Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении: а) рационалистических: адвентистов, баптистов, бессмертников [и др.] б) мистических: «братцев», еноховцев, иоаннитов [и др.] Источник Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении а.) рационалистических: б) мистических: Адвентистов. " Братцев». Баптистов. Еноховцев. Бессмертиников. Иоаннитов. Духоборов. Малеванцев. Жидовствующих. Нового Израиля. Евангеликов. Прыгунов. Иеговистов. Скопцов и Новоскопчества. Иудействующих. Хлыстов и Новохлыстов. Молокан. Шалопутов. Назареев. Мелких видов. Пашковцев. Хихулитов. Скакунов. Субботникови Воскресников. Толстовцев и Штундистов. О возникновении сект, ересей и о сущности их заблуждений «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…да от- кроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ) 1) Эти пророческие слова праведн. Симеона, сказанные им при сретении младенца Иисуса Христа, дают вкратце понятие о возникновении разных ересей и сущности их заблуждений: Господь Христос послужил камнем преткновения и соблазна ( 1Пет.2:7–8 ) для не уверовавших в Него, как Мессию Иудеев, и камнем краеугольным, драгоценным для уверовавших как иудеев, так и Еллинов и для всех колен и племен народов. Но и для многих из уверовавших Господь стал: «в предмет пререканий». Вот эти-то «пререкания» и прекословия лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) уклонили многих от истинной веры, особенно, тех, кто не пленял всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ; 1Кор.1:19, 3:19 ). 2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще в дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим.4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Фил.1:16 ; ср. 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:5 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Бессмертники или Воскресники Бессмертники или воскресники – эта секта, выродившаяся из пашковщины, была образована в начале восьмидесятых годов прошлого столетия бывшим в Москве книгоношею «Общества распространения Св. Писания в России», неким М. И. Ивановым , родом из Тверской губ., сосланным в 1893 г. в Эривань. Впоследствии во главе бессмертников стал Евдоким Михайлов Черноног, содержатель каретчиков. Располагая средствами и имея много служащих, Черноног успешно пропагандировал свое учение, особенно среди своих подчиненных. По учению бессмертников, или воскресников, все в мире прекрасно и дивно. Божественная природа есть совершеннейшее явление и своим внутренним законом стремится еще к более высшей красоте. Человек призван к наслаждению всем в мире. Так как все в мире целесообразно, то смерть не есть что-либо законное: она не должна быть свойственна природе, она должна быть избегнута и заменена жизнью. Кто из людей сознал и понял это, тот освобождается от смерти. Сознай каждый, что ты не должен и не можешь умереть, – и ты бессмертен. На указание, что все люди умирают и что даже апостолы умерли, бессмертники отвечают: «Весь мир не понял учение Христа, и потому смерть царит над всеми». «Грех прародительский состоял в том, – говорят бессмертники, – что они поверили смертности своей и потому умерли. Но Христос не убоялся смерти – Он и воскрес, и мы, если поверим в свое бессмертие, – не умрем». Веря, вопреки очевидной неизбежности смерти для каждого, что тело не умрет и не подлежит тлению», и упорно утверждая о себе: «Мы – бессмертники», – эти сектанты служат ярким примером того, до чего может изуродоваться религиозное самосознание у людей, порвавших связь со св. Церковью. Читать далее Источник: Настольная книга для Священно-Церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства)/С.В. Булгаков. - Изд. 3-е испр. и доп. - Киев : Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913. - 1772, с./VII. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч. [Справочник по ересям, сектам и расколам]. 1592-1745 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

