По поводу описанной выше точки зрения на местоположение рая и неба следует сказать, что она наиболее тверда и основательна из всех святоотеческих мнений по данному вопросу. В связи с нею рай должно представлять областью менее светоозаренной Богом, чем небо. Но и в раю, и на небесах — светлых, светлейших и пресветлейших — действует закон любви к Богу и ближним. И собственно там «Святая Любовь, соединяясь с любителями Своими, осиявает их обильно и делает бесстрастными». Состоянию вечной жизни любви в земной и загробной областях мироздания, как известно, совершенно противоположно состояние вечной смерти, присущее некоторым разумно-свободным существам на земле и за гробом.    Что такое (А) вечная смерть, (Б) как она являет себя на земле и (В) на небе и (Г) каково обиталище за гробом подверженных вечной смерти — об этом ясные ответы находим в Библии и ее святоотеческих и церковно-богослужебных толкованиях. А   Определение вечной смерти со стороны ее содержания дают, например, следующие изречения Писания:     «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брата своего... не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3:14—15). «Помышления плотские суть смерть и вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Если живете по плоти, то умрете» (ср. Рим.8:6—7, 13). У рабов греха «такие дела, каких конец — смерть» (ср. Рим.6:20—21). Вы «были мертвы во грехах» (Кол.2:13). «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»» (Еф.5:14).    Соответственно этим богооткровенным мыслям, вечная смерть есть свободный разрыв человека с Богом и ближними по самолюбию, боговраждебности и человеконенавистничеству. Описанным направлением своим душа человеческая сама выводит себя из покрова благодати Божией и погружается во тьму богоотчужденности, полную скорби, тоски, отчаяния и ожесточенной злобы. «Если оставите Господа, предостерегает Писание, Он оставит вас» (ср. 2Пар.15:2), и может «оставить навсегда» (ср. 1Пар.28:9). Полное оставление грешника Богом за непримиримое коснение его в боговраждебном настроении и есть вечность духовной смерти. «Так как вы оставили Меня, — говорит Господь упорным богоборцам, — то и Я оставлю вас. Просящих у Меня милости не помилую». «Вы как бы не Меня оставили, а вас самих» (3Ездр.1:27). «Отымется рвение Мое от вас, и почию, и ктому не попекуся» (ср. Иез.16:42), «оставлю вас упорству сердца, ходите по своим помыслам» (ср. Пс.80:13). Так «удаляющие себя от Бога погибнут» (ср. Пс.72:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Солнце не перестает никогда своего движения, но всегда от востока к западу идет и свет и теплоту свою на поднебесную испускает. Так и Бог никогда не прекращает благотворения и всегда благотворит нам — таково Его естество. Бог существенно благ, так что «никто не благ, ...только один Бог» (Мф.19:17), по свидетельству Спасителя, и потому не может не благотворить.    Солнце сияет и теплоту свою испускает и на злых, и на добрых. Так и Солнце вечное, Бог, и добрым, и злым, благочестивым и нечестивым благотворит. «Благослови, душа моя, Господа» (Пс.102:1). Будем подражать и мы в этом деле Создателю нашему и сотворим добро добрым и злым, любящим и ненавидящим нас, по увещеванию апостола: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).    Солнце на все вещи равно теплоту испускает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает. Но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, — что и ныне в мире делается. «О человек! ...Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим 2:3—4) Берегись, человек, благостью Божией ожесточиться, но лучше подвигнись к покаянию и помышляй о долготерпении Божием, во спасение твое!    Солнце в чистой и тихой воде ясно видится, и подобие его отображается. Так и Бог, вечное Солнце, в тихой, непорочной и чистой душе показывается и образ Свой в ней изображает. «Возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», — увещевает нас апостол (2 Кор.7:1). Пусть и в нас вселится Бог, вечное Солнце, и образ Его святой в нас изобразится.    Солнечного света не вмещают дебелые и густые вещи: земля, стены каменные и деревянные, и прочее. А стекло, чистая вода, хрусталь и прочее, напротив, вмещают. Так и ум, грехами и похотями этого мира помраченный, не может вместить Божиего просвещения. Подобное в подобное вмещается. «Посему сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Покайся, и очисти душу твою покаянием и слезами, и отгони облако суетных помышлений твоих — и тогда просветит тебя Христос!