем у аккадов в Месопотамии под именем Оанна или Оаннеса. 124 Ср. вступление в гл. VII; рассказ о потопе, найденный Джорджем Смитом в числе ассирийских скрижалей библиотеки Ассурбанипала. 127 Позитивная философия начинает уже догадываться, что её теория прохождения человечества через три фазиса развития мысли, начиная от фетишизма, основана на слишком поспешных выводах. Изучая движение мысли лишь в Европе, новая школа находит возможным распространить на всё человечество рассуждения, применимые лишь к относительно молодым народам Европы. Она забыла, что на востоке начались первые общества и первые цивилизации. 128 Халдейская магия внесена в халдейскую цивилизацию аккадами-туранцами, говорит Ленорман. В марте 1863, в Nouvelles Annales de Voyage, как говорил я выше в главе XII вступления, в статье моей Bisoutounn et la religion de Zoroastre я доказывал, что ряд войн Дария, записанных в Бисутуне, есть ряд войн религиозных, предпринятых представителем зороастризма против представителей магизма-идолопоклонства, причём Лже-Смердис является креатурой жреческой партии магов, а Дарий, как видно из самой легенды об его избрании, есть представитель чистейшего верования Кира, который дозволяет евреям возобновить свой храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

19:20. Кожа около зубов. Некоторые усматривают здесь иронию, поскольку зубы, как и ногти, лишены кожи. Другие же считают, что здесь говорится о деснах и подразумевается, что все зубы выпали. 19:24. Резец железный с оловом. Предполагают, что здесь описывается железный резец, которым вырезали буквы, заливавшиеся свинцом. Бехистунская надпись Дария I в Иране, вероятно, была инкрустирована свинцом. Известно также, что свинцовые таблички использовались хеттами, а также греками и римлянами. 20:1–29 Вторая речь Софара 20:8. Улетающий сон. Глагол «летать», «улетать» обозначает смерть (напр., в Пс. 89:10 ). В других текстах враги изображаются как призраки из сновидений (Пс. 72и Ис. 29:7 ). В месопотамской традиции сновидения давались богами через бога Закику, чье имя происходит от слова, которое означает дух или дыхание. 20:24. Оружие железное/лук медный. Железо и медь считались символами силы ( Иов. 40:13 ). Слово, переведенное здесь как «оружие», является общим понятием, использующимся для обозначения любых средств нападения и защиты (см.: Иез. 39:9 ). Необходимо отметить, что родственное угаритское слово обозначает метательное копье. Что касается лука, то его главным достоинством является гибкость, поэтому не следует думать, что лук был сделан из меди. Археологи находят медные модели луков, которые, вероятно, предназначались для посвящения, но боевые луки с металлическими деталями не обнаружены. 21:1–34 Шестая речь Иова 21:12. Тимпан, цитра, свирель. Здесь перечислены типичные музыкальные инструменты того времени. Их изображения на рельефах и в живописи, а также упоминания в текстах древнего Ближнего Востока встречаются уже с 3-го тыс. до н. э. Цитра – разновидность лиры; этот струнный инструмент был переносным и имел деревянный корпус. Судя по изображениям на древних рельефах, тимпан представлял собой небольшой бубен (из кожи, натянутой на обруч), но, в отличие от современных инструментов этого типа, он не издавал резких металлических звуков. Духовой инструмент, название которого переведено как «свирель», – это, по-видимому, двойная дудочка из бронзы или тростника. 22:1–30 Третья речь Элифаза

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010