б) Сектанты оставляют видимые и при том законные и Самим Господом и апостолами освященные собрания Церкви Христовой в храмах Божиих, и в тоже время, заводят у себя по домам, тоже видимые, но уже самочинные сборища, утверждая при этом, что Бог присутствует среди них, как и везде ( Пс.138:1–12 ; Мф.18:20 ). Воистину, нет такого места, где бы ни было Бога ( Пс.138:8–9 ). Но не везде Бог присутствует Своею благодатью: на иные собрания Он смотрит с любовью, а на другие с гневом и яростью ( Пс.2:5 ). А потому, могут быть собрания прямо сатанинские ( Откр.2:9, 3:9 ), – хотя бы на, этих собраниях и призывалось имя Божие, и возносились молитвы Всевышнему, но кто отвращает свое ухо от слушания закона, того и молитва мерзость ( Притч.28:9 ). О русском сектантстве 1) Русское сектантство подразделяется на две группы: а) рационалистическую и б) мистическую 1 . К первым относятся: Адвентисты, Анабаптисты, Баптисты, Бессмертники, Десное Братство, Духоборы, Жидовствующие, Евангелики, Иеговисты или сионская весть, Иудействующие, Молокане, Назореи, Пашковцы, Скакуны, Субботники и Воскресники, Субботники, жидовствующие, Толстовство, Штундисты, Штундо-баитисты, Штундо-молокане. Ко вторым: Беседники и «Братцы», Еноховцы, Иоанниты, Малеванцы, Мормоны, Новый израиль, Прыгуны, Скопцы, Новоскопчество, Хихулиты, Хлысты, Новохлысты, Шалопуты. Краткие исторические сведения об этих сектах будут даны в особых «Памятках», а здесь о том, что такое: 2) Сектантство. Для означения вообще каких-либо уклонений от учения Православной Церкви в русском языке употребляются слова: «раскол», «ересь» и «секта». Латинское слово «секта» вошло в наш язык сравнительно в недавнее время, и оно по своему первоначальному значению всего ближе подходит к русскому слову «раскол». Словом «секта» стали обозначать определенное общество, руководящееся в жизни своими обычными убеждениями и взглядами и преследующее свои особенные цели. 3) Ересь. Это слово происходит от греческого слова – αρεω беру, избираю. Ересь есть учение, основанное на отдельных, без связи взятых и ложно, неправильно объясненных местах свящ. Писания. Другими словами ересь есть отделение, разделение, секта ( Деян.15:17 ; 2Пет.2:10 ), которая состоит в том, что, люди к учению веры Православной Церкви примешивают мнения, противные Божественной истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Религиозные собрания он устраивает, главным образом в своей квартире. Иногда он появляется в трактирах и других местах собраний сектантов и православных и ведет среди них пропаганду. По учению Чернонога, где-то есть «бесссмертническая Церковь ». В первый раз он искал ее в Индии. В 1908 году ездил по Европе и в Месопотамии и, наконец, вернулся в Москву с виду англичанином. По заявлению Чернонога, что «спасение от России», можно судить о неудаче его поисков: «бессмертной церкви» вне России он не нашел... В отсутствие Чернонога проповедь «бессмертия» ведет главный его приказчик Сергей Дмитриевич (?). Последний любит вести беседу с иномыслящими. По учению «бессмертников», или «воскресников», все в мире прекрасно и дивно. Божественная природа есть совершеннейшее явление и своим внутренним законом стремится к еще более высшей красоте. Человек – самое высшее проявление творчества природы, самое реальное проявление Божьего совершенства. Он призван к наслаждению всем в мире. Красота и радость – вне человека, в окружающей природе, они должны быть в душе человека. Все достижимо на земле, все невзгоды должна быть избегнуты. Одна смерть неизбежна. Но так как в мире все целесообразно, то, следовательно, и смерть, не есть что-либо законное: она не должна быть свойственна природе, она должна быть избегнута и заменена жизнью. Кто из людей сознал и понял это, тот освобождается от смерти. Сознай каждый, что ты не должен и не можешь умереть, – и ты бессмертен 44 . «Тело не умрет и не подлежит тлению», говорят «бессмертные». «Мы, утверждают они, – «бессмертники». «Жизнь вечная без конца, т.е. бессмертие; были мертвые – ожили, и мы первенцы из мертвых; теперь мы ходим в тайне и силе Божией, – писал Морозов Иванову, смерти тебе нет». Выродившись из пашковщины, бессмертники своим учением о «телесном бессмертии» напоминают, главным образом, первоначальных «ирвингиан» и отчасти кавказских прыгунов. Нечто подобное встречаем и у иеговистов. Интересно, что брошюры, или «книжечки» иеговистов имеются в обращении в Москве, хотя сами иеговисты в ней не обнаружены. Ссылаясь на св. Писание, «бессмертники» истолковывают его так, как им полезно. На указание, что все люди умирают; и что даже апостолы умерли, «бессмертники» отвечают; «весь мир не понял учения Христа, и потому смерть царит над всеми». «Грех прародительский состоял в том, что они поверили смертности своей – и потому умерли. Но Христос не убоялся смерти. – Он и воскрес, и мы, если поверим в свое бессмертие, – не умрем». Штундобаптизм. Свящ. Н. Бортовский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Секта «бессмертников » или «воскресников» пока малочисленна. По словам Москов. Еп. мисс. И.