Б. НЫНЕ НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕ – ИИСУС Следует отметить, что христ. вера в В. – это не только надежда на отдал. будущее. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( 1Петр. 1:3 ). След., можно сказать, что такое упование уже начало осуществляться для нас, верующих. Теоретич. догма «когда-нибудь» уступает место наполняющему силой и волнующему «здесь и сейчас». В вере мы можем рассчитывать на немедленное воздействие В. Иисуса Христа. О таком воздействии сообщается в Мф. 27 Бог воскресил Иисуса из мертвых, тем самым оправдав Его и показав всему миру, что Иисус – подлинный Мессия. Достигнутая т.о. победа над смертью сразу же стала очевидной в совоскресении первых святых. Это стало началом новой эры В. Библия позволяет утверждать, что В. верующих уже началось: 1) при этом следует подчеркнуть, что В. верующих представляет собой процесс, начавшийся с В. Иисуса и ныне продолжающийся, причем слово «начавшийся» подразумевает и его завершение, которое произойдет только со Вторым пришествием Господа. Т.о., мы как бы находимся в положении «уже», но «еще не» (О.Кульман). В 1Кор. 15:23 сказано об очередности В. верующих: «Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». К таким верующим относятся слова: «...в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. И вас... оживил вместе с Ним...» ( Кол. 2:12 ). «Итак... вы воскресли со Христом...» ( Кол. 3:1 ). Т.о., через веру происходит постоянное «В. из мертвых». Эта вера порождается у верующих тем же могуществ. действием, которым Бог воскресил Христа ( Еф. 1:19 ). Именно так следует понимать призыв: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5:14 ). Это «В. из мертвых», называемое также новым рождением или рождением свыше ( Ин. 3:3 ), должно начинаться здесь и сейчас, если мы хотим «достигнуть» его в пришествие Господа (ср. Флп. 3:8–11 ); 2) т.о., через В. Иисуса Христа мы оказываемся вовлеченными в происходящие сейчас с нами, верующими, события. Мы переходим из состояния духовной смерти в сферу жизни Христа ( Еф. 2:5 ). Тот, кто обрел существование во Христе, становится «новой тварью» ( 2Кор. 5:17 ) и «ходит в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ). Бог воскресил Его «для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ), для того, чтобы в нас воплотилась новая праведность Иисуса Христа ( Рим. 6:4 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20:6 ). Смерть вторая – это когда воскрешенное тело пребывает в полуреальном состоянии; когда душа соединяется с вечным телом, и оно бросается в вечный огонь – это и есть смерть вторая, пребывание в вечном огне, без исчезновения, не на тысячу лет, а навсегда. После второй смерти ничего уже не будет, она окончательна. Первое воскресенье – это когда живущие на земле люди, являясь на самом деле мертвыми, оживают, участвуя в смерти Христа. По словам апостола Павла: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5:14 ). Участие в смерти Христа – это Крещение, потому что мы, погружаясь в воду три раза, участвуем в смерти Христа, Который три дня был в гробу. А выходя из воды Крещения, мы с вами участвуем в Его Воскресении. Это хотя и символы, но воскресение – вполне реальное. Вот оно – первое Воскресение. Покаяние тоже является первым Воскресением, оно оживляет человека. Есть люди, у которых душа осуществилась, а есть те, у кого душа не осуществилась, то есть проект как бы сделан, подготовлен, но не реализован. И вот как раз покаяние, перемена мысли, мировоззрения, жизни – это и есть первое Воскресение. Человек, который воскрес на земле, блажен и свят. Тот, кто покаялся, кто изменился, кто пропитался Божественной жизнью, будет блажен и свят и над ним смерть вторая не возымеет власти. Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5, 24 ). Для него Суд – не время решения участи, а время решения, какую награду ему дать. На суде обычно выносят вердикт: то ли вас расстреляют, то ли вас отпустят. А есть другой вариант, когда на суде решают: то ли вам дворец дать, то ли вам, скажем, замок подарить. «Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20:6 ). Священниками, потому что они совершают священнодействия и предают всю свою жизнь в жертву Богу. Отдача всей жизни Христу – это и есть жертва Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Блажен муж иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа. Блажени вси надеющийся нань. Аллилуиа. Воскресни Господи спаси моя Боже мой. Аллилуиа. Господне есть спасение и на людех Троих благословение Твое. Аллилуиа. Перевод Блажен муж который не ходит на совет нечестивых. Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу с страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. 16. Молитва Сподоби Господи в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси Господи Боже отец наших и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Буди Господи милость Твоя на нас яко же уповахом на Тя. Благословен еси Господи научи мя оправданием Твоим. Благословен еси Владыко вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси. Святый просвети мя оправдании Твоими. Господи милость Твоя во век дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки. Аминь. 