Попытка Лемана отнести этот рассказ к восстанию яри Ксерксе едва ли убедительна. Трудно приурочить его и к другим восстаниям Вавилона. В самой Бехистунской надписи упоминается дальше еще один бунт, поднятый каким-то армянином Арахой, сыном Халдиты, очевидно, алородийцем, который также выдавал себя за Навуходоносора (IV), сына Набонида. Но этот бунт был усмирен еще скорее, причем даже не потребовалось личного присутствия Дария. «Я послал войско в Вавилон. Перса, по имени Виндафарну, моего слугу, я сделал его командиром и сказал им: «ступайте, вы должны разбить в Вавилоне войско, которое не называет себя моим». Виндафарна (Интаферн) двинулся с войском на Вавилон. Аурамазда даровал мне помощь; по воле Аурамазда Виндафарна разбил вавилонян и пленил их. 22 числа мархешвана (27 ноября 521) был взят в плен Араха, назвавший себя Навуходоносором, и люди, бывшие его наиболее видными приверженцами. Тогда я издал приказ: «этот Араха и люди, бывшие его приверженцами, должны быть в Вавилоне посажены на кол». Таким образом, вавилоняне готовы были идти даже за инородцем, и даже после примерного разгрома. Но и этот бунт не соответствует переданному у Геродота – он не мог длиться долго, и осада шла не под руководством самого Дария. Если мы обратимся к вавилонским источникам, то будем ожидать надписей, оставленных самозванцами. Таковых пока не найдено, но следы восстаний можно усмотреть в нескольких контрактах банкирской конторы Эгиби и Сыновей. Они помечены именем «Навуходоносора, царя Вавилона» и именами свидетелей – сыновей Эгиби, тожественных с теми, которые подписывались на контрактах времени Камбиза, лже-Бардии и Дария, следовательно, не могут относиться ко времени великого Навуходоносора. Годом «начала царствования» Навуходоносора III датированы за подписью Итти-Мардук-балату таблички с 10 числа 7-го месяца до 21 числа 9-го месяца, следовательно, царствование самозванца Нидинта-Бела продолжалось не более 3 месяцев. Кроме того, еще есть две таблички от 1-го года Навуходоносора за подписью уже другого хозяина фирмы, Мардук-Насирпала, сына упомянутого Итти-Мардук-балату, сына Эгиби.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

до Р. Х. Идентификация с Дарием I также проблематична: везде, где Дарий I упоминается в Свящ. Писании, подчеркивается его персид., а не мидийское происхождение (Езд 4. 5, 24; 6. 14), что подтверждается и в Бехистунской надписи (1. 1-11). В исторических книгах ВЗ прослеживается четкая последовательность персид. царей: Кир, затем Д. (Езд 4. 5; 6. 14); маловероятно, чтобы в Книге пророка Даниила последовательность событий была описана неверно или искажена (ср.: Дан 6. 28). Также маловероятна идентификация Д. с Киаксаром, царем мидийским, основанная на рассказе Ксенофонта в «Киропедии». Согласно ему, Астиаг, предпоследний мидийский царь, имел 2 детей - Киаксара и Мандану. Киаксар наследовал отцу, а Мандана вышла замуж за персид. царя Камбиса и родила буд. персид. царя Кира. После взятия Вавилона Кир поставил над Вавилоном в качестве вассального царя своего дядю Киаксара, получив взамен руку его дочери. После смерти Киаксара Кир воцарился над всем востоком (см.: Рождественский). Эта гипотеза не согласуется с внебиблейскими источниками. Наиболее вероятна идентификация Д. с персид. правителем Губару (Гобрием) (аккад. Gubaru/Ugbaru; греч. Γωβρας), упоминающимся как в вавилонских источниках, так и у греч. историков. В 535 г. Кир создал единую провинцию из Месопотамии и Заречья. Губару был правителем Гутиума (вавилонское название Мидии), когда, будучи уже в преклонном возрасте ( Xen. Cyrop. IV 6. 1-7), от имени Кира захватил Вавилон, был поставлен вице-регентом Месопотамии и назначал местных правителей в стране вплоть до своей смерти, последовавшей 6 месяцами позже («Летопись Набонида» - ANET, N 306-307). Его правление носило характер почти полной самостоятельности. Примечательно, что Берос (ок. 350-280 гг. до Р. Х.) в своем списке вавилонских царей старую династию Гутиума назвал «мидийскими тиранами», что соответствует титулатуре Книги пророка Даниила. Староперсид. имя Д. могло быть использовано при восшествии на престол как особое тронное имя (что соответствовало обычаям того времени), к-рое не было зафиксировано в древних источниках из-за непродолжительного времени его правления.