Г. Айвазова, она выродилась из Пашковщины. Некто М. И. Иванов , родом из Тверской губернии, был в Москве книгоношею «Общества распространения Св. Писания в России» и числился Пашковцем. В конце 80-х годов прошлого столетия Иванов образовал новую секту «бессмертников» или «воскресников». В 1893 году он был сослан в Эриван. После Иванова во главе «бессмертников» стал И.И. Морозов, бывший дворник у Пашкова в Петербурге и, когда был уволен, переехал в Москву и примкнул к Иванову. Сам Морозов скоро, однако, покинул Москву. Тогда во главе «бессмертников» встает «Алексей Егорыч». Он неустанно проповедовал «жизнь» и «бессмертное спасение от России», которое полонит мир и избавит человечество от тления. Явных последователей у него было не более 10. Их любимым местом собрания является трактир «Фантазия». Более успешно подвизался другой глава «бессмертников», это – Евд. Мих. Черноног, содержатель каретчиков. Располагая средствами и имея много служащих, Черноног успешно пропагандировал свое учение, особенно среди своих подчиненных. В 1904 году у него было не менее 200 последователей. По учению Чернонога, где-то есть «бессмертная церковь ». В первый раз он искал ее в Индии. В 1908 году ездил по Европе и в Месопотамию и, наконец, вернулся в Москву с виду англичанином. По последнему заявлению Чернонога, что «спасение от России», можно судить о неудаче его поисков: ибо «бессмертной церкви», вне России он не нашел... По учению «бессмертников» или «воскресников», все в мире прекрасно и дивно. Божественная природа есть совершеннейшее явление и своим внутренним законом стремится к еще более высшей красоте. Человек – самое высшее проявление творчества природы, самое реальное проявление Божьего совершенства (?). Он призван к наслаждению всем в мире. Все достижимо на земле; все невзгоды должны быть избегнуты. Одна смерть неизбежна. Но так как в мире все целесообразно, то, следовательно, и смерть, не есть что-либо законное: она не должна быть свойственна природе, она должна быть избегнута и заменена жизнью. Кто из людей сознал и понял это, тот освобождается от смерти (?). Сознай каждый, что ты не должен и не можешь умереть, – и ты бессмертен (?). «Тело не умрет и не подлежит тлению» – говорят «бессмертные». «Мы, утверждают они, – бессмертники». «Жизнь вечная без конца, т. е. бессмертие; были мертвые – ожили, и мы первенцы из мертвых; теперь мы ходим в тайне и силе Божией, – писал Морозов Иванову, – смерти тебе нет». Но первый из них давно уже умер от желтухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

А как на беду, наша церковно-апологетическая литература для народа и теперь «жаждет и алчет» восполнения; а прежние же годы она была положительно в зачаточном состоянии. И то, что было, писалось языком полу-отвлеченным и не народным. Эта литература не могла составить мощного противодействия «книжечкам» пашковцев. Вследствие того, до последнего времени простой наш народ не умеет отчетливо ответить вопрошающим, спасен ли он и в чем состоит оправдание, принесенное людям Сыном Божиим... Вот этим-то обстоятельством и объясняются главным образом успехи пашковской пропаганды в народе. И, как раздумаешься над явлениями жизни, становится очевидным, что до тех пор, пока мы не поднимем духовно-культурный уровень народа нашего, пока не пообчистим внешнее обличье своего религиозного быта и т. д… борьба с сектанством для православной миссии останется делом чрезмерно трудным... С-Петербургский епархиальный миссионер Д.И. Боголюбов Бессмертники О малочисленной пока секте «бессмертников» дает интересные сведения московский епархиальный миссионер И.Г. Айвазов. Секта «бессмертников», или «воскресников», по его словам, выродилась из пашковщины. Некто М. И. Иванов , родом из Тверской губернии, был в Москве книгоношею «Общества распространения Св. Писания в России» и числился пашковцем. Он же состоял у графини Шуваловой корреспондентом в области сектантства. В конце 80-х годов прошлого столетия Иванов образовал новую секту «бессмертников» или «воскресников». В 1893 году он был сослан в Эриван, куда получал денежное пособие от граф. Шуваловой и от известного Астафьева. После Иванова во главе «бессмертников» стал И.