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Третий псалом – 62-й – Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, был написан Давидом в Иудейской пустыне, где псалмопевец спасался от преследований Саула.    Четвертый псалом – 87-й – Песнь. Псалом сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита. Составителем этого псалма считают Емана, одного из трех знаменитых певцов-левитов, живших во времена Давида. Псалом выражает состояние человека, находящегося в крайнем уничижении и изнеможении.    Пятый псалом – 102-й – Псалом Давиду Псалмопевец посвящает благости, неистощимому милосердию и долготерпению Божию.    Шестой псалом – 142-й – Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его, рассказывает о человеке, преследуемом врагами, испытывающем страх и уныние, но сознающем, что он наказан за свои грехи; осознав свою вину и раскаявшись, он просит у Бога прощения и милости.     Чтец: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (трижды).    «Господи! устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (дважды).     Псалом 3-й    Господи, что ся умножиша стужающии ми! мнози востают на мя; мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе; зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.    Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя.     Псалом 3-й: Господи! Что так умножились притесняющие меня? Многие восстают против меня; многие говорят обо мне: «Нет ему спасения от Бога его». Но Ты, Господи,— Заступник мой, Слава моя, и Ты поднимаешь главу мою. Громким голосом моим взываю я к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Я спокойно ложусь, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. И я не убоюсь десятков тысяч людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ведь ты поражаешь всех, беспричинно враждующих против меня, сокрушаешь оружие нечестивых. От Господа спасение, и на людях Твоих благословение Твое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь в себе память смертную, когда на ум тебе приходит, что ты «земля и в землю пойдешь» (Быт.3:19). Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь страх геенны и вечных мучений. Чувствуешь Его помощь, когда ни приходит желание небесных благ. Чувствуешь Его помощь, когда за грех — скорбь и печаль, за добродетель — покой и радость внутри себя ощущаешь. Чувствуешь Его помощь, когда совесть твоя в бедах, напастях, неправедно наносимых, утешает. Чувствуешь, наконец, Его помощь, когда внутри тебя сладкий Его слышишь голос, возбуждающий тебя: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф. 5:14), и к Себе призывающий: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Итак, можешь подвизаться и ты, такого Великого Помощника имея, когда хочешь. А надобно непременно, если хочешь вечную жизнь, смертью Христовой приобретенную, получить. Аминь. Слово в день Введения Пресвятой Богородицы во храм     «Пришел Иисус в одно селение; здесь жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк 10:38—39).    Сын Божий, Избавитель наш, ради спасения нашего по земле странствуя, и переходя из города в город, из селения в селение, и на нивах сердец человеческих семя спасительного Своего учения рассеивая, пришел в селение некое, в которой некая благочестивая жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой с великой радостью. Желая же угостить любезного и вожделенного Гостя, всячески старалась Ему лучше угодить. Сын Божий, поскольку для того и в мир пришел, чтобы открыть волю Отца Небесного и проповедать Евангелие царствия, и в доме том не преминул проповедать слово Божие.    У благоговейной Марфы благоговейнейшая была сестра, именем Мария, которая, оставив все попечение домашнее, каким жены бывают заняты в таком случае, и сев при красных ногах Спасителя, с охотой начала слушать слово Божие.    Что вы, слушатели, думаете об этих двух христолюбивых сестрах: которая из них более Христу услужила, Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя, Мария всем сердцем приложилась к слушанию проповеди Христовой. Я думаю, что многие труд Марфы более похвалят, нежели Марии. Мне тоже так кажется, так как Марфа старалась, трудилась, беспокоилась, чтобы доставить удовольствие приятному Гостю, а Мария не трудилась, одним только слушанием слова Божия услаждалась. Поэтому Марфа, негодуя на сестру свою Марию, жаловалась Христу: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Но слышите, что Христос Марфе, так пекущейся, говорит: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно», и далее прибавил: «Мария же избрала благую, то есть лучшую, часть» (Лк 10:40—42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