http://pravenc.ru/text/171376.html

В том же 1823 году выдающийся датский лингвист Расмус Раск, один из основоположников сравнительного языкознания и индоевропеистики, доказал, что авестийский язык родственен как санскриту, так и древнеперсидскому языку. Обосновав этот тезис, Раск уточнил чтение нескольких букв древнеперсидского алфавита и исправил ряд ошибок Гротефенда. Опираясь на достижения Сен-Мартена, Раска и, разумеется, Гротефенда, немецкие и французские ученые завершили расшифровку древнеперсидского письма к концу 1830-х годов. Прорисовка Бехистунского рельефа, изображающего триумф Дария над магом Гауматой (Лжебардией) и мятежными «царями». Поразительно, что во второй половине 1830-х годов древнеперсидскую клинопись удалось самостоятельно расшифровать еще одному человеку, Генри Роулинсону, невероятно одаренному лингвисту и искателю приключений, офицеру на британской службе в Индии. Роулинсон, чья биография читается как авантюрный роман, ничего не знал о трудах Гротефенда, Раска и Сен-Мартена. Он совершенно самостоятельно взялся прочитать монументальную трехъязычную надпись, оставленную на скале в месте под названием Бехистун. Даже скопировать этот гигантский текст было крайне трудно, но Роулинсон придумал, как это сделать, использовав примитивное альпинистские оборудование. По странному совпадению английский исследователь в точности повторил логические шаги Гротефенда, не зная о них: выделил предположительно алфавитную запись, установил, где в ней встречается царский титул, и нашел последовательность Гистасп-Дарий-Ксеркс. Таким образом, он сумел прочесть первые строки Бехистунской надписи. Впоследствии, вернувшись в Лондон, Роулинсон узнал о трудах своих предшественников и современников и убедился в правильности своей работы. В дальнейшем он участвовал в дешировке и эламского, и аккадского письма, проделал гигантскую работу по каталогизации и изданию клинописных надписей, стал популярнейшим лектором и любимцем публики. В самом конце XIX века, когда археологи и лингвисты открыли для публики целый новый мир древней Передней Азии, настало время для написания истории новых дисциплин: ассириологии, иранистики и так далее. Тогда-то о Гротефенде вспомнили и с тех пор уже о нем всегда говорят как о первопроходце в деле расшифровки клинописи. Библиография

http://pravmir.ru/tsari-tsaryam-tsaryami...

После объяснений, которые иудеи дали Фанфанаю, тот написал царю Дарию I и доложил, что, собственно, еще Кир разрешил иудеям вновь воздвигнуть дом Божий. Тогда Дарий I приказал разыскать в дворцовых архивах указ Кира. И, действительно, декрет был найден в архиве города Ахмефа, который является ничем иным, как городом Екбатаны древних греков (ныне Хамадан в Иране. – Прим, пер.) ( 1Езд. 5, 7, 13; 6, 1–3 и далее). Эта переписка с персидским двором включена в богодухновенный текст Первой книги Ездры (5, 6; 6, 12). После этого Дарий I приказал, чтобы иудеи продолжили постройку храма, а кроме того, повелел оказывать им содействие и выдать средства из царской казны ( 1Езд. 6, 7, 8 ). Завершилось строительство храма в шестой год правления Дария (516/515 гг. до Р. X), то есть приблизительно спустя двадцать лет после начала строительства (536 г. до Р. X.). «Историчность сообщений (Ветхого Завета) не вызывает никакого сомнения. Многочисленные и разнообразные тексты того времени говорят о том, что Дарий I, как и его предшественники, поддерживал различные вероисповедания не только в Палестине, но и в Малой Азии, и в Египте». 476 Сам Дарий был известным персидским царем, и свидетельство о его победе над врагами в Персидском царстве сохранилось в знаменитой пространной надписи, высеченной на Бехистунской скале (западная Персия). Эту надпись с огромным трудом и опасностью для жизни (поскольку она находится очень высоко) скопировали англичанин сэр Генри Роулинсон (1835–1845 гг.), «отец ассириологии», и доктор Джордж Камерон, известный ассириолог. 477 Именно Дарий первым построил канал, соединяющий Средиземное море е Красным. 