17. Стихи из 134 и 135 псалмов Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа. 18. Воскресные тропари Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Почто мира с милостивыми слезами о ученицы растворяете; блистаяйся во гробе Ангел, мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во единем существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят, еси Господи. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Блажен муж Славянский текст Русский перевод Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа! Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа! Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа! Воскресни, Господи, Спаси мя Боже мой. Аллилуиа! Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа. Блажен муж, который не следует советам нечестивых. Хвалите Бога! Ибо знает Господь о пути Праведных, а путь нечестивых бесследно погибнет. Хвалите Бога! Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Хвалите Бога! Блаженны все, надеющиеся на Него. Хвалите Бога! Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. Хвалите Бога! От Господа спасение, и на избранных Твоих пребывает благословение Твоё: Хвалите Бога!   Господи воззвах к тебе Славянский текст Русский перевод Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя Господи! Господи, возвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя Господи! Да исправиться молитва моя, яко кадило пред Тобой; воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя Господи! Господи! я взываю к Тебе, — услышь меня! Услышь меня Господи! Господи! я взываю к Тебе, — услышь меня! Внемли воплю моления моего в то время когда, я взываю к Тебе. Услышь меня Господи! Да вознесётся молитва моя, как дым кадила пред Тобой и возношение рук моих, как вечерние приношение. Услышь меня, Господи!   Свете тихий Славянский текст Русский перевод Свете тихий святыя славы, бессмертнаго Отца небеснаго, Святаго, блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерни, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы Преподобными; Сыне Божий, живот даяй, тем же мир Тя славит. Тихий Свет великой Святой славы Бессмертного, небесного Отца Своего, — Святого и Блаженного, — Господь Иисус Христос! Приблизясь к закату солнца и пользуясь уже светом вечерним, — мы воспеваем Тебя, Триединого Бога: Отца, и Сына и Святого Духа! Ты достоин во все времена быть воспеваемым хвалебными гласами Преподобных (окружающих небесный престол Твой); Сын Божий, — дающий всему жизнь, — за это и мир (юдольный) Тебя прославляет!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Блаженны все уповающие на Него ( Пс. 2:12 ). Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой! Восстань Господи! Спаси меня, Боже мой! ( Пс. 3:8 ). Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуйя. От Господа – спасение; над народом Твоим благословение Твое ( Пс. 3:9 ). – Хвалите Бога. Слава и ныне. Аллилуйя (3-жды), Слава Тебе, Боже. По малой ектеньи – пение из пс. 140 и 141. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Господи, к Тебе взываю (обращаюсь); услышь меня! Услышь меня, Господи! Господи! я взываю к Тебе, услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю (обращаюсь) к Тебе; услышь меня, Господи! ( Пс. 140:1 ). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою; воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздняние (поднятие) рук моих – как жертва вечерняя. Услышь меня, Господи! ( Пс. 140:2 ). Стихиры на Господи воззвах Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое ( Пс. 141:7 ). Гл. I. Вечерния наша молитвы приими, святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко един еси явлей в мире воскресение. Приими, святый Господи, наши вечерние молитвы и даруй нам прощение грехов; ибо Ты один, явивший миру воскресение. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние ( Пс. 141:7 ). Обыдите, людие, Сион, и объимите его, и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых, яко Той есть Бог наш, избавлей нас от беззаконий наших. Пойдите, люди, вокруг Сиона и обойдите его ( Пс. 47:13 ), и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых; ибо Он – Бог наш, избавивший нас от беззаконий наших. Богородичен. Всемирную славу от человек прозябшую, и Владыку рождшую, небесную дверь воспоим Марию Деву, бесплотных песнь и верных удобрение. Сия бо явися небо и храм Божества; Сия, преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе; Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии; ибо Той победит враги, яко всесилен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Братья и сестры! Воскресение Христово дает нам возможность прочувствовать то, что есть добро, постоянство и добродетель, а также то, что таинственным образом связано с жертвой и самопожертвованием ради добра. Наша земная жизнь полна усилий и трудов. Таким путем правда, основывающаяся на Христовом Воскресении помогает нам глубже понять нашу собственную жизнь. Именно через Крест пришла радость для всего мира, а наша любовь упрочилась. Самым большим благом воплотившегося Сына Божия было возглашение человечеству правды через Крест, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4. 