 9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию, какое у меня.  10 Да прекратится злоба грешников и исправь праведного, Боже, испытующий сердца и утробы праведно.  11 Помощь мне от Бога, спасающего правых сердцем.  12 Бог - судья праведный и крепкий, и долготерпеливый, и не наводящий гнев ежедневно.  13 Если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его,  14 И в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых.  15 Вот он заболел неправдою, зачал злобу и родил беззаконие.  16 Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал:  17 Обратится злоба его на голову его и на темя его неправда его сойдет.  18 Исповедаюсь Господу по правде Его и пою имени Господа Вышнего.     Объяснение надписания псалма при посо­бии других, кроме греческого 70-ти, переводов. – Кто был упоминаемый здесь Хусий? – Подаваемый им по­учительный пример упования на Бога и верности лю­дям добродетельным, не взирая на бедствия послед­них. – Совет Хусия Архитянина Авессалому и благо­творность его для преследуемого Давида, который и выразил в этом псалме благодарность Богу. – Незло­бивая молитва Давида о спасении от видимых и не­видимых врагов. – Как нужно молиться, чтобы быть услышанным от Бога? – Исповедание Давидом своей неповинности и незлобия, превосходящего требования ветхозаветного закона. – Увещание – не только не иметь вражды к врагам, но и истреблять ее корень – сре­бролюбие и тщеславие. – Буквальное объяснение ст. 7-10: воскресни Господи гневом Твоим... да скончается злоба грешных. Говоря: суди меня Господи по правде моей не разногласит ли Псалмопевец о сказанным им: не вниди в суд с рабом Твоим? – Кого любит Бог. – Страдание многих праведников в этом мири пред­указано Господом и установлено неисследимою боже­ственною премудростью для блага человека. – Плача достойны грешники, не получающее здесь наказания. – По­чему мы не каждодневно наказываемся за свои грехи? – Благотворность наказания грешников для праведни­ков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  1. Псалом давиду, егоже воспет Господеви о словесех хусиевых, сына иемениина, 2. Господи Боже мой, на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: 3 да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. 4 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, 5 аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ: 6 да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. 7 Воскресни, Господи, гневом твоим, вознесися в концах враг твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, 8 и сонм людий обыдет тя: и о том на высоту обратися. 9 Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя. 10 Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно. 11 Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. 12 Бог судитель праведн, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. 13 Аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже, и уготова и, 14 и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела. 15 Се, боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие: 16 ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела. 17 Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. 18 Исповемся Господеви по правде его и пою имени Господа вышняго.  1 Псалом Давида, который он воспел Господу, по поводу слов Хусия, сына Иемениина.  2 Господи Боже мой! На Тебя я уповал, спаси меня от всех гонящих меня и избавь меня.  3 Да не похитит (враг), как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя.  4 Господи Боже мой! Если я сделал что, если есть неправда в руках моих,  5 Если я отомстил воздающим мне зло, то да паду от врагов моих истощенный,  6 Да преследует враг душу мою и да настигнет, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах да вселит.  7 Восстань, Господи, во гневе Твоем, возвысься на пределах врагов Твоих, и воздвигнись, Господи Боже мой, по повелению, заповеданному Тобою.  8 И сонм народов окружит Тебя, и над ним поднимись на высоту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