478 Эго тот самый Дарий, который предпринял поход в Грецию, но потерпел поражение в известной Марафонской битве 490 года до Р. X. Археологи обнаружили сделанные по его приказу постройки в Вавилоне, Сузах и Персеполе. Различные тексты, найденные во время археологических работ, подтвердили, что царь Дарий получал часть огромной противозаконной, прибыли ростовщиков, которые жестоко обирали народ. Намеки на это мы видим и в книге Неемии (5, 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Очевидно, это был Ксеркс, по-персидски Кшаярша, тогда как «царь» – «кшаятия». Недостаток материала и ошибочное предположение о полной тожественности древне-персидского и зентдского языков были причиной того, что Гротефенду удалось правильно определить на основании собственных имен только 9 знаков. Тем не менее, это был решительный шаг по пути разбора клинописи. Доклад об этом открытий Гротефенд сделал 4 сентября 1802 г. в заседании Геттингенского ученого общества, но в Германии он не имел успеха, и только французские ученые как следует оценили его. Так, следуя его системе, Бюрнуф в 1836 г. определил все знаки древне-персидского клинописного алфавита. Весьма важное значение для проверки работ Гротефенда и Бюрнуфа, а также для дальнейшего движения, имели работы Раулинсона. Этот англичанин служил офицером в персидской армии и, стоя на западной границе Персии, почти не знал об успехах европейской науки. Самостоятельно занявшись клинописью в 1835 г., он пришел к тем же результатам, что и Гротефенд, исходя из других надписей. Особенно плодотворно было открытие им громадной надписи, начертанной Дарием I на Бехистунской скале и повествующей об усмирении им многочисленных мятежей и низложении различных самозванцев, С большой затратой времени, средств и сил, с опасностью для жизни скопировал он эту трехязычную надпись, помещенную на высоте 100 футов от подошвы скалы. До 50 встречающихся в ней собственных имен дали возможность окончательно проверить чтение его предшественников, а самый текст, дал материал. (400 строк) для грамматики и словаря древне-персидского языка. Эта же надпись дала Раулинсону средство для проникновения в две другие системы клинописи. Более сотни силлабических знаков второй системы были разобраны им и Норрисом (1855); язык был признан, после долгих колебаний, наречием области Суз, новоэламским. Труднее было справиться с третьей системой. Она состояла из нескольких сотен знаков, но занимала меньше места, чем две предыдущие. Сначала полагали, что она не силлабическая, а идеографическая, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Некий Каштарит с толпами киммериян, маннеев и мидян, и со скифами под водительством Спаки угрожал центру области Парсуа, крепости Кишашу. С ним в союзе были: Дусанна, вождь скифского племени Сапарда (Сефарод у пр. Авдия, 20), и Мумитарши, князь мидян. Асархаддон одно время был не прочь даже вступить в мирные переговоры и отправлял к нему посольство. Вероятно Каштарит был слишком уверен в себе и отклонил переговоры, но время еще не пришло, и в 672 г. он был разбит. Союз распался, так как Асархаддону удалось разъединить врагов, привлекши на свою сторону скифов, образовавших государство в Атропатене. Он согласился выдать за скифского вождя Бартатую (Прототий у Геродота) свою дочь. Поступив так подобно византийским императорам, он сделал из скифов оплот Ниневии и с их помощью отразил киммериян, которые, потерпев несколько поражений, должны были уйти в Малую Азию. Таким образом, в первой половине VII в. в северовосточной части культурного мира обозначились государственные образования арийского племени: скифское и индийское, первоначально действовавшие солидарно, но разъединенные ловкой политикой ассирийского царя, который таким образом отсрочил на некоторое время гибель своей державы. Из всех государств Древнего мира, игравших в истории более или менее крупную роль, Мидия представляет для исследователей наибольшие затруднения. До сих пор приходится довольствоваться данными из Геродота, писавшего на основании преданий малоазиатских гарпагидов, и даже черпать из недоброкачественных писаний Ктесия, приводить их в согласие со скудными и случайными упоминаниями в военной литературе ассириян и в Бехистунской надписи Дария. Эту неблагодарную задачу исполняли Оппер, Винклер и Прашек. Последний с большим трудолюбием, остроумием и настойчивостью пытается привести к единству эти разнородные сведения и реконструировать историю мидян от первого их появления до катастрофы при Кире. В этом направлении он сделал все возможное при современном состоянии науки, но стремление его создать цельную картину не могло не увлечь его иногда на путь рискованных сближений.