Ветхий закон, предшествовавший новому, хотя предварял Христа своим ожиданием, но, по пришествии Его, не вошел в веру Его; новый же закон, хотя и после пришел, но прежде уверовал во Христа, усмотрев, как тщетна надежда на прежний закон, не могущий более спасать держащихся его. В тот же день двое из учеников Христовых шли в селение, находившееся в окрестностях Иерусалима, и разговаривали между собой о всех этих событиях, – и вот Сам Иисус настиг их на пути. Ибо Он подобен был пастырю, который, когда возлегши немного поспит, вставши, видит расшедшееся стадо, – быстро всюду ходит с целью собрать его. Иисус сказал ученикам: «о чем это вы рассуждаете между собою, и отчего вы печальны»? Они отвечали, что говорят об Иисусе Назарянине, распятом еврейскими священниками, и о женах, которые слышали от Ангела об Его воскресении. Они не узнали Его, ибо их очи были еще плотские, и Христос не дунул на них, говоря: Приимите Дух Свят, и еще не отверз их разума. Однако же, им известны были пророчества о Христе. Поэтому Он сказал им: «о несмысленные сердцем»! и начал от всех Овященных книг изъяснять им сказанное о страдании и воскресении Его. Не об этом ли, – сказал, – писал Моисей: и будет живот твой висящ пред очима твоима ( Втор. 28:66 )? Писал и Давид о распятии Его: ископаша руце мои и нози мои ( Пс. 21:17 ); и еще: и даша в сниде Мою желчь и в жажду напоиша Мя оцта ( Пс. 68:22 ); о гробе Его: положиша Мя в рове преисподнем. в темных и сени смертней ( Пс. 87:7 ); а также и воскресении Его: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его ( Пс. 67:2 ), и еще: воскресни, Боже, суди земли ( Пс. 81:8 ). А Исаия сказал об учениках Его: «возстав, соберу братию Мою, и узрят славу Мою, и возвестят славу Мою, в странах имя Мое, и будут Мне, люди из язычников многие» ( Ис. 66:19–20 ). Разговаривая, они приблизились к тому селению, в которое шли. Ученики стали удерживать Иисуса, говоря: «останься с нами, потому что день уже склоняется к вечеру». А когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил и дал им. Тогда открылись у них очи, они увидели язвы от гвоздей на руках Его и познали, что это – Сам Христос. Но Он стал невидим а для них. Они же возвратились в Иерусалим и рассказали обо всем Апостолам, утверждая, что, воистину, воскрес Христос, что Он им явился, и они узнали Его по ранам от гвоздей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! С благоговением и трепетом ожидая сладостный миг Пресветлого Христова Воскресения, воспоем вместе с Церковью Христовой: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!» Совсем скоро благодатный свет Воскресения Господа нашего Иисуса Христа озарит несказанной радостью каждую христианскую душу, для которой нет и не может быть большего счастья, чем славословить воскресшего Спасителя. Безгранична любовь Сына Божиего ко всем нам! Сподобимся же и мы отвечать на нее своей искренней и глубокой любовью. Жертва любви Господа, принесенная за нас, так велика, что просто непостижима и невместима человеческим разумом! За каждого человека претерпел Господь мучительную смерть на кресте, потому что возлюбил людей наибольшей любовью – положив за них душу Свою. Апостол Павел пишет: Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим.5:6–7 ). В этот благословенный день Великой Субботы спросим себя, братья и сестры: чем же мы можем отплатить Творцу за Его любовь? Только достойным поведением, жизнью по заповедям Божиим, стремлением к добру, свету, духовному совершенству. Вот это и явится зримым признаком нашей христианской любви. Потому что Господь и Спас наш Иисус Христос говорит: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:21 ). Аминь. Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет… Песнь великого входа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Свершилось! Господь наш Иисус Христос почил. Уснул сном смертным Тот, Кто победил саму смерть! Спаситель во гробе. И все слова замирают на устах наших. Весь мир скорбит и трепещет: Да молчит всякая плоть человеча! Разве для нас в эти великие часы существует что-либо иное, кроме Божественного Страдальца, почившего за грехи людские? Разве можно хоть какое-нибудь мирское дело сравнить с благостью того глубоко трепетного волнения, которое все мы сейчас испытываем, почитая Умершего за нас Бога? Ничто сейчас не может и не должно занимать наш ум, завораживать душу!