8). «...всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин 4.7). Жить в мире – это значит любовью побеждать печаль и скорбь, пребывать в совершенном мире и радости. Потому «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Эф 5. 14). Братья и сестры! Празднуя святые дни Пасхи, отбросим от себя враждебность и ссоры, греховные привычки и душевную слабость. Заповедь Воскресшего Христа да будет всегда пред нашими духовными очами: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5. 16). Праздник Воскресения Христова — это основа мира, начало единства и прекращения враждебных дел. Об этом должны помнить ученики Иисуса Христа. Переживая чудо Воскресения Христова, будем свидетельствовать окружающему нас миру о Его великой силе, помогающей нам в укреплении святой веры православной и в обретении плодов духа, которые суть «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5. 22-23). Поздравляем достопочтенное духовенство, иноков, детей, молодежь и всех верующих нашей святой Церкви с Праздником Праздников, Святой Пасхой. Христос воскресе! Воистину воскресе! Победитель смерти Иисус Христос да поможет нам усовершенствоваться в вере и добрых делах, так, «дабы во все прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (! Петра 4. 11). Любовь Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами Аминь (1 Кор 16. 24).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В древней церкви в Великую субботу крестили оглашенных, тех, кто весь пост готовился не только к празднику Воскресения Христова, но и к своему собственному воскресению во Христе. И вот, представим себе: кончаются паремии, звучит торжественное пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», и входят только что крестившиеся. Они входят в белых одеждах. Что переживали остальные верные, когда Христос умер, и вдруг входят эти воскресшие? Как остро вспоминается здесь Евангелие от Матфея: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф.27, 51–53 ). И вся церковь слушает крещальный Апостол, который напоминает нам, насколько в святом крещении нити жизней христиан сплетаются в единый жгут и с жизнью Господа Иисуса Христа, и друг с другом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». После Апостола звучит прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех». Он звучит несколько раз, к нему поются четыре стиха, и в это время и священнослужители, и все в алтаре переоблачается из черных, постовых, – в белые одеяния. Это – переломный момент службы, и он совершается как бы в тайне. Еще продолжается пост. Мироносицы только отправились на гроб, чтобы с плачем помазать миром тело погребенного Иисуса. А между тем, в темноте ночи, невидимо ни для кого, «сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Уже охранявшие гроб воины от ужаса «стали как мертвые», но мироносицы только еще идут туда. В храме уже звучит воскресное Евангелие, по Матфею, в том числе и слова Христовы, что дана Ему «всякая власть на небе и на земле». Но это еще только «Ангели поют на небеси» воскресение Христово. А мы вместе с мироносицами все еще идем ко гробу, и пост еще продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В древней Церкви в Великую Субботу совершалось крещение оглашенных, к которым этот стих особенно и обращался. Но, помимо своего исторического значения, эти слова имеют и внутренний мистический смысл, раскрывающийся в следующем после прокимна чтении Апостола. Прокимен Апостола Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний, – уже как бы предвосхищает тайну избавления и прославления вместе с человеком и всей твари, а, следуемое за ним Апостольское чтение, раскрывает всю глубину совершившегося ныне «крещения в смерть Христову» ( Рим.6:3—11 ): Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним… Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Великая Суббота, бывшая в Ветхом Завете завершением миротворения, открывает собою в Новом Завете начало новой жизни во Христе, приобщение к которой возможно лишь через покаяние и крещение во оставление грехов. После чтения Апостола, на середину церкви выходят певцы; чтец, облеченный в белый стихарь, стоя перед Плащаницей, вместо обычного Аллилуиа возглашает: Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех, — и певцы повторяют за ним этот же стих. Это торжественное пение у гроба в белых одеждах знаменует собой явление Ангелов мироносицам. Начавшееся на горнем месте, в алтаре, переоблачение Престола и одежд священнослужителей из темных в белые, переносится и в церковь: все преображается, все изменяется. Наступает Пасхальная радость. И Евангелие повествует об этой великой радости, возвещенной мироносицам Ангелом, о явлении Самого Господа ученикам и о словах Его: Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

http://azbyka.ru/obyasnenie-sluzhb-stras...