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Надписи Кира переведены и разработаны Hagen в Beitrage zur Assyriologie II (1891); последний перерод – Weissbach в Keilinschriften d. Achameniden Vorderasiatische Bibliothek III (1911). Контракты его времени см. у Strassmeier, Inschriften v. Cyrus, Konig v. Babylon. Lpz.,1890. Легенды о Кире: Bauer, Die Kyrossage, Sitzungsberichte Венской академии. С. Schubert. Herodots Darstellung der Cyrossage. Breslau, 1890. Клингер, Сказочные мотивы в истории Геродота. Киевск. университ. изв. 1902. Мургабский барельеф, гробница Кира и надпись исследованы Herzfeld " ом. Он подверг топографическому и археологическому изучению местность Пасаргад и пришел к решительному выводу, что пред нами памятники, восходящие к великому Киру; малоазийское влияние объясняется индийским посредством, к которому посходит, может быть, и «ахеменидовсная» клинопись. Обширная статья Pasargadae. Untersuchungen zur persischen Archaologie (Klio, 1908, т. VIII). Соловейчик, О значении загадочных слов: Мани, Факел, Фарес. Журн. мин. нар. просв. 1904. Камбиз. Покорение Египта Еще отправляясь в свой роковой поход, Кир сделал соправителем Камбиза (Герод. I, 208), своего старшего сына от Кассанданы. После гибели отца последний вступил на престол летом 530 г.; младший брат его Бардия, если верить Ктесию, был назначен правителем в Бактрию. По автору последней главы Киропедии, после Кира «немедленно началась смута между его детьми, отложились города и народы, и все склонилось к худшему». Полагают, что имеется в виду смута между Камбизом и Бардием, внесшая раздвоение в поведение покоренных народов и закончившаяся гибелью младшего брата, убитого тайно, так что смерть его, очевидно, пользовавшегося популярностью и имевшего известные достоинства, осталась неизвестной даже большинству приближенных и родных царя. Геродот передает (III, 30), что Бардия (у греков Смердис) участвовал в египетском походе и был удален из Египта в Сузы по подозрению, а затем тайно убит подосланным убийцей, но Бехистунская надпись, ясно говорит, что убийство произошло до египетского похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Потом сам Арианд был казнен по подозрению в стремлении к самостоятельности. Геродот сообщает также о замыслах сатрапа Лидии Оройта, не успевшего восстать только потому, что Дарий искусно предупредил его (519). Последние переводы Бехистунской надписи: Weissbach, Die Keilinschriften der Achameniden. Yorderasiat. Bibliothek. III. Lpz., 1911. Pereira, Inscricao de Dario о Gvande. Coimbra, 1913. Здесь обширные введения со статьями о хронологии, а также указана литература. В Эрмитаже имеется замечательный, происходящий ив Керчи, резной камень с изображением Дария, карающего бунтовщиков. Ивд. в Отчете Археол. комиссии аа 1881 г., табл. 5. Дарий I По умиротворении государства Дарию предстояло заняться его организацией. Его предшественники все время употребили на завоевания и даже редко бывали дома; к тому же они находились под таким сильным влиянием древних, культур, что и не думали о замене того, что нашли. Теперь волей-неволей пришлось убедиться в недостаточности ассиро-вавилонского наследства: государство переросло все бывшие до него монархии, а национализм господствующего племени не мог мириться с преобладанием запада; наконец, новое мировое государство, простираясь от Эллады и Карфагенской области до Индии и Южной России, ставило новые вопросы экономической политики. И вот, реформы. Дария имели задачей сосредоточить управление в руках персов, которые получали должности сатрапов в тех новых областях, на которые было разделено государство и которые были гораздо обширнее ассирийских провинций. Затем были урегулированы подати, заменившие прежние подарки, ставшие в организованной империи анахронизмом; наконец, был санкционирован переход к денежной системе хозяйства введением монетной единицы. Некоторые ученые считают, кроме того, Дария творцом персидской клинописи и проводником зороастрова учения. Кроме внутреннего устройства государства, Дарий обратил внимание и на безопасность его границ, а также на их урегулирование, причем была отдана дань и завоевательным стремлениям. Невозможность покорить Карфаген финикийским флотом заставила войти с республикой в дипломатические сношения, особенно после нового подчинения персам Барки.