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Воскресни, Гди, спаси м, Бже мой. Гдне cnacehie и на людхъ Твоихъ блrocлobehie Тво. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Аллилуя. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Аллилуя. Служите Господу со страхом, и радуйтеся пред Ним с трепетом. Аллилуя. Блаженны все надеющиеся на него. Аллилуя. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой. Аллилуя. От Господа спасение, да будет над народом Твоим благословение Твое. Аллилуя. значит: хвалите Бога. Гди, воззвахъ 100 къ Теб, услыши м. Оуслыши м, Гди. Гди, воззвах к Теб, услыши м; вонм 101 глас моег, внегда 102 воззвати м къ Теб. Оуслыши м, Гди. Да исправитс молитва мо, к кадило предъ Тобою, воздние 103 рк моею 104 , жертва вечерн. Оуслыши м, Гди. Господи! я взываю к Тебе! услышь меня. Услышь меня, Господи! Господи, я взываю к Тебе, внемли гласу молитвы моей; когда я взываю к Тебе, услышь меня, Господи. Да приидет молитва моя, как фимиам, пред лице Твое,– возношение рук моих, как вечернее приношение. Услышь меня, Господи. Что выражается пением этих псалмов? Недолго люди блаженствовали в раю, они согрешили и изгнаны были оттуда за то. Господь по милосердию своему обещал людям возвратить рай за веру, покаяние и добродетель. В начале вечерни воспоминается и это. Покаяние, молитва о спасении и надежда на спасение согрешивших людей и слышится в стихах псалмов: Блаженъ мжъ и Гди воззвахъ. Поясните слова: Да исправитс … жертва вечерн. Да исправитс … жертва вечерн. У евреев, по закону Моисееву, в ветхозаветное время вечером каждого дня приносилась жертва вечерняя, которая обыкновенно соединялась с поднятием рук кверху и каждением. Слова сии и указывают на это. Между тем самые ветхозаветные жертвы были образом новозаветной жертвы И. Христа на горе Голгофе за спасение людей. Так как известно, Господь обещал согрешившим людям Спасителя. Чтобы они не забывали сего обещания, для постоянного напоминания, повелел им приносить жертвы. Как жертвенное животное закалали, и проливалась кровь его; так и обещанный Спаситель имел быть умерщвлен на кресте и пролил кровь Свою, за спасение людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа! Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа! Содержание псалмов, из которых эти стихи заимствованы, относится к прославлению обещанного Адаму Искупителя, а ангельским припевом, трижды повторяемым, церковь выражает хвалу Триединому Богу за Его благодатное промышление о спасении мира, которое благоволил совершить Господь наш Иисус Христос. (См. Изъяснение всенощн. бдения прот. Гумилевского). Теперь объясним, братия, эти стихи: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Как счастлив был бы Адам, ежели бы не послушался совета жены своей, прельщенной диаволом! Как блаженна была бы Ева , если бы не приняла совета диавола и не нарушила заповеди Божией! «Если бы прилеплялись они к закону Божию и о законе Его помышляли день и ночь, они были бы подобны древу, посаженному при потоках вод, которое плод свой приносит в свое время и которого лист не вянет: и во всем, что они ни делали бы, успевали бы» ( Пс. 1:3 ). А теперь что? «И путь нечестивых погибнет». Как скоро грех был сделан, все пошло не так: «с нечестивыми не так, но они как прах, возметаемый ветром. Не устоять им на суде перед правосудным Богом; нечем оправдаться перед Ним и постигнет их праведное наказание Божие и – путь нечестивых погибнет» ( Пс. 1:4–6 ). Дальше вы слышите стих: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Стих этот взят из второго псалма, в котором содержится одно из самых ясных пророческих предсказаний об обетованном Спасителе мира. Бог Отец говорит во гневе Своем народам, возмутившимся против Помазанника Его: «Я помазал царя Моего над Сионом, святою горою Моею»; и потом к этому помазаннику, к Единородному Сыну Своему: «Ты Сын Мой. Я ныне родил Тебя. Проси у Меня и дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным, сокрушишь их, как сосуд горшечника». Затем пророк, обращаясь к возмутившимся народам, убеждает их: «вразумитесь, научитесь! Служите Господу со страхом, и радуйтесь перед Ним с трепетом».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых. Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе Своём: да восхвалят имя Его в хороводе, на тимпане и псалтири да сыграют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему и возвысит кротких во спасение. Восхвалятся святые во славе и возрадуются на ложах своих: величания Богу в гортани их и мечи обоюдоострые в руках их, чтобы совершить отмщение среди племён, обличение среди народов, связать царей их узами и славных их – ручными оковами железными. От зде начинаем стихиры: На 6: Сотворити в них суд написан./Слава сия будет всем преподобным Его. Здесь начинаются стихиры: На 6: Совершить среди них суд предписанный;/слава сия будет всем святым Его. Псалом 150: Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его во утвержении силы Его. Стихира Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его на тверди силы Его. Стихира На 4: Хвалите Его на силах Его,/хвалите Его по множеству величествия Его. На 4: Хвалите Его за могущество Его,/хвалите Его по множеству величия Его. Стихира Хвалите Его во гласе трубнем,/хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его со звуком трубным,/хвалите Его на псалтири и гуслях. Стихира Хвалите Его в тимпане и лице,/хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его на тимпане и в хороводе,/хвалите Его на струнах и органе. Стихира Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания./Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких./Всё, что дышит, да восхвалит Господа! Стихира Аще есть неделя: В воскресные дни прибавляем дополнительные стихи: Стих: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Пс 9:33 Стихира Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя. По стихирах, Слава, стихира евангельская. Слава: Стихира И ныне, настоящий Богородичен: И ныне, Богородичен, глас 2: Преблагословена еси, Богородице Дево,/Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися,/Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися,/смерть умертвися, и мы ожихом./Тем воспевающе вопием:/благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

Вот почему мы не должны увлекаться «всяким ветром учения, по лукавству обольщения, по хитрому искусству обольщения» (4:14). Мы должны все возрастать «в Того, который есть глава Христос» (4:15). Церковь есть полнота Христова (4:13), и христиане должны возрастать до этой полноты (4:15). Начались последние времена, однако, они еще не достигли своего завершения. Само церковное Тело, по ап. Павлу, еще «получает приращение для созидания самого себя в любви» (4:16). б. Различные предписания. 4:17–5:20 Не следует жить, как раньше (4:17–22); нужно «обновляться духом ума» (4:23), «облечься в нового человека» (4:24). «Говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу» (4:25). «Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем» (4:26). Нельзя воровать (4:28). Нельзя сквернословить (4:29). Нельзя оскорблять Духа Святого (4:30); нужно подражать Христу, который предал Себя за людей (5:1). Нельзя предаваться блуду и нечистоте… (5:3–5). Ибо мы есть сыны света (5:8), как сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (5:14; Ис.26:19). Не следует упиваться вином (5:18) Исполняясь Духом, нужно «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями» (5:19). Воспевать Бога (5:19). Благодарить Бога Отца (5:20). с. Домашняя мораль. 5:21–6:9 5:21–33. Об обязанностях мужа и жены Этот отрывок начинается с общего предписания: «Повинуйтесь друг другу в страхе Божьем» (5:21); мы часто забываем об этом предписании, в свете которого следует рассматривать дальнейшее. Жены должны быть покорны своим мужьям, как Церковь Господу (5:21–24). Мужья должны любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (5:25–27). В этом отрывке ап. Павел говорит об обязанностях мужа и жены, но постепенно переходит к отношениям Христа и Церкви: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и Церкви» (5:32). «Так каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа (φοβηαι ου νδρα»)(5:33). В некоторых переводах глагол φοβηαι смягчают и передают как «почитает» или «уважает» (ТОВ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Вот те двое, ошеломленные и обрадованные, поспешно приходят в Иерусалим и рассказывают одиннадцати Апостолам о том, что случилось с ними по пути. И опять Сам Иисус является, уже не двум, но всем вместе. Они пугаются, о Он преподает им Мир. Он просит что-нибудь поесть, не потому, что голоден, но чтобы они знали, что это - Он, живой и воскресший, а не дух и не призрак. А