а обновляться духом ума вашего и облекаться в нового человека, созданного по образу Божию, в праведности и святости истины. Наставления о жизни Итак, отвергнув ложь, говорите истину, каждый ближнему своему ( Зах.8 ), ибо мы между собой члены одного тела. Гневайтесь, но не до греха ( Пс.4 ): солнце да не зайдет в гневе вашем, и не давайте места диаволу. Кто крал, пусть дальше не крадет, но пусть еще труждается, делая своими руками честное дело, чтобы было из чего подать нуждающемуся. Ни единое слово гнилое да не исходит из уст ваших, а только доброе к назиданию в вере, в благодать слышащим. И не оскорбляйте Духа Святого Божия, Коим запечатлены вы в день искупления. Всякая горечь и гнев и ярость и крик и злоречие да отпадут от вас со всякою злобою. Но будьте друг ко другу благи, милосерды, прощая друг другу, как и Бог во Христе простил вам. Глава 5 Итак будьте подражатели Богу, как чада возлюбленные, и ходите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в воню благоухания. А блуд и всякая нечистота и любостяжания пусть и не поминаются у вас, как подобает святым, и сквернословие и пустословие или неподобное смехотворство, а больше благодарение. Ибо должны вы знать, что ни один блудник или нечистый или любостяжатель (это есть идольское служение) не имеет наследия в царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас суетными речами, ибо гнев Божий за то приходит на сынов противления: не будьте же с такими в общении. Были вы некогда тьма, а ныне – свет о Господе – и ходите как чада света: плод духовный во всякой благостыне, праведности и истине. Испытуйте, что благоугодно Богу, и не приобщайтесь к делам неплодным тьмы, но еще и обличайте их. А что они в тайне делают, о том и говорить стыдно. Но все обличаемое во свете является, ибо все являемое свет есть. Посему сказано: востань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Пс.60 ). Итак смотрите, осторожно ли вы ходите (живете), не как неразумные, но как мудрые, сообразуя время, – ибо дни наши лукавы суть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

А притом Господь наш Иисус Христос обещался быть с нами во все дни до скончания века; и Духа Святого дарует верующим в Него и уповающим на Него, да пребудет с ними и в них во век; телом и кровию Своею питает их; псалмами и всякими духовными гимнами в церковных собраниях утешает их, и прогоняет всякую мрачность уныния. Но всего, что Он для нас соделал и делает, мы не можем и вместить в помышления: однако можем при помощи Его столько уразуметь превышающую разум любовь Его, чтобы стыдиться маловерия, утопающего в волнах печали, а ко Господу Иисусу, не простирающего руки; дабы и нас, простерши высокую мышцу Свою, спас, как Петра. Думаю сотворить с вами общение хлебом-солью, дарованного нам в священном Писании, слова Божия; но внимание мое уже довольствуется и сими изречениями: невозможное для человека, возможно для Бога; Бог хощет, чтобы все люди спаслись, и достигли познания истины ( Мф. 19:26 ), ( 1Тим. 2:4 ). Пилат сказал Иисусу Христу: «Что есть истина?» А Иисус Христос за несколько часов пред тем сказал ученикам Своим: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Но Пилат не надеялся найти путь к истине и самую истину во Иисусе и потому, сказав сие, не стал ждать ответа Его, но вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. И несмотря на собственное свое свидетельство о невиновности Иисуса, он вскоре потом предал Его им на распятие ( Ин. 18:38 ), ( Ин. 19:16 ). Не лучше же познают и почитают Иисуса Христа и те, которые видят в Нем только что человека, хотя и непорочного, пресвятого, премудрого и совершенного, а не веруют в Него, как в Бога истинного, явившегося во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Но и мы, верующие, что Христос есть Бог и человек, если, для соединения с Богом, не вступаем в тот путь к Отцу, который открыл нам в Себе Иисус Христос, и не шествуем по сему пути, как бы обеими ногами, прямо ( Евр. 12:13 ), покаянием и сердечною верою во Евангелие ( Мк. 1:15 ), то не достигнем познания истины, к которой сей путь ведет, и будем оставаться во лжи, во грехе, во тьме, и не имея в себе вечной жизни, которая есть Иисус Христос ( 1Ин. 5:20 ), будем мертвы для всего, что принадлежит сей жизни, и чем она объявляет себя и прославляется в живущих ею, словом, будем пребывать в смерти. И как это не то состояние, в котором надлежало нам быть по назначению нашему, по воле Бога, сотворившего нас по образу Своему; то доколе мы будем оставаться в этом неестественном состоянии, дотоле будем в злострадании и мучении. Но вот, взывает, непрестанно взывает глас милосердия Божия: встань, спящий, воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф. 5:14 ). Слово Божие живо и действенно, и животворно ( Евр. 4:12 ). Невозможное для человека, возможно для Бога. Так! Восстанут мертвецы Твои; безжизненные трупы воскреснут. Светоносная роса, которая от Тебя сходит, кропление Крови Твоей ( Евр. 12:24 ), ( 1Пет. 1:2 ), будет им в исцеление ( Ис. 26:19 ). – Арх. Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