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Анания, возможно, потомок царского рода, упоминаемый в тексте Писания (см.: 1Пар. 3, 24 ). Остальные папирусы, кроме частной деловой переписки, содержат отрывки арамейского извода Бехистунской надписи Дария I. Среди деловых документов и писем обращает на себя внимание небольшое послание к тому же «[Иедо]нии и его сотоварищам, во[йску и]удейскому» со стороны Анании, от пятого года Дария, передающее царский приказ Аршаму, чтобы иудеи в Египте «от пятнадцатого до двадцать первого дня [нисана]» были чисты и благоговейны, не работали и ели опресноки. Анания здесь выступает персидским уполномоченным, как Неемия в Иерусалиме. Несколько документов перечисляют имена с пожертвованиями, каждый раз двух сиклей серебра, «для Бога Ягу». Другие папирусы представляют собой контракты, условия, долговые обязательства, документы на мену, на выдачи, относятся к брачному праву, к праву дарения и тому подобному. Согласно наиболее поздним документам архива (ок. 405 до Р.Х.), главы элефантинской общины иудеев были смещены (папирус говорит: «Больше власти у них не будет здесь»), но иудеев и после ухода персов не тронули. Находки, сходные с элефантинскими, были сделаны в ноябре 1945 г. в некрополе Гермуполя: в большей части сосудов находились мумии ибисов, но восемь сосудов содержали арамейские папирусы с печатями времени царя Дария I. Тексты, сходные с элефантинскими и по языку, и по стилю, представляют собой торговую переписку одной иудейской семьи с другими иудейскими колониями Египта, находившимися на Элефантине, в Абидосе, Ахмиме, Дахсхуре и Файюме. Населяли их потомки воинов, нанятых Псамметихом II в 595 г. до Р.Х. для войны с Эфиопией. Письма этой семьи – с благословением от языческих божеств, в семье есть носители египетских имен, божества и семитские, и египетские – все это как нельзя лучше говорит о духовной жизни иудеев Египта времени персидского завоевания. О ней же говорит и такой малоизвестный факт: в 170 г. до Р.Х. некто Иехония (греч. Ония), из рода первосвященнического, бежал в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Каногиза – 23. VII, 2, 22 (Κανογζα) – местность, названная в числе внутренних городов и деревень в Индии по ту сторону Ганга, после указанных вдоль по реке Ганг; идентифицируется как нын. город Kanoj – Каннаудж (Kannauj=Kanauj; 27°00», 79°55», в западной части штата Уттар-Прадеш), знаменитый древний город Kanyakubja (санскрит.) – Каньякубджа (сейчас это альтернативное название Каннауджа). Но Каннаудж находится непосредственно у правого, западного берега Ганга (т. е. в Индии по сю сторону Ганга; если только не считать, что Джамна, правый приток Ганга, иногда принималась за верхнее течение Ганга). Каноп – 11. VI, 87 – звезда альфа созвездия Киль (самая яркая после Сириуса), ее можно наблюдать только к югу от 37° с. ш. Кантаба – 11. VI, 71 (Cantaba) – с тремя своими притоками, в свою очередь, приток Инда; отождествляется с Сандабалом у Птолемея. См. Акесин. Канти – 23. VII, 1, 2 (Κνθι) – якорная стоянка (νασταθμος) в Кантийском, заливе (см.), который идентифицируется как нын. залив Кач и отождествляется с заливом Барак в 13 (см.); точно не идентифицируется, см. также Барака (остров). Кантийский залив – 23. VII, 1, 2; 55; 94 (Κανθις λπος; или Κνθι (?)) – идентифицируется как нын. залив Кач (у северо-западного побережья Индии, между п-овами Кач и Катхиявар, шт. Гуджарат; центр залива – 22°36», 69°30») и отождествляется с заливом Барак в 13 (см.). Каписа – 11. VI, 92 (Capisa; другие чтения – Caphisa или Chaphisa) – город в горной области Каписена, который разрушил Кир (в VI в. до н. э.). Здесь Плиний начинает описание четырех сатрапий (Персидской державы) к западу от Инда и говорит, что после ближайших к Инду народов находятся (к западу) горные области (Каписена и т. д.). Солин (54, 2) тоже говорит о ближайшем к Инду городе Кафиса (Caphisa), который разрушил Кир. Этот город отождествляют с городом Каписа или Катиса (Καπσα, Κατσα, Κτισα) в области паропанисадов, у Птолемея (VI, 18, 3). Его отождествляют с городом Kâpiša-kâniš, Капиша-каниш (kâniš – деревня, город) в Бехистунской надписи Дария (§ 45) (который локализуют в Арахосии, в нын.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010