затем Он говорит: «Вот то, о чем Я говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему написанному в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лук. 24: 44-45 ) «Отверз ум к уразумению Писаний». Впору просить: «И нам отверзи ум, Господи, чтобы мы видели свидетельство о Тебе в каждой строчке и на каждой странице!» И если этот вопрос задать, то слышен и евангельский ответ: «Празднуй Христово Воскресение!» Оно одно исполняет смыслом историю, объясняет Писание, исцеляет сердце. Реставратор слой за слоем снимает с ионы или картины лишнее, позднее, чуждое, чтобы освободить сияние первых красок. Так праздник Пасхи Христовой слой за слоем снимает с души лишнее и второстепенное, чтобы засияло «единое на потребу» и подлинное. И для этого мы празднуем Воскресение не раз в год, но каждый воскресный день, 52 раза в год. Однажды сошедший в Пасху с небес огонь мы должны поддерживать на алтаре сердца, не давать ему погаснуть. Для этого в Церкви все. Алтарь с этим огнем и есть Церковь! О Христе говорит «закон Моисея, пророки и псалмы». Псалмы названы отдельно. В них и пророчества, в них и напоминание закона. Но самое главное: в них голос Самого Христа. «Нищ и боляй есмь аз» «Разделиша ризы моя себе» «Не отврати лица Твоего от Отрока Твоего» «Аз же есмь червь, а не человек» Мы так часто слышали эти и другие слова в дни Поста. «Даша в снедь мою желчь и в жажду мою напоиша мя оцта» Слышали и другое: «Восстави мя и воздам им», «Воскресни, Боже, суди земли». Псалмы, действительно, наполнены и переполнены голосом Самого Христа, этого Сына Давидова, Сына Авраамаова, Которого прообразовали слова и дела Давида, Авраама и иных пророков. Поэтому книга Псалмов читается в Церкви более всех других книг Ветхого Завета, чаще других, с большей любовью и вниманием.

http://radonezh.ru/monitoring/voskreseni...

«Врази мои душу мою одержаша»: «тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню». Под туком иные разумели благоденствие и телесное здравие; а мне кажется, что Пророк называет так благорасположенность и братолюбие. Сие дает видеть последовательность речи; ибо говорит, что, заключив всякое естественное чувство жалости, и не дав никакого места помыслам человеколюбия, говорят высоко и надменно, а мне разставляют всякаго рода сети и засады. Пс.16:11 .  На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю. «Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю». Они изгнали меня из отечественной земли, и опять устремляются туда и сюда, желая захватить меня; потому что не хотят смотреть прямо, но в сторону уклонено око их. Так перевел и Симмах: «постановили для себя; в сторону уклонять очи свои, на землю». Пс.16:12 .  Они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных. «Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных». Отринув разумность естества, подражают зверям, которые желают пищи, высматривают оную, и внезапно кидаются на нее. Пс.16:13 .  Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим. «Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое, от враг руки Твоея». Воспрепятствуй стремлению их, Владыка, какими Сам Ты ведаешь препятствиями. Ибо сие выразил Пророк словом: «запни», заимствовав образ речи от тех, которые скрытным образом низлагают бегущих, а меня освободи от их злоумышления, употребив в дело против них меч Твой. Ибо так выразил Симмах: «мечем Твоим». Пс.16:14 .  От людей – рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. «Господи от малых от земли». Ибо определением Твоим предаешь людей смерти. Ты сказал: «земля еси, и в землю отъидеши» ( Быт. 3, 19 ). «Раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их». Хотя и легко Тебе предать их смерти, но я умоляю, разсыпать их живых, разрушить злое их согласие, и соделать их причастными уготованных у Тебя казней. Так и в песни великаго Моисея говорит Сам Бог: «не сия ли вся собрашася у Мене, и запечатлешася в сокровищах Моих? В день отмщения воздам, во время егда соблазнится нога их» ( Втор.32:34–35 ). «Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим». И сие Симмах перевел так: «насытятся сыны, и оставят останки свои младенцам своим», то есть, знаю, что праведное наказание Твое наложишь не только на них, но и на сынов и на внуков, подражающих лукавству предков. Сказано же: «насытятся», вместо: «до сытости приобщатся зол».