В одной из притч Христос говорит о женщине, потерявшей монету. Она зажгла светильник и тщательно вымела дом, чтобы монету найти. Женщина в этой притче есть образ Господа, ищущего потерявшуюся драхму, — человека. И на человеке, и на монете есть образ. На монете — образ правящего кесаря, а на человеке — образ Божий. Светильник из притчи в женских руках — это покаянная проповедь Иоанна. Без огня его проповеди монету в большом доме найти невозможно. Куда же стучит Христос? В двери сердца, как написано: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Во всякую дверь Он стучит, и если не слышен сей стук, то либо в доме спят, либо шумят и кричат — не поймёшь, то ли спорят и ссорятся, то ли что-то празднуют, либо все умерли. Смерть, как и сон, разумеем греховные, почему и Павел объединяет их вместе, говоря: восстани, спящий, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос (Еф. 5, 14). Если же в доме ругаются или поют, или на полную громкость включили все магнитофоны и телевизоры, то пост как раз и предназначен для воцарения благословенной тишины. Стоит ей воцариться на малое время, как тут же между ударами сердца совесть расслышит стук в дверь Того, Кто хочет войти и вечерять. Итак, просить, искать и стучать велит нам Господь — и Сам, в Свою очередь, просит, ищет и стучит. Он хочет, чтобы мы искали Его, потому что Сам нас непрестанно ищет. Он хочет, чтоб мы думал о Нём, потому что Сам о нас непрестанно думает. Христос есть Божия сила и Божия Премудрость (1 Кор. 1, 24). Не может Вечная Премудрость ничего не думать, и если что главное занимает Божественный ум — то это мысли о человеке. Он думает обо мне, я думаю о Нём. Рано или поздно две эти мысли встретятся, и родится теплота, и будет то, о чём сказал царь и пророк: Воспламенилось сердце моё во мне; в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38, 4). Он ищет меня, я заблудился и на помощь зову. Когда мы услышим друг друга, быть мне на Его плечах, потому что Он — Пастырь Добрый, а я — овца Его стада.

http://pravoslavie.ru/51843.html

В тот же день двое из учеников Христовых шли в селение, находившееся в окрестностях Иерусалима, и разговаривали между собой о всех сих событиях, – и вот, Сам Иисус настиг их на пути. Ибо Он подобен был пастуху, который, возлегши, немного поспит и, вставши, видит расшедшееся стадо, быстро всюду ходит с целью собрать его. Иисус сказал ученикам: «О чем это вы рассуждаете между собой и отчего вы печальны?» Они отвечали, что говорят об Иисусе Назарянине, распятом еврейскими священниками, и о женах, которые слышали от ангела о Его воскресении. Они не узнали Его, ибо их очи были еще плотскими, и Христос не дунул на них, говоря: «Примите Дух Свят», и не отверз еще их разума. Однако же им были известны пророчества о Христе, поэтому Он сказал им: «О несмысленные сердцем!» – и начал от всех святых книг изъяснять им сказанное о Его страдании и воскресении. Не о сем ли, сказал Он, писал Моисей: «И будет живот твой висящь пред очима твоима» ( Втор.28, 66 )? Писал и Давид о Его распятии: «Ископаша руце мои и нозе мои» ( Пс.21, 17 ); и еще: «И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта» ( Пс.68, 22 ); о Его гробе: «Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней» ( Пс.87, 7 ); а также и о Его воскресении: «Да воскреснет Бог , и расточатся врази Его» ( Пс.67, 2 ); и еще: «Воскресни, Боже, суди земли» ( Пс.81, 8 ). А Исаия сказал о Его учениках: «Восстав, соберу братию Мою, и узрят славу Мою и возвестят славу Мою, в странах имя Мое, и будут Мне люди из язычников многие» (ср.: Ис.66, 19–20 ). Разговаривая, они приблизились к тому селению, в которое шли. Ученики стали удерживать Иисуса, говоря: «Останься с нами, потому что день склоняется к вечеру». А когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил и дал им. Тогда открылись у них очи: они увидели язвы от гвоздей на руках Его и познали, что это Сам Христос. Но Он стал невидим для них. Они же возвратились в Иерусалим и рассказали обо всем апостолам, утверждая, что воистину воскрес Христос, что Он им явился, и они узнали Его по ранам от гвоздей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010