И. Морозов. Он служил дворником у графа Пашкова в Петербурге и, когда быль уволен, переехал в Москву. Примкнув к Иванову, он стал, по ссылке Иванова, его заместителем. Последователи Морозова явились: Алексей Егорыч (?), Иван Вас. Боловкин, Семен Никитич (?), Тимофей Петров и Федор Анисеев. Сам Морозов скоро, однако покинул Москву и, после долгого отсутствия, воротился в нее уже больным желтухой, которая и свела его в могилу. Тогда во главе «бессмертников» стает Алексей Егорыч. Он неустанно проповедует «жизнь» и «бессмертное спасение от России», которое полонит мир и избавит человечество от тления. Явных последователей у него не более 10. Их любимым местом собрания является трактир «Фантазия». Более успешно подвизается другой глава «бессмертников», это – Евд. Мих. Черноног, содержатель каретчиков и представитель фабрики товарищества «Реноме». Располагая средствами и имея много служащих, Черноног успешно пропагандирует свое учение, особенно среди своих подчиненных. В 1904 году у него было не менее 200 последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Какую бы сладость (сладкий кусок) кто бы ни брал у тебя, не гонись за нею, не жалей ее, не раздражайся из-за ней на взимающего, по равнодушен будь к пей; равно не обижайся, когда не зовут тебя на обед званый и не прельщайся яствами и питьем, ибо всё это гной и прах и всё это минутно. Храни любовь в сердце к Богу и ближнему неизменно. Вдунул в лице его дыхание жизни [ Быт. 2, 7 ]. Это значит, что душа человеческая есть дыхание Божие и потому должна дышать непрестанно Богом, к Нему единому прилепляться, к вещам же временным не прилепляться; дышать духом небесным, а не земным. 3 ноября. Благодарю Тя, Господи, скорый Послушниче и скорый Помощниче души моей. Нынешний день в гимназии несколько раз в нужде душевной услышал, заступил, спас и помиловал меня. (Пятница.) Как праздновать воскресение?Воскресение из плотской в духовную жизнь. Если умер ты для Бога гордостью – воскресни в смирении; если умер злобою, раздражительностью характера – воскресни в благости, незлобии, кротости; если умер плотскою нечистотою, чревоугодием, объядением, пиянством – воскресни в душевной и телесной чистоте, с твердым намерением угождать впредь единому Богу молитвенным бдением, богомыслием, воздержанием; если умер леностью – воскресни прилежанием; если умер любостяжанием – воскресни нестяжательностью; если скупостью – воскресни в щедрости и благоподатливости, если завистью – воскресни в доброжелательстве, если в своеволии, упрямстве, непокорности – воскресни в покорности, повиновении властям, – словом, умертви в себе страсти и оживи погубленные в тебе добродетели, воскреси в себе чаяние воскресения мертвых, имей его всегда впредь как бы пред очами, не забывай, – и вот ты по истине Божией будешь праздновать воскресение. Но если мы в воскресение те же духовные мертвецы – гордецы, завистники, ненавистники, сребролюбцы жестокосердые, чревоугодники, пьяницы, обманщики, моты, блудники, кощунники, ленивцы, клеветники, ябедники, насмешники, пересудители, коварны, лживы, – то для нас нет воскресения. Внемлите: Кто имеет уши слышать, да слышит! [ Мф. 13, 9 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Певцы повторяют. Чтец возглашает стих: «Бог ста в сонме богов, посреди же боги разсудит». Перевод: Бог стал в сонме богов; среди богов произнеся суд ( Пс.81:1 ). Чтец возглашает стих: «Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте». Перевод: Давайте суд бедному и сироте угнетенному и нищему оказывайте справедливость ( Пс.81:3 ). Певцы поют Воскресни Боже и т.д. Чтец возглашает стих: «Измите нища и убога, из руки грешных избавите его». Перевод: Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых ( Пс.81:4 ). Певцы: Воскресни Боже и т.д. Чтец возглашает стих: «Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят». Перевод: Не знают, не разумеют, во тьме ходят ( Пс.81:5 ). Певцы: Воскресни Боже и т.д. Чтец: «Да подвижатся вся основания земли. Аз рех, бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падете». Перевод: Все основания земли да колеблются. Я сказал: вы – боги и сыны Всевышняго – все вы. Но вы умрете как человеки и падете как всякий из князей ( Пс.81:5–7 ). Заключение: Воскресни Боже и т.д. Во время пения этих стихов и происходит переоблачение священнослужителей из черных одежд в белые. Воскресение уже настает и Церковь приветствует Воскресающего стихом: «Воскресни Боже» и призывает Его правый суд. Диалог между чтецом и певцами есть как бы диалог между славословящим Воскресающего человечеством, т.