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Все воскреснут, но каждый, как говорит апостол Павел, в своем порядке ( 1Кор.15:23 ). Плод Божия милосердия общий, порядок же достоинств различный. День светит всем, солнце согревает все народы, дождь делает землю каждого плодоносной. Все рождаемся, и все воскреснем, но состояние как жизни, так и воскресения различно. Святой Павел спящего пробуждает к жизни, говоря: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф.5:14 ). Спящий пробуждается, чтобы жил и был подобен апостолу Павлу и мог бы сказать: Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших ( 1Сол.4:15 ). Ибо апостол Павел говорит здесь не об общем употреблении дыхания и жизни, но о заслуге воскресения. Потому что, сказав: Мертвые во Христе воскреснут прежде, – прибавляет: Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе ( 1Сол.4:16–17 ). Великое святотатство – не верить воскресению, ибо если мы не воскреснем, следовательно, Христос умер напрасно, следовательно, Христос не восстал из мертвых. Если не воскрес для нас, то, следовательно, и никогда не воскресал, не имея нужды в воскресении. Воскрес в Нем мир, воскресло небо, воскресла земля, так как небо будет новое, и земля новая. Для Него же Самого нужно ли было воскресение, если смертные узы не удержали Его? Хотя умер Он как человек, но в самом аду был свободен. Величие Божией силы не дерзнем измерять человеческими силами: не должны мы расследовать, каким образом кто воскреснет, с каким телом восстанет или каким образом разрушенное соединится и падшее будет восстановлено. Ибо исполнится это по воле Божией... Не будем допытываться, каким образом воскреснем, но только ожидаем результата воскресения, который получим, если, отказавшись от пороков, будем иметь совершенство духовного таинства, если обновленная плоть примет благодать от духа и душа воспримет от Христа блистание вечного света. Воскресение Христово Воскресение Господа нашего для умерших есть жизнь, для грешников – отпущение, для святых – слава. Поэтому-то святой пророк Давид сподвигает всякое создание и все творение к радостнейшему празднованию этого дня, говоря: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он! (стихира Пасхи) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Глава 5 Еф.5:1 . Будьте подражателями Бога, очевидно в милосердии. Еф.5:5 . Ведь всякий человек блудник и нечист... и корыстолюбец, – который хвастливо говорит: я не чту идолов, – уже есть идолослужитель. И как идолослужитель, так и такой человек не имеет наследия в царстве Христовом; ибо одно только (доброе дело) не может спасти его без причастия прочих, соединенных с ним, добродетелей. Еф.5:6 . Никто вас да не обольщает... пустыми словами, утверждая, что не судятся и не наказуются похоть и корыстолюбие, ибо ради этого пришел гнев Божий на современников Ноя (потоп) и Лота (гибель Содома и Гоморры). Еф.5:7 . Итак, не бывайте соучастниками их дел, дабы не сделаться вам сообщниками и в наказаниях. И если в то время, когда Еф.5:8–9 . вы были... тьмою, вы совершали дела их, то «ныне» надлежит вам отрешиться от них, поскольку вы свет в Господе. Итак теперь, как чада света, плоды света творите, каковы суть правда и истина. Еф.5:11 . И не сообщайтесь с делами тьмы, то есть с теми людьми, кои совершают дела тьмы, поскольку не имеют они плодов благого обетования; но когда увидите вздымание дел их, то все более и более обличайте тех, кои ведут такую жизнь. Еф.5:12 . Ведь скрытно совершаемое ими, то есть грехи их, кои они совершают, таковы, что стыдно и говорить о них. Еф.5:13 . А все, что от света, бывает то есть от сынов света, обличается, – и таким образом становится явным, потому что был такой свет чрез сынов света, кои изобличили это. Именем света может быть называет добрые дела, а именем тьмы – дела дурные. И хотя дурные дела совершаются иногда днем, а дела добрые – ночью, однако Апостол сказал, что такого рода дела света совершаются во свете, а участники зла совершают всякое зло во тьме. Еф.5:14 . Посему сказано: «проснись, спящий, и воз стань из мертвых, – и осветит тебя Христос». Это означает: восстань от сна греха и воскресни от мертвых, то есть от смертных дел, – и Христос осветит тебя ради добрых и прекрасных дел (твоих). Еф.5:19 . Говоря себе самим, то есть каждый в душе своей сам с собою. Говорите

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010