А так как все творение есть отображение божественных свойств и содержит в себе изобилие сил и явлений, то духовное питание заимствуется нами и из окружающего нас мира: людей и физической природы. Второго рода средства освящения, чисто нравственные, есть: самоиспытание, бдительность, сомообуздание и самоупражнение. Самоиспытание есть рассмотрение христианином при свете божественного закона внутренней жизни и внешнего своего поведения, с целью познания слабостей и недостатков и с намерением их устранить. Ап. Павел призывает нас к самоиспытанию, когда говорит: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей... Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы ( 1Кор. 11:28–31 ). Самоиспытание не должно быть случайным; необходимо испытывать себя ежедневно. Лучшее время для того есть вечер. Самоиспытанию содействует уединение. Евангелисты говорят, что Сам Господь Спаситель часто уединялся. Но чтобы не впасть в обольщение при самоиспытании, необходимо прислушиваться и к суждению о нас других людей, как друзей, так и врагов. Бдительность, соединенная с трезвостью, есть постоянная внимательность христианина к своему нравственному состоянию и к окружающим обстоятельствам его жизни, в особенности к угрожающим искушениям и соблазнам, с целью не ослабевая управлять собой, предотвращать соблазны и пользоваться случаями совершать добро. К бдительности призывает нас Сам Господь Спаситель, говоря: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.... не знаете, когда господин дома придет ( Матф. 26:41 ). И ап. Петр тоже призывает к бдительности, сам испытав опасность ее недостатка: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ). Противоположность бдительности и трезвости представляют нравственное нерадение и беспечность, уподобляемые сну ап. Павлом: Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться ( 1Фес. 5:6 ), встань, спящий и воскресни из мертвых ( Еф. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Апостол призывает не оскорблять «Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ), т. е. в крещении. Всякое оскорбление ближнего есть оскорбление и Св. Духа, живущего в крещенном как храме Своем. Наоборот, надо быть друг ко другу добрыми, сострадательными, прощая обиды, «как и Бог во Христе простил» нас ( Еф.4:32 ). 2. Побуждения к духовной жизни (Еф.5:1–21) Первым и главным побуждением к духовной жизни для христианина является: а) подражание Богу и любви Христовой, Который «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» ( Еф.5:2 ). Значит, и мы должны прощать друг другу, как и Бог простил нас и дал нам право быть «чадами возлюбленными» ( Еф.5:1 ); б) другой стимул к нравственной жизни – напоминание о том, что никакой грешник «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф.5:5 ); в) осознание нашего возрождения во Христе: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» ( Еф.5:8 ). Для христиан тьма неведения и блуждания в поисках истины заменилась светом познания Христа, поэтому они и должны поступать, «как чада света» ( Еф.5:8 ). Плод духовной жизни состоит «во всякой благости, праведности и истине» ( Еф.6:9 ). Дела тьмы и греха не должно скрывать, но следует выводить их на свет, чтобы обличалась их порочность, что и совершается через покаяние и исповедь ( Еф.5:10–13 ). Грех живится тьмой, т. е. отсутствием света благодати. И если пребывающих в нечестии озарить светом, то и они могут увидеть свою тьму и возревновать к свету. К ним обращается Апостол с призывом: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф.5:14 ) (это свободное изложение слов пророка Исаии гл. 60, 1) (очень точное и назидательное выражение Апостола о грешнике: он не только спящий, но и мертвый. Бывает, грешник так опускается, падает, что своими силами никогда не сможет восстать, – только Сам Бог Своею благодатью может поднять его, пробудить от сна, фактически, воскресить от духовной смерти). г) Необходимость благоразумно пользоваться настоящим дорогим временем ( Еф.5:15–21 ), которое неумолимо течет. «Дни лукавы» ( Еф.5:16 ), – говорит Апостол, т. е. диавол ежедневно старается хитро уловлять нас во зло, поэтому употреблять время надо благоразумно: для познания воли Божией ( Еф.5:17 ). Апостол призывает христиан возвыситься даже над самим временем: если дни употребить на добро, во славу Божию, значит, эти дни и само время похищены будут у лукавого, князя мира сего, и станут началом блаженной вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010