е. Церковью и Самим Господом, произносящим Свой правый суд. Повторяя вечные заветы человеколюбия и правды Господь этим указывает на сущность деяний, без которых нет приобщения плодам воскресения. Сонм апостолов и святых («боги») есть подлинное существо Церкви; им дал Господь право вязать и решать. Они же передали это право церковной иерархии. За пением Воскресни Боже следует Евангелие от Матфея, зачало 115: «В вечер субботний». Конец. «До скончания века, аминь» ( Мф.28:1–20 ). Настоящее чтение является душой и смыслом настоящей службы и поистине благовестием в особом (χθ ξον) смысле. Здесь повествуется самое великое и самое радостное из всего, что когда-либо было и будет сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тогда Адам встал и сказал в изумлении всем бывшим много веков рядом с ним людям: «Друзья мои и чада мои, я слышу знакомый звук шагов; это тот звук, который я слышал и в тот роковой предвечерний час, когда я скрылся в райском саду из-за своего преступления. Если это действительно Тот Самый, и Он идет сюда к нам, то приободритесь, потому что приблизилось наше избавление!» Когда Адам еще говорил эти слова, Господь предварил его Своим явлением, показавшись ему в Своем богочеловеческом образе. Тогда ударяя себя в грудь, старец Адам воскликнул: «Господь мой со всеми нами!» Иисус отвечал ему: «И со духом твоим! Воскресни, творение Мое, воскресни, образ Мой, воскресни и восстань от мертвых и тебе воссияет Бог; воскресни, восстань, идем отсюда! Твое место не в аду, но на Небе. Я сотворил тебя не для ада, но для жизни, и от тебя позаим­ствовал твою природу, став твоим потомком и сыном, чтобы подарить тебе усыновление От­ца Моего. Воскресни, восстань, идем отсюда!»    Приведем по этому поводу некоторые мысли одного выдающегося церковного богослова. После того, как Бог «Слово стал плотью» (Ин. 1:14), в Теле Своем Он осуществил все домостроительство спасения мира, и таким образом Тело Его стало Церковью, в которой не­прерывно продолжается спасение мира от всех факторов, производящих смерть и тление. Это то, что подчеркивает и апостол Павел, когда говорит, что Спаситель действовал в его теле (ср. Флп. 1:20). Через свое вочеловечение Господь вводит нас в кровное родство с Со­бой. Новый Завет, утвержденный на Крови Богочеловека Христа, не есть завет, основанный на словах, либо научении, либо на законе, либо на заповеди или каком-то другом договоре, но это завет на Крови Бога и Человека, Крови, которая есть источник и причина всех живо­творящих и чудотворных сил, осуществляющих богочеловеческое домостроительство наше­го спасения. Слова Апостола: «Возглавити всяческая о Христе, яже на Небесех и яже на зем­ли в Нем» (Еф. 1:10) означают не что иное как вхождение во Христа, «охристовление» всего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Псалом преподобным, подвизавшимся на островах Господь воцарися, да веселятся острови. 13. 09. Обновление во Иерусалиме храма Святаго Воскресения Христа и Бога нашего Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во Гробе, яко мертва, положеннаго и со славою тридневно воскресшаго. Псалом 1. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его. 2. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. 1. Воста, яко спя, Господь, яко силен, и порази врагов Своих. 2. Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах врагов Твоих. 1. Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь. 2. Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего. 1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. 2. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. 1. Господь воцарися, в лепоту облечеся. 2. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. 1. Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. 2. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися. 1. Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. 2. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. 16. 09. Святой благоверной Людмилы, княгини Чешской Величание Величаем тя, святая благоверная княгине Людмило, и чтим мученическую Христа ради кончину твою. Псалом 1. Предзрех Господа предо мною, яко одесную мене есть, да не подвижуся. 2. Прилепихся свидениям Твоим, Господи. 1. Десница Господня вознесе мя. 2. Возлюбих заповеди Твои паче злата и топазия. 1. Судьбы Господни вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждша паче меда и сота. 2. Ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. 1. Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех. 2. Законопреступницы восташа на мя, и не предложиша Тебе пред собою. 1. Ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою. 2. Положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое. 1. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое. 2. Тебе ради умерщвляемся, вменихомся яко овцы заколения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010